GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Биография Будды (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография Будды (Философия)



Иркутский государственный технический университет.



Реферат.
по Философии
тема: ” Биография Будды”.



Выполнил:

Студент гр. АТу-02-1

Броль Д. Г.

Проверил:



Иркутск
2002

Будда Шакьямуни



Будда Шакьямуни (санскр. S?kyamuni, пали Сакьямуни / Sakyamuni, тиб. Шакья
Тупа / Shakya Tupa) - татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время
его жизни относят к 624-544 годам до н.э.



Будду часто называют Шакьямуни - "мудрец из Шакьев", поскольку он родился
в семье, принадлежавшей к большому роду Шакья.
На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил
приблизительно в конце VI - начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем
точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-
лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью
современных технологий для установления времени жизни Будды.

Из биографии Будды Шакьямуни

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.
Отец - царь Шуддходана Гаутама - правил небольшим государством с центром в
городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у
южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части).
Мать - царица Майя - была дочерью дяди царя, который также царствовал в
одном из соседних государств.
Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица
увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она
зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения
ребёнка.
Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа,
поехала рожать в свой родной дом.
В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной
части Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока.
Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за
неё, и в этот момент начались роды.



В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно
и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это
время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь
шагов вперед. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий
Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от
страданий.



Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына
Сиддхартха, что означает "Исполнение всех желаний".
Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича
стала растить её младшая сестра Махапраджапати.
Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали
новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих
признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда
царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин),
который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит
на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать
существ от страданий.
Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он
желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника.
Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские
размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую
атмосферу, исполненную одних радостей.


С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во
дворец с царевичем приходили только самые талантливые сверстники, в кругу
которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные
воинские искусства, во всем первенствуя среди товарищей.



Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в
жёны Ясодхару (Гопу), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была
дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке
Девадаха). От Ясодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула.
До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал
ученикам об этих днях:

"Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего
отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные
лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я
использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из
Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью
держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и
росы.
У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого
сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого
сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди
которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В
других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой
и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили
пшеницей, рисом и мясом.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла
мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен
старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он
испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам
подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению,
не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при
виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я
заметил это, свойственная молодым людям опъяненность юностью полностью
прошла".
(Из сутры о роскоши - "Сукхамала сутта")

Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства
жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что
никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней, смерти. И в этой
жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества
в поисках Освобождения.
Он пришёл к отцу и сказал:
- Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не
печалиться.
Царь ответил:
- Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во
дворце.
На это Сиддхартха сказал:
- Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.
- Я бессилен дать тебе это, - ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха
тайком ушел из дворца.
Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим
монахам. Было ему в ту пору 29 лет.
Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана
Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному
созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому,
к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300
учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия
Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва
сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: "Вы
достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, - ответил Арада, -
теперь, что знаю я, знаешь ты." Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно
искать чего-то более действенного." И ушел в Центральную Индию. Там через
некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников
сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия
[познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал
учиться у него. За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-
сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его,
сказав себе: "Нет, это тоже не ведет к Нирване!" Пять из учеников Удраки
последовали за ним.



Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму
самостоятельно. Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении, всё это
время ел не больше трёх зерен в день и сильно ослаб.



Почувствовав, что такая аскеза - крайность, и для продолжения духовного
подвига необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и
встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё пожертвование пищи -
чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов,
увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как
падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси.
Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы
отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под
развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид
зовётся теперь ficus religiosa).
Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё
мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не
достигну". Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары,
он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего
места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему
было 35 лет.
С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ
от оков Сансары.



Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников, которые подумали, что
он не выдержал. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже
получила название "Первый поворот колеса Дхармы" ("Сутра о запуске колеса
Закона").



В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это
произошло в Оленьем парке города Сарнатх (вблизи Варанаси).
В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару. Остановившись в его
дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками
стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру
и Маудгальяяну.
Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и
глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая
царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его
последователями и учениками.
Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по
пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что
уйдёт в Нирвану через три месяца. Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму,
Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой,
сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест,
Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир
Страданий, войдя в Паринирвану.
В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя
высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.
Вот слова Будды Шакьямуни, когда перед смертью он наставлял пришедшего к
нему человека по имени Субхадра:
"О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год
практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная
дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет
четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь
существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть
реального достижения святости".



[pic]


[pic]

"Даже Будда умер. Его смерть была поучением, предназначенным встряхнуть
наивных, ленивых и довольных, пробудить нас к той истине, что всё
преходяще, а смерть - неизбежный факт жизни".
Согьял Ринпоче. "Книга жизни и практики умирания"

Все ветви буддизма питаются от главного корня - божественного мудреца из
рода Шакья - Будды Шакьямуни.
Согьял Ринпоче говорит:
"В буддизме мы определяем, является ли учитель настоящим, по тому,
согласуется ли те указания, что он или она даёт, с учениями Будды.
Невозможно достаточно сильно подчеркнуть, что важна лишь истина учения, и
никогда не важна личность учителя. Именно об этом Будда говорит нам в
"Четырёх опорах":
|Опирайтесь на то, что передаёт учитель, не на его личность; |
|Опирайтесь на смысл, не просто на слова; |
|Опирайтесь на истинный смысл, а не на временный; |
|Опирайтесь на свой ум мудрости, не на свой обычный, выносящий суждения, |
|ум". |

Часто Будду Шакьямуни изображают сидящим в медитативной позе, с улыбкой
видящего "удивительную игру Неведения и Знания", видящего единую Основу
всего, глубинный истинный смысл. Его левая рука покоится на бедре с
ладонью, развернутой вверх, и поддерживает патру (горшок монаха для
подаяний пищи). Его правая рука касается у правого колена земли
(бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего).
Будду Шакьямуни изображают в формах, отражающих события его жизни. Жесты
рук, мудры, в них меняются. Они символизируют заслуги прошлого, щедрость,
медитацию, поворот Колеса Закона, бесстрашие и пр. Форма Муниндра
рассказывает об эпизоде, когда Будда появился среди дэвов (богов). В форме
Нирвана Будду изображают лежащим между двумя деревьями в позе льва в день
его Паринирваны.
Пожалуй, самой почитаемой среди тибетцев формой Будды на протяжении веков
являлась легендарная полутораметровая скульптура Джово Ринпоче (букв.
"Драгоценный Господин").
Список литературы:


1) Л.С. Васильев «История Востока», Москва, «Высшая школа», 1994 г.

«История религий», т. 2, Москва, 1988 г.

2) «Буддизм в переводах», альманах, вып. 2, С-Петербург, «Андреев и
сыновья», 1993
3) «Джаммапада», Рига, УНГУС, 1991 г.
4) А. Н. Кочетов «Буддизм», Москва, «Наука» 1983 г.





Реферат на тему: Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Уральский Институт Экономики Управления и Права

Экономический факультет



Реферат

ПО ФИЛОСОФИИ


Тема: Биография Иммануила Канта.
Догматический и критический этапы творчества.


Исполнитель: студент группы ФК-101 Касимовцев
Дмитрий Александрович


Руководитель: проф. Пивоваров Данил
Валентинович



Екатеринбург - 2000

Содержание:

1. Введение
3
2. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта
5
3. Глава II:Переломный период или переход от догматического
к критическому
10
4.Глава III: Критический период:
а) «Критика чистого разума»
14
б) Этика по Канту
18
в) Эстетика по Канту
21
5. Глава IV: Завершение пути
26
6. Заключение
28
7.Список литературы
30



Введение.

Две вещи наполняют душу все новым и
нарастающим удивлением и благоговением,
чем чаще, чем продолжительнее мы
размышляем о них, - звездное небо надо
мной и моральный закон во мне.

И. Кант

Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа
Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его
творчества. Канта принято называть «основоположником немецкой классической
философии». Действительно, почти все виды классического и современного
философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его
труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии. Суть её состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперёд
рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,
которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с
Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий учёный впервые в
истории философии отвлёкся от космоса и занялся изучением человеческой
природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает
о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах
бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи
Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они
звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период
гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и
разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо
отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в
голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально
подготовленные листы, чаще – первый попавшийся на глаза клочок: только что
поступившее письмо, счёт от торговца и т.д. На таких клочках можно найти
поражающие глубиной идеи – прозрения, которые обгоняют систематизированную
мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и
заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершённым
произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои
лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику – по Майеру,
метафизику – по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение
записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных
местах, даже в тексте между строчками, всё то, что приходило ему в голову в
этот момент. За многие годы преподавания, принадлежащие ему учебники,
оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера
«Логика» составили почти целиком содержание шестнадцатого тома
академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют
десять томов – больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта
отсутствуют, но на основании целого ряда признаков публикатору кантовского
рукописного наследия Э. Адикенсу удалось не только рассортировать материал
тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом
порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным
дневником Канта. Для того чтобы составить верное представление о характере,
привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до настоящего
времени соответствующие свидетельства его современников. Таким образом,
помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу – любому,
кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо внимательно
изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы философа, в которых
зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие мысли, высказанные в
оконченных произведениях, а также множество других, дошедших до
современного читателя источников, в которых содержатся сведения о его
жизненном и творческом пути.

Как автор данного реферата, я не претендую на всестороннее и
исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена,
прежде всего, описанию жизни учёного. Но у Канта нет иной биографии, кроме
истории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина –
процесс. Никогда философом не овладело чувство, что, всё сделано, что
обретён абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал своё учение. Его жизнь –
непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,
когда мысль вышла из-под его контроля.

Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учётом
традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между
ними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой
границей середину 60-х годов XVIII века, другие – приблизительно 1770 год.
По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного
этапа на другой происходил постепенно, путём долгих и часто мучительных
исканий. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический».
В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными
проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную»
космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция
солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В
это же время философ высказал предположение о существовании большой
вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении
суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об
относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант
пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе
изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и
основанием логическим. Своё состояние в эти годы сам Кант называл
«догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-
дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап –
так называемый «критический». В работах этого периода последовательно
излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о
целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на
критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке
соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,
Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение
современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое
значение использованию в философии опытного знания. Объём данного реферата
не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни
и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые
эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из
этапов.

Глава I.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье
шорника Иогана Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из
Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу
был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине
города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро
детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду,
честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым
здоровьем, и мать – Анна Регина – старалась привить сыну физическое и
нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.

В1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету
друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в
государственную церковную гимназию – «коллегию Фридриха», на латинское
отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в
неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский
языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились
факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому
языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным
способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из
лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал
священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлёкся
античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям
религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский
университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,
так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому
факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре
факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились
к «высшим», а философский – к «низшим». Согласно приказу Фридриха
Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших
факультетов, так как «солдатскому королю» нужны были, прежде всего,
грамотные служащие, а к философии он относился достаточно скептически.
Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако,
проанализировав перечень предметов, которым будущий философ уделял
наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на
медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось
интересом к физике и философии. Сильное влияние на становление Канта в этот
период оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые
услышал имя Ньютона и под его руководством на четвёртом году обучения
принялся за первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу
Кант писал три года – с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной
оценке живых сил». Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром
в споре Картезианцев и Лейбницев об измерении кинетической энергии.
Создавая эту работу, Кант, по-видимому, не знал, что уже в 1743 году
Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=m*v2/2.
Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако
работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о
связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения. «Мысли …»
печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кат посылает по
экземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику
Леонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил.
Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого учёного.
Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает,
естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работе
проявилась характерная черта всей его философии – соединение
бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным
компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.
В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает
Кенигсберг. Однако его странствия ограничиваются пределами Восточной
Пруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителя
последовательно в трёх семьях: пастора деревни Юдшен в Литве, богатого
помещика под Остероде и графа Кайзерлинга. В Прусском захолустье Кант
приобрёл педагогические навыки, прошёл школу житейского опыта. Свободный
доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей
научной деятельности. В этот период Кант написал рукопись по астрономии
«Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование
небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в
соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана на конкурсную тему,
предложенную Прусской академией наук, но молодой учёный не решился принять
участие в конкурсе. Статья была опубликована только в 1754 году после
возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года,
Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, -
«Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи
были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре
написан. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная история
и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое
происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона”. Трактат вышел
анонимно в 1755 году, и вскоре в одном из Гамбургских изданий появилась
одобрительная рецензия. Работа представляет собой своеобразную попытку
сочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви.
Приступая к изложению космогонической системы Кант, озабочен одним: как
согласовать её с верой в бога. Философ убеждён, что противоречия между его
гипотезой и традиционным религиозным (христианским) верованием нет. Однако,
очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов –
Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным
состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он
показал, как под воздействием чисто механических причин из первоначального
хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким
образом, философ отрицал за богом роль «зодчего вселенной». Однако он видел
в нём всё же творца того первоначально рассеянного вещества, из которого
(по законам механики) возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант
не смог решить естественнонаучным путём, была проблема возникновения
органической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточно
для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы
он объяснял также существованием и деятельностью бога.

К концу 1775 года Кант был уже автором двух статей и двух серьёзных
трактатов по вопросам космогонии, приобрёл некоторую известность в учёных
кругах Пруссии, однако всё ещё числился студентом, или, точнее, кандидатом
(так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном
заведении, но не завершившие должным образом своё образование). Задумываясь
о будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работы
домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала
академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь
учёную степень. 17 апреля 1755 года Кант попадает на философский факультет
магистерскую диссертацию «Об огне» и через четыре недели сдаёт устный
магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете
состоялся торжественный акт возведения молодого философа в учёную степень.
Однако получение степени магистра не означало автоматического принятия в
состав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читать
лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защита
специальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Канта
называлась «Новое освещение первых принципов метафизического познания».
Защитив её, учёный получает звание приват-доцента, т.е. внештатного
преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою
университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику и
естествознание. Затем к ним прибавились физическая география, этика и
механика. В то время не создавалось культа из узкой специальности, и
будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его
лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная
нагрузка составляла 16, а максимальная – 28 часов в неделю. Естественно,
что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самым
значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию «Физическая
монадология», которую Кант написал, безрезультатно претендуя на
экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает всё время
и все силы, но безбедное существование было обеспечено. В этот период
естественнонаучные материи по-прежнему занимают доминирующее положение в
духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к
философии. Первой собственно философской работой была габилитационная
диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В
ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания.
Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его
познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта
содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний
не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с
поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема
свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта.
Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он
понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к
воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придёт к
выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как
все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними
– значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает
лейбцианско-вольвианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных
деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему
ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей
устремлённости к благу, то он пока в этом не сомневается.

Значительное влияние на Жизнь и творчество Иммануила Канта оказала
война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия
потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими
войсками. В составе Российской Империи появилась новая административная
единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской
императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета
принёс присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное
население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.
Напротив, к обычным лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами.
Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы
философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие
известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа
Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской
столице своего отца генерала В.И. Суворова.

В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся
место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою
кандидатуру по настоянию давнего благожелателя – пастора Шульца, который
стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти
кандидатов Академический совет выбрал двух – математика Бука и Канта.
Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа.
Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по
преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство.
Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в
губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным
сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что
Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение
данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку,
равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В
этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его
творчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерские
годы, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретит
пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опыт
некоторых рассуждений об оптимизме» (1759) и «Мысли магистра Иммануила
Канта… по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа»
(1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира,
высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и
любое другое отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого.
Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель
сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.



Глава II.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую
роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его
критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо.
Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если под
влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,
устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему
заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии
называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему
пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека
и моралиста, Юм подтолкнул его к новым теоретико-познавательным поискам,
пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В преддверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,
брошюру – приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном
естественнонаучные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят
философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырёх
фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики,
служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское
преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной
деятельности человека для познания, и был убеждён, что возможности
выведения одних понятий из других путём построения умозаключений
бесконечны. В этой работе он серьёзно задумывается над тем, как ввести в
философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная в 1762
году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и
морали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской
академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана
почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой
работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном
многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя
указанную проблему, учёный приходит к выводу, что истинная философия ещё не
написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который
Ньютон ввёл в естествознание и который принёс там столь плодотворные
результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,
отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -
это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственно
очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему
становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает
важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя
смешивать истину и благо, знание, и моральное чувство. Грядущую философскую
революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опыт
введения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителя
привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений
– установленное ещё в габилитационной диссертации различие между логическим
и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может
быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность
состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое-либо высказывание
или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чего
получается ничто. Иное – реальная противоположность, которая стоит в
противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но
следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого
тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом
факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал
неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта – Галлеру и Попу. Это был
Иоган Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. У
Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы – метафизику, мораль,
логику, математику и физическую географию. Старательно записывал их,
приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи –
аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа.
На основании этих конспектов и работы Канта «Единственное возможное
основание для доказательства бытия бога», вышедшей в конце 1762 года, можно
судить о том какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант
говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы
не можем убедиться в его существовании. Исследователю остаётся положиться
на разум: только система рассуждений (Кант приводит её в своей работе)
приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое
существо. Встаёт, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к
религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия – разные
вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При
воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать
понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет
хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре
послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон
человеческого поведения – «поступай в соответствии со своей моральной
природой».

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и
уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в
научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,
аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.
Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувством
возвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он всё
ещё приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В берлине
понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из
министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение
занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в
Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шёл к ней
прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было
обещано «весьма умелого и с всеобщим успехом преподающего доцента Канта
выдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этого
периода занимает работа «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики»,
экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а
скорее эссе, посвящённое деятельности Иммануила Сведенборга, человека
необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился
своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость
объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь.
«Грёзы…» примечательны тем, что на одну доску с «духовидцами» Кант ставит и
приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят, и свои идеи
принимают за подлинный порядок вещей. Он смеётся не только над
визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей
науки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегу
познания». Таким образом, Кант прощается с вольфианской метафизикой,
приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в
Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать
«Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за её
пределами». Кант включён в сборник, и автор обращается к нему за
необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу
в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только
что созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это
предложение. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ
ссылается на привязанность к родному городу, а также на «возможные
проблески близкой вакансии» у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта
Канта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарным
профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить ещё одну
формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо
защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась «О форме и
принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней был
зафиксирован новый «переворот» во взглядах, совершившийся, по словам самого
автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции
пришёл своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как
данные органы чувств связаны с интеллектом, - он развёл в разные стороны
эти два вида духовной деятельности. «Источники всех наших представлений, -
говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые
дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам
познающего субъекта.…Вторые относятся к самим предметам». Чувственность, с
точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,
то есть умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый
как феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство
не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные
условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой
чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, то есть в сфере
предметов самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явно
противоречит позиции Лейбница и Вольфа, признавших подлинную реальность
продолжительности и протяженности. Ещё недавно Кант призывал науку
опираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота – предостеречь
её от переоценки опыта. Философ осознаёт, что принципы чувственного
познания не должны выходить за свои пределы и касаться сферы рассудка.
Позднее он уточнит свою мысль: «в чисто эмпирическом блуждании без
руководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы искать,
никогда нельзя найти что-либо целесообразное». В письме к Ламберту, которое
сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать
специальную дисциплину – «общую феноменологию» с задачей очертить пределы
чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума».
Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону и
прославившему себя работами по философии искусства И. –Г. Зульцеру. Вскоре
одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно из
них. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, пока
безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому
другу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и
Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что
надо ещё думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату
этого письма (21 февраля 1772 года) принято считать днём рождения главного
философского труда Канта. Первоначальное его название гласило «Границы
чувственности и рассудка», но уже в первоначальном варианте текста
возникает выражение «критика чистого разума». Будущая книга, по мнению
Канта, должна дать «ключ к тайне всей метафизики».

Глава III.

Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации «О
форме и принципах…», и кроме двух заметок по поводу «Филантропина», философ
напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела людей и
животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год («О различных
человеческих расах»). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не
получалась. Так медленно Кант ещё никогда не работал. Что-то главное всё
время ускользало. Обретённая, казалось бы, истина вновь оборачивалась
неразрешимой загадкой. Наконец «Критика чистого разума» была написана.
Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту
удалось завершить работу. Он знал слабости книги – главным образом
стилистические, но переписывать её сил уже не было, к тому же ему не
терпелось вынести своё детище на суд общественности. Первоначально Кант
хотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его
теоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781
года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела
свет.

Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса
Бэкона. В своё время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и
житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся
предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.
Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в
том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида
одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания –
догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому
принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.
Первые прибывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счёт
придерживаются чёткого («догматического») взгляда. Кант предлагает третий
путь – единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причём речь идёт
не о критике каких-либо книг и философских систем, а о критике самого
разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни было
опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его
в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в
своевременности своего начинания.

Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями «Критики чистого
разума». Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается
им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и
носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер.
Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное – всеобще и
необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о
врождённых идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы
знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами
доопытные формы не являются врождёнными, а имеют свою историю. Реальный
смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к
познанию, располагает определёнными, сложившимися до него формами познания.
Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то
весь его объём в конечном итоге взят из всё расширяющегося опыта
человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт
косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между
аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий
характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические
суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные
синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том,
что они существуют, Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы
обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их
происхождение. Главный вопрос работы – как возможно чистое, внеопытное
знание – распадается на три. Как возможна математика? Как возможно
естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три
раздела основной части «Критики…»: трансцендентальная эстетика, аналитика,
диалектика (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную
логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она
изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную
способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному,
которое остаётся за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.
Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит
на первых же страницах своей работы. Речь идёт о том, что опытные данные,
поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас
мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его
копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она
представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. В
диссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаются
непосредственно умом, теперь он считает их недоступными любому пониманию,
трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание
всё же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не
увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает
вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.
Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и
автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют
собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению
Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины
для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может быть
дан». Однако философ отверг всеобщий критерий только относительно
содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:
непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия,
представляет собой «только негативный критерий истины», но, руководствуясь
им, всё же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в
философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей
познания – чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,
доопытные формы чувственности – пространство и время. Пространство
систематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Философ не отрицал
эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство
и время был в известной степени реакцией на механические представления об
абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей. Кант
рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта
реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по
себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным
достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение
созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных
направления в теории познания – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты
полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,
соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не
видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул
не сводимость одного «ствола познания» к другому. Научное знание, по его
мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в
гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ
видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала
интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда
либо естественным, либо сверхъестественным путём. Новое, на чём
категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли
человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему
объяснить один из самых загадочных процессов – образование понятий. Кант
видит в человеческом интеллекте заранее возведённую конструкцию –
категории, но это ещё не само научное знание, это только его возможность,
такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих
возможностей возникло понятие «продуктивное воображение». В работе
недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,
творческого начала. Автор говорит о «спонтанности мышления». Рассудок,
благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,
помимо сознательного контроля, создаёт свои понятия. Продуктивное
воображение – это рабочий инструмент синтеза чувствительности и рассудка.
Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало
в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет
собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна
ещё в одном важном деле – в их использовании. Учёный должен не только
располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять
их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное
умение способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание
при его движении в любом направлении: Когда возникают абстракции, и когда
эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае
действует продуктивное воображение, во втором – способность суждения. Без
них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие
виды интуиции, в её современном понимании, - в работе речь идёт о
художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной
способности суждения, Кант называет ещё одну сферу интеллектуальной
деятельности, высшую её форму – разум. В широком смысле слова разум для
философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум – высшая контрольная
и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой
науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту – логика
видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,
принимать кажущееся за действительное. Задача критики – внести ясность.
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея – это такое понятие, которому в
созерцание не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определённой цели, ставит перед ними задачи (функция рассудка
конститутивна, то есть, конструктивна, он создаёт понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трёх возможных вариантов отношения к реальности: во-первых,
отношение к субъекту, во-вторых, - к объекту, в-третьих, - к тому и другому
вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о
мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается в
самой основательной проверке и самокритике.

Таковы основные идеи «Критики чистого разума». Работа завершается
программой на будущее. Ни о каких новых «критиках» автор не помышляет.
Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал
метафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не
опасаясь быть уличённым во лжи», так как она не располагает теми средствами
проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не
была наукой, но у неё, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По
замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырёх частей
– онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о
природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о
мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил
на вопрос, заданный в начале «Критике…», - как возможна метафизика в
качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все
догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования
необходимости новой научной философии пока не пошёл.

Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась
книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не
возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же
после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям
и знаменитостям: в первую очередь министру

Новинки рефератов ::

Реферат: Федор Рокотов (1735-1808гг.) (Искусство и культура)


Реферат: Выборы как форма непосредственной демократии (Право)


Реферат: Крайняя необходимость, понятие и признаки (Уголовное право и процесс)


Реферат: Селекция растений (Биология)


Реферат: Мифы в астрономии (Астрономия)


Реферат: Творческая работа по москвоведению: "Брусчатка, опаленная войной" (Москвоведение)


Реферат: Методические указания по курсу "Математика" для студентов I курса исторического факультета (Математика)


Реферат: Искусство Японии (Искусство и культура)


Реферат: История Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков: Краткий курс (Политология)


Реферат: ЗИЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Общая теория менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Социология религий (Социология)


Реферат: Общая характеристика этики образования – этические требования к учителю (Педагогика)


Реферат: Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП (Международное частное право)


Реферат: Абсолютная монархия в России (История)


Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)


Реферат: Смешанное страхование (Страхование)


Реферат: Англия 1945-1993 гг. (История)


Реферат: Договор комиссии (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист