GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова (Литература)



Средняя школа №43



Р Е Ф Е Р А Т
по литературе

Сын русской Вечности.
(Тематическое многообразие лирики
М. Ю. Лермонтова).



Выполнил:
Маркевич Дмитрий 11 «А»



г. Калининград
2001 г.

Оглавление:

I. Вступление. Личность Лермонтова.

II. Основная часть. Тематическое многообразие лирики Лермонтова.
1. Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни.
2. Дух творчества.
3. Политическая лирика.
4. Отношение к свому поколению.
5. Продолжение традиций декабристов.
6. Отношение к народу, к Родине.
7. Патриотизм в лирике.
8. Тема любви.
9. Преодоление разочарованности в жизни, стремление к
деятельности.
10. Тема назначения поэта и поэзии.
11. Философские проблемы. Отношение к религии.

III. Заключение. Значение лирики Лермонтова.
IV. Список литературы.



I. Вступление. Личность Лермонтова.
Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не
дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в
число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев
Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского
«Бородина».
В чем суть завещания будущему таких поэтов, как Лермонтов? Прежде
всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени,
добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда
остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам
в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более,
великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей
поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его
души и понять его как поэта и человека.»[1]

II. Основная часть. Тематическое многообразие лирики Лермонтова.
Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую
жизнь он создал огромное количество философских, патриотических
стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда
читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая
горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они
связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я
поэт другой эпохи».
В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот
вопрос он ответил всем своим Творчеством.

Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни.
В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального
одиночества: "Брожу один, как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях
проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны,
"где дружба дружбы не обманет,
любовь любви не изменит".
Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе
сменяются страстным монологом, направленным против "здешнего света",
равнодушного к "глубоким познаниям", славе, таланту, "пылкой любви
свободы". В произведении "Монолог", речь уже о многих: субъективное "я"
сменяется расширительным "мы":
"Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит".
Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым
светом. Образ "жизни чаши" типичен для ранней лирики Лермонтова и
достигает кульминации в стихотворении "Чаша жизни":

"Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!".
Не зря Лермонтов называл себя «сыном страданий». Образ "вечные
странники" даёт ключ ко всему произведению: "Мчитесь вы, будто, как я же,
изгнанники...". Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта:
"Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой".
Как и он, они вынуждены расставаться с родной стороной "милым севером".
Та же "чаша страданий". А дальше? "Нет, вам наскучили нивы бесплодные…".
Тучи никто и ничто не гонит, они никому не мешают. Тучи свободны от всего,
в том числе и от людских переживаний, страстей. Они – "вечно холодные". В
сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода,
которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от
участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я гоним, я не свободен,
но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как бы ни сильна была тоска,
её не променять на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому,
что нет Родины.

Дух творчества.
Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в
мир отвлечённых мечтаний. Эта же мысль развита в элегии зрелого периода
"Выхожу один я на дорогу...", принадлежащей "к лучшим созданиям Лермонтова"
(Белинский)[2]. Поэт взволнован величием, очарован торжественной тишиной и
покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы
видим "кремнистый путь", и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи.
Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей
противоречий. Здесь желание "забыться и заснуть" соотнесено с ночным покоем
земли, что спит в "сиянье голубом".
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к
человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к
своим грустным мыслям. Поэту "больно и... трудно" оттого, что нет "свободы
и покоя", но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь
промелькнувшую мысль о "холодном сне могилы". В заключительных строчках
стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.
Очень хорошо пишет балкарский поэт Кайсын Кулиев об этом
стихотворении и вообще о поэзии М.Ю.Лермонтова:
«Эти стихи так дороги мне не только потому, что они родились вблизи
родных мне вершин и блестит в них кремнистая горная дорога, по которой,
может быть, проходил мой отец и прохожу сегодня я сам, глядя на облака,
проплывающие над ней. Лермонтовский шедевр полон лунного света и
человеческой боли, света вечности и порыва к свободе. Невыразимы и
необъяснимы глубина раздумий и обаяние, пронзившие эти великие стихи!
Строка «и звезда со звездою говорит», полагаю, явилась одним из самых
замечательных открытий в мировой лирике»[3].
Находились люди, которые считали это лермонтовское чудо пессимистичным
произведением, которые утверждали, что поэт в нем отказывается от активной
деятельности и от жизни. Подобные авторы обычно пытаются лезть в учителя к
тем великим художникам, которые стали учителями человечества. Как можно
заниматься литературой и не понимать, что в приведенном выше шедевре
Лермонтова томится плененная душа одного из самых вольнолюбивых
художников, что в этих стихах живет дух протеста, желание вырваться на
волю. И потому так много в них боли и тоски. Эти чувства у больших
художников обычно выражаются не риторическими восклицаниями.

Политическая лирика.
Необыкновенная поэзия Лермонтова — это его завещание потомкам. Он
завещал людям не сгибать спины перед бенкендорфами, служил лучшим
человеческим идеалам, воплотил их в нестареющие художественные
произведения. Он спутник и соратник многих поколений в их борьбе за лучшую
жизнь.
Сегодня снова хочется вспомнить о том, что Лермонтов вошел в сердца
соотечественников в дни национального траура своей родины — в дни гибели
Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего
первого поэта, национального гения. Имя Лермонтова засверкало неожиданно,
как молния, оно ворвалось в дома скорбящей страны так же внезапно, как
ливень врывается в притихшие дворы. Мы знаем, каким событием стали сразу же
стихи «На смерть поэта». Их автор потряс друзей Пушкина и привел в
замешательство его врагов, вызвал ненависть всех тех, кто направлял на
Пушкина дуло дантесовского пистолета. Враги его учителя стали врагами
Лермонтова. Смелая борьба русской поэзии с душителями всего светлого и
мучителями угнетенной родины и народа продолжалась. После гибели Лермонтова
эстафета перешла к Белинскому, Некрасову, Чернышевскому, Добролюбову и
другим бесстрашным деятелям родной литературы. Как бы трудно ни
приходилось, все равно в исторической перспективе» победа осталась за
великой русской литературой.
Как удивительно, что гвардейский офицер, юноша бросил в лицо царя и его
окружения такие действительно железные стихи, полные гнева, угроз и
бесстрашия:

А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Игрою счастья обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед,
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Редко какой поэт бросал в лицо царскому правительству стихи такой силы
и откровенности, редко вызывали стихи в обществе такое волнение и тревогу,
как это сделало стихотворение Лермонтова. Оно прозвучало не только голосом
гнева и скорби, но и возмездия[4].
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать,
продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале Лермонтов
только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях. Во второй
части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина.
Его погубили "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов". В
этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати,
оказавшие услугу Николаю Первому в его кровавой расправе с декабристами.
Именно они таятся "под сенью закона". Поэт громко и открыто заклеймил
высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово,
стало известно имя Лермонтова, преемника традиций лучших представителей
дворянской интеллигенции первой четверти XIX века. В стихотворении «Смерть
поэта» отражена трагедия передовой мыслящей личности.


Отношение к свому поколению.
Этому стихотворению очень близко по теме и настроению другое – "Как
часто пестрою толпою окружен". Беспощадно и презрительно характеризует
Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя одиноко среди
них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Стихотворение
волнует не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит
духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.
В своем стихотворении «Дума» Лермонтов высказывает свои общие суждения
о поколении 30-х годов:

"Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно".
Поэта огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и
поздним их умом". Речь здесь идет об идейном наследии декабристов,
отвергнутом новым поколением.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее
надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью
поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,
ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поколение Лермонтова,
вступившее в жизнь после поражения декабристов, было обречено на
беспощадную растрату сил в условиях Николаевской реакции. Стихотворение
заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских
рассуждений:
"Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда".
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским
режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не может предпринять.
"Дума" воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского
самосознания.

Продолжение традиций декабристов.
Гражданская лирика Лермонтова продолжила традиции декабристов и
Пушкина. Поэт верил в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с
самодержавием. В стихотворении "Новгород", обращённом к декабристам, можно
найти такие слова:

"Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как всё тираны погибали!...".
Революционная тема в лирике Лермонтова сливается с темой личного
участия в общественной борьбе. Ради свободы порабощённого народа поэт готов
пожертвовать своей свободой и даже жизнью:
"За дело общее, быть может, я паду,
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу...".

Отношение к народу, к Родине.
Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту
родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются
неотъемлемой частью его лирических произведений. По словам Белинского, в
стихотворениях Лермонтова "говорит одно чувство, которое так полно, что не
требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства,
не нужно украшений"[5].
У Лермонтова "чистый" пейзаж почти отсутствует. "Серебристый ландыш",
"желтеющая нива", бегущий по оврагу "студёный ключ" предназначены для
создания вполне определённого успокаивающего настроения. Быстро бегущие по
небу тучи напоминают об изгнании. "С отрадой, многим незнакомой" смотрит
поэт на безбрежные леса и нивы, на степи и реки. Такое отношение к природе
связано с тем, что понятие Родины у Лермонтова не ограничивается только
родной природой. Оно неразрывно с понятием "народ". В первой строфе
стихотворения "Родина" это отразилось в нетипичном сочетании "странная
любовь" - любовь, не желающая воспевать казённый патриотизм, хотя и
признающая героическую историю России. Лермонтов прославляет Россию
народную. В последующих строфах разворачивается картина сельского труда,
проникнутая безотчётной, глубинной нежностью к русской земле, русскому
народу.
С утончённым мастерством в стихотворении воспето чисто человеческое
чувство Родины. Оно вытекает из каких-то очень широких представлений о
целостном облике родной природы, восприятия её выразительных примет и быта,
нравов простого люда. С удивительной точностью переданы могучие масштабы
России, её бескрайность, необозримость пространств. Здесь же ощущается
новое качество авторских эмоций. Вначале: "люблю – за что, не знаю сам".
Затем: "отрада, многим незнакомая", вызванная созерцанием уклада, нравов
"мужичков". В отличие от предшественников, Лермонтов выразил более тесную,
душевную связь с народным бытиём.
В этом произведении прозвучало оскорбительно-дерзкое, и вместе с тем
проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны – "немытая
Россия". Такого русская литература еще не произносила! Лермонтов, свободный
и гордый человек, не мог жить в "стране рабов, стране господ", быть под
постоянным надзором властей. И в то же время, он ненавидел Россию
безропотную, покорную, где царили беззаконие и произвол.
Уже само название содержит вызов. Ту Россию, которую официальная
власть именовала не иначе как "великая, державная", Лермонтов назвал
"немытой". Это – активная борьба за свои представления о справедливости.



Патриотизм в лирике.
Лермонтов с уважением относился к русскому народу. Особенно это
проявилось в стихотворении «Бородино»,которое молодой Лермонтов мечтал
понести на суд Пушкину, хотя и не был с ним знаком.
В рассказе старого солдата правдиво и драматично передан самый дух
сражения и, главное, донесено то живое чувство патриотизма, боевого
товарищества и готовности "до конца стоять", какое испытали в далёкий "день
Бородина" его участники.
О чём в первую очередь сокрушается солдат, вспоминая минувшее? Он
говорит о "плохой доле" тех, кто сложил голову на бородинском поле.
"Немногие вернулись с поля", защищая Родину. И первое слово солдата –
именно о них, потому что нельзя, вспоминая победу, забывать о погибших ради
неё. "Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя. Богатыри…"
Героическое поведение русских солдат поражает. Оно не только в словах:
"Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый", –
В большей степени оно в спокойствии, с каким русские воины занимаются
своим делом в ночь перед боем: ни страха, ни уныния, ни легкомысленной для
такого момента весёлости или беспечности. Каждый занимается делом, либо
отдыхает, набираясь сил. В ворчании старого солдата чувствуется восхищение
Лермонтова мужеством русских солдат, их внутренним достоинством,
патриотизмом и нам при чтении передаётся его точка зрения, его взгляд.
Прославляя героизм русского войска, патриотизм защитников Родины, Лермонтов
не скрывает огромных жертв и кровопролития, какие несёт война. "Плохая
доля" тех, кто остался лежать вечно на Бородинском поле, "гора кровавых
тел", бесчисленные раны оставшихся в живых – всё это вызывает скорбь.
Однако какой бы ужас ни несла война, она необходима и священна, если враг
пришёл на твою землю. И поэтому каждой строчкой Лермонтов воспевает
воинскую доблесть, стойкость и человеческое мужество. Готовность "постоять
головою за родину свою" – это то высшее для поэта человеческое начало,
которое делает человека человеком.
В другом стихотворение Лермонтов показал борьбу русского народа с
нашествием Наполеона, и снова чувство гордости за русский народ охватывает
Лермонтова. Он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей».
Один из них – "старый русский великан" – воплощает мощь и силу России,
а другой – "трёхнедельный удалец" – дерзновенную и самоуверенную удаль
наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы, что победа
достигнута.
Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как
будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь
отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому
Московскому Кремлю. "Старый русский великан" – воплощение силы всей Руси,
что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"?
Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость
пришельца "из далёких чуждых стран" – проявление безрассудной дерзости.
В стихотворении не изображён бой между двумя великанами: его не может
быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на
"русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но
тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал". Образ русского
витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила
противопоставлены дерзким притязаниям пришельца.
В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе "русского великана",
проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только
это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины –
излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о
трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой
Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани
лермонтовского мировоззрения – гуманность, снисхождение к побеждённому.

Тема любви.
В стихах о любви у Лермонтова всегда звучит печаль: «Любовь не красит
жизнь мою…»
В ранней любовной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных
настроений, тех "чудных мгновений", что воспеты Пушкиным. В стихотворении
"Стансы" ("Гляжу вперед сквозь ...") поэт пишет:
"Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою".
В стихах этого периода речь, прежде всего, идет о неразделенной любви,
об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга. Поэт, однако,
находит в себе нравственные силы, чтобы отказаться от личного счастья во
имя любимой:
"О нет! Я б не решился проклянуть!
Все для меня в тебе святое:
Волшебные глаза, и эта грудь,
Где бьется сердце молодое".
Разве не Лермонтов так нежно любил М.Щербатову? Как много сердечности
вложено в стихотворение, обращенное к этой прекрасной женщине. Помните: «На
светски цепи...»? Если даже взять одну только последнюю строфу, и то
увидим, какой серьезный и обаятельный образ женщины создал поэт:

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит ум даром.

Нет, такие стихи вызываются и рождаются только любовью. А «Мне
грустно, потому что я тебя люблю...» с их глубочайшей человеческой
нежностью? Пришлось бы сделать слишком длинный список! Нет, Лермонтов не
отворачивался от настоящих людей и был не мрачным меланхоликом, а великим
трагическим поэтом, которому каждый раз обжигало душу человеческое горе.
Другое дело, что он был исключительно требователен к жизни и людям, смотрел
на все с высоты гениального дарования. Иные путали и путают чувство
собственного достоинства с самовлюбленностью и чванством. Лермонтову в
высшей степени было присуще первое из этих человеческих качеств.
Он был человеком высокого ума, чести и благородства. С годами окрепла
вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил "родную душу", не
представлял себе жизнь без "друзей и братьев", деливших с ним радость и
горе. В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще
поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно
близкими людьми, о верности и преданности. Любовная лирика последних лет
почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по
мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе
чувство недоверия, прощать мелкие обиды. "Прощать святое право страданьем
куплено", - читаем в стихотворении 1841 года.
Лермонтов жил в тридцатые годы XIX в., в эпоху реакций после разгрома
декабристов. Многие разочаровались в жизни, отошли от борьбы. Не зря
Лермонтов осуждает свое поколение за бездействие. А вера «гордая в людей»,
в лучшую жизнь помогла поэту преодолеть разочарование и чувство
одиночества. Его странная натура рвалась к деятельности.
Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю
Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую жизнь помогала поэту преодолеть
разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к
деятельности, к героическому подвигу. В стихотворении "1831-го июня 11
дня" читаем:
"Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать".
Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в
обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого
поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел.



Преодоление разочарованности в жизни, стремление к деятельности.

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике.
Какой вздор! Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он
жил, а не жизнь в подлинном ее понимании, он не отрицал и не мог отрицать
смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое; в жизни. Он
ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова —
человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Не отказом
от жизни порождено стихотворение «На смерть поэта». Оно родилось в бою за
жизнь, в борьбе против ее врагов. Кто потерял веру в жизнь, тот не борется
и не сражается за нее, а существует, махнув рукой на все. Поэзия же
Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего
прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые
естественным образом стали мотивами его творчества. За жизнь больно только
тем, кто ее любит.
Лермонтов начал понимать бесплодность и бесперспективность
индивидуалистического Протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой
личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский
индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении
"Гляжу на будущность с боязнью..." он пишет:
"Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла".

Тема назначения поэта и поэзии.
Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его
внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические
герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом.
Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед
читателями. В них заключены редкая энергия и мужественная сила:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
В дни торжеств и бед народных.
Он отрицательно относился к поэзии, которая стоит в стороне от
общественной жизни. В стихотворении "Поэт" читаем:
"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?".
В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов
отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть
русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического
гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе
за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов
не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём.

Философские проблемы. Отношение к религии.
Говоря о философских проблемах творчества любого поэта невозможно не
определить его отношения к религии. Здесь важно не только то, что наряду с
научной философией религия является одной из составных частей
мировоззрения, но и то, что в силу специфики творчества поэты наиболее
часто обращаются к библейским мотивам и аллегориям. Такие обращения могут
допускать двоякое трактование и вести к весьма своеобразным выводам. Одним
из примеров служит работа И. П. Михайловой "Библейские мотивы в творчестве
М. Ю. Лермонтова".
Его религиозно-богоборческие переживания отличались большой
непосредственностью, внутренней независимостью и противоречивостью. Это
естественно для романтика-бунтаря, склонного презирать "суеверное"
послушание толпы и разговаривать с "высшей силой" на равных, отстаивая свою
личную исключительность и достоинство.
В лирике Лермонтова Бог представляется по-библейски всесильным, но
при случае на него возлагается ответственность за несовершенства
миропорядка и надломы в собственной жизни.
Поэт постоянно сомневается во всех существенных принципах библейской
веры. Так, в словах Демона: "Ждет правый суд: простить он может, хоть
осудит", - чувствуется сомнение в милосердии Божьем.
Противоречивы взгляды поэта на загробную жизнь. Так, строки из
стихотворения
"Не смейся над моей пророческой тоскою":
"Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый", -
дают право полагать, что Лермонтов уверен в загробном существовании.
Вместе с тем другие произведения говорят об обратном.
"Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя;
Ты говоришь: есть жизнь другая,
И смело веришь ей ... но я ?..
Оставь страдальца! - будь покойна:
Где б ни был этот мир святой,
Двух жизней сердцем ты достойна!
А мне довольно и одной", -
читаем мы в одном из ранних стихотворений.
Стихотворение "Молитва", обращённое к "всесильному", по существу
таит в себе противоположный названию смысл. С исступлённым чувством
утверждается здесь право быть преданным запретным религией порывам: "любить
мрак земли могильной с её страстями", "бродить в заблуждении уму", отдаться
"лаве вдохновения", "диким волнениям", "звукам грешных песен". На "тесный"
(!) "путь спасения" вступить можно, лишь преодолев себя: если "всесильный "
"угасит сей чудный пламень", "всесожигающий костёр", преобразит "сердце в
камень". Здесь явно противопоставляются путь скучного спасения и жажда
жизни.

Во многих стихотворениях Лермонтова ценностный мир в значительной
степени организован вокруг остро прочувствованной библейской символики с её
антитезами райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия,
невинности и грехопадения, но за ними стоит жизненно-поэтическое мышление
поэта, его мировоззрение. Таково раннее стихотворения "Бой". В нём
изображена фантастическая картина боя враждующих "сынов небес". Поэт
опирается на метафорическое изображение пейзажа с грозой, на канонические
формы образности ("черный плащ", "рыцари"), но возводит их на новый
уровень, облекая ассоциациями и создавая на их основе целостную картину
столкновения Добра и Зла.
Очень, очень трудно понять такого непонятного, противоречивого
поэта, как Лермонтов. Трудно определить, какой именно смысл вкладывал он в
то или иное свое произведение. Вот поэтому и воспринимают читатели
неоднозначно одни и те же строчки из поэтического наследия М. Ю.
Лермонтова.

Показательно стихотворение "Пророк" (1841г.) - одна из вершин
лермонтовской лирики, стилистически как бы изъятое из круга библейских
ассоциаций. Соединение достаточно легкомысленного содержания с библейской
образностью придает ему дополнительный оттенок озорства. Каждая фраза
стихотворения опирается прямо или косвенно на библейское сказание и
одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна
и вместе с тем символически многозначна. Т. Жирмунская в своей статье
"Библия и русская поэзия" пишет: "от победоносного глашатая Бога, носителя
высшей истины, не осталось и следа. Лишь мирная, не знающая людских пороков
природа внемлет лермонтовскому пророку. А венец творения - человек знать не
хочет никакого пророка. "Шумный град" встречает его насмешками
"самолюбивой" пошлости, неспособной понять высокого, аскетического
инакомыслия".
Итак, библейское решение проблем бытия не привлекало поэта.
Божественные силы в лирике Лермонтова выступают не как вершители судеб, а
скорее как красивые аллегории, позволяющие ярче осветить отношение Добра и
Зла, Любви и Ненависти, определить своё отношение к жизни.
У Лермонтова могучая энергия творчества. "Мой дух бессмертен силой",
- говорил поэт и называл свой гений "деятельным". "Так жизнь скучна, когда
боренья нет", "всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме", "борьба рождает
гордость", "мы боремся оба за счастье и славу отчизны своей", "я грудью шел
вперед, я жертвовал собою" - все это написано не "изгнанником небес", а
"еще неведомым избранником", пришедшим в русскую литературу с полным
энергии, ума и страсти стихотворением "Смерть Поэта", чтобы ее оживить,
противопоставить "вьюге зла" "лаву вдохновенья". Его стремительное,
напряженное творчество всегда отличалось "бурным вдохновением". Для
Лермонтова поэт - не просто выразитель "души пустынной", хотя и в этом была
своя немалая правда, но прежде всего "царства дивного всесильный господин".

Во "всесожигающем костре" дивных страстей и уединенных печальных дум
рождается эта удивительная энергия творчества.
"Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них".
Там, где есть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа,
вера, надежда и любовь, такой деятельный гений, - там демоны отчаяния и
одиночества отступают и начинает звучать слабый голос внутреннего человека,
добившегося наконец своей красоты и правды. Белинский вспоминал, что
Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые".

III. Заключение. Значение лирики Лермонтова.
Стихотворения, сделавшие Лермонтова поэтом – трибуном, содержат в себе
основные мотивы лирики. Конечно, это прежде всего мысль о высоком
гражданском служении поэзии. Это и чувство глубокой, благородной,
бескорыстной любви. Это и горькое переживание одиночества в пошлой и
равнодушной среде нередко принимающее у Лермонтова окраску «мировой
скорби». Это и протест против палачей «Свободы, Гения и Славы». Наконец,
это сыновнее чувство к Родине и народу, чьи сокровенные думы, мечты и
надежды так верно угадал и выразил великий национальный поэт Пушкин.
Разумеется, Лермонтов не повторял, а развивал, углублял, обобщал эти
мотивы. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о
времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались «из пламя и света», то
есть из чувств и мысли.
Когда я прочитал, что царь, узнав о смерти Лермонтова, бросил фразу :
«Собаке – собачья смерть!», я поразился. Можно ли так вообще сказать о
человеке, а тем более о великом поэте?
Чем больше я узнавал о Лермонтове, тем больше меня поражала глубина
мысли, талант и гениальность человека, который прожил всего 27 лет.
Лермонтов был гений. В этом его величие, поэзия его будет вечной. Его
стихи являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшим
значение до сих пор.



Список литературы.


1. История русской литературы. Под ред. Е.Н. Купреяновой, Л. «Наука»,
т.2, 1981г
2. Кайсын Кулиев. Так растет дерево.1975г.
3. М.Ю.Лермонтов в русской критике.. К.Н.Ломунова. - М.: Сов. Россия, 1995
г.
4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Под ред.
Б.М.Эйхенбаума. 1935-1938.
5. Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Лермонтова к
природе). 1979
6. И.Л.Андроников. Лермонтов. Исследования и находки. 1964
Сизова М. Из пламя и света. 1953.
7. Белинский. Стихотворения Лермонтова. 1984.
-----------------------
[1] И.Андроников Исследования и находки 1964г.
2 Белинский Стихотворения Лермонтова 1984 г. С18
[2] Кайсын Кулиев. Так растет дерево 1975 г.
[3] Кайсын Кулиев. Так растет дерево 1975 г.
[4] Белинский Стихотворения Лермонтова 1984 г.





Реферат на тему: Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 класс)

Перечень тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс средней (полной) школы
в 2002/2003 учебном году.
Темы сочинений по литературе XIX века.
1. Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)
(Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование,
оценка)1.
2. Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?2
Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А.
Жуковского «Море» и «Вечер»?
3. Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского.
4. Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана».
5. «На всех московских есть особый отпечаток». (Старая Москва в комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
6. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»).
7. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума».
9. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума»).
10. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
11. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
12. «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума».
13. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
14. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
15. Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 третьего
действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
16. Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и девы непорочны…»
(Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.С. Пушкина «К морю». (Восприятие, истолкование,
оценка).
17. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще быть может…».
(Восприятие, истолкование, оценка).
18. Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту» (восприятие, истолкование, оценка).
19. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
20. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?
21. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.
22. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
23. «Нет: рано чувство в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму
именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы»
(Ф.М. Достоевский).
25. Образ «страдающего эгоиста» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
26. Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
27. Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений
Онегин».
28. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений
Онегин»).
29. «… Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек…» (В.Г.
Белинский).
30. «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая,
страстная…»(В.Г. Белинский).
31. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»).
32. Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода 4 главы романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
33. Сон Татьяны. (Анализ эпизода из 5 главы романа А.С. Пушкина «Евгений
Онегин»).
34. Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
35. Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


1 Некоторые темы, включенные в «Перечень…», выпускник школы с родным
(нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант.
Такие темы даны в «Перечне…» под одним номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3
стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической
формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть
увеличено по усмотрению выпускника).
36. Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»?
37. Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
38. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование,
оценка).
39. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование,
оценка).
40. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» (восприятие, истолкование,
оценка).
41. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…». (Восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование,
оценка).
42. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…».
(Восприятие, истолкование, оценка).
43. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
(Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование,
оценка).
44. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». (Восприятие,
истолкование, оценка).
45. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
46. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
47. Образ возлюбленной в лирике М.Ю. Лермонтова.
48. «Одинок я – нет отрады…» (Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова).
49. Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Образ горянки в повести «Бела». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»).
50. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
51. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»).
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Белы? (По роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
52. В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
53. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни
земля…» (В.Г. Белинский).
54. Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»).
55. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы
«Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
56. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери»
романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
57. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
58. Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В.Гоголя
«Мертвые души»?
Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
59. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой
категории людей…» (В.Н. Майков).
60. Чиновники города NN. (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
61. Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
62. Быт и нравы губернского города NN. (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души»).
Знакомство Чичикова с городом NN. (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души»).
63. «… Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт,
подлинный провокатор жизни» (А. Белый).
64. Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
65. Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души»).
66. Столкновение экипажей. (Анализ эпизода 5 главы первого тома поэмы
Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода 6 главы первого тома поэмы
Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
67. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ эпизода 7 главы первого
тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
Беседа Чичикова с Маниловым. (Анализ эпизода 2 главы первого тома
поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
68. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4
первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
69. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
70. «Собрать в кучу все дурное…» (Сатирическое звучание комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор»).
71. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского. (По одной из
пьес: «Гроза» или «Бесприданница»).
Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
72. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
б) Тема «маленького человека» в А.Н. Островского «Бесприданница».
73. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
74. а) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе А.Н.
Островского «Гроза»).
Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом солнца в темном
царстве»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
б) В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского
«Бесприданница»?
75. а) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н.
Островского «Гроза»).
б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского
«Бесприданница»).
76. а) Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского
«Бесприданница».
77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия
драмы А.Н. Островского «Гроза»).
б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ сцены из 2 действия
драмы А.Н. Островского «Бесприданница»).
78. Стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие,
истолкование, оценка).
79. Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега…» (восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
(восприятие, истолкование, оценка).
80. Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
(восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
(восприятие, истолкование, оценка).
81. Стихотворение А.А. Фета «Поэтам». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.С. Пушкина «К морю». (Восприятие, истолкование,
оценка).
82. Тема любви в лирике А.А. Фета.
83. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую
душу…» (К.Д. Бальмонт).
84. Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.
85. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…». (Восприятие,
истолкование, оценка).
86. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!». (Восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
(Восприятие, истолкование, оценка).
87. Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).
(Восприятие, истолкование, оценка).
88. «Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или
природы…» (И.С. Тургенев).
89. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?
90. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.
91. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
92. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…».
(Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». (Восприятие,
истолкование, оценка).
93. Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час». (Восприятие,
истолкование, оценка).
94. Стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк». (Восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение Н.А. Некрасова «О Муза! Я у двери гроба…».
(Восприятие, истолкование, оценка).
95. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка).
96. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
97. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
98. «Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью
манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин).
99. «Некрасов – поэт страдания» (Ф.М. Достоевский).
100. Как представлена тема женской доли в лирике Н.А. Некрасова.
101. Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо».
102. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо».
Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».
103. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
104. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».
105. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо».
106. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
107. «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм,
трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И.С.
Тургенев).
108. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Основная проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
109. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
110. Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города»?
111. Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на
самодержавие.
112. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-
Щедрина.
113. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).
114. Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И.А. Гончарова
«Обломов»).
115. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа
И.А. Гончарова «Обломов».
116. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова. (По
роману И.А. Гончарова «Обломов»).
117. «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью
Ильича так, как мы его теперь знаем…» (А.В. Дружинин).
118. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным
всякому из нас…» (А.В. Дружинин).
119. Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ 10 главы второй части
романа И.А. Гончарова «Обломов»).
Сон Обломова. (Анализ 9 главы первой части романа И.А. Гончарова
«Обломов»).
120. а) Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и
дети»).
б) Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
121. а) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и
Аркадий.
б) Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо».
122. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По одному из романов: «Отцы и
дети» или «Дворянское гнездо»).
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети».
123. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
124. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева
«Отцы и дети»).
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем. (По
роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
б) Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева
«Дворянское гнездо».
125. а) Нужен ли России Базаров. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
б) Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману
И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»).
126. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».
Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
127. Образ русского воина - труженика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
128. Портрет, как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого
«Война и мир».
129. «В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над
силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» (Д.С.
Лихачев).
130. Картины жизни большого света в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
131. Правда о войне в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
132. Духовная высота «простого человека» в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».
133. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н. Толстого «Война и
мир»).
Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
134. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и
непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особую
физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными
чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский).
135. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
136. Тема «общей жизни» нации в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
137. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н.
Толстого «Война и мир»).
138. «Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка,
как граф Л.Н. Толстой» (П.В. Анненков).
139. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
140. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»).
Военные эпизоды в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
141. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и
мир», том 1, часть 2, глава 2).
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из
романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19).
142. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы, части 1, тома 1 романа
Л.Н. Толстого «Война и мир»).
143. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3,
тома 1 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное. (Анализ
эпизода из главы 1, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
144. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ главы 7, части 3, тома 4
романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
145. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3
романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из главы 8, части 4,
тома 2 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
146. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23
главы , части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
147. «Достоевский – художник … бездны человеческой, человеческой
бездонности» (Н.А. Бердяев).
148. «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до
конча, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н.
Страхов). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
149. «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого
страдания, безумия и порока, вместе с тем и величайший поэт евангельской
любви» (Д.С. Мережковский).
150. Красота человеческого поступка. (По одному из романов Ф.М.
Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»).
Столкновение теории и жизни в романов Ф.М. Достоевского:
«Преступление и наказание».
151. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф.М.
Достоевского «Идиот»).
152. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.
Достоевского. (По одному из романов: «Преступление и наказание» или
«Идиот»).
Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского:
«Преступление и наказание».
153. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
б) В чем своеобразие характера главного героя романа Ф.М.
Достоевского «Идиот»?
154. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (На примере
одного из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»).
155. а) Образ «вечной Сонечки» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М.
Достоевского «Идиот».
156. Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского. (По одному из
романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»).
157. а) Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»).
б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из
главы 7, части 2 романа Ф.М. Достоевского «Идиот»).
158. а) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8,
части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода
из главы 10, части 4 романа Ф.М. Достоевского «Идиот»).
159. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между
тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних
подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н. Толстой).
160. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее так, чтобы
она стала умнее, человечней» (К.И, Чуковский).
161. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л.Н. Толстой).
162. Каково отношение Чехова к формуле «среда заела»?
163. В плену каких иллюзий чаще всего находятся герои чеховских рассказов?
164. Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
165. Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.
Образ доктора Старцева в повести А.П. Чехова «Ионыч».
166. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
Человек и среда в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
167. а) Образ «вечного студента» Трофимова в комедии А.П. Чехова «Вишневый
сад».
б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».
168. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А.П. Чехова
«Вишневый сад»).
б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П.
Чехова «Три сестры».
169. Герои – «недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По одной из пьес:
«Вишневый сад» или «Три сестры»).
Комические образы и ситуации в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
170. а) Место образа Лопахина в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».
б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Три
сестры».
171. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века).
172. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному или нескольким произведением русской литературы
XIX века).
173. «Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений
русской литературы XIX века).
174. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н.М. Карамзин) (По
одному или нескольким произведением русской литературы XIX века).
175. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая
занимательная…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведением
русской литературы XIX века).
176. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В.Г.
Белинский). (По одному или нескольким произведением русской литературы
XIX века).
177. «Человек – это … - живая загадка» (С.И. Булгаков). (По одному или
нескольким произведением русской литературы XIX века).
178. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский). (По одному
из произведений русской литературы XIX века).
179. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д.И. Писарев). (По
одному из произведений русской литературы XIX века).
180. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким
произведением русской литературы XIX века).
181. «Ум – способность только материальная, душа же живет тем, что
нашептывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким
произведением русской литературы XIX века).
182. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя
перерастать» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведением
русской литературы XIX века).
183. «Счастья в жизни нет, есть только зарница его» (Л.Н. Толстой). (По
одному или нескольким произведением русской литературы XIX века).
184. «Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться,
и хотело бы заглушить побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По
одному или нескольким произведением русской литературы XIX века).
185. «Мысль бывает светла только когда озаряется внутри добрым чувством…»
(В.И. Ключевский). (По одному или нескольким произведением русской
литературы XIX века).
186. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В. Гоголь). (По
одному или нескольким произведением русской литературы XIX века).
187. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или
нескольким произведением русской литературы XIX века).
188. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н.
Федоров). (По одному или нескольким произведением русской литературы XIX
века).
189. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный –
невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведением
русской литературы XIX века).
190. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н.<

Новинки рефератов ::

Реферат: Мой любимый менеджер (Менеджмент)


Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований (Социология)


Реферат: Теория электрических цепей (Радиоэлектроника)


Реферат: Работа с командами операционной системы MS - DOS (Программирование)


Реферат: Гражданское право (шпора) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Товароведение и экспертиза серебристо-черной лисицы (Сельское хозяйство)


Реферат: Божественный порядок в семье (Религия)


Реферат: Абиогинез. Возникновение жизни на Земле (Биология)


Реферат: Понимание речи (Программирование)


Реферат: Жизненный цикл продукта (Налоги)


Реферат: Иван 4 (Грозный) (Исторические личности)


Реферат: Розробка бізнес-плану МПП СОФ (Менеджмент)


Реферат: Шляхи формування правової держави в Україні (Теория государства и права)


Реферат: Налоговая система Швеции (Право)


Реферат: Почва, ее состав и особенности (Биология)


Реферат: Воздействие человека на природу (Биология)


Реферат: Исследование системы программного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя (Психология)


Реферат: Питательные среды в микробиологии (Биология)


Реферат: Жизнь и смерь Курта Кобейна (Музыка)


Реферат: Социология как наука. Предмет и функции социологии (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист