GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Возникновение и основные этапы политической истории Волжско-камской Булгарии (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение и основные этапы политической истории Волжско-камской Булгарии (Политология)




План контрольной работы:



I. Возникновение и основные этапы политической истории
Волжско-Камской Булгарии.

1. Возникновение Волжско-Камской Булгарии.
2. Образование и развитие Булгарского государства ( IX-XII в.в.).
3. Монгольское нашествие (XIII в.).
4. Казанское ханство (XIV - XV в.в.).


II. Подготовка и принятие Конституции Республики Татарстан.

1. Декларация «О государственном суверенитете ТССР» (1990 г.)

2. Проект Конституции Республики Татарстан (1992г.)
3. Татарстан - как субъект Российской Федерации



Вопрос I

История Волжско-Камской Булгарии, насчитывающей многиe столетия,
это история народов Среднего Поволжья, и прежде всего поволжских татар,
получивших свое этническое признание в составе этого государства.
Булгария занимала один из наиболее благоприятных в географическом
отношении районов Восточной Европы - район слияния Камы с Волгой, где
находился стык торговых путей Азии и Европы.
Основная территория государства ограничивалась на западе р.
Свиягой , на севере Камой, а позднее Мешой и Казанкой, на востоке Шешмой
и Иком, хотя булгары доходили до р. Белой и Яика, на юге - Жигулями. На
юго-западе булгаро-буртасские земли простирались до р.Оки.
Под экономическим , культурным и политическим влиянием Булгарии
находились значительно удаленные районы: Прикамье и Среднее поволжье.
Основную часть населения составляли тюркоязычные племена, финно-угурское
население - древние мари, мардва, финские предки чувашей, коми и т.д..
Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством.
Основу ее экономики составляли сельское хозяйство и ремесленные
производства. Немаловажную роль имела и торговля , имевшая международное
значение. Булгария была густонаселенной страной. Археологами только на
основной территории домонгольской булгарии выявлено до 2000 селищ и около
150 городищ. Наиболее крупным городом Булгарии был Биляр, несколько
меньшими города Сувар, Ошель Кашан и др.
В период общинной демократии жрецы говорили народу, что на земле
надо жить так, как герои верований - духи (алпы) - быть равными. Но это
переставало устраивать бывших вождей, становившихся монархами. В ранне-
феодальном обществе монарх еще продолжал советоваться с дружиной , то
есть был ограниченным монархом. Но когда военные вожди стали
могущественными, им потребовалось новая религия, которая провозглашала бы
их от имени бога единоличными правителями. Такой религией для большой
части стран Западной Европы стало христианство , для многих азиатских
стран - буддизм, для Булгарии - ислам.
На территории Булгарии переход от военной демократии к
феодальному строю начался в VII в до н.э. и закончился в VII в н.э. В
VII до н.э. племенным царем Булгарии , которая называлась тогда Идель,
провозгласил себя булгарский вождь Буртас. В I-II вв. племенная династия
потомков Буртаса, которую называли Сарматской, распалась на несколько
родственных ветвей. В период царствования в Иделе гуннского царя Атиллы
(434-453 г.г.) булгарские войска пытались завоевать всю Европу и дошли до
Центральной Франции и окресностей Рима. После смерти Атиллы в Иделе
вспыхнула гражданская война. От Иделя откололись булгары-буляры,
владевшие Причерноморьем и Приазовьем, а также южные булгары-сувары и
утиги, жившие в Предкавказье. Булгарские вожди ожесточенно воевали друг с
другом, стремясь захватить господство на всей прежней территории Иделя.
В середине VI в. вспыхнула междоусобная война в среде
центральноазиатских булгар. Одна часть этих булгар-тюрки - образовала в
Центральной Азии свое государство Тюрский каганат. Но среди булгар-тюрков
небыло единства: они разделились на группировки - хазар, авар, тюркютов.
В 610 году в Крыму стал независимым Булгарский бейлик (княжество).
В 630 году , когда Тюрский каганат ослабила гражданская война,
Курбат подчинил себе Предкавказье, Нижнее поволжье, Идель , и таким
образом вновь обеденил все бывшие владения Идельской державы. С этого
630 года Идель стал называться Булгарским государством, Булгарией , а его
правителей - каганами и канами (царями и императорами). Так как Булгария
была очень сильным и крупным раннефеодальным государством, то ее называли
так же Урус - или Кара-Булгар (эти слова по-булгарски означали
«великий»). После смерти Курбата в 660 г. царем Булгарии стал его старший
сын Бат-Боян. Это вызвало недовольство других родственников и они начали
гражданскую войну. В 679 году от Великой Булгарии отделяются и образуют
свое Хазарское царство во главе с династией Афшина южные булгары -
утригуры и хазары , и часть сувар-барсилов. В 922 году ислам стал
государственной религией Булгарии, и с этого времени государственные
посты могли занимать только мусульмане, а немусульмане должны были
платить дополнительный налог - харадж. При этом Булгария была самой
веротерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать
любое верование. Исламские традиции способствовали установлению в
Булгарии развитых феодальных традиций путем уничтожения остатков
первобытно-общинного строя. На верхней ступени феодальной лестницы стоял
царь - по-арабски «эмир», который был верховным владетелем и
распределителем всей земли.
Ниже находились религиозные главы мусульман страны - «сеиды» и
знатные рыцари - аристократы «беки» (князья). Еще ниже находились средние
и мелкие феодалы «баи». В Булгарии в состав феодалов - баев входили не
только средние и мелкие феодалы - рыцари, но и мусульманское духовенство
(муллы), государственные чиновники , богатые купцы и ремесленники.
Рабами в Булгарии становились чаще всего военнопленные - ведь
ислам запрещает брать мусульман в рабы. Но после шести лет работы на
хозяина, раб освобождался и становился свободным , но без земли.
Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская
женщина, мусульманка (любой национальности) должна была трудиться только
дома.
Мужчина в Булгарии не мог жениться , пока не подтверждал документами свое
финансовое благополучие - т.е. возможность содержать жену и детей.
При наличии демоктатических законов феодальный гнет в Булгарии был более
умеренным, чем в других странах.
В булгарские земли в поисках лучшей жизни бежало и переселялось
много людей из соседнких стран - русских, прибалтов, скандинавов,
мордвинов, кочевников и др. При попытках феодальных властей и отдельных
феодалов повысить налоги , часто вспыхивали народные бунты и восстания.
Но феодализм в Булгарии надо расценивать как шаг булгарского общества по
пути прогресса.
При феодализме завершилось отделение ремесла и торговли от
сельскохозяйственного производства, что привело к увеличению товарного
обмена и возникновению городов.
При феодализме появились медресе, стала развиваться литература. В
период феодализма завершился процесс образования булгарской народности,
происходивший на основе включения в состав булгар ряда тюркских , финно-
угорских племен.
Главными задачами, которые должны были решать булгарские цари , являлись:
. обеспечение работы государственного аппарата;
. повышение боеспособности войска;
. содействие торговле;
Государственный аппарат обеспечивал сбор налогов, а войско -
безопасность царской власти. Торговля приносила государству наибольший
доход и укрепляло само государство, т.к. усиливала взаимовыгодную связь
между его областями и стимулировала развитие ремесел.
Купцы играли важную роль при возникновении городов. Они были
носителями прогресса и влиятельной силой средневековой Булгарии. Булгария
делилась на «или» (губернии), во главе которых стояли улугбеки , и такое
деление она сохраняла до конца XVI в. У русского и булгарского
феодолизма было много общего - ведь территория Руси долгое время входила
в состав Булгарского государства. Основатели правящей княжеской династии
Руси - Рюриковичи - и многие русские феодалы были булгарами по
происхождению.
Долгое время Булгария удерживала под своей властью Русь , т.к.
через нее проходили торговые пути на Запад , но когда русские князья дали
булгарским купцам большие привелегии , то булгарские цари оставили Русь в
покое и даже стали заключать с ней договоры о мире и дружбе.
В 965-969 г.г. булкарские войска, возглавляемые эмиром Талибом ,
овладели территорией Хазарского каганата и присоединили ее к булгарской
державе.
Присоединение хазарских владений позволило Булгарии контролировать все
главные торговые пути , связывающие Европу с Азией , что принесло
булгарскому государству немалую выгоду и позволило вновь стать великой
державой.
Наивысшего расцвета Булгарская держава достигла в период
царствования эмира Габдуллы Чельбира (1178-1225 г.г.). При нем территория
Булгарии простиралась от города Сары Керман (Севастополь) до Енисея и
от Северного Ледовитого океана до Булгарского моря (Каспийского) и озера
Балхаш, а число городов достигло двухсот. В X-XIII в. Булгария становится
опять великой державой в результате политики булгарских царей,
направленной на преимущественное развитие государственного аппарата ,
войска и торговли.
Монголы появляются на исторической арене в XI - XII в.в. , когда
ими в степях Центральной Азии было образованно варварское полукочевое
государство. В конце XII в. и начале XIII в. монголы во главе с Чингиз-
ханом начинают свое «завоевывание» мира. Одними из первых они покоряют
соседние племена , среди которых наиболее многочисленными были татары.
Татарские племена были включены на правах подчиненых в состав монгольских
войск.
В 1206 - 1220 г.г. монголы завоевали все страны Средней Азии и
Ирана. В июне 1223 г. монголы в битве на р.Калке нанесли поражение
Русско-Половецким войскам. Затем они пошли по Волге на Булгарию. Осенью
1223 г. булгары вышли навстречу монголам, устроили засады, затем окружив
их разгромили.
Кратковременную передышку булгары использовали для подготовки к
обороне. Город Биляр обносится третьей линией земляных валов.В 1236 г.
внук Чингиз-хана Батый захватил и опустошил Булгарию. Город Биляр был
полностью разрушен , но население не покорилось. Часть его бежала за Каму
на северные земли , а оставшаеся неоднократно поднимали восстания против
поработителей. Хотя монголы и захватили страну , но вынуждены были
сохранить определенную политическую автономию.
В 1251-1262 г.г. во всех покоренных странах, в том числе и
Булгарии , монголы провели перепись населения в целях полнейшего охвата
покоренных повинностями.
Кроме податей местным феодалам, булгарское население должно было
выплачивать золотоордынским баскакам десятину, а так же содержать
золотоордынских чиновников, поставлять людей и снаряжение войскам.
Хозяйству и экономике был нанесен тяжелый урон. Ближе к рубежу XIII - XIV
в.в. Булгария испытывает некоторый экономический подъем.
В условиях двойного феодального гнета начинается процесс
закрепощения сельского населения. В этот период наблюдается становление
системы землевладения с пожизненым наделением войнов-феодалов землей и
подчиненным населением. Устанавливаются феодальные повинности -
натуральный оброк , отработочная рента.
Ремесленное производство , возрожденное во второй половине XIII
в. , продолжает традиции домонгольского периода. Усиливается социальное
расслоение среди ремесленников. Из булгарских городов наибольшего
расцвета достигает город Булгар, ставщий в XIV в. одним из крупных
городов Европы. Он расположился почти на берегу Волги и принял на себя
функцию столицы Булгарии, а так же стал крупным и известным торговом
центром. Город, разделенный на несколько частей , застраивается каменными
и кирпичными зданиями - постройками царского дворца , мечетями,
мавзолеями, банями богатыми усадьбами и т.д.. В период Золотой Орды еще
более усиливаются связи Булгарии с тюркоязычными странами. В это время
происходит распад основной территории Булгарии .
Одновременно шел процесс выделения этнической основы группы поволжских
татар - казанских, завершившийся в условиях Казанского ханства.
Во второй половине XIV в. Золотая Орда в силу внутренних
противоречий и благодаря активному сопротивлению подчиненных ей народов
приходит к упадку.
В это время происходит консолидация населения бывшей Булгарии вокруг
Казани, ставшей новым политическим , экономическим и культурным центром
страны.
Появление булгарского населения в Предкамье , в бассейнах Меши и Казанки,
относится еще к домонгольскому времени. Уже в XI - XII в.в. эти земли
были включены в состав Булгарии. После перемещения сюда в конце XIV в.
политического центра страны столице Казанского княжества традиционно
присваивается имя Булгара.
Основную территорию Казанского ханства составляли северные и
правобережно-волжские земли бывшей Булгарии. В сфере экономического и
политического влияния Казани находилась обширная область почти всего
Волго-Камья от Суры на западе и до верховий Камы и Белой на востоке. На
данной территории проживали кроме основного населения - казанских татар -
мари, чуваши, предки удмуртов, башкиры. Казанские татары, составляющие
основное население ханства, сформировались на базе тюркоязычного
населения Волжской Булгарии. Казанское ханство, как государство
поволжских татар, не является осколком Золотой Орды. Предпосылки для его
образования возникли в Волжской Булгарии задолго до ее распада.
Экономика казанского ханства развивала традиции предшествующего
времени при этом общественно-политический строй был феодальным. Классовую
структуру общества и государства определяли поземельные отношения
феодального характера. Земля , закрепленная в различные частные владения
и принадлежавшая хану , духовенству, помещикам, ипользовалась
крестьянами на общинных началах, с условием обязательной платы за землю.
Наиболее крупным феодалом был хан, владевший лучшими и большими
землями ханства. Жившие и обрабатывающие эти земли крестьяне обязаны
были платить хану ясак, а также поставлять воинов. Хану принадлежала
верховная власть в стране, но решения государственного значения он мог
принимать лишь с согласия «дивана»-совета при хане, состоящего из
наиболее видных феодалов и представителей высшего духовенства. Для
решения важнейших государственных вопросов собирался съезд феодалов,
основную массу которых составляли мурзы-дворяне , пожалованные ханом
землей за военные и иные заслуги. Они получали землю в наследуемое
пользование с прикрепленными к ней крестьянами и взимали с них налог .
Классовое угнетение приводило к частым вооруженным выступлениям крестьян
и горожан. Особенно частыми были такие выступления в конце XV в. и
первой половине XVI в..
Значительную часть внешней политики Казанского ханства составляли
отношения с Русским государством. В этот период не стихают постоянные
междоусобицы и борьба за власть. После смерти Мухамеда-Эмина в 1518 г. с
новой силой начинается борьба различных феодальных групп (казанской,
московской, крымской) за казанский престол. В 1521 г. казанский престол
занимает, пришедший из Крыма с военным отрядом хан Сахиб-Гирей, принявший
в 1524 г. вассальную зависимость от Турции . В это время Московский
Великий Князь усиливает давление на Казань. Более 20 лет , с небольшими
перерывами , продолжалось правление в Казани другого крымчака - Сафа-
Гирея. После смерти Сафа-Гирея правление ханством переходит в руки его
жены - Сююмбике , продолжившей политику ее мужа.
В период ее правления начинается серия русских походов на Казань.
Первый из них, совершенный зимой 1549-1550 г.г. , не увенчался успехом.
После этого Иван IV построил укрепленный город на р. Свияге. С основанием
Свияжска все волжское правобережье отошло к Москве. В Казани происходит
усиление московской группировки , которая приводит к власти наместника
при сохранении казанской феодальной знати.
Но скоро проявляется недовольство местных феодалов и знати, и на
престол вызывается астраханский царевич Едигер, которого поддерживали
крымские, астраханские, ногайские ханы и турецкий султан.
В августе 1552 г. огромная армия Ивана IV в стопятьдесят тысяч человек
окружила Казань, которую защищал четырехтысячный гарнизон и десять тысяч
ополчан.
Казанцы проявили беспримерное мужество и с середины августа до
октября отстаивали город. 2 октября 1552 г. Казань пала подвергшись
большому разгрому и разграблению.
Новым царем Булгарии стал сеид-эмир Хусаин. После ожесточенной
войны 1553-1557 г.г. Хусаин потерял всю Западную Булгарию и вторую
столицу Чаллы, после чего отступил в последнюю столицу Булгарского
государства - Уфу (Васыл-Балик). В конце 1560 г. Хусаин умер, и последним
царем Булгарии стал его сын Шейх-Гали.
В двух войнах с Москвой (1569-1574 г.г. и 1579-1584 г.г.) Шейх-
Гали попытался вернуть утраченную Западную Булгарию с Казанью , но
потерпел поражение. После ухода от него в 1583 г. сибирских полков ,
возглавляемых ханом Сеидом, положение Шейх-Гали стало отчаенным. В 1584
г. он ушел из пылающей Уфы в Бухару. Русские войска заняли Восточную
Булгарию, и вся территория Булгарского государства была включена в состав
Московско-Русского государства под названием - Царство Казанское.
Рассматривая становление, развитие, падение и возраждение истории
Волжско-Камской Булгарии на протяжении более пятисотлетнего периода,
раскрывается одно из самых ранних феодально-государственных образований
Восточной Европы , прошедшее сложный путь своего развития, обусловленный
многими историческими фактами, который является частью социальной истории
Республики Татарстан.



Вопрос II


Ход развития реформ во второй половине 80-х годов, вызвавший
глубокие изменения в социально-политической системе и экономических
отношениях, отразился на изменениях, в существующих конституциях
советских республик.
Развитие политических событий в начале 90-х годов и изменение
правового статуса Республики Татарстан, в связи с провозглашением
декларации «О государственном суверенитете ТССР», предопределили
историческую необходимость выработки нового Основного Закона республики.
Декларация «О государственном суверенитете ТССР» - важнейший
документ, который является поворотным пунктом в определении
государственных приоритетов и перспектив развития Татарстана. Очевидно,
что статус автономии с ее усеченными правами не соответствовал интересам
и возможностям политического, экономического и духовного развития
республики. Верховный Совет Татарстана, реализуя неотъемлемое право
татарской нации, всего многонационального народа республики на
самоопределение, не нарушая территориальной целостности Российской
Федерации, что полностью соответствует нормам международного и
конституционного права, принял 30 августа 1990 года Декларацию о
государственном суверенитете Республики Татарстан.
Декларация провозглашает, что земля, ее недра, природные богатства
и другие ресурсы на территории Татарстана являются исключительной
собственностью его народа. В этом положении заложен огромный
политический смысл. Собственность - это материальная основа суверенитета
республики. Не меньшую роль играет и его духовная основа - сложившиеся
отношения дружбы и согласия между гражданами различных национальностей.
Их укреплению служат положения декларации о приоритете прав человека, о
равноправии татарского и русского языков.
Документ исходит из необходимости формирования новых федеративных
отношений в России, укрепления ее как многонационального государства,
реформирования федеральных и местных органов власти, установления
баланса интересов центра и регионов, осуществления права республик на
само определение, самостоятельное решение ими политических и социально-
экономических проблем.
Однако избранный Татарстаном путь на изменение своего статуса
устроил не все политические группы. Было немало различных обвинений в
адрес республики. Политики имперского мышления обвиняли Татарстан в
сепаратизме, в стремлении ущемить права и свободы русскоязычного
населения, обособится в своеобразный узконациональный анклав с
перспективой на создание еще одной «горячей точки» в центре России. Но
всего этого не произошло.
Всенародным голосованием первым в истории Татарстана Президентом
был избран М. Ш. Шаймиев. С его деятельностью как главы государства
связаны значительные шаги республики по претворению в жизнь идей
Декларации. Провозглашенный Декларацией курс получил всеобщую поддержку
на референдуме 21 марта 1992 года.
Последовательно воплощая в жизнь основы, заложенные в Декларации,
на основе итогов народного обсуждения, в результате многотрудной
работы, 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял новую
Конституцию Татарстана. В ней нашли отражение современные идеи и принципы
построения многонационального демократического государства.
День 6 ноября 1992 года стал поистине историческим для Республики
Татарстан. В этот день была принята новая Конституция Республики
Татарстан, открывшая широкие возможности ее государственного развития в
соответствии с Декларацией о государственном суверенитете республики и
итогами народного голосования (референдума) 21 марта 1992 года . Более
двух лет шла работа Конституционной комиссии Республики Татарстан над
проектом нового документа, в ходе которой скрупулезно учитывались данные
науки и практики конституционного строительства зарубежных государств,
замечания и предложения граждан республики, поступившие в результате
народного обсуждения проекта Конституции. Проект обсуждался в местных
Советах трижды - в мае, сентябре и октябре - ноябре 1992 года - на
сессиях Верховного Совета.
Конституционная комиссия с учетом предложений и замечаний внесла
в опубликованный проект около 30 уточнений и дополнений в 127 статей. В
структурном плане Конституция Республики Татарстан состоит из преамбулы,
7 разделов и 15 глав, включающих 167 статей. Сравнивая конституции
Республики Татарстан 1978 и 1992 годов, необходимо отметить, что в
последние годы в действующую Конституцию уже вносились поправки
принципиального характера, отражающие преобразования в обществе и
государстве. Так, новую редакцию получили преамбула, многие статьи глав
общественно-политической системы, административно-территориального
деления, избирательной системы, охраны законности и правопорядка, а также
разделов о плане и бюджете, государственных символах республики.
Конституционное закрепление нашли такие институты, как Президент, Комитет
конституционного надзора, председатели и президиумы Советов. Все эти
новшества в той или иной редакции вошли в текст Конституции. Поэтому
структура ее во многом отражает уже сложившиеся реальности.
Новая конституция характеризует Республику Татарстан как
суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего
многонационального народа республики, которому принадлежит власть, от
которого исходят суверенитет и полномочия государства.
Впервые конституционно сформулированы принципы правового
государства, в соответствии с которыми осуществляется деятельность
государственных органов. Это - верховенство законов, их неуклонное
соблюдение, разделение, законодательной, исполнительной и судебной
властей. Независимость и равновесие трех ветвей власти должны
гарантировать демократичность и плюрализм общественно-политической
системы, обеспечить сбалансированность интересов различных политических
сил и социальных слоев населения. Конституция закрепляет взаимную
ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека,
провозглашает государственными языками Республики Татарстан равноправные
русский и татарские языки, закрепляет многопартийную систему, не допуская
создания и деятельности партий, организаций и движений, стремящихся к
насильственному изменению конституционного строя и целостности Республики
Татарстан, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной
розни, запрещает им пользование в этих целях средств массовой информации.
Основой деятельности государства провозглашен принцип социальной
справедливости. Предусмотрено создание условий для обеспечения достойного
уровня жизни всех слоев населения, социально-экономического и культурного
прогресса общества, экологической безопасности и рационального
землепользования.
Основой экономики Республики Татарстан должны стать социальное
рыночное хозяйство, свобода хозяйственной деятельности. Хозяйственная
деятельность в Татарстане основывается на частной, государственной,
коммунальной собственности, собственности общественных объединений,
наряду с которыми допускается и собственность иных государств,
международных организаций, иностранных юридических и физических лиц и
т.д.. Собственность неприкосновенна. Она не должна использоваться во
вред государственным и общественным интересам, правам , свободе и
достоинству человека, а принудительное отчуждение имущества допускается
лишь в особых случаях, предусмотренных законом.
Развернуто и на основе международных правовых актов
регламентируются в Конституции отношения между личностью и государством,
права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непросто шло и рассмотрение статьи 23 проекта Конституции о
гражданстве. Гражданство - важнейший атрибут государственности,
определяющий права и обязанности людей, их имущественные отношения,
исполнение обязанностей перед республикой, формы защиты личности и т.д.
В результате она принята в следующей редакции:
«Республика Татарстан имеет свое гражданство. Основания , порядок
приобретения и прекращение гражданства Республики Татарстан определяются
законом о гражданстве Республики Татарстан.
Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской
Федерации - России.
Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иных
государств, условия осуществления которого определяются договорами и
соглашениями Республики Татарстан с другими государствами. Граждане
Республики Татарстан могут сохранить двойное гражданство или отказаться
от него.
Каждое лицо имеет право выбора гражданства и право изменять
его. Лишение гражданства или права на изменение гражданства запрещается».
В конституцию включено важное положение о том, что
общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над
законами Республики Татарстан. Именно так обстоит дело с действием
международно-правовых норм на территории многих европейских и других
зарубежных стран.
В отличие от прежней Конституции, предусматривается возможность
замены воинской службы выполнением альтернативных обязанностей в порядке,
определяемом законом.
Особое значение имеет третий раздел Конституции, посвященный
государственному устройству Республики Татарстан, в котором закрепляется
и расшифровывается положение Татарстана как суверенного государства.
Республика самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус.
Подчеркивается, что все законы Республики Татарстан обладают
верховенством на всей ее территории, которая объявляется
неприкосновенной.
Дискуссия развернулась вокруг статьи 61 (в проекте 66),
определяющей характер взаимоотношений Татарстана с Российской Федерацией
- Россией. Как известно, эти отношения имеют особое, приоритетное
значение. Их состояние и перспективы развития неоднократно обсуждались на
разных уровнях, в том числе и в Верховном Совете, по ним выносились
соответствующие политические решения. Для реализации правомерных и
естественных устремлений к повышению своего государственно-правового
статуса, реформированию отношений с Российской Федерацией в
цивилизованной форме проводились официальные переговоры Татарстана с
делегацией России.
После дебатов, требуемым квалифицированным большинством голосов
народных депутатов, была принята формулировка, согласно которой
«Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного
права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе
Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Данная
формулировка исходит из принципов самоопределения народов, их
равноправия, территориальной целостности, сохранения с Россией
всесторонних связей.
В соответствии с суверенным статусом Татарстана, конституционно
закрепляются предметы ведения и полномочия республики в полном
государственно-правовом объеме.
Самый крупный раздел Конституции - «Организация государственной
власти в Республике Татарстан». Конституция сохраняет единую систему
Советов народных депутатов как представительных органов государственной
власти. На их сессиях решаются основные вопросы соответственно
республиканского и местного значения. Эти вопросы могут выноситься также
на республиканский и местные референдумы.
Конституционно устанавливается, что в избирательные бюллетени
может быть включено любое число кандидатов в депутаты, из Конституции
исключается институт наказов избирателей.
Верховный Совет Республики Татарстан, исходя из принципов
разделения властей, определяется как высший, постоянно действующий
законодательный и контрольный орган государственной власти Республики
Татарстан, состоящий из 250 депутатов, избираемых по избирательным
округам.
С повышением статуса республики расширяется круг
конституционных полномочий Верховного Совета (например, установление
налогов и иных доходов, поступающих на образование бюджета республики,
назначение Прокурора республики и т.д.), наполняются новым содержанием
прежние его полномочия. Но главной функцией Верховного Совета остается
его законодательная деятельность.
Конституция закрепляет введенное в апреле 1991 года положение
ранее действующей Конституции о том, что избираемый всенародно Президент
является главой государства - Республики Татарстан и возглавляет систему
органов государственного управления. Президент призван выступать гарантом
прав и свобод личности в республике , а также международных договоров
Татарстана.
Новым шагом на пути к правовому государству, реализации принципа
разделения властей является учреждение в Конституции взамен Комитета
конституционного надзора нового органа, олицетворяющего судебную власть,
- Конституционного суда. Судьи Конституционного суда избираются Верховным
Советом и представляются ему Президентом и Председателем Верховного
Совета республики в равном количестве. Председатель Конституционного Суда
и его заместители утверждаются Верховным Советом по предложению судей
Конституционного Суда. Конституционные судьи несменяемы, независимы и
неприкосновенны. Свою главную задачу - защиту конституционного строя -
суд решает путем рассмотрения дел о конституционности: международных
договоров республики, законов республики и нормативных постановлений
Верховного Совета, нормативных актов Президента и Кабинета Министров
Республики Татарстан. Конституционный Суд рассматривает также споры о
компетенции между высшими государственными органами власти районов и
городов республиканского подчинения.
В Конституции усиливаются гарантии прав граждан в судебном
процессе, гарантии самой судебной власти. Так, устанавливается, что в
Республике Татарстан не могут быть образованы суды, наделенные особыми
полномочиями. На конституционном уровне предусматривается юридическая
ответственность за неисполнение вступивших в законную силу актов судебных
органов, вмешательство в деятельность судей, проявление неуважения к
суду.
Среди государственных символов Татарстана, наряду с
государственным флагом и гербом, Конституция впервые называет
Государственный гимн. Все государственные символы республики утверждаются
Верховным Советом.
Таково краткое политико-правовое обозрение Основного Закона
Республики Татарстан. Новая Конституция важная веха как в формировании
правового демократического государства - Республики Татарстан, так и в
обеспечении в ней политической и экономической стабильности, ибо она
вселяет в людей уверенность, дает ясные и четкие ответы на ключевые
вопросы жизни.
В новой Конституции вызывает особое внимание развитие
взаимоотношений Республики Татарстан с Российской Федерацией - Россией,
перспективы Татарстана в деле полной реализации своей международной
компетенции.
Понятие - государство, ассоциированное с Российской Федерацией,
- свидетельствует прежде всего о единстве, союзе с ней. Оно будет
проявляться на принципиально новой основе. Это сохранение единства
территории: республика не собирается устанавливать особый государственный
режим границ, порядок передвижения остается свободным, предусмотрено
сохранение российского гражданства, равный статус татарского и русского
языков как государственных , сохраняется единое экономическое
пространство и рублевая зона, единое военное пространство.
В Татарстане живут люди разных национальностей. Учитывая
многонациональный состав населения республики, в Конституции очень
корректно решаются вопросы статуса личности, чтобы не ранить национальное
чувство человека. Конституция четко закрепляет, что прямое или косвенное
ограничение прав либо установление преимуществ граждан по расовым ,
национальным и другим признакам наказывается по закону (ст. 22).

В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики
Татарстан от 21 февраля 1992г. вопрос о суверенитете Республики Татарстан
как государства, являющегося субъектом международного права, строящего
свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками,
государствами на основе равноправных договоров, был вынесен на
республиканский (РТ) референдум, в ходе которого более половины - 50,3
процента избирательного корпуса республики (61,4 процента от числа
проголосовавших избирателей) - ответили на него утвердительно.
Таким образом руководящие органы Республики Татарстан получили
реальную возможность, опираясь на волеизъявление большинства народа,
приступить, с одной стороны, к подготовке новой Конституции, т.е. к
прямому конституированию Республики Татарстан как суверенного
государства, с другой - к соответствующим переговорам с руководством
Российской Федерации.
Впрочем, первый официальный контакт такого рода состоялся ранее,
еще 12-15 августа 1991г. в Москве, где встретились делегации РСФСР и
Республики Татарстан, причем переговоры были обозначены как
«консультации», а по их итогам был подписан только Протокол.
Само содержание Протокола, равно как и форма его изложения
свидетельствовали о принципиально новом характере отношений между
Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которые уже во многом
утратили характер «властеотношений», о стремлении сторон к равноправному
диалогу и, в тоже время, о сохранении их единства- прежде всего единого
экономического пространства.
Затем имело место еще нескольких встреч на переговорах, в том
числе и на межправительственном уровне. 6 декабря 1991г. было заключено
первое соглашение Правительства РСФСР с Правительством Татарской ССР - об
экономическом сотрудничестве.
Однако в 1992-1993 годах переговоры застопорились. Сказались как
противодействие переговорному процессу со стороны некоторых политических
сил, так и различия в подходах сторон к статусу республики и путям
дальнейшего строительства Федерации. Что же касается Федеративного
договора о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации от 31
марта 1992г., то Республика Татарстан его не подписала.
Принимая свои декларации о государственном суверенитете,
автономные республики России заявляли в своих актах о том, что остаются
субъектами РСФСР - иными словами, соглашались с тем, что являются
одновременно субъектами двух федераций. Другой оказалась позиция
Татарстана, которая справедливо исходя из того, что одно и то же
государство в принципе не может быть субъектами двух федераций, сделала
свой выбор и не включила в декларацию от 30 августа 1990г. положение о
сохранении за собой российской правосубъектности. При этом Декларация
недвусмысленно объявила , что является основой для «участия Татарской
АССР в подготовке и заключений Союзного договора, договоров с РСФСР и
другими республиками».
Принципиальные особенности современного Татарстана, как субъекта
Российской Федерации, вытекают из соответствующих положений
конституционного законодательства Российской Федерации и Республики
Татарстан, а также Договора от 15 февраля 1994г.
Конституция Российской Федерации не выделяет статус Республики
Татарстан и не содержит, хотя бы в качестве отдельного приложения , текст
Договора от 15 февраля 1994г. Она лишь устанавливает в ст. 65 , что
Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими
республиками. К тому же она вообще не упоминает о государственном
суверенитете каких-либо республик.
Статус любой республики определяется Конституцией Российской
Федерации и Конституцией республики, он может быть изменен только по
взаимному их согласию. Суверенитет Российской Федерации распространяется
на всю ее территорию, причем Российская Федерация обеспечивает
целостность и неприкосновенность своей территории. Система
государственной власти Российской Федерации едина.
Граждане республик одновременно являются гражданами Российской
Федерации, русский язык имеет статус государственного на всей территории
Российской Федерации , хотя республики вправе устанавливать и свои
государственные языки. Решения Конституционного суда , Верховного суда и
Высшего арбитражного суда Российской Федерации обязательны на всей
территории Федерации , прокуроры субъектов Российской Федерации
назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации (правда по
согласованию с субъектами Российской Федерации)... Этот не полный
перечень конституционных положений, закрепляющих со стороны России статус
республик, свидетельствует о зыбкой грани между прежней автономной
государственностью республик РСФСР и их статусом суверенных государств,
декларированном в Федеративном договоре.
Конституция же Татарстана, со своей стороны, устанавливает, что
государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние
Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан;
воинская обязанность исполняется на территории Республики Татарстан, а
вне ее лишь на основе договорных обязательств Республики Татарстан.
Республика определяет свой государственно-правовой статус
самостоятельно. Границы между Республикой Татарстан и другими
государствами устанавливаются и изменяются по соглашению сторон. Законы
Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если
они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан (о
противоречии законам Российской Федерации не упоминается). Республика
Татарстан заключает международные договоры, обменивается
дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в
деятельности международных организаций, руководствуясь принципами
международного права (о руководствовании законами Российской Федерации не
упоминается). Республика самостоятельно формирует свои органы
государственной власти, управления, осуществляет свое законодательство.
Прокурор Республики Татарстан назначается ее высшим представительным
органом государственной власти, перед которым ответственен и подотчетен
(о его подчинении Генеральному Прокурору Российской Федерации не
упоминается). Государственные символы Республики Татарстан не содержат
реквизитов, прямо свидетельствующих о вхождении республики в состав
Российской Федерации. Заметим также, что сама Российская Федерация
упоминается в Конституции Республики Татарстан только дважды - в ст. 61
(об ассоциации с Россией) и ст. 19 ( о гражданстве Республики Татарстан и
России). Что касается собственности, то права Республики Татарстан на
землю, недра, воды и иные природные ресурсы, а также находящиеся на ее
территории предприятия, кроме ресурсов и предприятий России либо других
государств, также закрепляются за РТ, преимущественно в актах текущего
законодательства Республики Татарстан и указах ее Президента. В конечном
итоге видно, что расхождения в конституционном законодательстве
Российской Федерации и Республики Татарстан в национально-государственном
устройстве более всего касаются реалий государственного суверенитета
Татарстана.
Особенности нового Основного Закона Республики Татарстан
проявляются главным образом в ее структуре и форме, в содержании и
характере взаимосвязи с конституционным законодательством Российской
Федерации и действующим республиканским законодательством.
И все же Конституция 1992г.- Конституция переходного периода. Она
была принята в условиях, когда еще не сложились многие представления об
институтах демократической государственности, практически отсутствовали
полноценные политические партии, идеология общественного развития в
обновляющем социуме, четкое понимание статуса республики и ее места в
системе российского федерализма.



Список использованной литературы:



1. БСЭ, Москва, 1970г., том 3
2. История Татарской АССР, Казань, 1980г.
3. Нурутдинов Ф.Г. «Родиноведение», Казань 1995г.
4. Фахрутдинов Р. Т. «Золотая Орда и Татары», Наб.Челны, 1994г.
5. Имамов В. «Запрятанная история Татар», Наб.Челны, 1994г.
6. Фахрутдинов Р. Т. «Очерки по истории Волжской Булгарии»,

Казань, 1984г.
7. Проект конституции Республики Татарстан.
8. С «Т» от 07.11.92г. выступление президента М.Ш. Шаймиева на сессии
Верховного совета РТ от 06.10.92г.
9. Дневник XII сессии Верховного Совета РТ.







Реферат на тему: Возникновение политического терроризма в России. Убийство Александра II

Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева

Кафедра Отечественной истории и права



Курсовая работа на тему Возникновение
политического терроризма в России. Убийство
Александра II
Работу выполнил студент II курса Группы 2 Г исторического факультета,
политологического отделения Кравченко С.М.

Научный руководитель:
Профессор кафедры отечественной истории,
Доктор исторических наук,
Декан исторического факультета ЧГПУ
Гончаренко Л. Н.



Чебоксары 2001


ОГЛАВЛЕНИЕ

название № страницы
Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Общественное движение в 1861-1866 годах.
Начало революционного террора 6

Глава П. Итоги «хождения в народ». Возникновение
«Народной воли» 15

Глава III. Осуществление покушений на императора.

Убийство Александра II и судьбы

террористов 23

Заключение 31

Список использованной литературы 33



3
ВВЕДЕНИЕ

Проблема политического терроризма в России очень актуальна для нашего
времени. Многие люди уверенны, что такой способ политической борьбы -
порождение современного мира, в котором неожиданно обострились
идеологические и этнические противоречия, а само осуществление
террористического акта стало технически несложным. Но человек, занимающийся
историей, знает, что нашей стране терроризм уже существовал по крайней мере
полтора столетия назад. В самые неблагополучные и политически неустойчивые
годы фанатики самых разных политических движений прибегали к нему как для
дестабилизации общества, так и для политической мести и самоутверждения.
Данная работа посвящена проблеме революционного террора 60-80-х годов
XIX века. Данный исторический период имеет очень важное значение для
дальнейшей истории России и всего остального мира, так как он ознаменовал
собой начало смены типов государственности, смены экономической формации и
смены самого типа мышления. Феодальные пережитки, прежняя самодержавная
политика высших слоев общества, массовое недовольство подавляющей части
населения - крестьянства -все это указывало на необходимость реформ в
стране. Эти реформы произошли: прежде всего отмена крепостного права 19
февраля 1861 года, а также реформы армейская, земская, судебная и
образовательная. Но все эти изменения были явно недостаточными.
Недовольство ими высказывали и крестьяне, и буржуазия, и пролетариат, и
интеллигенция. Естественной реакцией на такую внутреннюю политику стали
выступления недовольных слоев населения, то есть самых активных его частей,
вначале мирные и спокойные. Но дворянство вполне устраивала сложившаяся в
стране обстановка, в условиях которой оно могло воспользоваться благами как
феодализма, так и капитализма. Последовали репрессии. Крестьянские
выступления были жестоко подавлены, земские власти были ослаблены - над
ними был усилен контроль центра. Ужесточилась борьба с диссидентами, то
есть фактически со всей интеллигенцией.
Но такими мерами царское правительство не смогло достичь своей цели -
спокойствия в обществе и возможности постепенного продолжения реформ.
Слишком уж сильны были противоречия между сословиями. Оппозиционная
интеллигенция понимала это и, обозленная «белым» террором, выбрала самый
жестокий и опасный путь борьбы на благо всего народа - революцию,
предворять которую должен был революционный террор, нужный для
дестабилизации обстановки в стране. В конечном итоге основная цель
радикальных демократов была достигнута, революция свершилась. Но произошло
это позже, и тогдашние деятели подполья отношения к ней уже не имели.



В данной работе будут рассмотрены причины возникновения и
идеологических истоков террора в России конца XIX века, определены основные
движущие силы в подпольной деятельности революционных организаций, подробно
описана их история в период с весны 1861 по весну 1881 годов. Автор работы
попытается определить перспективность террора в условиях того времени,
попробует найти положительные и отрицательные стороны террора, его влияние
на изменение политической обстановки в обществе.
Для более адекватного отражения исторической картины в описываемый
исторический период использовалось несколько исследовательских работ по
данной теме. В каждой из них была представлена своя точка зрения, подчас
взгляд на проблему одного автора был абсолютно иным, чем взгляд другого;
порой они отличались на 100 процентов.
Очень хорошо данная проблема была рассмотрена в работе Галина Г.А. и
Эймонтовой Г.Г. «Революционные демократы России середины XIX века». Это
исследование основывается на уверенности в положительном влиянии
революционного террора в России того времени. Такой же точки зрения
придерживается Виленская Э.С., автор книги «Революционное подполье в
России». Обе эти работы были написаны и изданы в советский период в
условиях господства марксистко-ленинской формационной теории, поэтому
борьба с царским режимом рассматривается здесь как положительное явление.
Другую точку зрения представляет Глинский Б.Б. в своем исследовании
«Революционный период русской истории», изданном в 1913 году. Судя по
содержанию, автор был умеренным либералом и довольно жестко оценивал
деятельность революционных террористов, указывая те не менее на
отрицательные стороны политики Александра П.
Точку зрения умеренного монархиста представляет известный историк
С.Ф.Платонов. Он считает, что царское правительство и лично царь виноваты
лишь в затяжке реформ, но этой проблеме Платонов уделяет слишком мало
внимания в своих «Лекциях по русской истории», чтобы можно было опираться а
не при написании этой работы.
Точку зрения, отличную от двух предыдущих, можно найти у других
авторов, таких, как Сахаров А.Н. и Ионов И.Н. Сахаров в своей работе
«История России с древнейших времен до конца XX века» отражает точку зрения
современных авторов на проблему политического терроризма. Основным его
результатом он считает появление в России политических сил правого и левого
толка. «Российская цивилизация и истоки ее кризиса» Ионова вообще говорит о
революционных народниках как о далеких от народа фанатиках, лишь
усугубивших ситуацию в стране.
Кроме исследовательских работ, во время написания использовались
источники - в основном выписки из статей



политических деятелей и официальных документов. «Архив «Земли и воли» и
«Народной воли» был основным источником. Все авторы исследовании по данной
теме пользовались одними и теми же документами, многие источники помещались
прямо в их работах или в приложениях к ним.
По мнению автора работы, источники и авторские исследования дают ему
возможность для хорошей подготовки к исследованию проблемы. Благодаря
разнообразию точек зрения, автор работы вполне может составить свою и
делать выводы, исходя из имеющейся у него информации.



ГЛАВА I
Общественное движение в 1861 - 1866 годах. Начало революционного
террора

Реформа 19 февраля 1861 г. не дала крестьянству не необходимого
земельного обеспечения, не действительной свободы. Это понимали и люди,
проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал:
«Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его
обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв
крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места
были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в
деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или
ослушания»!.
Правительство Александра И верно оценила обстановку. Крестьяне,
разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили.
Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление
народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была
появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г. Сам император Александр в
своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны
властям и помещикам»2. Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной
подчиненности крестьян местным чиновникам. Крестьяне просто не могли
поверить, что именно император инициировал такую реформу. Ответом народа на
результаты «свободы» стало движение Антона Петрова, который провозгласил,
что «воля» была объявлена еще в 58 г., но сокрыта помещиками. «Вся земля
принадлежит крестьянам, а помещикам остается только одна треть»3 - говорил
Петров на следствии. Это движение не носило анти-царского характера, а было
направлено против дворян-землевладельцев. В апреле 1861 движение было
подавлено войсками генерала Апраксина.
Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что
верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными
предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и
Петрова. Выступая лишь против помещиков-«хозяев», крестьяне чаще всего
ограничивались своими «барами», не объединяясь

1. Ю.В.Самарин, Ф.В.Дмитиев. Революционный консерватизм. -

Берлин, 1875.( цит. по : Галин Г.А., Эймонтова
Г.Г.

Революционные демократы России середины XIX века. - М.:

Книга, 1972.- 30 с.)
2. А.З.Попельницкий. Первые шаги крестьянской реформы. -

М.,1911.(тамже.-30с.)
3. Бездненское восстание 1861 года, - Красный архив, 1929. (там

же.-31 с.)
с другими подобными бунтами. Потому крестьянские движения не могли, да и не
хотели, создать угрозу режиму.
Но для революционно-демократических кругов того времени массовые
волнения крестьян стали знаком к началу активных действий. Увидев явную
неудовлетворенность реформами, Н.П.Огарев в своей статье, опубликованной в
«Колоколе», отреагировал: «Старое крепостное право заменено новым! Вообще
крепостное право не отменено. Народ царем обманут!»! Н.Г.Чернышевский в
своей знаменитой прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей
поклон» писал «...в вечную кабалу вас помещики взяли...» 2
Прогрессивная молодежь встретила крестьянское движение с восторгом, а
после подавления ответила всеобщим возмущением. 16 апреля 1861 г.
состоялась известная панихида казанских студентов по жертвам расстрела
крестьян в Бездне. Это движение указывает на явную связь кругов
революционной интеллигенции и крестьянской борьбой против обманной воли.
Известно, что немедленно после обнародования реформы 19 февраля
реакционная направленность правительственной политики заметно усилилась. В
апреле 1861 г. жена известного либерального деятеля Милютина, сообщая в
частном письме об удалении с постов Ланского (министр внутренних дел) и
Милютина, писала, «...что сделалась очевидна и неминуема эпоха реакции. »3
Последовавшие репрессии были направлены прежде всего против студенчества.
Основной целью стало желание «ограничить наплыв в университеты бедняков».
Давление, оказываемое на студентов, вылилось в стихийные протесты, апогеем
которых стала демонстрация 25 сентября 1861 г. в Петербурге. Требования
ослабления давления было предложено попечителю. В результате другой акции
12 октября 1861 г. несколько сот человек было арестовано и заключено в
Петропавловскую крепость. После этого студенческие беспорядки утихли.
Таким образом, в первые пореформенные годы ситуация в стране приобрела
революционный характер. Явное недовольство крестьянства,

1. Огарев Н.П. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1949.

-Т.1.478с.
2. Чернышевский Н.Г. Сочинения. - М.: Политиздат, 1945-1947. -

Т.2 32 с.
3. Трубецкая В. Кн. В.А.Черкасский и его участие в разрешении

крестьянского вопроса. - М.:1904. ( цит. по: Глинский Б.Б.

Революционный период русской истории. - СПб.:Новое время,

1913.-12 с.)



опала либералов, жестокое давление на прогрессивные круги интеллигенции
свидетельствует о возросшей напряженности. Духовные протесты и вполне
материальные бунты побудили царское правительство к усилению давления на
все слои общества. Это имело важное значение для развития последующего
революционного движения. Во-первых, началось явное размежевание
крестьянства и интеллигенции; основой будущего раскола стало несоответствие
политических целей: крестьянство наивно продолжало верить в «доброго» царя.
В то же время революционная интеллигенция требовала коренного изменения
самой сути государства, изменения общества и социального строя, хотя в
радикальных кругах и не было единого мнения по поводу целей и средств
революции. Во-вторых, в условиях жестких репрессий проявилась тенденция к
появлению нового для России способа борьбы между классами - террора. До
реального его проявления было еще далеко, но подобные настроения в обществе
уже присутствовали. Об этом свидетельствует известная прокламация
Н.В.Щелгунова «К молодому поколению»!. Обращение было написано между мартом
и маем 1861 г. В нем были написаны также порочащие царя слова: «Государь
обманул чаяния народа - дал ему волю ненастоящую». Шелгунов требует
уничтожения переходного состояния «освобожденных» крестьян и «немедленного
выкупа всей личной собственности» при участии всех сословий страны. «Мы бы
не хотели, чтобы дело доходило до насильственного переворота. Но если
нельзя иначе. Мы не только не отказываемся от него, но мы зовем охотно
революцию на помощь к народу». «...Если же для осуществления наших
стремлений - для раздела земли между народом пришлось бы вырезать сто тысяч
помещиков, мы не испугались бы и этого».- пишет Шелгунов. В то же время он
призывает не верить и не уповать на власть: «...не переносите своих
благородных чувств на ватагу негодяев».
По мнению автора работы, точное следование указаниям прокламации
приводит убежденного революционера к усвоению сектантско-фанатических
принципов, явно проявившихся позже в работах Нечаева и Бакунина, а затем и
в программных документах «Земли и воли».Составляется образ замкнутой
группы, ставящей своей целью борьбу за абстрактный идеал. Призыв к убийству
«ста тысяч помещиков» - что это как не призыв к террору? Одновременно
Шелгунов ссылается на народ; но он не принимает во внимание реальные чаяния
народа, не задумывается о глубоко христианском мировоззрении крестьян.
Разубедить крестьянство в добрых намерениях царя было

1. Щелгунов Н.В. Воспоминания. - Прага: 1889.( цит. по: Галин Г.А.,
Эймонтова Г.Г. Революционные демократы России середины XIX века. -М.:
Книга, 1972.-33 с.)


невозможно. Поэтому революционер Шелгунова - боец-одиночка, не имеющий
поддержки масс. В конце воззвания были строки: «Ищите вожаков, способных и
готовых на все, и да ведут их и вас на великое дело, а, если нужно, то и на
смерть за спасение отчизны, тени мучеников 14 декабря!»
1862 год был годом перелома в политическом обострении 69-х годов.
Революционная ситуация еще не была исчерпана, но ее кульминационный момент
оказался уже пройденным, хотя многие участники революционных движении еще
не сознавали этого. В несколько раз сократилось число крестьянских
восстаний. Революционные силы в течение первой половины 60-х сильно
страдала от преследований со стороны правительства.
Еще более радикальная, чем прокламация Шелгунова, прокламация
П.Г.Заичневского «Молодая Россия» наделала много шуму в кругу радикальных
разночинцев. Отрицая «конституционность мнения» и «отвращение от
кровопролитных действий», Заичневский провозгласил в своем обращении: «Мы
будем последовательнее не только жалких революционеров 48-го года, но и
великих террористов 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для
ниспровержения современного порядка приходиться пролить втрое больше крови,
чем пролито якобинцами в 90-х годах». Это уже откровенный призыв к началу
революционного террора. В случае успеха революции, которая предполагалась
как крестьянская, «Молодая Россия» настаивала на введении диктатуры и
«других оснований экономического и общественного быта».1. Отзыв о
прокламации в демократических кругах был нелестным, но поддержка среди
студенчества и мелкого чиновничества ширилась.
Появление прокламаций почти совпало с петербургскими пожарами в мае
1862 года. Либерал Кавелин в своем письме к Герцену безаппеляционно
утверждал: «Что пожары в связи с прокламациями - в этом нет теперь ни
малейшего сомнения!»2. Подобные слухи ходили по Петербургу, и этим
воспользовалось правительство: в тот же момент было создана особая
следственная комиссия для борьбы с «крамолой». Она произвела аресты видных
политических деятелей Н.Г.Чернышевского, Н.А.Серно-Соловьевича,
Д.И.Писарева и др.Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а
также многие интеллигентские кружки.

1. Козьмин Б. К истории «Молодой России»; Каторга и ссылка. -

М.:1930.-№5.52-53 с.
2. Письма К.Д.Кавелина и И.С.Тургенева к А.И.Герцену. - Л.: 1950. - 57

с.



Вопрос о причине пожаров, повлекших за собой столь важные последствия,
в истории остается открытым. Вполне возможно, что они были инициированы
террористами. В таком случае активный террор следует считать начавшимся уже
в 1862 году. Если считать пожары террористическими актами, то их результат
можно считать отрицательным. После пожаров усилились репрессии против левой
интеллигенции.Тем не менее в таких жестких условиях в стране появилась
новая сильная левая организация, получившая название «Земля и воля».
Попытки создать «подземное» общество внутри России предпринималась Серно-
Соловьевичами, Слепцовым еще в конце 1861 года. Реальные действия
организации начались весной 1862 , когда во главе ее стали братья
Соловьевичи, А.А.Слепцов, Н.Н.Обручев и В.С.Курочкин. Комитеты были созданы
в Астрахани, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде и Твери. Эта организация не
имела разработанной идеологии. В основном в своих политических лозунгах
землевольцы делали упор на «народ русский» и передачу земли крестьянам без
выкупа. Для реализации своих планов они требовали созыва Земского Собора,
где были бы представлены все

Новинки рефератов ::

Реферат: МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (История)


Реферат: Анализ добывных возможностей скважин оборудованных УШГН, Павловского месторождения (Технология)


Реферат: Great Britain and Kazakhstan (Иностранные языки)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Гражданская война в США (История)


Реферат: Конфликт и стратегия поведения (Психология)


Реферат: Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети (Банковское дело)


Реферат: Автоматизация неразрушающего контроля на сложных технологических объектах (Программирование)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Бабель (Литература : русская)


Реферат: Алкоголизм как вид девиантного поведения (Социология)


Реферат: Исковые средства защиты (Гражданское право и процесс)


Реферат: Правовое государство : сущность и основные черты (Теория государства и права)


Реферат: Учет производственных запасов (Аудит)


Реферат: Физики продолжают шутить (Физика)


Реферат: Книга (Педагогика)


Реферат: Гитлер и тоталитарная Германия (История)


Реферат: Правопреемство в международном праве (Контрольная) (Международное публичное право)


Реферат: Комплексный проект урока (Педагогика)


Реферат: Защитные формы альтруизма (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист