GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)



Характерной чертой исторического развития Индии является то обстоятельство,
что рабство, возникшее в недрах первобытно-общинного строя, не смогло
развиться до античных форм. Основным фактором, тормозившим развитие
рабовладельческих отношений, была сравнительно большая устойчивость
индийской сельской общины, как формы экономической и социальной организации
свободного населения.
Важной особенностью производственного процесса в древней Индии,
особенностью, бывшей следствием специфических природных условий и низкого
уровня развития техники, являлась настоятельная необходимость коллективных
усилий организованных масс людей. Такие работы, как вырубка джунглей,
осушение или орошение значительных земельных площадей, предохранение их от
наводнения при помощи дамб, охрана от диких зверей,— всё это не могло
успешно проводиться отдельной семьёй, даже если эта семья была большой,
неразделённой.
Сельская община не была одинаковой по своей форме в различных частях
страны. В наиболее отсталых районах, ещё мало затронутых развитием
рабовладельческих отношений, община была родовой, с коллективной
собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным
распределением продуктов.
В относительно более развитых рабовладельческих государствах земля и
источники орошения и водоснабжения находились ещё во владении общины —
коллективное владение этими необходимыми условиями производства являлось
одним из важнейших устоев общины, — но коллективной обработки земли уже не
было; во многих случаях пахотная земля периодически делилась между семьями
полноправных общинников, а в нераздельном пользовании оставались пастбища,
выгоны, пустоши и т. д.
Другой основой общины помимо коллективного владения землёй было
непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в
самодовлеющее экономическое целое. Почти весь продукт производился для
непосредственного потребления самой общины, а не, на продажу. К тому же
члены общины, как правило, ничего не покупали на стороне, поскольку каждое
отдельное хозяйство удовлетворяло большинство своих нужд собственной
продукцией, а для получения ремесленных изделий община содержала на свой
счёт нескольких ремесленников — кузнеца, плотника, горшечника, серебряных
дел мастера и некоторых других. Таким образом, каждая община была очень
мало связана экономически с другими общинами и с городами, что значительно
замедляло развитие товарно-денежных отношений в стране.
Община была не только самодовлеющей экономической единицей, но и
общественным организмом, в значительной мере автономным в политическом
отношении. Государственная администрация во внутренние дела общины почти не
вмешивалась. У общины была своя сельская администрация, иногда выборная, но
иногда и наследственная. Государственные повинности, которые община
выполняла, накладывались не на каждого общинника в отдельности, а на всю
общину в целом. Это в свою очередь тормозило разложение общины.
Существование общины в условиях рабовладельческих отношений не могло
не сказаться и на ней самой. Община иногда имела в коллективной
собственности рабов, занятых на различных грязных работах, на ремонте и
очистке оросительных сооружений и т. д. Некоторые ремесленники,
содержавшиеся за счёт всей общины, по-видимому, также были рабами.
Прочность индийской сельской общины была главной причиной, мешавшей
широкому развитию рабовладельческих отношений в Индии. Кроме того,
существование общины тормозило развитие частной собственности на основное
средство производства — на землю. Поэтому для Индии на протяжении всей
рабовладельческой эпохи была характерна государственная верховная
собственность на землю. Эта форма собственности позволяла рабовладельческой
знати с помощью государственного аппарата не только беспощадно
эксплуатировать рабов, но и посредством налогов грабить свободное население
Индии.
Ниже следует знаменитое описание сельских общин, данное Марксом.
"Первобытные мелкие индийские общины, сохранившиеся частью и до сих
пор, покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении
земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при
основании каждой новой общины дает готовый план и схему производства.
Каждая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область
производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная
масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины,
а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того
разделения во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом
товаров. Только избыток продукта превращается в товар, и притом в
значительной своей части лишь в руках государства, к которому с
незапамятных времен притекает определенное количество продукта в виде
натуральной ренты. В различных частях Индии встречаются различные формы
общин. В общинах наиболее простого типа обработка земли производится
совместно, причем продукт разделяется между отдельными членами, тогда как
прядением, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоятельно как
домашним побочным промыслом. Наряду с этой массой, занятой однородным
трудом, мы находим: "главу" общины, соединяющего в одном лице судью,
полицейского начальника и сборщика податей; бухгалтера, ведущего счет
земледельческим операциям, кадастрирующего и регистрирующего все сюда
относящееся; третьего чиновника, преследующего преступников, охраняющего
иностранных путешественников и сопровождающего их от деревни до деревни;
пограничника, охраняющего границы общины от посягательства соседних общин;
надзирателя за водоемами, который распределяет из общественных водоемов
воду, необходимую для орошения полей; брахмана, выполняющего функции
религиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины
читать и писать; календарного брахмана, который в качестве астролога
указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное
время для различных земледельческих работ; кузнеца и плотника, которые
изготовляют и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изготовляющего
посуду для всей деревни; цирюльника; прачечника, моющего одежду; серебряных
дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах
существует вместо серебряных дел мастера, а в других – вместо школьного
учителя. Эта дюжина лиц содержится на счет всей общины. Если население
возрастает, на невозделанной земле основывается новая община по образцу
старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но
мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника
и т. д. остается неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины
деревень, встречаются, вместо одного, два-три кузнеца, горшечника и т. д.
Закон, регулирующий разделение общинного труда, действует здесь с
непреложной властью закона природы: каждый отдельный ремесленник, например
кузнец и т. д., выполняет все относящиеся к его профессии операции строго
установленным традиционным способом и, однако, совершенно самостоятельно,
не признавая над собой никакого авторитета в пределах мастерской. Простота
производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно
воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают
снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну
неизменности азиатских обществ, находящейся в таком резком контрасте с
постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой
сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого
общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере
политики[1]".
Главной особенностью социальной структуры индийского общества являлось
длительное сохранение замкнутых крестьянских общин, которые были
унаследованы от древности, но в дальнейшем развивались под воздействием
феодальных отношений. В раннее средневековье общины играли значительную
политическую роль. На севере Индии они включали по нескольку деревень, а на
юге отдельные общины иногда объединяли целые области. Общины вели
ирригационные работы, организовывали необходимую взаимопомощь и оборону
деревень. Постановления общин нередко высекались на каменных плитах,
вмурованных в стены храмов.

Феодал в дела общины не вмешивался, он выступал лишь как
получатель феодальной ренты с территории, занятой общиной.

Община базировалась па индивидуальном крестьянском хозяйстве. Общинник
владел своим участком земли, передавал его по наследству, мог продавать и
покупать землю, хотя община и сохраняла право контроля за отчуждением
земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. В
деревне, кроме полноправных общинников, были также неполноправные
земледельцы, которых, однако, в раннее средневековье было немного. Это
отмечал и Мегасфен: "Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы
не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими
делами, не несут никаких общественных обязанностей[2]". Начиная с XI—XII
вв. из общей массы деревенского населения начали выделяться сельские
ремесленники, которые обслуживали общину и получали от неё содержание.

Большую роль в общине играли общинный совет и деревенский староста.
Отдельные представители этой категории сельского населения фактически
превратились в феодалов. Правящая династия одного из государств того
времени, происходившая из сельской верхушки, сделала свой общинный титул —
раштракуты, названием династии.

Сельская община выполняла определенные организационные функции и была
использована государственной властью в качестве административной фискальной
единицы.
Другой исключительной особенностью социально-экономического строя
Индии является зарождение и развитие в течение более двух тысячелетий,
вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей
общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой
системы и в других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового
различия — только в Индии она приняла законченные организационные формы с
собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном другом
обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и между общинами,
общин и государства в совокупности представляют социальную систему этого
общества.
Как и во всем мире, в Индии прогресс производительных сил, в
частности, развитие в 1 тыс. до н.э. земледелия и скотоводства, отделение
ремесла и управления, вел к образованию территориальных общин и первичных
государств, означал переход к "вторичной формации". В Европе следствием
этого явилось создание производственных и иных объединений на
административных началах, резкое размежевание города и деревни. В Индии же,
как почти на всем Востоке, разделение труда происходило при господстве
первобытных отношений (наследственное право пользования, приоритет
родственных связей, эндогамия, ритуальная чистота, табу и пр.), сохранению
которых в значительной мере способствовал обширный племенной мир,
окружавший очаги цивилизации. Это вело к обособлению профессиональных (в
самом широком социальном смысле) групп — каст, внутренняя структура которых
повторяла структуру родоплеменной организации.
В эндогамных кастах сложились экзогамные общности, подобные родам
(готры), состоящие из групп родственных семей — кланов (джнати). В каждой
касте выработался свой образ жизни на основе общих наследственных занятий и
религиозного ритуала, свой тип внутренней организации и самоуправления,
свои обычаи и верования. Внутри касты господствующими оставались
родственные связи. Характерно, что ни варны, ни касты не были никогда
оформлены законодательно, хотя содержали гораздо большее число статусов,
чем любая другая система сословий. "Административный" надзор за соблюдением
кастового режима выполняют панчаяты — кастовые советы, избранные из
наиболее уважаемых людей, хорошо знающих традиции. Самое строгое наказание,
налагаемое ими на ослушника — исключение его семьи из касты. Это обрекает
либо на переход в одну из низших каст, либо на жизнь вне общества и
всеобщее презрение.
Высшими считаются касты, ведущие свое происхождение от варн брахманов
и кшатриев — касты жрецов, правителей и воинов; средними — касты торговцев,
земледельческие и часть ремесленных каст: низшими — происшедшая от шудр и
вневарновых большая группа неприкасаемых, занятия которых являются
ритуально "нечистыми". Численность отдельных каст варьируется от нескольких
сот до сотен тысяч человек.
В социальной сфере отношения между кастами определяются сложной
иерархией, в немалой степени зависящей от экономического положения той или
иной касты. Разнообразие в экономические отношения вносят три системы
ремесла, сложившиеся в древней Индии: внутриобщинная, деревенская и
городская. Первая представлена домашней промышленностью земледельцев и
видами ремесла, входящими в джаджмани — систему нетоварного взаимного
обмена услугами и продуктами внутри общины. Во вторую входят производители
железа, сахара, сырого шелка, ткачи и пр., нередко живущие отдельными
деревнями. Работая на заказ, они тесно связаны с деревенскими натуральными
отношениями. Городское ремесло товарно и связано главным образом с
городским же потреблением[3].
Обычай джаджмани состоит в том, что каждая семья из определенной
кастовой группы общины наследственно связана определенными обязательствами
с одной или несколькими семьями в других группах. Обслуживаемая сторона
называется джаджман, обслуживающая — камин. Одни и те же семьи иногда
выступают в одних случаях джаджманами, а в других — каминами. Джаджманы не
только имеют право на услуги со стороны каминов, но и обязаны принимать их
и расплачиваться за них. В каждой деревне установились свои нормы
компенсации труда каминов джаджманами. Так же традиционны эти нормы для
каждой отдельной группы каминов и не зависят от объема выполненных ими
работ у постоянного джаджмана. При работе на стороне действует та же
"тарифная система". Джаджманами в большинстве своем являлись члены
земледельческих каст, составляющие ядро общины. Система джаджмани была
просто незаменима до тех пор, пока основная часть продуктов земледелия
распределилась внутри деревни, т.е. пока существовало изолированное
общинное хозяйство.
Маркс писал об этом: "В древнеиндийской общине труд общественно
разделен, но продукты его не становятся товарами[4]". Эта система призвана
обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание (староста и
брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря
(сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник),
бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. "Подводя итоги,
можно сказать, что джадемани охватывает те сферы межкастового обмена,
которые являются пли представляются крайне необходимыми для благополучия
общины в целом... те сферы, перебои в функционировании которых совершенно
нетерпимы..." — отмечает Алаев, и продолжает: "Натуральность хозяйства
оказывается следствием не автаркичности, отсутствия рынка, замкнутости, а
объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными
видами товаров и услуг[5]".
Если в европейской общине процент неземледельческого населения редко
достигал 5%, то в индийских деревнях он составлял от 25 до 50%; в одной
деревне могло быть до 20-30 мелких неземледельческих кастовых групп[6].
Основу общины почти всегда представляла деревня. Последняя состоит из
различных экзогамных кастовых групп, каждая из которых поддерживает
эндогамные отношения в широкой округе за пределами деревни. А так как браки
строго патрилинейны и патрилокальны, то деревня представляет собой
экзогамную единицу, входящую в состав более широкой экзогамной общности
(иногда десятки деревень). В этом кастовая община очень похожа на родовую.
Т.к. большинство женщин рано или поздно покидают свою деревню, главами
семей и представителями общины является обычно мужское население.
Функции общинного самоуправления выполняют деревенские панчаяты, в
компетенцию которых входит распоряжение общинными землями и орошением,
поддержание меж кастовых и межобщинных отношений, проведение обще
деревенских праздников и т.п. Непосредственное хозяйство на земле ведет
отдельная семья общинника, но для государственной администрации она не
является ни хозяйственной единицей, ни юридическим лицом (кроме уголовных
дел). Налог взимается с общины в целом. Чиновники не имеют права самовольно
менять ни размера, ни срока сбора налога, лишь оставляют себе обусловленную
государством часть в виде вознаграждении за службу. Они капиталы в землю не
вкладывают, в севооборот не вмешиваются, даже не имеют права переселять
земледельцев, т.е. организацией сельскохозяйственного производства не
занимаются. Это прерогатива исключительно общины.



Список использованной литературы

1. Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. М., 1986.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука.
Религия. М., 1980.
3. Бонгард-Левин Г.М. "Индика" Мегасфена и надписи Ашоки. М., 1960.
4. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.
5. Бонгард-Левин Г.М. Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.
6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии. – Вестник
истории мировой культуры, 1958, № 3.
8. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-
Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.:
Харвест, М.: АСТ, 2000.
9. Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. М., 1981.
10. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.



-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.352.
[2] 3Цит. по: Бонгард-Левин, Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.298.
[3] Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.207.
[4] Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.50-51.
[5] Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.209-210,219.
[6] Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. С.32.





Реферат на тему: Древнеиндийская цивилизация


Древнеиндийская цивилизация



Содержание



1. Введение
2. Природные условия
3. Население
4. Источники
5. Древнейшая Индия
6. Индия в XV-VI вв. до н.э.
7. Индия в VI-IV вв. до н.э.
8. Возвышение Магадхи.
Создание державы Маурья
9. Буддизм и его историческая роль
10. Культура Индии
11. Использованная литература



Введение

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская
культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них
немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё
своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области
науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли
творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм
и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы
оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и
общественную мысль многих народов мира.

Естественные условия Индии весьма сложны и разнообразны. Индия
представляет собой в своей значительной части огромный полуостров, почти
материк, отделенный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в
мире горным хребтом - Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и
долины, в частности долина реки Кабула, соединяют Индию с соседними
странами. Центральная часть Индии, так называемый Декан, является самой
древней частью полуострова, который, весьма возможно, первоначально
представлял остров. Плоскогорье Декана, достигающее в среднем до 1000 м
высоты, включает горные и степные области, джунгли и саванны, в некоторых
районах мало приспособленные для человеческой жизни, особенно в тех
областях, которые отличаются сухим климатом. Наиболее благоприятным и
удобным для расселения людей и раннего развития культуры оказались обширные
области Северной Индии, большие равнины Инда и Ганга.
Население Индии еще в древности отличалось пестротой и разнообразием,
на что указывают как греческие хроники, так и древнеиндийский эпос.
Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н.э., когда
образовались великие города с высокой культурой и благоустройством -
Мохенджо-Даро и Хараппа, создав цивилизацию в долине Инда. Она быстро сошла
на нет, не оставив преемников.
Северная Индия была завоевана племенами, которые в середине второго
тысячелетия до н.э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили
плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена
принято называть арийскими. Само слово "ария" на древнеиндийском языке
(санскрите) означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ",
являясь, таким образом, социальным термином.
Развитие ремесленных производств, отделение их от сельского хозяйства и
развитие торговли приводили к выделению наиболее зажиточный и богатых
людей, который эксплуатировали в своем хозяйстве рабский труд. Как и в
других странах древнего Востока, военнопленных обычно обращали в рабство.
Рабство в Древней Индии долго сохраняло домашний, патриархальный характер.
Жена и дети считались как бы прирожденными рабами мужа и отца. Поэтому отец
имел право продавать в рабство свою дочь.
Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к
экономическому и социальному усилению правящего класса - рабовладельческой
аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, выделившаяся из
среды общинников, противопоставляются простому народу, объединенному в
общины (вишас). С целью оформления этого социального расслоения в обычном и
жреческом праве появляется система четырех основных варн, которая должна
была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй, основанный на
эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения. Учение о
происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых
впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая
система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в
законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались:
1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна
земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы
угнетенных и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также
фактические рабы). Религиозная идеология древней Индии выработала особую
систему религиозных верований, который обосновывали эту древнейшую кастовую
систему и привилегии трех высших варн.
В древней Индии возникает государство, облеченное в те же самые формы
деспотии, которые мы уже имели возможность наблюдать в Древнем Египте, в
древней Ассирии и Персии. Для укрепления авторитета царя, возглавляющего
это государство, широко используется религия. Жрецы учили, что царь есть
божество и что поэтому все приказы царя следует исполнять, как если бы они
исходили непосредственно от бога. Царь считался земным воплощением
божества. В законах Ману царь называется неприкосновенным, и брахманский
закон угрожал огненной смертью тому человеку, который "неосторожно
приближается к нему".
В период образования древнейшего рабовладельческого государства
появляются ведомства, в частности военное и судебное. Главной опорой
рабовладельческого государства была армия, которая делилась на четыре
основных рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Особенно широкое
применение в военном деле получили лук и колесницы.

Природные условия


Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в
далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран
Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира
и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-
востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана,
Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим
и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не
столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от
Ирана и на востоке от Индокитая.


Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами,
необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных
продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны.
Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис,
который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из
других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны
были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не
говоря уже о пряностях.


Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья
(камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность
хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что
исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли
(в основном через Иран и Среднюю Азию).


Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух
великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего
стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже
развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.


В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное
земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков.
Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада
большие количества влаги.


Население


Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства
античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении
древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и
Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым.
На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной
расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё
более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время
звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии
начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской
семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык –
санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки
получили название пракритов.
Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-
запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее
значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное
население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах
той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий
развития в тот или иной исторический момент.
Источники
Значительная часть первоисточников по истории древней Индии
безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были
написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали
неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог
сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары,
которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии,
оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь
те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено
сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства
древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на
протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались
ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с
дополнениями и искажениями.
Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не
осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние
средневековые хроники.
Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические
произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических
заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и
Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков
Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).
Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник
«Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие
трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник
сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно
переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.
Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление
которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра
Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении
государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия
эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.
Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник
легенд и изречений Типитака.
Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.),
высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого
царя.
Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии
своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего
во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в
Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический
очерк страны.
Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают
памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам,
начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна
протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая
страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей
литературы на санскрите.

Древнейшая Индия

Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена
древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных
местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины
крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются
западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век
складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой
относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были
города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и
Мохенджо-Даро (в Синде).
Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из
меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно.
Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.
Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки
зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев
(финиковых пальм, манго и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого
развития достигло ремесло.
Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а
возможно, и додравидские племена.
В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На
перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению.
Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено
водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня
достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное
оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились
лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и
вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.
В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их
культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло
вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской
системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока
нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее
всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или
иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались
разгрому.
Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие
считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному
уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в
социально экономическом развитии древней Индии.
Индия в XV-VI вв. до н.э.

История Индии после «арийского завоевания» известна нам главным образом
по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне).

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда
насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по
верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города
напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом
ценности являются коровы.
Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии
наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в
первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных
орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование
тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам,
дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие
распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение
приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры,
как рис, хлопок и сахарный тростник.
Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы
переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще
начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются
«даса», означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-
должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников.
Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в
кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое
страшное, свою красавицу жену.
Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление.
Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не
представителей господствующей знати.
В такой обстановке родо-племенное устройство всё больше уступает место
государственной организации.
Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве
племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.
Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них
правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал
мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в
Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на
среднем течении Ганга). Её представителем был прославленный Рама, который
впервые добрался до Цейлона (Ланки), что свидетельствует о расширении
внешних связей.
Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и
появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином «касты»,
однако это название больше подходит к индийскому «джати» -- обозначению
более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или
иную профессию), существование которых является своеобразной чертой
индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным
и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение:
брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать). По преданию первые вышли из уст
верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.
Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название
вайшьев. Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были
земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на
которых духовная и светская знать смотрела свысока.
Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а
также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались
людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому
обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от
занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например
почётная церемония «второго рождения», для них не устраивались.
Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую
прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые»,
которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы
осквернить чистую воду.
Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в
своде «Законов Ману». На первом месте здесь поставлены брахманы.
Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже
столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако
на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя
порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс,
выступали вместе.
За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-
разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как
за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то
ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.
Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым
делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в
рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич,
который проиграл себя и своих братьев в кости). Правда, порабощённым из
среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.
Деление на замкнутые варны, между представителями которых были
запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось
религией.
При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии
изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.
По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления
жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в
стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим
и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях). По его имени жрецы
называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным
культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство,
как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн,
объявлялось извечным и не подлежащим изменению.
Индия в VI-IV вв. до н.э.
Политическую историю Индии можно изучать на основании письменных
источников, лишь начиная с середины первого тысячелетия до н.э. Около 6
века до нашей эры в Северной Индии существовал ряд государств, среди котрых
выделяются два значительных: Магадха и Кошала. Эти два значительных
государства вели меж собой борьбу за преобладание и господство в Северной
Индии на обширной территории, расположенной в бассейне Ганга. В период
возвышения царства Кошала царь Камса расширил пределы государства, завоевав
государство Каши. Возвышение царства Магадха относится ко времени
царствования династии Шайшунага. В 6 в. до н.э. Персидское государство
Ахеминидов входит в соприкосновение с Северо-Западной Индией, где персы
столкнулись с индийскими племенами гандхара и асвака.
В 4 веке до н.э. все гангские государства объединились в державу
Нандов, вскоре захваченную Александром Македонским. Его войска недолго
оставались в Индии, после чего там возникло на долгие века государство
Маурьев (3-2 века до н.э.). В это время утвердилась как официальная религия
буддизм (после него индуизм).
Невысокий уровень государственности не мешал развитию в Индии
замечательной архитектуры, совершенно оригинальной скульптуры, литературы и
науки (в частности, именно индийцы изобрели наши "арабские" цифры).
Возвышение Магадхи. Создание державы Маурья.
До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном
только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них –
Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь
Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до
Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн
этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.
В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты
Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325
гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.
Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным.
Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся
индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к
царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его
врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на
службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов.
Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром
Македонским.
Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по
298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей
её был город Паталипутра.
Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские
гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями
междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить
между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них –
Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых
слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные
местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и
Белуджистана).
Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в
особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.). При нём было
покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании,
если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150
000.
В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением
самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В
широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью
водоподъёмных колёс). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается
городская жизнь.
В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые
обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые
изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы)
вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с
Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые
серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.).
В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки
монополию на продажу соли, хмельных наапитков, жемчуга и других товаров.
Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким
применением рабского труда.
Большинство производителей, однако, составляли земледельцы,
объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной
устойчивостью.
Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной
державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались
огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые
разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных
сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько
средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить ,сколько
выпьет воды рыба.
Буддизм и его историческая роль.
При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной
идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система –
брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы
сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке
централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое
деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в
третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с
развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не
считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла
примириться с засильем духовенства.
Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые
религиозные учения, соответствующие духу времени.
Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия
не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме
буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения
происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой
состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.
Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция
предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному
Буддой («просветлённым»), откуда и происходит название его учения. Про
этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах
человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид
похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.
Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а
затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось
признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали
аскетичекую жизнь благом, от которого не следует отказываться). Любое
желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный
выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это
удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым
страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является
нирваной – высшим благом.
Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были
огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к
подавлению желаний, то религиозный культ и жречесво становились излишними.
Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от
происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не
могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали
к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных
различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они
даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение
признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в
сангхи (общины ранних буддистов). Рабу, который не распоряжается самим
собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался
закрытым путь к нирване.
Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и
угнетённых (кроме рабов). Отказ от насильственного изменения установившихся
порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлим для
зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской
знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие
к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от
покушений на имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что
также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных
племён и народностей.
Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению
с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на
знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти
привилегии были тормозм в организации управления обширным деспотическим
государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации
государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал
рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов.
Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял
буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан
ряд буддийских монастырей.
Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять.
Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где
силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской
общины.
В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и
иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком
случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.
Нвая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать
мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и
исламом). Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до
н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству
царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно
спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и
отличающихся различным уровнем экономическог и культурного развития,
оказалась задачей непосильной.
Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии
Шунга (187-73 гг. до н.э.), которая пришла на смен у династии Маурья. Цари
новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с
ним система замкнутых варн вновь вошла в силу.
Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от
которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва
Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с
северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав
основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории
современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую
индийскую культуру.
В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V
вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного
царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и
опять происходит полное раздробление страны.
Индуизм
Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов
древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея,
корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет
восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены
весьма примитивные суеверия.
В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-
творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и
сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой.
Культ его не сводится к простому жертвоприношению - кормлению к обоюдной
выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном
служении и преданности.
Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который
может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека
(обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну
позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов.
Воплощением Вишну признается и Рама - герой популярной эпической поэмы
Рамаяна, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается
Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.
Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива,
изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто
сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в
наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и
почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений
между ними не было и нет - основное различие сводится лишь к тому, кого из
двух великих богов считать главным.
Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически
гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие
колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не
содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что
мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами
Индии.
В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью
праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе
которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу
заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение
цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и
возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением
эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и
разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не
только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и
доходами с принадлежавших храмам земель.
Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в Бхагавадгите -
поэме, включенной в состав Махабхараты. Бхагавадгита (букв. "Песнь
Господа") повествует о том, как собрались войска двух враждующих
группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество
родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего
кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну)
произнес пространную речь о значении долга (дхармы). Он говорил о том, что
лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от
его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям
надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих
индийцев, знавших наизусть знаменитую Гиту. Но Гита важна и с другой точки
зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль
относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в
этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является
добродетелью, для другого - грех.
Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому
человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его
местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют
ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на
отношения между представителями разных общественных групп, внутри же
группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая
необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и
противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые
исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы
вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых
правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных
отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим
социальным кругом - запрещены совместное принятие пищи и браки между
членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в
особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи
заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порой
жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела
ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не
став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы
на погребальном костре мужа.
Культура Индии.
К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные
произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна),
которые на первых парах передавалась из уст в уста.
Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг).
В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из
его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени
главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.
В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и
материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником
познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в
Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.
Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития
достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный
солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с
астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.
В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и
закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В
средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.
Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда
уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика
достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние
народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры,
которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле
изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская
алгебра испытало влияние индийской.
Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты.
Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали
теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий
сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини,
живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику «очищенного», т.е.
литературного языка (санскрита).
Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры
являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В
пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму
многокрасочные фрески (I-III в. н.э.).
Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и
Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На
западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.



Список литературы.





Новинки рефератов ::

Реферат: Стратегия поиска в автоматизированных информационных системах (Программирование)


Реферат: Корпоративная культура организации (Психология)


Реферат: Об изменяемости и неизменности православного богослужения (Религия)


Реферат: Хазары. Воины России с хазарским Карганатом (Доклад) (История)


Реферат: Буддизм (Мифология)


Реферат: Олимпийское движение (Спорт)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Возрождение олимпийских игр (Спорт)


Реферат: Адкуль прыйшло хрысцiянства на Беларусь (История)


Реферат: Достижения современной селекции (Биология)


Реферат: Происхождение жизни на земле (Биология)


Реферат: Брахманизм (Религия)


Реферат: Методика оценки радиационной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Методичні вказівки (Транспорт)


Реферат: Государство Маурьев в Индии (История)


Реферат: Общая геронтология (Биология)


Реферат: Деление клетки. Митоз (Биология)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Компьютеры)


Реферат: Статистика товарной биржи (Биржевое дело)


Реферат: О социологии (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист