GeoSELECT.ru



История / Реферат: Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (История)



Государственная Академия Физической Культуры им. П.Ф.Лесгафта.



Очное отделение



Тренерский факультет



Дисциплина: «История академии»



Р е ф е р а т


На тему:

«Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта»



Выполнил студент

1 курса ,3 группы
Макаров Алексей.



______________

Проверил



Санкт-Петербург ,2001 г.
План реферата

1.Введение .
2.Будущий аптекарь .
3.Учеба в Медик - хирургической академии .
4.Первые исследования и педагогическая деятельность .
5.Развитие физического воспитания .
6.Работа в Военно-Медицинской академии .
7.Преподавательская деятельность .
8. «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным».


Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог,
педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания,
руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Всю жизнь его
окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое
человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного
ученого, человека дела и непрестанного труда .
8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых
художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр
Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный
учитель», как называл его академик И.П.Павлов, изучая биографию, Петр
Францевич Лесгафта, любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не
удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич»,
а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В
официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович,
тоже Францевич»
Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы
узнаем ,что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал
его к труду :с малых лет заставлял носить дрова ,убирать тротуар
.Обстановка ,окружающая маленького Петра ,наложила отпечаток на всю его
последующую жизнь .Уважение к труду ,нетерпимость к лене ,неправде
,принципиальность и бескорыстие ,заложенные с детства ,стали в последствии
неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.
С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке,
этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и
первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была
повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской
помощи.
В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального
образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как
назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу.
Учился Л. неплохо .ему хорошо давались почти все предметы ,за
исключением латинского и французского языков ,которыми в последствии он
овладел без труда .Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над
книгами и учебниками .Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал
четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю .
Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с
аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав
гнев не только отца, но и матери.
Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны,
носившем название «Анненшуле».
Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось
500 кандидатов ,зачислено было только 254 человека .Среди них и Петр
Францевич Лесгафт.
Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию
совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении.
По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены
значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры,
развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.
Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича
Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной
исследовательской работы ,научился строгой постановке опытов и обращению с
химическими реактивами .Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях
.Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов
пополудни ,практические занятия ,как правило ,проводились в вечернее время
Многие профессора академии оказали на формирование характера и
взглядов Л. существенное влияние ,но главную роль в становлении его как
анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав
Леонидович Грубор Это был исключительно трудолюбивый ,искусный в
препарировании ,блестяще знающий анатомию ,человек .Фанатично преданный
анатомии ,Грубер почти целые дни ,проводил в своем «царстве мертвых»-
препаровочной ,отыскивал в тканях трупов все новые и новые аномалии, в
открытии и описание которых он не знал себе равных в Европе.
Грубер первым открыл для женщин ,интересующихся наукой ,двери
анатомического зала .Тоже самое по примеру своего учителя сделал вскоре
после окончания академии и Лесгафт ,убежденный поборник женского
медицинского образования .
Многие черты Грубера казались Лесгафту идеальными, совершенно
необходимыми в человеке науки. Он терпеливо воспитывал в себе груберовскую
увлеченность делом ,неутомимость в работе ,принципиальность ,научную
честность ,чувство долга и справедливости ,а главное независимость суждений
,сознание значения собственной личности .
Студент Лесгафт довольно быстро стал одним из самых любимых учеников
Грубера .Теперь не химическая реторта и спиртовка ,а скальпель и пинцет
стали постоянными орудиями труда Петра Лесгафта .Он настолько увлекся
препарированием и выполнял его так артистично ,что в последствии его начали
называть «поэтом анатомии» .Очень быстро ,благодаря постоянной работе ,Л.
хорошо освоил и бальзамирование .В 1860 г. за успешно выполненное
бальзамирование студенту 5-го курса Петру Лесгафту была вручена щедрая
награда-триста рублей. (Он помогал бальзамировать тело императрицы)
.Студенческая жизнь Л. не ограничивалась ,конечно ,только лекциями
,занятиями и экзаменами .Вместе с товарищами Л. любил посещать итальянскую
оперу ,концерты ,цирковые представления .
В 1861 г. начались окончательные экзамены ,до них дошли лишь 140
человек из 254 поступивших в 1856 г. По тогдашним правилам экзамены
проводились одновременно на степень лекаря и на звание уездного врача
.Степень лекаря требовала удовлетворительных оценок 24 предметам .На звание
уездного врача-отдельно удовлетворительные отметки по судебной медицине
,медицинской полиции ,токсикологии и эпизоотии. Петр Францевич Лесгафт с
честью выдержал все экзамены ,получив степень лекаря и звание уездного
врача .Ему была вручена серебренная медаль .Академия закончена ,но лишь
немногие из выпускников нашли работу в военно-медицинском ведомстве
.Нахватало вакансий и в гражданском ведомстве ,поэтому вновь испеченным
лекарям было назначено ежемесячное вспомоществование ,нечто вроде стипендии
,и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей
.
По предложению В.Л.Грубера Лесгафт согласился частным образом ,без
вознаграждения ,работать у него на кафедре в анатомическом институте
,выполняя обязанности нештатного прозектора .Материальное положение Л. в
это время было незавидным .Не имея постоянного заработка ,он подрабатывал
репетиторством ,преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерскойшколе при
Медико-хирургической академии .Там же ,при помощи Грубера, Лесгафту
выделили отдельное помещение ,где он оборудовал подсобную препаровочную .В
ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные
анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера
он решил положить эти исследования в основу своей диссертации.
В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени
доктора медицины ,а в начале 1862 г .-на следующую степень ,доктора
медицины и хирургии .Стало определяться и его положение .23 марта 1863 г.
приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт
был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во
Второй военно-сухопутный госпиталь ,в женское отделение хирургической
клиники профессора А.А.Китера. Такое положение довело возможность Л.
довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими
занятиями студентов 2-го курса ,читает лекции по анатомии студентам 5-го
курса .Он трудится над своей диссертацией .
В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты
строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного
возраста и пола. Выезжая летом заграницу- в Австрию ,германию ,Францию ,он
посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов .
8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать
свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще .
К этому времени Лесгафт был уже как полгода женат на Елизавете
Андреевне Юргенс. Вместе с ней он отпраздновал свой успех
1 января 1866 г. у молодых родился сын ,Борис .В этом же году Петр
Францевич наконец был определен на оплачиваемую должность ордината при
глазном отделении в том же госпитале .Это давало ему постоянный заработок
,который был так нужен .Приобщаясь к офтальмологии он заинтересовался одним
из заболеванием органа зрения- слезоточивостью .Проведя множество таких
анатомических исследований ,он нашел ответ на вопрос ,занимавший врачей-
окулистов, и 1 декабря 1866 г. выступил на заседании русских врачей в
Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влияние ее на механизм
всасывания слез» .Новая работа Л. поразила специалистов глубиной и
убедительностью исследования, и Петр Францевич Лесгафт был избран членом
Общества русских врачей столицы .
Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св.
Станислава 3-й степени.
Весной 1868 г., по ходатайству В.Л.Грубера, Лесгафт уже признанный
всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место
прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале.
Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора
медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с
анатомической точки зрения» .В сентябре он получил сообщение ,что он избран
по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден
экстраординарным профессором физиологической анатомии .В Казани Лесгафт
пробыл 3 года .Он был учредителем Общества естествоиспытателей при
Казанском университете ,ему принадлежит идея создания антропологического
музея ,организация экспедиций для его пополнения ,открытие лектория по
современным проблемам науки .Но через 3 года Л. по велению царя уволили из
Казанского университета без права преподавания .Поводом послужил конфликт с
профессором А.В.Петровым ,который самовольно принял экзамены у студентов
вместо Лесгафта .Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город
.Студента вывешивали прокламации в защиту Лесгафта ,а 7 лучших профессоров
университета положили свои заявления об отставке на стол ректора .
24 октября 1871 г. ,оставив жену и сына в Казани ,Лесгафта выехал в
Петербург .Там ему пришлось согласиться на единственную работу ,которую мог
предложить ему Грубер ,-частным порядком изготавливать анатомические
препараты для ветеринарного отделения .Это дало скудные средства к
существованию .Он начинает посещать лекции профессора М.М.Руднева по
патологической анатомии и изучает гистологические препараты .Антропология
давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача
антропологии и метод ее изучения» ,которая привлекла новизной и
оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания .Петр
Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке ,которая
рассматривает не только строение ,развитие и отправление различных органов
и тканей человека ,но и влияние на него окружающей среды .Л. писал :
«Познать человека ,направить и оценить его действия мы можем только тогда
,когда ,понимая строение его организма ,мы хорошо будем знать влияние на
него всех внешних условий ,как физических ,так и
нравственных».Материалистическое понимание неразрывной связи человека с
окружающей внешней средой ,с воздействием этой среды на анатомическое
строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового
,прогрессивного учения ,получившего вскоре отражение в «функциональной
анатомии» ,создателем и блестящем представителем которой явился Петр
Францевич Лесгафт .
Зимой 1871/72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути
,прославившем затем его имя .Неопределенность положения «профессора без
кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский
департамент для принятия его на службу .Наконец ,27 апреля 1872 г. он был
определен сверхштатным младшем чиновнике при Медицинском департаменте и
летом того же года направлен на борьбу с холерой ,вначале в Киевскую ,а
затем в Могилевскую губернии .Л. успешно справился с порученным ему делом
:сумел быстро выявить и изолировать заболевших ,убедил жителей деревни
соблюдать правила гигиены .
После возвращения Л. вновь занялся анатомическими исследованиями
,опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах .К
этому времени относится начало его работы над теорией и практикой
физического образования ,над созданием научных основ педагогической и
лечебной гимнастики .Изучая анатомические особенности органов движения ,он
вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией
:развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует.
Если орган не тренировать ,не давать ему нагрузку ,то он неизбежно слабеет
и атрофируется
Анатомо - физиологическая сущность человека определяется его
деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в
человеке его специфические качества и свойства .Вот почему упражнения
,тренировку органов и систем Л. считал необходимой .предпосылкой для их
нормального функционирования ,для здоровой и активной жизни человека .
В сентябре 1872 г. Л. начинает работать в качестве консультанта в
гимнастическом заведении А.Г.Берглинда ,где он мог на практике осуществлять
те принципы и представления ,которые впоследствии составляли научно-
теоретические основы его рациональной гимнастики . «Только знание
потребностей и возможностей человеческого организма ,-убеждал он ,-только
научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским
орудием в совершенствовании человека ,как физическом ,так нравственном
Одновременно с работой в гимнастическом заведении Бергминда он
занимается изготовлением препаратов ,проводит антропологические изыскания и
анатомические исследования .А с неофициального согласия градоначальника ,он
открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы ,которые постепенно
выросли в знаменитые курсы Лесгафта .
Но неожиданно из Министерства народного просвещения пришло
распоряжение немедленного отстранения его от работы .Только после
многочисленных прошений Грубера и самого Л. 7 октября 1874 г. Александр
Второй разрешил Л. поступить «на службу по ученой части» .Однако минует 4
года ,прежде чем Л. признают вторым прозектором в Медико- хирургической
академии ,и он сможет начать читать лекции ,и не только там .Осенью 1875 г.
он начинает читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много
разговоров в столичном обществе .Петр Францевич Лесгафт отрицал всякое
«божественное начало» и прочно связывал психические процессы с
физиологическими .Такие идеи были признаны вредными ,и министр запретил
дальнейшее чтение публичных Л. .
Тогда П.Ф. отдался новому ,захватившему его делу- разработке вопросов
физического воспитания .Начало было положено в Гимнастическом институте
Бергмана .Наблюдая за проведением занятий Л. вносил в них коррективы ,давал
советы ,устанавливал последовательность и интенсивность нагрузке при
отдельных упражнениях ,вел антропометрические исследования .Мало- помалу у
него стал вырабатываться свой метод рациональной гимнастики ,который мог
позволить добиться большего эффекта и был свободен от ряда ошибочных
положений шведской ,немецкой и других систем гимнастики ,Петр Францевич
Лесгафт обратился в Главное управление военно- учебных заведений (ГУВУЗ) с
предложением своих услуг .И с декабря 1874 г. он начал занятия гимнастикой
с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии ,а с 15 марта 1875
г. по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принял Л. на
должность чиновника для особых поручений .Первое»особое поручение»- поездки
заграницу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с
учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства» .В
остальное время он продолжает специальные занятия по немецкой ,шведской
системам ,а также по системе ,предложенной им самим .
В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств ,побывал в 26
городах ,где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей
гимнастики .Он присутствовал на занятиях ,беседовал с педагогами
,медицинскими работниками ,изучал устройства гимнастических снарядов и даже
давал свои рекомендации по улучшению их конструкций .В конце каждого года
он представлял в ГУВУЗ отчет о командировке .Один такой отчет был
опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление
учителей гимнастики в государствах Западной Европы» .Выводы ,сделанные
Петром Францевичем Лесгафтом в отчете, подчеркивали ,что в основу
физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии
человека .Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал
соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки ,обязательный
учет индивидуальных способностей учащихся . Петр Францевич добивается
организации 2-х годичных учебно- гимнастических курсов ,которые открылись в
сентябре 1877 г. при Второй Петербургской военной гимназии .На них Л. читал
лекции по анатомии и руководил на 2-ом курсе всеми практическими занятиями
,включая гимнастику и фехтование .Практические задания по физике ,химии
,гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медик-
хирургической академии ,а курс лекций по физиологии читалИ.М.Сеченов
,который до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Петром
Францевичем Лесгафтом.
По сути дела Л. сумел создать настоящий институт по подготовке
специалистов физического воспитания .Но началась русско- турецкая война
,курсы были закрыты .Было выпущено только 14 учителей ,которые заняли
преподавательские должности в военных гимназиях Петербурга ,Москвы ,Киева
,Орла и других городов .Все они получили подробные инструкции ,которые были
составлены Л. .В них он сформулировал 3 принципа проведения занятий Первый
принцип состоит в постепенности и последовательности. Только при соблюдении
его можно добиться хороших результатов .Второй- необходимость отчетливого
представления исполнителем ,что он должен сделать ,чего достичь .Наконец
,третий принцип- соответствие физических упражнений анатомо-
физиологической структуре организма .
Весь процесс образования П.Ф. также разделял на 3 этапа .Первый этап
заключается в обучении ребенка правильным движениям .Второй- состоит в
постепенном увеличении нагрузки с учетом физиологических особенностей
подростка .Третий этап- обучение умению точно рассчитывать свои силы во
времени и пространстве .Система образования П.Ф.Лесгафта не смогла в то
время получить большого распространения в России .Лишь много лет спустя
основы физического образования, им разработанные, были оценены по
достоинству и многие его элементы включены в систему преподавания.
В начале 1876 г. (по некоторым источникам в 1877 г.) П.Ф. было
разрешено баллотироваться на должность второго прозектора ,и большинством
голосов был избран на эту должность .Он опять начинает работать на кафедре
Грубера ,где за 20 лет работы (1861- 1868 и 1871- 1885 г.г.) провел большое
количество исследований по анатомии .Он опубликовал свыше 20- ти
оригинальных работ ,под его руководством были выполнены 22 диссертации.
Работа увлекала и радовала Л. .Улучшилось его материальное положение и
бытовые условия .Окрыленный ,Л. испытывал большой творческий подъем и
чрезвычайно трудился над собственными исследованиями .
Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения
мышц ,костей и суставов и их функциональных особенностей ,П.Ф. выявил
решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей .Одним из
первых он установил ,что особенности функции мышц зависят от способа
соединения друг с другом пучков мышечных волокон .Серьезные анатомические
исследования в сочетании с математическими расчетами легли в основу
изучения простых и сложных суставов .Такие его труды, как «Архитектура
костей» , «О соединение костей между собой» , «О причинах ,влияющих на
форму костей» ,глубокие исследования архитектоники таза ,и позволили
сделать важные выводы для практической медицины ,в частности травматологии
и ортопедии .
29 января 1881 г. Л. читает доклад в Обществе русских врачей столицы
«О положении желудка и об отношении его формы к отправлению» .Доклад
основывался на результатах, полученных при исследовании очень большого
материала, позволившего автору доклада опровергнуть существовавшее мнение о
горизонтальном расположении желудка. Он явился своего рода сенсацией ,ибо
прозвучал настолько убедительно и неопровержимо ,что заставил известного
европейского анатома В. Гиса признаться в том, что его рисунок желудка в
анатомических атласах не верен .
Работу на кафедре Петр Францевич Лесгафт успешно сочетал с участием
в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно- учебных
заведений.
Целиком отдаваясь служебным и общественным делам ,Л. не мог уделять
достаточно внимания жене и сыну .Отношения в семье складывались не просто
,поэтому Елизавета Андреевна- приняла решение жить отдельно .Л. помогал
своей семье деньгами ,следил за духовным и физическим развитием сына, но
,видимо ,решение ,принятое Елизаветой ,его устраивало .Борис Петрович
Лесгафт успешно закончил Военно- медицинскую академию ,служил военным
врачом ,участвовал в русско- японской войне. Умер он в 1944 г. на 85- ом
году жизни .
В 1881 г. изменилось наименование академии ,где трудился Л. :вместо
Медик- хирургической она стала называться Военно- медицинской .А в 1884 г.
в академии восстановили первые 2 курса ,незадолго перед тем упраздненные ,и
возникла необходимость учредить должность еще одного прозектора для чтения
лекций и проведения занятий по описательной анатомии .Были выдвинуты 2две
кандидатуры :Лесгафт и Таренецкий ,и голосованием был выбран последний .Это
решение Л. воспринял как незаслуженное оскорбление и подал в отставку. Этот
шаг дался ему нелегко .Он терял слишком многое ,терял то ,что любил ,что
считал своим предназначением .
Уйдя из академии ,он лишился постоянного заработка ,а именно сейчас
ему были нужны деньги как никогда :умер его брат Ф.Ф.Л. ,оставив 4- х детей
,и Петр Францевич Лесгафт был назначен их опекуном ,а также нужно было
помогать жене и сыну .Источником для существования могли служить только
платные лекции и публикация научных работ .По счастью ,возможность читать
лекции представилась ему почти сразу после увольнения. Он начинает читать
каждую неделю лекции в Педагогическом музее военно- учебных заведений ,в
Соляном городке .И время от времени на страницах столичных газет появляются
непременно положительные отзывы об этих лекциях .
Свободное время Л. использовал для завершения начатых в академии
работ ,писал статьи и переводы .В 1885 г. вторым изданием вышло «Семейное
воспитание ребенка и его значение» ,опубликовалась первая часть «Общей
анатомии» .Лишившись возможности преподавать в академии ,он перенес всю
свою энергию на домашние анатомические курсы .Лекции на этих курсах
оказывали огромное воздействие на слушателей и слушательниц .Они заставляли
задуматься о смысле жизни ,о ценностях истинных и ложных .Часто родители
слушателей писали жалобы на Л. в Жандармское управление и Министерство
народного просвещения ,о его вредном влиянии на умы молодежи .В это же
время Л. ходатайствует о разрешении читать лекции в университете на правах
приват- доцента ,но получает отказ ,так как находился под полицейским
надзором как лицо неблагонадежное и нежелательное в стенах учебных
заведений.
Только в 1885 г. он получил разрешение императора на
преподавательскую деятельность и был приглашен руководить организацией
занятий гимнастикой в «Фихтовально- гимнастическом кадре» .Новый учебный
центр должен был заниматься усовершенствования учителей гимнастики и
фехтования для армии .Но командиры частей не видели необходимости в током
учебном центре и он был закрыт .Л. оказался неудел и вновь подал прошение с
просьбой предоставить ему возможность читать лекции в университете .На этот
раз высочайшее соизволение было получено ,и в начале сентября 1886 г. П.Ф.
начинает работать .Помимо лекций он ведет и практические занятия по
анатомии ,делает многочисленные опыты по изучению строения и функций опорно-
двигательного аппарата ,выявляет устойчивость костной и мышечной тканей к
различным внешним механическим воздействиям .Л. впервые в истории
отечественного медицинского образования организовал занятия со студентами в
механической мастерской Института инженеров путей сообщения. Здесь он
проводит опыты для исследования свойств костно- мышечной ткани .Анатом
,владеющий методом математического анализа ,он был новым типом ученого-
исследователя в области анатомо- физиологических наук ,он учил студентов
использовать математические расчеты при проверке данных .
Казалось ,чтение лекций в университете ,проведение практических
занятий ,работа в комиссии по техническому образованию ,домашние курсы не
оставляют никакого времени для других дел .Однако П.Ф. умудряется еще
читать публичные лекции ,выступать с докладами на заседаниях Русского
антропологического общества ,два- три раза в неделю вести занятия в училище
лекарских помощниц и фельдшериц .За лечение на дому Л. не брал ,но если
какой- нибудь состоятельный посетитель настаивал на выплате «докторского
гонорара» ,П.Ф. просил передать деньги в приют для детей- калек .Этому
принципу он следовал всю жизнь .Ни один пациент не мог сказать ,,что Л.
лечил его за деньги .А лечить ему приходилось многих .И в Петербурге в дни
приемов ,и летом ,когда выезжал на Волгу в село Красное отдохнуть ,и даже в
Швейцарии, в Ливорно, где он часто бывал и любил совершать пешие прогулки в
горы.
Особенностью врачебной деятельностью Л. была исключительная вера в
простых ,доступных каждому средств .Он назначал больным прогулки ,плавание
,лечебную гимнастику ,свободную и удобную одежду и обувь .Он ненавидел
модные корсеты и узкую обувь ,заметив бледную девушку с туго перетянутой
талией ,он тут же ставил диагноз :деформация печени .
В 1893 г. один из учеников Л. ,И.М.Сибиряков ,владелец
многомиллионного состояния ,передал в распоряжение Л. 200 тысяч рублей и
дом ,стоивший 250 тысяч рублей .В доме было решено открыть «Естественно-
исторический музей» ,где сосредоточить богатые анатомические ,зоологические
и антропологические коллекции ,созданные за годы существования курсов ,и
развернуть в музее разнообразную учебную и научно- исследовательскую работу
.Но прежде нужно было получить разрешение на открытие музея .Долго
занимались составлением устава ,который бы устроил всех ,и только в октябре
1894 г. было получено разрешение на открытие Биологической лаборатории .В
ней предполагалось 4 отдела :по ботанике ,зоологии ,сравнительной анатомии
с эмбриологией и по геологии .П.Ф. начинает заказывать в Париже ,Неаполе
,Праге скелеты зверей и рыб ,разнообразие эмбриологические и анатомические
препараты ,закупал ботанические и зоологические коллекции .Устраивают
террариум ,несколько больших аквариумов ,ставят клетки для птиц и грызунов
.Благодаря щедрой закупке материалов и поступлению частных коллекций
,Биологическая лаборатория через какие- нибудь полтора- два года
превратилась в крупный ,прекрасно оснащенный научный центр ,позволявший
проводить экспериментальные и исследовательские работы в области анатомии
,физиологии ,ботаники ,зоологии и других естественных наук .Руководство
отделениями лаборатории приняли на себя видные ученые :А.О.Ковалевский,
И.Р.Тарханов, В.В.Половцев, О.А.Гримм.
Ко времени открытия Биологической лаборатории авторитет самого Петра
Францевич Лесгафта был признан повсеместно ,он был избран почетным членом
многих научных обществ .Желающих заниматься в лаборатории было больше чем
достаточно .Уже в год ее открытия здесь начали ставить опыты по воздействию
света на рост живых организмов ,изучать симпатическую нервную систему
приматов ,выполнять такие анатомические работы и другие исследования
.Исследователи из лаборатории совершали поездки с научной целью в разные
районы России и заграницу ,возвращаясь они привозили гербарии
,минералогические и энтомологические коллекции ,антропологический и
этнографический материал .С 1896 г. началось издание специального журнала-
«Известия Санкт- Петербургской Биологической лаборатории» ,в котором
читались научные труды Петра Францевич Лесгафта ,его учеников ,учениц
,начинающих или признанных ученых .Редактировал все статьи ,устанавливал
очередность всех публикаций ,определял объем каждого выпуска журнала сам Л.
.Он никому не передавал эту работу.
Одним из первых Петр Францевич Лесгафт откликнулся на открытие
«лучей Рентгена». Уже в 1897 г. Л. поместил в «Известиях» свою небольшую
статью- «О применении лучей Рентгена к анатомическим исследованиям живого
человека» .
Не оставляет П.Ф. свои исследования в области биомеханики мышц и
суставов, продолжает внедрять математический анализ в изучение
анатомического строения и функций опорно- двигательного аппарата, он вместе
с математиком И.П.Долбней выполнил интересную работу - «Теория простых
суставов».
Очень радовало Л. ,что сын Борис, окончивший в 1890 г. Военно-
медицинскую академию, тоже проявил интерес к научной работе. П.Ф. помогает
ему составить программу исследований ,обеспечивает кроликами и морскими
свинками для проведения опытов в изучении влияния света и темноты на
развитие организма животных .
С получением достаточного числа помещений в лаборатории Л. осуществил
еще одну свою мечту - организовать на строгих научных основах курсы по
подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования.
Создается «Общество содействия физического развития» (ОСФР) ,в котором Л.
предложили должность ученого секретаря .Л. читает много лекций в ОСФР
,устраивает загородные экскурсии для детей .
В январе 1897 г. Л. подал в отставку и покинул стены университета ,а
в 1899 г. он ставит свою подпись под «Протестом 99- ти» .Его передовые
взгляды ,его поездки заграницу- все это сыграло свою роль в том ,что Л.
запрещают читать лекции и высылают его на жительство в Териоки .Приходится
оставить и курсы и Биологическую лабораторию .В мае 1901 г. он пишет
прошение на имя царя, но получает отказ. Но и в Териоках Л продолжает
работать :пишет статьи ,делает переводы ,занимается физикой и математикой
.Не оставляет и медицинской практики .
В1902 г. он вновь пишет прошение на имя Плеве и получает разрешение
вернуться в Петербург ,и вступить в обязанности директора Биологической
лаборатории .Несмотря на свои 65 лет ,Л. с новой энергией окунулся в работу
.
10 ноября 1905 г. подает в Министерство народного просвещения
прошение на учреждение Вольного института ,в котором существующие Курсы
воспитательниц и руководительниц физического образования составили бы
самостоятельное «практическое отделение» .Название министру не понравилось
,но в конце декабря Л. разрешили открыть высшее учебное заведение под
именованием «Курсы по наукам биологическим ,педагогическим и социальным»
.Это название сохранилось только в официальных документах .А все эти куры
называли «Вольная высшая школа» .В первый год открытия школы на 3- х
отделениях числилось 1500 слушателей .Их привлекало не только громкое имя
Л. ,но и прекрасный подбор преподавателей .Многие слушатели Вольной школы
активно занимались политикой ,а после обыска в Биологической лаборатории и
Вольной школе нависла угроза закрытия .Летом во время отдыха Л. получает
известие о закрытии школы .И опять начинается бесконечная борьба за
возрождение Вольной высшей школы.
Лишенный возможности читать анатомию в школе, П.Ф. пишет большую
работу «общая анатомия органов растительной жизни», ведет исследовательскую
работу в Биологической лаборатории. Он торопиться завершить все начатое
Весной 1909 г. после длительных хлопот открывается
Естественноисторические курсы ,и П.Ф. с радостью согласился предоставить
для курсов помещение в Биологической лаборатории .А с сентября согласился
читать на них анатомию .Он по-прежнему бодр духом, но здоровье стало
сдавать. Он со всей силой духа старался бороться с недомоганиями ,однако с
каждым днем ему становилось все хуже .В октябре совет Биологической
лаборатории освобождает П.Ф. от руководства лабораторией и советует ему
ехать на лечение в санаторий Рабиновича в Гелуане. Это был небольшой
египетский городок ,где расположился санаторий с серными ваннами ,массажем
и хорошим уходом .
Уже 13 ноября П.Ф. был в Гелуане ,для лечения были использованы все
известные средства ,но состояние его быстро ухудшалось .Отказали почки
.Последние 9 дней Л. был уже без сознания .В субботу вечером сердце его
остановилось Гроб с телом Л. был отправлен в Россию .19 декабря состоялись
похороны Л. на Волковском кладбище. Почти все газеты России откликнулись на
смерть Петра Францевич Лесгафта. Он был одним из лучших представителей
отечественной науки .Его творчество оставило неизгладимый след в истории
анатомии ,он является основоположником физической культуры в нашей стране .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


Жданов В.А. «Анатомические исследования и мировоззрение Петра Францевич
Лесгафта и их значение для современной анатомии».
«Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии». 1968 год издания.
Ша Бунин А.В. «Лесгафт в Петербурге». 1989 год издания.







Реферат на тему: Жизнь и исторические труды Н.И.Костомарова
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет


Исторический факультет
Заочное отделение

Специальность: История



Контрольная работа


По историографии

На тему:

Жизнь и исторические труды Н.И.Костомарова



Выполнил: Студент IV курса, гр.: 5410
Толстиков Константин Станиславович_________

Проверил:_________________________________

Дата проверки:_____________________________



Сыктывкар 2002


Содержание.


Введение………………………………………………………………………3



Основная часть………………………………………………………………..5


Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованных источников и литературы……………………….15
Ведение

«…Не восхищаться народностью, а знать её следует. Точно так же – не
восхищаться, не любоваться историею прошедшей жизни – наше дело, а
уразуметь её».

Н.И.Костомаров



Среди титанов российской исторической мысли XIXв., рядом с Н. М.
Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место
Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров).
Творчество русско-украинского учёного историка и археолога, фольклориста и
этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на развитие
современников и долго ещё будет жить в памяти благодарных потомков. Ныне
вполне уместно напомнить широкому читателю некоторые страницы жизни
Костомарова, 150-летие которого со дня рождения которого по решению ЮНЕСКО
отмечало в 1967 году просвещённое человечество.
Сложный и неоднозначный жизненный путь прошёл Н.И.Костомаров.
Современник А.И.Герцена, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова,
он был учёным, писателем, фольклористом, трудами и жизнью определившим своё
место в отечественной науке и культуре. Многочисленные его монографии,
статьи, очерки содержат идеи, образы, картины времён создания Русского
государства, укрепления его экономических и культурных позиций, а также
истории Украины периода формирования и становления украинского народа, его
борьбы за независимость и национальную самобытность. Вместе с тем
Костомаров никогда не был пассивным созерцателем своего времени. Он жил в
гуще событий, стремясь своими произведениями и деятельностью содействовать
движению общества вперёд.
Актуальностью данной работы является то, что сегодня, в связи с
изменением отношения к прошлому, происходит переосмысление развития и самой
исторической науки. Это в полной мере относится и к творчеству Костомарова,
особенно в части обвинения его в национализме, бесклассовом подходе в
оценке исторических явлений и событий. В своё время благотворное влияние
оказала перестройка на издание работ учёного. В серии «Памятники
исторической мысли Украины» вышел и молниеносно разошёлся однотомник его
трудов. Что же касается работ о нём, то пока издано лишь немного
монографий, в которых впервые после десятилетий замалчивания на основе
широкого круга источников и свидетельств современников рассматривается его
творческое наследие по истории Украины феодальной эпохи. Опубликована также
небольшая работа о нём как фольклористе и этнографе, исследователе
поэтического творчества и быта украинского народа.1 Наконец, изданы
документы и материалы о Кирилло-Мефодиевском обществе, одним из создателей
которого был Костомаров.
В научном наследии Костомарова имеется немало того, что и сегодня
представляет интерес, без чего отечественная историческая наука была бы
обделённой. Он не только обогатил отечественную науку новыми фактами,
оригинальным подходом к историческим явлениям и выводами, но и в
значительной мере демократизировал освещение прошлого. Труды учёного ближе,
чем работы других историков его поколения, стояли к жизни народа, и в этом
огромная ценность его творческого наследия.
Костомаров родился 4(16) мая 1817 года в слободе Юрасовка Острогожского
уезда Воронежской губернии. Мать его, Татьяна Петровна Мыльникова, была
собственностью помещика Ивана Петровича Костомарова. Старый солдат,
штурмовавший Измаил, отставной капитан Костомаров, в духе времени
погрузился в вольтерьянство и не ограничился лекциями перед крепостными о
природном равенстве людей, необходимости освобождения крестьян, отсутствии
бога и вреде суеверий. Он, по словам сына, «ни во что не ставил дворянское
достоинство» и ещё в 1812 г. решил взять в жены крестьянскую девочку,
которой хотел дать образование. С ней он и обвенчался через несколько
месяцев после рождения сына, незаконного с ханжески-юридической точки
зрения, но единственного и любимого. До 10 лет Николай Иванович
воспитывался отцом по рекомендации Ж.-Ж. Руссо при посредстве природы,
литературы, французских просветителей. Стихов Жуковского и Пушкина, и
матерью – в духе православия.
Отец Николая Ивановича был убит и ограблен своими лакеями, но матери
удалось выкупить своего сына у родных мужа и отдать в частный воронежский
пансион. «Несмотря на свой тринадцатилетний возраст и шаловливость, - писал
впоследствии историк, - я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что
для меня будет нужно для поступления в университет, о котором я тогда уже
подумал как о первой необходимости для того, чтобы быть образованным
человеком».1 В 1831 г. матушка определила его в воронежскую гимназию.
Мальчик переходит сразу в третий из четырёх классов гимназии, где также
почти не учили, овладевает латинским, греческим, французским языками и
математикой, в 16 лет единственный из гимназистов сдаёт экзамены на
историко-филологический факультет Харьковского университета. Не найдя и
здесь серьёзного преподавания, юноша погружается в античность и
совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не
знакомится с новым профессором всеобщей истории М.М.Луниным: отныне судьбой
Костомарова стала история.
Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой
и был сочтён умершим, но, ещё нетвёрдо держась на ногах, прибыл на сессию:
для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить «степень кандидата
на отличие». Он сдал отлично выпускные экзамены и уехал домой, где узнал,
что лишён степени за оценку «хорошо» по богословию, полученную на первом
курсе. В январе следующего 1837 г. Костомаров передал все экзамены, год
спустя получил положенную ему кандидатскую степень, а ещё почти через год,
в ноябре 1838 г., - кандидатское свидетельство. Одновременно, служа юнкером
в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и
подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением
основных документов, мечтая «составить историю всей слоботской Украины»1
(рукопись эта сгинула в полиции после ареста). Никакие обстоятельства не
могли свергнуть с пути Николая Ивановича, о котором сам оно говорил вот
так: «История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал
много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому
вопросу: от чего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных
деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью
народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженник, как будто не существует
для истории; от чего история не говорит нам ничего его быте, о его духовной
жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей?<…..> Но с чего
начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в
Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к
чтению народных памятников».2
Идея изучения истории украинского народа, тонувшей тогда почти в
полном мраке неведения, оказалась крайне трудноосуществимой. Костомаров
чуть ли не наизусть выучил изданные к тому времени былины и сказы, русские
и украинские песни, подружился с издателем «Запорожской старины»
И.И.Срезневским и другими исследователями народного творчества. Размышляя
над методами исторической критики, Николай Иванович отправился в Москву для
знакомства с лекциями М.Т.Каченовского, овладел немецким, а затем польским,
чешским, словацким, болгарским и другими языками, открывавшими доступ к
сравнительному материалу.
Наибольшие трудности представляло освоение едва знакомого Костомарову
украинского языка и литературы. Не удовлетворяясь чтением, Николай Иванович
со свойственной ему неукротимой энергией начал «этнографические экскурсии»
по Украине, которые продолжал затем многие годы. Не только русские и
польские, но и украинские по происхождению его товарищи тогда «поднимали на
смех самую идею писать на малорусском языке», считая «дозволительно
глумиться над мужиком и его способом выражения».3
«Такое отношение к народу и его речи мне казалось унижением
человеческого достоинства, и чем чаще встречал я подобные выходки, тем
сильнее пристращался к малорусской народности»4, - писал Костомаров. Он
обобщил материалы своих экспедиций и ответил по-украински прозой и
романтическими стихами, издав основанные на фольклорно-историческом
материале книги «Савва Чалый» (1839), «Украинские баллады» (1839), «Ветка»
(1840), «Переяслвська ничь» (1841) и другие сочинения.
Сын русского дворянина древнего рода не мог не выступить на стороне
языка и культуры украинского народа. Православный христианин не считал
возможным жертвовать истиной ради интересов духовенства. В диссертации «О
причинах и характере унии в Западной России» (1842) Костомаров приводил
богатый фактический материал о безнравственности православного духовенства,
властолюбии и жадности патриархов, не отличавшихся в этом отношении от пап;
писал о восстаниях казаков и крестьян; о пользе, которую принесла
украинскому просвещению необходимость борьбы с унией. По доносу
харьковского архиепископа Н.Г.Устрялова, министр народного просвещения
С.С.Уваров отменил защиту и приказал сжечь «подрывную» диссертацию.
Но Костомарова не легко было запугать. Весной 1843 г. он подал в
Харьковский университет первую на Украине историко-этнографическую
диссертацию и защитил её 13 января 1844 г., несмотря на сопротивление
консервативной профессуры. Впрочем, и «Библиотека для чтения»
О.И.Сенковского скептически отнеслась тогда к работе «об историческом
значении русской поэзии», да и В.Г.Белинский писал в «Отечественных
записках» в том смысле, что «народная поэзия есть такой предмет, которым
может заниматься только тот, кто не в состоянии или не хочет заняться чем-
нибудь дельнее».1
Под эту полемику Николай Иванович опубликовал исследование восстания
Наливайко (1843), первым из учёных обратил пристальное внимание на
знаменитые ныне летописи Величко, Самовидца, Грабянки, Ригельмана и многие
другие важнейшие памятники украинской истории, большинство которых потом
было издано им и его единомышленниками (И.И.Срезневским, О.М.Бодянским и
др.). Между тем он потерял должность в университете (вызвав из-за девушки
на дуэль своего соперника), и, преподавая в ровенской гимназии, продолжал
изучение народной жизни на Украине. Историк получил «ужасающие сведения».
«Каторга лучше была бы для них!»2 – писал о крестьянах Костомаров. Из
огромной массы собранных им источников медленно вырастал «Богдан
Хмельницкий» – эпопея мощного народного движения против иноверных
угнетателей, народной войны «за волю», за воссоединение с Россией.
Чисто научная деятельность казалась историку недостаточной. И хотя
Костомаров в своих воспоминаниях и писал, что он с этого момента «начал
жить в совершенном уединении, погрузившись в занятия историею»1, он не стал
кабинетным учёным, своего рода Пименом, равнодушным к «добру и злу». Он не
оставался глухим к зову реалий современной ему жизни, впитывая и разделяя
освободительные идеи передовых людей России и Украины, широко
распространявшиеся в начале 40-х годов позапрошлого столетия. Перебравшись
в Киев, он осенью 1845 г. становится одним из организаторов тайного
«братства св. Кирила и Мефодия» и пишет его устав. То, что общество было
тайным, политического, а не научного характера, подтверждается
неосведомлённостью о его существовании Алины Леонтьевны Крагельской
(впоследствии Костомаровой), уже в то время обруяённой с Н.И.Костомаровым.
В этой связи А.Л. Крагельская писала: «Он (Н.И.Костомаров) говорил мне о
своей заветной идее – необходимости единения славян, объяснял, что кольцо,
находившееся у него на руке, с вырезанною внутри надписью: «Св.Кирилл и
Мефодий», носит как символ единения славян, но о составлении устава
«Кирилло-Мефодивского общества» не упоминал.2 Им же была разработана и
программа, изложенная в «Уставе и правилах» общества, в его программном
документе – «Книге бытия Украинского народа, а также в воззваниях «Братья
украинцы!», «Братья великороссияне и поляки!»3. «Речь шла о пропаганде идей
освобождения и единения славянских народов, которая «в нашем воображении
не ограничивалась уже сферою науки и поэзии…стал нам представляться
федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни
славянских наций. Мы стали воображать все славянские народы соединённые
между собою в федерации, подобно древним греческим республикам, или
Соединённым Штатам Северной Америки…всеобщее уничтожение крепостного права
и рабства, в каком бы то ни было виде…полнейшая свобода вероисповедания и
национальностей и отвержение иезуитского правила об освящении средств
целями…»4.
Костомаров все силы отдавал пропаганде идей тайного общества, привлёк
в него Т.Г.Шевченко – «народного вождя, возбудителя к новой жизни», чей
гений был не доступен тем, «которые не доразвились до свободы от
предрассудков сословности, национальности и воспитания»5. Летом 1846 г.
Николай Иванович получил возможность распространять идеи тайного общества с
кафедры русской истории Киевского университета (его лекции «Славянская
мифология» успели выйти в свет в 1847 г.). В марте 1847 г. адъюнкт-
профессору Костомарову было выдано разрешение на брак с А.Л.Крагельской.
Накануне венчания он был схвачен и спешно отправлен в Петербург.
Правительство оценило опасность идей гражданских свобод, политического
равноправия и свободного культурного развития всех, включая самые малые
народностей империи. Костомаров провёл год в Петропавловской крепости,
сочинения его одно время были запрещены к печатанию, полицейский надзор был
пожизненный.
Местом ссылки Николая Ивановича был город Саратов, где, как и в
крепости, оказались тогда избранные люди России. Здесь началась его дружба
с Н.Г.Чернышевским, А.Н.Пыпиным, Д.Л.Мордовцевым и др. В губернском
правлении, к секретным делам которого Костомарова неосторожно допустили,
обнаружились материалы по истории раскола, которому историк посвятил затем
много трудов. В периодике появились анонимно изданные им местные народные
песни, после чего «высшая правительственная власть» повелела уволить
цензора без пенсии. В Саратове же были в основном написаны произведения,
которые сразу по окончании ссылки поставили учёного в ряд выдающихся
историков России. Как в годы освободительного движения, в годы участия в
движении «братства», так и впоследствии его научные исследования
соотносились с действительностью, современной учёному, шаг за шагом
раскрывали историю народа, жизнь его деятелей. Вполне справедливо мнение
учёного о том, что «история, занимаясь народом, имеет целью изложить
движение жизни народа»1. Исторические монографии учёного публиковались
журналами и многократно переиздавались в XIX – начале XX в. как важнейший
материал российской общественной жизни. В данной работе назовём лишь
главные из множества работ, вышедших по возвращении его из ссылки: «Иван
Свирговский, украинский гетман XVI века» («Москвитянин», 1855); «Борьба
украинских козаков с Польшею в первой половине XVII века до Богдана
Хмельницкого» («Отечественные Записки», 1856); «Богдан Хмельницкий и
возвращение Южной Руси к России» (там же, 1857); «Очерк торговли
Московского государства в XVI и XVII столетиях» («Современник», 1857-1858);
«Бунт Стеньки Разина» («Отечественные Записки», 1858), а также масса
изданий народных песен и повестей (в том числе знаменитые «Горе-
Злочастье»), статьи о начале крепостничества и др.
В 1858 г. Совет Казанского университета избрал Костомарова
профессором, но министерство народного просвещения наложило вето. Труднее
для министерства было противостоять Совету Петербургского университета,
профессором которого Николай Иванович стал в 1859 г. после захватившего
передовую общественность печатного спора с М.П.Погодиным о крепостничестве.
В следующем году, ознаменованном «Очерком домашней жизни и нравов
великорусского народа в XVI и XVII столетиях» («Современник», 1860) и
работой «Русские инородцы. Литовское племя и отношения его русской истории»
(«Русское слово», №5), состоялся публичный спор с Погодиным по поводу
концепции происхождения Древнерусского государства от норманов; Костомаров
пришёл к выводу, что «самая история призвания князей есть не что иное, как
басня»1.
Середина XIX века ознаменована стремительным ростом освободительного
движения в России. Н.И. Костомаров не остался в стороне от веяний времени.
В своём исследовании «Севернорусские народоправства во времена удельно-
вечевого уклада. Новгород-Псков-Вятка» (СПб., 1863) он отмечал, что
народоправство и любовь к свободе были у истоков русской культуры,
доказывая это анализом исторических фактов.
Исследования и полемика о земских соборах продолжали тему. Проблему
выбора пути, факторов, определивших сохранение самодержавного строя в
критический для России период, Костомаров рассмотрел в капитальной
монографии «Смутное время Московского государства» («Вестник Европы», 1866-
1867). Ученый вновь попал в цель, как подтверждала жаркая полемика в печати
об Иване Сусанине, Лжедмитрии I, М.В.Скопине –Шуйском и других героях
«Смуты», о самих её причинах. Ответы Костомарова на полемические послания
М.П.Погодина и его сторонников относительно Куликовской битвы, начала
единодержавия на Руси, показывали читателю, что именно «народная духовная
жизнь» есть «основа и объяснение всякого политического события, поверка и
суд всякого учреждения и закона»; об этом говорил Костомаров во
вступительной части своего лекционного курса истории Руси.2
Николай Иванович не опубликовал свои лекции по истории, за исключение
м вводной части с обзором источников, а так же отрывков «Великорусские
религиозные вольнодумцы в XVI веке», но его « Исторические монографии и
исследования» стали подлинной исторической энциклопедией с древнейших
времён до конца XVIII в. Стремясь донести результаты научных изысканий до
широкого читателя, историк создал «Русскую историю в жизнеописаниях её
главнейших деятелей», издававшуюся многажды, написал «Бытовые очерки из
русской истории XVIII века» и другие работы. Вместе они составляют один из
лучших курсов истории России.
За работами об украинских бунтарях XVI-началаXVII в., освободительной
войне и воссоединении Украины с Россией последовали новые очерки:
«Гетманство Юрия Хмельницкого» («Вестник Европы», 1868); «Руина.
Историческая монография. 1663-1687» ( там же, 1879-1880); «Мазепа» и
«Мазепинцы» («Русская мысль», 1882 и 1884). Подчёркивая историческую
обусловленность стремления «единокровных» народов к единству, Николай
Иванович не находил возможным отождествлять их интересы с интересами
самодержавия и отдельных украинских владык. Дифференцированно рассматривал
он и историю Речи Посполитой, большую часть населения которой в XVI-XVII
вв. составляли украинцы и белорусы, и собственно Польши. Не случайно его
капитальное исследование «Последние годы Речи Посполитой» («Вестник
Европы», 1869) получило продолжение – «Костюшко и революция 1794 года» (там
же, 1870).
Идейные оппоненты Н.И.Костомарова не раз пытались упрекнуть его в
поверхностном отношении к источникам. Учёный отвечал, что он действительно
«сочиняет» историю, стремясь с «большим запасом фактов» разобраться в
смысле событий, «уразуметь» их связь, а не ограничиваться переписыванием
документов.1
Ирония к «переписывателям» едко звучала в устах члена Археографической
комиссии, выпустившего 12 огромных томов «Актов, относящихся к истории
Южной и Западной России», том «Русской исторической библиотеки», три книги
«Памятников старинной русской литературы», другие крупные издания и около
сотни отдельных песен до записок иностранцев. Костомаров использовал
материалы 65 архивов и библиотек России, Польши и других стран (он дважды
надолго ездил заграницу в Швецию, Германию, Бельгию, Францию, Италию,
Швейцарию, Австрию, Чехию и Сербию, где его труды пользовались
популярностью и даже переиздавались).
Николай Иванович написал ряд источниковедческих работ, в том числе
сделал крупные открытия в сложнейшей области древнерусского и украинского
летописания. Он в теории и на практике доказал значение комплексного
анализа письменных, фольклорных и этнографических памятников, факты
исторической географии. Развитая позже В.О.Ключевским, тема «Об отношении
русской истории к географии и этнографии» была чётко сформулирована в 1863
году действительным членом Русского географического общества Костомаровым
(он был также членом Петербургской и Юго-славянской академий, Виленской
Археологической комиссии, Московского Археологического общества,
Императорского общества истории и древностей российских, Исторического
общества Нестора-летописца при Киевском университете и др.). Интересные
исследования Николай Иванович оставил в области истории исторической науки.
Исследуя в исторических трудах «строгую неумолимую истину», для
фантазии Костомаров находил выход в богатом литературном творчестве. Яркая
публицистика Николая Ивановича в журналах «Основа» и «Вестник Европы», в
организации которых он участвовал, в «Современнике», «Отечественных
записках», многих других журналах и газетах в некотором смысле поучительна
и сегодня. В этих работах Костомаров призывал к изучению украинского языка
и «преподаванию на народном языке в Южной России», доносил до читателя
правду о подвижниках украинской культуры Т.Г.Шевченко, П.А.Кулише,
Г.С.Сковороде, М.А.Максимовиче, одним из первых обратился к изданию
сочинений Шевченко. Нельзя не отметить заступничество Костомарова за
Н.Г.Чернышевского и других узников.
Костомаров отстаивал в печати «Проект открытых университетов» для
всех, включая женщин, со свободой преподавания и обучения. В ответ на
закрытие в 1861 г. Петербургского университета он вместе с Д.И.Менделеевым,
И.М.Сеченовым, А.Н.Бекетовым и другими учёными начал чтение публичных
лекций в пользу неимущих студентов, а право на издание своих трудов завещал
«Литературному фонду» – обществу для пособия нуждающимся литераторам и
учёным. После открытия университета профессор, внимательно следивший за
политическими событиями, пытался предотвратить волнения студентов, был не
понят ими и подал в отставку. Кто был прав в больно ранившем Николая
Ивановича конфликте 1862 г., показали власти. Когда советы Харьковского и
Киевского университетов единогласно избрали Костомарова профессором,
Министерство народного просвещения было категорически против, соглашаясь
платить ему профессорское жалование, но не допустить на кафедру!
«Министр…объявляет мне, - не без юмора писал Костомаров, - что не
утвердит меня ни в один университет и что если я хожу по Петербургу и цел,
и невредим, то за это следует благодарить Господа Бога»1. Не менее
внимательны к историку были министр внутренних дел, запретивший задуманное
Костомаровым издание научно-популярных книг для народа (1863), и III
Отделение, через жандармского генерала следившее за тем, чтобы Костомаров
не употребил собранных по подписке денег для издания украинской литературы,
так как и это было ему запрещено.
….По вторникам в квартире Костомарова собиралось избранное общество.
Здесь бывали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Т.Г.Шевченко, В.В.Стасов,
А.Н.Пыпин и О.М.Бодянский, передовые профессора, музыканты и художники,
которым «любимейший учитель всех» (по словам Н.Н.Ге) помогал в работе над
историческим материалом. Хозяйство вела Татьяна Петровна, «превосходнейшая

Новинки рефератов ::

Реферат: Курсовая по статистике (Статистика)


Реферат: Страховые компании в системе инвестиций (Страхование)


Реферат: Производство (Предпринимательство)


Реферат: Припинення адміністративних правопорушень (Административное право)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Европейский Банк Реконструкции и Развития (Банковское дело)


Реферат: Гипноз (Биология)


Реферат: Башкирский Костюм (Искусство и культура)


Реферат: Занимательная политология (Политология)


Реферат: Билеты для подготовки к экзамену по химии - декабрь 2000 (Химия)


Реферат: История моды (Культурология)


Реферат: Гадание (Мифология)


Реферат: Борьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии (История)


Реферат: Столыпин (Исторические личности)


Реферат: Отчет по производственной практике по АХД на ГХЗ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Подбор брачного партнера (Психология)


Реферат: Шпора по товароведению продовольственных товаров. Часть 2 (Товароведение)


Реферат: Интересные памятники Набережных Челнов (Культурология)


Реферат: Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Хлор (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист