GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья (Социология)



Международный Институт Управления



Контрольная работа

по социологии

на тему
«Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный

институт»



Выполнил: студент I курса юридического факультета
заочного отделения, группа № 11,

Крюков Роман Львович

№ ЮЗ-198889

Принял: Дречало Александр Алексеевич



Архангельск
1999



ПЛАН РАБОТЫ:

Введение 2
От группового брака к парной семье 2
Социальные институты 4
Социология семьи и брака 5
Функции семьи и их взаимосвязь 6
репродуктивная функция
экономическая функция
воспитательная функция
коммуникативная функция
Нравственные устои семьи 9
Типы отношений в семье 10
Психологический климат семьи 11
Лидер в семье 12
Вывод 14
Список литературы 16



Введение

В деятельности партийных, общественных организаций есть такая сторона,
которая сегодня пока еще нуждается в значительно большем внимании. Это —
семейно-бытовые отношения. Не потому, что положение в этой сфере обстоит,
как говорится, из рук вон. А потому, что в современных условиях все более
возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех
социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом
трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические
основы бытия человека, его духовные, нравственные, мировоззренческие
качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и
нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о месте и роли семьи
занимали значительное место в творчестве основоположников марксизма.
Будучи подверженной влиянию общества, как в зеркале отражая самые
существенные процессы его развития — экономические, социальные,
демографические, культурные,— его достижения и нерешенные проблемы, семья в
свою очередь строем своих отношений, укладом и структурой обладает
способностью влиять на ход развития общества. То есть, будучи продуктом
социальной среды, семья может играть весьма активную роль в познании и
преобразовании этой среды.
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья,
в особенности в жизни социалистического общества, говорил выдающийся
советский педагог А. С. Макаренко, является прежде всего большим делом,
имеющим большое государственное значение.


От группового брака к парной семье


К определению природы и сущности .семьи мыслители прошлого подходили
по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную
семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства
возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был
последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в
целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен,
детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в
своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной
чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей
античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею
Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При
этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» — государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех
обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это,
если угодно, прообраз политических обществ, правитель — это подобие отца,
народ — детей...».
Философы античности:, средневековья и отчасти даже нового времени
выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное
внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как
особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли
даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом
порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие
вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак»
и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно,
между понятиями «брак» и" «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в
литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как
синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и
особенного, специфического. Так, ученые- убедительно доказали, что брак и
семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские
социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму
отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество
упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их
супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,
поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а
также других родственников или просто близких супругам и необходимых им
людей.

Социальные институты

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную
устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации
общества, являются социальные институты.
Социальный институт — это определенная организация социальной
деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов
поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены
содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия
входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения,
и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е.
контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных
позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций,
обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические институты,
обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также
институты экономические, обеспечивающие процессы производства и
распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является
семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми,
методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм.
Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет
функционирование социально-культурных институтов (системы образования,
здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения), науки, института
религии.
Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве
которой выступает общество. Это взаимодействие может быть нормальным, но
возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с
социальной средой служит реализация главной функции социального института —
удовлетворение конкретных социальных потребностей. Протекающие в общество
процессы постоянно изменяют потребности индивидов и персонифицируемых ими
социальных общностей (групп, слоев, классов), меняется, следовательно,
характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

Социология семьи и брака


Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей,
связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым
компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные
социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.
«Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди
определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются...
ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью
сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается
род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также
в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и
нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации
быта и важной потребительской единицей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех
или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к
отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает
отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер
важнейшего социального института. Это определяется прежде всего , тем, что
семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего
общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам
заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная
на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее
структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи и их взаимосвязь


Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в
воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные
потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи:
репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации
досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь,
взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть
в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде
всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни,
восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов,
ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую
деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию
семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то
есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше
присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная
власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена.
Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный
бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение
тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная
тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается
психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,
высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма,
потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы
социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта,
эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию,
укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект
третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов
семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала
семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих
педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и
бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-
нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный
опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение
имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать
характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между
ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и
общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого
процесса семейного воспитания.
Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными
профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно
проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры,
на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для
ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в
выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности
общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с
семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством;' влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то
это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с
коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию
психологического климата семьи.

Нравственные устои семьи

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот
уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать
способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов,
успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-
эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего
отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения,
психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты
со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта,
воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении
оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно
на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является
характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если
посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя
по результатам многих исследований) особенно, ценят трудолюбие родителей,
их активное участие в общественной жизни, а также такие внутрисемейные
отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта,
взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов.
Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие
отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства
своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок,
впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой
своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые
внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее
формирование личности.
Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции.
Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в
обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности.
Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные
обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий.
Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций
является семейный коллектив.
Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что
заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее
естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для
нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

Типы отношений в семье

Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов,
столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы
воспитания детей.
Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне
благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей
жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга.
Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.
Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют
коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего
человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или
приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать
коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения
содружества. Для них характерны единство или близость взглядов,
устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек
должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к
точке зрения психолога А. В. Петровского: «...было бы ошибкой рассматривать
размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все в
конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит
она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой
семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается
индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений».

Психологический климат семьи

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый
эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним —
психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации,
то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их
душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к
работе, к окружающим событиям.
Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи:
благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что
довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический
климат.
Исходной основой благоприятного психологического климата является
супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как
общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного
психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность,
возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая
доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство
защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность
к своей семье, высокая внутренняя н, принципиальность, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член
относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и
с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи —
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать
на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать
достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные
сюрпризы, вместе путешествовать.
Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям,
ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если
члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само
существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее
рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Лидер в семье

Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и
женщина — это разные психологические «системы». У них, как у представителей
разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из
супругов вступает в брак, имея собственный «багаж» привычек, взглядов,
убеждений.
В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии
человека, охваченного страстным чувством, органически присущи
«сверхинтуиция» и «сверхпластичность».
Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости
и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору
взлета связавшего их чувства.
Вначале — несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе
вообще.
Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для
главенства качествами — такими, как ум, сильный характер и чувство
ответственности за дело, то ответ ясен — он и будет лидером. А если, как
это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а
присущи — каждое в отдельности — трем разным членам данного коллектива?
Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном «сверху», а о
фактическом, неформальном.
Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива.
Коллектив — это объединение людей, сплоченных единой общественно
значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело —
главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его
судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на
жертвы, поступиться соображениями любого плана ради идеи коллектива
выражены в наибольшей степени. Этот член коллектива «пересилит» и более
умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера
компенсируется одержимостью.
Семья — тоже коллектив. Какое же «дело» или какая идея лежит в основе
семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная
основа любви — продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка —
«идея» семейного коллектива. Кто же в большей мере — муж или жена — живет
заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве
случаев — женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается
благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление
мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с
идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и
угрозы... Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего.
Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства.
Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет отношение к
ребенку.
Ребенок — определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий
лидерство женщины в семье. Другим условием ее более сильной позиции
является то обстоятельство, что она — хозяйка в доме. Порядок, чистота,
уют, приготовление пищи, то есть весь быт, — обычно ее «монополия».
А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как
более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность
понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция.
В патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных
отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не
было авторитарным. Мужчина занимал более важное социальное положение: от
него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он
имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних.
Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была
эмоциональным лидером, муж — лидером в социальном плане.
Наверное, редко случалось, что обе «главы» были равны, то есть супруги
играли бы одинаковую роль в делах семьи; чаще кто-то из двоих
«перевешивал». Соотношение семейного статуса мужа и жены зависело от многих
причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень сильный характер одного
из супругов; большая разница в возрасте; утрата чувства (тот, кто больше
любит, попадает в зависимое положение)... Комбинация этих и многих других,
часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и определяла, кто из
супругов имел больший психологический «вес»; бывало, разумеется, что
лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все же главенство
одного из супругов не могло быть общим правилом для основной массы браков,
поскольку роль каждого была по-своему весомой.
Представление о семье при патриархате как о союзе мужчины и женщины, в
котором муж обладал решающим правом голоса (так думает большинство людей),
основано на том, что жены в то время материально зависели от супругов. Но
думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его главой семьи,
означает смотреть на брак с позиций вульгарного материализма. Ошибка в
таком подходе заключается в игнорировании эмоционального плана, в
уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы.
Между тем именно примат эмоционального отличает институт семьи от
других социальных институтов, где факторами, определяющими положение члена
коллектива, могут быть административная власть или материальная
зависимость.
Во многих произведениях классической литературы, в которых показана
жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в
браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи.

Вывод

Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее
значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не
обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без
семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти
каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив
в своем доме.
Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец
цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического
развития общества. Она производит главное общественное богатство —
человека.
Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в
создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни,
то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее
силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на
семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные
обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно
ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут
крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или
безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его
распад.

Список литературы

1. Афанасьева Т.М. Семья. — М.: Просвещение, 1985.
1. Белов Г.Г. Семья — не частное дело. — М.: Сов. Россия, 1984.
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.
1. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика,
1990.
1. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988.
1. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. — М.: Мысль, 1990.
1. Переведенцев В.И. Молодая семья сегодня. — М., 1987.
1. Харчев А.Г. Брак и семья. — М., 1979.
1. Шахматов В.П. Молодая семья: жизнестойкость, демография, право. —
Красноярск, 1985.






Реферат на тему: Семья

Предисловие.

Семья –
очень важное, очень ответственное дело.
Семья
приносит полноту жизни, семья приносит

счастье, но каждая семья, в особенности в жизни

социалистического общества, является прежде все-
го
большим делом, имеющим государственное

значение.
Что же такое семья?
Вступление в брак – это и момент образования семьи. Семья – не
только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая
необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л.
Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж
и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей.
Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и
считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя
существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для
создания целого, истинного человека».
Если спросить молодых людей: зачем ты женишься? Зачем выходишь замуж?
И, наверное, каждый ответит – мы любим, друг друга и хотим быть вместе.
Прекрасное желание, но это еще не семья. Назначение семьи, как определил
Ф.Энгельс в своем классическом труде «Происхождение семьи, частной
собственности и государства», состоит в воспроизводстве жизни во всех ее
проявлениях. Воспроизводство через потомство. Значит, основная цель
женитьбы – не столько удовлетворение чувственных желаний двоих. Это когда
из эгоизма двоих произрастает самоотверженность, направленная на третьего,
на общего ребенка. По сути, семья только и начинается с ребенка.
Семья дает человеку полноту жизни, огромную радость, делает его
счастье более глубоким, эмоционально более насыщенным. И самое удивительное
то, что, несмотря на огромную важность формирования семьи, большое ее
общественное значение, семейные отношения слабо изучены.
Но вот брак заключен, еще вчера два человека были чужими, могли
поступать по своему усмотрению, а сегодня, после регистрации брака, все
изменилось; родилась новая семья. Поступки молодых должны быть согласованы.
Это первый барьер, который супругам предстоит преодолеть. К сожалению,
таких барьеров на пути к семейному счастью много. Второй барьер – это
необходимость сбалансировать эмоциональные и интеллектуальные запросы, не
дать родиться чувству неудовлетворенности друг другом, умело устраивать
психологический дискомфорт. Этот барьер особенно трудно преодолим потому,
что многие слабо знают мужскую и женскую психологию. За последние годы
психологи значительное внимание уделяют психологическим проблемам в семье.
Однако эту сложную проблему нужно донести до каждого, научить молодоженов
глубоко осмысливать возникающие ситуации, уметь правильно реагировать на
них.
Серьезный барьер к гармонии супружеской жизни – половое невежество.
Незнание мужской и женской половой природы может привести к серьезной
дисгармонии, внутренней неудовлетворенности и затем нарастанию
напряженности в супружеских отношениях. Неумение приспособиться друг к
другу, даже при самом незначительном диссонансе чувств, неумение уловить
настроение, неучет мнения сторон – все это со временем приводит к
отчуждению, охлаждению чувств. Четвертый барьер – это пробелы в области
общего воспитания и, прежде всего, недостаточный уровень знаний семейных
отношений.
И еще один барьер – это осознание того, что семья – основной и самый
лучший способ продления человеческого рода и воспитатель нового поколения.
Только глубоко любящие друг друга без особого труда преодолевают эти
препятствия, если же любовь недостаточно крепкая, преодоление их становится
серьезным испытанием семьи. И, увы, многие пасуют, не выдерживают напора
событий. Каждый, и особенно спортсмен, знает, чтобы преодолеть препятствия,
нужна тренировка: чем серьезнее препятствие, тем больше нужно
тренироваться. Молодежь нужно готовить к семейной жизни, серьезно и
последовательно раскрывать перед ней все прелести и негативные стороны ее,
научить преодолевать трудности, умению жить.
Супружество пробуждает в человеке новые силы, способствует его
физическому и нравственному совершенствованию, дает величайшее наслаждение
от общения и ни с чем не сравнимую радость от воспоминания детей.
Совместная жизнь мужа и жены.


Любовь – творец всего доброго, возвышен-

ного, сильного, теплого и светлого.

Ф. Э. Дзержинский
Продолжительная трудоспособная жизнь обеспечивается не просто
совместной жизнью мужа и жены, а во всех отношениях гармоничным брачным
союзом. Существенное значение имеет психологический климат в семье. Он
зависит от многих факторов: от взаимных чувств, общих представлений,
интересов и стремлений, от моральной атмосферы, в которой семья живет,
порядочности членов семьи и требовательности к себе и другим, от
уважительного, внимательного и заботливого отношения друг к другу, взаимных
искренности и понимания, а также материального благополучия и бытовых
условий.
Часто забывают о том, что влюбленность и любовь во многом явления
разные. Между ними нельзя ставить знак равенства. Влюбляются в большинстве
случаев не в человека, как личность, а в какие-то характерные для него
внешние признаки: волосы, глаза, ноги, улыбку, тембр голоса, манеру
говорить, осанку, даже в стиль одежды. Чтобы влюбиться, не обязательно
знать человека основательно.
Опорой брака в современности считают сексуальную любовь, глубокое
влечение к конкретному представителю пола. Крайне редко это чувство в
первоначальном виде продолжается всю жизнь. С годами чувства неизбежно
растрачиваются. Содержание жизни составляют труд, обязанности,
ответственность, заботы, трудности и, разумеется, также радости. Вдвоем
совместно все это преодолевать, быть опорой друг другу, заботиться о новом
поколении – это и есть брак. Гармоничная семья не возникает сама собой, она
требует взаимного старания в интересах здоровья, особенно психического, как
родителей, так и детей. Если этого не понимают или не хотят понять, то
начинаются ссоры, недовольство, постоянные перебранки, вследствие чего
возникают функциональные расстройства нервной системы (неврозы), упреки,
обвинения и, наконец, развод. Новый брак иногда складывается таким же
образом как прежний, а иногда и лучшим, если человек набрался ума–разума.
Учиться жить в браке нужно так же, как всему прочему.
Большая часть семейных конфликтов возникает из-за того, что муж и
жена не знают психических особенностей друг друга. Особенности в психике
мужчин и женщин частично являются биологическими (физиологическими,
гормональными), а частично детерминированы социально (традиции, воспитание,
роль в семье). Различия эти нормальны, но иногда к ним относятся как к
отклонениям от нормы.
Для мужчин, в общем характерно абстрактное, теоретическое мышление,
на которое чувства воздействуют мало. Мужчины относительно легко способны
не поддаваться влиянию настроения и маловажных факторов при принятии
решения. Поэтому во многих случаях жене правильнее было бы оставлять за
мужем привилегию решать сложные вопросы, требующие дальновидности,
критического отношения и объективности. С другой стороны, мужу часто
недостает дипломатичности, чуткости и доброты при решении внутрисемейных
проблем, когда теоретизирование и схематический подход могут только
повредить делу. Мужчины иной раз не видят леса за деревьями, действительной
жизни за принципами и схемами. В таких случаях следует предоставлять право
принятия решения жене, мышление которой более конкретно, образно и
эмоционально (более зависимо от чувств).
Женщинам трудно отказаться от непосредственности и чувствительности
мышления, особенно в отношении к другим людям. Им не всегда удается
взглянуть на себя и других со стороны и охватить явление целиком. Частым
проявлением необъективности женщин служит отношение к своим детям, в
которых они видят несуществующую одаренность или доброту, т. е. То, что они
хотят видеть. В то же время женский образ мышления позволяет лучше
ориентироваться в отношениях с детьми, родственниками, друзьями и
знакомыми. В большинстве случаев жена в семье лучший психолог, чем муж, а
поэтому в конфликтной ситуации другие члены семьи, как правило, держат
сторону жены. Смышленый муж спокойно доверяет решение семейных проблем
жене, незаметно поощряя ее самостоятельность и активность. И ему самому,
разумеется, также приходится считаться с соображениями жены.
Мужчинам свойственны пылкость, размах и изменчивость чувств. Однако
активность, жизнелюбие, способность к привязанности, доброта и простодушие
мужчин подчас могут оказаться причиной семейных ссор. Женщинам следует
иметь в виду, что в пылкости и размахе мужских чувств скрывается не только
их сила, но и слабость. Бурные чувства делают мужчину пристрастным, сильные
чувства сохраняются ненадолго и могут вскоре превратится в свою
противоположность (симпатия смениться ненавистью). Сами же мужчины должны
учиться управлять своими чувствами, регулировать и обуздывать их. Безумная
вспыльчивость является весьма серьезным мужским недостатком, который может
причинять страдания, как самим себе, так и близким им женщинам.
С чувствами женщин дело обстоит еще сложнее. Мужчины жалуются, как
на чрезмерную эмоциональность, так и на холодность и сдержанность женщин, а
иногда сразу и на то, и на другое. Женщин с этой стороны якобы вообще
невозможно понять. В действительности же ничего невозможного и непонятного
здесь нет. Чувства женщин менее бурные и пылкие, чем у мужчин, но зато
гораздо более постоянные, а часто и более глубокие. Женщины превосходят
мужчин в тонкости, сложности чувств и в богатстве их оттенков. Глубина,
постоянство, разнообразия и богатство оттенков чувств не могут
проявляться бурно. Однако любой мужчина может добраться до их глубины, если
он любит женщину. От жены, прежде всего, зависит господствующая в семье
эмоциональная атмосфера: радостная и оптимистическая или гнетущая и
пессимистическая.
Мужу может показаться, что какой-то пустяк портит настроение жены,
заставляет ее плакать или вызывает гнев. Но в один прекрасный день
выясняется, что пустяк оказался надводной частью айсберга, предварительным
предупреждением о приближающемся несчастье или серьезных испытаниях,
которых муж еще не заметил, а жена уже почувствовала. Следовательно, мужьям
следует доверяться чутью жены. Жены часто предчувствуют лучше, чем мужья
предполагают.
Материнские и отцовские чувства заметно отличаются друг от друга.
Материнские чувства и материнская любовь содержат больше оттенков. Матери
лучше чувствуют младших детей, а у мужчин контакты прочнее со старшими
детьми. Зная это различие, можно избегнуть ненужной конкуренции в
воспитании детей и в воздействии на них.
Волевые свойства у мужчин и женщин также различны. Большинство людей
считает, что недостаток силы воли для мужчин порок больший, чем для женщин.
Сознательное напряжение воли имеет существенное значение для достижения
гармонии в психической деятельности мужчин. Однако мужчина способен свою
более сильную волю использовать и во вред семье, превратившись во владыку,
даже тирана. У отца семейства с сильной волей должна быть хорошо развита
самокритика. В противном случае семейный корабль может сесть на мель.
Женщины в целом обладают более слабой волей в сравнении с мужчинами.
Поэтому мужчина и предоставлены определенные привилегии, как в
общественной, так и в семейной жизни. Сила воли женщины не всегда ярко
выражено, и в чем- то она действительно уступает мужчине, однако, если
женщина считает, что-то очень существенным для себя и своей семьи, она
способна отстоять свое.
Общая активность у мужчин больше, чем у женщин. Они более деятельные,
меньше сидят на месте. Это одна из причин, почему с мальчиками и мужчинами
несчастные случаи происходят гораздо чаще, чем с девушками и женщинами.
Мужчины больше тянутся ко всему новому, они настойчивее стремятся к смене
впечатлений. Случается, что мужчина меняет хорошее старое на новое плохое,
причиняя вред как самому себе, так и своим близким. Мужчине время от
времени нужны перемены, но они не обязательно должны касаться всей его
жизни, не говоря о семье. Женщины должны учитывать эту особенность у
мужчин, и создавать им поле деятельности как в пределах семьи, так и в
общественной жизни, не сковывая их инициативы, а направляя ее в
определенные области: профессиональное усовершенствование, продолжение
учебы, освоение новой или дополнительной профессии, спорт, охоту,
рыболовство, путешествие во время совместного отпуска, какое-нибудь
увлечение, новые существенные мероприятия в домашнем хозяйстве и т. д. Все
это позволит направлять активность мужа (а также сына) на его собственное
благо и благо семьи и избежать при этом каких-либо осложнений. Приказаниями
и запретами этого бы сделать не удалось.
Активностью мужчин, вероятно, обусловлено их стремление к
независимости. Ведь известно, с какой обидой реагируют мальчики и мужчины,
когда их даже в шутку называют маменьким сынком или жениным мужем. Излишнее
ограничение свободы мужчины обычно отвращает его от заботы о семейных
делах, иногда подвигает на основательной выпивки с друзьями – приятелями,
приводит к скрытой враждебности или даже ненависти.
Подсознательная любовь мужчин к независимости требует от них хорошо
развитого чувства дисциплины и способности к самоограничению. Без этих
свойств свобода влечет за собой безответственность, моральные отклонения и
т. п. Женщина должна учитывать стремление мужа и сыновей к независимости,
но и дисциплинировать их, прививать чувства долга перед семьей.
Исходя из сказанного понятно, что причиной разногласий в семье может
стать желание одного из супругов, чаще жены, в свободное время быть вместе.
Или иначе – желание мужа или жены пойти иногда в одиночку поболтать со
знакомыми. В таком желании нет ничего из ряда вон выходящего или плохого.
Это не должно стать причиной обиды. Есть чисто женские или чисто мужские
темы, обсуждать которые приятно в чисто мужских или чисто женских
компаниях. Но само собой разумеющейся свободой нельзя, конечно же,
злоупотреблять. Иначе может случиться, что каждый станет двигаться по своей
орбите, отдаляясь друг от друга, открывая путь к последовательному
отчуждению и, в конечном счете к разводу. Характерным для многих мужчин
считают относительно устойчивую психическую структуру личности. Характер у
взрослого мужчины более статичный, менее гибкий, так сказать, более
угловатый, чем у женщины, с годами изменяется меньше и труднее подвергается
воздействию со стороны. Поэтому мужчины более постоянны в стремлении к
переменам, в любви к самостоятельности и т.п. Но это же свойство личности
иногда может оказаться препятствием к успешной адаптации мужчины в семейной
жизни (и даже в трудовом коллективе). Естественно, что и другим труднее
приспособиться к его характеру. Не каждая жена способна на это, да и не от
каждой этого можно требовать.
Мужчине действительно довольно трудно изменить свой характер. Ему
следовало бы учитывать это и выбирать образ жизни в соответствии со
структурой своей личности. В этом жена может мужу помочь. Безнадежно
пытаться быстро перевоспитать мужа, лучше понять его, привыкнуть хотя бы к
некоторым сторонам его характера. Переделать мужа можно постепенно и не
категорическими требованиями, а тактично и осторожно его направляя. Так
воздействовать на мужа может только жена. Да не будет неверным утверждение,
что сама жена должна воспитать себе мужа. Можно так же с уверенностью
сказать, что из сыновей женщины, справившейся с этой задачей, вырастут
достойные мужчины.
Женщины менее активны, чем мужчины. Благодаря этому они более
терпеливы и осторожны. У большинства женщин слабее развита склонность к
жизненным переменам. Известное, опознанное и привычное в их глазах, как
правило, ценнее, может быть, и лучшего, но абстрактного нового. Стремление
женщин создавать и сохранять традиции общеизвестно. Однако побуждаемая
чувствами активность женщины может приобрести и необычную силу.
Распределение домашних дел и обязанностей между мужем, женой и детьми в
соответствии с их индивидуальной активностью является во всех отношениях
разумным и полезным делом.
Игнорирование мужем чисто женских качеств жены может вызвать ненужные
неполадки в семье. Взаимный учет особенностей друг друга, можно даже
сказать, их умелое использование делают семью более динамичной, прочной,
способной бережно относится к духовным и материальным ценностям, совместно
приобретенным.
Гибкость женской личности мужчины часто воспринимают как недостаток,
признак слабости характера, особенно в сравнении с резко очерченной
структурой личности мужчин. Молодые люди с небольшим багажом жизненного
опыта часто удивляются, как много в жизни женщин «без характера». В
действительности, однако, дело здесь совсем в другом. Гибкость, способность
приноровиться к любому характеру – это одно из наиболее значительных и
ценных преимуществ женщин. Умные мужчины ценят и уважают своих жен именно
за эту их «слабость» и «мягкость». Благодаря ей женщина с легкостью
приспосабливается в семье и обществе и является хорошей посредницей в самых
разнообразных ситуациях. Эта кажущаяся слабость женщины в действительности
является одной из сильных ее сторон.
И, наконец, еще одна особенность женской психики, знание которой важно
для любого мужчины. В противоположность мужчинам, высоко ценящим внешнюю
привлекательность и обаяние женщин, последние в отношении внешней красоты
мужчин значительно менее требовательны. Намного больше они ценят внутреннюю
красоту и интеллектуальную гармонию мужчины, его душевное обаяние. Каждая
женщина сознательно или подсознательно понимает, как важны в семейной жизни
именно духовные ценности мужа.
Как сойтись характерам?


Дружба крепка чувством искренности,



семья крепка уважением взаимным.

Казахская пословица
Два человека, воспитывавшиеся в разных семьях, сегодня стали родными,
самыми близкими людьми. Им предстоит вместе пройти сложный жизненный путь,
и во многом от них зависит, будет ли этот путь счастливым, приятным,
радостным для обоих. Смогут ли два человека найти приемлемый для них стиль
супружеских отношений, смогут ли понять друг друга? Эти проблемы в
настоящее время волнуют социологов, психологов и других ученых.
Все чаще и чаще психологи склонны утверждать, что совместимость
супругов – главное условие семейного счастья. И совершенно справедливо. Но,
думается, надо предостеречь от упрощенного понимания этого психологического
феномена. Ведь многие понимают так: «совместимы» - это когда все сразу
стало хорошо; а если уже на первых порах возникали какие-то несогласия –
значит, «несовместимы» и надо разводиться, потому что уже никогда ничего
хорошего не будет. Конечно, очень многое зависит от изначальных качеств
двоих людей, вступивших в брак. Но не меньше и от того, насколько они
готовы приспосабливаться друг к другу, насколько сознают неизбежность и
необходимость взаимных уступок.
Супружеская совместимость многопланова. Это и личностная
совместимость, когда им друг с другом интересно, и гармония интимной жизни.
Эти разные аспекты совместимости взаимосвязаны: один вид совместимости
может компенсировать отсутствие другого, а может и способствовать тому, что
отсутствующий вид совместимости со временем возникает. Сексуальная
гармония, например, во многом определяется эмоциональной насыщенностью
жизни, вниманием, бережным отношением друг к другу. Духовная близость
ослабляет барьеры, поставленные не совмещением личностных черт, а высокая
личностная совместимость («мне с ним, с ней просто хорошо, не знаю даже
почему») делает менее ощутимой разность интересов.
Что же главное в семейной жизни?
Семью недаром называют ячейкой общества. В миниатюре она
представляет собой социальный организм со всем многообразием
взаимоотношений, обязанностей, функций. Интимная жизнь, рождение и
воспитание детей, духовное и эмоциональное общение, организация досуга и
отдыха, ведение домашнего хозяйства и забота о пожилых родителях, контакты
с окружающими – ни одну из этих сторон семейной жизни нельзя исключить.
Супружество дает удовлетворение, когда всем сторонам бытия уделяется
внимание и время, когда удается гармонично их сочетать. Семейная
совместимость – это и есть способность супругов вдвоем создавать гармонию,
это, если конкретизировать еще больше, - искусство ненавязчивого,
деликатного распределения ролей в семейном коллективе: каждый должен за что-
то отвечать, что-то считать своим первостепенным долгом, проявляя волю,
желание, инициативу в поддержании этой стороны семейной жизни. Того, кто
преимущественно заботится о быте, условно можно назвать хозяином. Если ни
один из супругов не способен к этой роли, не желает брать ее на себя,
хозяйство ведется хаотично: при любых доходах недостает денег, много
случайных и бесполезных вещей и нет вещей необходимых. Не налажено
регулярное питание, никто не заботится о ремонте одежды, обуви, домашней
техники. Словом, быт такой семьи выглядит очень неустроенным. В таком доме
неуютно.
Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно
правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип
родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум
сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов –
куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи,
растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются.
Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют
педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка.
Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и
сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.
Гармония и дисгармония.

Любовь, пылкость, страсть… Вечные и все же во многом таинственные
чувства. Их описанием и толкованием поэты и художники всегда занимались
больше, чем ученые, ибо казалось, что эта область недоступна тонкому и
строгому научному анализу. Действительно, все здесь очень индивидуально. И
все-таки в последнее время появляется все больше и больше научных данных,
позволяющих проследить закономерности взаимоотношений мужчины и женщины.
Люди, уверовав в могущество научных познаний, ждут и требуют от
ученых помощи в решении самых сложных проблем любви и супружеской жизни.
Для многих супругов такой проблемой становится фригидность, т. е. половая
холодность женщины, отсутствие у нее тех ярких, трудно поддающихся описанию
ощущений, которые можно назвать апогеем интимной близости. Примерно одна из
пяти женщин, состоящих в браке не менее трех лет, никогда не испытывала
этого чувства. Среди живших половой жизнью менее года фригидными оставалась
почти половина, а свыше 10 лет – 10%.
Неспособность испытывать оргазм (аноргазмия) – явление относительно
редкое. В основе его лежит врожденная недостаточность психосексуальной
функции, обусловленная, по предположениям ученых, нейроэндокринными или
иными нарушениями, возникшими еще во внутритрубном периоде. Половое
влечение в этих случаях резко понижено, оргазм ни при каких обстоятельствах
не возникает, хотя стремление к нежности и ласке, как и все другие
проявления женственности, им присущи.
Более распространена фригидность ретардационная. Она носит временный
характер и связана с поздним развитием полового чувства, когда способность
к переживанию оргазма появляется лишь спустя несколько лет после замужества
или только после родов. Фригидность может стать одним из проявлений какого-
либо общего заболевания или хронической интоксикации, особенно алкогольной.
Иногда она эпизодически возникает в связи с авитаминозом, острыми
инфекциями, резким переутомлением. Но наиболее частый вариант – фригидность
психогенная, то есть обусловленная причинами психологического свойства.
Брак с нелюбимым человеком, небрежное, грубое отношение мужа в первую
брачную ночь, боязнь беременности, неуверенность в прочности семейных
отношений – все это может тормозить сексуальную функцию женщины. Аноргазмия
может возникнуть после нанесенного мужем тяжелого оскорбления. Хотя
примирение и наступает, и печальный эпизод как будто забыт, полнота
ощущения не возвращается. Полагают, что аноргазмия только в одной трети
случаев обусловлена особенностями организма женщины, а в двух третях –
дисгармонией супружеских отношений. Это вовсе не значит, что две трети
мужей недостаточно любят, или недостаточно любимы, или что их мужские
возможности в чем-то ущербны.
Дисгармония может возникать у совершенно здоровых супругов,
вступивших в брак по любви и питающих друг к другу самую искреннюю
привязанность. Причина ее обычно в неправильном поведении мужа, в его
ошибочных представлениях о физиологии и психологии женщины, часто в
отсутствии необходимой интуиции, способности к пониманию в самой интимной
сфере отношений. В организме всех живых существ генетическим кодом заложены
программы, направленные на обеспечения продолжения рода. Но в отличие от
животных у человека они находятся под контролем сознания, под властью
системы высших эмоций. На основе биологического полового инстинкта у
человека формируется сложное, многоплановое чувство любви, в котором
физическое влечение – лишь один из компонентов. У женщин этот компонент
занимает в общей палитре любви несколько иное место, чем у мужчин.
Важнейшая направленность женской сексуальности – стремление к материнству,
к заботе о другом существе. Можно сказать, что половое чувство женщины –
более альтруистичное, более одухотворенное и более избирательное. Это
проявляется уже в период его становления и развития. Юноши довольно четко
испытывают стремление к физической близости, в то время как большинству их
сверстниц такое желание еще незнакомо: девушки, как правило, хотят иметь
романтичного поклонника, друга, защитника, мечтают об отношениях
возвышенных и платонических.
Выйдя замуж и прожив не один год семейной жизнью, женщина продолжает
высоко ценить в мужчине способность тонко выражать свою любовь, его
доброту, уступчивость, внимательность. Отношение к мужчине как к личности,
оценка его душевных качеств, его роли как отца детей во многом определяют
удовлетворенность семейной жизнью.
Не следует думать, будто сексуальная жизнь совершенно отграничена от
жизни повседневной. Взаимная зависимость «дня» и «ночи» очень велика и
особенно для женщины. «Муж днем никогда не подойдет ко мне, не обнимет, не
похвалит, ласкового словечка не скажет, букетика цветов не подарит. Откуда
же возьмется настроение?» - жалуются иногда женщины. Отсутствие внимания
со стороны мужа, его неделикатность, упреки, мелкие ссоры – все это,
откладываясь в сознании, тормозит реактивность тех мозговых структур,
которые повышают чувствительность к сексуальным раздражителям. Заблуждается
муж, который полагает, что некий особый физиологический феномен,
обеспечивающий возможность физической близости, должен возникнуть только у
него, а жене природа отвела пассивную роль, и она всегда способна с равной
готовностью ответить на его желание. Нет, не всегда! Женщине необходимо
особая психологическая настроенность. Без соответствующего эмоционального
заряда все происходящее может быть ею воспринято, как чисто механические,
безразличные или даже неприятные действия.
Нарастание половой возбудимости у мужчины и женщины происходит
неодинаково: у мужчин ее можно изобразить в виде кривой, которая быстро
поднимается вверх и, достигнув пика, резко падает вниз; у женщины же это
линия поднимается вверх постепенно и так же медленно опускается вниз. Этой
особенностью обычно объясняется несовпадение ощущений во времени,
огорчающее многих супругов. Чувственность женщины надо разбудить, ее надо
подвести к тем минутам взлета эмоций, которые предстоит пережить обоим.
Неспешная прелюдия близости, стимулирующая чувствительность эрогенных зон
женщины, помогает достигнуть единства ощущений. Самую близость женщина
воспринимает, как момент абсолютного физического и духовного слияния с
любимым человеком, и то, что «спад» эмоций происходит у него так мгновенно,
глубоко обижает и разочаровывает ее. Женщина более чем мужчина,
требовательна к ритуалу близости, к жесту, прикосновению, слову. И это не
каприз, таковы уж особенности ее нервных реакций.
Известно, что влюбленность делает человека более отзывчивым на
сексуальные раздражители. Но если с годами влюбленность проходит, уступая
место прочной привязанности, благодарности, душевной близости, это не
означает, что должна утратиться и яркость интимных отношений. Эти чувства
способны играть ту же роль естественных катализаторов. Время не становится
врагом любви и еще и потому, что оно позволяет лучше познать любимого
человека, научиться угадывать его желания. Такое понимание помогает
мужчине, подсказывает, как преодолеть фригидность жены.
Согласно религиозным воззрениям моральным оправданием близости могло
служить только рождение ребенка, сама же по себе она считалась низменной,
поэтому и стремление извлечь из нее радость трактовалась как порочное и
недостойное. Отголоски подобных воззрений подсознательно живут во многих из
нас и сейчас, причем женщинам они свойственны более, чем мужчинам. Нередко
чрезмерно стыдливая сдержанная жена отклоняет попытки мужа к разнообразию,
потому что не уверена в их моральной приемлемости. И здесь от мужчины
требуется огромная деликатность, умение создать такую тональность, такое
настроение, которое помогло бы женщине обрести внутреннюю раскованность.
К аноргазмии женщины относятся по-разному. Одних она мало беспокоит.
Взаимная привязанность, добрые взаимоотношения, забота о детях – все это
заполняет жизнь и даже мысли о какой-то неполноценности не возникает.
Другие переносят это явление тяжело. Половая близость без разрядки вызывает
у них тягостное нервное напряжение (фрустрацию), боль в пояснице, чувство
давления внизу живота, вызванное застоем крови в органах малого таза.
Длительная фрустрация способствует возникновению неврозов и функциональных
нарушений внутренних органов, гормональных расстройств, усилению
менструальных кровотечений. Неудовлетворенность минутами интимной близости
перерастает в неудовлетворенность семейной жизнью и нередко ведет к
разводу. Имеются данные о том, что примерно 30-40% семей распадаются именно
по этой причине. А это уже проблема, не замечать которую нельзя. Да и
правильно ли было бы не замечать?
Опыт лечения фригидности женщин и половых расстройств мужчин
свидетельствует о том, что во многих случаях эти нарушения устранить можно.
Положение исправимо не только в молодых семьях, но и когда без радости
прожиты многие годы. Методы лечения зависят от причины, вызвавшей
расстройство. Применяются психотерапия, иногда физиотерапия, различные
медикаменты. Но при всех вариантах главным условием, обеспечивающим успех
врачебных мер, остается адаптация супругов, их взаимная приспособление друг
к другу, желание найти оптимальный вариант взаимоотношений, установка на
то, чтоб в близости не только получать радость, но и давай ее.
Большую пользу приносят беседы с обоими супругами, помогающие им
правильно оценить создавшуюся ситуацию, преодолеть психологические барьеры.
Специалисты его называют «оптимизацией супружеской пары». И действительно,
как важно каждому стать тоньше, добрее, лучше понимать своего партнера,
подняться до максимума своих возможностей! Несовместимость преодолима, и
подчас не так уж много надо для того, чтобы дисгармония уступила место
гармонии, столь необходимой каждой супружеской паре.
Счастье семьи – дети.


Мать любит в ребенке супруга, а последний жену:

оба имеют в нем свою любовь перед собой.

Г. Гегель
Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их
детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в
семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.
Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо
ответить уже в пер

Новинки рефератов ::

Реферат: Таиланд (Доклад) (География)


Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких Понедельник начинается в субботу (Культурология)


Реферат: Экспериментальные исследования электростатических полей с помощью электролитической ванны (№24) (Физика)


Реферат: Основные принципы международного публичного права (Международное публичное право)


Реферат: Сердобский район (География)


Реферат: Контрольные вопросы по аграрному праву Украины (Право)


Реферат: Местное самоуправление как форма местной публичной власти (Муниципальное право)


Реферат: Развитие страхового рынка в России (Страхование)


Реферат: Компьютер как средство обучения (Педагогика)


Реферат: Психологические аспекты ценообразования (Маркетинг)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Всероссийская перепись населения 2002г. (Социология)


Реферат: Внешняя политика Николая I (История)


Реферат: Культурная революция 30-х годов (История)


Реферат: Современные теории и технологии психологической помощи (Психология)


Реферат: Теория происхождения государства и права (Государство и право)


Реферат: Готовая продукция, ее учет и реализация (Аудит)


Реферат: Коммерческие банки: операции, функции и роль в кредитно-денежной политике правительства (Банковское дело)


Реферат: Модели управления персоналом (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист