GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве" (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве" (Социология)




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИ.



Курсовая работа по прикладной социологии.

Люблев Н.Е., Кузнецов А.Д., Лашин П.А.
Группа 2ДВС.


Программа прикладного социологического исследования на тему: «Изучение
мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети
Internet о проблемах ее существования и развития в Москве».



МОСКВА 1998г.

1. Проблема исследования: Недостаток информации о факторах, влияющих
на развитие всемирной компьютерной сети Internet в Москве и мнении
об этом ее потенциальных и реальных (юзеров) пользователей.
2. Цель исследования: Изучение основных тенденций и закономерностей в
мнении о проблемах существования и развития всемирной компьютерной
сети Internet в Москве и мотивациях выбора и использования Internet
ее потенциальными пользователями и юзерами. Выработка конкретных
рекомендаций, полученных на основе данного социологического
исследования, для создания более благоприятных условий для развития
и функционирования всемирной компьютерной сети Internet в Москве.
3. Задачи исследования:
. Выявление основных тенденций и закономерностей в мнении о
проблемах существования и развития всемирной компьютерной сети
Internet в Москве и мотивациях выбора и использования Internet
ее потенциальными пользователями и юзерами.
. Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных
пользователей всемирной компьютерной сети Internet по улучшению
функционирования провайдерских фирм в условиях развития
всемирной компьютерной сети Internet в Москве.
. Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с
юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны
провайдерских фирм.
. Выделение и ранжирование внешних и внутренних факторов,
оказывающих отрицательное влияние на деятельность провайдерских
фирм в условии развития всемирной компьютерной сети Internet в
Москве.
4. Объект исследования и его конкретизация: Сформулированной выше
проблеме в качестве объекта исследования соответствуют
потенциальные пользователи и юзеры всемирной компьютерной сети
Internet, приходящие в провайдерскую фирму «TTF», в здании которой
и проводится данный социологический опрос.
5. Единицы наблюдения: потенциальные пользователи и юзеры всемирной
компьютерной сети Internet.
6. Единицы учета: потенциальные пользователи и юзеры всемирной
компьютерной сети Internet.
7. Предмет исследования: Предметом данного социологического
исследования является изучение основных тенденций и закономерностей
в настрое и закономерностей в настрое и мотивациях потенциальных и
реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet в их
выборе и заинтересованности в развитии всемирной компьютерной сети
Internet в Москве.
8. Уточнение понятий: Internet.
В течение последнего десятилетия в мире получают все белее широкое
развитие вычислительные и информационные сети — уникальный симбиоз
компьютеров и коммуникаций. Идет активное подключение пользователей во
всемирные сетевые структуры — в «Сеть сетей» — Internet. Мировой
системой компьютерных коммуникаций ежедневно пользуются около 50
миллионов человек, и их число непомерно растет. Человеческая
цивилизация вступает в Эру Информации.
Информация становится решающим фактором в мировой политике,
экономике (торговле, производстве), именно она является продуктом
научной и исследовательской деятельности. Возрастает потребность в
средствах структурирования, накопления, хранения, поиска и передачи
информации — удовлетворение именно этих потребностей и является целью
создания и развития информационных сетей. При стремлении к совместному
использованию вычислительных и информационных ресурсов возникает
жизненная необходимость в обеспечении к ним доступа и их объединении с
помощью сетей.
В этих условиях становится все труднее, иногда просто
невозможно, сохранять качество научных исследований и разработок на
уровне мировых стандартов, не пользуясь таким мощным информационным
инструментом, каким являются глобальные компьютерные сети, а
коммерческим структурам становится невозможно достойно конкурировать
на мировом рынке, не обладая мощными возможностями, предоставляемыми
глобальными информационными сетями. И только очень дремучие и не
далекие люди не хотят уметь обращаться с компьютерами и компьютерными
сетями, они рискуют оказаться за бортом цивилизованного общества — на
свалке истории.
Что же движет людьми, стремящимися попасть в Internet? Ими
движет желание общения и жажда информации. Резонен вопрос: «Ну для
чего же мне тогда Internet, если есть у меня телефон, почта, телевизор
или радио, или если я могу просто пойти на улицу и там пообщаться с
людьми, или пойти к другу?» Хорошо, а если тот, кому вы хотите
позвонить, живет на другой стороне земного шара? Много назвонишься? А
письма, они по почте идут много дней. Телевизор или радио? Вспомните
91 год, август с 19 по 21 число, когда мы могли целый день слушать и
смотреть нетленное произведение П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Находясь в Internet, вы можете поговорить с человеком, живущим
хоть на Крайнем севере, лишь бы он мог сам выйти в Internet. Письма же
в Internet ходят с несравненной быстротой, самое большое за минуту,
даже если линии перегружены. Расстояния сжимаются до секунд. Раньше
людей разделяли границы и огромные расстояния, теперь — только
языковой барьер, и, иногда, — линия терминатора. Но возможности почты
в Internet намного шире, чем пересылка простых текстов. Вы можете
пересылать факсы, письма могут содержать одновременно текст, рисунки и
даже звуки, например, вашу собственную речь, обращенную к адресату и
многое другое.
В Internet вы можете найти себе множество друзей, с которыми вас
объединяют общие интересы, вы найдете понимание и поддержку, если
вдруг не получаете ее в реальном мире. А вдруг, вы вообще не можете
говорить, но владеете руками, тогда, научившись ими «говорить» на
языке клавиатуры компьютера, что несравненно легче, можете стать
полноправным жителем виртуального мира Internet.
В Internet вы встретите людей самых разных возрастов
(примечательно, в виртуальном мире Internet возраст человека как
таковой перестает существовать, точнее, перестает быть определяющим
фактором, влияющим на поведение как самого человека, так и отношения к
нему со стороны других жителей виртуального мира), социальных слоев,
профессий. И среди них — среди более чем 50 миллионов пользователей
Сети — вы всегда сможете найти людей, разделяющих вашу точку зрения,
какой бы экстравагантной она не ни была. В Internet «клубов по
интересам» тьмы и тьмы. Велико разнообразие интересов этих «клубов»:
самые последние новости, программирование, игры, юмор и т.д. Список
этот можно продолжить свободно по собственному усмотрению каждого. В
этом фантазия безгранична. Если же изобретено такое, что не существует
среди тематик так называемых телеконференций, набрав достаточное
количество единомышленников, можно создать свою.
Кроме телеконференций и групп переписки, работающих асинхронно с
разными пользователями, имеются клубы, так называемые ЧАТЫ (CHAT),
ведущие обсуждения в реальном времени: люди, находящие в разных точках
Земли, говорят друг с другом, как если бы они сидели в одной комнате.
По большому счету ситуация отличается от живого общения лишь тем, что
собеседники не могут выпить на брудершафт.
По Internet вы можете получить доступ к самой разнообразной
научной, технической и гуманитарной информации, свежайшим новостям. В
Internet вы можете найти программное обеспечение, например, библиотеки
вычислительных программ; карту генома дрозофилы; текст последнего
«доказательства» теоремы Ферма; сведения о землетрясениях и
вулканической деятельности; психологические тесты; сведения о
разработках и программах NASA, например, цветные фотографии, сделанные
телескопом «Хаббл»; тексты мировой классической литературы, в том
числе Библию, Коран, Тору и многое-многое другое.
Internet в научной работе — великое подспорье. Использование
представленной в ней информации помогает избежать ненужного
дублирования разработок и исследований, что позволяет экономить силы и
время: специальное изучение данного вопроса показало, что как минимум
десятая часть всех научных исследований дублируется только из-за
отсутствия оперативной информации об уже проведенных. Более половины
работ при проведении научных исследований занимает поиск, сбор и
переработка информации, полученной в данной области знаний ранее. В
управлении поиск и переработка информации составляют 90% всей работы.
Использование эффективных средств связи, какими являются
глобальные компьютерные сети, в науке необходимы еще и потому, что
современные фундаментальные исследования требуют объединения
интеллектуального потенциала всей цивилизации. Наиболее ярким примером
такой кооперации являются исследовательские проекты в физике
элементарных частиц.
Для ученых глобальные компьютерные сети со скоростными линиями
связи — совсем не роскошь, а необходимое средство вспоможения.
С помощью Internet. вы можете, не вставая из своего любимого
кресла, сидя перед экраном своего персонального компьютера, виртуально
сходить в магазин, например, торгующий спортивной одеждой и
инвентарем. На экране возникнет список товаров, вы указываете мышкой
на то, что вас интересует в данный момент, например, кроссовки и
спортивную форму, решив перед этим, что неплохо бы было совершить
пробежку по местному парку и, вспомнив, что старая форма уж совсем
обветшала. Тут же появляется цветное изображение выбранного вами
товара. Вы рассматриваете его и так и эдак, пользуясь при этих
манипуляциях мышкой. Допустим, товар пришелся вам по вкусу, тогда вы
нажимаете кнопочку покупки, если хотите, то и доставки. Через
некоторое время раздается звонок в вашу дверь, на пороге вы получаете
из рук агента по доставке теперь уже ваши кроссовки и форму, тут же
оплачивая покупку или оплатив ее заранее, еще при заказе, указав номер
вашей кредитной карты. Одеваетесь в обновки и бежите за своим
здоровьем.
Таким образом, в США уже давно люди покупают не только
кроссовки, но и автомобили, дома, если хотите, заполняя все
необходимые регистрационные и финансовые документы по Internet.
Оперативность обслуживания клиентов открывает совершенно новые
возможности в торговле. Например, можно организовывать продажу товаров
с гибкой системой цен, зависящих от спроса, имеющегося запаса товара и
т.д., оптимизируя из так, чтобы максимизировать прибыль. В США уже
начинают закрываться некоторые крупные магазины, всецело переходя на
обслуживание покупателей по Internet.
Когда же и как появился Internet? Представлю краткий
исторический экскурс.
В 1957 году Советский Союз запустил первый в истории
человечества искусственный спутник Земли. Через четыре года полетел в
космос Юрий Гагарин. Самодовольству американцев пришел конец. США
осознали, что отныне они находятся в позиции догоняющего. Именно тогда
там начались особо бурные исследования в области передовых технологий.

В 1968 году Министерство Обороны США озаботилось связью
множества своих компьютеров, расположенных далеко друг от друга, и
решило создать для этого специальную сеть. Разработка проекта сети и
его осуществление было поручено ARPA — Advanced Research Projects
Agency — Управление передовыми исследованиями Министерства Обороны.
Сеть должна была, с одной стороны, способствовать научным
исследованиям в военно-промышленной сфере и, с другой стороны, быть
объектом исследований методов построения сетей, устойчивых к частичным
повреждениям, получаемым, например, при нанесении ракетно-ядерного
удара или при авиационной бомбардировке, и способных в таких условиях
продолжать нормально функционировать. Сеть должна была быть основана
на коммутации пакетов.
Через пять лет напряженной работы такая сеть была создана и
получила название ARPAnet.
Изначальные требования, предъявленные к создаваемой сети, дают
ключ к пониманию ее принципов построения и структуры. В модели ARPAnet
сеть a priori предполагалась ненадежной: любая часть сети может
исчезнуть в любой момент. И в этих условиях должно было быть всегда
возможно установить связь между компьютером-источником и компьютером-
приемником (станцией назначения).
Второе требование — равноправность конечных систем. Любой
компьютер должен был иметь возможность связаться с любым другим как
равный с равным. Поэтому на связывающиеся компьютеры — не только на
саму сеть — была также возложена ответственность обеспечивать
налаживание и поддержание связи.
Передача данных в сети была организована на основании
«межсетевого» протокола — IP (Internet Protocol). Протокол IP — это
свод правил и описание принципов работы сети. Этот свод включает
правила налаживания и поддержания связи в сети, правила обращения с
данными — указания, как их обрабатывать и передавать по сети.
Сеть задумывалась и проектировалась так, чтобы от пользователей
не требовалось никаких знаний о конкретной ее структуре, которая в
каждый момент могла измениться. Для того, чтобы послать сообщение,
компьютер должен был поместить данные в некий «конверт», называемый
IP, указать на этом «конверте» конкретный адрес и передать
получившиеся в результате этих процедур пакеты в сеть.
Опыт дальнейшего развития сети показал, что эти идеи, заложенные
в идею ARPAnet, вполне оправданы и разумны, хотя поначалу некоторым
они казались странными.
В течение первых десяти лет развитие компьютерных сетей
происходило незаметно — их услугами пользовались только специалисты по
вычислительной и военной технике. Примерно 10 лет спустя после
появления ARPAnet появились и стали быстро завоевывать популярность
Локальные Вычислительные Сети (LAN), например, такие как Ethernet и
др. Примерно в то же время появились первые компьютеры, называемые
рабочими станциями, предназначенные для персонального использования,
которые обладали вычислительными мощностями сравнимыми с большими ЭВМ.
На больших рабочих станциях была установлена Операционная Система (ОС)
UNIX. Эта ОС изначально имела возможность работы в сети, в том числе с
протоколом Internet (IP).
В связи с возникновением принципиально новых задач и методов их
решения появилась новая потребность: организации желания связать
воедино свои локальные сети и иметь возможность связываться с
локальными сетями других организаций. Время от времени предпринимались
попытки использовать для этого уже готовую сеть ARPAnet, но бюрократы
Министерства Обороны оборонялись умело.
В это время Международная Организация по Стандартизации — ISO
занималась разработкой международных стандартов межсетевого
взаимодействия. Однако, занималась она этим умеючи, — долго, годами.
Жизнь же требовала быстрых решений.
Появились другие организации (NASA, DOE), которые начали
создавать свои собственные сети, использующие коммуникационные
протоколы, идеологией сильно напоминающие IP. Эти активисты начали
устанавливать IP-программное обеспечение на все возможные типы
компьютеров. Вскоре это стало единственным приемлемым способом для
связи разнородных компьютеров. Причем, сети эти постепенно
объединялись в Сеть сетей с единым адресным пространством, именно
тогда стало популярным название Internet. В 1973 году было
организовано первое международное подключение — к Сети подключились
Англия и Норвегия.
Такая схема, позволяющая подключать к сети компьютеры любого
рода, очень понравилась правительству США и университетам, которые
проводят политику покупки компьютеров у различных производителей.
Каждый покупал тот компьютер, который ему нравился, и вправе был
ожидать, что сможет работать по сети с любыми другими компьютерами.
В 1982 году IP-протоколы, называющиеся тогда протоколами
ARPAnet, оформились в семейство TCP/IP.
В конце 80-х Национальный Научный Фонд (National Science
Foundation — NSF — аналог нашего Министерства Науки) создал пять
суперкомпьютерных центров для использования их в научных
исследованиях. Было создано всего лишь пять центров потому, что они
очень дороги даже для богатой Америки. Именно поэтому их и следовало
использовать кооперативно. Возникла проблема связи: требовалось
соединить эти центры и предоставить доступ к ним различным
пользователям.
Сначала была сделана попытка использовать коммуникации ARPAnet,
но это решение потерпело крах, столкнувшись с бюрократией оборонной
отрасли и проблемой обеспечения персоналом.
Тогда NSF решил построить свою собственную сеть, основанную на
IP технологии. Центры были соединены специальными телефонными линиями
с пропускной способностью 56 Kbps (kilobit per second — килобит в
секунду). Однако, было очевидно, что не стоит даже и пытаться
соединить все университеты и исследовательские организации
непосредственно с центрами, т.к. проложить такое количество кабеля —
не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решено было
создать сети по региональному принципу. В каждой части страны
заинтересованные учреждения должны были соединиться со своими
ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к
суперкомпьютерным центрам в одном из своих узлов, таким образом
суперкомпьютерные центры были соединены вместе. В такой технологии
любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения
через соседей. Получившаяся сеть была названа, естественно, NSFnet.
NFSnet поначалу работала вполне успешно. Но настала пора, когда
она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная
для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям
пользоваться и множеством вещей, к суперкомпьютерам не относящихся.
Неожиданно для пользователей Сети в научных центрах, университетах,
школах и т.п. дошло, что они получили доступ к огромному морю
информации и сообществу коллег. Поток сообщений в Сети нарастал все
быстрее и быстрее пока, в конце концов, не перегрузил управляющие
сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.
В 1987 году контракт на управление и развитие сети был передан
компании Merit Network Inc., которая занималась образовательной сетью
Мичигана совместно с IBM и MCI. Старая физически сеть была заменена
более быстрыми (~1 Mbps) телефонными линиями. Были заменены на более
быстрые и сетевые управляющие машины.
Следует подчеркнуть, что именно усилия NSF и других
академических организаций и научных фондов всего мира по подключению
научных учреждений к Сети способствовали всеобщей доступности Internet
по линии науки и образования. И если прежде Сетью пользовались только
исследователи в области информатики, государственные служащие и
подрядчики, то теперь практически любой желающий может получить доступ
к ней, обратившись в одну из множества провайдерских компаний. Именно
эта доступность явилась причиной начала взрывного роста Internet.
Далее развитие Сети пошло уже семимильными шагами, а к сему дню
эти шаги стали уже семидесятисемимильными. По всему миру наплодилось
IP-сетей превеликое множество, и все они успешно включаются в
Internet. Бурный рост Сети требует ее непрерывного совершенствования,
даже структурных перестроек, которые, однако, не должны отражаться на
работоспособности, — все они должны происходить и происходят незаметно
для конечного пользователя. Включив свой компьютер, вы никогда не
увидите надписи, гласящей, что Internet ближайшие полгода работать не
будет — «профилактические работы».
Internet, решая возникающие проблемы, перестраиваясь и
совершенствуясь, набирается опыта, проверяет в деле множество
различных идей, создает все более и более практичную и зрелую
технологию. Internet, как и вычислительная техника, превратилась из
мудреной зауми экспертов в инструмент ежедневного пользования. И сам
процесс перехода был совершенно аналогичен.
Сеть постепенно становилась проще в использовании, частично
потому, что оборудование становилось лучше, а частично потому, что
сама стала быстрее и надежнее. Наиболее передовые и смелые из тех, кто
поначалу не решался связываться с Internet, начинали ее использовать.
Эти новые пользователи порождали потребности в новых ресурсах и
средствах доступа к ним. Инструментарий постепенно обновлялся и
улучшался, что облегчало пользование Сетью. Люди, оставшиеся вне сети,
вдруг осознавали, что они начинают безнадежно отставать от своих
коллег и конкурентов, пользующихся Сетью. Это привлекало в Сеть новый
слой пользователей, которым требовались новые ресурсы.
Бурный рост сети совпал с началом в Советском Союзе Перестройки.
Очень скоро к Internet начали подключаться страны Восточной Европы.
Internet стала не только глобальной сетью, она стала поистине мировой
сетью.
До 1989 года Internet оставалась некоммерческой сетью, к ней
подключались исключительно государственные и академические сети. В
1989 году к Internet подключилась первая коммерческая сеть — MCImail.
В 1992 году в CERN-e была предложена World-Wide Web (Tim
Berners-Lee), которая вывела Сеть на новую орбиту, открыв возможности
ее использования в деловой сфере. С тех пор Internet стала
интересовать и коммерческие организации, число которых в Internet
растет потрясающими темпами. Internet становится привлекательной для
бизнеса, что требует регулирования отношений академических старожил
Internet и бойких money-makers.
Что будет представлять собой Internet в будущем? На этот вопрос
нет какого-либо однозначного ответа, о будущем Internet можно мечтать
настолько смело, насколько это возможно, не боясь перемечтать будущее.
Фирмы-провайдеры.
Если человек решил выйти в Internet, то ему, как правило,
придется иметь дело с фирмами-провайдерами, которые, если требуется,
отвечают на вопросы клиента о Internet; предлагают ему на выбор модели
модемов, аппаратов, с помощью которых пользователь Internet, как
правило, через телефонную линию, связывается с компьютером
провайдера, что необходимо для выхода в Internet; обеспечивают
специальными программами, так называемыми «броузерами» (Netscape
Communicator®, Internet Explorer® и т.д.), необходимыми для работы в
Internet; помогают с установкой и настройкой программного обеспечения
и модема, обучают клиента пользоваться данными вещами; выделяют
определенное место на компьютере провайдера под так называемый
«почтовый ящик» клиента; помогают в создании собственной «домашней
странички»; ведут учет времени, которое клиент проводит в Internet;
принимают оплату за пользование Internet по определенным в договоре с
клиентом расценкам и многое другое.
9. Гипотезы исследования:
. В настоящее время в Москве наблюдается бурный рост продаж
персональных компьютеров, как следствие — увеличивается число
пользователей Internet. некоторые фирмы, специализирующиеся на
продажах компьютеров и комплектующих, предлагают в качестве
опции или же бесплатно подключение к Internet и несколько
бесплатный часов работы в Сети. Опираясь на опыт стран, в
которых Internet получил широкое распространение, проникнув в
почти все сферы деятельности человека, можно сделать вывод о
том, что и в Москве, а в дальнейшем, и по всей стране количество
пользователей Internet будет расти экспоненциально при условии
немедленного улучшения качества связи;
. Связь большинства пользователей Internet с Internet происходит
по телефонным линиям. Если же телефонные линии Москвы, не говоря
уже о региональных, возраст подавляющего числа которых
приближается к 70(!) годам, не претерпят в ближайшее время
переоборудования под современные стандарты телефонной связи, то
ни о каком быстром росте и распространении Internet в Москве и в
стране не может быть и речи. Телефонная связь — просто-напросто
постоянная головная боль для пользователей Internet: низкая
скорость перекачки информации, частое прерывание сеансов связи
из-за посторонних шумов и других помех, негласная «война» АТС с
имеющими модем абонентами телефонной сети, в число которых
попадают и пользователи Internet и т.д.
. Рост числа реальных и потенциальных пользователей Internet
спровоцирует появление новых фирм-провайдеров, что приведет к
обострению конкурентной борьбы (подразумевается здоровая
конкуренция) между ними, а, как следствие, понизятся цены на
обслуживание пользователей, повысится качество обслуживания,
расширится список предоставляемых услуг и т.д.
. Осознание выгод, которые открывает Internet организациями,
коммерческим структурами, приведет к появлению таких
замечательных возможностей, которые уже открыли для себя
пользователи Internet в других странах, как то: покупка через
Internet всевозможных вещей, заказ билетов как на какой-либо
концерт, так и на любой вид транспорта и т.д.



Ключевые понятия:
|N |Ключевые понятия |Номер вопроса в бланке |
|1 |Вводный блок |1 — 3, 10 |
|2 |Использование Internet |6 — 8, 15 — 20, 23, 24 |
|3 |Оценка деятельности |4, 9 — 14 |
| |фирмы-провайдера | |
|4 |Проблемы доступа в Internet |21, 22 |
|5 |Информированность о доступе, |25 — 34 |
| |использовании и работе в | |
| |Internet | |
|6 |Социально-демографические |35 — 39 |
| |показатели | |



Примеры использования различных видов шкал в бланке
опросного листа.
|N |Вид шкалы |Примеры использования шкал в|
| | |вопросах |
|1 |Неупорядоченная альтернативная |1 — 3, 10, 15, 18, 35, |
|2 |Дихотомическая |36 |
|3 |Неупорядоченная |4, 23, 24 |
| |неальтернативная | |
|4 |Полностью упорядоченная |5 — 9, 11 — 14, 16 — 19, 21,|
| |(ранговая) шкала |22, 25 — 28, 19 — 32, 35, 37|
|5 |Идеальная метрическая |35, 38, 39, 20 |



Примеры использования различных типов вопросов в инструментарии
исследования.
|N |Тип вопроса |Пример формулировки вопросов|
| | |данного типа |
|По содержанию. |
|1 |О фактах |5, 6, 9, 18 |
|2 |О личности респондента |35 — 37 |
|3 |О мнениях, оценках и суждениях |7, 11, 19, 22 |
|По форме. |
|1 |Полностью закрытые |7, 11, 12, 35, 37, 38 |
|2 |Неполностью закрытые |2 — 4, 9, 15, 23 |
|3 |Линейные |все вопросы анкеты |
|4 |Альтернативные |1, 7, 35, 37 |
|5 |Дихотомические |36 |
|6 |Неальтернативные |4, 23, 24 |
|7 |Ретроспективные |1 — 3 |
|8 |Проективные |14, 17, 22 |
|9 |Прямые |11 — 14 |
|10 |Косвенные |22 |
|11 |Личные |1 — 4 |
|12 |Безличные |8 |
|По функции. |
|1 |Основные |все вопросы бланка |
|2 |Неосновные |нет |
|3 |Вводные |1, 3 |
|4 |На информированность |18, 25, 31 |
|5 |Вопросы-фильтры |5, 6, 9, 18 |



Социологический опрос проводится методом интервьюирования на основе
нижеприведенного бланка опроса.

!Внимание! Значок «(» информирует, что следующим следует задавать вопрос,
номер которого указан за ним.

Бланк для изучения мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной
компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в
Москве.



Припомните пожалуйста, откуда или от кого вы впервые узнали об Internet?
( От друзей, знакомых или посторонних людей
( Из периодических изданий, книг
( Из телевизионных передач
Где вы впервые вплотную познакомились с Internet, то есть где смогли
попутешествовать по виртуальному миру?
( Будучи в гостях у друзей, знакомых
( На работе
( В Интернет-кафе
( В другом месте (напишите) ______________________________
Как Вы думаете, что подтолкнуло Вас к решению стать самостоятельным
пользователем Internet?
( Желание получить доступ к океану информации, коим является Internet
( Желание найти друзей, единомышленников
( Простое стремление не отстать от друзей
( Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
Скажите пожалуйста, что стало для вас решающим при выборе именно этой
(«ТTF») провайдерской фирмы? (можно выбрать несколько ответов)
( Низкие цены на обслуживание
( Широкий спектр предоставляемых услуг
( Опыт работы
( Надежность фирмы
( Надежная и скоростная связь
( Советы друзей, знакомых
( Другое (напишите)_____________________________________
Были ли вы пользователем Internet ранее?
( Да (( 6)
( Нет (( 25)
Вы пользовались Internet:
( На работе (( 7)
( Из дома (( 9)
Был ли Internet подспорьем в Вашей работе?
( Да, он мне очень помогал
( Да
( Да, но не особым
( Не думаю, что был таковым
( Нет, он больше мешал работе
( Затрудняюсь ответить
Как вы думаете, как Ваши коллеги по работе относятся к Internet?
( Положительно
( Нормально
( Отрицательно
( Затрудняюсь ответить
Ранее Вы были клиентом:
( Этой же провайдерской фирмы (( 11)
( Другой провайдерской фирмы (( 10)
Скажите, что стало причиной прерывания контракта с предыдущей провайдерской
фирмой?
( Ее отношение к клиентам
( Высокие расценки на обслуживание
( Низкое качество обслуживания
( Низкое качество и скорость связи
( Другое (напишите)_____________________________________
( Отказываюсь ответить, затрудняюсь
Вы довольны работой Вашей провайдерской фирмы?
( Да, полностью
( Да, но не совсем
( Не очень
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Вас устраивают расценки на услуги Вашей провайдерской фирмы?
( Да, устраивают полностью
( Да, но хотелось бы подешевле
( Не совсем
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Удовлетворены ли Вы списком предлагаемых фирмой-провайдером услуг?
( Да, удовлетворен полностью
( Да, но хотелось бы несколько больше
( Не совсем
( Нет
( Затрудняюсь ответить



Будете ли Вы рекомендовать Вашу провайдерскую фирму друзьям, коллегам,
знакомым, желающим присоединиться к числу пользователей Internet?
( Да, конечно
( Да, но не всем
( Стоит подумать
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Каким броузером вы пользуетесь для работы в Internet?
( Netscape Communicator ®
( Internet Explorer ®
( Mosaic ®
( Другим (напишите) ____________________________________
Есть ли у Вас Ваша «домашняя страничка»?
( Да, есть (( 18)
( Да, но еще в стадии разработки (( 18)
( Нет (( 17)
Собираетесь ли Вы в будущем сделать свою «домашнюю страничку»?
( Да, планирую
( Нет
( затрудняюсь ответить
Знакомы ли Вы с языком HTML?
( Да (( 19)
( Да, частично (( 19)
( Нет, но слышал о нем (( 20)
( Нет (( 20)
( Затрудняюсь ответить (( 20)
Умете ли Вы работать с HTML?
( Да, умело
( Да, немного
( Нет
Сколько еще человек, помимо Вас, в вашей семье пользуется Internet?
( 1
( 2
( 3
( 4 и более
Устраивает ли Вас качество и «скорость» телефонной связи?
( Да, полностью
( В общем, да
( Не совсем
( Нет
( Затрудняюсь ответить



Согласились бы вы с введением повременной оплаты за пользование телефоном,
преследующим цель совершенствования телефонной связи?
( Да
( Да, но при условии скорых результатов
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Что нового привнес в Вашу жизнь Internet?(можно выбрать несколько вариантов
ответа)
( Я теперь могу получить самую свежую информацию
( Я нашел много новых друзей, единомышленников
( Я получил возможность самовыражения
( Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
Доводилось ли Вам использовать такие возможности Internet как (отметьте) :
( Покупка товаров в виртуальных магазинах
( Заказ всевозможных билетов
( Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
(( 33)

Как вы думаете, достаточно ли Вы информированы об Internet и о процессе
доступа к нему?
( Да, достаточно
( Да, но смутно
( Нет (( 38)
( Затрудняюсь ответить (( 38)
Есть ли у Вас на данный момент модем?
( Да
( Нет
Есть ли у Вас программное обеспечение, необходимое для работы в Internet
(какой-либо броузер)?
( Да
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Какой именно броузер у Вас есть?
( Netscape Communicator ®
( Internet Explorer ®
( Mosaic ®
( Другой (напишите) ____________________________________
Умеете ли Вы пользоваться модемом, броузером?
( Да, умею
( Да, но далеко не в совершенстве
( Нет
( Затрудняюсь ответить



Умете ли Вы настраивать модем, броузер?
( Да, умею
( Да, но не достаточно умело
( Нет
Знаете ли что-либо о «домашних страничках»?
( Да, знаю достаточно много (( 37)
( Да, но лишь понаслышке (( 37)
( Нет, не знаю (( 38)
( Затрудняюсь ответить (( 38)
Собираетесь ли в будущем ее создавать?
( Да, планирую
( Нет
( Затрудняюсь ответить
Читаете ли Вы периодические издания, частично или полностью посвященные
Internet? Назовите их (можно выбрать несколько вариантов ответа):
( «Soft-Market»
( «PCWeek»
( «Домашний компьютер»
( «Computer World»
( «Компью-терра»
( Другое (напишите)_____________________________________
Смотрите ли телевизионные передачи, частично или полностью посвященные
Internet? Назовите их (можно выбрать несколько вариантов ответа):
( «Компьютер»
( «Интернет Кафе»
( «От винта»
( Другие (напишите)_____________________________________
Разрешите в заключение задать Вам несколько общих вопросов:
1. Укажите, пожалуйста, свой возраст:
1. ( До 20 лет
2. ( 20-24 года
3. ( 25-29 лет
4. ( 30-39 лет
5. ( 40-49 лет
6. ( 50-54 года
7. ( 55-59 лет
8. ( 60 лет и более
2. Ваш пол:
9. ( Мужской
10. ( Женский
3. Ваш социальный статус:
11. ( Рабочий
12. ( Служащий
13. ( Студент
14. ( Безработный
15. ( Пенсионер
4. Каков примерный ежемесячный доход Вашей семьи?
16. ( От 1000 до 1500 руб.
17. ( От 1500 до 2000 руб.
18. ( От 2000 до 3000 руб.
19. ( От 3000 и выше.
5. Сколько человек в вашей семье?
20. ( 2 чел.
21. ( 3 чел.
22. ( 4 чел.
23. ( 5 чел.
24. ( Более 5 чел.





Реферат на тему: Программа прогнозного исследования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ» НА ТЕМУ


«Программа прогнозного исследования
динамики подготовки научных кадров в Нижегородской области»



Выполнила студентка
факультета ГиМУ 512 группы
Якимишина Т.О.

Проверила

Гусева Г.А.



Санкт-Петербург
2004 год



Содержание


1. Формулировка социальной проблемы……………….3
2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза………………………………………………………….3
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования……………………………………………4
4.Построение прогнозной модели объекта
прогнозирования…………………………………….……13


Вывод…………………………………………………17


Библиография……………………………………….19



1. Формулировка социальной проблемы

Падение роста числа аспирантов, качества подготовки и количества выпуска
как уменьшение возможности дальнейшего общественного развития.
Происходящие изменения в экономике тесно связаны с человеческим фактором.
Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического
потенциала. Их численность, структура, качество подготовки в значительной
степени определяют возможности дальнейшего общественного развития.
Для Нижегородской области, не имеющей на своей территории природных
сырьевых запасов, стратегическим ресурсом являлась интеллектуальная
собственность. В докризисный период наука была опорной и перспективной
отраслью областной экономики, обладающей высоким кадровым потенциалом.
Однако, под влиянием многих негативных факторов, сопровождающих период
экономической нестабильности, в настоящее время, как в сфере науки, так и в
реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством
научных кадров.
Особенно обращает на себя внимание проблема старения
высококвалифицированных специалистов, а также становления и закрепления
молодых ученых в сфере науки. По данным 2002 г., в организациях области,
выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый пятый был моложе
30 лет. В то же время более 40 % численности исследователей достигли
предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше). При этом к данной
категории принадлежало более 85 % ученых со степенью доктора наук и 66 % -
со степенью кандидата наук. Следует отметить также, что среди
исследователей каждый пятый доктор наук был в возрасте старше 70 лет.

2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации
прогноза

Объект: аспиранты Нижегородской области.
Предмет: динамика численности поступления и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Целевая ориентация: прогнозирование динамики приема и выпуска аспирантов
Нижегородской области.
Задачи:
1. Прогноз количества поступающих в аспирантуру Нижегородской области.
2. Прогноз количества выпускающихся из аспирантуры Нижегородской области.
3. Анализ, полученных прогнозов по Нижегородской области.
Данный прогноз является поисковым, так как будут условно продолжены в
будущем наблюдаемые тенденции.
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования

Основным видом подготовки научных кадров является обучение в
аспирантуре. В 2003 г. в Нижегородской области подготовку аспирантов
осуществляли 26 организаций, в том числе 15 аспирантур высших учебных
заведений и 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. На конец
года в аспирантуре обучалось 3050 человек (в 2002 г. – 2798 человек).
В прошедшем десятилетии (1994-2003) наблюдалась устойчивая динамика
роста аспирантов. Их численность увеличилась за этот период в 3.6 раза. В
последние два года интенсивность роста численности заметно упала. Если в
предыдущие годы ежегодные темпы роста слушателей аспирантуры достигали 16-
17 %, то в 2002 г. их уровень снизился вдвое, а в истекшем году не
превышал 9 %.
В целом изменение темпов в сторону уменьшения обусловлено их заметным
снижением в аспирантуре очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очной
формы обучения, учитывая, что аспиранты очного отделения занимают в общей
численности основную долю (в 2002 г. – 70, 4 %, в 2003 г. – 68, 8 %). Так,
в 2002- 2003 гг. по сравнению с 2001 г. темпы роста численности аспирантов
очного отделения снизились соответственно на 8.8 и 9.7 п.п.
Основным звеном в деятельности аспирантуры является аспирантура
высших учебных заведений. За последние 10 лет доля контингента вузовской
аспирантуры в общей численности аспирантов возросла с 89,6 % до 93,5 %. В
абсолютном выражении их численность выросла в 4,5 раза имея на всем
протяжении положительную динамику. В то же время численность слушателей
аспирантуры научно-исследовательских институтов увеличилась лишь в 2,7раза.
При том за период 2000 - 2002 гг. наблюдалось ежегодное сокращение
oбучающихся в этих организациях и только в истекшем году здесь
зарегистрирован рост на 8,8 % в том числе наиболее значительный (в 1,2
раза) - в аспирантуре очного отделения.
[pic]

? всего ? в том числе ВУЗы ? ВНИИ

Рис 1 Динамика численности аспирантов ВУЗов н НИИ

на конец года (человек)1



В среднем в учреждениях и организациях области, занимающихся аспирантской
подготовкой, доля аспирантов до 26 лет составила в истекшем году 76,4% (в
2000 г -75,4%, 2002 г - 77,4%) В аспирантуре очной формы обучения доля
самой молодой категории слушателей была, безусловно, выше и имела в
последние годы хотя и незначительную, но положительную динамику 2000 г -
87,2%, 2002 г - 88,1,2003 г - 89,3%. Распределение общей численности
аспирантов по возрастным категориям



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



характеризуется данными, приведенными в таблице 11:
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |
|Возраст |2003 г, человек|2003 г в % к 2002 г|Доля в общей |
| | | |численности, в % |
| |всего|в том |всего |в том числе|всего |в том |
| | |числе | |очная форма| |числе очн |
| | |очная | |обучения | |ая форма |
| | |форма | | | | |
| | |обучения | | | | |
| | | | | | | |
|До 26 лет |2329 |1873 |107,6 |1080 |76,4 |893 |
|(включительно) | | | | | | |
|27-30 |386 |157 |110,0 |91,3 |12,6 |7,5 |
|31-34 |138 |43 |110,4 |935 |4,5 |2,0 |
|35-38 |66 |13 |98,5 |162,5 |2,2 |0,6 |
|39 и старше |131 |12 |145,6 |150,0 |4,3 |0,6 |

|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |
|Воз|200|200|Дол|
|рас|3г,|3 г|я в|
|т |чел|ь% |обш|
| |ове|к |ей |
| |к |200|чис|
| | |2 г|лен|
| | | |нос|
| | | |ти,|
| | | |в %|
| |все|я |все|в |в|в |
| |го |той|го |то|с|то|
| | |чис| |м |е|й |
| | |ле | |чи|г|чи|
| | |очн| |сл|о|сл|
| | |ая | |е | |е |
| | |фор| |оч| |оч|
| | |ма | |на| |и |
| | |обу| |я | |ал|
| | |чен| |фо| |фо|
| | |ия | |рм| |рм|
| | | | |а | |а |
| | | | |об| | |
| | | | |уч| | |
| | | | |ен| | |
| | | | |ия| | |
| | | | | | |уч|
|До |232|187|107|10|7|89|
|26 |9 |3 |,6 |80|6|3 |
|лет| | | | |,| |
|(вк| | | | |4| |
|люч| | | | | | |
|ите| | | | | | |
|льн| | | | | | |
|о) | | | | | | |
|27-|386|157|110|91|1|7,|
|30 | | |,0 |,3|2|5 |
| | | | | |6| |
|31-|138|43 |110|93|4|2,|
|34 | | |,4 |5 |5|0 |
|35-|66 |13 |985|16|2|06|
|38 | | | |2,|.| |
| | | | |5 |2| |
|39 |131|12 |145|15|4|06|
|и | | |,6 |0,|3| |
|ста| | | |0 | | |
|рше| | | | | | |


По сравнению с предыдущим годом в большинстве отраслей наук (в 15 из 20)
отмечалось увеличение числа слушателей. Устойчивая положительная динамика
последних 10 лет сохранилась в 11 отраслях наук, включая ведущие отрасти
физико-математические технические и экономические где прирост составил
соответственно 2,8 % о 8,9 % и 7 %. Вместе с тем в последние два года
наблюдалось заметное уменьшение численности обучающихся в отраслях
сельскохозяйственных наук (в 2002 г-на 9%, в 2003 г - на 21,6%).
Важным аспектом деятельности аспирантуры является организация приема
специалистов. В 2003 г в аспирантуру было зачислено 1078 абитуриентов, из



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.



них 94,1% поступили на обучение в аспирантуру высших учебных заведений.
Около 61% поступивших были приняты в аспирантуру из числа окончивших высшие
учебные заведения в этом же году. Как правило, в приеме на очную форму
обучения доля выпускников вузов бывает значительно выше в истекшем году она
составила 67,7%, что ниже прошлогоднего уровня на 1,7 п. п.
В аспирантуре нижегородских высших учебных заведений и научно-
исследовательских институтов специалистам предоставляется возможность
углубленно заниматься и совершенствовать знания по достаточно широкому
спектру наук. По числу обучающихся доминируют отрасли технических,
экономических и физико-математических наук, сохранившие свой удельный вес
на протяжении последних трех лет практически неизменным На конец 2003 г их
доля в общей численности аспирантов составила соответственно 18%, 17 и
10,8% (в 2002 г -18%, 17,3 и 11,4).
За последнее десятилетие прием в аспирантуру увеличился в 3,8 раза
Ежегодный рост численности приема по отношению к предыдущему году на
протяжении этого периода (за исключением 1995 г. когда в аспирантуру

было принято на 2,1% меньше предыдущего года) характеризовался
неравномерностью. Сравнительно высокий уровень этого показателя отмечался в
1994 г - 35,2%, в 1996 г - 42,9 и в 1999 г - 23.6%. Самые низкие темпы
приема наблюдались, как упомянуто выше, в 1995 и 2002 гг. - всего лишь
1,5%. В 2003 г. темпы роста приема также были невысокими, прошлогодний
уровень был превышен всего на 7,2 п. п.
В начале экономических преобразований происходила трансформация
приоритетов в структуре спроса специалистов высокой квалификации. В то
время наиболее востребованными оказались экономические специальности с
более высокой степенью дифференциации, адекватные потребностям рыночной
экономики. Однако в настоящее время наблюдается замедление темпов приема
аспирантов данной отрасли в 2002 г их число уменьшилось по сравнению с
предыдущим годом на 6,4%, в 2003 г рост составил лишь 5,1%. Вместе с тем в
общей численности приема аспиранты экономической и технической отраслей
наук прочно занимают наибольший удельный вес -соответственно 17,2 и 18,7%,
значительно опережая другие отрасли
Особое место в подготовке научных кадров занимают отрасли технических,
физико-математических, химических, биологических и других естественных
наук, имеющих стратегическое значение для развития научно-технического
потенциала страны. В Нижегородской области основная доля научных
исследований и разработок осуществляется именно в этих отраслях экономики,
поэтому приему и подготовке аспирантов соответствующих специальностей
придается большое значение. В общей численности приема в аспирантуру доля
зачисленных на обучение по специальностям технических и физико-
математических наук приведена выше, а доля зачисленных на специальности
химических и биологических наук составила соответственно 4 и 3,3%.
На конец 2003 г. аспиранты, принятые по прямым договорам с физическими и
юридическими лицами (то есть на условиях возмещения затрат по обучению),
составили 660 человек увеличившись в полтора раза по сравнению с предыдущим
годом Доля этой категории в общей численности аспирантов возросла с 15,9 до
21,6%
Не менее актуальным аспектом деятельности аспирантуры является выпуск
аспирантов по окончании срока обучения. На конец 2003 г. общая численность
выпускников составила 63% человек, что больше предыдущего года на 3 1%.
Непрерывный рост выпуска из аспирантуры обеспечивается в первую очередь
динамичностью выпуска вузовской аспирантур. По сравнению с предыдущим годом
чисто выпускников вузов возросло на 7,8%, сохранив неизменной долю в общем
выпуске (93,4%) В то же время крайней нестабильностью характеризуется
выпуск из аспирантуры научно исследовательских институтов. В истекшем году
численность выпускников снизилась в 1,4 раза, а годом раньше напротив
увеличилась в 1,3 раза. Скачкообразное изменение темпов сопровождало
выпуски аспирантов в НИИ все предшествующие годы.
Особенно обращает на себя внимание существенное снижение в истекшем году
интенсивности выпуска аспирантов. Уровень темпов роста численности
выпускников по сравнению с аналогичным показателем предыдущего
года упал на 26,3 п.п. Такая ситуация негативно повлияла на качественный
результат деятельности аспирантуры темпы роста выпуска к предыдущему году
стали заметно отставать от темпов роста численности аспирантов на конец
года 103,1% против 109,0%.
Вместе с тем в отдельные годы последнего десятилетия, а именно в 1997 г,
1999-2000 гг., 2002 г - отмечалось позитивное соотношение данных
показателей, то есть рост выпуска аспирантов опережал увеличение их
численности по сравнению с предыдущим годом Сравнительная характеристика
темпов роста численности и выпуска аспирантов по отношению к предыдущему
году за период 1994-2003 гг. приведена в таблице 21:
|Годы |Темпы роста численности|Темпы роста выпуска |
| |аспирантов |аспирантов |
|1994/1993 |120,3 |113,0 |
|1995/1994 |113,3 |100,5 |
|1996/1995 |123,1 |105,4 |
|1997/1996 |117,0 |128,4 |
|1998/1997 |117,1 |112,0 |
|1999/1998 |116,5 |130,1 |
|2000/1999 |117,3 |124,0 |
|2001/2000 |115,6 |105,8 |
|2002/2001 |107,9 |129,4 |
|2003/2002 |109,0 |103, I |



___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в
Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.56.



Существуют две причины, безусловно, влияющие на проблему потери
численности при выпуске из аспирантуры. Во-первых, это возрастающее с
каждым годом выбытие слушателей до окончания срока аспирантуры в 2000 г. -
126 человек, в 2001 г - 175, в 2002 г - 182, в 2003 г - 217 человек. В
численности выбытия за этот период отмечалась высокая доля слушателей
очного отделения аспирантуры - в пределах 65-71 %. Другой стороной этой
проблемы является ежегодный рост числа аспирантов, проходящих подготовку
свыше установленного срока за 2000-2003 гг., численность данной категории
увеличилась в 1,3 раза. Среди них в основном также были аспиранты очной
формы обучения, в 2003 г их доля составила около 72%.
В отраслях наук с наибольшим количеством обучающихся изменения в
численности выпускников по сравнению с предыдущим годом были
несущественными с не большим отклонением от среднего уровня в отрасти
технических наук отмечалось увеличение на 0,8%, физико-математических - на
5,1 % медицинских - на 2,7 %, и напротив, в отрасти экономических наук было
зафиксировано уменьшение на 3,1, юридических на 4,4 %.
Результативным завершением аспирантской подготовки является защита
диссертации в пределах срока аспирантуры.
В 2003 г. в численности общего выпуска диссертацию защитили 222 аспиранта,
среди них 74,8% окончили аспирантуру очного отделения. Если по сравнению с
предыдущим годом выпуск в целом увеличился лишь на 3,1%, то выпуск с
защитой диссертации на 13,8%, что является позитивным моментом в отличие от
прошлогоднего периода (справочно, в 2002 г. темпы роста выпуска 129,4%, в
том числе с защитой диссертации -125 8%)
За последнее десятилетие ежегодный выпуск с защитой кандидатской
диссертации в пределах срока аспирантской подготовки возрос в 5,3 раза,
опережая рост выпуска в целом и рост численности на конец года почти на 2
п.п. В этом периоде удельный вес защитившихся диссертантов в общей
численности выпуска варьировал от 23% в 1994 г до 35% в 2003 г, то есть в
истекшем году было зафиксировано наибольшее значение этого показателя.
В защите диссертаций преимущество оставалось за вузовской аспирантурой,
на их долю приходилась подавляющая часть выпускников завершивших обучение с
защитой диссертации в 2002 г - 97,9%, в 2003 г - 99,1%. В высших учебных
заведениях кандидатские диссертации защитили 37,1% численности выпуска
аспирантов. В научно-исследовательских институтах из 42 выпускников защита
состоялась лишь у двух (в отраслях физико-математических и медицинских
наук), что свидетельствует о низкой эффективности аспирантской подготовки в
этих организациях.
В выпуске аспирантуры последних лет отмечается низкая результативность
завершения аспирантской подготовки в отрасли физико-математических наук. В
2002 г. доля защитившихся составила в выпуске лишь 9% В истекшем году
результативность выпуска была повышена до 13 4% однако показатель остается
низким. Для сравнения, в отрасли технических наук удельный вес выпуска с
защитой диссертации достиг в истекшем году 31 6%, химических наук 29 6,
экономических наук 32 6%
Эффективность подготовки научных кадров и качество диссертационных работ
во многом зависят от уровня научного руководства. В 2003 г. подготовку
аспирантов осуществляли 1050 научных руководителей. Как и в предыдущем
периоде в среднем один руководитель являлся куратором трех аспирантов.
Профессорский преподавательский состав нижегородской аспирантуры
традиционно отличается высокой научной квалификацией и динамичным
развитием. Подавляющее большинство научных руководителей аспирантуры
(97,1%) имели ученую степень, в том числе, доктора наук 64,4% (в 2002 г.
66,2%), кандидата наук 32,7% (в 2002 г 30, 9%). По сравнению с предыдущим
годом чисто докторов наук увеличилось на 5,1% кандидатов наук на 14,3%.
Численность научных руководителей со степенью кандидатов и докторов наук
имеющих ученое звание характеризуется данными приведенными в таблице 31:
| | |2000 |2002 |2003 |
|Кандидаты наук, из них |доцента |187 |209 |247 |
|имеют ученое звание | | | | |
| |профессора |43 |45 |47 |
| |члена-корреспон|- |- |- |
| |дента | | | |
| |академика |- |3 |3 |
|Доктора наук, из них |доцента |36 |56 |68 |
|имеют ученое звание | | | | |
| |профессора |429 |516 |534 |
| |члена-корреспон|28 |26 |26 |
| |дента лондента | | | |
| |академика |37 |24 |24 |



В настоящее время за счет накопленного научного потенциала поддерживаются
существующие научные школы созданные учеными с мировым именем. Однако по
причине хронического недофинансирования техническая и технологическая база

Новинки рефератов ::

Реферат: Гравитация (Физика)


Реферат: Организация сбора данных в отдельных видах исследования (Социология)


Реферат: Новгородская республика: характеристика органов власти и управления (Государство и право)


Реферат: Лермонтовские места (Литература)


Реферат: Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (Право)


Реферат: Чацкий, Онегин, Печерин (Литература)


Реферат: Авторские проекты в Интернете (Журналистика)


Реферат: Орган Общественной Самодеятельности (бизнес-план) (Менеджмент)


Реферат: Гипноз (Психология)


Реферат: Локальные сети (Компьютеры)


Реферат: Возникновение и распространение монашества в iii - v веках (Религия)


Реферат: Специальные виды литья. Литье под давлением (Технология)


Реферат: Сканеры (Цифровые устройства)


Реферат: Козацько-селянські повстання XVI-XVIII ст. (История)


Реферат: Вексель в кредитовании предприятий (Деньги и кредит)


Реферат: Нодальная анатомия некоторых представителей семейства Campanulaceae Juss (Биология)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Депортация населения Северного Кавказа (Политология)


Реферат: Великая отечественная война (История)


Реферат: Селекция (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист