GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная стратификация и социальная мобильность (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная стратификация и социальная мобильность (Социология)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2


Понятие социального класса и социального слоя 2


Сущность социального неравенства и его причины. 7


Измерение неравенства 8


Социальная мобильность. 9


Заключение. 11


ЛИТЕРАТУРА 13



ВВЕДЕНИЕ

социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет
социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех
фундаментальных понятий социологии — социальной структуры, социального
состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через
совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она
располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным
разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень
разделения труда, в современном — множество статусов и высок уровень
организации разделения труда.
Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и
связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки
людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность
статусов дала нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь
группы равны друг другу, они также расположены горизонтально.
Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины,
инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.
Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет
огромную роль. неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем
разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается
в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном
порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если
прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав — это беспорядочная
совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились
в четком порядке. Стратификация — это определенным образом
«ориентированный» состав населения.

Понятие социального класса и социального слоя

Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается,
неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы.
Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно,
высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший
объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень
образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации —
доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому
что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее
сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к
ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских
островах и т. п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е.
высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к
деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому
образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного
разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного
распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по
критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по
вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную
стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное
теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с
помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю,
эмпирического материала.
Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между
токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между
рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий —
подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и
так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.
Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как
начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные
трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную
плоскость.
Неравенство расстояний между статусами — основное свойство
стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все
они расположены вертикально и рядом друг с другом:
• доход,
• власть,
• образование,
• престиж.
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный
индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение
определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
На оси координат мы откладываем равные промежутки, например, до 5000
долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. и т. д. до 75000
долл. и выше.
образование измеряется числом лет обучения в государственной или
частной школе или вузе.
Власть измеряется не количеством, на которых распространяется
принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или
решения другим людям независимо от их желания).
Решения президента России распространяются на 150 млн. человек
(выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а
решения бригадира — на 7 — 10 человек.
Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне
объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого
ряда, так как он — субъективный показатель.
престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает
устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в
эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач,
преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие
оценки. Их положение на шкале менялось незначительно: врач в 1964 г. стоял
на втором месте, а в 1982 — на первом, министр соответственно занимал 10 и
11 места.
принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными
показателями:
субъективный показатель — ощущение причастности к данной группе,
идентификации с ней;
объективные показатели — доход, власть, образование, престиж.
Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий
профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли
отнесли к высшей страте общества.
страта — это социальный слой людей, имеющих сходные объективные
показатели по четырем шкалам стратификации.
Понятие стратификации (stratum — слой, facio — делаю) пришло в
социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных
пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние,
то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем
песка и т. д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта
— она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и
престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей,
наделенных властью, и безвластных бедняков, занятых непрестижной работой.
Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние — со средними.
В цивилизованной стране крупный мафиозо не может принадлежать к высшей
страте. Хотя у него очень высокие доходы, возможно, высокое образование и
сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан.
Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и
даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хватает главного —
признания «значимых других».
Под «значимыми другими» выступают две большие социальные группы: члены
высшего класса и все население. Высшая страта никогда не признает его
«своим» потому, что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда
не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как
она противоречит нравам, традициям и идеалам данного общества.
Исторические типы стратификации
В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство,
касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а
последний тип — открытые.
закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших
страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую
никак официально не ограничены.
рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.
При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми
правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в
общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество
хозяина. Его запрещалось убивать.
При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили:
он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал,
в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел
собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим
орудием»).
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о
рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую
стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений,
когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой
лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже
о классах.
кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее
распространенный. Если через рабство прошли практически все страны,
разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в
Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на
развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
кастой называют социальную группу (страту), членством в которой
человек обязан исключительно своим рождением.
Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему
надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией
(понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам,
люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в
соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в
предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен
попасть в низшую касту, и наоборот.
Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества,
которые существовали в Европе с IV по XIV век.
сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или
юридическим законом а передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна
иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим
образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV — XV
веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и
непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В Х —
XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и
крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное
деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство
(средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом
и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось
наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими,
поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько
внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев", рангов,
уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься
лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его
статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались.
Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать
рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Класс понимают в двух
смыслах — широком и узком. В широком значении под классом понимают большую
социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами
производства, занимающую определенное место в системе общественного
разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения
дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения
государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции
существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм
и капитализм не являются исключением — и здесь существовали
антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка
зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные,
но и многие зарубежные социологи.
Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно. Вот почему
в такой развитой с социологической точки зрения стране, как США, разные
социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой
шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов
США предложил в 40-е годы XX века американский социолог Ллойд Уорнер:
верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они
состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли
профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;
нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал
верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;
верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов,
которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из
двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни
города и проживали в довольно благоустроенных районах;
нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные
рабочие;
верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на
местных фабриках и живущих в относительном достатке;
нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным
дном» — это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для
жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие
беспросветной бедности и постоянных унижений.
Предлагаются и другие схемы, например: верхний-верхний, верхний-
нижний, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие
классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс,
верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество,
но важно уяснить себе два принципиальных положения:
— как бы ни называли классы, но основных только три: богатые,
зажиточные и бедные;
— неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев,
лежащих внутри одного из основных классов.
Термин «верхний-верхний класс» означает, по существу, верхний слой
высшего класса. Во всех двусоставных словах первое — обозначает страту или
слой, а второе — класс, которому данный слой относится. «Верхний-нижний
класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий
класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего
класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить
неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д.. Как правило,
высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний,
но в низшую его страту, которую заполняют главным образом
малоквалифицированные работники умственного труда — служащие. Возможен иной
вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем
рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь
само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме
колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном
«профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как
правило, университетское образование и большой практический опыт,
отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом
и относящихся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою
практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д.
Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и
регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили
долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его
не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX
веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс —
стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что
общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные
катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и,
следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который
представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных
полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний
класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее
их столкновение. И наоборот.
Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и
среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на
ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает
экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом,
частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты,
средние менеджеры, мелкая буржуазия — социальный хребет общества.

Сущность социального неравенства и его причины.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между
людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким
- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,
различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что
люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным
ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы
неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие
“социальной стратификации”.
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано
исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя
качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные
потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным
трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной
полезности.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только
следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности,
престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной
иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и
опираются на них , если они размещаются по иерархическому принципу, то они
являются социальными слоями.
В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций.
Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все
способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные,
обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь
действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному
образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени
подготовленными индивидами.
Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку
при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство
положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории
цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с
физической силой был важным критерием стратификации.
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой
распределения власти , собственности и условий индивидуального развития,
все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
Стратификация, как и любая другая наука имеет свои формы. До сих пор
мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и
интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от
такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и
того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном
историческом объекте.
Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои,
социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок,
низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический
рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах
производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего,
гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно
отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по
своему идеальная модель, чем обыденная реальность.
Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи
концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у
элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование
препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами,
приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это
означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными
группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует
разрушительным конфликтам.

Измерение неравенства

Если богатство — признак высшего класса, то доход — поток денежных
поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год —
характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег,
полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и
т. д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в
виде денег, представляет разновидность дохода.
Напротив, заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь
те, что заняты в общественном производстве и относятся к наемной рабочей
силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников.
Исключение представляют мелкие собственники, относимые к так называемым
самонанятым. В семейном ресторане или отеле глава фирмы — одновременно
собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персоналом, но
в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая
зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие.
Они не заняты в общественном производстве. Официальная статистика США и
некоторых других стран не включает нищих в число категорий населения,
получающих доход. Почему?
Дело в том, что наряду с широким пониманием дохода существует узкое. В
статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди
зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду
занятия) либо благодаря узаконенному распоряжению собственностью. Однако у
нищих ничего подобного нет. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на
жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. А
статистика учитывает лишь те источники дохода, которые связаны с оказанием
ценных, общественно значимых услуг либо производством товаров. Нищих
включают в состав так называемого андеркласса, т. е. буквально не-класса,
или слоя, стоящего ниже всех классов. Таким образом, нищие, выпадающие из
официальной пирамиды доходов, уподоблены касте неприкасаемых в Индии,
которая стоит официальной кастовой системы.
[pic]
Рис. 22. Единицы измерения экономического неравенства по группам
населения.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе
различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным
ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит
в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью
национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает
наименьшая часть общества, а средние и наименьшие — большинство населения.
Последние могут распределяться по-разному.

Социальная мобильность.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в
котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и
идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое,
переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это
меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном
пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно
определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например,
сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа,
увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением
дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге
сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях,
установках, интересах и ориентациях.
В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы
перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название
процессов мобильности.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и
социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,
можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности
быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на
более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие
свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из
самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают
субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в
классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из
семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет
усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать
крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в
работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он
может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным
руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного
социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых
возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности
для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая
официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в
обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается
несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное
перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или
менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места
жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым
условиям.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в
процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной
мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта,
или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от
одной социальной позиции к другой».
П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и
вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или
социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же
уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому
он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является
вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,
способствующих переходу индивида или социального объекта их одного
социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,
существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий
социальный слой, на другой уровень власти.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус
других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,
молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не
обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и
нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное
падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической
мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем,
или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых
групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими
группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность
существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких
социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов
целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить
падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала
весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической
партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый
случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль,
затонувший со всеми находящимися на борту».
Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы
понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом
отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и
подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление
достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в
той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью
добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация
этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к
достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на
имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих
причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем,
возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать,
пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.
Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в
группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами
или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу,
имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и
расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и
более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому
статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть
барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в
том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого
статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид
стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью
предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации
обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно
меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе
их личностных отношений индивидов.
Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки
процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности
социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная
социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или
политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за
определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех
лет после окончания института и начала работы по специальности удается
занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт
вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость
мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток
времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-
либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с
высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят,
что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по
статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих
социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за
определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо
социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в
общей численности данной социальной общности показывает относительную
мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте
до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об
абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной
категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие
семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об
относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки
зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется
совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем
можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком
из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой
индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или
политической области деятельности.
В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если
сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры
между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий
индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко
двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда
трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к
новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять
свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх,
большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в
противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

Заключение.

Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и
развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не
может овладеть всеми аспектами соц-ой деятельности, происходит разделение
труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются
более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего
вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко
заменяемые.
Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и
построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства,
наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние
общества, поэтому страты не только различются по своим критериям, но и
размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим,
привелегированногоположения высших и подчиненного положения низших. В
дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий,
которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального
типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить
из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные
люди, занимающие места в высших слоях общества в силу соц-ого положения
своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях соц-ой
структуры.
Таким образом, понятия соц-го слоя, стратификации и соц-ий
мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества,
конкретизируют общее представление о структуре ощества и помогают
детализировать анализ соц-ых процессов в рамках тех или иных экономических
и социально-политических формаций.
ЛИТЕРАТУРА :

1. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-
справочник). М., 1995.
2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.
3. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.
4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М.
Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс.
1996. №6.
5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:
Наука, 1994.
6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,
1995.
7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Наука, 1994.






Реферат на тему: Социальная стратификация современного общества


Міністерство транспорту України

Київський університет економіки і технологій транспорту

Кафедра: “Суспільних та гуманітарних наук”

Контрольна робота

з предмету: “Соціологія”

на тему: “Соціальна стратифікація сучасного суспільства”

Перевірив: доцент

В. К. Філіпов

Розробив: ст. заоч. ф.н.

гр.3-МО-2

Д. О. Мартиненко

Шифр:99-МО-203

2002

План


План 2

ВВЕДЕННЯ 3

ОСНОВНІ СИСТЕМИ СТРАТИФІКАЦІЇ 5

Рабство 5

Каста 5

Родовід 5

Клас 6

ТРАДИЦІЙНІ СТРАТИФІКАЦІЙНІ СУСПІЛЬСТВА 7

СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ В НАШІ ДНІ 12

ВИСНОВОК 17

СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 19



ВВЕДЕННЯ


Для людського суспільства на всіх етапах його розвитку була характерна
нерівність. Структуровані нерівності між різними групами людей соціологи
називають стратифікацією.

Для більш точного визначення цього поняття можна привести слова
Питирима Сорокіна: «Соціальна стратифікація – це диференціація деякої даної
сукупності людей (населення) на класи в ієрархічному ранзі. Вона знаходить
вираження в існуванні вищих і нижчих шарів. Її основа і сутність – у
нерівномірному розподілі прав і привілеїв, відповідальності й обов'язку,
наявності і відсутності соціальних цінностей, влади і впливи серед членів
того чи іншого співтовариства. Конкретні форми соціальної стратифікації
різноманітні і численні. Однак все їхнє різноманіття може бути зведене до
трьох основних форм: економічна, політична і професійна стратифікації. Як
правило, усі вони тісно переплетені. Соціальна стратифікація – це постійна
характеристика будь-якого організованого суспільства».[1]

«Соціальна стратифікація починається з веберовского розмежування більш
традиційних суспільств, що ґрунтуються на статусах (наприклад, суспільств,
що мають у своїй підставі такі запропоновані категорії, як стану і касти,
рабство, унаслідок чого нерівність санкціонується законом) і
поляризірованних, але більш розмитих суспільств, що мають у своїй основі
класи (що типово для сучасного Заходу), де велику роль грають особисті
досягнення, де економічна диференціація має першорядне значення і носить
більш безособистісний характер».[2]

Вивчення соціальної стратифікації має довгу історію, що починається із
середини XIX в. (роботи Карла Маркса і Джона Стюарта Милля), що включає
серйозний внесок дослідників початку ХХ в. – від Вильфредо Парето (який
запропонував теорію “циркуляції элит”) до Питирима Сорокіна. Зараз велика
література по цій темі нерозривно переплітається з роботами, присвяченими
утворенню, соціальному полу (gender), культурі, владі, статистичній техніці
і ролі теорії в соціальних дослідженнях. Конечно, охопити все різноманіття
літератури по даній темі в одній роботі не представляється можливим. Моєю
метою є лише огляд основних типів стратифікації суспільства в минулому і
сьогоденні.
ОСНОВНІ СИСТЕМИ СТРАТИФІКАЦІЇ


Згідно Энтони Гидденсу, «помітні чотири основні системи стратифікації:
рабство, касти, стани і класи.

Рабство


Рабство – це найбільш виражена форма нерівності, при якій частина
індивідів буквально належить іншим як їхня власність. Правові умови рабства
значно варіюються в різних суспільствах. Системи рабської праці розвалилися
почасти через боротьбу проти них, почасти тому, що економічні чи інші
стимули спонукували людей працювати більш ефективно, чим прямий примус.
Відтоді, як більш століття назад воля було гарантовано рабам Північної і
Південної Америки, рабство як формальний інститут поступово знищилося і
сьогодні майже цілком зникло у світі.

Каста


Касту зв'язують найчастіше з культурою Індійського субконтиненту.
Термін «каста» португальського походження, означає «рід» і «чистий рід». У
самих індійців немає терміна для опису класової системи в цілому, різні
слова розкривають її різні аспекти. Серед них – два головних – варна і
джати. Варни включає чотири категорії, ранжируються по соціальному
престижу. Джати визначають групи, усередині яких кастові ранги мають
організований характер. Вища варна, брахмани, представляють найбільш
високий рівень чистоти, недоторкані – найбільш низький. Брахмани повинні
уникати визначених типів контактів з недоторканих, і тільки недоторканим
дозволяються фізичні контакти з тваринами чи із субстанцією, обумовленої
як нечиста. Кастова система споконвічно жорстко зв'язана з індуською
релігією. Індивіди переконані, що якщо хтось не залишиться вірним ритуалам
і обов'язкам своєї касти, то його чекає найнижче положення в наступному
втіленні.

Концепція каст іноді застосовувалася поза індійським контекстом, коли
дві чи більш етнічні групи піддавалися сегрегації, і домінувало поняття
расової чистоти (південна частина США, Південна Африка).

Родовід


Родовід були частиною європейського феодалізму, але били також у
багатьох інших традиційних суспільствах. Феодальні стани включають страти з
різними обов'язками і правами; деякі з цих розходжень установлюються
законом. У Європі стану включали аристократію і дворянство. Духівництво
складало інший стан, маючи більш низький статус, але володіючи різними
привілеями. До так називаного «третьому родоводу» відносилися слуги, вільні
селяни, торговці і художники. На противагу кастам, міжстанові шлюби й
індивідуальна мобільність сприймалися толерантно.

Родоводи мали тенденцію розвиватися, коли існувала традиційна
аристократія, що базувалася на знатності походження. У феодальних системах,
подібних, що існували в середньовічній Європі, Родоводи були замкнуті на
маєтки і локалізовані, утворити скоріше локальну, чим національну систему
стратифікації. У більш централізованих і традиційних імперіях, таких як
Китай чи Японія, вони були організовані на більш вираженій національній
основі.

Клас


Класові системи відрізняються в багатьох відносинах від рабства, каст
і станів. Особливо потрібно було б відзначити чотири моменти:

Класи не створюються на основі правових і релігійних норм; членство в
них не ґрунтується на спадкоємному положенні і звичаях. Класові системи
більш рухливі, ніж інші системи стратифікації, і границі між класами ніколи
не бувають ясно обкресленими.

Приналежність індивіда до класу повинна бути «досягнута» їм самим, а
не просто бути «такою» від народження, як в інших типах систем
стратифікації.

Соціальна мобільність – рух нагору і вниз у класовій структурі –
значно простіше, ніж в інших типах (у кастовій системі індивідуальна
мобільність, перехід з однієї касти в іншу неможливий).

Класи залежать від економічних розходжень між групами людей, зв'язаних
з нерівністю у володінні і контролі над матеріальними ресурсами.

В інших типах стратифікаційних систем нерівність виражена раніше на
рівні міжособистих відношень, що стосуються обов'язків між слугою і паном,
рабом і хазяїном, представниками вищої і нижчої каст. Класові системи,
навпаки, здійснюють в основному зв'язки неособистого характеру».[3]

1. ТРАДИЦІЙНІ СТРАТИФІКАЦІЙНІ СУСПІЛЬСТВА


«Стратифікаційні суспільства одержали свою назву від латинського слова
stratum, що в перекладі означає «шар». Суспільство цього типу найпростіше
представити собі у виді слоеного пирога, так що усілякі взаємодії між
шарами (стратами) організовані скоріше по вертикалі чим по горизонталі — як
це відбувається в сегментарних суспільствах. Самими своєрідними зі
стратифікаційних суспільств є суспільства, підрозділені на касти. Границі
між співіснуючими шарами суспільства зберігаються тут практично
непроникними.

Один з різновидів кастового розподілу суспільства заснована на
етнічних розходженнях. Саме цей варіант виникає у випадку інтеграції
цивілізації списа з цивілізацією зерносховищ. Історія Африки дає кілька
прикладів подібної інтеграції. До початку другого тисячоріччя нашої ери
племена скотарів, що відносяться до нілотской групи народів, стали
розселятися з долини Нілу до півдня, у савани, де жили негроиди-банту.
Прибульці-скотарі використовували як основу нової політичної системи перед
державні структури місцевих хліборобів. При цьому на майнову і станову
нерівність наляглось ще і кастове. Наприклад, у царстві Анколе, що
сформувалося в XV-XVI століттях на території сучасної Уганди, скотарі хима
відвели собі роль пануючої касти, що тримає в підпорядкуванні касту
споконвічних місцевих жителів — хліборобів иру.

Одним з найважливіших інструментів збереження такого панування став
заборону, що поширювалася на всіх иру, розводити худоба. Селянин міг
одержати в користування або ялову корову, або бичків, яких заколювали на
м'ясо. В обмін на цих тваринах иру повинні були віддавати скотарям частина
свого врожаю. Можливості селян повстати проти встановленого порядку зведені
до мінімуму, оскільки їм заборонялося мати зброя і входити до складу
військових загонів. Шлюби між ира і хима категорично заборонялися. І хоча
існувало в Анколе кастова нерівність служила джерелом постійної соціальної
напруги, з економічної точки зору система виявилася прогресивної, оскільки
сформоване в суспільстві поділ праці приносило обопільну вигоду і скотарям,
і хліборобам.

Цей приклад розмежування каст по етнічній ознаці — далеко не єдиний.
За свідченням Леви-Стросса, щось подібне існувало ще порівняно недавно в
індіанців мбайа-гуайкуру в Бразилії і Парагваї. У структурі їхнього
монархічного суспільств і в матеріальній культурі почуваються віяння
древніх цивілізацій Америки — таких, наприклад, як культура Чавин у Перу,
що існували на рубежі першого і другого тисячоріч до нової ери. У
суспільстві кадиавеу представники цього етносу складали привілейовану
касту, свого роду аристократію. До неї, крім самих монархів, належали
родова знать, що підрозділялася на два супідрядних стани, і подкаста
воїнів. Усі вони обслуговувалися кастою фортечних індіанців гуана, що, у
наслідування вищим шарам суспільства, також підрозділялися на три подкасты.
До речі сказати, істориками помічена закономірність, суть якої в тім, що
процеси формування держави найчастіше прискорюються в суспільствах, що
складаються більш ніж з одного етносу.

Причина виникнення іншого, набагато більш екзотичного варіанта
кастового суспільства лежить не в поневоленні одного народу іншим, а у
висхідним до найдавніших часів релігійним представленням, що склалися
усередині того чи іншого єдиного етносу. Прекрасним прикладом релігії, що
породила дуже вигадливу кастову систему, що стала основою всієї соціальної
організації багатьох народів Південної Азії, служить індуїзм. У віруваннях
індуїстів до логічного кінця доведене протиставлення понять «чистота» —
«нечистота», що з поколінь століть були основними практично у всіх
архаїчних культурах.

Могутнім джерелом нечистоти індуїсти вважають усяке насильство — і не
тільки над людьми, але також над тваринами, над рослинами і над матір'ю-
землею. Саме тому люди духовного звання ні в якому разі не повинні
займатися хліборобством (при який наносяться рані землі), а професії
м'ясника, що забиває худобу, і маслобоя, що віднімає життя в насінь рослин,
відносяться до «нечистих».

Усе це створює в середовищі народів, що сповідають індуїзм, особливу
психологічну обстановку страху перед невірним кроком, що грозить зіткненням
зі скверною. От що пише, зокрема, французький етнограф Марко Габорио про
повсякденний стан духу в жителів однієї з країн індуїсткого світу:
«Відчуття надприродних сил пронизують усе життя мешканців Непалу...
Здається, немає дій, не сполучених з обрядовістю, чисто мирських у
європейському змісті цього слова, хіба тільки розваги. Також й самі танці
нерідко здобувають релігійне значення і можуть легко перейти в шаманське
«крутіння»... Численні і усюдисущі священні сили мають як би два полюси.
Один позитивний: великі боги піклуються про порядок у світі і суспільстві.
Це джерело чистоти і надії, впевненості в порятунку. Інший полюс —
негативний, негативний, де зосереджені взаємно зв'язані нечистота і
небезпека; сексуальність, народження, смерть — джерела нечистоти —
віддаляють людини від великих богів і віддають у владу молодших злісних
божеств, що бродять по землі примар і чаклунів»[4]

Виникнення індуїсткої системи каст обґрунтовано в санскритських
трактатах, створених ще в першому тисячоріччі до нової ери. У них був
установлений розподіл суспільства на чотири стани, іменованих варнами, за
межами яких (а отже, і суспільства як такого) були залишені так називані
вневарнові, що включають у себе самі знедолені шари париев і недоторканих.
На вершині створеній завітами індуїзму ієрархічної піраміди знаходиться
варна жрецов-брахманов. Трохи нижче коштує варна кшатриев, куди відноситься
вища світська аристократія, покликана здійснювати земну владу, а також люди
військових професій. За ними по спадній випливає варна вайшьев, що поєднує
хліборобів, скотарів і торговців. Члени всіх цих трьох варн у віці 8—12
років, після навчання священним текстам, проходять ініціацію, що
розглядається як друге, духовне народження. Тому брахмани, кшатрии і вайшьи
іменуються двічі породженими — на відміну від представників четвертої,
найнижчої касти шудр, що поєднує ремісників і слуг.

Спочатку система варн виникла, швидше за все, як природний, неодмінний
результат майнового і соціального розшарування суспільства — приблизно тим
же шляхом, як це відбувалося, скажемо, у хліборобів африканських саван.
Варни мають те загальне зі станами більш звичного для нас європейського
суспільства (духівництво, знать, купецтво, ремісники), що шлюби між ними не
заборонені цілком: індуїст може взяти як другу дружину або наложниці жінку
з більш низької варни, хоча одруження з представницею вищестоящої варни
вважається неприпустимою. Головна ж відмінність варн від станів складається
сьогодні в тім, що в основі ієрархічної супідрядності варн лежить принцип
їхньої нерівноцінності по ступені «ритуальної чистоти»: варна брахманів —
сама чиста, варна шудр найменш чиста, якщо не вважати, зрозуміло,
вневарнових недоторканих і париев.

Саме цей принцип, доведений до логічного кінця, ліг в основу
підрозділу варн і суспільства в цілому на касти чи джати, що склалося в
більш пізні часи, у ході подальшої еволюції індуських культур. Усі без
винятку члени даної касти характеризуються цілком визначеним рівнем
спадкоємної чистоти-нечистоти, що раз і назавжди визначає місце цієї касти
в ієрархії суспільства. Ступінь чистоти визначається в першу чергу родом
діяльності: якщо будь-яка каста з варни брахманів, що коштує на стражу
чистоти всього суспільства, по визначенню відноситься до найбільш чистим,
то касти праль або золотарей виявляються серед найбільш нечистих, коли
незабаром вони по роду своїх занять завжди і скрізь безпосередньо
стикаються з «брудом», з відходами людської життєдіяльності. Вона
передається через воду, їжу і навіть через дотик.

Чистота — стан хитливий, а нечистота всюдисуща і заразлива. Щоб
зберегти рівень властиві даній касті чистоти, людина повинна постійно, під
страхом виключення з касти, робити обмивання і всілякі ритуальні очищення —
особливо після небезпечного контакту з членом нижчестоящої касти. Чи варто
говорити, що нечистота передається могутнім потоком при полових контактах.
Звідси найсуворіша заборона не тільки на шлюби, але навіть на скороминущі
полові зв'язки між представниками різних каст.

Різні етноси, що дотримують індуїзму, можуть підрозділятися на
неоднакову кількість каст — відповідно до національних традицій або
локальних звичаїв даної місцевості. Наприклад, у жителів плоскогір'їв
(тераев) Непалу варна брахманів поділяється на три касти, варна кшатриев
також на три, варна вайшьев представлена єдиною кастою, а шудри
розпадаються на 13 чистих каст, чотири — нечистих і сім недоторканих.
Цікаво, що до останнього відноситься каста шкіряників-шевців, оскільки вони
постійно мають справу зі шкірами полеглих і убитих тварин. Деякі вчені
нараховують у цьому регіоні до 59 каст, хоча в межах одного великого села
їх буває звичайно не більш 20. У сингалів, що представляють собою древніх
першопроходців острова Шрі-Ланка, відомо 25 каст, а в живучих пліч-о-пліч з
ними більш пізніх завойовників тамилов — 48.

Припустимо, менше число каст у сингалів у порівнянні з тамилами
почасти порозумівається тим, що перші протягом своєї історії зазнали впливу
від значного буддизму який, на відміну від індуїзму, формально не заохочує
соціальну нерівність. Однак авторитет індуїзму в країнах Південної Азії
настільки сильний, що зародкова система каст виникла місцями навіть серед
правовірних буддистів, наприклад, у монголоидов-неваров, що населяють
високогірну долину Катманду в Непалу, індуїзм і буддизм співіснують у
якості рівноправних релігій. Індуїсти поділяються на 29 каст, а буддисти
усього на три: на дві вищі чернечі касти і нижчу касту мирянин-удай. Дві
високі касти буддистів претендують на той же статус, що і двічі породжені
індуїсти, однак представникам тих і других не тільки заборонено вступати в
змішані шлюби, але навіть брати участь у спільних трапезах. До усього
сказаного варто додати, що система каст проникнула в індуїсцькі країни не
тільки в середовище буддистів, але була прийнята також послідовниками
ісламу цієї першої егалітарної релігії, що заперечує тверду соціальну
стратифікацію суспільства. Так, хоча індуїстами Непалу всі мусульмани
розглядаються як одна дуже низька нечиста каста, саме вони підрозділяють
себе не багато не мало на 26 каст.

Однак наряду з цією аграрною цивілізацією в Непалу існують і інші.
Мова йде про численні племена з власними віруваннями, дуже далекими від
індуїзму. Усі ці численні етноси так чи інакше взаємодіють один з одним,
крок за кроком створюючи єдине «синтетичне» суспільство, де кожний у
більшому чи меншому ступені залежить від кожного. При цьому соціальний
статус будь-якого учасника взаємодій — будь то буддист, чи мусульманин
людина з цибулею і стрілами в руках — оцінюється з позицій кастової системи
індуїзму, як світогляду, що абсолютно панує в країні».[5]

З погляду рядового члена відкритого демократичного суспільства система
каст виглядає дивним і навіть відразливим анахронізмом. Однак М. Габоріо
дотримує іншої думки, підкреслюючи її структурно-організуючу функцію.
«Кастова система, — пише він, — завдяки ієрархічній побудові і поділу праці
сприяє інтеграції численних народностей Непалу в єдине суспільство і єдину
економічну структуру, і незважаючи на те, що вона була скасована на папері
в 1963 році, продовжує залишатися одним з найважливіших факторів
національної інтеграції»[6] .
СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ В НАШІ ДНІ


Розглянемо тепер головні особливості тих суспільств, у яких живе
людина нового часу і які у своєму розвитку спрямовані в майбутнє.
Суспільства цього типу називають або індустріальними, або масовими.

«Надзвичайно швидкий ріст міських соціумів привів майже повсюдно до
захоплення ними фактично всіх ключових позицій усередині суспільства.
Ставши його економічною опорою, міста перетворилися одночасно й у центри
політичного життя, осередком влади правителів і законодавців. За словами
французького соціолога Э. Дюркгейма, саме тут «...виробляються ідеї, моди,
удачі, нові потреби, що потім поширюється на іншу частину країни»[7] .
Разом з тим у містах швидше руйнуються колишні стійкі традиції,
поступаючись місцем непостійній масовій культурі, що перебуває в
безупинному бурхливому коловороті. Настільки могутній і незаперечний вплив
міст-мегаполісів на всі сторони життя сучасного суспільства дозволяє
позначити останні як урбанізовані суспільства.

Колосальна чисельність людських мас, узятих у життя сучасних
політичних організмів — це перше, що упадає в око при їхньому зіставленні з
архаїчними соціумами стратифікаційного типу. Чисельність населення
більшості країн Європи, приміром, коливається в межах від 4 млн. до 50 млн.
чоловік. В умовах загального виборчого права кожен повнолітній індивід так
чи інакше впливає (чи може впливати в принципі) на політичне життя і на
подальшу долю країни, а отже — і кожного з її жителів».[8]

Зрозуміло, індустріальне масове суспільство зберігає в собі багато рис
архаїчних стратифікаційних суспільств. Індустріальне суспільство
стратифіковане ще в більшому ступені, чим кастове. «Конкретні форми
соціальної стратифікації різноманітні і численні. Якщо економічний статус
членів деякого суспільства неоднаковий, якщо серед них маються як імущі,
так і незаможні, то таке суспільство характеризується наявністю
економічного розшарування незалежно від того, чи організоване воно на
комуністичних чи капіталістичних принципах, чи визначене воно конституційно
як “суспільство рівних” чи немає. Ніякі етикетки, вивіски, усні висловлення
не в змозі змінити чи затушувати реальність факту економічної нерівності,
що виражається в розходженні доходів, рівня життя, в існуванні багатих і
бідних шарів населення. Якщо в межах якоїсь групи існують ієрархічно різні
ранги в змісті авторитетів і престижу, звань і почестей, якщо існують
керуючі і керовані, тоді незалежно від термінів (монархи, бюрократи,
хазяїни, начальники) це означає, що така група політично диференційована,
що б вона не проголошувала у своїй конституції чи декларації. Якщо члени
якогось суспільства розділені на групи по роду їх діяльності, заняттям, а
деякі професії при цьому вважаються більш престижними в порівнянні з
другими і якщо члени тієї чи іншої професійної групи поділяються на
керівників різного рангу і на підлеглих, то така група професійно
диференційована незалежно від того, обираються чи призначаються начальники,
чи дістаються їм керівні посади в спадщину чи завдяки їх особистим
якостям»[9].

Однак страти в сучасному суспільстві, на відміну від архаїчних, не
відділений друг від друга непроникними перегородками. Навпроти, у житті
сучасного суспільства, іменованому іноді «суспільством рівних можливостей»,
величезну роль грає явище соціальної мобільності: процвітаючий індивід
здатний швидко піднятися по поверхах соціальної ієрархії, а невдасі грозить
падіння з високої статусної позиції на саме дно. Сорокін писав у
“Соціальній мобільності”, що “канали вертикальної циркуляції існують у будь-
якім стратифікованому суспільстві і також необхідні, як кровоносні судини
для циркуляції крові в тілі”.[10]

От що пише про соціальну мобільність Гідденс: «Існують два шляхи
вивчення соціальної мобільності. Перший полягає в тому, що ми можемо
спостерігати кар'єру людей: як далеко вони просунулися чи опустилися на
соціальній шкалі протягом виробничого життя. Цей шлях звичайно називають
“внутрипоколенческой” мобільністю. Альтернативний йому шлях, коли можна
аналізувати вибір дітьми професій батьків і дідусів з бабусями.
Мобільність, що виявляється через покоління, називається між поколінною.
Значимість вертикальної мобільності в суспільстві – головний індекс ступеня
його «відкритості», що показує, як талановиті люди, породжені в нижчих
шарах, можуть просунутися по соціально-економічним сходам. Хоча мобільність
униз менш поширена, чим мобільність нагору, це все ще що широко
зустрічається феномен. Вона частіше зв'язана з психологічними проблемами і
тривогами, коли люди не стані підтримувати життєвий стиль, до якого
звикли. Рівні мобільності мало порівнянні з ідеалами рівності можливостей.
Соціально-економічний порядок верхівки суспільства подібний піраміді, де
влада, чи статус багатство займають відносні позиції. Ті, хто утримує владу
і багатство у своїх рука

Новинки рефератов ::

Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Великий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое лидерство (История)


Реферат: Методические особенности комментированного обучения и применения поурочного балла при изучении трудных тем на уроках русского языка шестых классов (Педагогика)


Реферат: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) (Социология)


Реферат: Война 1812 года до перелома в сторону России (История)


Реферат: Постиндустриальное общество и его враги (Социология)


Реферат: Коллективизация (История)


Реферат: Судебная система Украины (Гражданское право и процесс)


Реферат: Оценка имущества (Финансы)


Реферат: Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Законность, правопорядок и дисциплина (Право)


Реферат: Особенности активных методов обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Достижения генетики (Биология)


Реферат: Синтез и анализ аналоговых и цифровых регуляторов (Кибернетика)


Реферат: Религиозно – философские взгляды Лютера (Культурология)


Реферат: Лекции по педагогической психологии (Психология)


Реферат: Формування духовності учнів у навчальному процесі (Педагогика)


Реферат: Общая характеристика процесса научения (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рабовласницькі державні утворення на території північного причорноморя (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист