GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Современная демографическая ситуация в России и демографическая политика (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Современная демографическая ситуация в России и демографическая политика (Социология)


Министерство образования Российской Федерации
Рязанский государственный педагогический университет
имени С.А. Есенина


Социально-экономический факультет



СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА



РЕФЕРАТ



Рязань, 2002 год



ПЛАН
Введение
§1. Источники демографической информации
§2. Демографическая ситуация в России
§3. Демографическое прогнозирование
Заключение



Введение

Как это не удивительно, столь широко употребляемое слово как "наро-
донаселение" сначала возникло как научное понятие. Произошло это около двух
веков назад. Появление данного термина в русском языке начала девят-
надцатого века вызвало к жизни специальную науку и родило ещё одно сло-во,
ставшее повседневным уже в наше время, - "демография".
Вообще, демография - это наука о закономерностях воспроизводства
населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого
процесса.
Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и жур-
налисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде
вузов России. Демография сейчас - это наука со всеми присущими атрибутами
(собственными методами, теориями, практическими задачами). Более того,
демография становится актуальной наукой, порождающией пере-крёстные области
знаний, новые их отрасли. К примеру, на перекрестке двух областей знаний
(истории и демографии) постепенно сложилась новая науч-ная дисциплина -
историческая демография (или демографическая история), предметом изучения
которой является объективный процесс исторической эволюции воспроизводства
населения. В последние десятилетия, когда мы стали свидетелями
"демографического взрыва" в развивающихся странах и снижения показателей
воспроизводства населения в экономически развитых, историческая демография
привлекает к себе широкое внимание.
На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие
данные о демографической ситуации в стране. До "хрущевской отте-пели"
демографическая статистика была под грифом "совершенно секретно" и только
с конца пятидесятых годов начала появляться в документах с по-меткой "Для
служебного пользования". С того времени и вплоть до 1985 года сведения о
численности населения, количестве родившихся и умерших при-водились лишь в
специальных изданиях, сведения же, например, о продолжи-тельности жизни,
младенческой смертности и числе абортов не публико-вались никогда и нигде.
И понятно почему: именно продолжительность жиз-ни и уровень смертности
населения, детская рождаемость, младенческая смертность, число абортов, как
ничто иное, отражают состояние государства.
В современной России, правопреемнице СССР, неизбежно сохраняют-ся те
же демографические тенденции, что отличали ее непосредственного ис-
торического предшественника. Иначе быть и не может: тот же народ, те же
традиции.
В данной работе отдельный параграф будет отведен на тему демо-графии
семьи. Необходимость дополнения традиционного демографического анализа (в
центре которого индивид, лишенный каких-либо иных характе-ристик кроме пола
и возраста) обращением к демографии семьи, необходи-мость включения именно
семьи как объекта исследования и одновременно единицы наблюдения,
обусловлено тем, что "индивидуалистическая" демо-графия близка к исчерпанию
своего эвристического и прогностического по-тенциала. Демография семьи
важна для изучения, ведь она является наукой, предметом которой являются
закономерности формирования, функциониро-вания и распада семейно-
родственных групп и домохозяйств.
Что касается обоснования своего выбора данной темы, то он аргумен-
тирован актуальностью решения демографических проблем России на сегод-
няшний день. Вопросы демографического кризиса в нашей стране, без сомне-
ния, заслуживают особого внимания.

§1. Источники демографической информации

Сложность и многообразие используемых ныне методов демографиче-ского
анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению.
Демографическая информация должна быть, во-первых, много-сторонней и
разнообразной, то есть позволять получать сведения не только об общем
числе демографических событий, но и их детальные характерис-тики. Например,
если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее
число рождений, но и возраст матерей, состояние их в браке и ряд других
характеристик. Если речь идет об изучении смертности, необхо-димо знать не
только число умерших, но и их распределение по полу и воз-расту, по
причинам смерти, по профессиям, а также ряд других характерис-тик. Если
такой детальной информации нет, использование всех методов де-
мографического анализа невозможно, а это значит, что при изучении демо-
графических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто не-верным
выводам.
Другим важным требованием к демографической информации является её
достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от
преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спе-цификой
сбора информации.
Источники демографической информации должны позволить получить
необходимый объем сведений не только по стране в целом, но и по регионам,
то есть в области, крае, автономной республике, а в некоторых случаях и в
административном районе. Это очень важно для нашего многонационального
государства, поскольку имеются существенные региональные различия не только
в природно-климатических условиях, но и в характере процессов
воспроизводства населения.
Наконец, источники данных о населении будут полностью отвечать
требованиям практики лишь тогда, когда позволяют получить необходимые
сведения за длительный период времени. Только в этом случае можно выявить
генеральные тенденции изменения.
Все эти сложные требования к источникам демографической информа-ции
обуславливают необходимость существования системы взаимодопол-няющих
методов её сбора. Каждый из таких методов имеет свои достоинства и
недостатки, а вместе они по сути представляют единую информационную
систему.
В настоящее время в России используется три основных источника данных
о демографических процессах: переписи населения, текущий учет в ЗАГСах, а
также выборочные исследования.
Исторически первым источником данных о населении являлись пере-писи,
научные принципы проведения которых были впервые сформулирова-ны известным
русским географом и статистиком П.П. Семеновым-Тян-Шан-ским.
Текущий учет позволяет получить сведения о числе лиц, изменивших
постоянное место жительства. Так, по существующим правилам при пропис-ке
или выписке с места жительства (наряду с другими документами) каждый
совершеннолетний заполняет так называемый отрывной талон, в котором в
адресной печати указывается год рождения (т.е. по сути возраст), пол, нацио-
нальность и место прибытия (выбытия) человека, а так же цель поездок. В
этот же отрывной талон вписываются и несовершеннолетние дети. Суммируя
общее число отрывных талонов (с учетом записанных в них детей), можно
подсчитать число прибывших (выбывших) в тот или иной населенный пункт людей
и получить некоторые другие добавочные сведения о мигрантах, со-держащиеся
в отрывных талонах.
Таковы известные методы демографического анализа в самом общем виде.
Описанные способы, конечно, далеко не исчерпывают весь его арсенал,
поскольку в ряде случаев демографы используют в анализе динамики на-
родонаселения графические методы, а также приемы, разработанные в совре-
менной социологии и статистике, различные математические модели, в том
числе такие перспективные, как имитационные экономико-демографические
модели.
Важным является соответствие всех аналитических инструментов де-
мографического нескольким основным принципам. Так, при анализе процес-сов
воспроизводства населения необходимо помнить о том, что социально-
экономические факторы, специфически проявляющиеся в каждой стране,
определяют формирование того или иного типа воспроизводства населения.
Следует учитывать методические возможности используемых показателей,
помнить, что лишь комплексное применение различных приемов демографи-
ческого анализа может дать достаточно точную картину происходящих про-
цессов.
§2. Демографическая ситуация в России

Системный кризис российского общества резко ухудшил демографи-ческую
ситуацию и здоровье населения.
Заметно увеличилось число умерших практически из-за всех наиболее
распространенных причин, ведущих к преждевременной смертности. "Неза-
висимая газета" (в номере за 2 февраля 1994 года) пишет: "Разница между
возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в Российской
Федерации (и особенно в ее русских регионах) позволяет охарактеризовать
Россию как страну с вырождающимся населением". В 1990 году, впервые за
послевоенное время, наблюдалась естественная убыль населения. В 1993 году
ей было охвачено 68 субъектов РФ, где проживает 63% россиян, тогда как в
1992 году таких субъектов было 45. Растет смертность населения в
трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью, начи-ная с
1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. вымирание России,
составляющее около 700 000 человек в год.
Это - общая харктеристика. Ниже речь пойдёт о конкретных демогра-
фических показателях.
I. Продолжительность жизни.
Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57 лет для
мужчин и 72 года для женщин. К примеру, для США, Канады, Фран-ции, Германии
и других развитых стран мира этот показатель равен соответственно 73-80
годам. А для Японии - 76 и 82. Таким образом, рос-сийские мужчины сегодня
живут в среднем на 16, а женщины - на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно
тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов - 15 лет. Такого
нет нигде. "Нью-Йорк Таймс" пи-шет, что Россия стала первой промышленно
развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в подобных
условиях.
Примечательно, что разрыв показателей продолжительности жизни мужчин и
женщин увеличивается аж с конца XIX века, достигнув почти девяти лет в 1968-
1971 годах.
Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только
биологическими факторами, на счет которых можно отнести четыре-пять лет
такого рода различий. Остальные годы разрыва вызваны действием
специфических факторов.
И тем более важно выяснить причины происходящего в нашей стране, если
"небиологический разрыв" достигает 10 лет, что чрезвычайно пугает.
II. Рождаемость.
На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изме-нения
в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к но-вому,
современному типу репродуктивного поведения .
Традиционный тип репродуктивного поведения исключает всякое на-
меренное вмешательство в процесс зачатия и вынашивания плода. Социаль-ные и
культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и
поддерживаемые религией и обычаями, не допускают внутрисемейного ре-
гулирования деторождения как массового явления. Уровень рождаемости при
традиционном типе репродуктивного поведения довольно высок.
При современном типе репродуктивного поведения внутрисемейное
регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превра-щается
в неотъемлемую черту образа жизни людей и становится главным фактором,
определяющим уровень рождаемости.
Изменения репродуктивного поведения российских семей – следствие
трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в
процессе длительного исторического, экономического и социокультурного
развития России.
К концу 60-х годов XX века контроль над деторождением стал ха-рактерен
для поведения подавляющего большинства семей нашей страны. Распространение
его сопровождалось переходом к двухдетной семье. Демо-графический переход в
России, в том числе и переход к новому, близкому к европейскому, типу
репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен.
Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брач-ных
когортах, сформировавшихся в 1985-1989 годах и 1990-1993 годах. В
распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень сущест-венные
изменения: резко увеличилась доля собирающихся ограничить свою семью одним
ребенком, и резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более
детей. Резкое падение рождаемости в начале 90-х годов поро-дило мнение, что
главной причиной этого был экономический и полити-ческий кризис. Однако
исследования показывают, что это снижение и сни-жение рождаемости в
последующие годы - продолжение объективного процесса её эволюции, которая
длится уже более столетия, хотя немалое влияние оказывают условия жизни
семьи.
Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до
современного, Россия в 90-х годах заняла место в ряду стран с самой низкой
рождаемостью.

В 1993 году рождаемость упала по сравнению с предшествующим годом на
15% и составила 9,0 родившихся на тысячу человек.

Сейчас сохраняется тенденция к снижению количества детей в семье. По
данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее
приемлемым иметь одного ребенка, тогда как раньше абсолютно нормаль-ным
явлением было наличие 3-4-х детей в семье. При этом, как и прежде, для
семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для го-
родских семей.
До сих пор в сельской местности рождаемость в значительной степени
больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что
социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости про-цесса
урбанизации во многих странах, в том числе и России. Процент город-ского
населения в отдельных странах равен: Австралия - 75%; США - 80%; Германия -
90%. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут го-родские
агломерации и мегаполисы.
В 1997 году коэффициент суммарной рождаемости для всего населе-ния был
равен 1,23, для городского населения – 1,12, а для сельского – 1,59.
Падение уровня жизни большинства семей было предопределено самим
характером реформ, либерализацией цен при сохранении монопо-лизма
производителей и отсутствии полноценного рынка товаров и услуг. В течение
1992-1995 годах происходил резкий спад производства, экономи-ческий кризис
приобрел особую глубину. Сокращение производств, потеря хозяйственных
связей, отсутствие сырья, сокращение заказов привели к реальной
безработице.
За период 1992-1996 годов цены на основные виды потребительских
товаров и услуг выросли в 2200 раз, а в сравнении с началом 1991 года они
в среднем увеличились в 6000 раз, при этом на мясные и молочные продукты в
8-12 тысяч раз, а на хлеб – в 15 тысяч раз.
Во взглядах ученых и политиков на развитие экономических мер семейной
политики просматриваются две позиции, если не противополож-ные, то
достаточно противоречащие.
Одна - обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем
нетрудоспособным. Сторонники другого подхода предлагают отка-заться от
принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки
от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке
"наиболее уязвимых социальных слоев" (к таким относят многодетных, одиноких
матерей, семьи с детьми инвалидами и т.п.). Такой подход получил название
"адресной социальной помощи". При вве-дении централизованных мер помощи
семьям с детьми в 1990 году, а затем и в 1991 году, ряд основных пособий
назначался не всем, а лишь мало-обеспеченным. В 1991 году российским
правительством эти ограничения бы-ли сняты. Однако принцип определения
нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и "уравнивания" -
перераспределения доходов от семей с большими доходами семьям с меньшими
доходами находит много сторонников в правительственных структурах. По
мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на
поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.
В краткосрочной перспективе будет продолжаться активный процесс
снижения интенсивности рождаемости, как в городской, так и в сельской
местностях. Здесь, по всей вероятности произойдет переход от многодетной к
среднедетной, а позже и малодетной семье. По наблюдениям, если естест-
венный прирост населения не изменится, то в 2050 году население России
составит всего 125-130 миллионов человек (сегодня население страны - 143,3
миллиона человек). В этих условиях важно активизировать демографическую
политику таким образом, чтобы не допустить дальнейшего перехода населе-ния
к малодетной семье.
Не исключено, что со временем положение изменится, и рождаемость
несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли
вообще возможен.
III. Смертность.
По данным на 1993 год смертность в России составила 16,6 умерших на
1000 человек. Для сравнения, в США - 9,0 человек на 1000.
Основными причинами смерти в наши дни являются болезни так назы-
ваемого эндогенного типа, то есть связанные с нарушением деятельности
важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей
численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа
умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Эта тенденция
наблюдалась и в прошлом. Например, с 1939 года по 1970 год доля лиц в
возрасте 57 лет и старше возросла с 6,8% до 11,8%.
Если в 1973 году на долю умерших от заболеваний систем крово-обращения
приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985 году - 53,4%. Этот показатель
остается прежним и в 1995 году. От рака в 1995 году умерло 17,5%, погибло в
результате несчастных случаев 16%.
Пугает статистика и младенческой смертности в России. Этот пока-затель
равен сегодня 18,6 смертей на 1000 новорождённых и детей до 1 года.
Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в
наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8. В современной России
младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире, что
говорит о значительно худшем состоянии отечественного медицин-ского
сервиса, а также здоровья родителей.
Тенденции заболеваемости и смертности в ближайшем будущем во многом
будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функ-ционирования
органов здравоохранения, что довольно проблематично, в свя-зи с эмиграцией
научных специалистов из России.
IV. Статистика абортов.
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тыся-чу
женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Гер-мания -
5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8. Этот список можно продолжить, что не
изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безуслов-ными
лидерами по числу абортов, причем наш отрыв остальных просто по-трясающ.
Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток
количество абортов возрастает: в Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в
Болгарии - 67,2.
Существуют и негласные данные, ещё более настораживающие. По ним на
конец 1994 года из общего количества зарегистрированных беремен-ностей
родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты.
Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрица-тельного
естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей
стране связано, прежде всего с экономической ситуацией в сегодняшней
России. Вот уже на протяжении десяти лет наша страна нахо-дится в условиях
социально-экономического кризиса, что и является причи-ной такого
демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают
женщины в возрасте от 16 до 25 лет, так как этот социальный слой находится
в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая
женщина просто не в состоянии в должной степени обес-печить себя и своего
ребенка.
Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье
людей. Ведь за последние несколько лет моральные рамки сильно расшири-лись,
а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи вы-глядят
непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми.
V. Самоубийства.
На численность населения России, хотя и в незначительной степени,
влияет процент самоубийств.
С 1992 года по 1995 год количество самоубийств заметно возросло с
46125 до 61000 соответственно. Затем в период с 1995 года по 1996 год их
количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в
период с 1992 года по 1995 год объясняется кризисным состоянием экономи-ки
страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-
экономического условий в Российской Федерации. Заметим, что Россия нахо-
дится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств.
Также высок процент криминальных преступлений, в частности убийств, по
количеству которых мы уже приближаемся к США - лидерам в этой области.
Убийства как раз во многом отрицательно влияют на социаль-ное состояние
России.
VI. Миграция.
Миграция - перемещение населения. Большие её объемы наблюдались в годы
Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942
годы из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуиро-вано 25
миллионов человек.
В 1968-1969 годах переменили постоянное место жительства 13,9 мил-
лионов человек, причем 72% мигрантов были в трудоспособном возрасте. В
последние годы потоками перемещения населения была миграция из села в
город.
Так, за счет миграции из сельской местности в города с 1970 по 1983
год численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96 миллионов
человек (или на 8,9%), а доля сельского населения в общей численности
населения страны уменьшилась с 44 до 35%. Эта тенденция активно продол-
жается и в наши дни.
Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост
подвижности населения является важным фактором развития общества,
способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без
миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение
природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока и т.д.
Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-
половых диспропорций, к нехватке молодежи на селе, что затрудняет разви-тие
сельского хозяйства, быстрейшее освоение новой техники.
Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и старению
населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в
крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые служ-бы городов,
осложняет решение жилищной проблемы.
Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и
других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового
освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока
человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода.
Иначе говоря, существует проблема "приживаемости" новоселов. В противном
случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно,
общество несет существенные экономические и со-циальные потери.
В последние годы в России резко усилился процесс ещё одного вида
миграции - интеллектуальной, или, как его еще называют "утечки умов". Его
масштабы во многом угрожают существованию и развитию целых направ-лений
отечественной науки, вызвают многие негативные социальные и эко-номические
последствия для российского общества в целом. К тому же такая миграция есть
ощутимый урон в финансовом плане для государства. Ведь по приблизительным
оценкам на подготовку одного квалифицированного спе-циалиста, которые и
уезжают в первую очередь за рубеж, государство затрачивает около 300 000
долларов (средства немалые и должные быть по меньшей мере возвращены
стране).
Важнейшим условием обвального потока "утечки умов" стало резкое
увеличение открытости вначале советского, а затем российского государства,
создание законодательной базы для прозрачности границ.
Факторами данногго вида миграции стали, прежде всего, глубокий
социально-экономический кризис в стране, снижение до недавнего времени
приоритетности науки.
Причина же этого вида миграции - невостребованность научного, ин-
теллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реа-
лизовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане,
обеспечивая творческий рост.
Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квали-фикации
из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием
резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке
до сих пор не находилось места среди государственных приоритетов, а переход
научных учреждений на рыночные принципы функ-ционирования осуществляется в
силу объективных причин с большим тру-дом.
Важная причина интеллектуальной эмиграции - инфраструктурная не-
обеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных ис-
следований.
Высока и этническая эмиграция научных сотрудников - 35 тысяч человек
за последние годы, что составляет около 10% всех научных со-трудников по
состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Ака-демии наук покинули
17% научных работников. Однако дело не только в количественном
соотношении. Из отечественной науки ушли просто инициа-тивные и талантливые
люди.
За последние годы 42% этнической эмиграции шло в Германию, 41% - в
Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый боль-шой
по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100 -120
тысяч человек. Желающих, конечно много, но страны-реципиенты сдер-живают и
растягивают во времени их приток, производя при этом их се-лекцию. Однако
надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по
этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом. К 2000 году страну
покинуло около 1,5 миллионов ученых и специа-листов.
В последние годы все большее развитие получает процесс "бизнес-эми-
грации" из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого
благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, заку-
пают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий еже-
годный вывоз валюты из страны превышает 20 миллиардов долларов. Эти деньги
невозможно возвратить в Россию.
Надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интел-
лектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа
менее квалифицированных работников (по отдельным данным их числен-ность
превышает 1 миллион человек). России таким образом снижает свой
интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого
потенциала.
В целом можно констатировать, что проблема "утечки умов", сохра-нения
национального, интеллектуального достояния - одна из важнейших, стоящих не
только перед российской наукой, но и перед российским общест-вом в целом. И
от того, как она будет решена, во многом зависит будущее страны.

§3. Демографическое прогнозирование

Демографические прогнозы являются важным элементом комплекс-ного
долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень
трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при
долгосрочном планировании не использовались данные демографи-ческих
прогнозов.
Демографические прогнозы имеют, как иногда говорят, активный ха-
рактер. Они позволяют не просто ограничиться определением будущих ха-
рактеристик населения. Сравнивая полученные в результате перспективных
исчислений величины и те параметры демографических процессов, которые можно
выявить, определяется степень расхождения желаемых и возможных
характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то
общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возмож-ных
диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прог-нозы
являются важным элементом в управлении общественными процес-сами. Они
позволяют на основе знания перспектив его развития целенаправ-ленно
воздействовать на развитие социально-экономических явлений, кор-ректировать
их в необходимую для страны сторону.
История развития демографического прогнозирования во многом опре-
делялась требованиями практики, потребностями правительств, различных
государственных органов в данных о населении, пониманием роли демо-
графического фактора в развитии общества, состоянием научных исследо-ваний
в сфере экономики, статистики, математики.
Первоначальные попытки определения "демографического будущего" чаще
всего сводились к определению на перспективу общей численности на-селения в
условиях, когда темпы изменения численности и его возрастно-половая
структура были в среднем на протяжении длительного периода прак-тически
неизменными. Напомним, что в большинстве стран Западной Евро-пы, во
всяком случае до начала XIX века, типичной была высокая рождае-мость и
смертность и сравнительно стабильная возрастно-половая структура населения.
Демографические прогнозы исчисляются во многих странах мира. Их
систематически публикуют Организация Объединённых Наций. Однако не-возможно
точно определить даже численность населения во всём мире в данный момент
(на данный год). Для этого пришлось бы в один и тот же день провести
перепись всего населения на всех материках, островах, в поездах, на суше,
на кораблях, в море. Даже для того, чтобы узнать количество людей в одной
стране, надо в определенный день произвести перепись всего населе-ния.
В нашей стране перепись населения проведена в этом, 2002-м, году.
Предварительные подсчёты говорят о том, что в России проживает около 143,3
миллиона человек.
Несмотря на отрицательный прирост в нашей стране (по данным на 1998 год
равному -2‰), можно утверждать, что население Земли в целом с каждым годом
возрастает. Ученые-статистики подсчитали, что в течение девятнад-цатого
века население Земли удвоилось и в 1890 году превысило 1,5 мил-лиарда
человек (1 570 миллионов). За первую половину двадцатого столетия население
мира возросло более чем в полтора раза и в 1957 году составило 2,714
миллиарда человек. В наши дни народонаселение мира насчитывает чуть более 6
миллиардов человек.
Основной причиной такого ускорения темпов роста населения земли стало
явление, получившее скорее образное, чем точное, название - "демо-
графический взрыв". Суть его состоит в быстром увеличении в исторически
короткий период темпов роста населения стран, освободившихся от коло-
ниальной зависимости в 50-60-х годах уже прошлого столетия. Такое повы-
шение роста населения произошло за счет быстрого снижения смертности при
сохранении высокой рождаемости.
Поскольку такой ускоряющийся рост населения обуславливает появле-ние
дополнительных трудностей в развитии экономики ряда стран, росте уровня
жизни, то появились многочисленные решения социально-эконо-мических
проблем в развивающихся странах одним только "демографичес-ким путем", то
есть за счет снижения уровня рождаемости. Но к России это не относится, так
как в нашей стране отрицательный естественный прирост населения, и поэтому
демографическая политика в нашей стране должна проводиться таким образом,
чтобы повышать рождаемость и снижать темпы роста смертности.



Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то
есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения
интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися
темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсив-ности рождаемости,
особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероят-ности, произойдет
переход от многодетной к среднедетной, а позже и мало-детной семье. В этих
условиях важно активизировать демографическую по-литику с тем, чтобы не
допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от
успехов развития науки и эффективности функционирования органов здраво-
охранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная
тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного даль-
нейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных
болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на произ-водстве у лиц
средних возрастов.
В перспективе будет расти и территориальная подвижность населения,
особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким
уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направ-лению
село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мигрантов в
этих районах незначительны.
Что касается демографической политики государства, то, исходя из
приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых
принципах и целях.
Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости от
государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока
еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само-обеспечение,
а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в кото-рых семья с
работоспособными родителями имела бы от своей эконо-мической деятельности
доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает
совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров,
налогообложения, кредитования и т.п.).
Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в осо-бо
трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных,
семьи с инвалидами и т.п.).
Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также
минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования,
здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального
страхования и частичной компенсации расходов в сфере плат-ных услуг.
Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая
льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы
дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать
детей, педагогического просвещения родителей и т.п.
Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране
государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и
государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию
демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.
Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демо-
графического развития страны.



Список использованных источников


Е. Андреев, Б. Горзев. Статья "Шестой кризис". Журнал "Дружба наро-дов", №
7 за 1996 год.

А. Кваша. "Что такое демография". Москва: Мысль, 1993 год.
А. Ткаченко. Статья "Выходит ли Россия из демографического кризиса?".
"Социально-политический журнал", № 5 за 1996 год.
Д. Шелестов, В. Минаев "Миграционные процессы в России". Журнал "Родина", №
10 за 1996 год.
Бондарская Г.А. "Изменение демографического поведения российских семей за
100 лет" / "Мир России", № 4 за 1999 год.




Реферат на тему: Современная семья



План



1. Семья в зеркале науки…………………………….стр.1

2. Супружеские конфликты………………………….стр.8

3. О благополучии семьи…………………………….стр.13

4. Список использованной литературы…………….стр.17



Супружество состоит не только из
удовольствий... - оно предполагает
общие склонности, взаимное страстное
влечение, сходство характеров, - вот что
превращает это необходимое обществу
установление в извечную проблему.
О.Бальзак


Семья в зеркале науки

Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших
классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом
формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно
предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось
серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского
опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного
возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во
внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно
встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в
их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить
в “список” этого необходимого?
По мнению специалистов в этот “список” входит повышение
ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение
социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической
готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний
по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской
психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам
взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее
рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной
организации бюджета семьи.
Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в
целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их
педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется
нереальной. И потому, не претендуя на полноту описания, отметим наиболее
важные направления подготовки юношества к браку.
1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из
этого последствий для личной жизни.
2.Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке
качеств.
3.Формирование адекватных брачно-семейных представлений.
4. Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии
брака и семьи.
Начнем с осознания социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по
сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам
общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по
которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть
принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто
заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и
изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому
не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол
вступившего должен подчиняться сущности брака”.
Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и
семье является деятельное понимание им общественной значимости своих
действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за
семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и
ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда
свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от
неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и
предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и,
главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров
оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто
психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности
ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также
неприятным ощущением предопределенности и заданности.
Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является
исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями
и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью,
социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И
понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она
меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным
отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых
общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается
постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью
можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого
исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда,
характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье
действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества
оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была
“личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения
определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных:
воспитательной и репродуктивной.
Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна,
ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок
совершает свои первые шаги в осмыс-
лении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений,
которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым
будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического,
нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле,
честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного,
морального и физического облика будущего гражданина современного общества.
Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так
и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института
воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно
доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что
дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью.
Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в
ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье),
обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье,
и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно
постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и
человека.
Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи -
репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности
родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может
осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже
расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше)
необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не
меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины
вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство
семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые
семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.
По мнению известного “семьеведа” В.Соловьева, всю совокупность
семейных отношений можно разделить на семь видов. Социально-биологические
отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи,
рождаемости, гигиены и, вообще, пола и половой жизни, физического
совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между
членами семьи. Образующие материальную основу бытия семьи отношения
хозяйственно-экономические включают ведение домашнего хозяйства, семейный
бюджет, распределение обязанностей по дому и тому подобные “земные” вещи, -
словом, тот быт, о который, не только по словам поэта, но и по данным
социологов, сплошь и рядом “разбиваются семейные лодки”. В отличие от этих
“базисных” отношений, все остальные виды семейных отношений составляют
своеобразную “надстройку”. Так, юридические
отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и
имущественных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями,
детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления.
Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего
любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно-нравственного
воспитания и т.п., создавая в то же время фундаментальную основу развития
ребенка как человека и гражданина. Психологические отношения представляют
из себя сферу психического склада членов семьи и реализуют моменты их
совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и
межличностных отношений, развития ребенка как личности. Педагогические
отношения (не всегда, к сожалению, выделяемые) прямо касаются вопросов
семейной педагогики и воспитательных функций семьи. Наконец, эстетические
отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища,
использование достижений литературы и искусства и образуют тем самым основу
культурной преемственности семьи.
Как видите, число “содержательных” видов семейных отношений
достаточно велико. Чтобы не запутаться во всех этих тесно связанных,
переплетающихся друг с другом отношениях, в целях упрощенного “прикладного”
решения психологии и педагогики семейных отношений специалисты обычно
выделяют три важнейшие их сферы - хозяйственно-экономическую, нравственно-
психологическую и интимную. Именно эти три сферы более всего определяют
бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для
воспитания детей.
Заметим, что было описано только содержание семейных отношений, их
содержательный аспект. По характеру же все эти различные виды отношений
могут быть весьма схожи. Прежде чем коснуться этого другого измерения бытия
семьи, хотелось бы указать на их теснейшую взаимосвязь. Дело в том , что
современные психологи установили существование в семье так называемого
закона круговой причинности семейных отношений. Суть его довольно проста:
все, без исключения, сферы семейных взаимоотношений причинно взаимосвязаны
друг с другом. А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них
вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также
взаимосвязаны. И стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как
неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других. В
лучшем случае – в положительную сторону, когда вы, например, после долгих
поисков нашли наилучший вариант распределения домашних обязанностей и
семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, отчего вскоре
закономерно оздоровились и ваши нравственно-психологические отношения, и
даже отношения интимно-личные (согласитесь, что трудно быть ласковым и
нежным, если вы перед этим два часа конфликтовали по поводу того, кому
убрать со стола и мыть посуду). В худшем же (увы, более распространенном) –
в сторону отрицательную, когда, например, те же материально-бытовые
недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах
отношений. Последствия и для семьи, и для развития детей в ней предсказать
в этом случае нетрудно – они будут весьма плачевными. Значит, необходимо
всегда помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония
является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах
деятельности семьи. И необходимо строить в них тот характер отношений,
который является наилучшим для семейного микроклимата. Какой именно?
Социальная психология утверждает, что все виды межличностных
отношений между людьми можно свести к двум (весьма обобщенным) полярным
типам – кооперации и (или) конкуренции. Если попытаться слегка удлинить и
“градуировать” эту классификацию, то можно отметить следующие виды
взаимоотношений:
Сотрудничество – идеальный способ взаимоотношений, предполагающий
взаимопомощь и взаимоподдержку.
Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на
взаимовыгоде всех членов союза.
Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с
другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений.
Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в
каких-либо сферах.
Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых
их объединение носит явно выраженный характер и сохраняется из-за сильного
давления извне.
Любой из этих пяти характеров отношений может в той или иной
степени проявляться в семье, способствуя или, наоборот, препятствуя ее
стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности.
Естественно, что идеальный характер отношений – это сотрудничество.
Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне
важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие
ребенка протекают ровно и безболезненно. Однако, к сожалению, сохранить эту
атмосферу сотрудничества семье удается не всегда. При определенной эрозии
супружеских чувств, усталости и взаимопривыкании (или в случае, когда
брачный союз заключается не по глубокой любви и желанию быть вместе, а как
лекарство от одиночества) между супругами (а в последствии и между другими
членами семьи) могут возникнуть паритетные отношения. Что ж, это неплохо.
Хотя момент необходимой для паритета взаимовыгоды может временами
становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному,
является таковым же и для другого (при сотрудничестве, основывающемся на
любви, место выгоды прочно заменяет желание доставить радость любимому
человеку). Да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть
признана идеальной – слишком уж важна для них эмоциональная связь с
родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и не достает. Впрочем, еще раз
подчеркнем, что паритет – это все-таки неплохо. Так же, как и соревнование
между членами семьи, если оно, конечно, направлено на достижение
действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако
наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не
всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта
или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А здесь уже
ни о чем хорошем говорить не приходиться. Возможно ли сохранить необходимую
для ребенка атмосферу, сохранить семью как внутреннее единство, если
супруги направляют все свои силы на достижение собственных целей, полностью
игнорируя цели других и даже попросту подавляя их по закону “семейных
джунглей”. Поэтому конкуренции нужно бояться во всем – даже в том, что
кажется малым и незначительным, ибо она, однажды возникнув, способна в не
столь уж долгое время уничтожить здоровое тело семьи. В итоге останутся
непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделят
членов семьи друг от друга, когда никакие принципы мирного их существования
– декларируемые или реализуемые – не смогут скрыть того печального факта,
что семьи как внутреннего единства больше нет.
И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в
целом – она весьма редко выдерживает давление внутренних противоречий и
чаще всего прекращает свое существование. Но еще страшнее они сказываются
на детях, которые могут просто не появиться в подобной семье, либо
постоянно испытывать столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их
развитие становиться невозможным.
Именно характер семейных отношений определяет успешность выполнения
семьей важнейших ее функций и ее благополучие в самом широком смысле этого
слова.



Супружеские конфликты


Супружеские конфликты – малоизученная область научных исследований,
которая лежит на стыке многих научных областей.
Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских
взаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и
интимной жизни человека. В этом смысле брак и семья – “закрытые” малые
группы, в которые посторонним лицам, как говориться, “вход воспрещен”.
Естественно, что при исследовании супружеских взаимоотношений испытывается
большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между
супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуациях.
Как только схлынут первые восторги и упоение “медового” месяца, а
иногда и раньше, молодые супруги начинают замечать, что брак “изнутри”
воспринимается по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый,
и не единственный, кризисный период брака. Выделяется несколько таких
периодов, или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают:
1. первые дни после брака;
2. примерно через два-три месяца супружеской жизни;
3. после полугода совместной жизни;
4. после первой годовщины брака;
5. после рождения первого ребенка;
6. в интервале трех – пяти лет;
7. после семи – восьми лет супружества;
8. при 12-летнем семейном стаже;
9. через 20 – 25 лет семейной жизни.
Кризисный период можно рассматривать как болезнь семьи, которая не всегда
заканчивается разводом.
Не вдаваясь в анализ причин спадов, следует помнить, что они, во-
первых, в чем-то закономерны, а во-вторых, не вечны – имеют не такую уж
большую продолжительность и преодолеваются при соответствующей
подготовленности и внутреннем настрое.
У супругов может быть все, но если у них нет постоянного притока
положительных эмоций и уверенности в том, что брачный
Партнер всегда готов поддержать его во всем, оказать ему содействие и
помощь в преодолении возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не
сомневается, что они будут преодолены), у них нет главного –
удовлетворенности самим браком, семейными отношениями, самим супругом. А
без такой удовлетворенности (если все же брак не распадается) нет активной
жизнедеятельности, жизненного тонуса, высокой работоспособности, творческой
активности.
Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых
разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или
иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к
хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Конфликты на почве
неудовлетворенных потребностей и легли в основу предлагаемой классификации.
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной
потребности в ценности и значимости своего “Я”, нарушения чувства
достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное,
неуважительное отношение.
2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе
неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они
могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов,
несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания;
безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская
импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная
хроническая и нервная переутомленность одного из супругов и т.д.
3.Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие
своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов
в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и
понимания. Психологическое отчуждение супругов.
4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из
супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным
потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и
бесполезным затратам денежных средств семьи.
5.Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных
потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания
семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей
супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а
также затрат на личные нужды каждого из супругов.
7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержки,
в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье,
ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.
8.Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и
интересов в проведении отдыха и досуга, различных “хобби” и увлечений.
Разумеется, эта классификация не охватывает всего многообразия
супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из
них.
Использование категории “потребность” в создании теории супружеской
конфликтности целесообразно во многих отношениях. Как известно, от анализа
потребностей легко перейти к мотивам и интересам, отрицательным и
положительным эмоциям. А отсюда уже прямой путь к анализу всех видов
неврозов и депрессивных состояний, источником которых могут быть семейные
неурядицы.
Устойчивость или нестабильность брака я рассматриваю через
удовлетворение потребностей супругов. При этом я полагаю, что стабильность
брака зависит не только от материальных потребностей супругов, но и от
удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Я исхожу из
гипотезы, состоящей в том, что эмоционально-психологическая стабильность
брака зависит от степени удовлетворения потребностей во взаимопомощи и
психической поддержке, взаимопонимании, удовлетворения чувства собственного
достоинства, в ощущении своей значимости, важности. Эмоционально-
психологическая стабильность брака, по моему мнению, зависит от
удовлетворения потребности супругов в ласке, нежности, заботе и внимании
друг к другу. Естественно, что в таком контексте я рассматриваю и
сексуальную потребность. Другими словами, каждый из супругов должен
удовлетворить свою потребность в положительных эмоциональных чувствах.
Следовательно, брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение
несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов
не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества. Для каждого
супруга в совместной брачной жизни должен быть достигнут какой-то
минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, в противном
случае возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные
эмоции и чувства. На базе неудовлетворенных или частично удовлетворенных
потребностей может возникнуть временное физиологическое, психическое
напряжение, которое постепенно подтачивает эмоционально-психологическую
стабильность брака.
Большая группа конфликтов возникает на основе неудовлетворенного
чувства собственного достоинства, значимости, ценности нашего “Я”. Любой
человек сильно переживает, когда ущемляется его личное достоинство, когда
он лишается уважения, когда к нему относятся без должного почтения.
Если один из супругов чувствует себя ущемленным, то это порождает
целый ряд отрицательных чувств против другого супруга и в определенной мере
переходит в неудовлетворенную потребность в положительных чувствах,
неудовлетворенность в ласке, нежности, заботе. Психическое отчуждение между
супругами начинается с пониженной оценки, с критических замечаний
относительно личности партнера. Таким образом, нарушается душевная
гармония, устойчивость психической жизни, ощущение своей полезности и
ценности для другого человека. Все эти обстоятельства приводят к тому, что
в браке и семье человек не может утвердить самого себя. В собственной семье
он чувствует психический дискомфорт. У него исчезает чувство поддержки,
солидарности, защищенности.
Теория конфликтности, которая имеет в своей основе
неудовлетворенные потребности супругов, дополняется системой взглядов на
то, что другая большая группа конфликтов возникает на почве разделения
труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье. В
основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, интенсивно
разрабатываемая в современной социальной социологии. Правда, эта группа
конфликтов без особого труда может быть объединена с первой, так как
разделение труда между супругами можно рассматривать не только как конфликт
разного понимания мужем и женой своих

Новинки рефератов ::

Реферат: Порівняльна характеристика система освіти України та Південної Кореї (Педагогика)


Реферат: Принцип ассортиментной политики (Маркетинг)


Реферат: Великая отечественная война на территории Беларуси 1941-1945гг. (История)


Реферат: Лекции по пассажирским перевозкам (Транспорт)


Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)


Реферат: Кроманьонский человек (Биология)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Правовое регулирование качества продукции с учетом интересов потребителей (Право)


Реферат: Конспект урока по биологии - белки (Педагогика)


Реферат: Трагедия в Баренцевом море. История гибели АПЛ "Курск" (История)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Семейные праздники (Педагогика)


Реферат: Генри Форд (Транспорт)


Реферат: Хакеры (Компьютеры)


Реферат: Клиринг (Деньги и кредит)


Реферат: Центральная двигательная система (Психология)


Реферат: Химия вокруг нас (Химия)


Реферат: Англо-германские отношения в межвоенный период (История)


Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)


Реферат: Личность Петра I и Екатерины II (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист