|
Реферат: Социология (Социология)
Методичка по Социологии . Чеб.Кооп.Институт МУПК
Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )
Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )
1. Определение понятия социологии как науки. Социология и обществознание. 2. Социология и социологическое знание.Уровни социологического знания. 3. Законы, категории, функции и методы социологии.
Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя- щее время социология трактуется как одна из составных частей об- ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо- логические теории, электрические социологические исследования. Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов- торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами. Социологические категории - наиболее общие понятия социологии, обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии (от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера- ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос- ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа- ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий, методов и функций.
Темы рефератов и докладов. Исторические предпосылки возникновения социологии. Социологические взгляды Огюста Конта. Э.Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз- делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990) Учение М.Вебера об идеальных типах. П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как науку на основе реферирования соответствующего раздела работы П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175). Что изучает современная социология. Социология в системе обществознания. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя.
Литература. 1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.- Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20. В список в основном включена только та литература, которая имеется в г. Чебоксары. 2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию.- Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70. 3. Кравченко А.И. Введение в социологию.-М.: Новая школа,1995.- С.5-15. 4. Краткий словарь основных социологических понятий.Социология.Практикум-М.:Социально-политический урнал,1993.- С.133-139. 5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.: Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21. 6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.- М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20. 7. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.- М.:Владос,1995.-С.4-12. 8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39. 9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25. 10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28. 11. Социология - студенту в вопросах и ответах.-М.: Изд-во Москов. уе-та, 1992.-С.7-22. 12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии -М.: Знание,1996. 13 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс.М.: Прометей, 1994.-С.8-40. 14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19- 41 15. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ.
Дополнительная литература. 1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994. 2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995. 3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.
Занятие 2. Социология общества и личности.
Социальные институты (2ч.) 1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая характеристика современного российского общества. 2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект общественных отношений.
Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж- ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос- ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей, соединение) - определенное целостное образование, основными эле- ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об- щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы жизнедеятельности общества Вы знаете ? Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов) по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в студенческой группе. Студенческая группа относится к малым группам. Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со- циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и т.д.) Между социальными группами устанавливаются социальные отно- шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло- жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления. Кроме общества и его составных частей, социология изучает также социальные институты. Социальный институт (институт от лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус- тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере- числите социальные институты. Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка- ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело- века?
Темы рефератов и докладов.
Современные проблемы развития общества и личности. Общество и место личности специалиста и руководителя в нем. Смысл жизни в зеркале социологии. Социология и общество : пути и цели использования социологических знаний. Место и роль социальных институтов в жизни общества. Современная Россия: переходное общество. Социальный кризис в современной России и пути его разрешения. Социальные конфликты в современной России.
Литература. 1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33. 2. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.120-148,178-198. 3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139. 4. ЛавриенкоВ.Н. идр. Основы социологических знаний - С.99-113,158-167,188-196. 5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129. 6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93. 7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303. 8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263. 9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489. 10. Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.33-37,42-46,53-55. 11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240. 12. Фролов С.С.Социология -С.129-344. 13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и социологии. 14. Энциклопедический социологический словарь.
Тема 2. Из истории социологии 1. Этапы развития социальной мысли: а) Становление статистики (Политическая арифметика В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика А.Кетле). б) Становление социологии : Социология Маркса.Социология О.Конта, Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. 2. Современная социология: а) Позитивистская социология. Социология структурно- функционального анализа. б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология". в) Русская классическая социология
1 Для самостоятельного изучения.
Тематика рефератов и докладов. О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида. Органическая социология Г.Спенсера Субъективна социология П.Л.Лаврова Социологические взгляды П.А.Кропоткина Теория социокультурной динамики П.Сорокина Марксизм и современная социологическая мысль Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.
Литература. 1.Антология русской классической социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995. 2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993. 3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990. 4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод социологии.-М.:Наука,1990. 5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119. 6.Конт О.//Мир философии.В 2-х ч.- М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153. 7.Кравченко А.И. Социология:справочное пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327. 8.Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-С.22-98. 9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64. 10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78. 11.Петти У. /В/. Экономические и статистические работы.-М.,1940 12.Плашко Б.Г. и др. История статистики.-М.:Финансы и статистика,1990.-С.7-39. 13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40. 14.Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество.- М.:Политиздат,1992. 15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140. 16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32. 17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991. 19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18. 20. Энциклопедический словарь.
Тема 3. Социология труда (2ч.)
1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде. 2. Труд и типы отношений в процессе труда. 3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых организаций, трудовых конфликтов и безработицы.
Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида- ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе- ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше- ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю- чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали (существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво- бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический. Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы знаете? Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду. Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду. Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе. Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ- ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу- ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва- ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос- леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще употребляется категория "организация". Социальная организация ( от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс- ле слова - социальная подсистема организации. Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение( - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти- воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества, которая характеризуется усилением противо- положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре- менной российской действительности является трудовой конфликт ( в основном виде стачки, забастовки). Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек- тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о путях выхода из конфликтных состояний. В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода- вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та- кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис- тов и к возможной безработице? О социологии безработицы см. Ю.С. Гуров "Основы социоло- гии. Конспект лекций". - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе- та,1996 г.- с.42-56.
Литература. 1. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч. Ч.1.-Спб.,1994. 2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56. 3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996. 4. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995. 5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. -С.177-187. 6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.// Социс.,-1995- 1.-С.146-151. 7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176. 8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414. 9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П 10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73. 11. Кравченко А.И.Социология.- Справочное пособие.-С.121-202. 12. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.-М.:Политиздат, 1986. 14. Энциклопедический социологический словарь. Дополнительная литература. 1. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда.-Киев: Выща школа,1990.-С.21-37. 2. Дикарева А.А. и др. Социология труда.- М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58. 3. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.- М.:Профиздат,1991.-С.7-20. 4. Политология. Энциклопедический словарь. 5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1989.
ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).
Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)
1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации. 2. Специфические проблемы студенчества. 3. Проблемы взаимодействия поколений.
Занятие 2. Социология образования (2ч.)
1. Предмет, метод и функции образования. 2. Содержание и роль образования в жизни общества.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально- психологических свойств. Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе- ние социально - демографической группы, находящейся на переход- ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се- мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос- тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса. Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и опре- деленное общественное положение, роль и статус. Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление. Социальное движение - совместные действия различных соци- альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид- ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи- зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные. Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп- па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти. Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы знаете? Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор- мальных? Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете? В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете обосновать? Образование - социальный институт, выполняющий экономичес- кую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая об- разование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключает- ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. Расскажите, почему в современных условиях растет роль и значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо- го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия? В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам Вашего поступления в наш институт.
Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:
История поколений в их преемственности и конфликтах. Современные молодежные движения. Культура досуга молодежи. Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. Молодежь в современном обществе. Молодежь России и рынок. Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития. Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра. Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей". Преемственность поколений как социологическая проблема.
Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:
Личностные особенности российских и американских студентов. Студенчество России на пороге ХХIв. Социальное самочуствие студенчества. Учебная мотивация абитуриентов вуза. Инновации в ценностных ориентациях студентов. Студент - кто он? Ценностные ориентации студентов. Российское студенчество в условиях переходного периода. Поведенческая типология студенческой группы. Профессиональная направленность студентов вузов. Вузовское обществоведение глазами студентов. Социальный портрет современного российского студента.
Тематика рефератов и докладов по проблемам образования: Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и саморегуляции социума. Место и роль образования в системе социолизации личности. Высшее образование как общечеловеческая ценность. Место социологии образования в системе социально- гуманитарных наук. Западная социология образования. Проблемы отечественной социологии образования. Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера, юриста...). Проблемы гуманизации образования.
Литература: 1. Гуров Ю.С. Основы социологии. - с. 126-137. 2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию. - с. 160- 168. 3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию. - с.46,67-79. 4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132. 5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459. 6. Социология: Наука об обществе. - с.376-389, 541-576. 7. Социология молодежи.Учебник. Сиб.:изд-во С.-Петербург. университета,1996 год. 8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.59- 62,76-81. 9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии 10. Тощенко Ж.Т. Социология. - с.241-253. 11. Философский энциклопедический словарь. 12. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)
1. Этносы - субьекты исторического развития. 2. Социальные проблемы национальных отношений.
ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю- щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю- чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосозна- ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт- нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо- логические принципы из исследования. Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию "НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для развитого, классового ( капиталистического) общества. Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио- нальным и межнациональным отношениям. Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях вообще, в национальных регионах в особенности? В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской Федерации? Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком Вы можете назвать?
Темы рефератов и докладов:
Этносоциология как отрасль социологической науки. Возможно ли окончательное решение национального вопроса? Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп. Этнические процессы в Российской Федерации. Межнациональные конфликты: причины и следствия. Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений. Динамика социальных изменений внутри этноса. Проблемы самоопределения народов. Национальные движения за возрождение и развитие национальной культуры. Основные направления гармонизации национальных отношений.
Литература:
1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.48-49 2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. - с. 114-130. 3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327. 4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262 5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449 6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 6. Тощенко Ж.Т. Социология. - с. 135-146 7. Энцеклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература:
1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г. 2. Политология. Энциклопедический словарь. - с. 195-213 3. Философский энциклопедический словарь.
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)
1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения. 2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.
Общественное мнение - специфическое проявление общественно- го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше- ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на- рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест- ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических гарантий) мнения. Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта- тивная, оценочная и др. Почему в современных условиях растет роль общественного мнения? Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.
Темы рефератов и докладов:
1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. 2. Механизм формирования и функции общественного мнения. 3. Мнение о мире и мир мнений. 4. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 5. Сплетни как социальное явление. 6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения. 7. Каналы восприятия и распространение слухов. 8. Слухи как социальный феномен. 9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".
Литература:
1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.87 2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний. - с. 207-215 3. Социология - студенту в вопросах и ответах. - с. 87-88 4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 5. Философский энцеклопедический словарь. 6. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)
1.Что такое эмпирическое социологическое исследование. 2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование, интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы анализа данных.
Социологическое исследование-один из видов науч- но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес- кие и эмпирические социологические исследования.Последние дают возможность получить первичную информацию об объекте(статисти- ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте изучения). В заключение дадим оценку современной социально-эконо- мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог- ласно анкете).
Темы рефератов и докладов. 1.Прикладная социология в США. 2.Основные методы сбора социологической информации. 3.Опрос в социологическом исследовании. 4.Эксперимент в социологии. 5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора первичной социальной информации. 6.Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. 7.Наблюдение-важный способ сбора информации. 8.Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии. 9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.
Литература.
1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15. 2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний. - с. 228-255. 3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32. 4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189. 5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648. 6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226. 7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684. 8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98. 9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и социологии. 10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60. 11.Философский энциклопедический словарь. 12.Энциклопедический социологический словарь.
Содержание: Тема 1.Социология как наука стр. Тема 2.Из истории социологии стр. Тема 3.Социология труда стр. Тема 4.Социология молодежи и образования стр. Тема 5.Этносоциология стр. Тема 6.Социология общественного мнения стр. Тема 7.Эмпирические социологические исследования стр.
Основы социологии Методические рекомендации к семинарским занятиям. Подписано в печать Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л. Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015 Чебоксары,ул.Урукова,17.
Реферат на тему: Социология
Оглавление.
Введение ______________________________________2
Особенности социальных общностей_______________3
Социальные связи_______________________________3
Социальное взаимодействие_______________________4
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы______________________________5
Социальные институты____________________________6
Основные виды социальных общностей______________8
Причины дезорганизации социальных общностей______9
Заключение _____________________________________9
Глоссарий_______________________________________10
Список использованной литературы_________________11
Введение. В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди , социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности , мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ). Социальная система может быть представлена в трех аспектах . Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов ), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы . Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности , социальной организации и культуры.
Особенности социальных общностей.
Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) . Социальные связи.
Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов . В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития , или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах исследования . Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира , складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля , отношений , а также институциональные связи .
Социальное взаимодействие.
Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям . Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) . Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.
Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений . Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами . В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав - это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития . Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические , профессиональные , социально- демографические группы , социально- территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально- этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальные институты.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни . Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности . Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной . Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) . Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения . Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть . Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально- культурные институты , как система образования , здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии . Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. ).
Основные виды социальных общностей.
Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть определена , например , ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности , профессиональной структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п. Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам , определяющим отношения внутри этой общности , а также социально- психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов . Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально- территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города , регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает преодолеть состояние изолированности и т. д. Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов . Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .
Причины дезорганизации социальных общностей.
Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации, индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности . Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так , если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов , промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов . К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований, предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания . В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.
Заключение.
Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность ( коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность) социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением , воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи , школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением людей , миграцией населения.
Глоссарий.
Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам . Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или иных целей . Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами . Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.
Список использованной литературы.
«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год. Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1 Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23
| |