GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Президент России и его правовой статус (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Президент России и его правовой статус (Государство и право)





Оглавление



Введение
2
Глава 1 Правовое положение Президента РФ.
3
1.1 Становление и развитие института президенства в России. 3

1.2 Основные функции Президента РФ.
5
Глава 2 Прекращение полномочий Президента РФ.
10
Заключение.
22
Список использованной литературы.
23
Приложение
24



Введение.

Президенство является относительно молодым институтом российского
конституционного права. Однако этому институту посвещено достаточно
большое число специальных исследований. Особо хотелось выделить: Котенков
А. А. Президент : становление взаимоотношений в законодательном
процессе.//Государство и право. 1998 г.Окуньков Л. А. Президент
РФ:Конституция и политическая практика. М. 1997. Радченко В. И. Президент в
конституционном строе РФ.- С.: Юнона 2000 г. и Сахаров Н. А. Институт
Президента в современном мире.- М.:
Данная проблема достаточно подробно рассматривается также в учебной
литературе. Особенно в учебниках Баглая М.В. Тихомирова Ю.А. Дмитриева Ю.
А. Венгерова А. Б.



Глава 1 Правовое положение Президента РФ.

Становление и развитие института президенства в России.

Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента
значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства.
Введение этого института открыло новый этап в развитии российской
государственности.
Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально
означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это
единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов1.
Исторические корни института президентства уходят в старую римскую
экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения
чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как
революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества
независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента.
В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой
государства является президент.
При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил
учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая
подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше
дело не пошло. Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии
была прервана.
С середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался
вопрос о президентстве. Но подготовленный проект Конституции не
предусматривал этой должности.
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после
прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной
партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о
введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность
– Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее
кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был
учрежден пост Президента СССР.
Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране
затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического,
так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает
признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном
законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия
Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя
сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной
власти, особенно в высших ее эшелонах.
С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на
ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не
подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями.
Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного
института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне
прекратил свое существование. Но введение президентской власти не
ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных
республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации.[1]
В Российской Федерации институт президентства был учрежден по
результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус
Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991
года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст
Конституции РФ 1993 года.[2]


2 Основные функции Президента РФ.



Основные функции Президента как главы государства определены
Конституции Российской Федерации4. Президент Российской Федерации:
а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина.
б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он
принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства.
г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри
страны и в международных отношениях.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего
должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют
свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.
Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу
власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в
соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ,
а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны
соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует
понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства
нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а когда при этом ущемляются или
нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только
вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого
принуждения на законной основе, если на территории государства действуют
организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от
которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам
человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной
заботы об эффективности судебной системы.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента
действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа
Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на
непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть
(действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не
является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому
государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к
репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего
согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не
перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование
действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан
разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать
Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров,
инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и
т.д.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по
охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И
здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий,
установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные
полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Только
Президент меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу
нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и
предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если,
конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых
формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и
применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но
может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента
быстрого и адекватного реагирования.
Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует
своей конституционной функции и допустит территориальный распад
государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие
сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции
должно проходить в “установленном Конституцией РФ порядке” (например, путем
введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87
и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении
которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.
Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного
понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к
толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие
органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной
власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят
согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя
из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и
другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна
для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном
уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и
между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных
направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта
функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными
законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что
в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует
также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений
политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального
Собрания, но они всегда имеет возможность откорректировать президентский
курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального
закона.
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе
направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство
внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего
государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет
переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России
международные договоры, вступать в международные организации, назначать
послов и представителей в другие государства. В соответствии с
международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести
при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные
обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без
поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены
недействительными).5



Глава 2 Прекращение полномочий Президента РФ.


Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью.
Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического
или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать,
ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в
должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить
от исполнения обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к
исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их
исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента
принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и
практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий
Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам,
говорится: “ Президент Российской Федерации прекращает исполнение
полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или
отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации
должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения
исполнения полномочий ''. Особое значение имеет и следующая, третья часть
ст. 92: " Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской
Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать
Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о
поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ''.
Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения
исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от
должности. Рассмотрим каждый из них.
Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного
заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в
данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие
Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента
имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не
может потом объявить, что он « передумал » и отзывает свое заявление об
отставке.
Правда, возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя
Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего
автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале
исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы
полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного суда РФ.
Можно, предположить такое толкование. Поскольку Конституция говорит лишь об
отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку
принять. Начало развития событий, вызывается фактором официального
объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в
письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и
часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней
в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем
отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может
объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего
поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента
возможность « передумать » и отозвать свое заявление.
C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства
считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.
В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что
вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для
общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода
государственных дел. Но не более того.
Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента
в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.
Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и
поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий
Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит
начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент « прекращает исполнение полномочий
досрочно » в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия. Это практически означает ту же отставку –
лишь с указанием конкретного основания.
Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента такое, что необходимо
авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения
Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере
сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего
значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет,
следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля
Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель
Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей
Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все
просто. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того,
чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента.
Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия
констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда
Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента,
думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской
комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня такого
объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для
проведения новых выборов.
Другой вариант – положение, когда Президент по состоянию здоровья не
может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что
лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести
государственные дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции
«во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии
выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации» надо трактовать таким образом, что в
данное время Премьер замещает Президента.
Вопрос в том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное
заявление. Очевидно, все зависит от конкретной ситуации. Если Председатель
Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного
из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но
издается соответствующее распоряжение Председателя. Конечно, если первый
заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное
правило предполагается логически либо находит отражение в законе о
Правительстве.
С Президентом иное положение. Его замещение Председателем
Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске,
Президент продолжает оставаться « при исполнении ». Поэтому формулировка ч.
3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении
все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину
предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления
о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось.
Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов
относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем
Правительства.
Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей.
19 сентября 1996 г. был принят Указ «О временном исполнении обязанностей
Президента Российской Федерации »6. В нем сообщается.Что в целях
обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на
основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что « временное исполнение
обязанностей (ВРИО) Президента Российской Федерации в период, определенный
в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи
с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации,
осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации
Черномырдиным В. С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за
стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему
будут переданы соответствующие технические средства (ядерная кнопка) ».
Предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному
исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на
Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения
обязанностей Президента (ВРО Президента) Российской Федерации», обеспечение
деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ
осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ.
Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его
опубликования и действует до « момента подписания Президентом Российской
Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем
Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской
Федерации ».
Как можно видеть по содержанию Указа от 19 сентября 1996 г., Президент
исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента
временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92.Конституции. Ведь
Председатель осуществляет временное исполнение обязанностей «в период,
определяемый в соответствии с отдельными указами Президента», а
заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом
«Указа о прекращении временного исполнения обязанностей ».
Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. « О
возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного
исполнения обязанностей Президента Российской Федерации »7 в соответствии с
Указом от 19 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному
исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г.
Придя в себя после операции. Будучи в сознании, но оставаясь физически
весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя
президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ « О прекращении
временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации
обязанностей Президента Российской Федерации »8, которым постановлялось,
что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.
Характерно то, что последним Указом были названы утратившими силу
Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. И тем самым подчеркивалось,
что речь идет о разовых документах, никакой-то общей нормативной базы для
решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное
повторится, то потребуются новые указы Президента.
Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему
операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь
ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься
государственными делами.
Безусловно, было бы трудно не признать за Президентом этого права. к
Замещая Президента, Председатель Правительства опирается на Конституцию и
на соответствующий указ Президента. Отсчета 3-месячного срока,
предусмотренного ч. 2 ст. 92, в данном случае не производится.
Однако, думается, надо учитывать и такое: ситуация со здоровьем
изменилась к худшему, и Президент не в состоянии подписать указ о
прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем
Правительства. Тогда нельзя исключить возникновение необходимости в том
самом заключении медицинской комиссии, о котором говорилось ранее.
Следовательно, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую
зависит от фактических обстоятельств. И в сложившихся обстоятельствах
пойдет речь уже о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в
силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч.2 ст.
92 Конституции).
Отрешение от должности. При введении поста Президента РСФСР в 1991 г.
в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в
случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги.
Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки
вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ,
согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом
Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД)
обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления.
Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования
некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом
России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме
того, формулировка ст. 93 Конституции в определенном смысле вызывает
удивление, получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и
совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого
преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть
отрешено от должности. То, что уголовный преступник вправе оставаться на
посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, наверное
предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что
делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных
реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях
отрешения Президента от должности.
Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной
Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении
обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной
трети депутатов ГД. Дума образует специальную комиссию и получает ее
заключение по существу вопроса. Согласно регламенту ГД, обсуждение
предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают
уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель
специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда
РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают
депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в ГД могут
получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения
против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.
Решение ГД передается в Совет Федерации, который обязан получить
заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании
рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях
выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется
Председателю КС и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения
этих органов, затем заслушивается заключение Комитета СФ по
конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание
СФ приглашается Президент, ему или его представителю может быть
предоставлено слово по их желанию. Решение СФ об отрешении Президента от
должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной
палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный
срок после выдвижения ГД обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93
Конституции); если в указанный срок решение СФ не будет принято, обвинение
против Президента считается отклоненным.
С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности
Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем
Правительства РФ. Думается, при этом не будет излишним и заявление
Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению
обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода
государственных дел).
Завершая рассмотрение данного блока проблем, обратим внимание на
некоторые любопытные обстоятельства, которые требуют определенного
толкования.
Одно из них таково: в ч. 2 ст. 92 Конституции говорится не о
досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения
полномочий. Тождественны или различаются по смыслу упомянутые формулировки?
Думается, это не столь принципиально, ведь Президент окончательно
расстается с должностью. Но все же надо четко определить: в данном случае с
прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, т. е.
оно более не имеет президентской неприкосновенности (ст. 91 Конституции),
не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения
до вступления в должность нового Президента. Иное дело временное исполнение
обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92.
Ведь здесь речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а
только о краткосрочном замещении Президента.
Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: « Президент
Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно... ». В них
явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (
отставка, болезнь, отрешение ) Президент сам прекращает свои полномочия.
Очевидно, что безоговорочно это его решение лишь в случае его отставки. При
прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось
ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с
учетом состояния здоровья). А уж при отрешении от должности и инициатива
постановки вопроса, и решение исходят со стороны.
Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной
трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст. 167 Регламента
Совета Федерации (СФ по Конституции назначает выборы нового Президента)
сказано, что основанием для рассмотрения СФ вопроса о назначении выборов
могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также
досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в
соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. А не получится ли так, что СФ
при любом варианте будет требовать какого-то письменного подтверждения от
Президента?
Наконец, нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92
Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение
обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе ( чего
не вправе ) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно
было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч.
3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2 ст. Конституции: к Председателю Правительства
обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения
исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение
от должности) и при замещении Президента.
Но вот полного ответа на вопрос, чего нельзя делать ВРИО Президента, ч.
3 ст. 92 Конституции не дает. Председатель Правительства на время
исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную
Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре
Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. А
всеми остальными Председатель Правительства, выходит, воспользоваться
может? Не внес ясности в данный вопрос, а, наоборот, его усложнил
упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г. «О временном исполнении
обязанностей Президента Российской Федерации»; ведь в акте сказано, что
временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем
Правительства « в полном объеме ». Значит, он вправе, например, утвердить
новую военную доктрину РФ (ст. 83 Конституции), изменить состав
Правительства и т.д. Непонятно также, какие акты будет принимать
Председатель Правительства в указанный период.
В случае замещения Президента при его болезни, Председатель
Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые
неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов
оставлять до выздоровления Президента. Неслучайно, передав В. С.
Черномырдину исполнение президентских полномочий фактически на 23 часа,
Президент РФ Б. Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении
временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п.
2) “ в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период
временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации ”.
Трудно себе представить, как развивалась бы ситуация в случае более
длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов и.о.
Президента. Но ясно то, что Президент вправе принять далее принципиальное
решение по каждому документу, появившемуся в данный период.
При прекращении полномочий Президента до избрания нового Председателю
Правительства решает только неотложные текущие вопросы, не занимаясь
нормотворчеством ( 3 месяц ) , но за это время могут возникнуть
обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том
числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при
нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо
шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки
действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.



Заключение.


Согласно ст.10 Конституции . На основе Конституции ст.11 Президент РФ
приравнивается к субъектам государственной власти РФ. Но не присоединяется
к какой-либо конкретной ветви государственной власти, а остается
самостоятельным. Это создано для возможности, обеспечивать согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Идет
развитие и становления института президенства.
На основе данного исследования видно, что происходит усиление фигуры
Президента РФ. Есть разные мнения:
а) сторонники президентской формы правления, установленной федеральной
o Конституцией, в фигуре Президента видят широкие возможности обеспечения
единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у
главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях
становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их
мнению, то, что усиливается Президент, если содержание полномочий не
противоречит основам конституционного строя.
б) некоторые утверждают, что Конституция РФ установила своего рода
«президентское всевластие», а поэтому отступила от требования доктрины
разделения властей. Они делают выводы о необходимости внесения поправок в
o Конституцию для установления равновесии властей и предупреждения
возможности перехода власти Президента к тирании.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1997.

Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.: Юридическая литература.
М.: Изд-во “ЭКМОС”.1999.

Указ Президента РФ “О временном исполнении обязанностей Президента РФ”//
Российская газета, 1996, 19 сентября.

Указ Президента РФ “О возложении на Председателя Правительства РФ
временного исполнения обязанностей Президента РФ”// Российская газета,
1996, 5 ноября.

Указ Президента РФ “О прекращении временного исполнении Председателем
Правительства РФ Обязанностей Президента РФ”// Российская газета, 1996, 6
ноября.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для
юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

Краткий словарь по истории. - М.: 1998 г.

Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР
//Государство и право. 1996. № 5. С. 96-103.

Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР //Советское
государство и право. 1991. № 8. С. 34-36.

Окуньков Л. А. Вето Президента РФ// Журнал российского права. 1998 г. №2

Радченко В. И. Президент в конституционном строе РФ. - С.: Просвет.1997.



Приложение.
Взаимодействие Президента



-----------------------
1 Краткий словарь по истории.- М.: 1998 г.
[1] Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР
//Государство и право. 1996. № 5. С. 96-103.
[2] Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР
//Советское государство и право. 1991. № 8. С. 34-36.
4 Конституция Российской Федерации. Ст.80.
5 Радченко В. И. Президент в конституционном строе РФ. - С.: Просвет.1997.


6 Российская газета. 1996 г. 19 сентября.
7 Российская газета. 1996 г. 5 ноября.

8 Российская газета. 1996 г. 6 ноября.

-----------------------
Президент РФ.

Совет
Безопасности
РФ.

Правительство РФ.

Администрация
Президента РФ.

Федеральное Собрание РФ.

Федеральные органы
Исполнительной власти.

Полномочные представители
Президента РФ.






Реферат на тему: Президент Российской Федерации - глава государства

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

при КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

РЕФЕРАТ


по предмету: Конституционное право РФ.


на тему: «Президент Российской Федерации – глава государства».

Подготовил: слушатель Куксов И. Б.

г. КРАСНОДАР

1997г.
План реферата.
1. Понятие главы государства. 3
2. Конституционный статус Президента Российской Федерации. 4
3. Основные функции Президента Российской Федерации. 5
4. Порядок избрания Президента Российской Федерации. 8
5. Прекращение обязанностей Президента. 10
6. Полномочия Президента. 11
7. Заключение. 15
8. Литература: 17


Понятие главы государства.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В
монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках-
выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного
лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и
преемственность механизма власти, а также высшее представительство в
международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый
широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной,
исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ
государства и официальный представитель народа. Глава государства призван
укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем
разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной
власти.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят
неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других
- они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства
сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции
как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не
подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные
полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих
полномочных представителей в регионах страны...
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни
страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и
исторических традиций. В государствах парламентской монархии
(Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но
не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские.
Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ,
Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или
полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание
сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с
исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне
основных властей.
Когда говорят о положении главы государства в системе органов
государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с
законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом
государстве всегда действует принцип разделения властей, который
предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к
одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной.
Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области
законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной
власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять
помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к
законодательной или судебной.
Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной
властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей
(ФРАНЦИЯ) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ),
юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти -
ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия
вне какой - либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем
принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы
государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности
выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.
Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда
единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с
другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует
независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой
мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента.
Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием
парламента).
Сильная президентская власть никак не подрывает демократический
характер правового государства - напротив, она при определенных условиях
является единственно возможным инструментом сохранения конституционного
порядка.

Конституционный статус Президента

Российской Федерации.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно
определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо
для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело
ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы,
своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам
граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность
прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии
между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих
функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не
тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности
главы государства, вытекающие из его положения в системе органов
государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из
конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам , отнесенным к
его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи
исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом,
правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы
государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы
правительства, присваивать высшие воинские звания).
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями
в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в
Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных
непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь
на судебное толкование Конституции.
Пост президента был учрежден в Российской Федерации общенародным
референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным
голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция Российской
Федерации, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента
продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня
1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента
определяются уже новой Конституцией.
По Конституции 1993г. ‘Президент Российской Федерации является главой
государства’ (ст. 80). В прежней Конституции его функция была определена
через термины ‘высшее должностное лицо’ и ‘глава исполнительной власти’.
Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента
Российской Федерации или его ‘отлучения’ от исполнительной власти. Термин
‘глава государства’ более точно отражает и то и другое, но не
свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление
термина ‘президентская власть’ означает только особенный статус Президента
в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и
комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во
взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном -
с исполнительной властью.
Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в
лице своих избирателей, т.е. населения избирательных округов и регионов, и
отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами
парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой
мандат на прямых всеобщих выборах, представляет общие интересы всего народа
и всей России. Поэтому неправомерны какие-либо его действия в интересах
одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ, как глава
Федерального государства, вправе контролировать президентов республик,
входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных
политических партий или каких-либо политических объединений, это
правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно
обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Как и в других государствах, Президент РФ обладает
неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности
против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в
суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его
право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном
кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице,
так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.

Основные функции Президента Российской Федерации.

Основные функции Президента как главы государства определены ст.80
Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
а/ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина’.
б/ ‘В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он
принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти’.
в/ ‘в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства’.
г/ ‘как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри
страны и в международных отношениях’.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего
должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют
свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.
Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу
власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в
соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ,
а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны
соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует
понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства
нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом
ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения.
Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения
самого широкого принуждения на законной основе, если на территории
государства действуют организованные преступные банды или незаконные
вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза
безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта
требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента
действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа
Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на
непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть
(действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не
является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому
государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к
репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего
согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не
перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование
действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан
разрабатывать и предлогать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы
в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов,
военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по
охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И
здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий,
установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные
полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так,
только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение
или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной
целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть
поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или
других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные
действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок
объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая
от Президента быстрого и адекватного реагирования.
Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует
своей конституционной функции и допустит территориальный распад
государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие
сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции
должно проходить в ‘установленном Конституцией РФ порядке’ (например, путем
введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87
и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении
которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.
Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного
понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к
толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие
органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной
власти. Президент РФ выполняет роль арбитра ,если основные власти не
находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях.
Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным
процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта
функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на
федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и
субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных
направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта
функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными
законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что
в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует
также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений
политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального
Собрания, но последнее всегда имеет возможность откорректировать
президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия
соответствующего федерального закона.
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе
направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство
внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего
государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет
переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России
международные договоры, вступать в международные организации, назначать
послов и представителей в другие государства. В соответствии с
международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести
при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные
обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без
поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены
недействительными).

Порядок избрания Президента Российской Федерации.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ,
Федерального закона ‘О выборах Президента Российской Федерации’ от 17 мая
1995г. и других федеральных законов.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Четырехлетний срок является распространенным в мировой практике, хотя
в ряде стран глава государства избирается и на более длительный срок.
Президент может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание
одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на
третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым
устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая
приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день
выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый
избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную
всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время
принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных
цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда.
Избрание Президента РФ прямым способом более демократично, чем
избрание парламентом (ФРГ) или косвенное избрание (США), но различие все же
не носит очень уж принципиального характера с точки зрения демократизма.
Главное состоит в том, что путем всеобщих выборов Президент получает мандат
непосредственно от всего народа, что позволяет ему вести себя независимо по
отношению к парламенту.
Есть и ряд конституционных требований к Президенту РФ. Им может быть
избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта
работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование
постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет означает
только непрерывность проживания на основном месте жительства
непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо
должно быть гражданином РФ, и не обязательно по рождению, но также по
натурализации. Скупые конституционные требования к Президенту- признак
демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют
расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же
время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин,
имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами
народа и способный руководить нашим непростым государством.
Право выдвижения кандидата на пост Президента принадлежит
непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным
блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного
объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата,
данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат может быть
выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100
человек.
Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей.
Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в
поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей. При этом на один
субъект РФ должно приходиться не более 7 % от требуемого общего числа
подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит
решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если
будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить
альтернативный характер голосования.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут
равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны
на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в
средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ-не
пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост
Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом. Закон подробно
регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в
этих целях радио, телевидения и печатных изданий, порядок финансирования
выборов. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности
для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.
Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.
Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного
срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не
позже чем, за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не
назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной
комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором
истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до
истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные
выборы.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному
округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку выборов и их
проведение осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от
органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти
комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная
комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов), участков; имеют
большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется
гласно и открыто.
Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами
участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На
основании суммированных данных этих протоколов территориальная
избирательная комиссия устанавливает итоги голосования и составляет
протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в

Новинки рефератов ::

Реферат: Структура коммерческого банка (Банковское дело)


Реферат: Воссоединение Украины (История)


Реферат: Познавательные задачи, познавательные задания как средства активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории (Педагогика)


Реферат: История возникновения, сущность и этапы развития аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: История развития Беларуси (История)


Реферат: Easter (Пасха) (Иностранные языки)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: Конституция Болгарии (Право)


Реферат: БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕКСЕЛЕЙ (Право)


Реферат: Направления развития телефонной связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Латвия. Сердце Балтии (География)


Реферат: Выбор и обоснование признаков, характеризующих состояние отдельных узлов и автомобиля в целом и датчиков для их контроля при автоматизированном диагностировании (Транспорт)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Жизнь и реформы ПетраI (Исторические личности)


Реферат: Гибель "Титаника" (История)


Реферат: Землетрясения (Геология)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Институт мировых судей (Право)


Реферат: Ян Амос Каменский (Педагогика)


Реферат: ГОСТы (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист