GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная жизнь людей (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная жизнь людей (Социология)



Социальная жизнь людей чем-то похожа на театр. Со всеми присущими ему
атрибутами типа сценариев, масок и декораций. В исполнении ролей человеку
предоставляется некоторая свобода интерпретаций, но некоторые аспекты
являются обязательными.
Роль – набор норм, определяющих как должны вести себя люди в данной
социальной позиции. Это социальная функция личности; соответствующий
принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или
позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
«Личностная окраска» роли зависит, прежде всего, от знаний и умений
человека находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления
в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп,
видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее
потребностями и интересами.
Для возникновения роли необходима система норм. Когда человек встает
на новую социальную ступеньку, то сначала он чувствует не в своей тарелке,
но это чувство обычно не сохраняется длительное время. Например, когда у
женщины появляется ребенок, она становится очень чувствительна к этой новой
ситуации. Поэтому старается вести себя как надо и избавиться от остатков
своего прошлого поведения. В такие моменты люди осознают самих себя. Они
постоянно следят за собой, за своими поступками и речью. Это
свидетельствует о том, что они пока не естественны для человека. Затем
происходит вхождение в роль, и она становится привычной.
Роли оказывают большое влияние на человека. Существует тенденция
вживаться в них. Это явление, в общем-то, носит положительный характер, так
как помогает людям лучше выполнять обязанности, связанные с данной ролью.
Повышает качество деятельности и социальную активность личности. Но иногда,
когда человек чрезмерно срастается со своей социальной ролью, ее потеря
может привести к разрушению личности и даже гибели человека.
Существует зависимость между статусом и восприятием себя. Люди,
получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц,
заслуживающих более хорошее отношение к себе. В то время как роль
подчиненного может вызвать эффект подавления и привести к подрыву
самостоятельности.
Исполнение различных ролей может оказать и благоприятное воздействие.
Это происходит, когда человек сознательно выбирает для себя новую роль, он
может измениться сам или научиться чувствовать других людей, чьи роли
отличаются от его роли. Для этого используют психодраму.
Тесно связан с эффектом вживания в роль. Эффект под названием
«утверждение становится убеждением». Он заключается в том, что человек
утверждая то-то, в чем он не совсем уверен, испытывает неловкость за свой
обман. Тем не менее, они начинают верить в то, что говорят и утверждение
становится убеждением.
Роли часто предполагают наличие парт с определенными отношениями –
родитель и ребенок, муж и жена, преподаватель и студент, доктор и пациент и
т.д. Здесь может иметь место инверсия ролей. Она бывает полезной для
улучшения взаимоотношений. Во время споров и конфликтов можно понять друг
друга и возможно найти компромисс.
Действия, которые предписываются социальным ролям, формируют установки
исполнителей этих ролей. Справедливо и обратное. Поэтому, можно говорить о
взаимосвязи ролей и установок.
Установка – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-
то или кого-то, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном
поведении; это эффективный способ дать окружающему миру оценку. Установка
обладает следующими характеристиками:
- аффект (чувства);
- поведение (намерения);
- познание (мысли).
Иногда люди нарушают ярко выраженные установки. Это происходит под
влиянием действия других факторов. Их насчитывают около 40.
Прочие влияния
Поведение
Установка
Выраженная установка
Прочие влияния.
Установки изучаются по внешним проявлениям. Для их измерения
разработали метод мнимого источника информации: процедура выяснения
установок испытуемых с помощью обмана.
Поведением движут не только внутренние установки, но и ситуация, с
которой сталкивается человек. Но таким специфическим, относящимся к
определенному делу, установкам можно предсказать поведение. Это происходит,
если:
- сведены до минимума другие влияния на утверждения, отражающие
установки;
- установка точно соответствует изучаемому поведению;
- установка является сильной.
Установки зачастую спят, когда люди автоматически, без остановки, не
раздумывая совершают поступок, согласно своему шаблону. Эта реакция
является адекватной.
Установка подразумевает оценку; это связь, создаваемая между объектом
и его оценкой. Люди вырабатывают их таким образом, что иногда они
действуют, а иногда – нет. Если установка является результатом опыта, то
она, скорее всего, будет закреплена и начнет определять поступки.
Установки и поведение всегда определяется культурой. Сам процесс
преобразования установки в поведение намного меньше зависим от места, где
это происходит.
Формирующая сила культуры проявляется также и в представлениях о том,
как должны вести себя мужчины и женщины. И в современном обществе бытует
мнение, что мужчин должен работать, а женщина заниматься воспитанием детей.
Женщине приходится выстраивать свою роль таким образом, чтобы максимально
приспособить ее к мужчине.
На гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и
женщин) оказывает влияние и эпоха. Например, в 40-е годы замужнюю женщину,
имеющую детей, редко можно было видеть на руководящих ролях и в мужских
профессиях. Тогда, как сейчас, это вполне распространенное явление. В связи
с этим многие утратили свою женственность, стали способны сами отстаивать
свои интересы. К данным последствиям можно относиться как положительно, так
и отрицательно. Последнее заключается в том, что эти отношения переносятся
и в семью, к детям. Поэтому сейчас очень много семей, в которых дети живут
в своем, изолированном от матери, мирке.
Во взрослой жизни причина гендерных различий в социальном поведении –
роли, которые отражают половое разделение труда. Мужчины имеют большую
склонность к ролям, требующим социальной и физической мощи, а женщины – к
ролям, связанным с опекой. Каждый из полов демонстрирует ожидаемое
поведение, соотносящееся с их ролью, при этом формируются умения и навыки.
Таким образом, социальная роль определяется социальной установкой.
Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием к
определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя
факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Освоение социальных ролей – один из важнейших механизмов формирования
личности. Их набор очень широк и разнообразен, причем каждый человек
задействован сразу в нескольких ролях. Анализируя процесс освоения и
выполнения роли, можно обнаружить, что моменты этого процесса являются
горячими точками жизни личности.
Таким образом, этот процесс протекает далеко не легко и безоблачно. Он
сопровождается определенными трудностями, решая которые человек накапливает
богатый опыт.
Некоторые люди мечтают о какой-либо роли. В этих мечтах существенное
значение имеют представления о том, как человек будет выглядеть, то есть
внешние регалии, признаки, символы позиции. Это выражение яркого
психологического момента – стремление предстать перед другими в новом виде,
соответствующем новой роли.
Когда человек срастается с ролью, она становится частью его личности.
В момент разрыва с ней возможно различное поведение. Одни люди проявляют
большую гибкость, то есть быстро находят себя в новых ролях, другие же
более регидны, они блекнут, лишенные социальной почвы, или оказываются не в
состоянии отказаться от прежних замашек и претензий.
В ходе освоения ролей:
- появляются новые мотивы;
- происходит соподчинение мотивов;
- видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и
отношений.
Таким образом, социальная роль с запрограммированной системой действий
и отношений входит в личность, становится ее органической частью. Но полное
совпадение структуры роли и структуры личности возможно лишь как эпизод в
развитии личности. Далее, последняя должна выходить за пределы роли. Но
здесь возможны отклонения от общего правила. Они случаются, если личность
достаточно слабая или роль достаточно сильная.
В психологии различают конвенциальные и межличностные роли.
Остановимся сначала на первых.
Конвенсионная роль – представление о предписанном шаблоне поведения,
которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации или в
совместной деятельности. В любом организованном действии роль имеет смысл
тогда, когда она связана с поведением других людей, то есть она должна
находится в постоянном взаимодействии с другими ролями. Поэтому ее можно
определить как шаблон взаимных прав и обязанностей.
Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя
из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он
поступал определенным образом. Например, матери следует заботиться о своем
ребенке, даже если она его не любит на самом деле. Но она не должна
заботиться о соседнем ребенке, даже если очень его любит.
Согласованность действий обеспечивается за счет связи конвенциальных
ролей установленным образом.
Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к
другим участникам.
Его права образуют экспектации – система ожиданий, требований
относительно норм исполнения индивида социальных ролей; разновидность
социальных санкций, упорядоченных системой отношений и взаимодействий в
группе – обращенные к другим людям и побуждающие их делать что-либо ради
него. Экспектации обязательно взаимодополнительны. Право одного партнера-
обязанность другого.
Выполнение роли заключается в исполнении обязанностей, налагаемых
ролью, и осуществлении своих прав по отношению к другим. Человек имеет
какое-то представление о том, что составляет подобающую линию поведения,
как для него, так и для других.
Человек способен к сложному приспособлению, благодаря пониманию роли
других, в связи с чем, он может представить себя в положении другого.
Таким образом, принятие роли – важная часть играния ролей. Но эти
понятия нельзя смешивать, так как играние роли – это организация поведения
в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли предполагает
воображение действующим лицом того, как это поведение выглядит с точки
зрения другого человека. Для того, чтобы сделать вывод о внутренних
переживаниях другого, нужно, оставаясь собой, стать на мгновение кем-то
другим, возможно даже солидарным с ним. Если участники какой-либо группы не
способны предвидеть реакции друг друга, то объединения, деятельность
рушится.
Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена
последовательным исполнением то одной, то другой конвенциальной роли.
Существенную роль играют форма – символ особого положения, внешний
знак, указывающий на исполняемую роль. Экспектации, приписываемые другим
людям, изменяются, когда человек переходит от одной роли к следующей.
Большинство людей осознает роли, которые они играют, только в
необычных обстоятельствах. Например, мать начинает осознавать свои
прерогативы, когда ребенок отказывается ей повиноваться и таким образом
бросает вызов ее авторитету. В таком случае возникает негодование и это
означает, что некоторые невыполненные обязанности принимались как нечто
само собой разумеющееся.
В процессе научения человек расчленяет свою задачу на то, чего ожидают
и требуют другие, и на то, что он сам может ожидать и требовать от других.
При этом вырабатывается свое понимание ролей.
Когда степень формализации действия высока, тогда составляющие его
роли безличны. Взаимные права и обязанности остаются теми же независимо от
того, кто является действующим лицом. В таком случае исполнение отличается
по стилю, но все они соответствуют основным шаблонам поведения. Так, мать
может по-разному взаимодействовать с ребенком, больше или меньше любить его
и заботиться о нем, но ее роль предполагает обязательное обеспечение его
жизнедеятельности и безопасности, удовлетворение важнейших потребностей.
Определенные отношения предписаны для любого и каждого, кто играет
данную роль.
В стандартных обстоятельствах принятие ролей облегчается. Чем менее
формализовано групповое действие, тем более важно принимать в расчет
реакции отдельных лиц. Это не составляет особых трудностей, если участники
хорошо знают друг друга лично.
Стандартизация облегчает самоконтроль, так как каждый может
формировать Я- образы, принимая точку зрения, общую всем участникам. Если
все разделяют общее определение ситуации, то каждый человек может отчетливо
представить себе совместное действие и определить свое место в нем. Человек
может рассматривать себя в определенном отношении ко всем остальным. Это
позволяет ему регулировать свои действия и вносить свой вклад в большой
шаблон.
Ролям учатся благодаря участию в общественной жизни. Модели
преобладающего поведения отличаются от культуры к культуре и от эпохи к
эпохе. Так, например, при вхождении женщины в роль матери, большое значение
имеет предшествующий опыт: общение с матерью, принятые нормы и правила.
Поэтому люди, воспитаны в разных культурах, испытывают значительные
трудности при совместной деятельности. Например, при заключении
интернационального брака могут возникнуть определенные трудности и
конфликты при воспитании детей между мужем и женой или между женой и
свекровью. Поэтому они начинают приписывать друг другу злобные намерения и
согласованное действие станет невозможным.
Сами роли также отличаются по степени формализации. В изменяющемся
мире есть много ролей, которые определены весьма туманно; права и
обязанности, связанных друг с другом лиц установлены не жестко, и многое
зависит от личных качеств тех, кто вступает в отношения.
Роли существуют только в поведении людей, и шаблоны становятся
различными только в не организованном взаимодействии. Роли суть модели
поведения. Но люди не автоматы, легко выполняющие роли, возможно
отклонение, показывающее, что такие модели не являются причиной поведения.
Люди играют конвенциальные роли, действуя как единицы социальной
структуры. Но, включаясь в такие предприятия, они остаются уникальными
живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимы от
определенных качеств тех, с кем им случится вступить в контакт. Поэтому
характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.
Производится своего рода оценка. То, как каждый человек реагирует на
связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей. Шаблон
межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в
совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает
дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.
Человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не
склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в
системе межличностных отношений оказывается связана рядом особых прав и
обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя
смешивать с конвенциальными ролями. Конвенциальные роли безличны, права и
обязанности остаются теми же независимо от обязанности, устанавливающиеся в
межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей
человека, его чувств и предпочтений. Большинству межличностных ролей не
учатся специально. Каждый развивает свой собственный тип общения с
партнерами, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым конкретными
индивидами, вступающими в контакт. Но все же эти отношения строятся на
основе прошлого опыта.
Нет двух совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают
повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и то
же вид общения. Поэтому наблюдаются типичные шаблоны межличностных
взаимоотношений и могут быть названы и определены типичные межличностные
роли (коллега, партнер, соперница, враг, союзник, арбитр). Среди
межличностных ролей, возникающих при неравномерном распределении, которые
определены не четно, права и обязанности взаимодействующих лиц установлены
не жестко, и многое зависит от личных качеств тех, кто вступает в
отношения.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие
чувства участникам полагается испытывать. Например, конвенциально
определены отношения между матерью и ребенком. Но внутри этих культурных
рамок существует множество вариантов действительных взаимоотношений. Не
являются необычными ситуации, когда матери ненавидят своих детей или
завидуют им. Тоже самое может происходить и с ребенком: некоторые дети
обижают своих матерей, а другие им открыто не повинуются и постоянно
противоречат. Три ребенка одной матери могут быть ориентированы по
отношению к ней по-разному, и, несмотря на все усилия быть беспристрастной,
она может обнаружить, что постоянно предпочитает одного всем другим. Те
чувства, которые должны возникнуть, часто действительно возникают, но во
многих случаях, сколько бы ни старались люди, они не могут чувствовать так,
как требуется. Внешне они приспосабливаются к групповым нормам, но им
известно, что это только фасад. Так бывает с некоторыми матерями, когда они
хотят, но не могут полюбить ребенка. Причины этого могут быть различными.
Независимость межличностных ролей от конвенциальных проявляется и в
том, что сходные межличностные отношения могут быть обнаружены в весьма
различных конвенциальных состояниях. Разного рода отношения могут
развиваться в любых конвенциально- упорядоченных ситуациях.
Различие между этими ролями проявляются ярко, когда права и
обязанности, образующие конвенциальную роль, приходят в столкновение с теми
правами и обязанностями, которые создают межличностную роль. Например, один
из самых мучительных конфликтов – человек испытывает непреодолимое влечение
к кому-то из тех, с кем запрещены контакты (к врагу во время войны, к
представителю другого социального клана и т.д.).
Таким образом, люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем
жестов. При конвенциальной роли они используют конвенциальные символы,
являющиеся объектом социального контроля. Особая личностная ориентация
проявляется в стиле исполнения роли. Это вызывает ответные реакции, часто
бессознательные. Они могут быть и агрессивными, и не агрессивными. Хотя
агрессивные импульсы обычно сдерживаются, они часто выражаются в различных
движениях, которые замечаются другими.
Таким образом, среди общающихся людей идет постоянный обмен жестами,
благодаря чему осуществляется взаимное приспособление. Одна сторона этого
приспособления сознательная и в значительной степени символична, а другая
более спонтанна и непосредственна.
Эти 2 формы взаимодействия почти незаметно переходят одна в другую. Но
различия тут немаловажные, и неспособность их замечать может привести к
большой путанице.




Реферат на тему: Социальная зашита населения в РФ
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики



Курсовая работа по
Макроэкономики
на тему “Социальная защита населения в РФ”.



Выполнил:
Студент группы ДСК-101 Мосин С.М.
Преподаватель:
Марыганова Е.А.
подпись



Москва,2002г.


Содержание
1. Введение.
2. Необходимость социальной защиты населения.
3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе
социальной защиты населения.
4. Социальное обеспечение и социальная помощь.
5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.
6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.
7. Заключение.
8. Приложение.
9. Список используемой литературы.



1.Введение.

Выбранная мною тема “Социальная защита населения в РФ” как никогда
актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки
миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.)
нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.
В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР
около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования.
Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на
большей части территории Российской Федерации. Растет число детей,
рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых
родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без
одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15%
по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия
значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской
инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной,
психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими
заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно
совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число
преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди
стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их
по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и
семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их
продажи!), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80
тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток).
В данной работе рассмотрены некоторые проблемы связанные с обеспечением
социальной защиты населения (например, недофинансирование пенсий, пособий,
отсутствием необходимой правовой базы для социальной защиты населения и
т.д.).
В курсовой работе использована статистика, по которой можно отследить
динамику основных социальных показателей общества.

2.Необходимость социальной защиты населения.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной
системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка
населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении
их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития
человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.
Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и
социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи,
рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом
семейно-родственных и общинных связей государство все более активно
принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной
защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела
новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий
рыночных отношений.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его
неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто
объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, -
это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской
деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение
своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде
заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не
имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин:
болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не
позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),
последствия экологических, экономических, национальных, политических и
военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и
т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи
государства, когда главным фактором производства и распределения является
капитал.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых
слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано,
согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный
уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве
квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует
экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым,
снижая социальное напряжение в обществе.
Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только
вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле
социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных
прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства,
национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все
конституционные права и свободы личности - от права на собственность и
свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической
безопасности.
Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо
учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных
групп, семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать
необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России находится в стадии
формирования, она постепенно превращается в качественно новую
самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее
время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч
учреждений.
Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие
рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты
населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает
социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения
имели душевой доход ниже прожиточного минимума.
Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в
конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием
потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их
удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода
населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить
причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и
товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая
обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в
экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы;
инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости
энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг,
транспорта и т.д.
Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной
защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий
для:
- обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
- использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;
- создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные
и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное
партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);
- формирования экономической системы самозащиты.
Экономическая политика государства - это часть его общей политики,
совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение
оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей
экономической эффективностью.
Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство не должно
допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики
и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее
экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы
льготного кредитования и т.п.).
Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства
потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и
стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое
перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными
слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах
средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных
гарантий.

3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе
социальной защиты населения.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на
себя государство как главный субъект социальной политики и социальной
работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое
подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного
закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты».
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе
государственной социальной защиты: социальные выплаты и система
социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных
категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых
членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная
защита должна распространяться на все категории населения через систему
социальных гарантий.
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия,
предусмотренные законом обязательства государства, направленные на
реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных
гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ
нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной
защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных
минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные
минимальные социальные стандарты в области:
1) оплаты труда;
2) пенсионного обеспечения;
3) образования;
4) здравоохранения;
5) культуры;
6) социального обслуживания;
7) жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый
необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным
их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для
работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только
государственной.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими
законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами,
законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда
устанавливаются:
- минимальный размер оплаты труда;
- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы
(ЕТС).
Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника
неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия
воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным
соглашением.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение
за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на
защиту от безработицы».
КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника,
отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени
и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже
установленного минимального размера оплаты труда».
Таблица №1
Минимальный размер оплаты труда
(на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб. )



| 1992| 1,9 | 2,1 | 1,3 |1,8 | 210 |
| 1993| 20,6 | 23,1 | 14,4 |20,7 | 220 |
| 1994| 86,6 | 97,4 | 61,0 |87,4 | 238 |
| 1995| 264,1 | 297,2 |186,2 |268,6 | 195 |
| 1996| 369,4 | 415,6 | 260,5 |373,2 | 208 |
| 1997| 411,2 | 462,4 | 289,9 |415,1 | 229 |
| 1998| 493,3 | 554,7 | 347,9 |498,2 | 204 |
| 1999| 907,8 | 1002,8 | 639,9 |901,7 | 180 |

Таблица №3

Величина прожиточного минимума в 2000г.
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)



| | Все |Трудоспособно| Пенсионер| Дети | Соотношение |
| |население |е население |ы | |среднедушевых |
| | | | | |доходов |
| | | | | |населения с |
| | | | | |величиной |
| | | | | |прожиточного |
| | | | | |минимума,процент|
| | | | | |ов |
| I | 1138 | 1232 | 851 | 1161 | 156 |
|квартал | | | | | |
| II | 1185 | 1290 | 894 | 1182 | 175 |
|квартал | | | | | |
| III | 1234 | 1350 | 930 | 1218 | 181 |
|квартал | | | | | |
| IV | 1285 | 1406 | 962 | 1272 | 207 |
|квартал | | | | | |
| Год | 1210 | 1320 | 909 | 1208 | 181 |


Таблица №4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума.

| |1992 |1994 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Все население с |33,5 |22,4 |20,7 |23,3 |28,4 |29,1 |
|денежными доходами | | | | | | |
|ниже прожиточного | | | | | | |
|минимума | | | | | | |
|в том числе: |
|дети в возрасте |
|от 6 лет |31,6 |26,2 |22,8 |25,0 |27,7 |30,3 |
|от 7 до 15 лет |45,9 |31,5 |31,2 |32,8 |37,3 |40,3 |
|молодежь от 16 до 30|28,6 |21,1 |19,3 |22,2 |27,0 |27,9 |
|лет | | | | | | |
|женщины от 31 до 54 |34,4 |26,6 |26,4 |28,0 |34,4 |35,0 |
|лет | | | | | | |
|мужчины от 31 до 59 |30,6 |23,2 |20,1 |22,4 |27,4 |28,0 |
|лет | | | | | | |
|женщины старше 55 |36,8 |13,8 |11,0 |15,1 |21,1 |19,6 |
|лет | | | | | | |
|мужчины старше 60 |29,0 |8,5 |7,2 |11,9 |17,1 |15,3 |
|лет | | | | | | |

В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью
среднемесячной номинально начисленной заработной платы (Приложение, таблица
№1) и
динамикой номинальной и реальной среднемесячной заработной платы 2001-
2001гг. (Приложение, Таблица №2).
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной
заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации
экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты
труда к уровню прожиточного минимума.
В зарубежных странах процедура установления и механизм пересмотра
минимальной заработной платы существенно различаются. В одних странах (США,
Франция, Испания, Нидерланды) минимальная заработная плата устанавливается
законодательно; в других (Бельгия, Греция) - в результате общенационального
соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей; в третьих (Италия,
Германия, Великобритания) устанавливаются отраслевые минимумы заработной
платы, а общенациональная минимальная заработная плата отсутствует.
По рабочему законодательству США наниматели не могут принимать на работу,
если не гарантируют работнику суммы, установленной правительственным
законодательством. Минимальная зарплата в США - это выплаты, произведенные
работнику, которые в соответствии с законом или контрактом являются
минимальной оплатой за указанный вид работы.
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных
функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут
действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной
платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата -
категория не только экономическая, но и нравственная, призванная
обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии
защиты от безработицы.
Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны.
Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое
выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.
Таблица №6
Динамика численности экономически активного населения

на конец месяца
| |Экономически |В том числе |
| |активное | |
| |население | |
| | |занятые |безработные |безработные,|
| | | | |заре- |
| | | | |гистрированн|
| | | | |ые в органах|
| | | | |государствен|
| | | | |ной |
| | | | |службы |
| | | | |занятости |
| |млн.|в % к |млн. |в % к |млн. |в % к | |
| | |соот- |челов|соот- |челов|соот- | |
| |чело|ветствую|ек |ветствую|ек |ветствую| |
| |век |- щему | |- щему | |- щему | |
| | |пери- | |пери- | |пери- | |
| | |оду | |оду | |оду | |
| | |предыдущ| |предыдущ| |предыдущ| |
| | |его года| |его года| |его года| |
| | | | | | | |млн. |в % к |
| | | | | | | |челов|соот- |
| | | | | | | |ек |ветств|
| | | | | | | | |ую-щем|
| | | | | | | | |у |
| | | | | | | | |пери- |
| | | | | | | | |оду |
| | | | | | | | |предыд|
| | | | | | | | |ущего |
| | | | | | | | |года |
|2001г. |
|Январь|70,5|98,8 |63,5 |101,3 |7,1 |81,0 |1,1 |85,3 |
|Феврал|70,1|98,7 |63,0 |100,8 |7,1 |83,0 |1,1 |88,9 |
|ь | | | | | | | | |
|Март |70,3|98,3 |63,5 |100,3 |6,8 |82,9 |1,1 |91,8 |
|I |70,3|98,6 |63,3 |100,8 |7,0 |82,3 |1,1 |88,6 |
|кварта| | | | | | | | |
|л | | | | | | | | |
|(в | | | | | | | | |
|сред-н| | | | | | | | |
|ем | | | | | | | | |
|за | | | | | | | | |
|месяц)| | | | | | | | |
|Апрель|70,5|98,0 |64,0 |99,9 |6,4 |82,6 |1,1 |94,8 |
|Май |70,7|97,7 |64,6 |99,4 |6,1 |82,4 |1,0 |97,6 |
|Июнь |71,0|98,1 |64,9 |99,8 |6,1 |83,8 |1,0 |99,3 |
|II |70,7|97,9 |64,5 |99,7 |6,2 |82,9 |1,0 |97,2 |
|кварта| | | | | | | | |
|л | | | | | | | | |
|(в | | | | | | | | |
|сред-н| | | | | | | | |
|ем | | | | | | | | |
|за | | | | | | | | |
|месяц)| | | | | | | | |
|Июль |71,3|98,6 |65,2 |100,1 |6,1 |85,2 |1,0 |101,6 |
|Август|71,6|99,1 |65,5 |100,5 |6,1 |86,7 |1,0 |102,9 |
|Сен-тя|71,4|99,2 |65,2 |100,4 |6,2 |87,8 |1,0 |103,0 |
|брь | | | | | | | | |
|III |71,4|99,0 |65,3 |100,3 |6,2 |86,6 |1,0 |102,5 |
|кварта| | | | | | | | |
|л | | | | | | | | |
|(в | | | | | | | | |
|средне| | | | | | | | |
|м | | | | | | | | |
|за | | | | | | | | |
|месяц)| | | | | | | | |
|Октябр|71,2|99,2 |64,9 |100,4 |6,3 |88,9 |1,0 |104,4 |
|ь | | | | | | | | |
|Ноябрь|71,0|99,3 |64,7 |100,3 |6,3 |90,1 |1,1 |106,5 |
|Декабр|70,8|99,8 |64,5 |100,8 |6,4 |90,3 |1,1 |108,3 |
|ь | | | | | | | | |
|IV |71,0|99,4 |64,7 |100,5 |6,3 |89,8 |1,1 |106,4 |
|кварта| | | | | | | | |
|л | | | | | | | | |
|(в | | | | | | | | |
|средне| | | | | | | | |
|м | | | | | | | | |
|за | | | | | | | | |
|месяц)| | | | | | | | |
|Год |70,9|98,7 |64,4 |100,3 |6,4 |85,2 |1,1 |98,1 |
|(в | | | | | | | | |
|средне| | | | | | | | |
|м | | | | | | | | |
|за | | | | | | | | |
|месяц)| | | | | | | | |
|2002г. |
|Январь|70,6|100,2 |64,3 |101,3 |6,4 |89,8 |1,2 |111,8 |
|Феврал|70,5|100,6 |64,1 |101,8 |6,4 |89,8 |1,2 |114,2 |
|ь | | | | | | | | |


Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с
техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит
циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими
деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица
возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка,
результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших
условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в
первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.
В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности
безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4).
В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических
условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и
государственная поддержка - с другой.
На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные
программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной
целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих
мероприятий:
- поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего
крупных инвестиций;
- более эффективное использование на общественных работах тех, кто
состоит на учете в службе занятости;
- профилактика безработицы на основе переквалификации работников,
подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;
- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;
- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для
обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под
обязательство создания рабочих мест.
Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной
политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений
практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые
пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению
ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным
и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой
редакции (1996 г.).
Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по
безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника,
предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если
он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным.
Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения
утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше
ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения
квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую
местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
- оплату в размере причитающегося пособия по безработице
(стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной
нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.
В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о
занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не
ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ
постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности,
задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах
нескольких месяцев и даже лет.
Важным элементом социальной защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят
на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают
от государства.
В общенациональном масштабе современное государство с целью
уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на
таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности
труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-
денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь
сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты
рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до
середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и
принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500
самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а
мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.
Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может
дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых
стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением
из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем
2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше,
чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в
Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других
странах.
Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая
социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную
напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы,
безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем
и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых
заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

Таблица №7

Забастовки

| |1990|1996|1997|1998|1999|2000|
|Число |260 |8278|1700|1116|7285|817 |
|предприятий, на| | |7 |2 | | |
|которых | | | | | | |
|проходили | | | | | | |
|забастовки | | | | | | |
|Численность работников, вовлеченных в забастовки:|
|тыс. человек |99,5|663,|887,|530,|238,|30,9|
| | |9 |3 |8 |4 | |
|В среднем на |383 |80 |52 |48 |33 |37 |
|одно | | | | | | |
|предприятие, | | | | | | |
|человек | | | | | | |

Таблица №8

Правонарушения

| |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Число |1840 |2756|2625 |2397 |2582 |3002 |2952 |
|зарегистрированных| | | | | | | |
|преступлений за | | | | | | | |
|год, тыс. | | | | | | | |
|Раскрываемость |54,8 |64,5|70,1 |72,2 |74,4 |73,4 |75,6 |
|преступлений, % | | | | | | | |
|Коэфициэнт |14,3 |30,7|266 |23,9 |23,0 |26,2 |28,3 |
|смертности от | | | | | | | |
|убийств(число | | | | | | | |
|умерших на 100000 | | | | | | | |
|населения) | | | | | | | |

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного
обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий
(подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и
социальная помощь ”).
Государственные минимальные стандарты в области образования
предполагают:
- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений,
финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях и
обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;
- нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;
- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее
профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер
стипендии.

Таблица №9

Образование

| |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Число |67571 |6844|68259 |67862 |67321 |66943|66428 |
|государственных| |5 | | | | | |
|дневных | | | | | | | |
|общеобразовател| | | | | | | |
|ьных учреждений| | | | | | | |
|В них |20328 |2152|21682 |21683 |21429 |20826|20013 |
|численность | |1 | | | | | |
|учащихся, тыс. | | | | | | | |
|человек | | | | | | | |
|Число |2603 |2612|2608 |2593 |2584 |2576 |2589 |
|государственных| | | | | | | |
|средних | | | | | | | |
|специальных | | | | | | | |
|учебных | | | | | | | |
|заведений | | | | | | | |
|Численность |153 |130 |134 |137 |141 |148 |160 |
|студентов в | | | | | | | |
|государственных| | | | | | | |
|средних | | | | | | | |
|специальных | | | | | | | |
|учебных | | | | | | | |
|заведениях на | | | | | | | |
|10000 населения| | | | | | | |
|Число |514 |569 |573 |578 |580 |590 |607 |
|государственных| | | | | | | |
|высших учебных | | | | | | | |
|заведений | | | | | | | |
|Численность |190 |179 |190 |208 |229 |256 |294 |
|студентов | | | | | | | |
|государственных| | | | | | | |
|высших учебных | | | | | | | |
|заведений на | | | | | | | |
|10000 населения| | | | | | | |


Таблица № 10

Минимальные размеры стипендии
(в месяц)

|Численность|4,5 |4,5 |4,6 |4,6 |4,7 |4,7 |4,7 |
|врачей на | | | | | | | |
|1000 | | | | | | | |
|населения | | | | | | | |

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является
социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов
услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде
правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической
и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального
обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания
населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов» и др.
До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на
дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее
время структура платных услуг населению резко возросла.

Таблица №12

Структура платных услуг населению
(в процентах)



| |1993|1996|1997|1998|1999|2000|
|Все оказанные |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|услуги | | | | | | |
|в том числе: |
|бытовые |29,4|18,8|18,1|16,7|15,7|14,3|
|пассажирского |29,3|25,3|26,0|24,5|25,7|25,9|
|транспорта | | | | | | |
|связи |5,9 |7,9 |8,4 |9,2 |9,9 |11,1|
|жилищно-коммуна|10,3|20,7|21,3|22,1|20,4|20,0|
|льные | | | | | | |
|системы |2,4 |3,0 |4,2 |5,4 |6,3 |6,7 |
|образования | | | | | | |
|культуры |1,6 |1,1 |1,4 |1,2 |1,5 |1,6 |
|туристико-экску|2,0 |1,3 |2,1 |1,9 |1,8 |1,8 |
|рсионные | | | | | | |
|физической |0,2 |0,3 |0,3 |0,4 |0,4 |0,4 |
|культуры и | | | | | | |
|спорта | | | | | | |
|медицинские |1,7 |2,7 |3,5 |3,8 |4,4 |4,5 |
|санаторно-оздар|5,0 |2,9 |2,4 |2,7 |3,3 |3,8 |
|овительные | | | | | | |
|правового |6,8 |7,5 |8,9 |8,0 |6,2 |5,1 |
|характера | | | | | | |
|другие |5,4 |8,5 |3,4 |4,1 |4,4 |4,8 |

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются
предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-
коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой
реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование
остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Таблица №13

Предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

| |2000 |
| |Численность |Затраты |Среднемесячн|
| |граждан, |предприятий по |ый размер |
| |пользующихся |предоставлению |льгот га |
| |льготами, тыс. |гражданам льгот |одного |
| |человек |по оплате |пользователя|
| | |жилищно-коммуналь|, руб. |
| | |ных услуг, млн. | |
| | |руб. | |
|Всего |46015,1 |17547,6 |32 |
|в том числе льготы, предоставленные: |
|инвалидам |10503,6 |4420,6 |35 |
|из них: |
|инвалидам |2065,7 |904,5 |36 |
|Великой | | | |
|Отечественной | | | |
|войны и | | | |
|инвалидам | | | |
|боевых | | | |
|действий на | | | |
|территории | | | |
|других | | | |
|государств | | | |
|инвалидам и |6672,3 |2788,0 |35 |
|семьям, | | | |
|имеющим | | | |
|детей-инвалидо| | | |
|в | | | |
|ветеранам |20986,2 |7542,4 |30 |
|из них: |
|участникам |1417,6 |569,6 |33 |
|Великой | | | |
|Отечественной | | | |
|войны | | | |
|ветеранам |295,3 |71,9 |20 |
|боевых | | | |
|действий на | | | |
|территории | | | |
|других | | | |
|государств | | | |
|ветеранам |18090,9 |6443,3 |30 |
|труда | | | |
|на основании |10740,3 |4113,7 |32 |
|других | | | |
|законодательны| | | |
|х актов | | | |
|по |1400,8 |643,2 |38 |
|профессиональн| | | |
|ому приказу | | | |
|иными |2384,2 |827,7 |29 |
|категориями | | | |
|граждан | | | |

В приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см.
Приложение, таблица №6).
26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О
федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма
жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается
нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное
получение, покупку или строительство жилья.
Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы

Новинки рефератов ::

Реферат: Дети из неблагополучных семей (Психология)


Реферат: Динамика уровня жизни в России за последние 5 лет (Социология)


Реферат: Творчество Куприна (Литература : русская)


Реферат: Поэмы Лермонтова (Литература : русская)


Реферат: Личность руководителя как фактор восприятия его подчинёнными (Психология)


Реферат: История России 1991-96 (История)


Реферат: Облік нематеріальних активів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конституционное право зарубежных стран (контрольная) (Право)


Реферат: Валютные риски и способы управления ими (Биржевое дело)


Реферат: Расчет тарифных ставок в страховании (Страхование)


Реферат: САПР (Информатика)


Реферат: Герхард Шрёдер (Политология)


Реферат: Манхеттенский проект (История)


Реферат: Эллинизм и его историческая роль (Искусство и культура)


Реферат: Право международной безопасности (Международное публичное право)


Реферат: Вторая мировая война (История)


Реферат: Орбитальный телескоп Хаббл (Астрономия)


Реферат: Учет Основных Средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года (История)


Реферат: Акселерация развития и готовность к обучению в школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист