GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России (Социология)




МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАЦИОННО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


кафедра социальной работы



ЧИЖИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА



ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



Дипломная работа



Допустить к защите Научный
руководитель


Декан факультета социальных кандидат
исторических наук,
технологий отделения доцент
дистанционно-заочного обучения
профессор

Л.И.Кононова
А.С.Госпорьян

______________________________
____________________________
“_____”__________________2000 г.
“_____”_________________2000 г.



Москва 2000



ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ



ВВЕДЕНИЕ
2-4


ГЛАВА I
Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого
возраста.

1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты
пожилых людей. 5-11

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их
отражение в государственной социальной политике. 12-22



ГЛАВА II
Анализ эффективности работы центров социального
обслуживания и повышение их роли ( на примере г.Москвы)


2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной
защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите.
23-27



2.2. Новые методы работы центров социального обслуживания
28-48


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49-51


ЛИТЕРАТУРА
52-54



ПРИЛОЖЕНИЯ
55-60



ВВЕДЕНИЕ


Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку,
осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов
производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к
экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных.
Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно правильным выходом было создание и
развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли
обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

Государственная социальная политика была сориентирована на
гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые
оказались в экстремальной ситуации.
Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в
формировании и развитии нового направления социального обслуживания
населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался
относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан
оказывались и ранее.1
Социальное обслуживание населения можно рассматривать как
социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам
в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей
жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к
самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места
жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.),
которую он не может преодолеть самостоятельно.2
Определенная нормативно-правовая база организации социального
обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в
начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла
реорганизация, в Москве и других городах были созданы центры социального
обслуживания пенсионеров и инвалидов.
Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном
Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных с
развитием системы социального обслуживания предопределена следующими
факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным
положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- проблемность развития системы социального обслуживания.
Следовательно, актуальность дипломной работы обусловлена
необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его
наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.

Первый раздел дипломной работы определяет наиболее острые
проблемы пожилых людей. Раскрывается их сущность: рассматривается состояние
и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии
оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего
государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.

Второй раздел диплома посвящается работе центров социального
обслуживания г.Москвы. Рассматривается деятельность его структурных
подразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения.

Цель данной дипломной работы - раскрыть сущность проблем
развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной
России и определить пути их решения.

Решению этой цели служат следующие задачи:
- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке
граждан пожилого возраста;
- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;
- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в
государственной социальной политике;
- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и
повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере
г.Москвы);
- предложить меры по усовершенствованию управления деятельности Комитета
социальной защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите;
- новые методы работы центров социального обслуживания;
- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми
людьми, какие меры предпринимаются Правительством Москвы и Комитетом
социальной защиты населения Москвы для оказания социальной помощи
пенсионерам и инвалидам;
- определить место и роль центров социального обслуживания в системе
социальных служб.

Объектом исследования является система социального обслуживания
пожилых людей (центры социального обслуживания г.Москвы).

Предметом исследования - является исследование проблем
развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания
пожилых людей на примере г.Москвы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной
защиты пожилых людей.

Распад Советского Союза обернулся для нашей страны образованием
нового государства с меньшим количеством населения, сократившегося с 289
до 147 млн. человек, с расчленением основного государствообразующего
этноса, с урезанной территорией, с разрывом вековых духовных,
экономических, политических, социальных и иных связей.3
Новая реальность самым непосредственным образом воздействует на
содержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны и
общества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненные
ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений
прагматической этики и приоритета материального успеха, а также
признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевную
гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.4
На эти традиционные особенности российского мышления наложили свой
отпечаток многие годы жизни при социализме , когда существовала более
полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в
завтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировало
иждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - без
средств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получение
ими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос.
Проблема состоит в том, что в механизмах взаимодействия личности,
семьи и общества, существует огромное число уникальных моделей отношений.
Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствами
человека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е.
свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственных
процессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянами
переходный период уникален по степени напряженности социально-личностных
отношений, по динамизму перемен.
Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества,
определяющим социально-экономический статус человека и семьи, является
состояние и характер существующих общественных отношений.
В условиях зарождения и развития рыночных отношений наиболее
острыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативных
воздействий рынка.
Логика развития рыночных отношений выдвигает на первый план
социальной защиты людей, находящихся за пределами рынка и не имеющих
возможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни.
Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует в
сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной
справедливости, актуальных для всех исторических периодов:
- производственная справедливость, которая содержит предъявленные к
человеку со стороны общества требования необходимости полезной
деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне
производства: старики, дети, инвалиды и др.;
- распределительной справедливости, которая предполагает
ответственность общества перед человеком цивилизованного гражданского
общества.
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей
пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей
численности населения России за последние годы значительно выросла и
сегодня составляет примерно 20%.5 Ученые, занимающиеся проблемами
народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет
продолжаться еще не одно десятилетие.
Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же,
несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий,
которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000
учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в
постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях.
Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-
профилактических учреждениях.6
Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяют
более эффективно использовать выделенные государством средства и
достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых.
1999 год был объявлен ООН как год пожилых людей, что является
признанием людей, вступивших в период "золотой осени", а также показателем
необходимости улучшения социальной, медицинской и других видов помощи
престарелым гражданам со стороны общества.
Следует также признать, что большая группа наших граждан,
представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной,
социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди,
прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать
всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало).7
Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие.
Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что,
конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его
уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка
пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями,
различными фондами играет очень большую роль.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества
являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а
также качество оказываемой им помощи и поддержки.
Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном
уровне осуществляется по трем основным направлениям:
-социальная защита (предоставление старым людям льгот и
преимуществ),
-социальное обслуживание
-организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на
государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает
гарантированное предоставление зако-нодательно установленных пенсий, услуг
и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными
нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и
возможностей решаются вопросы допол-нительного повышения уровня
обеспечения сверх госу-дарственного. По усмотрению местных органов
возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже
закрепленных в законодательстве. 8
Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с
появлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущие
годы, начиная с 1995 года.
Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы
является, с одной стороны, кризис неплатежей, с другой – ее несоответствие
изменившимся социально-экономическим условиям в стране.
Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические
отношения базировались исключительно на государственной (общенародной)
собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и
народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались
многие , несвойственные для нее задачи.
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать
предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход
от всеобщей распределительной системы к смешенной системе пен-сионного
обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы
финансирования пенсий. 9
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей
распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного
обеспечения, которая включает в себя :
- государственное пенсионное страхование – ведущий элемент
системы , по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от
страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет
государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет
текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет
средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на
накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения ;
- государственное пенсионное обеспечение для отдельных
категорий граждан, а также для лиц, которые не преобрели права на пенсию
по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального
бюджета ;
- дополнительное пенсионное страхование (обеспечение),
осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а
в случаях , установленных законодательством Российской Федерации, -
обязательных страховых взносов.10
Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее с
момента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы
системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело к
необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.11
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста , инвалидов,
представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных
граждан в социальных услугах.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг
(уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой,
социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в
профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга,
содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются
гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях
социального обслуживания независимо от форм собственности.12

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидаи
возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной
справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям
и других обстоятельств.13
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность
получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей
социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные
перечни гарантированных государством социальных услуг.
Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей
потребности населения – одна из важнейших задач государства в период
становления социально- ориентированной рыночной экономики.
Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон –
представителей законодательной власти, исполнительных органов,
исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно
реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального
обслуживания населения.



1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в
государственной социальной политике.

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы
пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении
продолжительности жизни.
Средняя продолжительность жизни - величина переменная,
свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на
предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя
продолжи-тельность жизни является обобщенным критерием, определяющим как
присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и
влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния
здравоохранения, достижений науки.
Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерации
резким падением средней продолжительности жизни населения.
В 1992-93гг. средняя продолжительность жизни у мужчин была 59 лет
и у женщин 78,7 года.14 По этому основному показателю состояния качества
жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из
последних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительности
жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин
.
Несомненно влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для
многих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось на
пенсионерах.
Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные
проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и
личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед
пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к
категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной,
социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и
физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной
активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с
наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и
затрудняющего адекватный контакт с ним. 15
Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни
и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в
результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей
в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к
возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,
изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе
всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим
фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным
существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и
болезненнее психическая перестройка.
Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей
и максимального продления их независимой и активной жизни в старости,
вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой
деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и
общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-
бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.
Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также
и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий,
низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении
работы на дому.
Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное
разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее
поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто
пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу
справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная
ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на
себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни
женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще
всего заканчивается женским одиночеством.
Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания,
адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том
числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых
людей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью,
возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из
дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но
нужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его
семье.
Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но
объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации -
являются продуктами социальной среды.
Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту.
Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.
Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди
нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют
собой специфический объект социальной работы. В России около 23%
населения являются пожи-лыми и старыми людьми, и тенденции увеличения
части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится
очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет
общегосударственное значение.
По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60
лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100
миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз,
тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи с
этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же
прогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет.
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и
социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы,
направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились
под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными
общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или
ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики
особого направления - геронтологической политики, касающей благосостояния
и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими
условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем
развития общества в целом, его культурой.
Особенность социальной политики государства в современных
условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной
защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита
на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных
мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых
за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых
фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий,
традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает
избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в
экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике,
содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в
настоящее время социальная стратегия государства направлена не на
абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно
на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи
прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым
традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой
бедности. 17
Анализируя накопленный опыт работы по социаль-ной поддержке
москвичей за последние годы можно констатировать следующее.
Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры по
социальной поддержке жителей города позволили сформировать устойчивую,
гарантированную систему социальной защиты населения на городском и районном
уровнях, имеющую целенаправленный, адресный характер.
В современных социально-экономических условиях, к сожалению,
постоянно снижается жизненный уровень "экономически неактивной части
населения", а в Москве это почти каждый третий житель (только в
органах социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и
пособий). Проводимая Правительством Москвы социально ориентированная
политика позволяет сохранять в городе необходимую социальную стабильность.
Основные меры социальной поддержки, осущест-вляемые
Правительством Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мер
социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.
Намеченная на 1999 год программа мер социальной защиты жителей
Москвы полностью выполнена. 18
В целом на ее реализацию направлено около 45% всех бюджетных
расходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципального
жилья и расселение жителей из районов с пятиэтажной застройкой - 3,5
млрд.руб., дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготных
категорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1
млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1
млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальной
защиты москвичей дополнительные ассиг-нования направлялись на бесплатное
лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям.
С января 1999 года в Москве в основном реализован Федеральный
закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно получили
570 тысяч ветеранов войны и труда, льготы по оплате радиоточки и
телеантенны - 1,3 млн.ветеранов, на что из городского бюджета допол-
нительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реали-зацию этого закона
городом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средств
федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за
телефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Москов-ская
городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.
Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержке
пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года)
способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября
1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателей
городских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года
1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2
млрд.руб.
Продолжалась работа по предоставлению инвалидам различных
реабилитационных услуг и технических средств. В 1999 году инвалидам
бесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-
ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также
выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".
Для адресной социальной поддержки малообес-печенных персионеров и
семей с детьми в 1999 году активно привлекались внебюджетные средства
префектур адми-нистративных округов, районных управ, благотво-рительных,
некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальных
фондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти цели
направлено более 1,2 млрд.руб.20
О резком падении жизненного уровня пожилых граждан
свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации
захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.
В 1999 году продолжалась выплата городских доплат к пособию на
погребение и предоставление отдельных бесплатных ритуальных услуг ГП
"Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн.
рублей.
Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом
их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим
категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ,
инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж
для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в
годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время,
Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.
Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых
граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали
себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и
инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.
В 1999 году продолжалось решение задачи по созданию центров
социального обслуживания в каждом районе города. На сегодняшний день в
городе практически завершена работа по выполнению Программы развития сети
центров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112
центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальный
комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном
административном округе.
Для обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов при
ЦСО создано 916 отделений социального обслуживания, которые в 1999 году
оказали различные социальные услуги на дому более 115 тыс. (Приложение №1
и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи. За последние
годы получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания на
дому, которые предназначены для оказания социальной и медицинской помощи
одиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.
Всего в городе создано 19 таких отделений, которые оказывают помощь почти
1200 человек.
В настоящее время при ЦСО функционируют 140 отделений дневного
пребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс.
пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание,
доврачебная медицинская помощь, ЛФК, массаж, парикмахерские услуги,
культурно-досуговые мероприятия. 21
Почти во всех центрах социального обслуживания функционируют
отделения срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделения
обратилось более 350 тыс. человек, из них 93 % граждан получили различную
адресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение
№3.
В 1999 году продолжилась работа по обеспечению малообеспеченных
граждан бесплатными горячими обедами и продуктовыми наборами. Ежедневно
горячее питание получают 3985 чел., а продуктовые наборы ежемесячно - 19
тыс. человек. С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневного
пребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека,
а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза).
В целях выявления нуждающихся в социальном обслуживании,
работниками центров в 1999 г. проведено массовое обследование всех
одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста. Всего обследовано
81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9 тыс. одиноких
пенсионеров дополнительно взяты на социальное обслуживание. По
результатам обследования была выявлена группа лиц, которая в данное время
не нуждающихся в прикреплении к социальному работнику, но в любой момент
этот вид услуги им может потребоваться. Центрами социального
обслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этой
категории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания на
дому, а также оказания других видов социальной помощи. Граждане,
вошедшие в "группу риска", при обследовании получили памятки с телефонами
и адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях.
В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность
приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных
граждан по сниженным ценам. Программа торгового и бытового обслуживания
малообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетом
социальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами
и комитетами Правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями,
и рассмотрена на заседании Правительства Москвы 8 декабря 1998г.
Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового
обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных
финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских
организаций. Одним из путей реализации данной программы является
организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах
социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях
социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и
услуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных в
прейскурантах.
Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры по
социальной поддержке и реабилитации инвалидов, обеспечению их нормальной
жизнедеятельности и интеграции в общество. Правительством Москвы
поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской,
профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в
бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию
Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов Москвы, которая
включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-
бытовой адаптации инвалидов.
С 1 июля 1998 г. введены 50 % скидки по оплате жилья и
коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда,
проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда,
проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их
иждивении. Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров -
ветеранов труда. 22
Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных
Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.
Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными
льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы
по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование
телефоном для отдельных категорий ветеранов.
Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном
объеме требуется дополнительно 461,51 млн. руб. в год. Вопрос о
включении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно не
решен.
С 1 февраля 1998 года, с целью устранения диспропорции в уровне
пенсионного обеспечения 2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по сравнению с
женщинами-участницами ВОВ, им установлены аналогичные доплаты к пенсиям,
на что израсходовано более 2,2 млн. руб. 28 мая 1998 года Мэром Москвы
принято решение об установлении лилипутам (карликам) ежемесячной доплаты к
пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости.
С 1 июля 1998 года в полтора раза увеличены ежемесячные доплаты к
пенсиям по старости родителям погибших военнослужащих срочной службы
и одновре-менно такая же доплата распространена на родителей
военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших при
исполнении обязанностей службы (2 млн. руб.).
Осуществление перечисленных мер позволило, наряду с финансированием
социальной защиты из городских источников, более гибко реагировать на
социальные нужды жителей своей территории, оказывая адресную социальную
поддержку.
Проведенное исследование показало, что система срциального
обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной
защиты населения, государственной социальной политики. Существующие
законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и
пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение
эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает,
что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается
увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.



ГЛАВА ВТОРАЯ


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ИХ РОЛИ (на примере г.Москвы)



2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной
защиты населения Москвы и окружных Управлений социальной защиты населения
по социальной защите (на примере работы Комитета и Управления социальной
защиты населения Северного округа).

В г.Москве социальная защита малоимущих слоев населения
осуществляется под непосредственным руководством Комитета социальной защиты
населения Москвы совместно с десятью Управлениями социальной защиты
населения административных округов. (Прил. №5)
Комитет социальной защиты населения Москвы является отраслевым
органом исполнительной власти (городской администрации), в свою очередь
Управление социальной защиты населения Северного округа является органом
управления, которые совместно обеспечивают в пределах своей компетенции
проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых
граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных
нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Комитет и Управление, а также другие органы и учреждения социальной
защиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г.Москвы.
Комитет и Управление действуют на основании утвержденного
Положения и руководствуются в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами и законами г.Москвы, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра и Вице-мэра,
постановлениями Правительства Москвы, указаниями Министерства труда и
социального развития РФ, а также своим Положением.
Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
Московской городской Думой, органа-ми исполнительной власти
г.Москвы, отделением Пенсион-ного фонда РФ по г.Москве, государственными
внебюд-жетными фондами, органами местного самоуправления, федеральными и
городскими общественными организа-циями.
Управление же осуществляет свою деятельность под руководством
Комитета, предоставляет ему финансовую и другие виды отчетности по
деятельности Управлений социальной защиты населения (УСЗН),
Муниципальных управлений социальной защиты населения (МУСЗН), Центров
социального обслуживания (ЦСО) и бюро медико-социальной экспертизы.
Управление Северного округа работает в тесном контакте с Комитетом
и префектурой своего округа, Комитет и Управление совместно
разрабатывает Программу по социальной поддержке малоимущих слоев населения
округа в связи с празднованием Международного года пожилых людей, в 1997г.
была разработана Комплексная программа по развитию сети центров социального
обслуживания, укреплению материально-технической базы учреждений социальной
защиты населения
по улучшению материально-бытового обслуживания малоимущих групп населения
на 1997-2000 гг. Необходимость разработки данной программы и создание
новых центров объясняется прежде всего тем, что, например, количество
граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на дому в Северном округе,
по сравнению с 1994г., увеличилось в двое. На сегодняшний момент в ЦСО
состоит на обслуживании 12127 человек.
В штате Управления Северного округа, помимо начальника
Управления, есть два заместителя начальника по общим вопросам, по
координации деятельности ЦСО и МУСЗН, два главных специалиста по работе с
МУСЗН и ЦСО, ведущий специалист по работе с бюро медико-социальной
экспертизы. Ведущий специалист по работе с лицами без определенного места
жительства из числа бывших москвичей, находится в постоянном тесном
контакте с тремя приемниками-распределителями округа. В даль-нейшем этим
лицам, если они достигают пенсионного возраста оформляется пенсия,
желающим помогают разместиться на постоянное проживание в Центр социальной
реабилитации Работники УСЗН Северного округа полностью несут
ответственность за работу подведомст-венных организаций и учреждений,
осуществляют постоян-ный контроль деятельности служб ЦСО и МУСЗН,
распре-деляют поступающие финансовые средства из Отделения Пенсионного
фонда по г.Москве, а также средства фонда Префектуры и контролируют их
использование.
Комитет и Управление являются юридическими лицами, имеют
самостоятельный баланс, текущие и расчет-ные счета в учреждениях
банков, печать с изображением Герба г.Москвы и своим наименованием, а также
соответствующие печати, штампы и бланки.
Совместно с Бюро медико-социальной экспертизы Управление организуют
работу в соответствии с новым Положением о районном (межрайонном)
бюро медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Комитета от
25.11.97г. N227, принимают меры к укомплектованию Бюро
квалифицированными специалистами, такими как врач-реабилитолог,
психолог, социальный работник, в связи с возложенными на Бюро новыми
функциями по формированию и корректировке индивидуальных программ
реабилитации инвалидов, а также контроля за их реализа-цией.
Если же рассматривать проблему обеспечения кадрами в органах
социальной защиты, то все это можно представить следующим образом.



Сведения о работниках системы социальной защиты населения
Л(L)[+/-] на 1999г.



|Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес|
|организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть |
| | | | |кадров в|
| | | | |% |
|Комитет соц. защиты |1 |287,5 |257 |9 |
|населения Москвы | | | | |
|Окружное Управление |10 |233,25 |207 |18 |
|соц. защиты населения | | | | |
|Муниципальное |97 |4758,75 |4312 |19 |
|управление (МУСЗН) | | | | |
|Центры (ЦСО) |113 |19998 |14510 |33 |
|Главное бюро |1 |130 |68 |24 |
|Медико-социальной | | | | |
|экспертизы | | | | |
|Медико-социальная |10 |810 |473 |21 |
|экспертиза | | | | |
|Стационарное учреждение|38 |10680,2 |5451 |30 |
|Центры помощи семье и |5 |233,5 |152 |38 |
|детям | | | | |
|Социальные приюты для |2 |193,5 |102 |75 |
|детей и подростков | | | | |
|Учреждения для лиц БОМЖ|6 |142,5 |65 |91 |
|Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес|
|организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть |
| | | | |кадров в|
| | | | |% |
|Дирекция по управлению |1 |78,5 |38 |16 |
|комплексом соц. жил. | | | | |
|домов «Митино» | | | | |
|Моссоцгарантия |1 |76 |76 |13 |
|Опытно-экспериментальны|1 |102 |71 |11 |
|й центр | | | | |
|Московский центр |1 |10,5 |6 |- |
|технических средств | | | | |
|реабилитации | | | | |
|Итого: |287 |37734,2 |25788 |30 |



В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что одной из
важнейших задач Комитета и управлений по подготовке кадров, является
проведение курсов по повышению квалификации работников различных служб.
Проведение обучения специалистов различных отраслей, не только по правовым
вопросам социального обеспечения, но и по вопросам оказания помощи
населению в экстремальных ситуациях, а также по различным аспектам работы
с пожилыми людьми и инвалидами. Можно также предположить, что
совместное сотрудничество с Московским Государственным Социальным
Университетом по данной проблеме, являлось бы одним из наиболее удачных
вариантов решения проблем обеспечения квалифицированными кадрами.



2.2. Опыт работы центров социального обслуживания. (отделения
дневного пребывания - опыт работы ЦСО "Митино" и ЦСО "Дмитровский", новые
формы и методы работы в Экспериментальном центре социального обслуживания
Юго-Восточного административного округа)

Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов
свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными
категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите
со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого
возраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение
всей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные похороны".
Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их
молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли
уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют
"обузу для трудового населения".
В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защиты,
особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание
активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней
социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в
посильной трудовой деятельности.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для
оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих
оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных
форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное
обслуживание на дому.
Эта форма социального обслуживания впервые была организована в
1987г. и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В
настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания в
ЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилого
возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и
социальный статус, защитить их права и законные интересы.
Отделениях социального обслуживания (ОСО) осу-ществляют свою
деятельность в соответствии с Терри-ториальным перечнем гарантированных
государством со-циальных услуг, утвержденных Правительством Москвы от
11.07.96г. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- помощь в приготовлении пищи;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой
необходимости;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой
программы целевых программ и территориальных программ обязательного
медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и
террито-риальных программ обязательного медицинского страхова-ния,
оказываемой государственными и муниципально про-филактическими
учреждениями;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения;
- оказание психологической помощи;
-посещение в стационарных учреждениях здравоохра-нения в целях
оказания морально-психологической поддерж-ки;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в
лечебно-профилактические учреждения.
В соответствии с примерным Положением о центрах социальное
обслуживание осуществляется для временного (до 6 месяцев) или
постоянного оказания социально-бытовой и социально-медицинской помощи в
надомных условиях. Отделение создается для обслуживания не менее 120
человек, проживающих в городе, и не менее 60 человек, проживающих в
сельской местности.
Обслуживание на дому в г.Москве, производится бесплатно, в
основном вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелым
гражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам,
близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянии
осуществлять за ними уход.
В итоге, к основным видам деятельности отделения можно отнести:
- организация и выявление в зоне обслуживания малоимущих
граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;
- оказание социально-бытовой, социально-медицин-ской и др. видов
помощи;
- содействие в предоставлении льгот и преимуществ, установленных
действующим законодательством.
В трудное время для нашей страны работа социальных служб должна
сводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально-
бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи
(выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовные
потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной
категории населения являются для них крайне необходимым.
Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать
трудности в работе отделения социаль-ного обслуживания на дому, что в свою
очередь отражается на качестве обслуживания граждан.
Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и
инвалидами на дому прежде всего опреде-ляется выносливостью и физической
силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работ-
ника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими
нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых
нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного
подопечного за одно посещение - до 7 кг.
Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение
он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1,
ставки (12 человек) - 84 кг.
По последним нормативным документам социальный работник должен
посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или
просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в
неделю.
Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит
(при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг -
при работе на 1,5 ставки.
Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане,
выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По
оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент
зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это
получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь
близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат
минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов
первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.
Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу
сотрудников при следующих вариантах:
- в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии
автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения
и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только
10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в
каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.
- в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту
ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая,
вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с
помощью сил работников центра.
Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка
любого центра социального обслуживания. Главная задача - обеспечение
общения пожилых людей и инвалидов, обеспечение их активного образа жизни,
адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как вид
полустационарного социального обслужи-вания он включает в себя социально-
бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организацию
их питания и отдыха.
Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких
пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на
4 недели (в некоторых случаях на 2 недели).
Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с
утвержденным Положением о центре социального обслуживания.
Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии с
утвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин.
Сотрудники отделения встре-чают своих посетителей уже при входе в центр,
после чего их проводят по центру и знакомят с его работой.
Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих
пенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения.
В каждом центре тщательно продуманно оформление, интерьер
создает домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнь
как самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут
ознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведении
мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии,
посвященные работе ОДП.
Администрация центра, в лице его директора, знакомится с
группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных
видах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП.
После этого обслуживаемым предлагают посетить медицинский
кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет
артериальное давление, рассказывает о различных медицинских препаратах,
применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствия
оказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующим
вопросам.
Для желающих посещать зал лечебной физкультуры медицинская сестра
проводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначении
различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться
физическими упражнениями, необходимыми для восста-новления утраченного
здоровья вследствие перенесенных операций или стрессовых ситуаций.
Каждый Центр социального обслуживания находит свои особенные
подходы в работе с пожилыми людьми, посещающие ОДП.
Так в центре "Дмитровский" Северного адми-нистративного округа
работает фитобар . Волшебный целительный чай из различных лекарственных
трав, который заваривается под контролем медицинской сестры, пользуется
большим спросом у посещающих отделения пенсионеров, т.к. по их словам
этот чай значительно улучшает их самочувствие, придает им сил и бодрости до
конца дня.
Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной трудовой
деятельности в центре "Дмитровский" работают кружки по интересам. Занятия
в кружках являются самым любимом делом для посещающих отделения. Многие
пенсионеры вкладывают в это дело всю свою любовь и умение, а их работы,
представленные на выставках, пользуются большим успехом и вызывают
восхищение у посетителей.
Работает кулинарный кружок . Посещающие этот кружок обмениваются
рецептами приготовления блюд. Организуется конкурс на лучшее приготовление,
для чего все желающие приносят готовые блюда, приготовленные по
собственному рецепту. Выбирается жюри. Под музыку проводится парад блюд,
каждый участник представляет свое блюдо, делится рецептом его
изготовления и затем предлагает для пробы присутствующим. Победителям
вручаются призы - поделки, изготовленные кружковцами.
Кроме этого в ЦСО проводятся конкурсы (на лучший бальный танец,
лучшее исполнение песни, стихов и т.д.) с вручением призов, изготовленных в
кружках.
В центре "Митино" Северо-Западного администра-тивного округа,
совместно с лечебно-физкультурным диспан-сером, (1 раз в квартал)
оказываются такие медицинские услуги как ЭКГ и УЗИ. Они проводятся по
предварительной записи желающих, которую осуществляет медицинская сестра
отделения. После обследования даются консультации и рекомендации врачей,
что в значительной степени помо-гает обслуживаемым узнать о состоянии
своего здоровья и правильно определить в дальнейшем методы лечения
различных заболеваний.
С целью расширения социально-бытовых услуг для пожилых и
нетрудоспособных граждан с июля 1997 г. организована парикмахерская. Режим
работы её с 9-00 час. до 18-00 час. Услугами парикмахерской пользуются не
только лица посещающие ОДП, но и пенсионеры и инвалиды, которые
обслуживаются на дому социальными работниками. Данный вид помощи помогает
многим малоимущим гражданам получить необходимые парик-махерские услуги.
Пенсионеры дают этому начинанию хорошую оценку, о чем свидетельствует
большое количество благодарностей, получаемых от них.
Для любителей чтения в центрах работает библиотека, дополнительно
выписываются журналы и газеты такие как: "Российская газета", "Московская
правда", "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Медицинская газета",
"Социальная защита", "Социальное обеспечение". Многие пенсионеры сами
приносят различные книги в фонд библиотеки.
В ЦСО "Митино" более 4-х лет работает кружок флористики
"Природа и фантазия" . Занятия в кружке прово

Новинки рефератов ::

Реферат: Отечественная история (полный курс) (История)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Лжедмитрий 1 (История)


Реферат: Зрительное восприятия при работе с ЭВМ (Спорт)


Реферат: Группа "Сплин" (Музыка)


Реферат: История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума (Педагогика)


Реферат: Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку (Педагогика)


Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


Реферат: Резервирование с применением мажоритарного элемента (Технология)


Реферат: Европейская культура нового времени (Культурология)


Реферат: Особенности генеративного развития и динамики накопления аскорбиновой кислоты в листьях и соцветиях тетраплоидной ромашки аптечной (Сельское хозяйство)


Реферат: История развития жизни на земле (Биология)


Реферат: Макс Вебер. Политика как призвание и профессия (Политология)


Реферат: Аналіз та поліпшення фінансового стану підприємста (Финансы)


Реферат: Проблемы типикона на Поместном Соборе (Мифология)


Реферат: Внешняя память (Кибернетика)


Реферат: Мифологическая концепция мира в культуре древних греков (Философия)


Реферат: Звуковосприятие (Психология)


Реферат: Антивирусная индустрия в канун десятилетия (Программирование)


Реферат: Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист