GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)



КУРСОВАЯ

РАБОТА


по «Теории Государства и права»

на тему:

«Правовые системы в современном мире»


Выполнил:

Студент Московской Государственной Юридической Академии МДФ группы № 13
Семёнов Роман Викторович.

Преподаватель:

профессор Московской Государственной Юридической Академии Соколов Николай
Яковлевич.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вступление_________________________3
2. Англосаксонская система права
а)Английское право_________________4

б)Американское право_______________8
3. Романо-германская правовая семья____11
а)Французское право_______________12
б)Германское право________________15
4. Мусульманское право_______________17
5. Правовые системы Дальнего Востока
Китайское право_________________19
6. Заключение_________________________20
7. Используемая литература_____________22



Вступление

Данная в заглавии курсовой работы тема звучит как «Правовые системы в
современном мире» вполне правомерен вопрос, почему я выбрал данную тему.
Ответ на данный вопрос неоднозначен.
Дело в том, что уже продолжительное время на страницах печатных
изданий ведутся ожесточённые споры о том, какая правовая система «лучше»,
какая является наиболее универсальной, будь то англосаксонская, романо-
германская или мусульманская система права.
Сторонники каждой из систем приводят веские доводы в пользу своей
правовой семьи. Для того чтобы решить вопрос какая же система является
наиболее универсальной необходимо тщательно изучить каждую из них, сделать
сравнительный анализ и, в конце концов, придти к определённому выводу:
какой из правовых систем принадлежит будущее, какая займёт превалирующее
положение в наступающем ХХI веке.



Англосаксонская система права.


1.АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО

Это правовая система является одной из наиболее распространенных в
мире. Она охватывает такие государства как Англия, США, Канада, Австралия,
Северная Ирландия и многие другие. Почти третья часть населения земли в
настоящее время живёт по принципам, заложенным в данной правовой семье, в
особенности в английское право.
Англосаксонскую семью очень часто называют семьёй общего права. От
других правовых семей она отличается, прежде всего, тем, что в качестве
основного источника права в ней признаётся судебный прцедент.
Подобная система берёт своё начало в средневековой Англии. Политика
первых Нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была
направлена на соблюдение «старинных и добрых англосаксонских обычаев». В
это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической
преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его
норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе
общегосударственных королевских судов.
С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при
Генрихе II (XII в.) и было связано формирование «общего права» страны. Оно
рассматривало прежде всего «тяжбы короны», то есть дела, представляющие
прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны : о феодальных правах
монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях
королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.
Кроме того рассматривались ими и «общие тяжбы» или «тяжбы народа» по
жалобам, поступающим к королю.
Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и
создавать «общее право» с помощью королевской канцелярии, которая издавала
специальные приказы, как правило по заявлению потерпевшей стороны.
Со временем в приказах стал чётко формулироваться вид требования,
иска; приказы стали классифицироваться по определённым видам
правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если
нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет
доказано в суде, то он выиграет дело.
Другим источником формирования норм общего права стала сама практика
королевских судов. Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, а
затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с
момента возникновения института мировых судей. С начала XIII века судебные
протоколы стали публиковаться в «Свитках тяжб». Содержащиеся в них
материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или
иного обычая и могли были быть в дальнейшем использованы в судебной
практике в качестве прецедента. Однако, хаотичный характер записей крайне
затруднял возможность судей отыскать в них необходимые им записи. С
середины XIII века эти сведения о наиболее важных судебных решениях судьи
стали черпать из официальных отчётов – «Ежегодников». В 1535 году им на
смену пришли систематизированные судебные отчёты частных составителей.
Английская буржуазная революция, которая завершилась компромиссом
между представителями буржуазии и так называемого нового дворянства с одной
стороны и крупными землевладельцами с другой так и не изменила соотношение
между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими своё значение и
по сей день.
Среди этих законодательных актов большое значение имеют Хабеас корпус
акт 1679 года и Билль о правах 1689 года. В этих актах сформулированы
отдельные принципиальные положения, относящиеся к государственному
управлению, деятельности судов, провозглашены права обвиняемого в уголовном
процессе и многое другое.
Лишь начиная с 30 годов ХХ века английское законодательство
подверглось последовательным преобразованиям во многих отраслях. В этот и
последующие периоды издаются законодательные акты, которые разграничивают
правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и
уголовного права. При издании подобных актов законодатель не ставил перед
собой задачу кодифицировать целые отрасли права: они вобрали в себя нормы,
которые прежде были рассредоточены в многочисленных, изданных ранее
законодательных актах, а также наиболее важные положения, сформулированные
в нормах прецедентного права. В результате к концу 19 – началу 20 века
законодательным регулированием было охвачено большинство отраслей
английского права (законы о семейных отношениях 1857 года, о партнёрстве
1890 года, о продаже товаров 1893 года и другие).
В результате законодательство стало более важным источником права,
нежели нормы, сформулированные в прецедентах. Однако, возрастание роли
законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил своё
значение в качестве полноценного источника английского права. До сих пор
сохраняются определённый круг правовых вопросов, который регулируется
непосредственно нормами общего права (некоторые виды договоров, вопросы
ответственности за нарушение обязательств и многие другие гражданские
правонарушения). Ко всему прочему, одной из основных черт английской
правовой системы является то, что все вновь изданные законодательные акты
мгновенно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых
акты просто не могут нормально функционировать, так как прецеденты уточняют
развивают и очень подробно детализируют законодательные формулировки.
На протяжении 20 века среди источников английского права существенно
повысилась роль делегированного законодательства, особенно в таких
областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также
относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей формой
делегированного законодательства является «приказ в Совете», издаваемый
правительством от имени королевы и Тайного совета. Многие акты
делегированного законодательства издаются министерствами и другими
ведомствами по уполномочию парламента.
За последние годы английское законодательство приобретает всё более
чётко систематизированный характер. В 1965 году была Правовая комиссия для
Англии и такая же комиссия для Шотландии, которым было поручено подготовить
проекты крупных законодательных актов в различных отраслях права, с тем
чтобы провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации.
Параллельно с комиссиями действуют комитеты по пересмотру гражданского и
уголовного законодательства, а также различного рода королевские комиссии,
которым поручается подготовка отчётов о состоянии законодательства по
определённому вопросу и внесение предложений по его совершенствованию. В
результате проведения ряда крупных последовательных реформ в области
законодательства актами в Англии теперь регулируется подавляющее
большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль
английского права не кодифицирована полностью.
Такова история формирования английского права. При этом я хочу
подчеркнуть, что следует применять термин английское право, а никак не
британское, так как оно не является ни правом Соединённого Королевства, ни
правом Великобритании (Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и
остров Мэн не подчиняются английскому праву). Однако, «английское право
действительно занимает доминирующее место в англосаксонской системе права,
и не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право, но и во
многих других странах английское право продолжает быть образцом, от
которого можно отклониться в ряде вопросов, но который в целом принимается
во внимание и почитается.»[1]

2. ПРАВО США

Другим ярким представителем англосаксонской правовой семьи является
американская правовая система, которая в своих основных чертах начала
складываться в колониальный период, т.е. в 17 – 18 веках.
В каждой из 13 британских колоний в Америке применялись английские
законы и нормы общего права, однако со значительными ограничениями, что
было обусловлено специфическими климатическими и геополитическими условиями
(чрезвычайно низкая стоимость земли, удалённость многих поселений от
немногочисленных административных центров, отсутствие профессиональных
юристов и др.). в большинстве колоний были изданы собрания действовавших в
каждой из них законодательных актов.
Первое из этих собраний, изданное в Массачусетсе в 1648 году,
отличалось от остальных тем, что правовые институты были расположены в нём
в алфавитном порядке, что послужило образцом для многих последующих
публикаций американского законодательства.
После борьбы за независимость и образования Соединённых Штатов в них
сохраняли своё действие английские законы, действовавшие на момент
провозглашения независимости, но лишь в том случае, если они не
противоречили конституции и новым законам. Вместе с тем продолжали
действовать и нормы английского общего права, сформулированные в решениях
британских королевских судов. На базе этих норм в штатах складывались свои
системы общего права, сходные между собой, но в чём-то различающихся,
поскольку в каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеют
решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным
органом штата, а решения судебных органов другого штата имеют силу лишь
«убеждающего прецедента». Однако при необходимости американские суды
отказываются следовать «устаревшим» прецедентам.
Важнейшее отличие американской правовой системы от английской состоит
в предопределяющей роли конституции в качестве основного источника права.
Соотношение же законодательных актов, издаваемых Конгрессом и властями
штатов, и норм общего права на протяжении всей истории США не раз
изменялось. Основная тенденция в развитии американского права – возрастание
роли законодательства при сохранении принципиального значения решений
Верховного суда США.
Законодательство штатов, расположенных на территориях, отторгнутых от
Мексики (Техас, Невада и др.), обнаруживает влияние испанской правовой
системы.
В США, в отличии от Великобритании, законодательство приняло в
значительно большей мере кодифицированный характер. Так ещё в 1776 году
штат Вирджиния поручил Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса,
который был принят в 1796 году.
Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов
было определено в конституции США, однако оно не раз подвергалось
существенным изменениям. Федеральное законодательство ныне имеет особенно
важное значение в качестве источника права в регулировании вопросов
экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы и других
общегосударственных проблем, а также таможенных правил, торговли между
штатами, авторских прав и др. Возрастанию роли федеральных законов за
последние десятилетия в существенной мере содействовали различные
социальные программы, например, по образованию, помощи малоимущим,
строительству дорог и т.д.
Федеральное законодательство США сейчас публикуется в
систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50
разделов, каждый из которых посвящён определённой отрасли права либо
крупному правовому институту(раздел 7 – «Сельское хозяйство», раздел 40 –
«Патенты»). По своему составу Свод неоднороден: некоторые его разделы
представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в
разное время и мало связанных между собой; другие, наоборот, включают в
себя кодексы законов по соответствующей отрасли права. Свод законов США
переиздаётся каждые 6 лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс
указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие
изменения должны быть в связи с этим внесены в соответствующие главы,
разделы и параграфы действующего Свода.
«Несмотря на повышение роли федеральных законов по сравнению с
законодательством штатов, юристы США всё же в своей практической
деятельности апеллируют прежде всего к актам местных органов
государственной власти и законодательству отдельных штатов, а не к
федеральным законам.»[2]
Итак, подводя итог по англосаксонской системе права, становится
очевидно, что, хотя судебный прецедент и имеет до сих пор место как
полноценный источник права в этой правовой семье, он всё больше и больше
уступает место нормативно-правовым актам.



Романо-германская система права.



В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону,
в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест в
качестве источника права принадлежит прецеденту.
Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на
основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть стран
Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а
также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и
германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии,
Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят
правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.»[3]
Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном
примере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы –
Франция, от германской – ФРГ.
1. Правовая система Франции.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах
сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и в
первые последовавшие за ней годы, в особенности в период правления
Наполеона в качестве первого консула, а затем и императора.
Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее
развитие французского законодательства:
1.декларация прав человека и гражданина 1789 года.
2.ряд конституционных актов периода революции и кодификация важнейших
отраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года,
Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года,
уголовно-процессуальный кодекс 1808 года и уголовный кодекс 1810 года.
Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне.
Так например, Декларация прав человека и гражданина считается основной
частью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодекса
три (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связи
с объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими.
В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли
официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых
насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих,
действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в
них отводилась «Обычаям Парижа».
Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века,
формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо
обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские
обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к
попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции,
то по крайней мере на территории её больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках
получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное
значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера.
Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского
права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие
законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего
собранные в «Обычаях Парижа».
Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой
опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие
преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и
социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве
других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих
кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают
Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и
гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946
года.
Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом,
особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие
конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют
либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных»
законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской
манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания
соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.
Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности
правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.
Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое
распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов
по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты
также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут
включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и
посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается
несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый,
таможенный и др.
Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни
играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная
практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых
случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и
обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются
пробелы в законодательстве.
Это то, что касается романской группы, а теперь перейдём к германской.


2.Правовая система ФРГ.


Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867
году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом
довольно длительное время, до издания соответствующих общегерманских
законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и
правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы
Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства
оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс
1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств,
вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал
Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов общегерманских законов
их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё
происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних
германцев.
Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ
имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются
взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также
определена система и структура органов власти.
В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю
земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей
компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д.
При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое
значение придаётся материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.
Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются
постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством,
федеральными министрами или правительствами земель.
Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником
права. Ныне в ФРГ признаётся важная роль Федерального конституционного суда
и других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в
качестве источника права как при применении закона, так и в случае
обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.
Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе. Эта
система основана на проверенных временем традициях римского частного права
и обладает в достаточной степени определённостью и систематизированностью.
Российская Федерация также принадлежит к романо-германской правовой системе
(хотя некоторые учёные выделяют славянскую правовую систему и относят к ней
и Россию).
Следующая правовая система, которую следует рассмотреть – это
мусульманское право.



МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

«В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей
мусульманское право не является самостоятельной отраслью либо областью
науки»[4], оно лишь одна из сторон религии ислама.
Эта религия содержит в себе догмы и устанавливает, во что мусульманин
должен верить; шариат (в переводе «путь следования») предписывает верующим
что они должны делать, а чего не должны. Хотя шариат основан на идее
обязанностей человека, в нём отведено место и для права.
Наука мусульманского права имеет два раздела. Она изучает законы и
предписания и объясняет каким образом и их какого источника он возник.
Мусульманское право имеет четыре источника права:
1. Коран – священная книга ислама
2. Сунна – традиции, связанные с посланцем бога
3. Иджма – единое соглашение, к которому пришло мусульманское общество
4. Кияс – суждение по аналогии

Основой мусульманского права является священная книга ислама – Коран,
который состоит из высказываний Аллаха последнему своему пророку Магомету.
Однако юридических положений или так называемых «правовых строф» явно
не достаточно для того, чтобы урегулировать все общественные отношения, в
которые вступают между собой мусульмане.
Мусульманские авторы выделяют 70 строф, устанавливающих личный статус,
70 строф о гражданском праве, 30 строф уголовно-правового характера,
регламентирующие судебную процедуру 13 строф, 10 «конституционных» строф,
10 строф, касающихся экономики и финансов и 25 строф «международного
права». Однако подобное деление строф является крайне спорным и условным.
Иджма является третьим источником мусульманского права и используется
для углубления и развития легального толкования божественных источников.
Призванные толковать закон, мусульманские юристы прибегают к
рассуждению по аналогии. Это рассуждение можно рассматривать только как
способ толкования и применения права: мусульманское право основано на
принципе авторитета. Мусульманские легисты тем и отличаются от юристов
общего права, что не создают новые нормы права, а лишь толкуют нормы,
записанные в Коране.
Главное в мусульманском праве – его оригинальность по природе
происхождения в сравнение с правовыми системами и даже с каноническим.
Мусульманское право следует рассматривать как систему, полностью
независимую от других правовых систем.
Сейчас вполне очевидно, «что сложившееся 10 веке нашей эры
мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нём нет
регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того
многие нормы мусульманского права, приемлемые в своё время, теперь не
только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится
с ними.»[5]

Далее мне бы хотелось рассмотреть такую тему, как правовые системы
Дальнего Востока. И здесь как мне кажется необходимо выделить Китай и
китайское право.



Правовые системы Дальнего Востока. Китайское право.


Для народов стран Дальнего Востока вообще характерно отсутствие веры в
право как средство обеспечения социальной безопасности и порядка. Право в
этих странах, безусловно, существует, однако, играет крайне незначительную
роль.
Для Китая характерно отсутствие влияния из вне на развитие социальных
институтов и соответственно и на развитие права.
К юристам китайцы относятся с недоверием, так как используя
абстрактные нормы они создают препятствия к достижению компромиссов. В
Китае любое конкретное решение должно было отвечать справедливым и гуманным
чувствам (возмещение вреда не должно было ложиться непомерным грузом на
плечи должника и вести к разорению его семью.
Тип общества, существовавший в Китае в течении многих веков
соответствовал тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества – семья,
с почти неограниченной властью главы семьи. Община и государство должны
соответствовать модели семьи. Жителю общины полагалось следовать ритам,
определённым правилам поведения соответствующим статусу жителя в общине.
Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае
законопослушание.
Идея «общества без права» вроде бы была опровергнута революцией 1911
года. После победы революции началась работа над кодификацией
законодательства. В 1929 был принят Гражданский кодекс, в 1930 году –
Земельный кодекс и т.д. Однако за этой ширмой продолжали существовать
традиционные понятия.
В результате победы коммунистической партии в 1949 году были отменены
все ранее изданные законы и декреты и упразднены суды. Новые законы
воссоздавали советскую модель права.
После полного разрыва Китая и СССР китайская революция взяла другой
курс. Приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным
перестройкам.
В 1982 году была принята 4 конституция, в которой были отражены
основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином. В этот новый период
развития появились важные законы в области уголовного и гражданского
процесса, законы о гражданстве, патентах и т.д. Уголовный кодекс 1980 года
содержит 192 статьи и разделён на общую и особенную части.
Этот интерес к праву, однако, не даёт основания забывать о
многовековых традициях, в которых не было места праву. тем не менее
начиная с 1976 года последовали серьёзные изменения и может быть вскоре из
системы права Дальнего Востока учёные будут выделять китайскую правовую
систему.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Итак, я попытался рассмотреть основные правовые системы в современном
мире. На основании тех данных, которых я привёл в этой курсовой выскажу
свою субъективную точку зрения о превосходстве романо-германской правовой
системы над другими (в связи с чёткой определённостью, кодифицированностью,
рациональностью).
Хотя, в последние годы полным ходом идёт интеграция правовых систем, и
со временем становится всё труднее отнести ту или иную страну к
определённой правовой системе.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. РЕНЕ ДАВИД, КАМИЛЛА ЖОФФРЕ-СПИНОЗИ. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ.
2. О.А. ЖИДКОВ, Н.А. КРАШЕНИННИКОВА. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3. А.Х. САИДОВ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
МИРА
4. Н.И. МАТУЗОВ, А.В.МАЛЬКО. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
5. М.Н. МАРЧЕНКО. ОБЩАЯТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
-----------------------
[1] Рене Давид. Основные правовые системы современности. 1998. С 208
[2] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с. 108
[3] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998г. с. 109
[4] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с.121
[5] Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. Основные правовые системы
современности.1998 г. с.317

-----------------------
[pic]







Реферат на тему: Правонарушения в области стандартизации

ВВЕДЕНИЕ.

Правовые основы стандартизации установлены законом «О стандартизации».
Закон определил меры государственной защиты интересов потребителей и
государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные
стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения
обязательных требований стандартов при их применении.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на
приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право
на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той
или иной области посредством широкого и многократного использования
установленных положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть
повышения степени соответствия продукта (услуг), процессов их
функциональному назначению Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 "О стандартизации"
устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации
работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными
для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для
частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей
продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и
предприятия.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О стандартизации", предусмотрена
ответственность за нарушение положений Закона о стандартизации:
"Юридические и физические лица, а также органы государственного
управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в
соответствии с действующим законодательством уголовную, административную
либо гражданско-правовую ответственность".
В этой работе рассмотрены два случая правонарушений ГОСТов:
1) несоблюдение требований законодательства по вопросам подготовки
работников по охране труда;
2) несоблюдение требований законодательства по вопросам обеспечения
работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами
индивидуальной защиты.



Несоблюдение требований законодательства по вопросам подготовки
работников по охране труда.

На примере индивидуального предпринимателя Абрамова рассмотрим
правонарушения по стандартизации.
Из приложенных документов видно, что ИП Абрамов допустил нарушения:
1) п.п. 4.4., 4.5 ГОСТа 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения
безопасности труда. Общие положения»;
2) п.п.
18 сентября 2001г. были разработаны методических указаниях по
организации и проведению проверки соблюдения требовании законодательства по
вопросам подготовки работников по охране труда.
Они включают в себя:

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в целях повышения
эффективности надзорно-контрольной деятельности государственных
инспекторов труда по обеспечению на подконтрольных предприятиях и в
организациях требований законодательства Российской Федерации об охране
труда и являются обязательными для применения в системе федеральной
инспекции труда.
1.2. Основной целью указанной проверки является выявление, устранение и
профилактика нарушений работодателями требований законодательных и иных
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки работников
по охране труда, а также причин и условий, способствующих данным
нарушениям.
1.3. Правовой базой осуществления государственного надзора и контроля за
соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по
вопросам организации, проведения и соблюдения порядка подготовки работников
предприятий и организаций по безопасности и охране труда являются:
Конвенция МОТ № 81 об инспекции труда;
Кодекс законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ РФ);
Федеральный закон от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181);
Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов (далее - Федеральный закон №116);
Федеральный закон от 24.07.98г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболевании и (далее - Федеральный закон № 125);
Федеральный закон от 08.08.01г № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного» контроля
(надзора)» (далее - Федеральный закон № 134);
Положение о федеральной инспекции труда, утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 01.2000 г. №
(далее - Положение);
Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской
Федерации, утвержденное приказом Минтруда России от 29.02.2000 № 65;
постановление Минтруда Российской Федерации от 12.10.94 г. № 65 «в
утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний охране
труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций» с
изменениями и дополнениями, внесенными постановления Минтруда России от
09.04.96 № 18, (далее - Типовое Положение);
ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» (далее ГОСТ
12.0.004);
межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акт
устанавливающие требования безопасности к видам работ, технологическим
процессам, оборудованию;
настоящие Методические указания, другие нормативные и методические акты
Минтруда России и федеральной инспекции труда.
1.4. Проверка соблюдения требований законодательства по вопросе подготовки
работников по охране труда в поднадзорных организации проводится:
1.4.1. В плановом порядке, когда проверка организации предусмотрена
плане работы государственной инспекции труда, включая совместные план
работы с другими органами, осуществляющими надзор и контроль по охране
труда;
1.4.2. Во внеплановом (оперативном) порядке на основании обращения:
должностных лиц органов надзора и контроля, заявлений граждан, содержащих
сведения о нарушениях законодательства по указанным вопросам, по заданию
руководства государственной инспекции труда, поручению Федеральной
инспекции труда, а также по просьбе работодателей;
1.4.3. В ходе комплексной проверки организации.
1.5. Указанная проверка может проводиться государственными инспекторами
труда самостоятельно либо совместно с внештатными
инспекторами труда, а также должностными лицами и специалистам:
государственных органов надзора и контроля и общественных организаций.
2. Подготовка к проведению проверки соблюдения требований законодательства
по вопросам обучения работников по охране труда

2.1. Планирование проведения проверки
2.1.1. Планирование проверок поднадзорных предприятий и иных
организаций по вопросам подготовки работников по охране труда
осуществляется государственным инспектором труда при составлении
перспективных и текущих планов работы на основе анализа допускаемых
нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и
охране труда, состояния и причин производственного травматизма с учетом
планов работы государственной инспекции труда и планов основных мероприятий
Федеральной инспекции труда.
Проверка конкретных предприятий и организаций по указанным вопросам
предусматривается в разрабатываемых государственным инспектором труда
месячных графиках проверок.
2.1.2. Государственный инспектор труда, в рамках требований настоящих
Методических указаний самостоятельно выбирает формы и методы проведения
проверок, заранее уведомляя работодателя о планируемой работе или проводя
экстренные (без предварительного уведомления работодателя) проверки, с
обязательным во всех случаях участием в проверке работодателя или
уполномоченного им должностного лица, а при необходимости
-уполномоченных работниками данной организации лиц по вопросам охраны труда
(в том числе профсоюзов).
Экстренная проверка может проводиться, если у государственного инспектора
труда имеются достаточные основания предполагать, что работодатель
использует предварительное уведомление о проверке для сокрытия или
уничтожения фактов, свидетельствующих о нарушениях, либо предпримет иные
меры, затрудняющие выявление указанных нарушений. . .

2.2. Первоочередные меры по подготовке к проведению проверки
2.2.1. Подготовка к предстоящей проверке, как правило, должна
проводиться государственным инспектором труда накануне выезда в проверяемую
организацию. При этом необходимо уточнить направления производственной
деятельности, общую численность и структуру проверяемой организации в целях
конкретизации перечня действующих отраслевых нормативных правовых актов,
регламентирующих специальные требования по организации и проведению
обучения по охране труда работников данной организации.
Одновременно рассматриваются результаты ранее проведенных проверок
данной организации (в том числе другими органами государственного надзора и
контроля), уточняются ф.и.о. руководителей и главных (ведущих) специалистов
по охране труда и т.д. При отсутствии в государственной инспекции труда
указанных сведений (в случае первого посещения организации) они уточняются
в организации перед началом проверки.
2.2.2. Непосредственно перед началом проверки государственный инспектор
труда встречается с работодателем, его заместителем или иным уполномоченным
им должностным лицом для ознакомления их с целью проведения проверки и
решения организационных вопросов обеспечения проверки (план и сроки
проведения проверки, перечень обследуемых
структурных подразделений и служб, поручения соответствующим
должностным лицам по сопровождению государственного инспектора труда,
предоставлению необходимых пояснений и документации и т.д.).
2.2.3. На первом этапе проверки в соответствующих службах организации
должны быть получены и рассмотрены:
сведения о структуре организации (наименования подразделений) с указанием
отдельных подразделений или производств, осуществляющих отличные от
основной специализации организации виды деятельности (если такие имеются);
перечень профессий и должностей работников организации (штатное расписание)
с распределением по структурным подразделениям (включая управленческие) и
производствам с указанием их численности;
персональные сведения о количественном и профессиональном составе
работников, принятых в организацию в течение последнего года, с указанием
структурных подразделений;
действующие в организации локальные нормативные правовые акты и иные
организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок
организации и проведения подготовки работников по безопасности и охране
труда.
3. Проведение проверки соблюдения установленного порядка . организации
обучения и проверки знаний работников по охране труда

3.1. Проведение проверки соблюдения требований законодательных и иных
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок - обучения по охране
труда руководителей и специалистов
3.1.1. Обязательность прохождения в установленном порядке обучения и
проверки знаний всеми работниками организации, включая ее руководителя,
предусмотрена ст.ст.14 и 18 Федерального закона № 181.
Порядок организации и проведения обучения и проверки знаний по охране
труда руководителей и специалистов регламентирован требованиями Типового
Положения, ГОСТ 12.0.004, а также специальными требованиями межотраслевых и
отраслевых нормативных правовых актов по охране труда, действие которых
распространяется на проверяемую организацию.
На объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и
контроля, проверка знаний .руководителей, специалистов и других работников
проводится в 'порядке, установленном этими органами.
3.1.2. При проведении проверки соблюдения в организации требований правовых
норм указанных законодательных и иных нормативных правовых актов
государственный инспектор труда должен:
ознакомиться с кадровыми приказами за проверяемый период (не менее года) о
всех вновь принятых или переведенных на другую работу руководителях и
специалистах организации и ее структурных подразделений;
проанализировать соответствие действующих в организации локальных
нормативных актов и организационно-распорядительных документов,
регулирующих порядок обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов, правовым нормам законодательных и иных
нормативных правовых актов, устанавливающих требования в этой сфере;
проверить наличие в организации утвержденных программ обучения по охране
труда руководителей и специалистов и контрольных вопросов для проведения
проверки их знаний, их соответствие требованиям Типового Положения и иных
действующих в организации отраслевых нормативных правовых актов по форме и
содержанию, полноту отражения в них специфики производственной
деятельности и должностных (функциональных) обязанностей обучаемых
руководителей и специалистов;
проверить журналы (иные документы), свидетельствующие о фактическом
проведении обучения руководителей и специалистов по охране труда, а также
организацию краткосрочных семинаров, бесед, консультаций и т.д.,
проводимых в соответствии с требованиями п.9 Типового Положения
непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой их знаний по
охране труда;
проверить наличие в организации приказов об образовании комиссий по
проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, соответствие
персонального состава указанных комиссий требованиям Типового Положения,
полномочия членов комиссии (прохождение ими в установленном порядке
обучения и проверки знаний по охране труда);
рассмотреть протоколы проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов организации и ее структурных, подразделений (включая случаи,
когда обучение и проверка знаний руководителей и специалистов организации
проводились в учебных центрах), обратив внимание на фактическое соблюдение
установленных сроков периодической проверки знаний (не реже одного раза в
три года) в отношении каждого из них, установить соответствие фактического
состава комиссии, проводившей проверку знаний, приказам об их
формировании;
проверить фактическое проведение проверки знаний по охране труда со всеми
вновь поступившими на работу (переведенными на новый участок работы)
руководителями и специалистами в течение одного месяца после назначения на
должность;
при наличии сведений о необходимости проведения внеочередной проверки
знаний по охране труда конкретных руководителей и специалистов (в случаях,
предусмотренных п.8 Типового Положения) установить фактическое проведение
такой проверки.
3.1.3. В случаях выявления в ходе проверки структурных подразделений и
служб организации грубых или систематических нарушений требований
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда по
результатам проверки государственным инспектором труда может быть
предъявлено требование о необходимости проведения в установленном порядке
внеочередной проверки знаний по охране труда у руководителей и
специалистов этих подразделений.
3.2. Проведение проверки соблюдения требовании законодательных и иных
нормативных правовых актов по охране труда, регламентирующих порядок
обучения и проверки знаний по охране труда других работников.
3.2.1. Обязанность работодателя обеспечивать проведение в
установленном порядке обучение других работников безопасным методам и
приемам выполнения работ, проверку их знаний и инструктаж по безопасности
труда предусмотрена ст.ст.14 и 18 Федерального закона №181.
Порядок организации и проведения обучения, инструктажа и проверки
знаний по охране труда всех работников регламентирован требованиями ГОСТ
12.0.004, а также специальными требованиями иных межотраслевых и
отраслевых .нормативных правовых актов по охране труда, включая
специальные- нормативные акты, устанавливающие порядок подготовки по
безопасности труда работников, эксплуатирующих объекты, подконтрольные
специально уполномоченным органам надзора и контроля.
3.2.2. При проведении проверки соблюдения в организации требований
нормативных правовых актов, устанавливающих порядок обучения и проверки
знаний по охране труда работников, государственный инспектор труда должен:
ознакомиться с кадровыми приказами за учетный период (не менее одного
года) о принятии или переводе на другую работу работников структурных
подразделений организации;
ознакомиться с трудовыми книжками .всех работников организации, принятых в
учетном периоде на работы с повышенной опасностью. По всем принятым на
указанные работы лицам, имевшим перерывы в работе по данной профессии и
виду работ более года, проверить фактическое проведение обучения и
проверки знаний по охране труда до начала самостоятельной работы;
проанализировать соответствие действующих в организации локальных
нормативных актов и организационно-распорядительных документов,
регламентирующих порядок обучения и проверки 'знаний по охране труда
работников, правовым нормам законодательных и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих требования в этой сфере;
рассмотреть действующие в организации перечни видов работ и профессий, к
которым ,' предъявляются дополнительные (повышенные) требования
безопасности труда и в отношении которых должно проводиться 'специальное
обучение по безопасности труда занятых на них работников, установить их
соответствие отраслевым (межотраслевым) нормативным актам по охране труда;
проверить наличие в организации утвержденных программ обучения работников
различных профессий по охране труда и контрольных вопросов для проведения
проверки их знаний, их соответствие требованиям ГОСТ 12.0.004 и иных
действующих в организации отраслевых нормативных правовых актов по форме и
содержанию, полноту отражения в них характера производственной
деятельности и функциональных обязанностей обучаемых работников;
проверить журналы (иные документы), свидетельствующие о фактическом
проведении с работниками обучения по охрана . труда, краткосрочных
семинаров, бесед, консультаций и т.д., проводимых в организации
непосредственно перед проверкой их знаний по охране труда;
проверить наличие в организации приказов об образовании комиссий по
проверке знаний работников по охране труда, полномочия членов комиссии
(прохождение ими в установленном порядке обучения и проверки знаний по
охране труда);
рассмотреть протоколы проверки знаний работников по охране труда, обратив
внимание на фактическое соблюдение установленных сроков периодической
проверки знаний в отношении каждого из них, установить соответствие
фактического состава комиссии, проводившей проверку знаний, приказам о их
формировании;
проверить соблюдение сроков проведения проверки знаний по охране труда со
всеми вновь поступившими на работу (переведенными на новый участок работы)
лицами до начала их самостоятельной работы;
при наличии сведений о необходимости проведения внеочередной проверки
знаний по охране труда конкретных работников, провести проверку
фактического проведения у них такой проверки.
3.2.3. В ходе проверки государственный инспектор должен отдельно
проверить порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников,
входящих в состав комплексных бригад, учитывая необходимость их
подготовки по основной и совмещаемой профессиям.

4. Проведение проверки соблюдения установленного порядка организации
инструктажа работников по безопасности труда
4.1. Проверка соблюдения установленного порядка организации инструктажа
работников по безопасности труда проводится непосредственно в структурных
подразделениях и службах организации с использованием общих сведений и
сведений по конкретным работникам, полученных государственным инспектором
труда в ходе ознакомления с действующими в организации локальными
нормативными актами и организационно-распорядительными и персональными
документами, указанными в предыдущем разделе Методических указаний.
4.2. Перед осуществлением проверки в структурных подразделениях и
службах организации целесообразно ознакомиться с утвержденным в
установленном порядке перечнем .профессий, и должностей работников,
освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, и проверить
обоснованность включения в него конкретных профессий и должностей
работников (п.7.2.1. ГОСТ 12.0.004).
4.3. Проверка соблюдения установленного порядка проведения вводного
инструктажа работников.
В службе охраны труда организации (или у лица, на которого возложены
обязанности специалиста по охране труда) проводится проверка по следующим
основным вопросам:
наличие утвержденной в установленном порядке программы вводного
инструктажа, по которой проводился вводный инструктаж, ее соответствие
приложению 3 ГОСТ 12.0.004 и полноту отражения в ней особенностей
производства;
порядок проведения вводного инструктажа, формы его проведения,
оборудование места проведения инструктажа (кабинет охраны труда или иное
оборудованное помещение) и его соответствие установленным требованиям;
соответствие лиц, осуществляющих проведение вводного инструктажа,
требованиям п.7.1.2. ГОСТ 12.0.004 (инженер по охране труда или лицо, на
которое приказом по организации возложены эти обязанности), их
компетентность;
соблюдение требований об обязательности проведения вводного инструктажа
со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками,
командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную
практику (по спискам принятых в организацию в учетном периоде);
порядок регистрации сведений о прохождении вводного инструктажа,
соответствие журнала регистрации вводного инструктажа приложению 4 ГОСТ
12.0.004, наличие в нем необходимых записей;
внесение сведений о проведении вводного инструктажа в документы о приеме
на работу (форма Т-1) с росписью лиц, проводивших и получивших
инструктаж.
4.4. Проверка соблюдения установленного порядка проведения первичного
инструктажа работников на рабочем месте.
4.4.1. В структурных подразделения и службах организации проводится
проверка соблюдения установленного порядка проведения первичного
инструктажа на рабочем месте по следующим основным вопросам:
наличие утвержденных и согласованных в установленном порядке программ
проведения инструктажей на рабочем месте, разработанных для отдельных
профессий или видов работ с учетом требований действующих нормативных
правовых актов по охране труда (соответствующих правил, норм, •
стандартов ССБТ, инструкций по охране труда, производственных инструкций
и т.п.);
обязательность и своевременность проведения первичного инструктажа по
охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности:
- со всеми вновь принятыми на предприятие;
- с работниками, переводимыми из одного подразделения в другое;
- с работниками, выполняющими новую для них работу;
- с командированными, временными работниками;
- со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на
территории действующего предприятия;
- со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение
или практику, перед выполнением новых работ; у .
порядок и форма проведения инструктажа, продолжительность и качество
его проведения;
компетентность и правомочность лиц, осуществляющих проведение
первичного инструктажа;
прохождение стажировки после первичного инструктажа в порядке,
установленном п.7.2.4. ГОСТ 12.0.004, наличие в подразделении приказов
(распоряжений) о назначении руководителей стажировки, оформление
допуска к самостоятельной работе (после стажировки, проверки
теоретических знаний и приобретения навыков безопасных способов
работы), наличие фактов освобождения работников от стажировки;
порядок оформления результатов проведения первичного инструктажа на
рабочем месте, наличие журнала регистрации инструктажа на рабочем
месте, его соответствие требованиям ГОСТ 12.0.004, наличие записей в
журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего,
имеющего на это полномочия.
4.4.2. В порядке контроля, целесообразно провести проверку
проведения инструктажа перед допуском к самостоятельной работе у .ряда
конкретных работников, .вновь принятых на работу в подразделение
(службу) или переведенных на другую работу (по заранее подготовленному
списку).
4.5. Проверка соблюдения установленного порядка проведения
повторного инструктажа работников.
Проверка соблюдения установленного порядка проведения повторного
инструктажа по безопасности труда проводится по следующим основным
вопросам:
порядок проведения, форма, место, объем и продолжительность, качество
проведения повторного инструктажа;
оформление результатов проведения повторного инструктажа;
полномочия и компетентность лиц, осуществляющих проведение повторного
инструктажа;
для работников, постоянно работающих на предприятии, проверить
периодичность проведения повторных инструктажей по охране труда. При
этом необходимо учитывать, что периодичность проведения повторных
инструктажей по конкретным профессиям и видам работ определяется
требованиями действующих нормативных актов по охране труда,
устанавливающих требования безопасности к соответствующим
технологическим процессам, оборудованию.
4.6. Проверка соблюдения установленного порядка проведения
внепланового инструктажа работников.
Проверка соблюдения установленного порядка проведения внепланового
инструктажа по безопасности труда проводится по следующим основным
вопросам:
обязательность проведения внеплановых инструктажей в случаях,
предусмотренных требованиями ГОСТ 12.0.004, и прежде всего:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов,
правил, инструкции по охране труда, а также изменений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации
оборудования, приспособлений или инструмента, исходного сырья, материалов
и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при. нарушении работниками и учащимися требований безопасности
труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или
пожару, отравлению;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются
дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда - более чем
на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
В ходе проверки необходимо установить соответствие государственным
нормативным требованиям охраны труда действующих в организации:
порядка проведения внепланового инструктажа со строителями при переходе с
одного объекта на другой;
порядка проведения, форму, место, объем и продолжительность, качество
внепланового инструктажа;
порядка оформления результатов проведения внепланового инструктажа;
полномочий и компетентности лиц, осуществляющих проведение внепланового
инструктажа.
4.7. Проверка соблюдения установленного порядка проведения целевого
инструктажа работников.
Проверка соблюдения установленного порядка проведения целевого
инструктажа по безопасности труда проводится по следующим основным
вопросам:
обязательность проведения целевого инструктажа:
- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по
специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне '
предприятия, цеха и т.п.); ,''
- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
- при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск,
разрешение и другие документы;
- при проведении экскурсий на предприятии. порядок проведения, форма,
место, объем и продолжительность, качество целевого инструктажа;
- оформление результатов проведения целевого инструктажа;
полномочия и компетентность лиц, осуществляющих проведение целевого
инструктажа.
4.8. В ходе проверки структурных подразделений и служб организации
государственный инспектор труда должен обращать внимание на соблюдение на
рабочих местах законодательных и иных нормативных требований по охране
труда, выявлять и фиксировать все имеющиеся нарушения правил, норм и
инструкции, давать указания об их устранении, в необходимых случаях
приостанавливать проведение работ, требовать вывода людей в безопасное
место, объясняя персоналу причины своих решений.

5. Оформление и рассмотрение результатов проведенной проверки

5.1. По результатам проверки государственный инспектор труда в
соответствии с Методическими указаниями о порядке выдачи предписаний и
наложения штрафов Рострудинспекцией за нарушение законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда, утвержденными приказом
Рострудинспекции от 25.06.99 № 13, составляет документы об устранении
выявленных нарушений и вручает их работодателю (иному уполномоченному им
должностному лицу организации).
Выявленные в ходе проверки структурных подразделений и служб организации
нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и
охране труда отражаются в протоколе, выдаваемом руководителям структурных
подразделений под роспись. При этом по каждому выявленному нарушению в
протоколе должна быть ссылка на нарушенную статью (параграф, пункт)
соответствующего законодательного или иного нормативного правового акта.
Нарушения, отраженные в протоколе (протоколах), являются основанием для
составления предписания (форма № 2-ГИТ), в котором излагаются конкретные
предложения по устранению выявленных нарушений статей КЗоТ РФ, Федерального
закона № 181, правил по охране труда и других нормативно-правовых актов по
охране труда. По каждому пункту предписания должен указываться конкретный
срок его выполнения со ссылкой на соответствующие пункты правил и норм по
охране труда, стандарты ССБТ, статьи в законодательных документах об охране
труда и КЗоТ РФ.
Предписание является односторонним документом, подписываемым лицом,
проводившим обследование, с ознакомлением под роспись работодателя или
лица, которому оно выдается.
Перечень наиболее характерных нарушений и примеры изложения мероприятий
предписаний приводятся в приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.
5.2. В случаях, когда в ходе проверки структурного подразделения
выявляются нарушения, представляющие непосредственную опасность для жизни и
здоровья работников, руководителю структурного подразделения
незамедлительно выдается предписание (по форме № 5—ГИТ) о приостановке
эксплуатации оборудования или выполнения работ. При этом государственный
инспектор труда, принявший указанное решение, обязан разъяснить
работникам причины принятого решения и принять необходимые меры по
сохранению их среднего заработка (п.3. ст. 9 Федерального закона № 181).
Разрешение на возобновление деятельности производственного
подразделения, эксплуатации оборудования госинспектор труда дает только
после получения от работодателя письменного уведомления об устранении
нарушении или на основании личной проверки.
5.3. При выявлении в ходе проверки организации фактов не прохождения
должностными лицами в установленном порядке обучения и проверки знаний по
охране труда руководителю структурного подразделения незамедлительно
вручается пре

Новинки рефератов ::

Реферат: Общая собственность: понятия и виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Макс Вебер и его социологическая концепция (Политология)


Реферат: Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит ? (Социология)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)


Реферат: Проектирование участка по изготовлению широкодиапазонного генератора импульсов (Радиоэлектроника)


Реферат: Социологическое исследование на тему "Вредные привычки среди молодежи" (Социология)


Реферат: Основы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Мифология древнего Египта (История)


Реферат: Английская революция - первая революция нового времени (История)


Реферат: Типичные ошибки в семейном воспитании (Педагогика)


Реферат: Охрана коммерческих тайн (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории (Социология)


Реферат: Первая медицинская помощь при остановке сердца (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Исторический опыт и перестройка (История)


Реферат: Портланцемент и пороки древесины (Технология)


Реферат: Cоциальная стратификация (Социология)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: Деление клетки. Митоз (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист