GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Олимпийские игры Древней Греции (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Олимпийские игры Древней Греции (Спорт)



Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
МОУ НПО «Профессиональный лицей № 1»


I – курс

РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему: «Олимпийские игры в Древней Греции»

Выполнил: студент «___» группы
Специальность ________________
______________________________
Проверил: преподаватель
физ. культуры
_____________________________

Мегион 2004 г.
Содержание
1. Олимпийские игры Древней Греции
1. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр
2. Виды упражнений в программе Игр, участники и победители Игр
3. Общекультурное значение Олимпийских игр

2. Возрождение Олимпийских игр
1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского
движения
2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских
игр
3. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в
олимпийском движении
4. Создание МОК и его Хартия
5. Вступление России в Олимпийское движение
3. Литература к реферату

I. Олимпийские игры Древней Греции
1.1. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила
неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами,
поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.
Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт
составляли повседневную жизнь.
Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр
относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной
плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского
повара Короибоса.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда
историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям
древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние
Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного
царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение
Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь
Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не
убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил
направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода
помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое
обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его
семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые
якобы и положили начало Олимпийским играм.
Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в
гонках на колесницах в память о своей победе он решает устраивать каждые
четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.
Но есть и третья, далеко не последняя, легенда возникновения
Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии
чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно
дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн,
укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам
"Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр.
Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил
спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому
совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение,
текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их
проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям
прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца.
Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В
случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители
Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или
человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в
честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой
и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту
версию.
Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты,
о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды.
Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды
благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы
прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал
поэт.
Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от
Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее
омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора
Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами
Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что
склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось
по 40 тыс. человек.
На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором
устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс.
зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой,
с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных
упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и
др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.
1.2. Виды упражнений в программе Игр, участники и победители Игр
На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге
на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как
уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и
произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии,
так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека
был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали
бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для
пальцев.
Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег
на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки
на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в
военном снаряжении, скачки.
Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились
в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим
соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах,
пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия
Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный
сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Прибывшие на
соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотрам специальных
судей ("элланодиков"), которые затем занимались допуском спортсменов на
Игры.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители
Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних
государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н. э. в
Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и
люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.
Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и
палестра.
Палестра представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой
атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко
палестры назывались гимнассиями.
Олимпийский гимнассий, который соответствовал по размеру стадиону,
имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны, метатели. Главной
частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут
была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная
одной классической стадии.
Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и
запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела
право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную
сбрасывали со скалы.
За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина
нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика -
дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего
сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в
костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в
кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась
его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике
грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали
женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов,
должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.
Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго
расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом.
Особенно почетной считалась победа в стадиодроме. Именем атлета, который
выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников
(победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым
ножом в священной роще. Отметим, что от числа атлетов-победителей зависел
политический престиж города в эллинском государстве.
Среди античных олимпиоников наибольших успехов добились Леонидас из
Родоса, сдержавший 12 побед (164-152 г.г. до н. э.) в стадиодроме, диаулосе
и беге в экипировке, Гермоген из Ксаифа - 0 побед (81-89 г.г. до н. э.) и
Астилос из Кротона - 7 побед (488-476 г.г. до н. э.) в тех же видах бега,
Хионис из Лаконии - 6 побед (664-656 г.г. до н. э.) - в беге и прыжках,
Милон из Кротона - 6 побед (540-516 г.г. до н. э.) и Гипписфен из Спарты -
5 побед (624-608 г.г. до н. э.) - борьбе.
Популярность Игр достигла своего апогея в У и IУ в.в. до н. э. В них
участвовали представители многих стран Средиземного моря - Африки, Италии,
Сицилии и даже стран Азии. В этот период времени снимаются основные
запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а
также выходцы из малоимущих слоев населения.
Олимпийские игры не прекратились и тогда, когда могущество Эллады
начало падать и греческие земли в 146 г. до н. э. завоевал Рим. В первые
годы становления Римской империи ее знать и жители проявили большой интерес
к Играм. В те годы Олимпия превратилась в процветающий туристический город
с огромным числом спортсооружений и гостиниц. В Играх уже принимали участие
не только греки и римляне, но и представители стран Азии и Африки.
Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Олимпийские игры
становились более грубыми.
В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший
христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение
Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил
приговор времени - цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы.
В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах
древних Олимпийских игр судить довольно трудно. История донесла до наших не
так много фактов, включая и имена победителей, их социальное происхождение.
Историки утверждают, что представители низших слоев населения активно
стали выступать на Олимпиадах после 400 г. до н. э., а представители из
высших слоев продолжали соревноваться главными образом в конных
состязаниях.
1.3. Общекультурное значение Олимпийских игр
Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и
культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших
памятников, строительство которых выходит к первой половине II тысячелетия
до н. э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари
Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В
честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов.
Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя
Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.
Олимпия сильно пострадала при Сулле, который позволил своим солдатам в
85 г. до н. э. разграбить ее сокровища. Известно, что он приказал 175-ю
Олимпиаду 80 г. до н. э. проводить в Риме.
Во время римского периода Олимпийские игры постепенно утрачивали былой
размах и значимость. Олимпия приходила в упадок.
Внимание к городу вновь усилилось во II в. н. э. На Олимпийские игры
приезжали спортсмены из Александрии, Сирии, Финокии, Армении и т.д. Этот
расцвет Олимпии связан с воздействием христианских идей на граждан Римской
империи.
В IV в. н. э. Олимпийские игры потеряли многие свои традиции, о чем
свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.
Вскоре после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для
проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные
землетрясения окончательно разрушили Олимпию.
Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические,
экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали
объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и
физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию
древнегреческой цивилизации.
О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что
древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени
по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно
с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и
противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение
участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало
моральной деградации.
II. Возрождение Олимпийских игр
2.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского
движения
Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр,
имевшие место в ХVI-ХIХ в.в. Это были спортивные праздники, фестивали, но
не Олимпиады.
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.
Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья,
никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после
опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о
раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875
г.
Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались
свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс,
Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-
.Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская
(М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).
В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты,
появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
- 1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение -
футбольная лига;
- в 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и
Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440
ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту;
- в 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;
- в 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и
т.д.
В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла
необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились
предложения о включении спортивных организаций в программы международных
ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в
воздухе. Эту идею смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де
Кубертен (1863-1937 г.г.).
2.2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр
Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже в семье живописца
из древнего рода Фреда де Кубертена. В детстве он любил ездить верхом,
заниматься фехтованием, греблей. В 12-летнем возрасте ему попалась книга
"Школьные года Тома Брауна", переведенная с английского языка. Она и
зародила в нем интерес к физическому воспитанию. Будучи ребенком, он вместе
с родителями побывал в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. Юношей он
несколько раз посещал Англию. Огромное влияние на него оказывала философия
Томаса Арнольда, одного из пропагандистов английской школы физического
воспитания с 1828 по 1842 г.г. Закончив лицей в Париже, он поступил в
Парижский университет и после его окончания стал бакалавром искусства,
науки и права. Затем он продолжил свое образование в Свободной школе
политических наук в Париже, где близко познакомился с французской
философией, историей английского образования. Большое влияние на него
оказал отец Карон, профессор гуманистических наук и риторики, который
преподавал ему греческий язык, историю римской империи и много рассказывал
о древних Олимпийских играх. Несомненно, политические события,
происходившие в Европе, и в первую очередь поражение Франции в войне с
Пруссией, оказали огромное влияние на его воспитание и взгляды.
П. Кубертен посвятил себя образовательной реформе во Франции и
изучению различных систем физического воспитания. В 1886-1887 г.г.
П.Кубертен опубликовал несколько статей по этим проблемам. В отличие от
многих современников он не копирует зарубежный опыт, а создает на его
основе нечто новое, призывая, например, отказаться от военизированного
воспитания молодежи на основе немецкой гимнастики.
По словам самого Кубертена, его кампания за возрождение Олимпийских
игр началась 30 августа 1887 года после публикации статьи, в которой он
обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической
подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания.
В 1888 г. Кубертен издает книгу "Воспитание в Англии", а через год
"Английское воспитание во Франции", в которых он уже делится своими
замыслами с читателями.
Весной 1893 г. он был официальным представителем Франции на Всемирной
выставке в Чикаго, во время которой состоялся Международный конгресс по
физическому воспитанию. Он принял в нем участие, а также посетил ряд
американских университетов. По пути домой в декабре 1893 г. он провел
несколько дней в Лондоне и встретился с секретарем любительской спортивной
ассоциации Г.Гербертом. 1 августа 1893 г. на собрании своего клуба Кубертен
включил в повестку дня дополнительный вопрос относительно возможности
возрождения Олимпийских игр.
2.3. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в
олимпийском движении
В январе 1894 г. П.Кубертен разослал приглашения и программу конгресса
во многие зарубежные клубы.
16 июня 1894 г. в 16.15 в большом зале Сорбоны собралось около 2000
чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс
возрождения Олимпийских игр".
На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций
12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую
Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. Делегаты конгресса были разбиты на две
секции. Первая обсуждала проблемы любительства.
Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал
статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов
олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей
статье Кубертен, а именно:
1. Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует
проводить каждые 4 года.
2. Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут
современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые
культивируются в ХIХ веке.
3. Игры будут проводится для взрослых.
4. Будут введены строгие определения "любителя". Деньги будут
использоваться только для организации, строительства сооружений и
проведения торжеств.
5. Современные Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е.
проводиться в разных странах.
Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание
Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны
пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих
странах.
2.4. Создание МОК и его Хартия
Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в
деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен
Кубертеном. Ими стали 15 чел. их 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из
Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции,
профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц
Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе
Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези
Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии.
Генеральным секретарем МОК был избран Кубертен, а президентом МОК -
Д.Викелас.
Димитриус Викелас (1835-1908) - греческий поэт и филолог. Участвовал в
качестве представителя греческого гимнастического союза. При обсуждении на
конгрессе вопроса об организации Игр I Олимпиады отстоял предложение об их
проведении в 1896 г. в Афинах.
Избрание Д.Викеласа I президентом МОК способствовало положение
Олимпийской Хартии о том, что президент МОК должен представлять страну,
проводящую очередные Олимпийские игры.
Д.Викелас внес значительный вклад в организацию и проведение Игр I
Олимпиады 1896 г. После их окончания он передал пост президента МОК Пьеру
де Кубертену и посвятил себя литературной деятельности.
На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные
положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном.
В Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура,
основные принципы Олимпийского движения.
Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по
настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит
"Международный", а затем уже "Олимпийский". Кроме того, многих из названиях
членов он знал лично.
Кубертен нашел понимание у делегатов конгресса, который закончился
триумфально.
I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король
Греции прислал Кубертену 21 июня телеграмму с благодарностью членам
конгресса о возрождении Олимпийских игр.
Процессу возрождения Олимпийских игр и создания МОК способствовал
целый ряд факторов, среди которых следует назвать бурное развитие связи и
транспорта, облегчивших обмен материальными и духовными ценностями между
народами, проведения всемирных промышленных и торговых ярмарок,
конференций, возникновение международных организаций, включая и спортивные.
Ясно, что Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения
с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и
процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его
мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного
человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр,
включение в программу большого количества соревнований и видов спорта,
добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к
сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью
укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец,
создание МОК, который стал гарантом олимпизма.
Кубертен, как гуманист и просветитель, надеялся, что образование
способно сыграть роль фактора примирения и позволит избежать социальных
столкновений. Он мыслил олимпизм, как средство познания народами друг
друга, как носитель ценностей, позволяющих людям уважать друг друга.
Кубертен не подвергал сомнению основы своего общества. Он просто хотел,
чтобы существование в нем проблемы и противоречия решались мирно без войны
и кровавых конфликтов. Для достижения этой цели он ратует за олимпизм как
воспитательное движение, как средство взаимопонимание между людьми и
странами.
Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских
играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу.
"Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы
должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем
свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", -
писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в
руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх 1920
г. бельгийским фехтовальщиком В.Буэном.
По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее",
красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится
олимпийским девизом.
С 1901 по 1914 г.г. Кубертен издавал ежемесячный журнал "Ревю
олимпик", в котором была отражена деятельность МОК и все что связано с
олимпизмом и с Олимпийскими играм. В этот период были написаны многие
известные его работы: "Психология спорта", "Новые формы физического
воспитания", "Нагота и спорт", "Почему я возродил Олимпийские игры",
"Спортивная педагогика", "Очерки по спортивной психологии", "Всемирная
история" (4 тома). В 1931 г. он издал "Олимпийские мемуары".
Пьер де Кубертен умер в 1937 году, похоронен в Лозанне. Сердце, по
желанию самого Кубертен захоронено в Олимпии.
Многие сегодня называют его идеалистом. Да, несомненно, он
переоценивал значение спорта. Но несмотря на утопический характер некоторых
идей Кубертена они проникнуты благородством и гуманизмом. Такие его идеи,
как доступность спорта народу, воспитание гармонично развитой личности,
интернационализм, влияние спорта на улучшение мира и др., стали сегодня
реальностью.
Пьер де Кубертен был сторонником либеральной демократии и нес в себе
гуманистический заряд эпохи Возрождения. Он пытался средствами педагогики,
и в первую очередь через физическое воспитание и спорт, реформировать
межчеловеческие и международные отношения.
2.5. Вступление России в Олимпийское движение
Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской
общественности.
В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно-Греко-
Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и
литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние
Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало
реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир,
состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир
проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался
придворной каруселью.
Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными
медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние
Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно можно
говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и
турнирами в Санкт-Петербурге. Как отмечает профессор В.В.Столбов, в статье
"Русско-советская Олимпийская Одиссея", к понятию "Олимпийские игры" в
России неоднократно обращались ученые (Ломоносов М.В.), поэты и писатели
(Баратынский Е.А., Жуковский В.А.), просветители и общественные деятели
(Назарян С., Тиханович П.), в конце ХIХ в. многие художники в своих работах
отражали тему Олимпийских игр (В.Верещагин, К.Гун, Н.Дмитриев), скульптор
И.П.Панфилов в 1871 г. получил золотую медаль за барельеф "Олимпийские игры
дискоболов".
Известные ученые в своих работах также обращались к теме Олимпийских
игр. Так выдающийся ученый начала ХХ века основатель русской оригинальной
системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт много внимания уделил древним
Олимпийским играм. В работе "Исторический очерк" он отмечал их важное
значение для эстетического и нравственного воспитания молодежи.
Развитие научно-теоретических вопросов связанных с Олимпийскими играми
способствовало созданию базиса для вступления России в Международное
Олимпийское движение. Помимо теоретических вопросов в России со середины
ХIХ века бурно начинают развиваться такие виды спорта как большой теннис,
парусный, конькобежный, велосипедный спорт, легкая атлетика. Появляются
первые чемпионы мира, такие как Н.Струнников - неоднократный чемпион мира и
Европы по конькобежному спорту, прозванный зарубежными специалистами
"славянским чудом", П.Заковорот - чемпион Мира по фехтованию,
неоднократными победителями разных международных соревнований по
велосипедному спорту были Сергей Уточкин и Алексей Бутыжкин и многие
другие.
Видные государственные и общественные деятели России принимали
активное участие в Олимпийском движении.
На I Олимпийском конгрессе в 1894 г. избран членом МОК для России
А.Д.Бутовский (1894-1900), который был автором многих трудов по теории и
методике физической подготовки в армии и учебных заведениях. Педагог,
генерал русской армии, как член МОК он внес заметный вклад в организацию и
проведение Игр I Олимпиады в Афинах. А.Д.Бутовский выступал активным
пропагандистом Олимпийских идей в России. Участвовал во многих Олимпийских
конгрессах, где выступал с научными докладами.
Помимо А.Д.Бутовского членами МОК для России были: граф Г.И.Рибопьер
(1900-1913), который являлся крупнейшим меценатом спорта, был президентом
Санкт-Петербургского атлетического общества и покровительствовал развитию в
России борьбы и тяжелой атлетики, князь С.К.Белосельский-Белозерский (1900-
1908) был генералом русской армии как меценат клуба "Спорт" (Петербург)
уделял внимание развитию спорта в России, князь С.А.Трубецкой (1908-1910)
также являлся сторонником развития русского спорта и Олимпийского движения,
князь Л.В.Урусов (1910-1913) также пропагандировал Олимпийское движение в
России, Г.А. Дюперон (1913-1915) был председателем Петербургского общества
содействия физическому развитию учащейся молодежи. Как видный теоретик и
историк русского спорта организовал и впоследствии руководил многими
общественными спортивными организациями Петербурга и Москвы. С момента
создания Российского Олимпийского комитета (1911 г.) был его секретарем.
Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896 г., когда ее
представители А.Д.Бутовский и Н.Риттер побывали на Играх I Олимпиады.
Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских
спортсменов в Олимпийском движении, однако отсутствие правительственной
поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций, а
также недоверие многих скептиков, не веривших в успех Олимпийских игр и их
реальное существование послужило причинами отсутствия представителей России
на спортивных аренах первых трех Олимпиад.
Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в
Лондон впервые отправились спортсмены России. Делегация состояла из 8
человек. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Борцы
А.Петров и Н.Орлов были удостоены серебряных медалей.
Успешный дебют спортсменов России вызывал широкий резонанс у русской
спортивной общественности. Участие в последующих Играх У Олимпиады в 1912
г., а также заинтересованность в дальнейших успехах русского спорта на
Олимпийских играх способствовало созданию в 1911 г. Российского
Олимпийского комитета (РОК). Его возглавил председатель Петербургского
общества любителей бега на коньках В.И. Срезневский, а секретарем был
избран Г.А.Дюперрон.
После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так
в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и
Прибалтийский олимпийские комитеты.
Впервые Россия официально принимала участие на Играх У Олимпиады в
1912 г. Команда России состояла из 170 спортсменов, выступавших во всех
разделах олимпийской программы. Результаты оказались скромными: 2
серебряные и 2 бронзовые награды и предпоследние место в неофициальном
командном зачете было расценено как поражение.
Для более целенаправленной подготовки к Играм УI Олимпиады в 1916 г.,
а также для дальнейшего развития спортивного движения, в России проводятся
в 1913 и 1914 г.г. Всероссийские Олимпиады, программа которых во многом
была сходной с Олимпийской.
Однако с началом I мировой войны Игры УI Олимпиады в 1916 г. не
проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин
не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г.

3. Литература к реферату
1. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение
современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. //
Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С.20-30






Реферат на тему: Олимпийские игры древности


Введение


Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции.
Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи
греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким,
быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на
горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении
более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными
соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после
чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века,
вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было
отодвинуто на второй план.
Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они
происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена
Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала
новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из
братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой
оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были
происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника,
приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый
исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их
царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были
начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по
одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между
двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или
олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до
РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования
священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в
Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести
войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же
мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия
считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных
действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние
области.


Традиции, подготовка и проведение Олимпиад


В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины,
не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение
было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по
своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры,
вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не
допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было
очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать
торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с
своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники
особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для
поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние
после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и
длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а
другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и
общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24
отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все
отделы не исполнялись за один раз.
В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на
выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион
(борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье,
включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при
которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью,
состязание герольдов и трубачей. В борьбе участвовали только финалисты –
два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила,
конечно, существовали, но очень либеральные.[1] Допускались к участию в
Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только
спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания
происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям,
были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего
праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с
103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую
олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их
считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые
места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в
состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев,
предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И
дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические
учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не
будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться
должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство
перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой
вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий
для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего
герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В
те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных
видах соревнований – Олимпионик.[2] Наградою за победу служил венок из
дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки
пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и
свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и
привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По
возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и
награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право
жить на казенный счет.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение,
краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела,
идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику
– победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались
боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды,
устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице,
одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а
через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская
победа вошла в город и никогда не покидала его.
Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник
олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре
брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой
титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл
в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими
братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил
расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням.
импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой
будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой
примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее
Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных
на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий
характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена
победителей.
Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей
раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников
спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы
развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к
играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои
населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль,
посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся
обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их
популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в
Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в
других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты,
историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный
деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях
по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона
Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот.
Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях
участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор.
Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого
“золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом
древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое
значение.


Традиция зажжения Олимпийского огня


История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал
культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с
горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в
Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к
высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние,
когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще
Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы,
паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях
Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь
для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество
атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от
городов и народов.
Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и
доставки его к месту проведения состязаний.
V Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония
зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из
традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием
огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения
могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим
огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех
пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем
зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного
эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более
четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь,
совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии,
Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые
совершил морское путешествие.

Заключение


Многочисленные войны со временем ослабили могущество Эллады. В
середине II века до нашей эры Греция была завоевана Римом. Насильственное
насаждение христианства в Римской империи привело не только к запрету
древнегреческих богов, но и уничтожению олимпийских традиций. В 394 г. н.э.
Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение
Олимпийских игр как языческих. Современные исследователи считают, что и
после этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания.
И тогда следующий римский император Феодосий II в 426 году приказал
разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эра
олимпийских игр древности закончилась.
Отсчет современных Олимпийских игр был начат в Афинах в 1896 году. В
наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по
последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры,
время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их
результаты во многом зависят от технического оснащения. Современное
олимпийское движение унаследовало у Олимпиад древности принципы и идеалы.
Девизом игр стал призыв к спортсменам всей планеты — CITIUS, ALTIUS,
FORTIUS (БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ). С 1920 года он включен в эмблему
Олимпиад.



Список литературы


1. Блох Р. Происхождение олимпийских игр //
Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117-122.
2. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.
3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981.
4. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического
воспитания. - М.: ФиС, 1970.

Синицин С.Д. Олимпийские игры. Очерки по физической культуре /

Под ред. К.П. Петрова, М., 1938.
5. Столбов В. В., Чудинов И. Г. История физической культуры. - М.: ФиС.
1970.



-----------------------
[1] Борцам разрешалось, например, душить соперника, толкать его и
выворачивать ему пальцы. Победителем считался тот, кто сумел три раза
бросить соперника на землю.
[2] Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения
атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало.
Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.





Новинки рефератов ::

Реферат: Устранение неполадок Windows 98 на аппаратном уровне. (Компьютеры)


Реферат: Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить (Музыка)


Реферат: Изучение системы и процесса управления. Выполнение обязанностей стажера – помощника на должностях организации (Менеджмент)


Реферат: Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-восточной Атлантики (Экологическое право)


Реферат: Ремонт автомобилей и двигателей (рабочая программа для преподавателей специальности 1705) (Транспорт)


Реферат: Древний Торжок XVII-XIX века (История)


Реферат: Инфляция (Деньги и кредит)


Реферат: Бизнес-план ООО "Цветик-семицветик" (Менеджмент)


Реферат: Пример должностной инструкции секретаря-референта (Менеджмент)


Реферат: Основы программирования на языке Паскаль (Программирование)


Реферат: Залог как способ обеспечения обязательства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского (Психология)


Реферат: Петр Ильич Чайковский (Музыка)


Реферат: Возникновение и развитие науки химии (Химия)


Реферат: Страховой рынок Украины и его характеристика (Страхование)


Реферат: Шпоры (Педагогика)


Реферат: Вычислительная техника (Программирование)


Реферат: Стархование (Страхование)


Реферат: Воздействия электрического тока на организм человека (Спорт)


Реферат: Современная философия (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист