GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная реабилитация детей инвалидов (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная реабилитация детей инвалидов (Социология)



План.

Введение.
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.
2. Социальная реабилитация детей инвалидов.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Введение.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что
число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками
интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками)
всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше
453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически
таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться
около 900 тыс. - 2-3% детской популяции
Инвалидность у детей означает существенное ограничение
жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая
обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании,
общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение
детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему
общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер,
средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры
по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих
мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса
социальной реабилитации.
В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в
виду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом
направлении ведется журналом «Дефектология». Можно привести работы
Карвялис В. «Специальное образование детей с ограниченными возможностями
и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.Н. «Современный этап
в развитии системы специального образования в России”. (Результаты
исследования, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. В.
«О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в
развитии”, Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных
детей». Также в работе использован практический материал таких авторов как
Л. С. Алексеевой и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность".
Президентская программа "Дети России", Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте
работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в
Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России",
теоретический материал был почерпнут в следующих работах: Дементьевой Н.Ф.,
Устиновой Э.В. «Формы и методы медико-социальной реабилитации
нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.Я.
«Организационно-методические аспекты деятельности социального работника».
При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных
исследований.
Таким образом, цель данной работы: - охарактеризовать социальную
реабилитацию детей инвалидов, ее значение и современные направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- описать сущность, понятие и основные виды реабилитации,
- дать описание понятию социальной реабилитации детей инвалидов,
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей инвалидов.

1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации:
реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение
полного восстановления нарушенных вследствии заболевания или травмы
функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического,
психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная
интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает
мероприятия по предотврацению инвалидности в период заболевания и помощь
индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной,
профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет
способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских
десциплин реабилитация занимае особое место, так как рассматривает не
только состояние органов и систем организма, но и функциональные
возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского
учреждения.
Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980
году, выделяют следующие уровни медико биологических и психо-социальных
последствий болезни и травмы, которые должны учитыватся при проведении
реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата
анатомических, физтологических, психологических структур или функций;
нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате
повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную
деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для
человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) —
возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности
ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся
нормальной для данного индивидума.
В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,
свяанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом
именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на
которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных
и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное
значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности
реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения
путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно,
и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким
образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и
физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или
отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного
на такие виды социальной активности, которые в наибольшей стапени будут
способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела
значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении
хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х
годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное
общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических
подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной
адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней
законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения,
социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим
становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой
степени зависит от экономического развития общества.
Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в
разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой
сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного
планирования и разработки координированной программы реабилитации физически
неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН
Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН
приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые
должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав
инвалидов. Повидимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно
практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно
происходящими в обществе социально экономическими переменами.[1]
Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе
Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидноси в реабилитации (1983).
К ним отноятся:
значительное снижение функциональных способностей;
снижение способности к обучению;
особая подверженность воздействиям внешней среды;
нарушения социальных отношений;
нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий
включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания,
декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные
расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания,
затрудняющие общение и возможность активного участия больного в
реабилитационном процессе.
В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа
госпитализированных в отделения терапевтического профиля в
восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в
отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —
21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30%
в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на
10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согластно данным Н А
Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в
поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями
повреждений опорно-двигательного аппарата.[2]
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложениы
одним из ее основоположноков К Ренкером (1980):
1. Реабилитация должна осуществлятся, начиная с самого возникновения
болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
(непрерывность и основательность).
1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её
аспектов (комплексность).
1. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается
(доступность).
1. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре
болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных
структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в
некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы
медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является
комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те
учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и
профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих
мероприятий (Роговой М. А. 1982):
1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-
диагностического и лечебно-профилактического плана.
1. Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением
физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с
повышением физической работоспособности.
1. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к
изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и
лечение развивающихся патологических психических изменений.
1. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения
или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление
трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности,
трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,
трудового обучения переквалификации.
1. Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на
развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и
пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества
и производства.
1. Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого
экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения,
формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-
экономических мероприятий.

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с
понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы
к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с
анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности
укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если
быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».
Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как
относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста
населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин
роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в
России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления
депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым
ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в
правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты
долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь
преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в
основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим
социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном
показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых
экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную
деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может —
определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не
социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия
«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем
правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план,
и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной
реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические,
образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов
традиционные принципы государственной политики, направленной на решение
проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической
ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые,
приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее
время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей
социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,
экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и
характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.
Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные
интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня
жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их
решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во
многом определяет лицо социальной политики государства.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях
ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов:
правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический;
производственно-экономический; анатомо-функциональный.

Правовой аспект решения проблем инвалидов.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей
инвалидов.
Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего
общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие
законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его
права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового
государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только
приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по
предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР
был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи
с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон
вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в
определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между
федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но
появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для
миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь
чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и
правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий
устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих
основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные
условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на
специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных
участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и
дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут
теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом
состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на
дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с
перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не
считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой
пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь
для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности,
имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для
приема на работу инвалидов — в процентах к среднесписочной численности
работников (но не менее трех процентов). Второе немаловажное положение —
это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые
касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д.
Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей
общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений,
затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой
нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье
положение провозглашает создание специализированных государственных служб:
медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать
систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.
При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-
социальной экспертизы, — определение группы инвалидности, ее причин,
сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных
видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной
трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное
заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает
внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в
нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности,
статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды
жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной
базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство
специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов,
предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное
обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной
системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский,
социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки
профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих
инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в
Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов».
Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная
комплексная программа получила единую законодательную базу. Теперь
предстоит серьезная работа над тем, чтобы Закон работал. Предполагается,
что специализированные государственные службы будут создаваться при
Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людмилы Безлепкиной создана рабочая
группа, намечается план ее работы.

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной
средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и
макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды,
социальные группы, рынок труда и т.д.).
Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками
представляет семья, в которой имеется инвалид, либо пожилой человек,
нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в
которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы
вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите.
Специально проведенным исследованием[3] установлено, что из 200 семей с
нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной
организации социального обслуживания социальному работнику важно знать
причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием
(84,8%), связана с пребыванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо
являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или
иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального
работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе,
способствовать реализации льгот в соответствии с существующим
законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей
инвалида либо пожилого человека, для социального работника важно определить
социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная,
неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика
работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из
200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых
преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали
женщины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как
организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в
таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь,
социально-бытовое обслуживание. При оценке нуждаемости морально-
психологической поддержки из всех ее видов наиболее актуальными для всех
семей оказались следующие: организация связи с органами социального
обеспечения (71,5% ), осуществление контактов с общественными организациями
(17%) и восстановление связей с трудовыми коллективами (17%). В организации
контактов с органами социального обеспечения из полных семей нуждается
60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей с
общественными организациями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8%
семей. В восстановлении "связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8%
полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число
семей (4,5%) из числа обследованных нуждается в реализации прав на льготы.
Возможно, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о
льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в
своем составе инвалидов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%)
и в психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность
такого рода помощи можно объяснить непривычностью для нашего общества
вмешательства в интимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то
есть несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации
медицинского обслуживания 71% семей испытывает необходимость в наблюдении
участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях
узких специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях
ранговые места в потребности указанных видов медицинской помощи несколько
иные: на первом месте (50,7%) стоит нуждаемость в наблюдении участкового
врача, на втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в
консультациях узких специалистов. В неполных семьях наибольшая нуждаемость
(37,4%) в диспансерном наблюдении, 35,4% семей нуждаются в консультациях
узких специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких
преобладает нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в
равной степени (по 22,5%) в наблюдении участкового врача и диспансерном
наблюдении.
Установлено, что наибольшая нуждаемость обследованных семей касается
социально-бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены
семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем
уходе и "привязывают" к себе здоровых, которые не могут осуществлять
доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые
услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это
можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного
обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами
резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в
организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая
потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%),
химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в
уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у
20,5% семей) — в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ
различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими
семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в
уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные
показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные
члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной
стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой.
По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и
нуждаемость обследованных семей в прикреплении пожилого человека к центру
социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую
помощь, а также возможность, общения. Из всех изученных семей в такой
помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одиноких, почти
половина из них (48,1%) нуждаются в посещении центра социального
обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль
социального работника в этом последнем случае заключается не только в
выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с
учетом материального положения семьи — в определении кратности прикрепления
пожилого человека к данному учреждению. Этими обстоятельствами не только
определяются функции социального работника, но и его престижность. Таким
образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех
обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых
проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие
нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов,
уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания.
Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется
несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и
сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора
взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального
работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных
документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации
важно не только выполнение организационных, посреднических функций.
Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди
которых: информированность населения о возможности более широкого
пользования услугами социального работника, формирование потребностей
населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов
нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки
семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с
семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, имеет много аспектов и
может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы
с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого "объекта"
воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым
человеком и инвалидом, нуждающихся в помощи социального работника,
необходимо использовать специально разработанную методику.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию
самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы
инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к категории так
называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной,
социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их
физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности,
а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с
пониженной двигательной активностью, характерными для большинства
представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени
социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием
психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и
затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают
при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся
недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для
инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с
выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга,
при заострении характерологических особенностей в результате развития
склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к
возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,
изменениям поведения.
Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся
далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными
потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов,
которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием
хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в
основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется
психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего,
бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ,
присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая
перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ
реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с
особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте
"уход в болезнь". При подходе к процессам старения и старости
рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической
деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности,
то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены,
представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на
новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием
биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в
области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях: личностном,
функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для
социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с
пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и
прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые
как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и
заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих,
собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений
проявляется в том, что, на- пример, бережливый становится скупым,
недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений
выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении
всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к
нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности
присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью
суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со
снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность,
слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства
одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных
изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду
изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания,
эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом —
нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами
старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей
расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события
многолетней давности в старости страдает память на недавние события,
нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться
на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником,
когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству
посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется
неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает
сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости,
фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов
психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена
способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма,
свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене
места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления
контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции
дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных
до клинически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте,
связанные с патологическими процессами, проявляются в различных
(нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого
возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и
аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой
врача. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми
людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких
состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь
специалиста.

Общественно - идеологический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической
деятельности государственных институтов и формирования государственной
политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо
отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя
здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности
социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во
взаимодействии инвалида и общества.
Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой
социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали
создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в
состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно
новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью
организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для
пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.
Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а
вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность
находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время,
участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать
одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую
помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь
пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни,
наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа
жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало,
что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться
(76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного
или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов
является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы,
как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и
неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего
положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти
у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в
отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их
"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",
"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение
отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья
(урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).
Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная
обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в
любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое
структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она
предназначена для оказания неотложной помощи разового характера,
направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в
социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением
социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением
большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей,
а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам,
оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и
т.д. В соответствии с нормативным документом[4], Служба срочной социальной
помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все
виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения
предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора
лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной
доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями
деятельности Службы являются: — предоставление необходимой информации и
консультаций по вопросам социальной помощи; — обеспечение бесплатным
горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном
предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно
посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий
потерпевшего сроком на месяц); — предоставление одежды, обуви и других
предметов первой необходимости; — оказание материальной помощи; —
содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с
иммиграционной службой); — направление граждан в соответствующие органы и
службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; — оказание
экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; —
оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в
том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов,
не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование
такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая
выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию
реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного
понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой
проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление
его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной
акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону
реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы
компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов
заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению
способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной
деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и
социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального
окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как
процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими
дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями
возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения
реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и
выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.
Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими недостатками.
В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением
опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений —
осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством
непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования,
психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной
подготовки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для
детей с физическими недостатками расположены либо в школьных зданиях,
построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных помещениях,
что негативно сказывается на возможностях развертывания в этих учреждениях
реабилитационных мероприятий.
Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-
двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа,
которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы
контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В
продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь
социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими
недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются
учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это
столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны
программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами
делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня
профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и
трудоустройство.
Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть
осведомлены о различных житейских проблемах (трудоустройство, получение
жилья и др.) и вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального
работника состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть
трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы,
но и действенная помощь, участие в получении специализированного жилья,
установление вспомогательных приспособлений и устройств в квартирах для
инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный
работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое
общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий.
Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в
государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры
потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их
потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных
информационных технологий и техники для принятия объективных решений.
Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной
реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой
жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и
подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия,
облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных
изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий
здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей
инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой
инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и
психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.
И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами
реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей
инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами
формирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих
задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в
настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов.
Главная идея новой концепции – компенсация ограниченных возможностей
здоровья ребенка с помощью социальных служб и активной поддержке всего
совокупного потенциала окружающего социума.
Ведущие концептуальные идеи:
гуманистический характер отношения к ребенку с ограниченными возможностями
ребенка и воспитывающей его семье. Отказ от термина “ребенок-инвалид” как
дискриминационной идеи, отвергнутой мировым сообществом, в защиту
гуманистической категории “ребенок с ограниченными возможностями здоровья”,
“ребенок с отклонениями в развитии” и др.
личностно-деятельностный подход к ребенку с ОВЗ, который ставит его в
обязательную деятельностную позицию, мешающую овладеть синдромом
“приобретенной беспомощности”. Это осуществимо в условиях проявления
собственной активности ребенка, которая должна стимулировать близкими во
всех сферах его жизнедеятельности.
социальное видение ребенка и всемерной содействие раскрытию его
социальной сущности. Отказ от традиционного подхода к господством
медицинской модели инвалидности в пользу модели социально-педагогической
реабилитации.

2. Методы социальной реабилитации детей инвалидов.


Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде
процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,
установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей
социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду
в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и
включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под
влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и
направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее
условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации
является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим
социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее
результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация
рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с
различными социальными группами, институтами, организациями, в результате
которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс,
продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной
реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия
с социальной средой, в результате которого формируются качества человека,
как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,
адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее
возможным условием нормального функционирования общества.
Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального
процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом
личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.
Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из
них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания
принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм
характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным
следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.
Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным
сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя
свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко
небезразлично для социального здоровья общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как
самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во
многих случаях и поддерживаемы.
В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине,
организованности, и даже целостности общества.
Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее
социальной и нравственной ответственностью.
У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная
ответственность. Разумное устройство общества предполагает
взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности
общества перед личностью.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и
общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ
передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему
общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Эта трактовка является наиболее традиционной для современной
социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается
процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение
индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек
формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс,
длящийся на протяжении всей жизни человека.
Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации
многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации
осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на
человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно
говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации.
Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации -
инвалиды.
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям
характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к
уродству, но и таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе,
отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе
отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной
структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее
сопротивление.
Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать
от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического
подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами
родителей, детей с … и специалистами, с которыми они имеют дело.
Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс "навешивания" ярлыков,
при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или
расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или
расстройства.
Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию
новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной
дискриминации.
Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова,
которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют
состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них
учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в
умах.
Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими
способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с
самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности
включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине
недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках
обучения.
Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет
решения о том, кто их должен посещать.
Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий
социальной реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной
реабилитации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные
проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность
здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие
надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы
различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого
порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс
проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на
создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных
проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с
отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в
создании системы специального образования, обучения, в создании
архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.
Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель
является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в
специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -
иждивенческих жизненных ориентации.
Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы
отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина
"инвалид", который, в силу сложившейся традиции, несет в себе
дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к
социально бесполезной категории.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие
"человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще
использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории
взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения
социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается
медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной
проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -
государство". Суть этого изменения состоит в следующем:
- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов
со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,
недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного
образования. Эта проблема является следствием не только субъективного
фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья
ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного
сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида
архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив,
как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает
неравенство возможностей;
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных
потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему
инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу
его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих
снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной
реабилитации и индивидуального развития.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с
наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров,
специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-
инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране
крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование
и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети
инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся
сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом
социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии
личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Традиционализм, характерный для для (учетных заведений, как правило,
проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь,
столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей.
Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя
новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения
инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять
профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность
в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества
выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть
даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести
ребенка к "группе риска". Профилактика носит самый активный характер, и
осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов,
социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное"
воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее
маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию
материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит
скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
Социальная

Новинки рефератов ::

Реферат: Политический процесс (Политология)


Реферат: Банковская тайна (Финансы)


Реферат: Норма права (Теория государства и права)


Реферат: Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате (Педагогика)


Реферат: Китай (История)


Реферат: Жидкие растворы (Химия)


Реферат: Проектирование участка по изготовлению широкодиапазонного генератора импульсов (Радиоэлектроника)


Реферат: Правовое государство (Государство и право)


Реферат: ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Педагогика)


Реферат: Коммуникации предприятия (Контрольная) (Технология)


Реферат: Английская буржуазная революция и её роль в развитии парламентаризма (История)


Реферат: Линейное программирование: решение задач графическим способом (Компьютеры)


Реферат: Мировые ресурсы никеля (Геология)


Реферат: Глобальные и локальные сети (Программирование)


Реферат: Курсовая по питанию (Кулинария)


Реферат: Запорізька Січ: розвиток, становлення, право (История)


Реферат: Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТ (Международные отношения)


Реферат: Бхагавадгита, как она есть (Культурология)


Реферат: Единство мира и проблема психики (Философия)


Реферат: Культура Древней Индии (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист