GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)




Оглавление.

Введение ______________________________________2

Особенности социальных общностей_______________3

Социальные связи_______________________________3


Социальное взаимодействие_______________________4

Социальные отношения, социальная структура и социальные
системы______________________________5

Социальные институты____________________________6

Основные виды социальных общностей______________8

Причины дезорганизации социальных общностей______9

Заключение _____________________________________9

Глоссарий_______________________________________10

Список использованной литературы_________________11



Введение.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на
принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные
явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и
развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности
перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и
сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди ,
социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным
статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые
они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной
системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности
, мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах .
Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых
лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой
коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов
), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и
социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных
социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей,
определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы .
Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием
социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная
система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон -
социальной общности , социальной организации и культуры.



Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой
коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы
складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой
совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности (
экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и
образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы
взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные
группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически
сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т.
д. ) .
Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .
В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития двух или более элементов
объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким
проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются
различные типы связей : связи функционирования , развития , или
генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных
связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не
имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих
связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах
исследования .
Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов ,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в
определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи
устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира ,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих
данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля
, отношений , а также институциональные связи .


Социальное взаимодействие.


Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов
и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными
группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных
видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и
ролям .
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся
посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между
обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного
объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную
стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые
от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и
характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается
сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных
ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные (
или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных
социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального
взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ;
изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими
действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих
социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .



Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений .
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные
связи между индивидами и социальными группами .
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система»
тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность
социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между
собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные
явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие
«социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет
два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав -
это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом
выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной
структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или
совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих
социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих
элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их
значению в характеристике социальной структуры общества на определенной
ступени развития .
Социальная структура означает объективное деление общества на
отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их
отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в
социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются
такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические
, профессиональные , социально- демографические группы , социально-
территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих
элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими
подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности
социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально-
этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью
каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой
общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и
классовыми отношениями в обществе.


Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные
связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные
связи называются институциональными , а социальные системы - социальными
институтами . Последние действуют от имени общества как целого .
Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения
потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции
социального управления и социального контроля как одного из элементов
управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам
обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые
и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие
социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в
отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к
одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их
потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными
способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы
ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .
Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения
членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы
передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и
способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через
систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты
играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В
каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в
определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,
свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,
на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,
литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска
новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их
внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,
содержательной .
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц
, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с
содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов
поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .
Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,
характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также
системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения
благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее
деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы
воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм
. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-
культурные институты , как система образования , здравоохранение ,
социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все
еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на
основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система
принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,
которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и
направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы
удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в
процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между
стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,
говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении
нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм
, агрессивные действия и т. п. ).



Основные виды социальных общностей.

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций
порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями ,
интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в
единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему .
Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных
общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть
определена , например , ее объективными данными : сведениями о
демографической структуре общности , профессиональной структуре , об
образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные общности направляют действия своих
членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней
сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам ,
определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-
психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки
зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив ,
группы совместного проведения досуга , а также различные социально-
территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города ,
регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе
освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство
безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных
переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает
преодолеть состояние изолированности и т. д.
Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер
поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов .
Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных
вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают
профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с
позиций профессиональной морали .



Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации,
индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать
деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности .
Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре
общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так ,
если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов ,
промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее
из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести
кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в
составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной
структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в
расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов
поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь
ведет к росту отклонений в поведении ее членов .
К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно
отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей
противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для
которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований,
предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность
критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с
ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего
средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не
во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их
существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне
не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство
солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему
ступеней социального престижа и признания и т. д.



Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность (
коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению
числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность)
социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает
количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост
числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В
некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со
стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его
социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения,
характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на
него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные
взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда
можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением ,
воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей
часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи
, школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы
общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также
связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные
последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может
вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением
людей , миграцией населения.



Глоссарий.

Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их
жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ;
принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам .
Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность
людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или
иных целей .
Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и
процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной
деятельности.
Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи
между индивидами и социальными группами .
Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов ,
находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый
целостный социальный объект .
Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.



Список использованной литературы.

«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1
Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23







Реферат на тему: Социология
Основные положения этой теории были сформулированы американскими
социологами Дж . Мидом и Р . Минтоном , а также активно
разрабатывались Т. Парсонсом . Вот основные положения этой теории .
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-
мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций
. Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и
обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько
статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в
обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто
бывает так , что главный статус обусловлен его должностью ( например
, директор , профессор ) . Социальный статус отражается как во внешнем
поведении и облике (одежде , жаргоне ) , так и во внутренней позиции
( в установках , ценностях , ориентациях ) .
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы .
Предписанный - значит , навязанный обществом вне зависимости от усилий
и заслуг личности . Он обуславливается этническим происхождением ,
местом рождения , семьёй . Приобретённый ( достигнутый ) статус
определяется усилиями самого человека ( например , писатель , ген .
секретарь ). Выделятся также естественный и профессионально-
должностной статусы . Естественный статус личности предполагает
существенные и относительно устойчивые характеристики человека (
мужчины и женщины , детство , юность ) . Профессионально - должностной -
это базисный статус личности , для взрослого человека , чаще всего ,
являющийся основой интегрального статуса . В нём фиксируется
социальное , экономическое и производственное положение ( банкир ,
инженер , адвокат ) .
Социальный статус обозначает конкретное место , которое
занимает индивид в данной социальной системе . Совокупность требований
, предъявляемых индивиду обществом , образует содержание социальной
роли . Социальная роль- это совокупность действий , которые должен
выполнить человек , занимающий данный статус в социальной системе .
Каждый статус обычно включает ряд ролей .
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т
.Парсонсом. Он считал , что каждая роль описывается 5 основными
характеристиками :
1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности ,
другие - раскованности ;
2. способом получения - одни предписываются , другие завоёвываются ;
3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена ,
другая - размыта ;
4. нормализацией - действие в строго установленных правилах , либо
произвольно;
5. мотивацией - на личную прибыль , на общее благо .
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :
. ролевого ожидания
. ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения . Но каждый
из них имеет большое значение в поведении личности . Наши роли
определяются прежде всего тем , чего ожидают от нас другие .Эти
ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность .
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4
элемента :
1. описание типа поведения , соответствующего данной роли ;
2. предписание ( требования ) , связанные с данным поведением ;
3. оценка выполнения предписанной роли ;
4. санкции - социальны последствия того или иного действия в
рамках требований социальной системы . Социальные санкции по
своему характеру могут быть моральными , реализуемыми
непосредственно социальной группой через её поведение (
презрение ) , или юридическими , политическими , экологическими .
Следует отметить , что любая роль не является чистой моделью
поведения . Глав-ным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и
ролевом поведением слу-жит характер индивида . Т . е . поведение
конкретного человека не укладывается в чистую схему .







Новинки рефератов ::

Реферат: Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе (Педагогика)


Реферат: ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда (Международные отношения)


Реферат: Проектирование режущего инструмента (Технология)


Реферат: Природа социального конфликта (Социология)


Реферат: Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский (Педагогика)


Реферат: Социодинамика культуры (Литература : зарубежная)


Реферат: Коллективная форма организации начального обучения русскому языку (Педагогика)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов (Менеджмент)


Реферат: Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста (Физкультура)


Реферат: Педагогические взгляды Толстого (Педагогика)


Реферат: Степени сравнения прилагательных в латинском языке (Иностранные языки)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Компьютеры)


Реферат: Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Сильно Действующие Ядовитые Вещества (Военная кафедра)


Реферат: Шпоры по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Административное право (Административное право)


Реферат: Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность (Транспорт)


Реферат: "Окаянные дни" в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна (Литература : русская)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист