GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт МУПК


Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )


Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

1. Определение понятия социологии как науки. Социология и
обществознание.
2. Социология и социологическое знание.Уровни
социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
наука о закономерностях становления, функционирования и развития
общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе,
социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и
их деятельности.
Большинство социологов различают три уровня социологического
знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
логические теории, электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов-
торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие понятия социологии,
обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде,
в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии
(от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В
своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий,
методов и функций.

Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э.Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз-
делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера об идеальных типах.
П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как
науку на основе реферирования соответствующего раздела работы
П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.-
Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
В список в основном включена только та литература, которая
имеется в г. Чебоксары.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию.-
Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию.-М.: Новая школа,1995.-
С.5-15.
4. Краткий словарь основных социологических
понятий.Социология.Практикум-М.:Социально-политический
урнал,1993.- С.133-139.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:
Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-
М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.-
М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология - студенту в вопросах и ответах.-М.: Изд-во
Москов. уе-та, 1992.-С.7-22.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.: Знание,1996.
13 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс.М.: Прометей,
1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-
41
15. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ.


Дополнительная литература.
1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.


Занятие 2. Социология общества и личности.

Социальные институты (2ч.)
1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект
общественных отношений.


Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от
греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об-
щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности общества Вы знаете ?
Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность
взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов
и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со-
циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и
т.д.)
Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов,
структурой потребления.
Кроме общества и его составных частей, социология изучает
также социальные институты. Социальный институт (институт от
лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере-
числите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка-
ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
века?



Темы рефератов и докладов.

Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество : пути и цели использования
социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его
разрешения.
Социальные конфликты в современной России.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
2. Зборовский Г.Е. и др. Введение в
социологию.-С.120-148,178-198.
3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н. идр. Основы социологических знаний -
С.99-113,158-167,188-196.
5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
10. Социология - студенту в вопросах и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.


Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая арифметика
В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика
А.Кетле).
б) Становление социологии : Социология Маркса.Социология
О.Конта, Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология структурно-
функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология

1 Для самостоятельного изучения.



Тематика рефератов и докладов.
О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития
отдельного индивида.
Органическая социология Г.Спенсера
Субъективна социология П.Л.Лаврова
Социологические взгляды П.А.Кропоткина
Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

Литература.
1.Антология русской классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир философии.В 2-х ч.-
М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко А.И. Социология:справочное
пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327.
8.Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических
знаний.-С.22-98.
9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У. /В/. Экономические и статистические
работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г. и др. История статистики.-М.:Финансы и
статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество.-
М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический словарь.



Тема 3. Социология труда (2ч.)

1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс,
Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше-
ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю-
чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво-
бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе.
Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ-
ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу-
ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности,
интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще
употребляется категория "организация". Социальная организация (
от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
ле слова - социальная подсистема организации.
Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение( -
столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных
институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре-
менной российской действительности является трудовой конфликт (
в основном виде стачки, забастовки).
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов
по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные
заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та-
кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
тов и к возможной безработице?
О социологии безработицы см. Ю.С. Гуров "Основы социоло-
гии. Конспект лекций". - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
та,1996 г.- с.42-56.

Литература.
1. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х
ч. Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и
менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.
-С.177-187.
6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
11. Кравченко А.И.Социология.- Справочное
пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека.-М.:Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда.-Киев: Выща
школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева А.А. и др. Социология труда.-
М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
3. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.-
М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.

ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).

Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)

1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
Молодежные движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.

Занятие 2. Социология образования (2ч.)

1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-
психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
ние социально - демографической группы, находящейся на переход-
ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно
означает студентов как социально-демографическую группу и опре-
деленное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы,
переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных соци-
альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими
целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор-
мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы
знаете?
В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие
пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой
проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономичес-
кую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая об-
разование как социальный институт ( его функции в обществе и
взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику
в области образования. Социальная функция образования заключает-
ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве
социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
Расскажите, почему в современных условиях растет роль и
значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом
роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо-
го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего поступления в наш институт.


Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:

История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и
культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.


Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.

Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства
и саморегуляции социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-
гуманитарных наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...).
Проблемы гуманизации образования.

Литература:
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-
168.
3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию. - с.46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе. - с.376-389, 541-576.
7. Социология молодежи.Учебник. Сиб.:изд-во С.-Петербург.
университета,1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.59-
62,76-81.
9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
10. Тощенко Ж.Т. Социология. - с.241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.



ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)

1. Этносы - субьекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.

ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю-
щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю-
чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований ( самосозна-
ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
логические принципы из исследования.
Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио-
нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
Вы можете назвать?

Темы рефератов и докладов:

Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы
формирования этнических групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и
национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие
национальной культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.


Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.48-49
2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. -
с. 114-130.
3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь.

Дополнительная литература:

1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
- с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)

1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции
общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.


Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в
письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на-
рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим
общественный интерес. Социология общественного мнения - область
социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание высказываний общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических
гарантий) мнения.
Функции общественного мнения: результативно-воспитательная
(моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
тивная, оценочная и др.
Почему в современных условиях растет роль общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.

Темы рефератов и докладов:


1. Роль общественного мнения в социальном управлении и
жизни людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений.
4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5. Сплетни как социальное явление.
6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7. Каналы восприятия и распространение слухов.
8. Слухи как социальный феномен.
9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.87
2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний. -
с. 207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах.
- с. 87-88
4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.

ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)

1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
анализа данных.


Социологическое исследование-один из видов науч-
но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
кие и эмпирические социологические исследования.Последние дают
возможность получить первичную информацию об объекте(статисти-
ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте
изучения).
В заключение дадим оценку современной социально-эконо-
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог-
ласно анкете).

Темы рефератов и докладов.
1.Прикладная социология в США.
2.Основные методы сбора социологической информации.
3.Опрос в социологическом исследовании.
4.Эксперимент в социологии.
5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора
первичной социальной информации.
6.Место интервьюирования в эмпирическом социологическом
исследовании.
7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
8.Методы изучения документов и контакт-анализа в
социологии.
9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

Литература.

1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний. - с.
228-255.
3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и
социологии.
10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский энциклопедический словарь.
12.Энциклопедический социологический словарь.


Содержание:
Тема 1.Социология как наука стр.
Тема 2.Из истории социологии стр.
Тема 3.Социология труда стр.
Тема 4.Социология молодежи и образования стр.
Тема 5.Этносоциология стр.
Тема 6.Социология общественного мнения стр.
Тема 7.Эмпирические социологические исследования стр.


Основы социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015
Чебоксары,ул.Урукова,17.







Реферат на тему: Социология


Оглавление.

Введение ______________________________________2

Особенности социальных общностей_______________3

Социальные связи_______________________________3


Социальное взаимодействие_______________________4

Социальные отношения, социальная структура и социальные
системы______________________________5

Социальные институты____________________________6

Основные виды социальных общностей______________8

Причины дезорганизации социальных общностей______9

Заключение _____________________________________9

Глоссарий_______________________________________10

Список использованной литературы_________________11



Введение.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на
принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные
явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и
развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности
перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и
сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди ,
социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным
статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые
они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной
системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности
, мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах .
Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых
лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой
коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов
), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и
социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных
социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей,
определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы .
Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием
социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная
система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон -
социальной общности , социальной организации и культуры.



Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой
коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы
складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой
совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности (
экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и
образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы
взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные
группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически
сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т.
д. ) .
Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .
В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития двух или более элементов
объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким
проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются
различные типы связей : связи функционирования , развития , или
генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных
связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не
имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих
связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах
исследования .
Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов ,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в
определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи
устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира ,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих
данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля
, отношений , а также институциональные связи .


Социальное взаимодействие.


Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов
и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными
группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных
видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и
ролям .
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся
посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между
обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного
объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную
стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые
от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и
характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается
сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных
ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные (
или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных
социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального
взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ;
изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими
действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих
социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .



Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений .
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные
связи между индивидами и социальными группами .
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система»
тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность
социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между
собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные
явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие
«социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет
два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав -
это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом
выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной
структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или
совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих
социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих
элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их
значению в характеристике социальной структуры общества на определенной
ступени развития .
Социальная структура означает объективное деление общества на
отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их
отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в
социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются
такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические
, профессиональные , социально- демографические группы , социально-
территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих
элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими
подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности
социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально-
этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью
каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой
общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и
классовыми отношениями в обществе.


Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные
связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные
связи называются институциональными , а социальные системы - социальными
институтами . Последние действуют от имени общества как целого .
Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения
потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции
социального управления и социального контроля как одного из элементов
управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам
обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые
и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие
социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в
отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к
одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их
потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными
способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы
ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .
Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения
членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы
передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и
способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через
систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты
играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В
каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в
определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,
свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,
на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,
литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска
новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их
внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,
содержательной .
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц
, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с
содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов
поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .
Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,
характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также
системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения
благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее
деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы
воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм
. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-
культурные институты , как система образования , здравоохранение ,
социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все
еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на
основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система
принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,
которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и
направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы
удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в
процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между
стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,
говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении
нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм
, агрессивные действия и т. п. ).



Основные виды социальных общностей.

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций
порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями ,
интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в
единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему .
Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных
общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть
определена , например , ее объективными данными : сведениями о
демографической структуре общности , профессиональной структуре , об
образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные общности направляют действия своих
членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней
сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам ,
определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-
психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки
зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив ,
группы совместного проведения досуга , а также различные социально-
территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города ,
регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе
освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство
безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных
переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает
преодолеть состояние изолированности и т. д.
Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер
поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов .
Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных
вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают
профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с
позиций профессиональной морали .



Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации,
индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать
деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности .
Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре
общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так ,
если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов ,
промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее
из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести
кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в
составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной
структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в
расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов
поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь
ведет к росту отклонений в поведении ее членов .
К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно
отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей
противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для
которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований,
предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность
критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с
ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего
средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не
во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их
существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне
не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство
солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему
ступеней социального престижа и признания и т. д.



Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность (
коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению
числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность)
социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает
количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост
числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В
некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со
стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его
социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения,
характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на
него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные
взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда
можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением ,
воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей
часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи
, школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы
общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также
связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные
последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может
вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением
людей , миграцией населения.



Глоссарий.

Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их
жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ;
принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам .
Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность
людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или
иных целей .
Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и
процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной
деятельности.
Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи
между индивидами и социальными группами .
Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов ,
находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый
целостный социальный объект .
Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.



Список использованной литературы.

«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1
Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23







Новинки рефератов ::

Реферат: Медь. Серебро. Золото (Химия)


Реферат: Порядок исполнения уголовных наказаний (Уголовное право и процесс)


Реферат: Августин Блаженный о человеке (Философия)


Реферат: Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба Отрада (Культурология)


Реферат: Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет социологический анализ (Социология)


Реферат: Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида (Педагогика)


Реферат: Дифференциальный усилитель (Технология)


Реферат: Поиск и разведка нефтяных и газовый месторождений (Геология)


Реферат: Висловлювання відомих діячів про мову (Журналистика)


Реферат: Эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями (Транспорт)


Реферат: Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Влияние цвета на жизнедеятельность человека (Психология)


Реферат: Рабочая программа по специальности Система машин в лесном хозяйстве и лесной промышленности (Ботаника)


Реферат: Реферат по информационным системам управления (Компьютеры)


Реферат: Изучение и разработка очистки стоков от ионов тяжелых металлов (Физика)


Реферат: Развитие средств коммуникации слабовидящих глухих и слепоглухих детей и роль изобразительной деятельности и чтения в нем (Педагогика)


Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист