GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальное познание личности (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальное познание личности (Социология)



СОДЕРЖАНИЕ:



1. Личность как социальная система.
Общественное и индивидуальное в личности
3


2. Образ жизни личности. Жизненная позиция
4


3. Социальные типы личности. Темпераментов
6


4. Социальные роли
7


5. Основные понятия темы реферата
9


Литература
11



1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ.

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность
человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во
всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется
совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой
общественного воспитания

Личность есть системное и поэтому "сверчувственное" качество, хотя
носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со
всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства,
составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционировния
личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю
индивида.
Характеризуя "личность" имеют в иду "целостность", но такую
"целостность", которая рождается в обществе. Индивид выступает как
преимущественно генотипическое образование, с основе созревания которого
лежат в соновном адаптивные приспособительные процессы.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и
ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.
человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в
соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных
форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные
формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация,
то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно
сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в
противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности
требует от общества постоянного и сознательно организуемого
совершенствования системы общественного воспитания, преодаления застойных,
традиционных, стихийно сложившихся форм.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность
формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя
и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в
человеке важнейшая, определяющпя его как развитую личность потребность в
благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её
проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в
соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация
человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более
полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без
участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя
обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное
соучастие в этом процессе.


2. ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ.

В рамках анализа жизненной позиции встаВ рамках анализа жизненной
позиции встает вопрос об образе жизни личности.
Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей,
объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера,
образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д.
Свои социальные устремления личность реализует в материальной и
духовно-идеалогической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду
характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа
жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую жизньёт
определенной направленности, содержания и активности. Личность – это
ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.

Образ жизни общества, социальной группы,трудового коллектива
представляет для субъекта любого уровня(а для конкретного человека
особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и
его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций
жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его
укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится
ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но
не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только
приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам
жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных
условиях использует формы деятельности и общения негативного и
антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные
позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни"
пересекаются и дополняют друг друга.
В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и
социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.

Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным
отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и
принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках
определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями
самоопределения личности выступает свя совокупность социально-
экономических, политических и духовно-идеалогических процессов конкретно-
историчесного общества (на уровне общества в целом и составляющих его
социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и
семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни
коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует.


3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
ТЕМПЕРАМЕНТ.

1. "Деятели" – воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное
действие, изменение мира, других и себя.
2. "Мыслители" – смотреть, размышлять; оружие – слово.
3. "Люди чувств и эмоций" – деятели литературы и искусства; оружие –
интуиция.
4. "Гуманисты и подвижники" – оружие – обостренное чувство ощущения
душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому; дело
жизни – милосердие.


Темперамент


Особый интерес в течение столетий вызывает такое интегральное
образование индивида, как темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее
соотношение частей).
А.Р.Лурия высказал афоризм, что величие ученого определяется тем,
насколько выдвинутые им представления задержали развитие научной мысли. В
этом смысле вряд ли кто из ученых может состязаться с гиппократом, который
предложил гуморальную концепцию темперамента. Гиппократ учил, что
темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма – крови,
желчи, лимфы и флегмы. Смесь этих жидкостей и лежит в основе четырех
основных типов темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики.
Одни люди по темпераменту чрезвычайно медлительны и невозмутимы. Во всей
манере их поведения чувствуется степенность, размеренность (флегматики).
Другие люди подвижны, порывисты, легко воспламеняются, мгновенно
ухватываются за новые идеи; общительные люди с переменным настроением
(сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы и глубоко переживают все
свои радости, свои боли и печали. Они импульсивны, под влиянием аффекта
могут совершить необдуманный поступок, а после будут раскаиваться.
Совершенно иной тип – меланхолики. Они глубоко переживают любое событие
жизни, но горе носят в себе, не проявляя внешне свои переживания; постоянны
в своих привязанностях.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.


Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств
индивида как:
1. Отношение к чему-либо.
2. Нормы поведения, взглядов.
3. Ценности.
В философии личность человека как таковая не рассматривается. ею надо
стать.
В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых
характеристик. Личность - это автономная систем, которая может быть
независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном
мировоззрении личности. в её самосознании.

Социальные роли – это совокупность требований. предъявляемых индивиду
обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть
множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место
ролевой конфликт.

Социальные роли:

|Институционализированные: |Конвенциональные: |
|институт брака, семьи, |принимаемые по соглашению, |
|соц. роли матери, дочери, |хотя человек может и не |
|жены |принимать их |

Основные ролевые характеристики:
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие –
раскованности.
2. Способ получения: предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть – размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или
произвольная.
5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит из:
1. Ролевого ожидания.
2. Исполнения этой роли.

Теория Ч.Кули – Теория общественного зеркала. суть теории: сравнивая
себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других
людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые
поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие.

. Мы анализируем, как к нам относятся люди.
. Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
. Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы
она получает свою содержательную характеристику через "общественные
функции" – роли, которые усваиваются ею в онтогенезе". Описывая ролевое
социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи
характеризуют личность именно как представителя той или иной группы,
профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости
от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в
те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи
совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. в
связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в
группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта
и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые
определяют динамику и содержние поведения личности.
Для того чтобы проанализировать. как индивид вовлекается в
общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы
исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование
существующих у определенной социальной группы представлений о
взаимоотоношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" –
это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях;
исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной
деятельности – вторая плоскость; изучение отношение между людьми,при
которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность,
личнстный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа
системных качеств личности в развитиии общества. Для решения вопроса о
соотношении общественных и межличностных отношений представляется
целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в
общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в
системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя"


5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ РЕФЕРАТА.

Человек – это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого
представляет собой основанный на материальном производстве,
осуществляющийся в ссистеме общественных отношений, процесс сознательного,
целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека
для обеспечения его существования, функционирования и развития.

Индивид (дословно) – неделимая дальше частица какого-то целого.
"Индивидуальность" – уникальность, неповторимость человека, во всем
богатстве его личных качеств и свойств

Личность – это автономный человек, то есть человек в определенной степени
выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя
обществу.

Темперамент личности – энергетическая характеристика действия, темпа,
скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия

Характер личности – волевой сектор, один из четерых секторов за счет
взаимодействия которых происходит развитие личности. Характер –
фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности,
актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле
действования, посредством которго достигаются те или иные мотивы личности.

Индивидуальность личности - совокупность смысловых отношений и установок
человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе,
обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведениемв
ситуации борьбы мотивов; воплощаютсячерез деятельность и общение в
продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования
образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Продуктивные проявления личности - процессы активности личности, в которых
личности приходится осущствлять выбор между различными мотивами, позициями
и ролями.

Способности – определяют меру успешности и эффективности деятельности и
степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

Жизненный путь личности - путь становления ее индивидуальности.

Социальная роль - это совокупность требований. предъявляемых индивиду
обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе.

Социальный характер – выражение функциональных ролевых качеств личности,
проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в том поведении, в
котором личность слита с социальной общностью.

Социализация- процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного
общества (становление личности).



ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.,
1986.

3. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

4. Маркин В.Н. Жизненные позиции личности: (Идеалогический и социально-
психологический аспекты)/ Акад. общественных наук при ЦК КПСС. – М.:
Мысль, 1989.

5. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания
личности. М., 1991.







Реферат на тему: Социальное призрение детей в России
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
Глава I
Призрение в России как социальное явление
1. Понятие призрение . . . . . . . . . .
. . . . . . 4
2. История становления и развития социального призрения
детей в России:
1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6
2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .
. . . . . . 7
3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .
. . 10
4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .
. . . 13
5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .
. . . . 19
Глава II
Состояние социального призрения детей в современной России
2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .
. . . . 25
2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .
35
2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:
- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .
. 38
- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .
. 46
- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .
. . . 54

Заключение . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 62
Список использованной литературы . . . . . . . .
. . . . 66
Приложение



ВВЕДЕНИЕ

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность
мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с
историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний,
традиций и навыков история помогает современному поколению людей не
повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения
сегодняшних социальных проблем. Не случайно еще древние римляне с полным
основанием считали историю " наставницей жизни ". А идущий в настоящее
время процесс реформирования российского общества делает исторические
знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют
важное условие успешных преобразований в стране.
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое
общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его
членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное
существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом
или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных
обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от
физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции
их в общество, что определялось характерной для данного общества
аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою
очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-
экономическими, нравственными воззрениями общества.
История русского народа показывает, что в его культуре еще в
период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного,
сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к
детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в
тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство,
попечение - вот составляющие этого понятия.
Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию
призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и
помощи нынешним нуждающимся.
Объектом исследования в своей дипломной работе я выбрала
историю и современное состояние детского призрения в России.
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества
личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные
нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
А переходный период развития общества в настоящее время,
углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о
детях и подростках.
В России накоплен богатейший опыт в этой области.
Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям,
апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения
детей и подростков.
Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки
практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.
"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно
должно быть столь же просвещенным, как и деятельным"[1] - вот формула,
которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми.



ГЛАВА I
Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение
Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков (см.
Приложение № 1).
В словаре Ожегова призрение трактуется следующим образом:
"Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и
пропитание.
Призришь сироту// несов. Призревать, -аю, -аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]

В педагогической энциклопедии под призрением понимается:
( призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно,
милосердно.

"Призирайте на нужды ближнего своего".

( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой,
озаботиться нуждами ближнего своего.

"Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих".
"Бог призирает сирот".

( призрение или попечение, забота или призиранье неимущих, дряхлых, сирых,
больных.[3]

Современные исследователи уточняют и дополняют это понятие. Под
призрением детей следует понимать разнообразные формы и виды помощи:
- детям инвалидам;
- социальным сиротам;
- детям сиротам оставшимся без попечения родителей;
- безнадзорным;
- детям, бежавшим от войны;
- детям с девиантным поведением и т.д.

Таким образом, далее в своей работе я буду говорить о
существовавших, существующих и возможных (перспективных) формах работы с
детьми, нуждающимися в защите и помощи государства, государственных и
негосударственных учреждений, фондов, организаций и людей, которые решили
посвятить жизнь заботе о них.



1.2 История становления и развития социального призрения детей в России
Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и
развития социального призрения детей в России.

1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних
славянских общинах.
Этому мы находим подтверждение в этнографических материалах.
Внутри родовой общины имело место так называемое "приймачество" [4] -
усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего
возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у
них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых
родителей, вести хозяйство и т.д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь,
когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали
его на свой прокорм.
Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие
сироты назывались "выхованцами", "годованцами".
Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их
называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить
скот, ухаживать за детьми.
Таким образом, в древнейший период славянской истории
зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой
для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные
отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных
форм поддержки и защиты нуждающихся детей.
Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с
княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают
как бы два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который
условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII
века - образования удельных княжеств и распространения христианства на
окраинах восточнославянских земель.
И второй период - со второй половины XII века по XIII век
включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с
монастырско-церковными формами призрения.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился
великий князь Владимир, которого в народе называли "красное солнышко".
Будучи от природы человеком широкой души, он призыва и других заботиться о
ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.
Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян
к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных,
среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных
условий развития государства и духовного становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году,
учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот
Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: "Всего ж паче
убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра
его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не
только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые
не содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение
Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой
в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др.
Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться
уважительно к людям, заботиться о детях.
Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как
свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только
что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим
религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и
любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить
голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".
По единогласному утверждению исследователей, призрение в таких
формах было не так вспомогательным средством общественного благоустройства,
как необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнейший русский
благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень
общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень
собственного духовного совершенствования.
Традиции призрения в русском народе не ограничивались
деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и
поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот
период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для
общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не
ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не
оставался равнодушным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о
ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при
скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей,
умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах
сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их
призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально
подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения
окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания,
игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а
бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В
скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и
несчастное рождение.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись
выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед
детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок
передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные
отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в
благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся
наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью
государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный
высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех
нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и
больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.
В этот период происходит зарождение государственных форм
призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения
детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с
его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей
грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра
I, который в свое правление создал государственную систему призрения
нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с
социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил
законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом
попечения государства.
В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев", куда
было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности
происхождения, а за " погубление зазорных младенцев " Государь грозил
смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были
предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число
таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской
губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них
расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При
этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в
учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-
нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж.
Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в
помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством
вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских
воспитательных домов для "зазорных младенцев".
Благотворительная деятельность Российского Императорского двора,
прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму
устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр
благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она
пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в
котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на
воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только
когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после
оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до
15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы
воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства
открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские
(пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и
оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских
гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в
1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.
В этот же период начинают создаваться общественные организации,
самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише,
которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II
(середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое
"Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается
опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня
Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на
организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без
присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для
сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его
приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин
Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С
этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в
1807 году открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых
детей.
В этот период в России начинает развиваться определенная
социальная политика и законодательство, складывается система призрения
людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно
отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает
специальные институты, которые начинают осуществлять государственную
политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Динамику роста
институтов призрения и числа самих призреваемых можно увидеть на диаграмме.
Динамика роста институтов
призрения [5]
[pic]

Динамика роста призреваемых
[pic]
Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться
инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится
субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым
обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность
соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами,
принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого
поведения и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь
выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем,
если раньше помощь
детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и
требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о
государственной необходимости.

4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.
После эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии
общественного призрения были благотворительные общества и союзы,
общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают
"Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое
общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные
пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.
Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и
мещанское училище , приняла по воле Государя главное начальствование и над
Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и
положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем.
Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9
тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.
Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома.
За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч.
Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным
образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был
пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на
Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В
этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица
реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и
знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным
учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из
любви к Отечеству и человечеству".
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и
новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и
Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св.
Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817
году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству
предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном
гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить,
печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам
воспитанниц и после выпуска их из заведения.
Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть
благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались
механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с
разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство,
бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение
распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы
приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали
и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Попечительство о глухонемых содержало за счет своих средств
школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия
семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось
казенное обеспечение.
Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее
ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.
Венцом деятельности Императора было учреждение
сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили
сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при
Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские
отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них
дети обоего пола получали столь основательное образование, что после
латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из
французских классов выходили воспитатели в частные дома.
Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное
образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились
факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в
надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец
этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы
были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот
офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на
300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался
Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.
В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое
женское учебное заведение - женская гимназия, куда принимались девочки всех
сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX века число женских
гимназий в Империи превысило число мужских.

В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей
"Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.
Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от
жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В это же время на средства частной предпринимательницы
А.С.Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В
конце XIX века становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и
эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую
благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек
несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-
инвалидов в Санкт-Петербурге. Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский
открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей,
преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в
обучении их честной трудовой жизни.
В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской
смертностью в России.
Извлечение из Воззвания Союза:
"... Среди бедствий русского народа есть одно неизмеримое -
это ужасающая детская смертность. Нигде в мире не умирает так много грудных
младенцев, как в России. Главная из причин растущей смертности, по
свидетельству врачей, - это губительные условия, в которых находятся только
что родившиеся младенцы.
Особенно велика смертность в коренном великорусском населении. У
евреев, татар и даже вотяков смертность детей гораздо ниже, так как у
инородцев в силу религиозного закона кормление детей признается как
священный долг. Ни еврейка, ни татарка не заменяет собственного молока
соской. Это исключительно русский обычай и один из самых губительных. По
свидетельству врачей, эта соска (из жеваного хлеба, каши и т. п.) уносит в
России более жизней, чем все неприятельские нашествия. Отказ от кормления
младенцев грудью - главная причина их вымирания. Так в Псковской губернии в
1890 году умерло из 1000 детей до года 829. (в Норвегии - 95). Средствами
снижения детской смертности служат детские ясли (дневные приюты для детей
неумеющих ходить) и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и
санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение
гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения
и нравственного воспитания " [6].
Таким образом, система общественного государственного призрения
детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть
благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно
опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе.
В этот период благотворительность принимает светский характер.
Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный
поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение
профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают
организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального
обучения кадров для социальных служб. " Социальная школа" была образована
на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из
кафедр была " кафедра общественного призрения " (октябрь 1911 года). В этом
же году был сделан первый набор студентов по специальности " общественное
призрение ". В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей
социальной сферы.
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в
этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-
исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и
образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла
статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из
приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних
преступников; содействовала открытию детских приютов.
Вопросам исправления малолетних преступников путем психического
воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей
русских исправительных заведений для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло
8 съездов ).
В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность
по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы
по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка,
совершившего правонарушение.
В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские
приюты трудолюбия (в ознаменование рождения Великой княжны Ольги
Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других
городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного
профиля.
В начале XX века в России успешно развивалась система различных
социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных
учреждений , 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход
составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на
создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных
детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и
больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о
необходимости призрения детей, положительное отношение к
благотворительности.
Деятельность различных организаций и учреждений призрения
отражена следующими данными: см. Приложение №2

5 этап. С 1917 года до 90-х годов.
Переломным моментом в развитии системы призрения и
благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года.
Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая
благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности
закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви
от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной
благотворительности.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный
комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения
существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на
нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой
помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально
обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов
(первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко
возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков,
проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того
времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти
эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по
улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921
года.
По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской
губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:

1924 - 1925 гг. - 6790 ч.
1925 - 1926 гг. - 6984 ч.
1926 - 1927 гг. - 7332 ч.
1927 - 1928 гг. - 7477 ч.

Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся
трудовые коммуны.
Большое значение для развития работы по спасению детей и
повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при
отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по
борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией,
правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и
сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали
мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и
направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по
устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в
другие семьи.
6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче
воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в
городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе
письменного обращения того лица , которое намеревалось принять
несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.
За первые годы советской власти было издано больше различных
инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за
предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически
неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств
для их выполнения.
В этот период активно начинает развиваться педология, которая
ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и
среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться,
предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать
социальными и профессиональными ролями и т.д.
На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов
и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий,
Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в
практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и
подростков ( Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени
Горького и другие ) получили заслуженное международное признание. ( см.
Приложение №3 )
Однако система социального воспитания и педология развивались
недолго, фактически они прекратили свое существование после печально
известного постановления 1936 года " О педологических извращениях в системе
Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль " антиленинской теории
отмирания школы ", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие
представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение,
воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального
сознания педагогов на долгие годы.
С 30-х годов, названных в нашей истории " великим переломом ",
опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и
практиков от зарубежных коллег.
Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и
утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с
беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план
предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной
беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение
выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной
профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную
жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.
На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято
решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями,
колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему
трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.
К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране
тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений
практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов
- интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.
В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих
ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого
совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого,
в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и
систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной
войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда
тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала
газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ".
Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним
стали относиться как к жертвам войны.
В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из
прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые
детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались "
специальные " детские дома.
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации:
профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых
резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники -
распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на
работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и
определению их в детские дома.
В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об
устройстве детей, оставшихся без родителей ", где государственным
ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось
проявление заботы о детях.
" Комсомольская правда " опубликовала счет специального денежного
фонда, куда поступали средства на содержание детских домов, здравниц,
детских садов в освобожденных от немцев районах; на стипендии студентам, не
имеющим родителей [7].
Широкое распространение приобретает во время войны усыновление.
Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.
К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458
суворовских училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных училища по 400
мест , 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них
воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей.
Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. -
534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые
пытались облегчить судьбу детей как могли.
В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько
детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные,
художественные училища и балетные школы.
Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно
сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать
большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150
детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою
первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

В 60 - 70 гг. в призрении детей, в педагогической науке и
практике наметился явный поворот. Возобновились теоретические исследования
в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению,
воспитанию и обучению детей.
В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по
улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".
В 1987 году учрежден Детских фонд.
В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов
семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа
находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом
зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.
В начале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться три
большие социальные программы: " Социально-психологическая поддержка,
обучение и воспитание детей с аномалиями развития ", " Творческое развитие
личности " и " Социальные службы помощи детям и молодежи ". Тогда же были
разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные
программы, как " Дети России ", " Дети Чернобыля ".
В 1991 году в России был официально введен институт социальной
педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических,
теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и
деятельности новых кадров (социальных педагогов).
После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое
образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения,
воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит
активный обмен специалистами.
Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения,
воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество
накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы,
оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем,
современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в
общественном социальном призрении детей.



ГЛАВА II
Состояние социального призрения детей в современной России

2.1 Объект социального призрения
Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и
благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о
человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт,
претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую
разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Какие же дети являются объектом социального призрения?
Прежде всего, те дети, у которых есть проблемы, мешающие им быть
успешными, благополучными членами общества, жить полноценной жизнью.
О каких проблемах идет речь?
Проблемы или другими словами отклонения в развитии ребенка и его
социализации можно разделить на 4 группы: физические, психические,
педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ - прежде всего, связаны со здоровьем и
определяются медицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии
могут быть отнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата.
На начало 90-х годов в России, по статистическим данным каждый
пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8 % - с наследственными
патологиями и 1-2 % с врожденными аномалиями в развитии.
К школьному возрасту лица с ограниченными возможностями в здоровье
составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в общеобразовательных
учреждениях системы образования. В специальных средствах образования
нуждаются 8% из них, а фактически получает возможность их использования
только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс
социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует
специальной работы.
К детям с "ограниченными возможностями здоровья ", с точки
зрения возможностей обучения, относятся дети, имеющие физический и (или)
психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных
стандартов без создания специальных условий воспитания и образования.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ от нормы, прежде всего, связаны с умственным
развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе относятся:
задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость, или
олигофрения (от греч. oligos - малый и phren - ум). Умственная отсталость
может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться
результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться
различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой -
дебильности до глубокой - идиотии.
К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной
степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов
с нарушениями чтения и письма.
Еще одной разновидностью психических отклонений являются
нарушения эмоционально-волевой сферы. Как крайние формы этого вида
отклонений выступают аутизм (греч. aytos - сам) состояние психики,
характеризующееся замктностью, отсутствием потребности в общении, и суицид
- попытки к самоубийству.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это
своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения
какой-либо деятельности (способности к музыке, к математике, к изучению
иностранных языков и т.д.). Только при благоприятных внешних условиях они
приобретают форму одаренности. И здесь возникает множество вопросов: как
обнаружить способности, как помочь ребенку в реализации этих способностей,
какие существуют пути и средства развития одаренности детей?
Причина физических и психических отклонений у детей весьма
основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что
ограничения на уровне биологической организации человека встречаются не так
часто - лишь у 8 - 10% детей; количество же детей, пострадавших от
неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.[8]
Для диагностики физических и психических недостатков создается
постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из
расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем одна на территории
каждого субъекта РФ.) Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение
возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей,
и выявление особенностей их развития

Новинки рефератов ::

Реферат: Конфликты в повседневной жизни (Социология)


Реферат: Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Шпора по истории и культурологии (История)


Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца (Психология)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: Экологические аспекты канцерогенеза (Физкультура)


Реферат: Возникновение и развитие Киевской Руси (История)


Реферат: Обучение дошкольников правилам дорожного движения (Педагогика)


Реферат: Гражданская оборона: история, современность, перспективы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Куприн (Литература : русская)


Реферат: Тема детства в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: Многозубные инструменты (Технология)


Реферат: Органицизм в русской социологии XIX века (Социология)


Реферат: Шпора (Право)


Реферат: Александр Васильевич Колчак (Исторические личности)


Реферат: Трехмерное параметрическое моделирование на персональном компьютере (Программирование)


Реферат: Амины (Химия)


Реферат: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости несостоятельного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы (Сельское хозяйство)


Реферат: Деловое общение (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист