GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные конфликты сущность структура и функции (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные конфликты сущность структура и функции (Социология)



Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический Университет



Кафедра истории и политологии



Контрольная работа №1
По дисциплине
Социология
Тема: «Социальные конфликты: сущность, структура и функции»



Выполнил:



Проверил: ___________________



Санкт-Петербург
2001

Содержание.


Содержание. 2
Введение. 3
Понятие социального конфликта. 4
Классификация конфликтов. 6
Структура и динамика конфликта. 8
Функции социальных конфликтов. 10
Стили поведения людей в конфликтных ситуациях. 11
Заключение. 14
Список литературы. 15



Введение.


Возможность возникновения конфликта существует во всех
сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных
расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных
мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов,
личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер
был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество
в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов
лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением
причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в
большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).
Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» -
это естественное состояние общества.
В рамках социологии сложилось специальное научное направление,
которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта».
Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического
объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли
внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер,
К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.
Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и
сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных
ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего
числа сторон. Интересен также и тот факт, что изначально правительство и
предприниматели рассматривали именно социологию как важный инструмент
преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности,
как инструмент социального контроля и управления, повышающий
производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

Понятие социального конфликта.


Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания
и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт
понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные
психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с
острыми эмоциональными переживаниями.
Одно из первых определений конфликта предложено видным американским
исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование
подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в
собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти,
статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний,
и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей
соперников».
Позже K.Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает
теснейшую зависимость по позиции L.Cozer. “Социальный конфликт – пишет
K.Fink – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более
единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или
интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм – это эмоциональная
враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается
как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела
противоборствующей стороны.
Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт – как
столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия
по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Реальный конфликт представляет собой социально-психологический
процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как
возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями,
способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к
достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично,
столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей,
установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих
личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой
осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.
Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе,
которые могут быть следствием:
1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,
2. противоречия интересов,
3. коллизии,
4. соперничества,
5. соревнования.
Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных
социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет
политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие
системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление
конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с
взаимоотклонением ответственности и власти.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими
факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер
считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и
стимулом социального развития".
Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”,
считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм
социализации.
Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную
связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р.
Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах
жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике,
экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального
разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа,
конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма
отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального
действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и
нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального
конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой
более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или
разрушается) под воздействием конфликта.
Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии
понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо
сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других
ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание,
нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.



Классификация конфликтов.


Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек
зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм
жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической,
экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их
вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.
Рассмотрим некоторые из классификаций.
Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам:
по типам субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как
специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) и по
протеканию конфликта внутри системы или вне системы.



| |Внутри системы |Вне системы |
|Личностный |Внутриролевые |Межличностные |
|Групповой |Внутригрупповые |Межгрупповые |
|Организационный |Внутриорганизационные |Межорганизационные |
|Нация | |Межэтнические |
|Государство |Внутригосударственные |Межгосударственные |

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:
1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой
противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью.
Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному
человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким
должен быть результат его работы.
2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый
распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются
разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то,
неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт
может также проявляться как столкновение людей с различными чертами
характера, взглядами и ценностями.
3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта
личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе
функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила
поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм
обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
4). Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого
согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые
конфликты часто возникают и между неформальными группами.
По формам конфликты можно разделить на:
- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко
представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы,
стратегия и тактика поведения.
- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него
слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени
легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или
вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих,
непринимающий формы массовой забастовки).
Конфликты по протеканию делятся на:
- кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе
контактных взаимоотношений);
- продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям
участников, часто носят деструктивный характер).
По природе возникновения выделяют конфликты:
- деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с
поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся
недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.
- эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих
конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в
их психологической несовместимости;
По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то
есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.
Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной
мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей
конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с
властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами
современного поведения участников.



Структура и динамика конфликта.


Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу
конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой
проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с
нормами и ожиданиями другой.
Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект
конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что
претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть
материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными
(например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).
В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты).
Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в
зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит
только от своего имени или выражает мнение большинства людей).
В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию
участников.


Рис.1. Структура конфликтной ситуации.
Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и
мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной
ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе
конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом
поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения,
пожеланиях.
Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей
необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и
существенное.
Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и
характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда
предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его
возникновения, никак не проявляясь.
Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть
инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При
этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт
иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать
задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).
Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем
может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта,
могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена
участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему
хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо
учитывать.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:
предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную
(затухание).

[pic]
Рис.2. Динамика конфликта.
Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого
расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация,
неудовлетворенность, угрозы.
Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры,
нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое
противоборство.
Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как
такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается
воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда -
необходимость профилактических мер для снятия стресса.
На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.
Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены
и всячески демонстрируют «силовые приемы».
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и
энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).
Конфликт считается завершенным, если устранена его причина –
конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации
конфликта.
Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из
оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).



Функции социальных конфликтов.


Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия
рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в
них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент
социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную)
и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи,
задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в
том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.
В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль
связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение»
индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение
вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта
является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя
созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную
функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут
также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя
напряженность.
Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат
выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между
людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не
только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают
сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально
важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами
коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя
предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по
работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить
отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт
позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-
психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и
саморазвития личности.
Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией,
угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных
конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и
общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними
по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится
представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях -
как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.
Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу
истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению
нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и
психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое
состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение
производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.
Конфликт является деструктивным в том случае, если участники
конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если
же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта –
конфликт считается продуктивным.



Стили поведения людей в конфликтных ситуациях.


При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого
конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего
поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения
в конфликтной ситуации:
- приспособление, уступчивость;
- уклонение;
- противоборство;
- сотрудничество;
- компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы
поведения, но обычно имеется приоритетная форма.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда,
когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки
решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода
от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать
бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию
напряженности в коллективе.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида
за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения
поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств
давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от
него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае
пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на
сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентами путем
сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске
решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая
при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями,
заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за
счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего
обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко
этот вариант используется для манипулирования партнером.
Существуют различные причины возникновения конфликтов: объективные
особенности взаимодействия людей, социально-психологические, индивидуально-
психологические, возрастные, половые особенности индивидов, приводящие к
обострению внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий. В зависимости от
того, какие факторы и причины вычленяются при рассмотрении данного
конфликта, он может анализироваться на следующих трех уровнях:
1) социологическом (анализ организации процесса взаимодействия людей
как определенной системы общественных отношений);
2) социально-психологическом (анализ социально-психологического
строения и особенностей участвующих в конфликте групп людей);
3) индивидуально-психологическом (анализ психологических особенностей
индивидов – участников конфликта).
Личностные причины конфликтов нередко коренятся в предрасположенности
человека к конфликтам, которая имеет либо ситуативные либо
характерологические предпосылки.
Ситуативные предпосылки – это такие психические состояния человека, в
которых он более склонен к конфликтному реагированию. К ним относятся такие
состояния, как неудовлетворенность актуальной потребности, повышенная
возбудимость, недостаточная или искаженная информированность, состояние
внушаемости и т.д.
К характерологическим предпосылкам конфликта следует отнести те черты
характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают
отрицательное отношение к человеку, чувство антипатии, противодействие.
Такими чертами являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная
самокритичность, импульсивность к агрессивному поведению, к подчинению
других, невнимании к людям, корыстолюбие, эгоизм.

Заключение.


В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты,
они являются естественной частью нашей жизни.
Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это
нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что
хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо
конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди
стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким
образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.
Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная
вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны
с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его
разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов,
вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и
поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное
успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие
годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим
есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и
разрушают даже устойчивые многолетние связи.


Список литературы.


1. Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
3. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной
психологии. // Психологический журнал. 1980. № 6. т.1.
4. Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992.
5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.
6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.
7. Радугин А.А. Социология. М., 1995.
8. Фролов С.С. Социология. М., 1996.


-----------------------

Внешняя

позиция

ОБЪЕКТ
КОНФЛИКТА

Внутренняя позиция

Внутренняя позиция

Внешняя
позиция






Реферат на тему: Социальные общности
.
План работы:

I. Введение………………………………………………………………………………………………3
II. Понятие социальной общности и её разновидности.
1. Понятие социальной общности………………………………4
2. Разновидности социальных общностей……………4
III. Социальные организации.
1. Понятие виды и структура социальных
организаций…………………………………………………………………………6
IV. Социальные классы и классовые отношения.
4.1. ………………………………………………………………………………………………………7
V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации…………………8
5.2. Системы социальной стратификации…………………9
5.3. Понятие социальной мобильности………………………13
VI. Заключение…………………………………………………………………………………………14
VII. Список использованной литературы………………………………15



I.Введение.

Объектом социологической познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого
«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно
является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии,
юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения
общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс
социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие
«социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их
взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех
традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной
нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение
общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам
общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют
основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует,
воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные
группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных
общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность
проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она
играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под
статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к
образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое
от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом,
социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных
субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии
как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют
содержательную тождественность или близость. Социология определяется в
разнообразных вариантах:
. как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер,
США);
. как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления
(Энтони Гидденс, США);
. как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого
взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
. как наука о социальных общностях, механизмах их становления,
функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии
отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.



II. Понятие социальной общности и её разновидности.

2.1. Понятие социальной общности.

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся
во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во
взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система
социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их
взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою
структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на
экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии
социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту
общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,
этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие
подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются
социальные группы, социальные институты и социальные организации.

2.2. Разновидности социальных общностей.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным
образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к
данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся
небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный
личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и
проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет
личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением
к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,
обезличенный характер.
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на
основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По
размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые
характеризуются следующими признаками: статистический характер,
вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,
аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.
общности).
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования
общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые
служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,
образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые
детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации
задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов
классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является
классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В
соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,
повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для
материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с
государственными, правительственными структурами, они образуются для
преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно
отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические
организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них
строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,
проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в
общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,
монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные организации.



III. Социальные организации.
3.1. Понятие социальных организаций.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации
задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов
классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является
классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В
соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,
повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для
материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с
государственными, правительственными структурами, они образуются для
преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно
отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические
организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них
строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,
проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в
общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,
монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные организации.
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования
общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые
служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,
образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые
детерминируют распределение ресурсов и позиций.



IV. Социальные классы и классовые отношения.

4.1. Социальные классы.

Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она
существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия
проявляются в следующем:
- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в
них не основано на наследственном положении;
- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают
жестко очерчены;
- классы зависят от экономических различий между группами людей,
связанных с неравенством во владении и контроле над материальными
ресурсами;
- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного
характера. Главное основание классовых различий – неравенство между
условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем
профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,
принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность значительно проще, чем в других
стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует,
хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и
уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их
стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и
классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом
отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах
эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу
одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит
экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть,
влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения,
совмещаются с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в
рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и
располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают
не только от контроля за средствами производства, но и от экономических
различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя
профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию,
владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только
классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования,
необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он
предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству)
порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а
политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о
жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни,
в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов
считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному
обществу.



V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту,
цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными
эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека,
социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия
определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по
разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической
принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное
неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство
социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить
общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может
быть определена как структурированные неравенства между различными группами
людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных
иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у
основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом,
П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков.
К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,
родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами
профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии,
материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного
подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют
разнообразные срезы или измерения при определении количества и
распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения
в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,
стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и
ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают
4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой
ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов
человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей
по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной
западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех
измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень
образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в то же время представляет его
социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной
стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

5.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее
существование универсально. Известны четыре основные системы социальной
стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних
людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В
Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные
граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее
типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и
собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных
обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в
рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь
убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-
третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала
другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в
разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием
человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился
свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали
своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как
правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для
выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои
услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки,
попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было
пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники
превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до
самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети
рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов
автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка
раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он
получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с
остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни
власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить
какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору.
Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом
о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были
не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку,
соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их
прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким
образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний,
капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали
бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была
различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было
ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или
расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого
человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило
основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек
является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой
— рабом (не имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
> патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена
семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни,
вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
> классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в
отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи
не имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда
один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен
всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением..
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут
иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в
жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к
четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется
эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на
межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие
общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты,
согласно которым считается, что общение с представителями низших каст
оскверняет высшую касту.
Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная
не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала
почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны,
подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем
представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным
ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными,
касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и
искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан —
отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система
продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды,
которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти,
диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация
разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые
разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один
пример общества, в котором социальная стратификация была основана на
кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное
национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя
контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о
собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид —
разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы:
европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты.
Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек
имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право
купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе
в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций,
спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою
кастовую систему.
После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было
«заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на
него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и
необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского
происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в.,
через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке,
белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с
чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц,
ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.
Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и
общественными узами..
Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый
индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан
представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные
черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид,
принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или
богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану
является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению
и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки
между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и
укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком
на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы
индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы,
в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего
примера.
Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами
производства, занимающая определенное место в системе общественного
разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения
дохода..
Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются
закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не
оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за
исключением браков между членами различных кланов. Классовая система
гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или
материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при
рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс
индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего
он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов,
определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или
запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной
стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система
оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх
или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего
социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил,
побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное
положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и
исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в
жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него
окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.


5.3. Социальная мобильность и ее типы


Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная
мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных
слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или
группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика
социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности разнообразны:
. индивидуальная и коллективная;
. вертикальная и горизонтальная;
. внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое
вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более
высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую
и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная
мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или
понижению социального статуса.
Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что
человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей
жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети
занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит
следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты,
семья, политические и профессиональные организации, средства массовой
информации и т.д.



VI. Заключение.


Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества,
существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей
и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат
дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты),
отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения
общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как
объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются
профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж,
самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей
средний класс современного индустриального общества определяет стабильность
социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку
средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и
высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию
относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на
стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для
формирования новой социальной структуры.



VI. Список использованной литературы.


1) Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.
2) Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.
3) Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.
4) Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.
5) Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова; 1995
г.





Новинки рефератов ::

Реферат: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций (Менеджмент)


Реферат: Розвиток української мови (Иностранные языки)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: Роль флота в развитии военно-морского искусства (История)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: Химическая промышленность, ее отраслевой состав и значение в народном хозяйстве страны (РФ) (География)


Реферат: Договор купли-продажи (Гражданское право и процесс)


Реферат: Топики (Иностранные языки)


Реферат: Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции (Спорт)


Реферат: Крещение Руси (Культурология)


Реферат: Творчество Нестерова на уроках (Искусство и культура)


Реферат: Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе (Психология)


Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Жизнь и творчество (Культурология)


Реферат: Перераспределение земель колхоза "Колос" Ставропольского края (Сельское хозяйство)


Реферат: "Пиковая дама": Чайковский и Пушкин (Музыка)


Реферат: Локальные сети (Компьютеры)


Реферат: Локальные сети (Компьютеры)


Реферат: Pulizer Prize (Иностранные языки)


Реферат: Интернет (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист