GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Сущность и функции трудовой мотивации (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сущность и функции трудовой мотивации (Социология)


Лекция. Социология управления.
Сущность, функции и модели трудовой мотивации.
Для того, чтобы подключить человека к решению той или иной задачи,
надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И
только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение
сложных и сверхсложных задач.
Исследование трудового поведения с позиции социологии управления
исходит из понимания его как процесса, определяемого взаимодействием
внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы,
имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом мотивации
трудового поведения.
К структурным элементам процесса мотивации относят потребности,
интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы,
мотивы. Процесс формирования этих внутренних побудительных сил трудовой
деятельности понимают как мотивацию трудового поведения.

Сущность мотивационного процесса реализуется через присущие ему
функции:
. Объяснительно обосновывающая, аргументированная целесообразность
поведения субъекта.
. Регулятивная, блокирующая одни действия и разрешающие другие.
. Коммуникативная, объясняющая прогнозирующая общение в сфере труда.
. Социализации, путем осознания своей социальной роли в микро и макросреде
в трудовом коллективе.
. Корректирующая, как механизм уточнения старых и формирования новых
идеалов, норм, ценностных ориентаций.
Научное объяснение механизма реализации этих функций в процессе
мотивации осуществляются, исходя из той или иной научной теории (концепции)
мотивации труда.
Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые промела
мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что
людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление
людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит рассматривал
мотивацию предпринимателей и а не рабочих.
Этот пробел восполнен Ф.У. Тейлором. Создатель (НОТ) утверждал, что
рабочим свойственны только инстинкты удовлетворения потребностей
физиологического уровня, поэтому их можно “приводить в действие” с помощью
элементарных стимулов, поскольку рабочими управляют только инстинкты
удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно
“приводить в действие” с помощью элементарных стимулов.
Труд не предусмотрен биологической природой человека, поэтому каждый
работает только по необходимости, т.е. работать по меньше, получать по
больше. Принудительная сила администратора - главный мотор производства и
главная мотивация к труду. Повременная оплата труда не позволяет работнику
распоряжаться своим временем, администрация же задает темп труда, запрещая
самовольные остановки и перерывы. Избыток рабочей силы, неполная занятость
явились мощным стимулом повышения производительности труда.
В 50-60-х годах гуманистическое направление, возникшее в 30-х годах
в управлении ( Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо с его Хортонскими
экспериментами) было обогащено исследованиями А. Маслоу, Г. Олпорта, К.
Роджерса и др. Мотивация становится важнейшей функцией управления.
Наиболее популярной из теорий мотивации является концепция А. Маслоу.
Научные концепции мотивации описывает их в своей работе югославский
ученый Д. Маркович.
1. Теория иерархических потребностей А. Маслоу, согласно которой
человеческое поведение определяется потребностями двух видов: базисные и
производные. Последние равны друг другу, а базисные расположены в
порядке от “низших” к “высшим”. Причем потребности более высокого
уровня актуализируются для индивида после удовлетворения предыдущих
уровней. Иерархия потребностей может быть представлена следующей схемой.
2. Физические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании,
физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и др. Важнейший стимул к
их удовлетворению - деньги, т.е. перспектива экономической
состоятельности, жизни без материальных лишений. Сегодня для многих из
нас значимо материальное стимулирование - высокий заработок, который
обеспечивает достойное существование.
3. Экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего
существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий
жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности
окружающего человека социума и т. д. Этим потребностям отвечают такие
стимулы как гарантированная работа, социальное страхование, пенсионное
обеспечение.
4. Социальные потребности - в привязанности, принадлежности к коллективу,
общении, заботе о др., внимании к себе, участии в совместной трудовой
деятельности . Элтон Мэйо в свое время отрыл такую характеристику
личности как социабельность. Человеку трудно пережить период
безработицы, уход на пенсию.
5. Престижные потребности - в уважении со «стороны значимых» других,
служебном росте, статусе, престиже и признании. Мало чувствовать
собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде
уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей.
6. Духовные потребности - потребности в самовыражении через творчество.
Предполагается, что каждый человек стремиться реализовать свой
потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти свое место в жизни.
Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные,
которые филогенически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенически,
по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия
индивида, следуют друг за другом. Первые два типа Маслоу называл
первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При
этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных
(низших) вторичными (высшими). Но удовлетворение не выступает мотиватором
поведения человека: голод движет человеком пока он не удовлетворен.
Очевидно, что сила воздействия потребности (ее потенциал) есть функция от
степени ее удовлетворения.
2. Теория потребности в достижении результатов (Д. Мак Клелланд)
объясняет желание человека работать в соответствии со степенью развитости у
него потребности добиваться успеха.
3. Двойная теория мотивации (Ф. Херцбергер), согласно которой у
индивида имеются две системы (иерархии) потребностей:
. гигиенические факторы, связанные с условиями труда;
. мотиваторные, связанные с “внутренними потребностями: успех, содержание
труда, ответственность, самостоятельность в работе.
Гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают
к производительной работе мотиваторы.
Теория справедливости или общественного сравнения, согласно которой
трудовую активность человек повышает, сравнивая свой вклад и отдачу от
труда с аналогичными показателями других.
4. Теория ожидания (оценки) исходит из того, что мотивационные усилия
достижения успеха индивида формируются на основе высокой ценности
результатов деятельности в будущем.
5. Интересна и “теория Х” и “теория У” (Д. Макгрегор), согласно которой
нужно отказаться от теории Х, считающей, что ведущий мотив труда - угроза
лишить индивида возможности удовлетворить материальные потребности.
Будущее за теорией У, предполагающей, что человек при соответствующих
условиях стремиться к творчеству и ответственности в сфере труда.
Рассмотренные теории мотивации служат основой для выработки
мотивационных моделей, как совокупности подходов и практических мер,
построенных на определенных на определенных предположениях и взглядах.
К наиболее важным мотивационным моделям относятся:
Традиционная модель. Она основана на понимании природы человека.
Которому труд отвратителен. Для большинства людей важнее, сколько им
заплатят, чем то, что они делают.
Модель человеческих отношений. Она основывается на предположении, что
желание быть полезным и признаваемым группой для индивида важнее, чем
деньги.
Модель человеческих ресурсов. Она исходит из посылки, что большинство
людей могут относиться к труду творчески и готовы самосовершенствоваться
в нем в большей мере, чем требуется условиями производства. Эта модель не
пренебрегает денежной мотивацией, признавая важность и других мотивов.
Применительно к нашему обществу модели мотивации можно рассмотреть
следующим образом.
Для до перестроечного периода с жесткой плановой организацией труда,
государственной собственностью, уравнительным поводом наиболее адекватным
можно считать взаимодействие двух концепций : справедливости и ожидания.
С одной стороны, ориентация на достижение в результате социализма
социальной справедливости для всех трудящихся делала ведущим принцип
общественного сравнения достижений в труде, а также соответствующего
вознаграждения. На такой подход было сориентировано и социалистическое
соревнование, а также движение ударничества.
С другой стороны, общим для всех сфер трудовой деятельности длительное
время служил мотив труда во имя построения светлого будущего. Именно
огромная ценность конечного результата труда не только для самих
работающих, но и для их детей, грядущих поколений служила мотивом труда.
Реализовывалась теория ожидания с неограниченно далеким будущим, с
недосягаемыми результатами деятельности. С течением времени и отсутствием
результатов подход к мотивации труда утратил свою эффективность.
В соответствии с такими концепциями сформировалась определенная
модель трудовой мотивации, в отличие от рассмотренных выше, основывалась
на идее, что ведущим мотивом, побуждающим к труду может служить желание
реализации идеологических целей -победы социализма. Материальные мотивы
вытесняли прессингом идеологической обработки. Труд утратил роль мотива.
Цель разработка адекватной модели трудовой мотивации.
Мотив - одно из фундаментальных понятий, используемых в социологии для
описания и анализа сферы побуждения индивида к деятельности. Побуждение к
деятельности вообще связано с потребностно-мотивоационной сферой. Как
известно, потребности суть объективные характеристики человека как субъекта
потребления благ, необходимых для его воспроизводства, функционирования и
развития, именно социальных потребностей.
Мотив является критерием выделения отдельных видов деятельности:
учебной, трудовой и др. Конкретная деятельность может соответствовать не
одному мотиву, а сразу нескольким, т.е. быть полимотивированной. Благодаря
связи с потребностью, мотив выполняет функцию побуждения человека к
активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их
достижения.
Мотивы различаются по следующим критериям:
n значимость для жизни и развития субъекта;
n социальная адекватность;
n место в иерархической структуре потребностно-мотивационной сферы;
n источник побуждения к решению определенной задачи;
n отношение к сознанию.
По мнению отечественных социологов к добросовестному труду побуждают
следующие мотивы:
n увлеченность профессией, своим делом;
n ориентация на получение максимального материального вознаграждения;
n осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально
привлекающей работника.
С точки зрения западных специалистов (Вудкока и Фрэнсиса), мотивами
эффективного трудового поведения являются:
n Рабочая среда. Рабочая среда оказывает мощное влияние на работника,
поэтому организациям не стоит жалеть средства и усилий на создание
благоприятной обстановки для работающих.
n Вознаграждения. Вознаграждение сейчас обычно включает не только зарплату,
но и много других выплат, а также выходные дни и особенно дополнительные
выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили и
др.
n Безопасность. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием
работы, с отсутствием неуверенности в завтрашнем дне, с признанием и
уважением окружающих, принадлежностью группе и др.
n Личное развитие и профессиональный рост. Сейчас происходит эволюция
взглядов менеджеров на отношение к личности. Ранее главное внимание
уделялось повышению квалификации работников, теперь - развитию
человеческих ресурсов, а в фирмах и на предприятиях создаются
соотавествующие службы. Признается, что вклад в личностное развитие
работников имеет и экономическое и гуманитарное значение.
n Чувство причастности. Это чувство присуще каждому работнику, он хочет
ощущать свою необходимость организации. Сюда можно отнести: владение
информацией, консультации, совместное принятие решений и коммуникация.
n Интерес и вызов. Часть людей ищут работу в которой содержался бы “вызов”,
которая требовала бы мастерства и не была слишком простой. Даже чисто
исполнительские работы надо стремиться превратить в интересные,
приносящие удовлетворение. Интересные проекты, развивающий опыт,
возрастающая ответственность, обратная связь с продвижением к цели.
Материальная заинтересованность основной стимул трудовой активности,
но срабатывает не всегда ( иногда важнее иметь больше свободного времени,
более комфортные условия труда, менее напряженный труд. Удовленность
работников заработной платой зависит не столько от ее размера, а столько
справедливостью в оплате труда.
Социальная значимость труда включает в себя понимание общественного
значения выполняемой работы. В данном случае важно, как относится к
работнику руководитель, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят
ли в организации добросовестный труд.
Авторы книги Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. 15 признаков
мотивирующей организации труда.
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Люди хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.
3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать свои способности и свою
значимость
4. Каждый стремиться выразить себя в труде.
5. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить
свою работу, ее организацию.
6. Каждый сотрудник знает, как важен его труд для общего успеха.
7. Каждый человек стремиться к успеху. Успех - это реализованные цели.
8. Успех без признания приводит к разочарованию (необходимо признание и
поощрение - материальное и моральное).
9. По тому, каким способом, в какой форме и как быстро сотрудники получают
информацию, они могут судить, какова их реальная значимость в глазах
непосредственного руководителя.
10. Люди негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их
работе и рабочих местах применялись без учета их знаний и опыта.
11. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Рядовому
работнику она важнее, чем руководителю.
12. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени
самоконтроля (контроль со стороны не приятен).
13. Повышение требования дают шанс для дальнейшего развития, воспринимаются
гораздо охотнее, чем заниженные.
14. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные ими
результаты приводят к тому, что их загружают еще больше, особенно, если
это не компенсируется материально (так “убивают” инициативу).
15. Имеется свободное пространство для инициативы в организации
производства, для индивидуальной ответственности работников.
Стимулирование.
Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение работника
опосредовано через его мотивацию. При стимулировании побуждение к труду
происходит в форме компенсации за трудовые усилия. Воздействие через
стимулы обычно оказывается сильнее прямого воздействия, но по своей
организации оно сложнее последнего.
В социологии подход к трудовому стимулированию состоит в выделении и
сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой - системы
мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направлены эти стимулы.
В той мере, в какой согласуются встречные потоки стимулов и мотивов,
будет эффективным и стимулирование, и, наоборот, их рассогласованность
снижает эффект стимулирования. Следовательно, одной из важных
управленческих задач является обеспечение такого воздействия стимулов на
мотивы (потребности), которое вызывало бы наиболее целесообразное для
организации трудовое поведение работников.
При выборе способов стимулирования целесообразно учитывать положения
Ф.Херцберга, доказавшего, что в организации действуют не только стимулы, но
и антистимулы. Ф. Херцберг полагал, что возможности работников не всегда
соответствуют возложенным на них функциям. Многие люди занимаются
неинтересным для себя делом.
Учитывая это, следует не человека подстраивать под работу, а работу под
человека. Так, если талантливому сотруднику предоставляют рутинную работу,
то она его не удовлетворит никогда и прибавка к зарплате вряд ли что-нибудь
изменит. Борьба с антистимулами возможна в следующих формах:
n варьирование продолжительности рабочего дня;
n изменение методов и форм оплаты труда;
n участие в прибылях и т.п. ( в определенной мере формы борьбы с
антистимулами представлены).
Дисгармония, несоответствие между возможностями исполнителя и
требованиями, которые к нему предъявляет производственный процесс
(независимо от того, завышены они или занижены), являются своеобразным
регулятором в установлении стимулирующих уровней. Если этого не учитывать,
то отдача от работника будет неполной, более того, это может негативно
отразиться на его здоровье.
При выборе той или иной системы стимулов следует не только иметь в виду
“качество работы” (сложность труда) и ее соответствие работнику, но и
помогать самим людям адекватно оценивать свои профессиональные возможности
в различные периоды жизни. В связи с этим отметим прежде всего так
называемый феномен средины служебной карьеры ( в разных организационных
культурах этот феномен возникает в различном возрасте - от 35 до 50 лет).
В социологии этому существует еще одно название “кризис сорокалетних”.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис
исследовали стадии деловой жизни. Деловая жизнь человека включает пять
этапов:
1) период начальной карьеры - вхождение в организацию, обретение своего
места в ней (20-24 года);
2) этап, когда человек стремиться завоевать признание в организации (около
30 лет);
3) этап достижения высокого профессионализма, упрочения занимаемого в
организации положения (35-40 лет);
4) этап переоценки своих достижений, возможных сомнений в правильности
жизненного выбора (около 50 лет).
5) стадия мастерства, стремления к благополучию всей организации (после 50
ти выхода на пенсию).
(Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., С. 119.)
Здесь представлен усредненный путь менеджер.
Финские исследователи (Т. Санталайнен и др.) обращают внимание прежде
всего на следующие:
. стремление к цели с учетом условий сегодняшнего дня;
. возложение на себя основной ответственности за свою жизненную мотивацию;
. осознание того, что организация и люди развиваются проходя через кризисы;
. понимание того, что мотивация к работе - это только часть мотивации к
жизни.







Реферат на тему: Сущность, структура и функции семьи

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ



РЕФЕРАТ

ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА: Сущность, структура и функции семьи



Работу выполнил
***



г. ***, 1999 г.


ПЛАН РЕФЕРАТА

1. Сущность, структура и функции семьи
2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
3. Роли отца и матери в семье
4. Общение в семье
5. Развод
6. Заключение



Сущность структура и функции семьи
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма
организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных
связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями
и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее
хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения
людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы
и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от
уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура
общества, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет
собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не
только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения
между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или
между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом
поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-
потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная
функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей
страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем
или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000
человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют
треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения
России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по
причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности с позиций
тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями,
перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего
населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе
увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего
бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт
общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются
отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не
исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое
отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-
психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима
питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг
происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.,
это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе
(путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и
каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее
членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных
отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют
авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и
демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и
эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее
положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов
поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,
когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был
хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число
женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении
семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны
это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с
другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а
эмоциональные стороны межличностных отношений.

Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной
организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и
полигамию. Моногамная семья – это семья, где на одного мужчину приходится
одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В
зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.
Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья,
представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.
Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из
детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и
более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих
супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную
семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие
детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских
пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.
Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения
Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и
Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три
региона: с преобладанием малых семей (Прибалтийские страны, Украина и
большая часть России); с преобладанием средних семей (Белоруссия, Грузия,
Молдавия); с преобладанием больших семей - страны (Средней Азии, Армения,
Азербайджан).
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл
семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи,
т.е. вступление в первый брак; начало деторождения (рождение первого
ребенка); окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое
гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);
прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Роль отца и матери в семье
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье.
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать
мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает
о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром
подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в
брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в
семье.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще
семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно
упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных
квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд
почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже
работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских
вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость
мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства
или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В
практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после
его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома,
избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии,
недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно,
но, не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается
несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-
настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые
люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у
мужчин с развитым духом собственника, которые хотят иметь наследников, свое
продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и
школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит
мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к
тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость,
замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны
восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае
воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из-за уменьшения
уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и
обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи
родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д., вот
первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как
доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает
детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи
детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом
копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру
разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как
крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к
противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись,
считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец
отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных
семьях, увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает
успеваемость.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим
институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию
детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он
ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие
дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. - это, прежде всего
обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на плечи жены: и хозяйство, и
бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию
детей и домашним делам.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.
Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок
отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось
психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором
эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли
«мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку
с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки
относились, как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться.
Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо
обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что
не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян,
выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких
нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила
голову. Они не обращали внимания на то, что малышу плохо, тогда как в стаде
в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других
обезьян. У тех животных, у которых в роли матери был неодушевлённый
предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся
врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как
оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло, её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки
душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным
влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать
опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате?
Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет,
стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что домашняя
средняя нагрузка женщины в два раза больше домашней средней нагрузки
мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой
нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день – на производстве
и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно
сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.
Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим
напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье обязательно нужны
и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и
чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и
побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Общение в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и
женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение
в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их
взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр
общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе,
домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя
обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой,
и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их
взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера
являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных
взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими
огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не
скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего
только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через
противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно
понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю,
что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует
напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».
В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из
которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного
трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких,
дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать,
делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может
получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми.
Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и
несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В
результате это способствует разрушению семьи.
Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу.
Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.
Очень важно чаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу,
добрые слова.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим
последствиям. Психологами установлено, что существует связь между
супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие
взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к
ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению
работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью.
Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость,
уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение
признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким
образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети.
Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка.
Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в
возрасте 2-х месяцев при виде матери он улыбается.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного
развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями,
характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной
чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в
общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем
с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых
детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с
матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие
духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В
таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с
другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях.
Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к
полноценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей
способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают
характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит
и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Развод
В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на
развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно расторгалось
примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего
количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом,
соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот
показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так
в больших городах разводы происходят чаще, чем в сельской местности.
Наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны
патриархально-религиозные традиции - это среднеазиатские и кавказские
республики.
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут
компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 %
женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается
количество неполных семей.
Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от
зла. Для того, чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг
вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как
изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми?
Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу
разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не
зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь
небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ
разведённых.
По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе
женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама
может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга
порой говорит: «Почему я должна ему подсказывать?» или «Почему он сам не
может догадаться?». При этом женщина не задумывается, что она сама во
многом не идеальна. Она считает, что достойна совершенного мужчины.
Воображение рисует ей такой совершенный идеал, который в реальной жизни и
не встречается.
Слов нет, что муж алкоголик - несчастье для семьи, жены и детей.
Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи,
не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего
необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.
Но ведь не всегда пьяница - муж был пьяницей. Ведь были же сначала
встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была
жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа?
Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать
ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может
причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.
Кроме пьянства причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть
- измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим
поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не
терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.
Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена
жены или его любовь к другой женщине.
Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является
неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов
наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни
молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые
старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.
Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к
способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых.
Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому,
что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака
существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов
не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка
стимулирует развод.
Причиной развода может послужить нежелание одного из супругов иметь
ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.
Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в
одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда
удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели
бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли
одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик
сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем
женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних
женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что
разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.
Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом
очень тяжело переживают его последствия.
В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем
больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод
сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям
наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают
родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не
многие понимают, к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в
его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей.
Они мало при этом думают о судьбе своих детей.
Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или
матерях. Вина за то, что дети остаются без отца, лежит на обоих родителях.
Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные
стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности
денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а
детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь
теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём,
приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.
Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность
воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В
жизни часто случается, когда «блудный муж» возвращается к своей жене и
детям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что, мол, если он
изменит своё поведение к лучшему, то приму. Иногда, даже, может произойти
обратная ситуация, когда муж прощает измену жене, если его стремление к
спокойной семейной жизни оказывается сильнее его «эго». В глубине души
каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде
всего самим людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию,
преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье.
На государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать
и расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-
психологическую службу помощи семье и одиноким людям.



Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью
общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и
материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей,
которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой
связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная
функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,
уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким
будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество,
построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом
случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных
факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в
семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых
является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы,
которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в
семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо
пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от
общества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986
2. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО Ю.П. «Социология», М., 1990
3. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985
4. ХАРЧЕВ А.Г., МАЦКОВСКИЙ М.С. «Современная семья и её проблемы
М.,1978






Новинки рефератов ::

Реферат: Биотехнологии (Биология)


Реферат: Стратегический менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Демократические выборы (Политология)


Реферат: Лесные пожары - реферат (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: География ислама в современном мире (Религия)


Реферат: Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая ответственность (Контрольная) (Экологическое право)


Реферат: Товаропроводящая система (ТПС) (Менеджмент)


Реферат: Двоякодышащие рыбы (Биология)


Реферат: Возникновение жизни на земле (Биология)


Реферат: Обзор методов и способов измерения физико-механических параметров рыбы (Биология)


Реферат: Казахстан в годы ВОВ (История)


Реферат: Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия (Аудит)


Реферат: ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Педагогика)


Реферат: Социальное обслуживание лиц, с вредными условиями труда (Социология)


Реферат: Конфликтология и её применение в сфере управления (Психология)


Реферат: Вред и польза химии (Химия)


Реферат: Нефть: происхождение, состав, методы и способы переработки (Технология)


Реферат: Батареи и элементы питания (Аккумуляторы) (Технология)


Реферат: Биография и труды Аверроэса (Исторические личности)


Реферат: Мировое лесное хозяйство (Предпринимательство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист