GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова. (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова. (Педагогика)




Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова



Реферат.
Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации.
Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и
недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.



Выполнила: студентка 6 курса

Лечебного факультета

49 группы

Процык Любава



Москва, 2001 г.
Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации.
Достоинства:
Закон Российской Федерации "Об образовании" (используется редакция от 5
января 1996 года) содержит положения, которые характеризуют систему
Российского образования положительно. К примеру, законом устанавливаются:
. приоритетность области образования (Гл.1,Ст.1)
. принципы государственная политики в области образования (Гл1,Ст.2)
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием.
Автономность образовательных учреждений.
( задачи законодательства Российской Федерации в области образования:
1) разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти и органами управления образованием различных
уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации
на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития
системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических
и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их
отношений в данной области. (Гл.1,Ст.4)
( государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области
образования:
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения
образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола,
возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены
только законом.
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания
системы образования и соответствующих социально-экономических условий для
получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе
бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных
образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин
получает впервые.
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных
учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину
государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат
на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном
учреждении соответствующего типа и вида.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в
социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их
содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым
оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются
федеральным законом.
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для
получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами,
проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления
им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за
рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются
Правительством Российской Федерации. (Гл.1,Ст.5)
. Возможность получения гражданином образования на родном языке, а также
на любом другом в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования. (Гл.1,Ст.6)
. Государственные образовательные стандарты:
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные
стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в
пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты
государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном
порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню
подготовки выпускников.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования
устанавливается федеральным законом.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной
оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм
получения образования. (Гл.1,Ст.7)
(Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной
программы или основной профессиональной образовательной программы (по
конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим
государственным образовательным стандартом. (Гл.2, Ст.9)
( Формы получения образования:
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы
осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме
очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной
(вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части
компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской
Федерации. (Гл.2,Ст.10)
( регламентируется содержание образования . Содержание образования должно
обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение
обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении
определяется образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением
самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на
основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных
программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и
задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и
оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за
пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может
проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей) за счет средств и силами
заинтересованного ведомства.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ
использует возможности учреждений культуры. (Гл.2, Ст.14)
(Статья 24 (2 глава) посвящена высшему профессиональному образованию.
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и
переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение
потребностей личности в углублении и расширении образования на базе
среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших
учебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным
ускоренным программам.
4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным
ускоренным программам.

Федеральная программа развития образования "Об утверждении Федеральной

программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Преследует следующие цели:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование
всех уровней и ступеней;

- создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей
функционирование и развитие системы образования в интересах личности,
общества и государства;

- формирование и реализация экономических механизмов развития системы
образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного
ресурсного обеспечения системы образования;

- реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в
период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

- введение и реализация преемственных государственных образовательных
стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ
различных уровней и направлений образования;

- разработка содержания образования, соответствующего современному
российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

- развитие, разработка и реализация информационных образовательных
технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности
организаций системы образования, интеграция науки и образования;

- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений;

- обеспечение контроля качества образования;

- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных
учреждений и научно-педагогических работников;

- совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-
педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования Российской Федерации;

- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке
работников системы образования и всех категорий обучающихся и
воспитанников;

- выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных
исследований и разработок по проблемам образования, реализация
инновационных проектов и программ;

- разработка концепции и создание условий для введения новой структуры
общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического
эксперимента;

- совершенствование системы непрерывного образования;

- организация подготовки и издания учебной, научной и методической
литературы;

- организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы
образования за счет средств бюджетов всех уровней;

- организация производства учебного и научного оборудования, приборов и
средств обучения различного назначения;

- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

- развитие полноправного партнерства российской системы образования с
системами образования иностранных государств;

- участие в формировании единого образовательного пространства государств -
участников Содружества Независимых Государств.

В 1 разделе Федеральной программы раскрываются состояние системы
образования РФ (в работе будут упомянуты только сведения, касающиеся
высшего образования).
В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали:

587 государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования (далее - высшие учебные заведения), в которых обучались более
3,3 миллиона человек, и 334 негосударственных высших учебных заведения, в
которых обучались 250,7 тысячи человек.

В государственных высших учебных заведениях работали 249,6 тысячи
преподавателей.

В 1998 году на все формы обучения в государственные и негосударственные
высшие учебные заведения принято 912,9 тысячи человек. Показатель
численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек
населения в 1998 году составил 246.

При этом начиная с 1992 года получение молодежью высшего профессионального
образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов,
обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и
негосударственных высших учебных заведениях.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по
92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15
новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10
инженерных.

Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных
заведений на решение различных социально-экономических задач субъектов
Российской Федерации.

Существенно возрастает роль системы дополнительного профессионального
образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить
и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а
также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие,
иммигранты и переселенцы.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в
условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные заведения
заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в
обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального
образования в целях создания большего разнообразия и расширения
ассортимента предлагаемых образовательных услуг.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности
образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась
тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен,
но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в
высших учебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году
до 24,3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы,
высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-
техническими и инновационными программами.

Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и
международная деятельность в области образования.

Развивается нормативная правовая база в области образования:
постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые
положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений,
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования и в качестве составной части Классификаторы высшего
профессионального образования.
Программа реализуется в 2000-2005 годах и предусматривает обеспечение
нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.

При этом в 2000-2001 годах намечается осуществить комплекс мер по
сохранению и поддержанию системы образования и подготовить условия для ее
последующего развития. Важнейшими направлениями реализации Программы в
указанные годы являются предотвращение кризисных процессов в системе
образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных
учреждений независимо от их форм, типов и видов, системы образования в
целом, совершенствование нормативной правовой и статистической базы в
области образования, реструктуризация системы подготовки специалистов.

В 2002-2005 годах предполагается перейти к устойчивому эволюционному
развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям
личности, общества и государства.

Еще одним законодательным актом, посвященным проблеме высшего образования
является: закон О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(22 августа 1996 г. N 125-ФЗ)
Он устанавливает (Ст.2):
1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении
собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального
образования в части национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и
традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений
развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов,
переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных
направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области
высшего и послевузовского профессионального образования.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе
бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня

гражданин получает впервые.

Недостатки:
Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на
инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические
резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер
в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых
ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-
технического прогресса (Данные Федеральной программы).
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность
образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы,
среди которых основными являются:

социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит
финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

неполнота нормативной правовой базы в области образования;

систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин
кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность
образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет
средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция
сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих
ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет
более чем двадцатикратное уменьшение. Задержки выплаты заработной платы
работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской
Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность
государства за прошлые годы.

В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных
учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или
несвоевременности финансирования из бюджетов.

Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из
того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.
Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования,
способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Государственные образовательные учреждения и другие организации системы
образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления,
электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем
жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое
отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов
исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных
положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов
контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов
образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области
образования.

Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и
средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном
уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего
профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и
субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления
образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о
разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика
реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость
дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и
муниципальных органов управления образованием.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального
положения и Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в
негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы
износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового
строительства.
Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования,
практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской
местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению
школ.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация,
ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей,
социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной
проблемой.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части
обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются
разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов
гуманитарных дисциплин.

Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и
высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается
количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные
экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках
государственных образовательных стандартов.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования
осуществляется с нарушением федеральных законов. Тенденция переноса центра
тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в
совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к
угрозе превращения российской демократической системы образования в
сословную, элитарную.

В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии,
мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося
потенциала системы образования.

Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных
учебников, часто низкого качества.

Положение с изданием учебников по предметам федеральных и национально-
региональных компонентов государственных образовательных стандартов
становится критическим. Не обеспечен высокий уровень российского
гуманитарного образования. Проблемы совершенствования содержания учебной
литературы, приведения содержания учебников истории, обществознания,
литературы в соответствие с уровнем указанных наук и российскими традициями
нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания
обучающихся и воспитанников являются наиболее актуальными.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и
изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих
производство различных видов продукции для системы образования, сокращается
объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных
учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями,
техническими и информационными средствами обучения и специализированной
мебелью.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений.
Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников
образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых
специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа
профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-
педагогических работников образовательных учреждений.

"Утечка умов" является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения
образовательных учреждений различных уровней системы образования. В
пределах Программы указанная проблема становится проблемой сохранения
потенциала педагогических и научно-педагогических работников
образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-
технической деятельности высших учебных заведений.

Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений,
расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем
Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской
местности, на получение качественного образования является особенно большой
проблемой.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех
уровней образования создало проблему необходимости усиления
государственного и общественного контроля их деятельности, качества
предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное
увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их
филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-
преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах
Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в
указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации
образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии
обеспечения качественного образования.

гражданственность и патриотизм.

Актуальной проблемой является устранение неодинаковой вследствие социально-
экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможностей
доступа представителей различных групп населения к качественному
образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях
профессионального образования, что ведет к снижению профессионального
уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к
профессиональному образованию и получению такого образования Россия
существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы
обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.

Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в
образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной
заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или
иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-
исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может
осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических
работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных
ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших
учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и
более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип
многоуровневого финансирования (единый заказ - наряд - программы - гранты),
разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для
развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных
ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных
работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники
фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых
без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей
квалификации, который вследствие отсутствия необходимых средств вынужденно
ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по
всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких
кадров.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с организациями
промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению
качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких
лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.
Проблемы учебного процесса в Вузах:
- ориентация преподавателя на малознающее большинство.
- от момента получения знаний до их активного применения проходит довольно
значительное время.
- невозможность работать параллельно с учебой в ВУЗе.
- стандарт на государственное образование вынуждает обучаться даже
предметам, которые человек ранее полностью освоил.
- отсутствие учебных пособий и компьютерной техники.



Перспективы и сложности медицинского образования.
Перспективы:
- возможно, в связи с выполнением Федеральной программы, перспективы
улучшатся, но, скорее всего, исходя из экономико-политического кризиса,
уровень, качество образования снизятся
- учитывая малый процент людей, окончивших медицинский ВУЗ и впоследствии
работающих по специальности (из-за социальных причин), состояние медицины
также в ближайшее время положительно не изменится

Сложности:
- общеобразовательные проблемы, рассмотренные выше
- недостаточное финансирование научных исследований и учебного процесса
- уровень подготовки в общеобразовательной школе
- проблемы личностного характера (культурный уровень, воспитание,
интеллект обучающихся)

Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.
Достоинства:
- традиции и школа
- преподавательский состав
- клиническая база (без учёта состояния клиник)
- отмена интернатуры
- введение новых (для нашей страны) предметов в учебный план
(деонтология, экономика, социальная медицина - хотя и в небольшом объеме)

Недостатки:
- неравномерное и нерациональное:
* распределение учебных дисциплин по учебным планам как в программе каждого
курса, общего учебного плана всех курсов (к примеру, реаниматология, ЛФК,
гигиена и деонтология преподаются на 6 курсе)
*загруженность (или слишком малая, или слишком большая)
*распределение часов (гипертрофированное количество часов терапии и
хирургии, из которых все равно действительно используется в учебном
процессе только 50 %, и в тоже время минимальное время отведено психиатрии
(такой социальной катастрофе, как наркомания, уделено одно занятие; за
рубежом студенты изучают психиатрию несколько лет, в нашей стране – 1
месяц), гигиене (при огромной значимости профессиональных болезней, им
уделено 3 лекции по терапии и 2 по гигиене), онкологии (без учета
неинформативного преподавания этой кафедры), клинической фармакологии,
истории медицины, информатике и др.

- плохо организованный учебный процесс (подбор кадров, информативность,
наглядность)
на множестве кафедр (биохимия, физика, информатика, психология,
патофизиология, фармакология, медицинское право, лучевая диагностика,
клиническая фармакология, терапия ГКБ №7). Из-за плохой организации
эффективность обучения ниже, а временные затраты на него больше.

- для посещения кружков и элективов необходимо пропускать занятия.
Элективов по психиатрии мало

- отсутствие выделения в дисциплин важнейших наук (иммунология,
гематология, андрология, челюстно-лицевая хирургия и пр.)

- неудобный график работы библиотеки, о персонале говорить как-то
неудобно (все-таки библиотекари – гуманитарии…)

- состояние учебных помещений, отсутствие столовых (равно как и перерывов
на обед), раздевалок, расположение некоторых кафедр или клиник.

- малая компьютеризация

- допускается курение, распитие алкогольных напитков и азартные игры в
пределах ММА им. И.М.Сеченова (это не только не влечет за собой
последствий для студента или преподавателя, но даже не ограничивается, что
довольно странно в медицинском ВУЗе), не проводится профилактики
аддиктивного поведения

- размер стипендии


Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» 5 января 1996 года
2. Приложение к ФЗ"Об утверждении Федеральной программы развития
образования"

от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
3. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
(22.08.1996г)
N 125-ФЗ





Реферат на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОМЕНСКОГО
План.

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 4
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 6
Структура и содержание «Великой дидактики». 6
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании
общества. 7
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. 8
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека»,
образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы
обучения и воспитания. 9
Коменский о работе учителя. 10
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А.
Коменскому. 10
Литература 12


Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского.

Жизнь и деятельность Я.А. Каменского.


Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные
процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими
врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот
произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир
по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными,
за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую
политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся
антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной
Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с
Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство
"самости".
Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории
одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У
древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен".
Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов
перемен, одним из строителей современного мира.
"Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой,
прочно построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное,
это была одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а
его отец, Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из
Куновиц. Сам Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из
Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский". [7, с.7]
Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего
страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было
десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того,
Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией,
оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих
сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих
сторон становится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании
гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-
религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских)
братьев.
В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев
в Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" [7,
с. 14]. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и
прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы
Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет.
В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет
Гейдельберга.
Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг
протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и
принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-
проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд
"Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости
земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства.
Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста".
"В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и
нравственное негодование постоянно преобладают на конкретным анализом
действительности" [7, с. 31].
Постепенно обстановка в Европе и в Чехии накаляется.
Противостояние католицизма и протестантизма приводит к созданию
огромных межнациональных союзов. В 1619 году начинается Пражское
восстание, ставшее прелюдией к Тридцатилетней войне. Фульнек
неоднократно подвергался нападениям и разграблениям. Летом 1621 года
чешское восстание потерпело поражение от Габсбургской коалиции.
Начались расправы над протестантами. Коменский, как один из видных
руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время своих скитаний
он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека
сожжена . В этот период им написаны произведения "Скорбный" и "Лабиринт
света".
Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в
экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским
братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому
монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой
Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.
4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось
покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится
ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский
начинает свой труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной
из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и
воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и
хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты
"Открытая дверь языков", "Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость
христианская..."), "Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости).
Произведения Коменского становятся известными среди протестатских
педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор,
приглашает его в Англию.
Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян
Амос пишет "Путь света". Его работа "Предвестник пансофии" переводится
сразу на несколько языков и расходится по Европе. Но политические
страсти настигают его и здесь. В конце 1641 года Англия погружается в
пучину гражданской войны. Коменский уже устал от постоянных
приключений, он ищет более спокойного места, и в 1642 году переезжает в
Гаагу, а затем и в Лейден, где встречается со знаменитым философом и
математиком той эпохи Рене Декартом. Здесь, в Нидерландах, он
окончательно принимает предложение поехать в Швецию. Таким образом он
пытается достичь сразу нескольких целей. Он оказывается в
протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно
творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В
Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на
практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой
дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория
Польши). Работа продвигалась трудно, приходилось переводить на другие
языки ранее написанные книги. Много времени отнимала и дипломатические
протестантские миссии, которые часто поручали Каменскому. И в 1648
году, не дождавшись результатов деятельности Яна Амоса, шведы приняли
за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом.
Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.
Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и
становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть
холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К
тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и
отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри
- Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она
богатства свои и назначает наследников" [7, с. 118].
В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ -
князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу
трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось
преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи
преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от
политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных
вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в
истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический
сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.
Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в
начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя
толпы горожан, профессора и студенты Шарош-Патака". [7, с. 140]
И вновь в работу педагог вмешивается война. Польша, оккупированная
Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили
Лешно. Город пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из
города. Коменский утратил все имущество, накопленное за 28 лет, и, что
более ужасно для потомков, большую часть своих рукописей. Многие
протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил
избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего
покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд
педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В
Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году
издана наконец "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал
оглушительный успех. "Сам автор перестал пренебрежительно относиться к
своему творению, считая его тормозом для более важной "Пансофии"". [7,
с. 153] Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".
И вновь (который раз!) война. Англия и Нидерланды, непрерывно
расширяя свои колонии в Новом Свете вошли в конфликт. Однако, авторитет
Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву
педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом
жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы
становится труд "Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде
наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик
устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.
Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он
уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.


Философские основы педагогической системы Коменского.


Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную
деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам
же для себя он избирал главнейшим делом философию.
"... Главенствующей идее философии Коменского и его понимания
человека является старое представление его "еретических"
предшественников о том, что человек может и должен достичь
совершенства, утраченного много веков назад низвережением в пучину
грехов и зла. Эту триаду исторической судьбы и перспективы рода
человеческого после Коменского повторили Руссо и Фейербах". [7, с.
180].
Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием
существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском
университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа
своей деятельности.
"Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых
знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через
край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные
масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее
определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности
познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии,
которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие
между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании". [7,
с. 19]
Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических
философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское
образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней
неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме
дидактики Яна Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого
взаимопроникновения идей философии и педагогики.
Коменский живет в одно время со многими известными личностями
человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и
Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс,
Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с
Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоя на пороге
двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее
методология и методы.
Хорошо знакомый с трудами античных авторов, таких Платон, Аристотель,
Плутарх, Сенека, Коменский подхватывает традицию античного отношения к
человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом
качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром.
Такая гармония "космического" характера является одной из самых
прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.
Сам неоднократно переживший ужасы войны Коменский считает, что
человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. В
трактате "Панегерсия" он восклицает: "Если все мы - граждане Вселенной,
что мешает нам соединиться и жить по единым законам?" [7, с. 157]
В его трудах проявляется характерная для славянизма черта -
прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли
в единую совокупность.
Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов
античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от
"мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии.
Особо выделяет Коменский в труде Платона "Апология Сократа" идею о том,
что для обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный
язык. Мудрое красноречие, или риторика в педагогической системе
Коменского составляет немаловажную часть. До сих пор многие чешские
ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного
чешского языка.
Как истинно верующий человек Коменский не мог обойти вниманием
творчество Платона, родоначальника научной идеалистической философии.
При открытии школы в Патаке, педагог произнес речь, известную как "О
пользе точного наименования вещей". "В ней вещь, ее наименование,
познание вещи, значение этого познания рассмотрены в глубоком
философском аспекте... познание охватывает вещи в их развитии..." [5,
с. 68]
Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о
вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой
практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов
прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. "...
Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то
они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными". [5, с. 68]
Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали,
что можно познать мир не прибегая к реальным вещам.
Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем
менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает
многих из древних авторитетов. "... Проникнутая сарказмом критика
философов ведется на протяжении всего повествования". [5, с. 71] (Речь
идет о труде "Лабиринт света и рай сердца")
Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит
самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков,
физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает
искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса
стоит ряд затруднений.
"Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех
причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский
способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения
вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;
третья причина - несовершенство метода.
Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в
литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками;
б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью
небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля". [5, с. 75]
Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает
педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы
косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский
отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний
полет творческой мысли.
"Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их
изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует
обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним
словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались
(познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам."
[5, с. 78]
Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд
«Пансофия». «Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой машины
(закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три
познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное
откровение». [5, с. 96]
Ведущие специалисты прошлого периода видели в Коменском одновременно
двух человек - материалиста, настоящего ученого, и трусливого
идеалиста, спасающегося от преследования инквизиции налетом
религиозности. Однако, исходя из современных представлений о философии,
нужно сказать, что такая точка зрения является несколько однобокой. В
Коменском уживался один-единственный человек - протестант. И именно как
протестант он восстает против догматизма католической философии, и в то
же время он глубоко и искренне верует в Христа. Как верующий человек,
он сам ограничивает собственное познание определенными рамками -
моральными и религиозными.
Данный период развития науки и философии характеризуется прежде всего
развитием механистических представлений. Не отходит от требований эпохи
и Коменский. Он понимает практическую деятельность субъекта довольно
однообразно - как изготовление отдельных предметов (вещей) собственными
руками. Он считает, что «школы должны учить: 1) теории, 2) практике и
3) употреблению всех хороших и полезных вещей». [5, с. 81]
Коменский пытался связать теоретическое и практическое познание. Из
его механистического отношения к познанию напрямую вытекает его
педагогическая деятельность. «Коменский всегда развивал в учениках
самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении, как
единственную основу для приобретения прочного знания прочного знания
добродетели к блаженства». [5, с. 81]
Характерным для педагогической философии Коменского является
построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую
триаду тремя ступенями мудрости.
Первая из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила
познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со
всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и
автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно
рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).
На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен
получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем
индуктивным методом человек выясняет как из частей изучаемого может
получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их
действия совершать автопраксию (самоупражнение).
Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис
(применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной
сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И,
главное, «применять уже добытое знание только на доброе» [5, с. 86].
Философия Коменского предлагает разработанную методику научного
постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к
практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского
являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена
главной задаче - педагогике, с другой стороны. задумав цельную систему
пансофии, он не смог довести ее до конца. Очевидная причина того, что
Ян Амос не смог довести задуманное до конца, состояние разросанности, в
котором он находился постоянно. Не успев решить одну проблему, он
переходил к другой. В результате в общей канве пансофии Коменского там
и тут зияют провалы.


Часть 2. Педагогическая теория Коменского.


Структура и содержание «Великой дидактики».


Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по
праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она
вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и
приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине
революционный учебник педагогической теории.
Полное название книги звучит следующими образом:
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех
всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем
общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы,
в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы
ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в
нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться
всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». [1, с. 242]
Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя
собой современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с
книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным
проспектом.
Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из
них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем
читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел
человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ,
родителям и опекунам детей». [1, с. 249]
В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное
искусство всех учить всему» [1, с. 245]
При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит
целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также
на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет,
что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека.
Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на
церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего
протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в
христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных
детей и восстановление авторитета церкви.
Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным
мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей
дидактики:
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили,
учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения,
напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»
[1, с. 243]
Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы.
Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или
ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого
славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы
разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя,
сопровождается подзаголовком.
Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей
Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой
антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения
о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к
выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной
жизни» [1, с. 260]
Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все
лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее
настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).
7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть
коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.
Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы,
которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой
дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества
применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для
детей и в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен
быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для
школы следует заимствовать от природы". [1, с. 260]
Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает
требования к обучению (гл. 16), основы обучения

(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).
Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству
школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению
(латыни и родному языку).
Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым
для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность
является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно
поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова
Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно
актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный
момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических
книг" [1, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение
"талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [1, с. 472]. Этот
методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.
Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу.
"Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это
от твоих рук". [1, с. 476]


Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании
общества.


В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию
природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую
сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает
ее), сколько к пользе прежде всего государства.
"Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и
частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы...
У варваров же все похоже на рзавязанный сноп или песок без цемента" -
писал Коменский в трактате "О развити природных дарований". [7, с. 182]
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в
стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что
человек "без воспитания становится не чем иным, как только зверем" [1,
с. 283]. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем
категориям людей, богатым и

Новинки рефератов ::

Реферат: Русская деревня в изображении В.П. Астафьева (Литература)


Реферат: Анализ позиций товаров и услуг на примере сотовой сети Билайн (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы освоения космоса (Авиация)


Реферат: Сравнение земноводных и пресмыкающихся (Биология)


Реферат: Европейские фонды, поддерживающие культуру (Культурология)


Реферат: Молодежь и предпринимательство (Социология)


Реферат: Библейские и мифологические мотивы в творчестве П.П. Рубенса (Искусство и культура)


Реферат: Все о клетке (Биология)


Реферат: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (Право)


Реферат: Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России (Право)


Реферат: Электронные книги (Компьютеры)


Реферат: Социально-территориальные общности. Социология города и деревни (Социология)


Реферат: Чрезвычайные ситуации (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)


Реферат: Внебюджетные фонды (Финансы)


Реферат: Кареев Н И (Исторические личности)


Реферат: Электропрогрев бетона (Архитектура)


Реферат: Рафаэль (Искусство и культура)


Реферат: Перестрахование, его сущность и значение (Страхование)


Реферат: Конституционно правовые акты России 1905-1906гг. (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист