GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Роль самовоспитания в формировании личности учащихся (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль самовоспитания в формировании личности учащихся (Педагогика)


СОДЕРЖАНИЕ

Лист

Введение 3
1. Общая часть 5
1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания
5
1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
5
1.3. Нравственный идеал и самовомпитание
7
1.4. От воспитания к самовоспитанию
7
1.5. Как работать над собой
8
1.6. Идеал личности 9
1.7. Материалы по самопознанию школьника
11
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза
11
2. Специальная часть 13
2.1. Интервью с классными руководителями
13
2.2. Анкетирование 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Приложение 23


| |
|Заповедь. |
|Р.Киплинг. |
| |
|Владей собой среди толпы смятенной, |
|Тебя клянущей за смятения всех, |
|Верь сам в себя наперекор вселенной, |
|И маловерным отпусти их грех; |
|Пусть час не пробил, жди не уставая, |
|Пусть лгут лжецы не снисходи до них; |
|Умей прощать и не кажись прощая |
|Великодушней и мудрей других. |
| |
|Останься прост, беседуя с царями, |
|Останься честен, говоря с толпой, |
|Будь прям и тверд с врагами и друзьями, |
|Пусть все в свой час считаются с тобой; |
|Наполни смыслом каждое мгновенье, |
|Часов и дней неумолимый бег, - |
|Тогда весь мир ты примешь во владение, |
|Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК ! |


Введение


Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно
другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет
всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут
они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь
разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души.
Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а
где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут
люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас,
как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои
нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь
разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде
всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит
народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый
век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто
непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем
самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила
воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни
людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых
важных проблем сегодня и требует своего решения.
1. Общая часть

1.1.Основные труды по проблемам самовоспитания.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды
А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над
этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием”
раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы
работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти,
мысления, способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как
оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания,
как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для
широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения.
Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так
книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже
учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические
сведения выходят на практическое приложение идей науки.
Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев.
Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам
самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной
работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников;
рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных
примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова
“Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме
очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные
теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла
Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние
на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно
стать, что бы люди любили и уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие
педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной
литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно
рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по
организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.


1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился
человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший
процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с
приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению
не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков,
привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут
сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие
человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более
узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например:
ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная
активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который
позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.
Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и
главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников”
говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в
ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и
усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих
сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании
личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели
жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к
жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по
улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания
существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть
одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием
совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие
и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого
воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и
вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания
заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от
которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие
такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение
управлять собой и т.д.



1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль
нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное
мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для
самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника,
который должен соответствовать следующим показателям:
· трудолюбие;
· творческое отношение к труду;
· высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко,
А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при
системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику;
использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в
социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к
деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и
способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике
самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,
самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию
предполагает формирование социального эталона личности в учебно-
воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах
гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего
нравственного самосовершенствования.


1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников”
говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания
определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено
на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с
приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных
заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из
неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если
ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,
закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой
рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает
от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь
сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,
нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по
пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в
соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются
повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно
указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно
подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания
и приучения.


1.5. Как работать над собой.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план
работы над собой.

Как работать над собой.
|1-й этап. Определи |2-й этап. Познай |3-й этап. Определи |
|общественную цель и |самого себя. |программу |
|смысл своей жизни. |Какой я есть. |самовоспитания. |
|Мой нравственный идеал.|1. Мои достоинства. |Каким я должен стать. |
| |2. Мои недостатки. |1. Требование ко мне |
|1. Девиз жизни. |3. Мои интересы и |родителей и учителей. |
|2. Конечная цель моих |увлечения. |2. Требования ко мне |
|стремлений и |4. Цель моей жизни. |товарищей, коллектива. |
|деятельности. |5. Отношение к учебе. |3. Требования к себе с |
|3. Что люблю в людях и |6. Отношение к труду. |позиции идеала и |
|что ненавижу. |7. Отношение к людям. |объективной самооценки.|
|4. Духовные ценности | |Программа |
|человека. |Объективная |самовоспитания. |
| |самооценка. | |
|4-й этап. Создать свой |5-й этап. Тренируй |6-й этап. Оцени |
|образ жизни. |себя, вырабатывай |результаты работы над |
|Режим. |необходимые качества, |собой, поставь новые |
|1. Распорядок дня. |знания, умения и |задачи самовоспитания. |
|2. Бережное отношение |навыки. |Самоконтроль. |
|ко времени. |Тренировки, |1. Самоанализ и |
|3. Гигиена труда и |упражнения. |самооценка |
|отдыха. |1. Самообязательства. |работы над собой. |
|4. Правила жизни. |2. Задания самому себе|2. Самопоощрение или |
| |на день, неделю, |самонаказание. |
| |месяц. |3. Совершенствование |
| |3. Самоубеждение. |программы |
| |4. Самопринуждение. |самовоспитания. |
| |5. Самообладание. | |
| |6. Самоприказ. | |


1.6. Идеал личности.

а) Человек
· гуманист
· демократ
· труженик
· интеллигент
· творческая личность
· оптимист
· борец за социальную справедливость

б) Качества мужчины
· привлекательность
· верность
· мужественность
· мастеровитость
· деликатность
· взаимопонимание

в) Качества гражданина
· коллективизм
· интернационализм
· патриотизм
· национальная честь и достоинство
· совесть
· мужество
· ответственность

г) Качество женщины
· обаятельность
· верность
· женственность
· хозяйственность
· уступчивость
· взаимопонимание

д) Черты специалиста
· профессиональная компетентность
· высокая работоспособность
· организованность и деловитость
· деловое сотрудничество и самодисциплина
· требовательность к себе и другим
· культура труда и бережливость
· потребность к самообразованию,
· в самосовершенствовании.



1.7. Материалы по самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает
самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя ?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из
этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения
жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих;
скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.


Пути самопознания


1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших
достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто
лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе
требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.


1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над
собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни
одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно,
достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе,
неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к
неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы
усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.
Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и
способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением
системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие
традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся
вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные
идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда
позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся
в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс
формирования личности будет протекать более эффективно.

2. Специальная часть

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку
заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория
самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии,
то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.
Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести
дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как
анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате
анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя
интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой
самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию
потребности в самовоспитании.
Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.


2.1. Интервью с классными руководителями

Классным руководителям были заданы следующие вопросы:
1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в
самовоспитании?
2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого
делается?
3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи,
экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень
учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?
4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?
5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей
потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори
недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства
самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по
формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих
наыков поведения.
Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо
представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые
побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую
деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что
выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало
бы к работе над собой.
Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои
программы по руководству процессом самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой
следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру,
желание совершенствовать себя как личность.
2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы
в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе
положительные качества личности, избавиться от отрицательных
качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей
жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при
условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при
условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в
себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с
организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт
характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.


Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование
нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без
формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся
должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и
оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои
недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми
использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих
уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей,
большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует
письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному
самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским.
Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над
собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с
его программой самовоспитания.

Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями
организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень
нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно
чаще.
Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где?
Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.
В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых
ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные
беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у
подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением,
действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное
поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного
доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить
нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую
оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка
осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность
преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы по формированию у детей потребности в
самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя.
Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:


1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый след в жизни?
5. Всякое ли дело может быть интересным?
6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным человеком?
8. Какого человека можно назвать красивым?
9. Хочу и надо.
10. Имеет ли человек право жить с недостатками?
11. В человеке все должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и
способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений,
споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков
самоконтроля.
На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как
требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для
устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может
сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.
Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой
человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему
человеку, плохому человеку.
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-
то недостатков, назовите от каких?
4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?
5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?
6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это
делаете?

Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает
учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

1. Твой внешний вид.
2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты
мечтаешь?).
3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя
получается лучше, какие книги ты читаешь?).
4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие
виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную
трудовую обязанность в семье?).
5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми
ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой,
киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у
окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Одним из средств является составление планов работы над собой и
программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию
процесса самовоспитания.
Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный,
требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное
педагогическое руководство.

Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть
прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с
уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути
искоренения этой отрицательной черты характера:

1. Бросить жаргонные слова.
2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.
3. Приучить себя к хорошим манерам.
4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.
5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами;
мы и сами можем стать волшебниками среди людей.
6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и
друзьям
7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов
необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана
необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена
программа работы над собой, необходима организация упражнений для
развития определенных качеств личности.
Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными
приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению,
коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик
находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают.
Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные
обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства,
взятые индивидуально.
Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и
хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет
воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей.
Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать
развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы
всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых
волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют
схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай,
что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми,
вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает
общество, не любит оставаться один.
2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда
охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу.
Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся
представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса,
твои товарищи и друзья, ты сам.

После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что
в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется
большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации
самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить
ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные
задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.


2.2. Анкетирование

Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные
руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города
Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у
этих ребят.

Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о
том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя,
склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга
этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по
формированию потребности в самовоспитании.


Анкета


1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества
они у тебя отмечают?
2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в
настоящее время?
3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?
4. Как ты стремишься их преодолеть?
5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над
собой?



Анализ анкет


Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет
сделать некоторые выводы.
На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные
качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:
1. За верность в дружбе, доброту;
2. За чувство юмора;
3. За активность;
4. За честность;
5. За целеустремленность.

Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:
1. Силу воли;
2. Усидчивость;
3. Храбрость;
4. Юмор;
5. Трудолюбие;
6. Стойкость.
7. “Хочу стать более серьезным”;
8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие
неприятности:
1. Лень;
2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;
3. Доверчивость;
4. Неустойчивость характера;
5. Вспыльчивость;
6. Упрямство.

Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили,
что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше
работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая
часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как
нибудь”.

Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой
характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые
учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о
своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что
только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при
наличии веры в свои силы можно составить реальную программу
самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.
Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному
анализу своей деятельности.
А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного
руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что
человек сам создает себя, сам творец своего характера.

Заключение

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс.
Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет
одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы
возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление
значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом
этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои
положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих
недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области
деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап
работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько
объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли
приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это
наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к
самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше
останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования
личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается
тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились
мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и
помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет
протекать более эффективно.

Список используемой литературы

1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”,
Ленинград, 1992

2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар.
асвета, 1990

5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987

Приложение






Реферат на тему: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Московский Педагогический
Государственный Университет
им. В.И.Ленина
биолого-химический факультет



Реферат
на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»



Научный руководитель:
кандидат психолгических наук,
доцент, член-корреспондент АПСН
Спичак Светлана Феодосьевна.



Москва 1998г.

1
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей
современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,
раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития
человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная
динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических
процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные
характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,
психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,
психология взрослого человека.
Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается
подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,
мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение
гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих
социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с
окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой
социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной
деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между
интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
В результате психологических исследований установлено, что
индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в
первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В
различные периоды жизни человека соотношение между социальным и
биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на
психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального
созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в
юношеском возрасте.
В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя
юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),
которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для
первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути
( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором
профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй
- участие в производительном труде и использование приобретённых
профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему
совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

2
Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами
психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и
самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.
Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности
выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных
данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется
отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей
действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.
Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения
человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к
самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека
с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.
Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам
составляет часть этих отношений.
Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом
возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и
поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и
замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и
было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского
возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений
вопрос об представлении о себе в этом возрасте.
Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо
отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом
возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к
концу подросткового возраста постепенно уменьшается.
У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных
частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности
движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют
успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно
исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода
полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во
многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже
не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но
меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,
вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что
прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно
уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»
Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода
физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в
предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на
второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место
ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,
что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий
спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее
содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее
содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а
на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать
других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

3
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки
старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что
старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества
предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают
предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это
создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств
старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена
менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество
таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить
в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.
Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем
десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более
высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же
самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на
0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования
старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как
показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о
высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они
охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши
называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди
положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в
дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план
выступают те качества, которые важны для установки контактов со
сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,
эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих
умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся
учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем
вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,
склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в
коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,
апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут
вообще не проявляться.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как
на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат
отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

4
Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее
доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и
образа «Я» у юношества.
«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не
только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в
психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и
тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это
происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание
является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,
возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят
другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую
очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»
В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике
восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром
общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не
обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не
влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?
Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё
благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о
котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней
жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -
сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию
своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша
хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в
условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность
в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему
возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность
в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив
всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего
добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,
познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение
этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и
стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого
овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей
воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как
возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать
собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится
более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой
характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»
Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений
можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому
периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,
способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,
но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего
внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,
которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он
начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.
Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие
положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает
сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут
быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может
претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых
сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования
мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас
знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их
систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к
теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие
принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом
предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием
понятийного мышления.

5
Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою
очередь, приводит к самовоспитанию.
Как показывают исследования, уже младшие школьники могут
охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи
между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё
поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно
нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки
показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес
ездили».
Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который
устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками.
Характерна мотивировка следующего рода: « Я боюсь темноты, стараюсь прыгать
через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще
обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить
существенное от несущественного в своем поведении и характере.
Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается
ситуативным.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника
систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём
характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно
оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как
узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со
слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость
характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от
дурных привычек?».
Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими
трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.
Наиболее типичные из них:
1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не
всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который
рекомендуют взрослые;
2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со
стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и
беспринципность в малом, незначительном;
4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время
проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,
тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно,
чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в
помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и
классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что
следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать.
Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно
рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить
совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.
Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и
отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те
личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он
правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не
занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования
старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не
потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.
Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный
результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с
большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать
своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать
совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной
заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой
умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в
спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего
каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к
самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и
есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

6
Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со
взрослыми.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если
в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения
зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот
фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей.
Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего бол

Новинки рефератов ::

Реферат: Лазерная система для измерения статистических характеристик пространственных квазипериодических структур (Технология)


Реферат: Работа в среде Windows (Программирование)


Реферат: Никон и возникновение раскола (История)


Реферат: Спектры поглощения касситеритов (Геология)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Ботаника)


Реферат: Хозяйственная деятельность предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Информационная технология (Технология)


Реферат: Встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Начало христианства в Армении (Религия)


Реферат: Аристотель - основатель науки Логики (Философия)


Реферат: Двигатель внутреннего сгорания (Технология)


Реферат: Ян Амос Каменский (Педагогика)


Реферат: Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы (Сельское хозяйство)


Реферат: Программирование на Borland С++ (Компьютеры)


Реферат: Законотворчество и механизм реализации законов (Теория государства и права)


Реферат: Еще раз об "Антихристе" Ф.Ницше (Философия)


Реферат: Понятие культуры (Философия)


Реферат: Мед (Биология)


Реферат: Военные действия в Закавказье во время Крымской Войны (История)


Реферат: Театр Островского (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист