GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Культура человеческого общения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура человеческого общения (Социология)




Содержание:



Содержание: 1


1. Понятие и специфика общения. 2


2. Функции общения. 2


3. Сущность процесса общения. 3


4. Формы общения и их культура. 4


5. Классификация коммуникативных актов. 5


6. Понятие установки. 5


7. Язык, как вид общения. 7


8. Соотношение общения с этикетом. 8


9. Список используемой литературы: 11



Понятие и специфика общения.

Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: "Да, конечно". Но в
какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен
информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» намного
обширнее, чем наше обычное: "Привет!" - "Пока".
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными,
станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на
таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед
самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что
поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же
низком уровне.
Предполагая, что "умею общаться" – означает: "умею правильно общаться", а
только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно
посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в
общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не
нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне
достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе
Л.Н. Толстого "Анна Каренина", в сцене объяснения Кити и Левина, когда они,
не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных
игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и
содержанию предложения.
Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого
существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение
духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает
все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде
всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны
и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и
взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей
социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному:
быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец,
в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом,
трудовыми навыками и т.п.


Функции общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими
функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен
информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или
иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже
мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более
результативно при условии непрекращающегося информационного общения.
Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В
общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения,
усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная
иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и
переживает свою значимость.
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает
психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный
фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой
степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной
психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении
все его функции органически сливаются, независимо от его формы.


Сущность процесса общения.

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит
непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют
сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно
быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие,
которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить,
жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение,
свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что
сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием,
какой-то формой и каким-то смыслом. Это не одно и то же. Допустим, что
некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой
девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с
отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: "Возьми,
пожалуйста, цветы от меня") здесь все стилистически, грамматически и по
этикету корректно. Содержание -- "передача или подношение цветов" - ясно и
вполне может быть, в общем оценено положительно. Но смысл особый: "юноша
расстается с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны
были желтые (издавна желтый цвет - символ расставания, разлуки).
Разумеется, истинный смысл реального коммуникативного акта такого рода
может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или
вообще не знал, что желтый цвет - это символ. Неприветливое выражение лица
может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к
свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой
ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания и
от формы конкретного коммуникативного акта. Необходимо, далее определить в
каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по
телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят
об аудио-вербальном (слухословесном) канале, проще - о слуховом канале.
Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-
вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия
по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по
костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его
национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу
(зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно
(вербально) нам никто ничего не сообщал.
В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы
участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим,
хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили.
Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это
нечто. Тогда говорят о "ножницах в интенциях" (намерениях). Общение в таких
случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.
Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации
может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то
умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений. В целом ряде
случаев (а с помощью научных методов - всегда) можно обнаружить диссоциацию
(т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты,
например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за
выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи
специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: "по глазам вижу, что
неправда", "говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит - что-
то его тревожит. Спросишь - "все в порядке", а на деле..."
Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы
и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося
элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от
"шума" (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи).
Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами
(например, листать книгу), нельзя, одним словом, "зашумлять" канал связи.
Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить
достаточно громко, но не оглушать, держать оптимальную дистанцию общения
(об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк -
не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать
адресату легко и правильно понять написанное письмо. А Вы сами разве не
испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?



Формы общения и их культура.

Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от
уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами
межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором
особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное
общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает
все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.
Рассмотрим основные формы поподробнее.
Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми
или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые
временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители
города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского
транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или
выставки и т.п. Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее
незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и
расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.
Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности
связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого
общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу:
покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач –
больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой
характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют
большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или
меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.
Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные
контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо
организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по
работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных
отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по
работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным
увлечениям и т.п. Особая область неформального общения – общение между
близкими людьми или членами семьи.



Классификация коммуникативных актов.

Если рассмотреть сами коммуникативные акты по их видам и типам, то в
зависимости от разных критериев классификации мы получили бы и различные
разновидности: по содержанию: производственные, практически-бытовые,
межличностно-семейные, научно-теоретические; по форме контактирования:
прямые, опосредованные. Скажем, переписка является опосредованной формой
контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой
контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные.
Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или выполнение роли
зрителя на спектакле - однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы
аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру
письмо, или награждаете певцов аплодисментами - связи становятся
двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов:
высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная,
отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких
случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной
психологической несовместимости) уместно констатировать: "говорят на разных
языках". Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а,
например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры
разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного
("совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль") через нулевой
("никак не можем понять друг друга") к позитивному ("он меня понимает, а я
- его"). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты:
мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать
просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращением
понимания. Именно по этому и необходимо стремиться к максимальному успеху в
общении.
Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с
вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас
просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая
привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые
имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие
размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно,
смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем
внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша
собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не
делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и
при том не всегда правомерное.


Понятие установки.

Установка - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора
или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском "Ревизоре" есть
тому подтверждение:
"Городничий... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на
другую квартиру.
"Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то
есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я
служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все
узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите!
Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.
Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От того, что у вас
семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодаря
покорно, не хочу".
При всей вымышленности и условности комедийной ситуации она отличается
глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое
специалистами называется "установка". В данном случае у городничего и у
Хлестакова выявляются при встрече свои установки, т.е. свои собственные
содержательные представления о том, что может произойти, что, по мнению
персонажей должно произойти. Ведь городничий ждал приезда ревизора,
поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он,
городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на
свою сторону, "подмазать" и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков
знал, что он задолжал в гостинице, и его, поэтому, ожидают неприятности,
причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет.
Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова - ревизора, а
Хлестаков в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не
замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга
исключительно на фоне собственных установок.
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической
и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения.
Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение
собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в
условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять.
Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с
приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма.
Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на
экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы
Вас было слышно): "Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее
млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в
данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться,
что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но
ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма,
характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой
вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно" то,
что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в
данной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного
фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и
не узнается, не понимается.
В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно
"вдруг", т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или,
скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут.
Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои
собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из
присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например: "Вы думаете
это правильно?!" - раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину,
стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась: "Простите, но я Вас не
понимаю... Мы, кажется, не знакомы с вами...". Оказалось, что пожилой
разгневанный мужчина хотел оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая
рядом с ней сердобольная мама посадила на освободившееся место свою
здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой
девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не
обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим
ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери
девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось
разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...
Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется
поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый
анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек
может и не заметить, что другие-то настроены "на другую волну". Их может
что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека.
Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих
условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности.
Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить,
надо-ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение,
начинайте с "ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе
на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли
вообще) говорить.
Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша
собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы
улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как
поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй
обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно
начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует -
затрудняются начать разговор, познакомиться. "Не понимает человек шутки -
пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи
пядей во лбу!" - это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно
согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из
нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у самого себя
слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует
людей, которые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может
вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут
быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка: «Смех
без причины - признак дурачины». Например, нельзя считать уместным смех при
виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с
продуктами. Но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем больше
разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек,
способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего
смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с
полной уверенностью сказать, что такой "шутник" еще не дорос до понимания
действительно смешного и плохо знает или не знает лучших образцов юмора. Но
это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это
доказано экспериментально) и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого
придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден
сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юмористические
очерки, романы, например, не забыв про "Похождения бравого солдата Швейка".


Язык, как вид общения.

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы
используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он
необходим.
Язык - бесценный дар, которым наделен человек. "Языком не расскажешь,
пальцами не растычешь" - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать
обо всем. "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с
которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические
чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся
страсть", - писал А.П. Герцен. Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы
люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне,
"ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это порою. А в
повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы
"корчимся, безъязыкие", пытаясь найти его, это единственно нужное,
правильное, точное. "Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной
руды..." Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит
высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является
сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека":
слово может убить, слово может спасти".
Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности.
Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы
говорим: "Вавилонское столпотворение!" Истоки этих крылатых слов - в
библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба ("столпа
творение"), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки
людей, и они перестали понимать друг друга. "Говорим с тобой на разных
языках, не можем найти общего", - с горечью заключаем мы, когда нет
взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова
(речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его
от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры.
В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все
достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к
совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют
культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось
хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром,
завещанным нам предками.
Знаем ли мы родной язык? "Конечно, - ответят многие. Ведь с детства им
пользуемся. Да и в школе всякие там склонения, спряжения изучали. Вот
чужой, незнакомый язык, другое дело. "Но оказывается, что "склонения-
спряжения", да и вся грамматика - только составная часть языка. Да и не
только в ней суть. Главное в том, что язык - важнейшее средство общения.


Соотношение общения с этикетом.

Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык»,
«этикетка». В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало
общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного
поведения.
Этикет – это «установленный порядок поведения, формы обхождения в
каком-либо общении». Первоначально этикет обозначал правило дворцового
церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в
аристократических кругах.
Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей:
дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения.
Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или
социальной группе правила поведения, посредством которых выражается
уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство
общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.
Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых,
повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за
столом, в общественных местах и т.д.
Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в
массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы
речевого общения.
Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни.
Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и
близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть
веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным
видом.
Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей
регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации
общения. Когда произносят слово "этикет", хочется добавить: "придворный",
так часто встречается словосочетание "придворный этикет". И сразу в памяти
всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с
веерами и вельмож со шпагами, и с перьями на шляпах. Кавалеры низко
склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения
шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в
париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: "О, сударыня,
если бы мне было позволено высказать свое восхищение!…" Понятно, что и
вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к
ногам обидчика со словами вроде: "Имею честь предложить вам, сударь,
скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря
Сен-Жермен!" А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что
означало бы: "вызов на дуэль принят", и ответить так, например: "Я всегда
мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования
именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить".
Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по
романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии
раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев. Существует
много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в
общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться
с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в
трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и
составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение
необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами:
"волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно,
забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле,
сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно
лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются
внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что
называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать
своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь
свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов,
что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое
мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями
других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он
хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь,
включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия.
Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом
человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если
при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр
в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде
кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.
Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду,
что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют
своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то
заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье,
праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм,
теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная
прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает
эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда
вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это
просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни
понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса,
неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.
"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная
мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами
слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие
людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться.
Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно
окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в
первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не
перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так
же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования,
стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все
это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут
правильнее общаться и находить общий язык с людьми.
Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему –
показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его
взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает
атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого
психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.



Список используемой литературы:


1. «Культурология», под редакцией Попова Е.В.
2. «Культурология», под редакцией Радушина А.А.
3. Энциклопедический словарь по культурологии.
4. «Культура общения», Чернышева М.А., «Знание», 1983
5. «Культурология в вопросах и ответах», «Феникс», Ростов на Дону, 1997





Реферат на тему: Культура, как предмет социологического исследования
Министерство РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики



Кафедра



Домашняя письменная работа по теме:



Культура, как предмет социологического исследования



Выполнил: ст. гр. С-08 ХХХ
Принял: не помню



Новосибирск 2003.
Содержание:
|1.|Введение |3 стр. |
|2.|«Социология в России» |4 стр. |
|3.|«Проблемы теории культура» |5 стр. |
|4.|«Социология», Фролов С. С. |6 стр. |
|5.|«Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В. |7 стр. |
|6.|«Российская социологическая энциклопедия» |8 стр. |
|7.|План |9 стр. |

Введение:
В данной работе я хотел бы рассказать о том, что такое «культура» в
социологии. Для освещения этого вопроса я использовал труды под разных
социологов, таких как, Ядов В. А., Файнбург, Фролов С. С., Волков Ю. Г., а
так же «Российскую социологическую энциклопедию» под редакцией Осипова Г.
В.

1. «Социология в России», под редакцией Ядова В. А.,
Издательство Института Социологии РАН, 1998 год.


В главе, посвященной понятию «культура» в социологии, Ядов В. А.
большое внимание уделил возникновению направления теории культуры в
социологии. Он считает, что «как особое направление теоретизирования
социология культуры в мировой социологической мысли концептуально
оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х годов; а в отечественной
науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социологической теории, так
и от сопредельных отраслей социологического искусства, культурной
антропологии, культурологической компаративистики, а шире – от культуры
окончательно и полноценно реализовалась, как научный проект лишь
параллельно с развитием постмодернистской социальной парадигмы.»


Далее Ядов рассказывает о развитии направления в отечественной
науке: «Культурология эпохи «брежневского» социализма сыграла двойственную
роль в становлении отечественной социологической культуры. С одной стороны,
она претендовала на неоксиологическое понимание культуры, и, безусловно,
усилиями многих выдающихся исследователей того времени было сделано
чрезвычайно много для концептуализации того, что аккумулируется культурными
традициями, как культура формирует социальное поведение человека, и тому
подобных проблем холастически замкнутой культурологии. С другой – она
подчас неосознанно способствовала формированию сциентически
верифицированных культурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных
типов личности, с которыми и до сих пор социологу нелегко разобраться
(достаточно вспомнить о «всесторонне развитой личности», «советском
человеке» и прочих культурологических фантомах).» Но в свою очередь автор
считает, что в своё время эти фантомы казались все таки обоснованными,
гармонизировав типы социального поведения и ценностную систему.


«Интерпретация культуры, выполненная в духе её марксистского
противопоставления природному, шла преимущественно по линии объяснения
культурного феномена как проявления социально активной, исторически
преобразующей позиции человека в обществе».


2. «Проблемы теории культура», Москва: НИИ Культуры, 1977.


Файнбург в своих трудах классифицировал и систематизировал понятие
культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2 стороны: динамическая
(творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки, нормы и т. п.).
«Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтах нового, то есть
закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе в первую очередь
классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепенно и в
определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры в
целом». Продолжая, автор выводит историческое отставание темпов культурного
развития от производства: производственные знания и практика изменяются
куда быстрее культурных стереотипов. «Отсюда, в конечном счете, и вытекает
возможность разнокачественности, разновременности (с точки зрения
исторической принадлежности) слоёв культуры у одного и того же человека,
внутренняя противоречивость элементов культуры у так называемой
маргинальной личности».



3. «Социология», Фролов С. С., Москва: «Гардарики», 2000
год.


Фролов даёт описание содержания понятия «культура». «Существенная
особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует,
создано им самим. Действительный жизненный опыт людей даёт основания
предположить, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в
который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и
мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального
поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных
потребностей».


В дальнейшем автор накладывает данное описание на отдельную
личность, индивида. Поясняя, что «В силу индивидуального восприятия
окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения,
создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и
традиций. Индивид и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие
им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей
составляют сферу человеческой культуры».


«Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует
несколько различных значений слова «культура», обозначающих, как элементы
поведения, так и стороны деятельности человека». Фактически, определённый
пласт культуры закрепляется за человеком с рождения. В этот пласт входят
составляющие, как индивидуальной культуры, так и культуры общества, в
котором живёт человек. «Исходя из этого каждый индивид рассматривает
культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную
ему предками». При этом, в «обществе существует специфическая, отличная от
других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей,
разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других
систем подобного рода».


Далее автор говорит о взаимосвязи материальной и нематериальной
культуры: «Всё социальное наследие можно рассматривать, как синтез
материальной и нематериальной культуры». В свою очередь «материальная
культура должна рассматриваться, как результат нематериальной».


4. «Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В., Москва:
«Гардарики», 2000 год.


В начале авторы пытаются обозначить сегодняшнее состояние и
местоположение культуры с точки зрения социологии.


«Социологи рассматривают культуру, как систему духовных кодов,
некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать
происходящее в определённом свете, поступать так, и не иначе, оценивать
события и действия предвзято». «Информационный век уже наступил, но люди
продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают
новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы
информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты». В тоже
время можно отметить и противоположный процесс. К примеру, христианские
заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти
2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и
следующее этим принципам».


«Изучая малые и большие, традиционные и современные общества,
социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие
элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. К
таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие
элементы общества:


o язык, как символику и смысл действий (знаки и значения);


o ценностную систему, как совокупность жизненных целей и средств,
идеалов, идеологий;


o символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;


o типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные,
функциональные, ритуальные и т. п.);


o образцы и эталон поведения.»


С позиции фрейдизма, в каждой культуре различных обществ существует
2 элемента (или 2 правила): брачных отношений и спортивных состязаний.


5. «Российская социологическая энциклопедия», под
редакцией Осипова Г. В., Москва: «Издательская группа
«Норма-Инфрам•М», 1998 год.


Я так же хотел бы процитировать определение, которое даёт
специальная социологическая энциклопедия.


«Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и
развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и
к самим себе. В понятии «культура» фиксируется, как общее отличие
человеческой жизнедеятельности от биологических форм этой жизнедеятельности
на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох,
общественно-экономической формации, этнической и национальной общностей.
Культура характеризует также особенность поведения, сознания и деятельности
людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может
фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной
группы или всего общества в целом».



План:


|1.|Определение слова культура. |
|2.|История предмета культуры в социологии. |
| |1. |История возникновения. |
| |2. |История развития. |
|3.|Классификация культуры. |
| |1. |Материальная и материальная. |
| |2. |Динамическая и консервативная. |
| |3. |Общественная и индивидуальная. |
| |4. |Универсальные компоненты. |
| |5. |Фрейдизм. |






Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамида (Математика)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Расчёт зубчатых и червячных передач (Технология)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Социальное страхование в России (Страхование)


Реферат: Особенности политической мысли России (Политология)


Реферат: Нацiональний Банк Украiни: статус i завдання (Банковское дело)


Реферат: Маргиналы и их социальные интересы (Социология)


Реферат: Сон, гипноз (Биология)


Реферат: Учение Канта (Философия)


Реферат: Воздействия электрического тока на организм человека (Спорт)


Реферат: Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса (Программирование)


Реферат: Система развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Загрязнение окружающей среды и его формы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Методы и алгоритмы построения элементов систем статистического моделирования (Математика)


Реферат: Грибы и их целебная сила (Биология)


Реферат: История государства и права России (полный курс) (Право)


Реферат: Деньги России в 1920 – 1930-х гг. (Государство и право)


Реферат: РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (Педагогика)


Реферат: Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист