GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)



Социальные резервы повышения эффективности производства.



Выполнил : ученик 10 э1
класса
многопрофильной гимназии № 2
Трофимов Ярослав.



1999
Трудовое поведение личности определяется взаимодействием различных
внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами
являются потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные
ориентации, идеалы, мотивы. Все они представляют собой структурные элементы
сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности.
Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения
представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Источником
мотивации трудового поведения работников являются потребности, под которыми
понимается нужда, надобность субъекта - общества, коллектива, работника - в
чем-либо для своего нормального функционирования.
Личные потребности трудящихся представляют в виде материальных
потребностей (физиологических, биологических) - в пище, одежде, жилище, в
личной безопасности существования, в отдыхе; духовных ( интеллектуальных )
- в знаниях, в приобщении к науке, культуре, искусству; социальных
связанных с отношением человека с другими членами общества и с отношением
его к самому себе. Социальные потребности приобретаются работниками в
результате его жизненного и трудового опыта. Это потребности в общении, в
причастности к той или иной группе, в самоуважении, в надёжности, прочности
своего положения, уверенности в завтрашнем дне, в самовыражении, в сознании
собственной значимости, в свободе, творчестве.
Некоторые компоненты хозяйственного механизма несут в себе
стимулирующую нагрузку. Более обстоятельное выявление места и роли
стимулирования в общем механизме регуляции трудового поведения требует
определить его функции по отношению к этому поведению. Можно выделить
экономическую, социальную, социально-психологическую и нравственную
воспитательную функции стимулирования труда.
Экономическая функция заключается в том, чтобы содействовать повышению
эффективности производства, решению тех конкретных задач, которые на каждом
историческом этапе стоят перед экономикой. Эта функция служит предметом
экономической науки. Экономическая функция предполагает совершенствование
распределительных отношений. Одна из актуальных проблем более полной
реализации этой функции - дифференциация заработной платы в зависимости от
реальных различий в труде, в его результатах. В 60-70-е годы дифференциация
в оплате труда сокращалась быстрее, чем различия в нём. Обеспечение
рациональных соотношений в оплате труда в ближайшие годы требуют
опережающего роста заработной платы квалифицированных рабочих и
специалистов.
Смысл социальной функции стимулирования труда состоит в том, что
социально-экономическое положение работников в значительной степени
определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которыми
располагает человек, занимая ту или иную позицию в системе общественного
распределения труда. Стимулирование труда через дифференциацию доходов
оказывает влияние на социальную структуру общества и производственно-
хозяйственных комплексов. Кроме того, используя широкий набор материальных,
духовных и социальных благ, оно служит основой удовлетворения разнообразных
потребностей работника, развития его личности, его способностей.
Социально-психологическая функция стимулирования заключается в том
воздействии, которое оказывает вся организация системы стимулирования на
формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей
ориентации, установок, мотивации труда, на формировании того или иного типа
отношений к труду, восприятия его как важнейшей социальной ценности.
Социально-психологическая функция тесно связана, переплетается с
нравственной, воспитательной функцией стимулирования, отражающей “вклад”
стимулирования в формирование нравственных качеств работника, в
формирование трудовой морали.
Социальная, социально-психологическая и нравственная функции
стимулирования являются предметом изучения социологии, социальной
психологии, этики.
Напряженность труда (интенсивность). Режим, в котором приходится
трудиться работнику, степень усилий, которые ему приходится прикладывать.
Работает ли он целый день с постоянной нагрузкой без возможности перерыва
или темп работы позволяет какое-то время заниматься менее интенсивно.
Защита трудовых прав работника. Наличие на предприятии социальной
защищенности работника, возможность избежать ущемления своих прав,
незаконного увольнения. Забота предприятия о работнике, предоставление
медицинского обслуживания, обеспечение жильем.
Порядок на предприятии. Предполагает наличие трудовой дисциплины,
ответственности работника за исполнение поставленных задач. Зависит от
администрации на предприятии, модели ее управления, от уровня выполняемой
работы и самой фирмы.
Отношение администрации к работнику. Другими словами - модель
управления на предприятии. Основные из них - это авторитарный метод
управления, предполагает наличие жесткого контроля и принятие единоличных
решений; и демократический метод, при котором предполагается расширение
круга принимаемых решений и “человеческое” отношение к персоналу. Все это
влияет на отношении к работе и заинтересованности людей, на дисциплине.
Взаимоотношения в коллективе. Взаимоотношения в коллективе
складываются в процессе работы и зависят от многих причин - от чисто
человеческих (коммуникабельность, состав коллектива и др.), до самого
процесса работы, отношения администрации, модели управления, характера
работ.
Возможность повышения квалификации. Немаловажный фактор, играющий
важную роль при выборе работы. Это перспективы дальнейшего повышения по
службе, возможность улучшить свое материальное положение. Это амбиции
каждого человека.
Сейчас стали появляться все новые методы стимулирования труда, при
которых работники участвуют в распределении прибылей компании. Участие в
успехе. Как утверждают психологи, большинству людей мало только растущего
достатка. Человек хочет принимать активное участие в управлении
предприятием, хочет ощутить себя совладельцем, хочет, чтобы к его мнению
прислушивались, хочет чтобы он пользовался уважением окружающих.
Биологическая функция стимулирования заключается в том воздействии,
которое оказывает среда производства на внутренний мир работника:
самочувствие. Так же организация питания на производстве улучшает
трудоспособность работника.
Несмотря на то что все функции стимулирования рассмотрены в
отдельности и “разложены по полкам” научных дисциплин, в действительности
они слитны, переплетены в одном объекте и не существуют в отрыве одна от
другой. Каждая из наук изучает стимулирование, но видит в нём свою грань,
имеет свой предмет. Если экономика занята конструированием одного из
инструментов механизма стимулирования, то социологию интересует весь
механизм воздействия стимулирования на поведение работника, вся
совокупность стимулов. Когда механизм распределения деформирован, не
обязательно больше получает и лучше живёт тот, кто лучше работает. Труд в
этом случае не является основным источником благосостояния и не
воспринимается как социальная ценность. Повышается значимость иных, в том
числе и нетрудовых, источников доходов, работники ориентируются подчас не
на труд в общественном производстве, и их экономическое положение не
определяется этим трудом.
Стимулирование труда как способ управления предполагает использование
всего многообразия существующих форм и методов регулирования трудового
поведения, что требует, в свою очередь, их систематизации, выявления общего
и различного между ними, выявления общего и различного между ними,
выявления и разрешения противоречий между ними, обеспечения их гармоничного
взаимодействия. Классификация стимулов расширяет представление об их наборе
и иерархии, даёт основание для выявления того действия, которое они
оказывают на различные группы работников.



Литература:
Дикарева А.А., Мирская М. И. “Социология труда”.
Сеть Internet : www.referat.ru




Реферат на тему: Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества


Российский химико-технологический университет
Имени Д. И. Менделеева
Новомосковский институт



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по социологии


Тема: “Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества”



Студент: _
Шифр: _
Специальность: _



Содержание:


1. Виды обучения ролям………………………………………..3-4
2. Предписанные и достигаемые статусы……………………..4-7
предписанные статусы и роли……………………………4-6
достигаемые статусы и роли………………………………6-7
ролевое поведение…………………………………………7
3. Способы разрешения ролевых конфликтов…………………7-10
неадекватная ролевая подготовка…………………………8-9
ролевые конфликты………………………………………..9-10



1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные
роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера,
организатора на производстве, офицера, члена определенного
социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней
мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и
осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно
приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.
Второй аспект представляется наиболее
важным. Почти все современные молодые женщины способны довольно быстро,
механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же
быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего
хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как
ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.
Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в
процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени,
удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему
миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей
обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть
на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что
он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся
представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли
домохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в данной
социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских
способностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д.
Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем
детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на
определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения
проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки,
«разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из
жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно
участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят
представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том,
как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая
роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как
должен действовать и что должен думать мужчина в
различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет
свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то
степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским
действием, и это понимание со временем растет. Его «притворные»,
ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в
будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие
ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.
В диагностической и психотерапевтической практике такая техника
известна под названием «психодрама», основы которой разработаны Дж. Морено
и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на
определенное время может взять на себя роль
жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в
неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль
другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность
проникнуть в мир чувств и реакций другого.
Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в
деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в
отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей
при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на
«притворной», нереальной основе или в
связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать
установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее
адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее Я личности не
остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя
замуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во
многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли,
связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают
личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем
сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или
министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми
психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных
социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир
внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время
очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает
становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения
формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью
принимается уготованная ей социальная роль.

2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те,
которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его
способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными
усилиями.
Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой
сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том
случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго
обозначенных внутригрупповыми и
межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного
исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество
предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее
определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое
начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в
соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения
успеха». Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для
ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная
принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для
предписанных ролей.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не
делается от этого менее реальным. «Взрослые спрашивают маленьких мальчиков,
кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашивают
маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на
свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время
как девочки поглощены «насаживанием» приманки для мужчин!» — остроумно
заметил один известный американский преподаватель-исследователь.
Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов
социализации личности состоит в обучении различным видам социальных
действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами,
помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за
это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но
считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только
для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них — это
прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показывает, что
многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в
зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а
процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может
одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены
и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых
неотделима от другой и врастает в нее.
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами,
так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им
задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами
мужского пола; на Филиппинах
все секретари — мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому,
накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают, во многих странах
мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно
женщинами.
Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от
конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и
нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут
позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они
рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут
исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют
эти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так
как такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.
Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность
замены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточных
средств и, как следствие этого, уменьшение размеров семьи и домашних
обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и
женскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс
производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии
с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и
возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться
к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и
новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами
юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает
проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной
период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей
человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения
новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы,
связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок,
о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего
старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои
потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его
социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же
время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию
статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или
юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей,
соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное
приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при
подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет
четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия,
которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в
неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать юношу
или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно
выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования
денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек
пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий,
выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей
и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным
выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других
родственников, что характерно для более раннего возраста.
Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и
почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном
формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций,
неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном
обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость
причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество
очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства.
Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил
и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается
только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли
пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для
каждого индивида.
Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных
статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно
выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к
предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.
Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется
через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый
статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных
статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее
индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы
закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и,
возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М.
Янгом:
«Принцесса — это предписанный статус. Девочка с королевской
наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно
это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой
или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется
принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут
приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть
мужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем —
достигаемый
статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а
зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это предписанный статус, но
полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским.
Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант,
выбор или активность каждого индивида».
В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего
являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения
зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть
охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах
имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это
во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна
весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко
выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на
изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за
справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той
социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое
положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет
неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии
приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних
людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом
статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда,
но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия
индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были
определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с
ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему
постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но,
несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например,
мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра,
чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях
достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и
сыном крестьянина—с другой. Основное социальное положение в обществе
(социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает
статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и
устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между
предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их
разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.
Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми,—
стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими
способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам,
но и исключает возможность оправдывать недостатки.
В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может
ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или
невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий
статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а
сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет
свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности,
амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит
потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса;
он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно
согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры
убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей.
Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к
соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого
статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в
этом
случае посредственность находит возможность для достижения высокого
статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.
Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе
индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны
для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми
статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого
потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности
в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.
Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым
от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является
фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается
от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных
характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к
данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к
тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не
все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут
служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может
быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например
в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий
даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в
бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является
высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные
усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский
исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого
представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению
роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение
регулируется путем согласования
не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения.
Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою
аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники —
все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид,
учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному
преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в
роли так, что дает драматическую картину своего Я. Отец отчитывает детей,
профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе —
каждый в определенном месте и в определенное время является актером,
который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на
аудиторию.


3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых
статусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью.
Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения
определенного статуса и исполнения
соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение —
трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних
установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в
связи с неадекватной роле-
вой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при
исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению социальных ролей
может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от
одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка
поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик
выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит
стажировку в должности инженера — все это отдельные моменты непрерывной
социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в
определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в
следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит
подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется
успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего
племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами,
а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его
похожим на одного из мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на
охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и
пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его в
первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин и учится у них
охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордится буйволами, которых
убил его отец. Когда же, в конце концов, он сам убивает буйвола и
становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной
детской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, которая органично
соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим —
далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все
современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным
на прерывности, которая делает
социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным
для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и
женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети
не могут наблюдать за нею
и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного
современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо
обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей
домохозяйки. Детская игровая активность,
как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует
должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей
деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет
в дальнейшем, чему ему обучаться и
какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое
напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со
слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой
роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться
несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к
исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной
профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию,
когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся
предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации
является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает
в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто
игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые
реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся
определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину
окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие
взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает
воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения,
на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на
любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором
времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от
способностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличия
денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например,
политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их
задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные
защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся
чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих
сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть
внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от
наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие
нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными
механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных
обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то
степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли
специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы,
проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако
разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только
теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу
ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых
конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей
(либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе
несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая
жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с
выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять
требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к
нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между
выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга.
Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить
положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего
одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником
противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств
исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним
установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехника до
преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые
конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к
традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт
показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и
конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от
выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему
стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая
напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих
неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и
регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными
защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно.
Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их
эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа
действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей — один из способов защиты против болезненного
восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее
социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого
считается случай с девушкой, которая
не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если
не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.
Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем
бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на
уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в
обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди
рождаются равными, но невольники — это не люди, а имущество, в связи с чем
не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь
«не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении
людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было
уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация
определяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая
напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного
изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с
сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной
роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей
и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами.
Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый
работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их
ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает
свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера,
военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в
разделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти от
роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить,
что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет
«гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости
от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и
официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой
процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной
напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли,
сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не
защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся
психологическими конфликтами.
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом
обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые,
традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы)
эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от
другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых
индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и
мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени,
всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не
испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило,
не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые
конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и
психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и
разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и
преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством
которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия
выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и
общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за
негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это
выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он
вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за
длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный
работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его
заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется
напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать
оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную
роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в
силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих
культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое
напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и
осознанного подключения общественных структур для избежания опасных
последствий социальных ролевых конфликтов.





Новинки рефератов ::

Реферат: Ремонт и обслуживание СВЧ печей (Радиоэлектроника)


Реферат: Программное обеспечение компьютеров. Архиваторы (Программирование)


Реферат: Ценообразование (Маркетинг)


Реферат: Дрозофила-объект научных исследований (Биология)


Реферат: Иван Иванович Ползунов – первый русский теплотехник (История)


Реферат: Світова продовольча проблема (Международные отношения)


Реферат: Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка (Спорт)


Реферат: Обеспечение работы с/х предприятия в условиях радиоактивного заражения (Военная кафедра)


Реферат: Отчет по практике на УЭЗ (Менеджмент)


Реферат: Особенности политической мысли России (Политология)


Реферат: Вопрос (Менеджмент)


Реферат: Рок-культура и эстетика (Культурология)


Реферат: Влияние оздоровительной физической культуры на организм (Физкультура)


Реферат: Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России (История)


Реферат: Полный обзор Windows 98 (Программирование)


Реферат: Автоматика (Радиоэлектроника)


Реферат: Спутниковое вещание (Радиоэлектроника)


Реферат: Загрязнение окружающей среды (География)


Реферат: Методика загальної оцінки стану підприємств на ринку за даними фінанансової звітності (Бухгалтерский учет)


Реферат: Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист