GeoSELECT.ru



История / Реферат: Анатомия в период упадка феодализма (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анатомия в период упадка феодализма (История)



АНАТОМИЯ В ПЕРИОД УПАДКА ФЕОДАЛИЗМА
Прогресс техники оказал огромное влияние на медицину. Эволюционное
учение Дарвина способствовало развитию биологии и анатомии, которая стала
служить запросам медицины. Как уже отмечалось, капиталистические отношения
складывались в странах Европы в различное время, поэтому и развитие наук
происходило не совсем равномерно.
Анатомия еще благодаря трудам Везалия и Гарвея получила прочную научную
основу. Эти ученые принципиально правильно сформулировали строение
человека, но многое еще было неясно и в последующие годы в анатомию
вносились дополнения и уточнения. Так например, Азелли в 1622 г. открыл
лимфатические сосуды, случайно повредив «нерв» брыжейки живой собаки. Пекэ
(1622-1674), еще будучи студентом, Горн (1621—1670) описали вторично
грудной проток, открытый Евстахием. Анатомия начала развиваться и в Англии,
особенно после открытия кровообращения Гарвеем.
Во Франции крупным анатомом был Риолан (1577—1657). Он изучал строение
мозга и стал основателем первого анатомического театра в Париже. Дю Верне
(1648-1740) исследовал орган слуха. Вьессен (1785), который вскрыл более
500 трупов, описал некоторые детали сердечно-сосудистой и нервной систем.
Датчанин Стенов (1638—1686), будучи студентом, открыл проток околоушной
железы, описал многие мышцы. Итальянец Морганьи(1682—1771) одним из первых
обратил внимание на состояние внутренних органов при различных болезнях и
явился создателем патологической анатомии. Он рассматривал организм как
сумму самостоятельных органов. Биша (1771-1802) является основателям учения
о тканях. Согласно его учению, ткани, состовляющие орган, существуют
независимо от него. Биша пренебрегал микроскопом; на частных курсах по
анатомии он вскрывал за год более 600 трупов,создол трактат о 21 ткани.
Таким образом, Биша, Морганьи, а позднее (XIX век) Вирхов встали на
локалистические позиции, принимимая ткань, орган и клетку за основу, где
развиваются патологические процессы. Подобные представления хотя и были
для того времени прогрессивными, но выяснить сущность процессов,
протекающих в больном органе, ткани или клетке, этим ученым не удалось,
так как организм исключался как целое. Концепция целлюлярной патологии
Вирхова (1821—1902) послужила основой для создания патологической
гистологии, но в дальнейшем учение Вирхова стало значительным тормозом на
пути познания патологических процессов в организме.
В Германии успешно работали Меккель (1724-1774), изучающий развитие
эмбриона и строение головы, Вризберг (1739—1808), описавший хрящи гортани.
Итальянец Кальдани (1725-1813) издал первый атлас по анатомии человека,
Масканьи (1752—1815) опубликовал большой трактат с рисунками о
лимфатической системе, Скарпа (1747-1832) подробно описал кости и органы
чувств. Нидерландец Рюишь (1638—1731)и его дочь Рахель прославились
техникой бальзамирования трупов и органов. Ими была разработана техника
инъекции сосудов различными веществами. Петр 1 купил коллекцию препаратов
Рюиша за большую для того времени сумму—30000 гульденов. Через 10 лет Рюишь
продал подобную же коллекцию в Польшу. Коллекция препаратов в России
сохранялась первоначально в Музее "Кунсткамера натуральных вещей», а затем
часть была передана в Военно-хирургическую академию и Казанский
университет. Сохранившшиеся препараты Рюиша и в настоящее время не потеряли
своего значения.
Лодер (1753-1832, профессор в Иене, Галле и Московском университете,
прославился высокой техникой изготовления препаратов. Зоммеринг (1753-1830)
изучал мозг, головные нервы и органы чувств. Чех Прохаска (1749—1820) внес
большой вклад в изучение анатомиинервной системы. Еще до Мажанди и Белла
Прохаска описал значение двигательных и чувствительных нервов. Он писал:
"Никакое мышечное движение не может осуществиться, если раздражитель,
воздействующий на чувствительные нервы, не перейдет в результате некоторого
переключения на двигательные нервы и не вызовет сокращения мышц".
Необходимо отметить, что на Западе к середине XIX столетия развитие
описательной анатомии приостановилось. Это связанно с тем, что для изучения
анатомии потребовались другие методы исследования и научные подходы. В то
же время отход анатомов от описательной макроскопической анатомии связан с
открытием клетки и широким внедрением микроскопического метода в
морфологические исследования.
Как же развивалась анатомия в России? До XVII столетия медицины как
науки в России не существовало. Помощь больным в лучшем случае оказывали
знахари и монахи, причем некоторые из них пользовались трудами
гиппократиков, Аристотеля и Галена. В период объединения княжеств в единое
русское государство и во время многих войн, которые вела Россия за выход к
Балтийскому и Черному морям, потребовалась медицинская помощ раненым и
больным воинам. В Москве в 1620 г. учреждается Аптекарский приказ, который
организует медицинское обслуживание и изготовление медикаментов для армии.
В 1654 г. при нем создается первая в России светская "Школа русских
лекарей" В 1658 г. ее окончили 32 человека. Анатомия преподавалась по
руководству Везалия "Эпитом", переведенному в 1658 г. Епифанием Славенецким
на русский язык (перевод не сохранился). Вторично "Эпитом" переведен на
русский язык в 1975 г. Таким образом, при подготвке лекарей в России
преподавание анатомии по трудам Галена или Авиценны не велось и учебными
пособиями служили "Травники", "Лечебники" и "Докторские сказки".
Определенная система в подготовке лекарей была введена Петром 1. По его
распоряжению были открыты госпитали: в Москве (1707), в Петербурге-
сухопутный (1718), в Кронштадте—морской (1719), в Архангельске (1733) и при
них госпитальные школы подготовке лекарей. К концу XVIII века в 20
госпитательных школах России было подготовлено около 2000 врачей. Главным
предметом в этих школах являлась анатомия, считавшаяся "материей медика". В
1786 г. госпитальные школых были переименованы в Медико-хирургические
училища. В Петербурге организуется Медико-хирургическая академия (1798).
Подобно западным странам, в крупных городах России (в Москве в 1755 г., в
Казани и Харькове в 1804 г., в Варшаве в 1816 г., в Петербурге в 1819 г., в
Киеве в 1834 г., в Адессе в 1865 г., в Томске в 1888 г.) были открыты
университеты с медицинскими факультетами, являющимися колыбелью многих
выдающихся русских ученых и врачей.
Анатомией занимался математик и физиолог швейцарец Бернули (1700-1782),
который изучал значение нервов и кровеносных сосудов для деятельности мышц,
описал расположение желтого пятна сейчатки глаза.
Огромное влияние на развитие науки и медицины в России оказал
М.В.Ломоносов- великий ученый- энциклопедист своего времени. Он сделал
значительный вклад в развитие химии, физики, истории и медицины. Его
прогрессивные взгляды сыграли большую роль в развитии русской науки.
М.В.Ломоносов разработал учение об атомистическом строении материи. Он
первым заложил основы материалистического учения о единстве и целостности
организма. По настоянию М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.
Академики- иностранцы препятствовали развитию образования в России.
Академик Тауберг говорил: "Разве де нам десять ломоносовых надобно и один
де нам в тягость".
Непосредственно под влиянием М.В.Ломоносова воспитывалась плеяда русских
врачей: К.И.Щепин, Д.С.Самойлович, Ф.Г.Политковский, А.П.Протасов,
С.Г.Зыбелин, Н.М.Максимович-Амбодик, И.А.Сибирский, П.И.Погорецкий, Н.И.
Карпинский, А.М.Филомафитский и др. К.И.Щепин начал преподавание анатомии
на русском языке вместо латинского и греческого, А.П.Протасов был первым
русским академиком- анатомом, С.Г. Зыбелин изучал индивидуальные
особенности строения человека, разделив людей по телослжению на четыре
типа. Он развивал учение Ломоносова о единстве и целостности организма. В
сочинении: Слово о причине внутреннего союза частей между собою..."
С.Г.Зыбелин критикует идеалистическую "Клеевую теорию" Галлера, обосновывая
теорию взаимного притяжения частиц. Шеин перевел анатомическую терминологию
на русский язык, создал атлас (1742) и перевел на русский язык учебник
Гейстера. Максимович-Амбодик создал первый русский словарь анатомической
терминологии, был основоположником акушерства в России. В 1798 г.
организуется Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия (ныне Военно-
медицинская академия имени С.М.Кирова). Первым заведующим кафедры анатомии
и физиологии был проф. П.А.Загорский, создатель анатомической школы в
России. Загорским написанно более 100 работ бо различным вопросам анатомии.
Его перу преналежит первый русский учебник "Сокращенная анатомия или
руководство к познанию строения человеческого тела для обучающихся
врачебной науке", выдержавший 5 изданий. Анатомические данные в нем
излагались в связи с практикой хирургии. Загорский много внимания уделял
русской анатомической терминологии. Продолжателем Загорского был
И.В.Буяльский (1789-1866), который, будучи студентом 3-его курса, исполнял
обязанности помошника прозектора кафедры анатомии, а также принимал участие
в хирургических операциях, производимых проф. И.Ф.Бушем. После окончания
академии Буяльский стал прозектором кафедры анатомии, где в течение только
2-ух лет изготовил 220 анатомических препаратов; он впервые разработал
технику изготовления коррозионных препаратов. С 1833 по 1844 г. он
заведовал кафедрой анатомии в Медикохиррургическое академии, с1831 г.по
1866 г.-кафедрой анатомии Петербуркской академии художеств. Буяльский много
внимания уделял хирургии. В 1846 г. он был назначен на должность "Оператора-
консультанта" всех военно-учебных заведений. Им Созданно много научных
работ по анатомии, хирургии, физиологии, патологии, терапии, акушерству,
фармакологии, офтальмологии, гигиене, истории медицины, судебной медицине и
ветеринарии. Его наиболее крупны труды-
"Руководства врачам к правильному осмотру человческих тел для узнавания
причин смерти, особливо при судебных исследованиях" (1824), "Анатомо-
хирургические таблицы" (1829), "Анатомические записи для обучающихся
живописи и скульптуре в Императорской академии художеств" (1860). Труды
Буяльского принесли русской медицинской науке славу и заложили основу
прикладного направления анатомии.
Е.О.Мухин является физиологом-эксперементатором; Он также сделал большой
вклад в развитие анатомии. Им опубликован труд "Курс Анатомии" в 7 частях
(1815). Он провозгласил врачебный принцип: "Врач не анатом не только
бесполезен, но и вреден". Продолжал развивать русскую анатомию и хирургию
Н.И. Пирогов (1810-1881), основоположник и создатель прикладного
направления анатомии- топографической анатомии. Труд Пирогова
"Хирургическая анатомия сосудистых стволов и фасций"- выдающаяся работа, не
потерявшая значения и в наше время. Его метод изучения органом и друхих
образованийна распиленных трупах позволяет более точно в трехмерном
изображении определить их проекцию и глубину залегания. Пирогов был
выдающийся хирург, разработавший технику многих операций, успешно
использовавший знание анатомии в практических целях. Он первый применил в
России общий наркоз, гипсовую повязку, был создателем военно-полевой
хирургии как науки. С помощью студентов он изучал анатомию и анамалии
органов, кровеносных сосудов, нервных стволов и мышц на 30 тысячах трупах.
Говоря об описательной анатомии XIX века, необходимо особо остановиться
на выдающемся анатоме, педагоге П.Ф.Лесгафте (1837-1909). Лестгафт создал
функциональное направление в анатомии, показал формуобразующее значение
функции, а так же утверждал, что здоровье человека во многом зависит от
активной физической дейтельности. Лестгафт первым применил лучи Рентгена
для изучения анатомии. Его труд "Основы теоритической анатомии" (1892) не
потерял актуальности и в настоящее время, так как содержит совершенно
правильные принципы, объясняющие взаимоотношение формы и функчии. Как
прогрессивный ученый своего времени Лесгафт выступил против порядков,
царивших в Казанском университете. Уволенный с педагогической работы, он не
искал снисхождения и отстаивал прогрессивные идеи. На средства своего
ученикак И.Н.Сибирякова Лесгафт организовал в Санкт-Петербурге
биологическую лабораторию, ставшую 1-ым научно-исследовательским
учереждением в нашей стране.
До создания материалистического учения о целостности организма, его
развитии и функции в единстве с окружающей средой в биалогии и медицине
существовало механическое представление. В то время ученые считали, что
организм представляет колонию клеток, по этому функция его в целом изучению
не подлежит.
Русские марфологи и физиологи всегда выступали против законов,
отрицающих идею развития. Этому способствовало то обстоятельство, что в
силу сложившихся социальных условий развития общества в России науки и
медичина стали развиваться позднее чем на Западе. После отмены крепостного
права в России открылся путь для буржуазных реформ и развития капитализма.
Университеты получили право решать самостоятельно многие научные проблемы,
возникло земская медицина, что несомненно оказало положительное влияние на
развитие медицинской науки в России. Основоположник русской физиологии
И.М.Сеченов (1829-1905) с научных материалистических позиций сформулировал
проблему влияния внешней среды на организм человека. В своей работе
"Рефлексы головного мозга" (1863) Сеченов отметил, что многообразные и
сложнейшии формы нервной дейтельности представляют рефлексы. Открытие этих
рефлексов позволило понять механизмы, через которые устанавливается связь
организма с внешней средой.
Невропотолог и психиатор В.М.Бехтерев (1857-1927) обоготил мировую науку
и, открыв ряд мозговых центров тщательно иследовал проводящие пути
центральной нервной системы. В своих исследованиях Бехтерев исходил из
принципа единства строения и функции мозга. Его взгляды перекликаются с
идеями Павлова об обязательном соответствии деталей конструкции и
динамичесих явлений в нервной системе. Многие годы работы Бехтерева
"Проводящие пути головного и спиного мозга" (1894) наиболее полно освещала
этот вопрос. П.В. Рудановский изучая мозг, впервые применил замораживание
препаратов для изготавления гистологических срезов.
И.П.Павлов (1849-1936) На основе изучения функции кровообращения,
пищеварения и высшей нервной дейтельности продолжил и развил учение
Сеченова о центральной нервной системе. Учение Павлова представляет образец
понимания науки с позиций с диаликтического материализма. Условне рефлексы-
это механизмы, которые дают высшим животным возможность тонкого и точного
приспособления к разнообразным условиям внешней среды. Через условный
рефлекс реализуется изменчивость и приспособляемость организмов. Сеченов и
Павлов установили, что мозг является не только органом психической
дейтельности, но и регулирует жизненые функции организма, что находит
подверждение в практике медицины.
Таким образом, к началу XX века были накоплены многочисленные данные и
анатомию начинают изучать во всех цивилизованных странах.




Реферат на тему: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира
Северо-Кавказский Государственный
Технологический Университет



Р Е Ф Е Р А Т
На тему "Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира"



Студент гр. АСУ-01-2
Барашев Василий

Научный руководитель Щупец Е.С.



Владикавказ 2001



План


1. Личность Анахарсиса
2. Культурное наследие Анахарсиса
3. Письма Анахарсиса
4. Изречения и крылатые выражения.


Анахарсис – один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы
сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных
сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и
встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения,
и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи
мудрецов древнего мира.
Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он
много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской
культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия.
И имя его в Скифии было предано забвению.
Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что
это – совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи
полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том,
существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании
Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным
лицом, каким и был.
Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно
избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба
Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них
воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через
Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник
в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет – если возвратится к
себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом.
Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать
весь обряд в честь богин. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает,
донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и
убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают,
что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями"
О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным
ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики
Понта Эвксинского – "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы
выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского
племени и Анахарсиса."
В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в
философии" есть специальный раздел "Скиф Анахарсис" с конкретными
сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был
сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому
он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о
средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь
свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе
жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в
Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп рассказывает, что
придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему
пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон
передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине,
на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать
связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом.
В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти
Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах,
Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным
источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и
находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа
управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз
удостаиваясь высших наград.
После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать. Постепенно в
античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на
свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими
философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка
IV в. до н..э. Эфора.
Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями
античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для
философов; они интересны широким историческим и этнографическим
материалом; помогают полнее понять дух и колорит того времени,
структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и
моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными
сведениями об этом прославившемся мудреце.
Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с
первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит
о встрече Анахарсиса с другим известным скифом – Токсарисом.
"1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием
познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж
мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим
знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.
Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного
спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному
Врачу; это имя получил он, будучи признан героем
3. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел
в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение,
не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и
вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на
Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно.
При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений,
Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем
ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из
знатнейшего скифского рода... "
Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях"
построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода
занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на
скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые
показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных,
или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за
это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих
свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое
пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той
целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в
повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не
жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и
учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."
Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство
и законы, по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил
историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше
паутины".
Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом,
лидийским царем.
"Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных
народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим.
Анахарсис ответил, что диких животных, ибо они мужественно умирают за свою
свободу.
Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает
справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут
по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы –
установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом,
а не человеком. Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на
скифском звероподобном воспитании.
В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения
философии стоиков.
Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые
якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами
киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения
кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма
интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо
полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого
Анахарсиса.
В одном из писем, "к афинянам", читаем следующее:
"Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает
греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне –
среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а
мыслями, как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-
аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи,
которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.."
В другом письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх
суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от
благополучия друзей и сограждан, а за страхом – надежды на пустые слова.
Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся
к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные
страсти они изгоняют"
В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне
одеянием служит скифский плащ, обувью – кожа моих ног, ложем – вся земля,
обедом и завтраком – молоко, сыр и жареное мясо, питьем – вода..."
В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к
принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих
подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами...
Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не
злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое
государство прочно”...
А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну", автор
рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у
меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много
врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить
лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое."
Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец
пишет: "Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и
занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться
в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по
нраву.
Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых
выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно
познакомиться.
Что же говорил древний мудрец?
"1. Анахарсис сказал, что виноградная лоза приносит три кисти: первую
– удовольствия, вторую – опьянения, третью – отвращения.
2. Он же выразил удивление тому, что у эллинов состязаются художники,
а судят их не художники.
3. На вопрос как можно не сделаться пьяницей, он сказал: "если иметь
перед глазами безобразия пьяных".
4. Он выражал удивление тому, что эллины, издавая законы против
обидчиков, почитают атлетов за то, что они бьют друг друга.
5. Узнав, что корабль имеет в толщину четыре пальца, он сказал, что
настолько плывущие в нем отдалены от смерти.
6. Масло он назвал средством для возбуждения бешенства, потому что
намазанные им атлеты бесятся друг на друга.
7. Каким образом, говорил он, запрещающие ложь, лгут в лавках открыто?
8. Он выражает также удивление тому, что эллины в начале пира пьют из
малых чаш, а насытившись – из больших.
9. Под его изображением подписывается: сдерживать язык, желудок, все
органы тела.
10. на вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил – даже лоз нет
(имеется в виду, что флейт нет, поскольку нет пьянства, а пьянства нет, так
как нет винограда)
11. На вопрос, какие корабли безопаснее, сказал – "вытащенные на
берег".
12. Он говорил, что с величайшим удивлением видел у эллинов то, что
дым они оставляют в горах, а дрова свозят в город.
13. На вопрос, кого больше, живых или умерших, он сказал – "а
плавающих куда ты кладешь?"
14. Порицаемый аттическим гражданином за свое скифское происхождение,
он сказал – "Мне позор – мое отечество, а ты – своему отечеству".
15. На вопрос, что у людей хорошо и дурно, он сказал – "язык".
16. Он говорил, что лучше иметь одного друга, стоящего много, чем
многих, не стоящих.
17. Площадь он называл определенным местом для взаимного обмана и
корыстолюбия.
18. Оскорбленный юношей на пиршестве, он сказал – "Юноша, если ты в
молодости не переносишь вина, то в старости будешь пить воду".
Об остроумных ответах Анахарсиса рассказывает также и Плутарх. В его
труде "Сравнительные жизнеописания" есть раздел, который называется "пир
семи мудрецов" Здесь в двух сюжетах фигурирует скифский мудрец.В первом
случае он якобы беседует с сыном бога Гефеста Ардалом, который считался
изобретателем флейты, а во втором – с баснописцем Эзопом. Идет такой
разговор:
"5... Ардал, обратившись к Анахарсису, спросил, есть ли у скифов
флейтистки. Тот сразу сказал, что нет даже лоз. Ардал спросил, - "но боги
же есть у скифов?" "Конечно, - ответил он, - но понимающие человеческий
язык; не так, как эллины, думающие, что что они говорят лучше скифов, и
полагающие, что боги с большим удовольствием слушают костяные и деревянные
инструменты..."
12. По окончании этого разговора я предложил мудрецам сказать и о том,
как следует вести дом; "ведь царствами и городами владеют немногие, а очаг
и дом есть у всех нас".
Эзон, засмеявшись, сказал на это – "Нет, если в ты число прочих
включаешь и Анахарсиса: у него нет дома и он даже гордится тем, что он
бездомный и живет на повозке подобно тому, как о солнце говорят, что оно
странствует на колеснице, посещая то одну, то другую сторону неба."
"Поэтому-то, - возразил Анахарсис, - оно единственное из богов свободно,
самостоятельно и властвует над всем. Только ты забыл, как превосходна по
красоте и удивительна по величине его колесница; иначе ты бы не сравнил ее
с нашими в шутку и смех..."
Таковы основные, наиболее известные крылатые изречения, меткие
выражения и остроумные ответы Анахарсиса. Наверное, не все они принадлежат
скифскому мудрецу. Но основная часть этих сведений, безусловно, относится к
тому времени и отражает нравы и обычаи скифов.
Рассказ о Анахарсисе можно закончить словами Страбона: "Поэтому-то и
Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались
большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты
своего племени: любезность, простоту, справедливость."



Список использованной литературы:

1. Агбунов М.В. "Путешествие в загадочную Скифию" М. Наука, 1989
2. Граков Б.М. "Скифы", М. Изд-во МГУ, 1971
3. Смирнов А.П. "Скифы", М., Наука, 1966




Новинки рефератов ::

Реферат: Производство комбикормов в Беларуси и в зарубежных странах (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общество как социокультурная система (Социология)


Реферат: Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики (Педагогика)


Реферат: Маркетинг и управление качеством (Маркетинг)


Реферат: Макароны с сыром (технология) (Кулинария)


Реферат: Информационные ресурсы Интернет (Кибернетика)


Реферат: Как становятся политиками (Политология)


Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)


Реферат: Определение массы полимера криоскопическим способом (Химия)


Реферат: Технология выгонки новых сортов тюльпанов с использованием различных (Сельское хозяйство)


Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Windows XP (Программирование)


Реферат: Расчёт рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания автотракторного типа с помощью персональной ЭВМ (Транспорт)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека (Социология)


Реферат: Охрана Водных Экосистем (Биология)


Реферат: Цвет (Педагогика)


Реферат: Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка (Педагогика)


Реферат: Игра Что?Где?Когда? на Паскале (Программирование)


Реферат: Личные права и свободы граждан (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист