GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: М.А.Булгаков Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: М.А.Булгаков Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита" (Литература)



Сочинение

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”


На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с
добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
"Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту
вечную борьбу добра и зла.
«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он "вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев, известный человек в культурном
мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик "Варьете",- вор; барон Майгель, служащий одной
из контор, - доносчик, а "тщательно маскирующийся под пролетария" поэт А.
Рюхин - закоренелый лицемер
В слово "добро" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые". То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть "двенадцать тысяч лун" назад, при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. "Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
"нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы". Таким образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
против людских пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
его свита, - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.
Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.



Евгений






Реферат на тему: М.Горький

Портрет работы В. А. Серова
Г~ОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936),
русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и
рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали
были изображены (не без влияния ницшеан ства) т. н. босяки. В романе
«Мать» (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного
движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей
ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении
человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11)
— пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее
революционных настроений. В публицистической книге «Несвоевременные
мысли» (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным
курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные
последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях»
(1915-16), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты,
воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор
Булычов и другие», 1932), в незавершенном романе-эпопее «Жизнь Клима
Самгина» (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию
оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов
советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).
* * *
Г~ОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта
1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский
писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур
литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и
советской литературы.
Происхождение, образование, мировоззрение
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного
из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим
пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина
(1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж,
умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия
Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател,
стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал
мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к
народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по
словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное
училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой».
Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в
иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние
лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве
мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент
уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных
терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в
революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался
с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского
Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо,
романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской
библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л.
Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и —
парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные
возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась
романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не
совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в
трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и
богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где
«Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о
встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
Ранний Горький (1892-1905)
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем
Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал
настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей
Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился
в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ
«Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в
популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в
Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В
1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая
повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и
вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком
критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный
принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них
социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал.
Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал
и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М.
Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой
«идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за
которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого
рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию,
не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами
решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а
непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном
лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России
конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком»
Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его
скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался
арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание
почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов
и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП
(большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась
серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного
процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и
вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.
А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н.
Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана
своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном
театре(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л.
Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось
представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы
Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары»
(обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в
России и Европе.
Между двух революций (1905-1917)
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри
(Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть
сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов),
которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями
социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция
1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14),
«В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике
вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней
впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В.
Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе
для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим
«заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького.
Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного
разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским
индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к
социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как
единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим
примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной
вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий
был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького
1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас
принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Годы эмиграции (1917-28)
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока,
он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской
стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить
оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в
газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он
обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там
же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если
не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом.
Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском
крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной
и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов,
благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф.
Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались
такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная
литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для
творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш«Сумасшедший
корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих
писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало
одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
Портрет работы Н. А. Андреева
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком
настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая
связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым,
А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24
годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925),
начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).
Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького
этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные
искания русской прозы 20-х гг.
Возвращение
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с
чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в
осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на
Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как
художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина»,
панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически
обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества.
Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали
о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых
Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной
писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-
Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество
предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и
заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а
также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил
Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его
сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до
сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького
помещена в Кремлевской стене в Москве.

П. В. Басинский





Новинки рефератов ::

Реферат: Особенности развития Российского менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Билеты по аналитической геометрии (Математика)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Курсовая по книге Гартона "Паблисити, жми сюда!" (Менеджмент)


Реферат: Тепловой и динамический расчет двигателей внутреннего сгорания (Транспорт)


Реферат: Воровство детей (Педагогика)


Реферат: Конькобежный спорт (Спорт)


Реферат: Шпоры по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Творчество О.Э. Мандельштама (Литература : русская)


Реферат: Гостиничные услуги и их стандартизация (Туризм)


Реферат: Художественная обработка материалов животного происхождения в Приамурье (Искусство и культура)


Реферат: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Криптология: подстановочно-перестановочный шифр и его применение (Компьютеры)


Реферат: Анкета по социологии: Проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде (Социология)


Реферат: В чем заключаются гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации (Гражданское право и процесс)


Реферат: БАД к пище и их использование в бодибилдинге (Биология)


Реферат: Микропроцессор В1801ВМ1 архитектура и система команд (Программирование)


Реферат: Особо охраняемые природные территории РФ (Экологическое право)


Реферат: Экспериментальные исследования электромагнитной индукции (№28) (Физика)


Реферат: Востановление деталей (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист