GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



Социология


Содержание работы:

Введение. 3
Структура социологии. 9
Предмет и объект социологии. 14
Заключение. 17
Список литературы: 18



Введение.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе
теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по
отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений,
те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует
определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями
науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле
потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно
потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые
требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но
современное общество—не механическое соединение различных механизмов
управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики,
экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний,
которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
социология — наука об обществе.

Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин.
Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.
п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие
социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником
позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология
обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии
непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением
социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности
социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе
требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ
на потребности формирования гражданского общества возникает социология.
Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и
свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность,
гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского
устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-
политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов
свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора
пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей,
социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного
использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в
экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость
результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования
знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.
п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество,
основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования
свободы самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные
общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные
общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком
уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании
сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом
существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления
социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций,
каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений,
давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией
социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология
осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую
абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и
выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.
Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое
значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления
социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той
ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных
социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм —
сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на
специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология
определяется как наука о различных социальных общностях, социальных
группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе,
социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология
изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных
условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального
поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты.
По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает
отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да,
социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь
в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся
возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих
отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего
об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим
в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,
создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить
его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука
социология.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-
разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что
такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как
науки о законах становления, функционирования, развития общества,
социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как
механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся
социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.
Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны
полагать, что предметом социологии есть общество или определенные
общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления
изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права,
политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология,
в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные
явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а
изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной
из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества.
Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только
искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые
имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и
т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности,
то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться
общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие
свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не
изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и
пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.
Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и
обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический
уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей,
больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих.
Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,—
это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический
подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а
нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям
связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с
различными типами культур, с социальными институтами и общественными
структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к
явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие
от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных
сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена
к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий,
стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных
общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями,
между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.


Структура социологии.

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она. ставит
и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не
исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает
научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной
действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального
развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,
приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,
разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и
образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на
социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология
различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они
ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические
исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и
специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на
выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией
относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от
теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на
статистический анализ, методы конкретных социологических исследований
(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).
Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие.
Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное
преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими
компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом
развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над
знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге,
прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и
совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной
социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных
систем социология может давать ценные практические рекомендации и
обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на
конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а
составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций,
разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им
интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания
социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался
марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую
социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В
действительности же человечество выработало огромное количество теорий и
концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой
цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции
социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие.
Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений,
школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих специфику
развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из
направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов
в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные
сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования
относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого
и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития
общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким
образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности,
социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре
социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно
самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные
теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные
взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.)
с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для
предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные
социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном мире существует большое разнообразие специальных
социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат
американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно
раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля
Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке
связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,
Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические
теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и
сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного
сознания, их общие, а особенно специфические закономерности
функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная
функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм
и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества,
специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных
социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает
ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как
относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями,
характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.
Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо
социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной
системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как
сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система
любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной
системы изучаются социологией образования. Управление как социальная
система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-
психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории,
изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология
досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на
стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая
социология, социология политики, социология культуры, социология религии и
т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее
элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и
социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых,
специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных
институтов. Это социология управления, организации, социология семьи,
социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения
и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории —
изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы.
Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое
познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему
объекту.


Предмет и объект социологии.

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой
науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те
стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект
социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а
поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения
предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который
часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография,
право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных
отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера
действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.
Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,
которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на
отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как
понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве
объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество
как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень
развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в
понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса
и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и
духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и,
прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности,
интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как
деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к
взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-
экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на
абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на
его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира
культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных
общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и
руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта
деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество
различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная
деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и
динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив
определенный результат корректируют на его основе свою последующую
деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием.
Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и
развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой
ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и
сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный
результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия,
средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация
высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело
века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть
деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных
социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным
становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность
приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей,
групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности.
Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и
есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда
усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности
и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных
систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.


Заключение.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации.



Список литературы:

Дюркгейм 3.Р. О разделении общественного труда. Метод социологии - М.
Знание 1990

Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т 1992

Краткий словарь по социологии - М. БЕК 1989

Осипов Г.В. Социология - М. БЕК 1990

Сорокин П.А.- Человек, цивилизация, общество - М. Знание 1992

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии – М. Социс 1990





Реферат на тему: Социология

Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт МУПК


Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )


Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

1. Определение понятия социологии как науки. Социология и
обществознание.
2. Социология и социологическое знание.Уровни
социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
наука о закономерностях становления, функционирования и развития
общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе,
социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и
их деятельности.
Большинство социологов различают три уровня социологического
знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
логические теории, электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов-
торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие понятия социологии,
обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде,
в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии
(от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В
своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий,
методов и функций.

Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э.Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз-
делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера об идеальных типах.
П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как
науку на основе реферирования соответствующего раздела работы
П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.-
Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
В список в основном включена только та литература, которая
имеется в г. Чебоксары.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию.-
Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию.-М.: Новая школа,1995.-
С.5-15.
4. Краткий словарь основных социологических
понятий.Социология.Практикум-М.:Социально-политический
урнал,1993.- С.133-139.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:
Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-
М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.-
М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология - студенту в вопросах и ответах.-М.: Изд-во
Москов. уе-та, 1992.-С.7-22.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.: Знание,1996.
13 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс.М.: Прометей,
1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-
41
15. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ.


Дополнительная литература.
1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.


Занятие 2. Социология общества и личности.

Социальные институты (2ч.)
1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект
общественных отношений.


Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от
греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об-
щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности общества Вы знаете ?
Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность
взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов
и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со-
циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и
т.д.)
Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов,
структурой потребления.
Кроме общества и его составных частей, социология изучает
также социальные институты. Социальный институт (институт от
лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере-
числите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка-
ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
века?



Темы рефератов и докладов.

Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество : пути и цели использования
социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его
разрешения.
Социальные конфликты в современной России.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
2. Зборовский Г.Е. и др. Введение в
социологию.-С.120-148,178-198.
3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н. идр. Основы социологических знаний -
С.99-113,158-167,188-196.
5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
10. Социология - студенту в вопросах и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.


Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая арифметика
В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика
А.Кетле).
б) Становление социологии : Социология Маркса.Социология
О.Конта, Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология структурно-
функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология

1 Для самостоятельного изучения.



Тематика рефератов и докладов.
О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития
отдельного индивида.
Органическая социология Г.Спенсера
Субъективна социология П.Л.Лаврова
Социологические взгляды П.А.Кропоткина
Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

Литература.
1.Антология русской классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир философии.В 2-х ч.-
М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко А.И. Социология:справочное
пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327.
8.Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических
знаний.-С.22-98.
9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У. /В/. Экономические и статистические
работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г. и др. История статистики.-М.:Финансы и
статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество.-
М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический словарь.



Тема 3. Социология труда (2ч.)

1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс,
Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше-
ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю-
чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво-
бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе.
Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ-
ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу-
ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности,
интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще
употребляется категория "организация". Социальная организация (
от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
ле слова - социальная подсистема организации.
Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение( -
столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных
институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре-
менной российской действительности является трудовой конфликт (
в основном виде стачки, забастовки).
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов
по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные
заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та-
кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
тов и к возможной безработице?
О социологии безработицы см. Ю.С. Гуров "Основы социоло-
гии. Конспект лекций". - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
та,1996 г.- с.42-56.

Литература.
1. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х
ч. Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и
менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.
-С.177-187.
6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
11. Кравченко А.И.Социология.- Справочное
пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека.-М.:Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда.-Киев: Выща
школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева А.А. и др. Социология труда.-
М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
3. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.-
М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.

ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).

Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)

1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
Молодежные движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.

Занятие 2. Социология образования (2ч.)

1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-
психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
ние социально - демографической группы, находящейся на переход-
ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно
означает студентов как социально-демографическую группу и опре-
деленное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы,
переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных соци-
альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими
целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор-
мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы
знаете?
В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие
пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой
проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономичес-
кую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая об-
разование как социальный институт ( его функции в обществе и
взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику
в области образования. Социальная функция образования заключает-
ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве
социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
Расскажите, почему в современных условиях растет роль и
значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом
роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо-
го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего поступления в наш институт.


Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:

История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и
культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.


Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.

Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства
и саморегуляции социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-
гуманитарных наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...).
Проблемы гуманизации образования.

Литература:
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-
168.
3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию. - с.46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе. - с.376-389, 541-576.
7. Социология молодежи.Учебник. Сиб.:изд-во С.-Петербург.
университета,1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.59-
62,76-81.
9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
10. Тощенко Ж.Т. Социология. - с.241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.



ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)

1. Этносы - субьекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.

ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю-
щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю-
чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований ( самосозна-
ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
логические принципы из исследования.
Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио-
нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
Вы можете назвать?

Темы рефератов и докладов:

Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы
формирования этнических групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и
национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие
национальной культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.


Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.48-49
2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. -
с. 114-130.
3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь.

Дополнительная литература:

1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
- с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)

1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции
общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.


Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в
письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на-
рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим
общественный интерес. Социология общественного мнения - область
социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание высказываний общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических
гарантий) мнения.
Функции общественного мнения: результативно-воспитательная
(моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
тивная, оценочная и др.
Почему в современных условиях растет роль общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.

Темы рефератов и докладов:


1. Роль общественного мнения в социальном управлении и
жизни людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений.
4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5. Сплетни как социальное явление.
6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7. Каналы восприятия и распространение слухов.
8. Слухи как социальный феномен.
9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.87
2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний. -
с. 207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах.
- с. 87-88
4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.

ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)

1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
анализа данных.


Социологическое исследование-один из видов науч-
но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
кие и эмпирические социологические исследования.Последние дают
возможность получить первичную информацию об объекте(статисти-
ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте
изучения).
В заключение дадим оценку современной социально-эконо-
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог-
ласно анкете).

Темы рефератов и докладов.
1.Прикладная социология в США.
2.Основные методы сбора социологической информации.
3.Опрос в социологическом исследовании.
4.Эксперимент в социологии.
5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора
первичной социальной информации.
6.Место интервьюирования в эмпирическом социологическом
исследовании.
7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
8.Методы изучения документов и контакт-анализа в
социологии.
9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

Литература.

1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний. - с.
228-255.
3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и
социологии.
10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский энциклопедический словарь.
12.Энциклопедический социологический словарь.


Содержание:
Тема 1.Социология как наука стр.
Тема 2.Из истории социологии стр.
Тема 3.Социология труда стр.
Тема 4.Социология молодежи и образования стр.
Тема 5.Этносоциология стр.
Тема 6.Социология общественного мнения стр.
Тема 7.Эмпирические социологические исследования стр.


Основы социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015
Чебоксары,ул.Урукова,17.







Новинки рефератов ::

Реферат: Охорона праці (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Феодальная раздробленность Руси (История)


Реферат: Отражение в бухгалтерском учете и отчетности информации по прекращаемой деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ эффективности коммерческой рекламы (Социология)


Реферат: Внедрение компьютерных технологий в гостиничный бизнес (Предпринимательство)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)


Реферат: Конституционный Суд РФ (Государство и право)


Реферат: Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии (Психология)


Реферат: Крымская скифия (История)


Реферат: Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на примере двух-трёх памятников разных периодов (Искусство и культура)


Реферат: Деловая игра как метод подбора персонала (Психология)


Реферат: Контактная сеть (Транспорт)


Реферат: Личность на фоне Российской империи: Николай Второй (История)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Недействительные сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учет лизинговых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Рекламный образ и приемы его создания (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Система образования в Японии (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист