GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья (Социология)




Ульяновский Государственный Технический Университет


Кафедра политологии и социологии



РЕФЕРАТ



Семья



Выполнила Ратанова Ольга
гр. ЭВМд-41
Принял Сафонов В.Н.



Ульяновск 1997
СЕМЬЯ

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или
усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном
доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования
крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на
Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том,
что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой
носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений:
функционализма и теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее
функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние
200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как
кооперативного трудового объединения, а также с ограничением
возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди
основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней
принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития
промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным
образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее
членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению
власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в
большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть.
По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья
преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с
современным вариантом этой концепции семья являются местом, где
осуществляется экономическое производство и перераспределение
материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами
каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.



Классификация семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу
распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также
происхождению и способу наследования имущества.
1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся
биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся
усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений
существуют 2 основных типа семейной структуры:
- нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые
от них зависят.
- расширенная семья (в отличие от первого типа семейной
структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников,
например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных
братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может
быть, и основным социальным объединением.
2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских
островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма
брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной.
Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией
называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется
полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил
название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими
мужчинами и несколькими женщинами.
В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1
мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ
соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не
находит широкого распространения даже в тех обществах, где они
считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин
значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы
брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в
определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье,
передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на
отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого
брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую
жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.
Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин
погибает на войне.
3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот
термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип
власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии,
Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе
власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются
редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной
семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа
работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой
системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в
равной мере.
4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне
определенных групп(например, семей или кланов), являются правилами
экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие
заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна
для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом
эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или
половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными
родственниками.
5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов
предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут
отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является
патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в
семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой
является матрилокальное местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем
определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее
распространенной является родословная по мужской линии, где основные
родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых
случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах
определения родословной по линии жены. Имущество матери становится
собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает
брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система,
основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40
процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в
равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Суть и смысл семьи

Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было)
произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала
бы социальным институтом, находящимся под защитой государства.
Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только
вас.
Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество –
человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и
подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении
существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в
органическом единстве с общественными учреждениями обучения и
воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле –
непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы
нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа,
наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие
учреждений образования и культуры.
В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между
собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во
все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым
несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем
мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь
«святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по
крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия
«разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей – это ваше личное
дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в
возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи
бездетны.
Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к
самоубийственным последствиям для общества. Но это – для общества, а
для личности, для самого человека, для нас с вами?
Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех
обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя
имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то
дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить
столько сил? Ну что он может дать?
Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он
помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее,
полноценнее.
Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше
ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро
«окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его
женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым,
в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» -
единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий
не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они
разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а
потом – бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя
собственная, ее государство платит.
Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И
еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и
должен быть союзником. Мало того – другом, самым надежным и верным
другом, что раньше было не часто.
Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в
самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть
в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная
потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко,
как если бы его унижали.
Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках,
наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно
создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в
самоутверждении.
Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног
каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности
таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей.
Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в
раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно
пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный!
Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от
назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое
самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он
мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в
другом выглядел, как пошлый шут.
Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка,
особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное
воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу
становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится
под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются
те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его
результаты различные факторы, стороны, особенности
жизнедеятельности семьи.
Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух
родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе
отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя,
добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты -
инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми,
возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл.
Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может
быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего
развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает
одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают
взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному
становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь
взрослого человека.
Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше
будущее. И завтра, и через много лет.

Прочность семьи, её культура

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение
культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он
находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых
проявлений своего «я», и образ, модель общества, в которое ему
предстоит войти, того большого социального мира, где он будет
жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное
рождение ребенка.
Глубокая специфичность и принципиальная незаменимость семьи
как воспитательной среды обусловлены тем, что непосредственность
и устойчивость контактов сочетаются здесь с эмоциональностью
общей атмосферы. Только в семье дети постоянно и непроизвольно
осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют,
воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей
жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой
природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала м дает им
цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и
нравственно здоровую семью.
Мало сказать: воспитательный потенциал семьи зависит от ее
прочности. Нужно еще, чтобы эта прочность обеспечивалась такими
средствами и способами, которые не противоречат целям нашего
социалистического воспитания.
Семейные узы могут быть прочными и за счет экономической
зависимости женщины от мужчины, ее подчиненности и бесправия. Такая
прочность несовместима с принципами социализма и гуманизма, более
того - враждебна им.

Прочность может быть следствием и утилитарных экономических
интересов супругов и даже своего рода круговой поруки людей,
предпочитающих, например, жить за счет незаконных, не трудовых
доходов и «не выносить сор из избы».
Наконец, за показатель прочности бранносемейных отношений в
стране, регионе, городе можно принять соотношение браков и
разводов в определенный период времени, как это подчас делается. В
этом случае самый легкий путь к укреплению семьи - затруднить или
вообще запретить расторжение браков. Статистика сразу обретет
благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи от этого
вряд ли выиграют. Более того, законсервированные семейные
конфликты, безысходность ситуации будут сказываться и на взрослых, и
на детях подчас даже тяжелее, нем открытый разрыв.
Иногда выражается надежда на то, что затруднение развода
обеспечит более серьезное отношение молодежи к браку. Вряд ли
эти надежды оправданны: ведь перспектива трудного развода укрепляет
позиции как тех, кто хотел бы проверить свои чувства, так и тех,
кто предпочитает искать выход в нерегистрируемых сожительствах.
Ужесточение условий развода уменьшит число матерей,
воспитывающих детей без отца в результате расторжения брака, но
увеличит безотцовщину как результат внебрачных связей.

Следовательно, семья тем прочнее, чем нравственно обоснованнее
этот выбор, чем в большей мере мотивы брака соответствуют
моральным ценностям нашего общества, чем выше нравственные качества
составляющих ее людей.
Трения, противоречия возможны в любой семье. Хотя бы потому,
что это - объединение людей, различных по психическому складу,
характерам, возрасту и ряду других признаков. Однако одна семья
находит в себе морально-психологические силы преодолеть
противоречие в самом его зародыше, другая рушится подчас от самого
легкого ветерка. Причем созидательные силы эти не рождаются вместе с
человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка
молодежи и браку - это не просто ознакомление ее с азами
супружества и родительства, а формирование тех нравственных качеств,
которые только и могут обеспечить подлинную прочность и социальную
дееспособность новой семьи. Нравственность же не изолированное
явление. Она элемент более широкой системы общественных
ценностей, которая называется культурой.
В социологической литературе накопилось немало публикаций,
выясняющих причины разводов. Среди них обычно фигурируют
пьянство, супружеские измены, несоответствие характеров, грубость,
бестактность, ревность и т. д. Однако в большинстве своем это
перечень не причин, а скорее поводов или мотивов расторжения
брака. Зачастую они выдвигаются вообще лишь с целью обеспечить
быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.
Причин разводов значительно меньше, а главная из них -
низкий уровень культурности, духовности многих людей. Причем речь
идет не об образовании, а именно о культуре. Она невозможна без
знания, но и не равнозначна образованности. Образованность - та
или иная степень ознакомления с достижениями современной науки.
Культурность - мера освоения личностью всех духовных богатств,
созданных народом и человечеством, потребность руководствоваться
ими
в своей жизни вплоть до повседневного поведения. Само по себе
знание может быть реализовано и в хороших, и в плохих поступках,
но, становясь органической частью культуры человека, оно делает его
разумнее, добрее, интеллигентнее, нравственнее и в оценках, и в
общении, и в практических действиях.
Овладение культурой означает возвышение всего круга
потребностей людей, потребности же определяют и характер их
интересов, и уровень их общения, и их представления об идеале, о
красоте, и, наконец, само восприятие, понимание человека человеком.
Культура включает в супружеские, семейные отношения всю полноту
духовной жизни людей, делает более прочными моральные узы,
связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом,
наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты разрешения
внутрисемейных проблем.
От степени культуры зависит и то, как воздействуют на семью
экономические факторы, идет ли речь о материальных трудностях
или материальном преуспеянии. Если бы дело обстояло иначе, то можно
было бы ожидать, что, по мере того как растет материальное
благосостояние населения, решается на все более высоком уровне
жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от которых зависят
прочность семьи и ее стабильность, исчезнут нежелательные для
общества явления и в семейной жизни, и в воспитании детей. Однако
такие ожидания пока что не оправдываются. За четверть века (1960
- 1985 годы) реальные доходы в расчете на душу населения
увеличились в 2,5 раза; около 267 миллионов человек улучшили свои
жилищные условия, а брачно-семейные отношения (если судить по
таким основополагающим показателям, как относительное количество
разводов и семей с одним родителем) не укрепились, внебрачная
рождаемость не снизилась, среднее количество детей в семье не
возросло, показатели распространенности необратимых аномалий среди
новорожденных и случаев отклоняющегося поведения подростков
за этот период также отнюдь не уменьшились.

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за
период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное
количество неполных семей (главным образом - матери с детьми)
осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех
семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну
женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по
стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2),
а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29
лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 -
49 лет - свыше 20 процентов.
Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у
людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в
свою' очередь, непосредственна отражается на планировании
родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А
бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает
ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что
неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в
одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма
рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.
В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи,
отсюда - одинокое материнство.
Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все
они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную
общественную активность. А вот активность негативная растет, и
диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной
направленности семейного воспитания до попыток подчинения
семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает
перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности
и т. д.
В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся
сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И
наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим
браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся
совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие
своевременной квалифицированной психологической помощи семье в
решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между
такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы
друг для друга.
Это означает, что внимание к организации службы семьи,
обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой
государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще
и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно
функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на
конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при
вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных
условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания
личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки
построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни,
неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна
из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми
просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у
части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась
низведенной до удовлетворения чисто природн6й надобности.
Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным
импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека.
Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в
педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало
мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что
человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а
семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские
пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как
только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить
себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее
начинается сегодня.
О масштабе этой проблемы говорит такая, например,
выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших
женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента
всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в
возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29
лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков,
заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с
другой стороны - количество абортов и (как следствие их)
случаев потери женщиной способности иметь детей.
Несомненно существует и прямая связь между добрачной
сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза
превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых
семей.
Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить
всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в
аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей
отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако
вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных
причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни
легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего
общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.
К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются
молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным
социологических опросов, только около 10 процентов городских
старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от
учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной
трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших
товарищей. Другое исследование (затем неоднократно
повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью
брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего
(в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают
женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а
также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со
средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и
1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о
всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую
тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей
самого семейного воспитания.
Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в
высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-
видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной
ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и
о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще
молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что
поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая
болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться
результатом не только наследственности, но и пьянства или
наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и
психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему
только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку
должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ
межличностных отношений, включая отношения между юношами и
девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной
школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем
у человека чувства мужского или женского достоинства,
гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью.
Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как
жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна
самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и
изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти
ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с
жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них
не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и
социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим
поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены,
хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не
занимать.
Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья.
Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а
личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему
стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет
воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое
решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая
духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь
сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо
известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком
близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с
семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто
«вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений,
особенно изменений чисто психологических. А если мы их не
учитываем, то н наши ответные поступки невольно порождают
новые трудности...-И так мало-помалу отношения в семье
начинают необъяснимо> ухудшаться.
Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на
эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью
поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна;
оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы
невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте
взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас
волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и
между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены
это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая
взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и
друзьями, совместные развлечения, профессиональная
взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству
недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность
реально оценить ее весомость для всей системы отношений.

Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет
или их мало, человек начинает активно искать ситуации,
события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем
ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем
волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и
тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности
семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая
худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и
примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу
безразличие.
Может быть, именно потому, что эмоции, эмоциональная
насыщенность жизни стали ценностью, мы так неохотно подвергаем
их анализу, с таким трудом вносим «алгебру разума» в
«гармонию эмоций».

Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина,
ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в
браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу
первых, велика и близость между супругами. Но идет время,
восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется
привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее
любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко,
а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто,
и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных.
Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но
все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и
свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к
результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за
нас.
Нечто подобное происходит и в отношениях родителей с
детьми. Сначала все радует: беспомощность, ласковость,
привязчивость, неуклюжесть. Но идет время, и вот уже
беспомощность и неуклюжесть вызывают не симпатии, но раздражение
и досаду; а выросший ребенок либо замыкается в себе, либо ищет
компанию, где его оценят иначе, где баланс эмоций для него
вновь будет в пользу положительных.
Получается, что в современной семейной жизни, где все
держится прежде всего на эмоциях, на «люблю - не люблю»,
«нравится - не нравится», все же не обойтись без какого-то
регулятора, ослабляющего действие негативных эмоций. Такая
регуляция возможна, конечно же, лишь на основе разума, ясного
интеллектуального понимания причин тех или иных событий, суровой
честности перед собой и умения «видеть насквозь» и себя, и
близких - видеть реальность, а не наши представления о ней.

Как правило, мы не ограничиваемся лишь констатацией
явления, породившего то или иное чувство, но строим свою «модель»
происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять, нем это
чувство вызвано, почему оно для нас важно и какая есть возможность
изменить ситуацию. Однако в реальной жизни все оказывается
намного сложнее.

Литература

Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 1985
Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа,
№3, 1985
Харчев А. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987







Реферат на тему: Семья

Международный Институт Управления



Контрольная работа

по социологии

на тему
«Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный

институт»



Выполнил: студент I курса юридического факультета
заочного отделения, группа № 11,

Крюков Роман Львович

№ ЮЗ-198889

Принял: Дречало Александр Алексеевич



Архангельск
1999



ПЛАН РАБОТЫ:

Введение 2
От группового брака к парной семье 2
Социальные институты 4
Социология семьи и брака 5
Функции семьи и их взаимосвязь 6
репродуктивная функция
экономическая функция
воспитательная функция
коммуникативная функция
Нравственные устои семьи 9
Типы отношений в семье 10
Психологический климат семьи 11
Лидер в семье 12
Вывод 14
Список литературы 16



Введение

В деятельности партийных, общественных организаций есть такая сторона,
которая сегодня пока еще нуждается в значительно большем внимании. Это —
семейно-бытовые отношения. Не потому, что положение в этой сфере обстоит,
как говорится, из рук вон. А потому, что в современных условиях все более
возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех
социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом
трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические
основы бытия человека, его духовные, нравственные, мировоззренческие
качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и
нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о месте и роли семьи
занимали значительное место в творчестве основоположников марксизма.
Будучи подверженной влиянию общества, как в зеркале отражая самые
существенные процессы его развития — экономические, социальные,
демографические, культурные,— его достижения и нерешенные проблемы, семья в
свою очередь строем своих отношений, укладом и структурой обладает
способностью влиять на ход развития общества. То есть, будучи продуктом
социальной среды, семья может играть весьма активную роль в познании и
преобразовании этой среды.
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья,
в особенности в жизни социалистического общества, говорил выдающийся
советский педагог А. С. Макаренко, является прежде всего большим делом,
имеющим большое государственное значение.


От группового брака к парной семье


К определению природы и сущности .семьи мыслители прошлого подходили
по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную
семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства
возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был
последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в
целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен,
детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в
своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной
чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей
античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею
Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При
этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» — государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех
обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это,
если угодно, прообраз политических обществ, правитель — это подобие отца,
народ — детей...».
Философы античности:, средневековья и отчасти даже нового времени
выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное
внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как
особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли
даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом
порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие
вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак»
и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно,
между понятиями «брак» и" «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в
литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как
синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и
особенного, специфического. Так, ученые- убедительно доказали, что брак и
семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские
социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму
отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество
упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их
супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,
поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а
также других родственников или просто близких супругам и необходимых им
людей.

Социальные институты

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную
устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации
общества, являются социальные институты.
Социальный институт — это определенная организация социальной
деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов
поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены
содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия
входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения,
и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е.
контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных
позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций,
обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические институты,
обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также
институты экономические, обеспечивающие процессы производства и
распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является
семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми,
методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм.
Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет
функционирование социально-культурных институтов (системы образования,
здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения), науки, института
религии.
Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве
которой выступает общество. Это взаимодействие может быть нормальным, но
возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с
социальной средой служит реализация главной функции социального института —
удовлетворение конкретных социальных потребностей. Протекающие в общество
процессы постоянно изменяют потребности индивидов и персонифицируемых ими
социальных общностей (групп, слоев, классов), меняется, следовательно,
характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

Социология семьи и брака


Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей,
связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым
компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные
социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.
«Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди
определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются...
ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью
сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается
род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также
в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и
нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации
быта и важной потребительской единицей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех
или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к
отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает
отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер
важнейшего социального института. Это определяется прежде всего , тем, что
семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего
общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам
заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная
на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее
структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи и их взаимосвязь


Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в
воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные
потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи:
репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации
досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь,
взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть
в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде
всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни,
восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов,
ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую
деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию
семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то
есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше
присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная
власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена.
Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный
бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение
тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная
тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается
психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,
высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма,
потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы
социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта,
эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию,
укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект
третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов
семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала
семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих
педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и
бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-
нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный
опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение
имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать
характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между
ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и
общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого
процесса семейного воспитания.
Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными
профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно
проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры,
на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для
ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в
выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности
общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с
семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством;' влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то
это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с
коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию
психологического климата семьи.

Нравственные устои семьи

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот
уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать
способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов,
успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-
эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего
отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения,
психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты
со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта,
воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении
оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно
на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является
характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если
посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя
по результатам многих исследований) особенно, ценят трудолюбие родителей,
их активное участие в общественной жизни, а также такие внутрисемейные
отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта,
взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов.
Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие
отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства
своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок,
впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой
своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые
внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее
формирование личности.
Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции.
Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в
обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности.
Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные
обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий.
Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций
является семейный коллектив.
Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что
заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее
естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для
нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

Типы отношений в семье

Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов,
столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы
воспитания детей.
Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне
благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей
жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга.
Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.
Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют
коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего
человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или
приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать
коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения
содружества. Для них характерны единство или близость взглядов,
устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек
должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к
точке зрения психолога А. В. Петровского: «...было бы ошибкой рассматривать
размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все в
конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит
она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой
семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается
индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений».

Психологический климат семьи

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый
эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним —
психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации,
то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их
душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к
работе, к окружающим событиям.
Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи:
благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что
довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический
климат.
Исходной основой благоприятного психологического климата является
супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как
общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного
психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность,
возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая
доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство
защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность
к своей семье, высокая внутренняя н, принципиальность, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член
относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и
с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи —
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать
на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать
достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные
сюрпризы, вместе путешествовать.
Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям,
ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если
члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само
существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее
рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Лидер в семье

Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и
женщина — это разные психологические «системы». У них, как у представителей
разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из
супругов вступает в брак, имея собственный «багаж» привычек, взглядов,
убеждений.
В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии
человека, охваченного страстным чувством, органически присущи
«сверхинтуиция» и «сверхпластичность».
Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости
и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору
взлета связавшего их чувства.
Вначале — несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе
вообще.
Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для
главенства качествами — такими, как ум, сильный характер и чувство
ответственности за дело, то ответ ясен — он и будет лидером. А если, как
это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а
присущи — каждое в отдельности — трем разным членам данного коллектива?
Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном «сверху», а о
фактическом, неформальном.
Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива.
Коллектив — это объединение людей, сплоченных единой общественно
значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело —
главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в

Новинки рефератов ::

Реферат: Журналистское расследование (Журналистика)


Реферат: Заимствованные слова в региональной прессе на примере газеты "Чапаевский рабочий" (Литература)


Реферат: Вплив моральних якостей вчителів на процес формування майбутніх громадян України (Педагогика)


Реферат: Разработка и применение пакетов прикладных программ (Компьютеры)


Реферат: История Тамани (История)


Реферат: Автоматизация процесса получения диоксида титана (Технология)


Реферат: Учет и анализ доходов организации от обычных видов деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нормы ГК, которые определяют особенности порядка заключения договоров по недвижимости (Гражданское право и процесс)


Реферат: Повышение качества стали (Технология)


Реферат: Кизеветтер Александр Александрович (Исторические личности)


Реферат: Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования (Педагогика)


Реферат: А.В. Суворов. Наука побеждать (Исторические личности)


Реферат: Анализ и оценка актива и пассива бухгалтерского баланса на примере конкретного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методические указания по английскому языку (Иностранные языки)


Реферат: Ректификационная установка непрерывного действия для разделения 4,1 т/ч бинарной смеси ацетон - этанол (Химия)


Реферат: Билеты по философии (Философия)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Зависимость интенсивности дыхания растительных продуктов от температуры (Кулинария)


Реферат: Маркетинговые стратегии фирмы (Менеджмент)


Реферат: Банковский аудит (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист