GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Биологические факторы формирования личности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биологические факторы формирования личности (Психология)



СОДЕРЖАНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ 5

3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 8

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28


ВВЕДЕНИЕ.



Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории
человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой
человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое
множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до
сих пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много
различий.
Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда
значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов
людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух
однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не
делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что
объединяет представителей человеческой расы.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются
одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе
обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки
зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее
врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом
играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные
внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это
некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно,
что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на
многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти
все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается
в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это
фактически означает признание того, что личностные качества и свойства
человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то
есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления
личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних
и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к
определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для
каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают
генетические, биологические и физические факторы.
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой
личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие
личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные
задачи:
. определить влияние на развитие личности человека таких
биологических факторов как наследственности, врожденных
особенностей, состояния здоровья;
. в ходе теоретического анализа педагогической, психологической
литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы
оказывают более весомое влияние на формирование личности:
биологические особенности или ее социальный опыт.


ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ


Слово «личность», как и многие другие психологические
понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими
терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?»,
необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«личность», «индивидуальность», «индивид».
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное,
наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой
стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и
взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как
общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической
природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же,
наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет,
это не личность».
Индивидуальность – это личность конкретного человека как
неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – единичный представитель человеческого рода,
конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества:
разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае
употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке
вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических
факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия
социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае
рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного
состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития
индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Одни ученые считают, что психика человека биологически
обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например:
характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится
в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и
формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном
обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание
биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную,
естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие
природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического
развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы
на этой основе стало возможно формирование психических особенностей
человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее
человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен
случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в
волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой),
которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о
нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и
снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-
видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих
случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни
ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по
деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки;
отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими
растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду,
кусались, выли, спали на голом полу.
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает
то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания
природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как
отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют
собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе
как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.
Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с
другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может
считаться личностью.
У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат,
но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же,
непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что
человек – существо биологическое и социальное.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ


Слово «личность» употребляется только по отношению к
человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не
говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже
индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не
рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка,
хотя он многое приобрел из социального окружения.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно
как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела
отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя
проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Процесс развития осуществляется как совершенствование
человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое
развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука,
но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных
способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые
материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую
особь, индивида, личность.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих
родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему
присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную
биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его
индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично
претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических
процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой,
внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для
реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются
по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако
каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее
развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества,
от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого
маленького человека.
Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по
наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические
особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые
болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому
человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать
свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности
и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии
вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие
внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней
диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных
пороков развития.
Черты биологического наследия дополняются врожденными
потребностями человеческого существа, которые включают потребности в
воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если
социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми
обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет
индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов
общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять
биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном
опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая
наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура,
ни социальный опыт не передаются с генами.
На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность
существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно
микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время
приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет
ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым
преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века
доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того,
что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую
наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.
Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он,
во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность
ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических
потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору
создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей,
которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е.
неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются
основные биологические признаки человека (способность разговаривать,
работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от
родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд
рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый
И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял
наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма
человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от
особенностей высшей нервной деятельности.
Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он
является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры
характера.
Темпераментом называется совокупность устойчивых,
индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих
динамические особенности его психических процессов, психических состояний и
поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.
В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах
человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных
особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что
соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и
часть физиологии человека, то есть одновременно являются и
психологическими, и физиологическими.
Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах
человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на
самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто
природную личностную особенность человека, основанием считать его именно
личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят
действия и поступки, которые совершает человек.
Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его
определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека
имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде
всего, динамику психической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит
очень образное сравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки:
одну – спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой
едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков,
бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная
противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит,
клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях
течения) психической жизни разных людей».
Согласно учения И. П. Павлова индивидуальные особенности
поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий
в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и
соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.
И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и
торможения:
1. силу процессов возбуждения и торможения;
2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3. подвижность процессов возбуждения и торможения.
Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены
в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от
сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и
торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.
По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и
слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою
очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных
неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных
уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость
нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком,
который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого
типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности
нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной
деятельности.
И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими
типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом,
темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении
человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов
выглядит следующим образом:
1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) –
сангвинический темперамент;
2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) –
флегматический темперамент;
3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный»
тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент;
4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент.
Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или
неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель
слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших
достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая
нервная система высокочувствительная нервная система.
Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство
нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием
условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие
поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик
человека – определяет подвижность его психических процессов, их
устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его
убеждений, ни моральных устоев.
Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей,
следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов
темперамента у большого количества современных людей показало, что
соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы
темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют
от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных
типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось,
что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу
темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у
них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты
характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот,
лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться
эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на
базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие
труднее.
Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность,
последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику?
Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться
на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.
Как было сказано выше, И. П. Павлов открыл три основных
свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для
того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные
психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что
нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в
конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека
имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и
еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое
свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на
стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью –
медленная откликаемость нервной системы.
Кроме того, исследования, приведенные этими учеными,
обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными
наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной
системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной
системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например
отдельным нервным клеткам.
В связи с этим картина о природных основах типов
темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип
темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы)
стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца
прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки
сходятся в следующем.
Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека
определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых
говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается,
что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за
общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными
предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что
один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в
общении с людьми разные типы темперамента.
Но и это представление об органической основе темперамента,
вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики
человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные
задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические
особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения
головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы,
которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь
возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не
предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на
основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием
деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне
деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек,
какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком,
музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей
деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе
одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в
зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой
занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго
говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не
просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные
особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено
им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на
основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это
также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что
дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у
него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.
Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с
некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека.
Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека
практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и
развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.
Что же такое способность? Способности можно определить как
устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых
зависят их успехи в различных видах деятельности.
Понимание способностей человека, которое характерно для
современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и
различные периоды развития психологии под способностями понимали различные
вещи.
В самом начале накопления психологических знаний, с
древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные
психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и
неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика
способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.
Когда было доказано, что не все способности являются
врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания,
способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые
человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв.
Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем
они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в
20 веке.
Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие
понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на
следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.
Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению
некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют
человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно
отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению
соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может
освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.
Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не
только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его
врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а
дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это
врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в
деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант
(гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные
способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как
степень выраженности таланта.
Одаренным может быть ребенок, человек, который только
приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как
правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто
своим трудом доказал свою талантливость на деле.
Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже
добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных
людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то
одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных
(далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои
задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а
гениальных – только единицы.
У человека имеется множество различных способностей, которые
делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не
совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности
(иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и
специальные способности, предметные и коммуникативные способности.
Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие
способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные
задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и
развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно,
оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако
конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно
зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с
рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных,
координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться
больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных,
например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков
не имеет.
Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и
в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков
как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека
способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или
предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут
рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого
уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно
являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное
в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию
способностей к высшей математике.
Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы
ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе
повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-
физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает
задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично
подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений
интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная
недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не
удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей,
т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека.
Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного
развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что
она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая
либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно
неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на
стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат
причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы,
тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие
патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все
трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она
служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для
которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее
беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов,
формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются
ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя
последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.
В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что
касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном
уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается
столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и
превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо,
обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной
степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости
предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий.
Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала,
всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать,
испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая
сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать
является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся
человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно
непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери
окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные
определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в
органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного
развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек
оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному
изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше,
болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от
возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро
психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни.
Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность,
друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и
психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это
начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность
постепенно изменяется. В период возрастных кризисов могут происходить
аномальные изменения личности человека. Аномальным является такое
направление развития человека как личности, в ходя которого он или
утрачивает прежнее, положительные личностные свойства, или приобретает
новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также является одним из компонентов
биологического формирования личности. Хорошее состояние здоровья
способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит
процесс развития. Тяжелое хроническое заболевание сказывается на психологии
человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным,
вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему
самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как
личность постепенно изменится. Кроме того, больной человек физически
чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится
хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает
сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения с ними
портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное
воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических
нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в
лучшую сторону, характер человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и
сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические
факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых
из них на развитие личностных качеств человека.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической
литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто
уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и,
во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она
взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат,
но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же,
непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что
человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого
общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже
подобием личности.
Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными
особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества,
то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в
случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или
подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как
человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и
пассивном обучении поведенческим навыкам.
Таким образом, в результате развития идет становление человека как
биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое
развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности.
Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные
биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку
передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной
деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по
наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не
выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок
обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование
которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и
обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
К биологическим факторам относится врожденные особенности человека.
Врожденные особенности – это особенности, которые ребенок получает в
процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних
причин.
На личность человека оказывает воздействие так же кризисы
возрастного развития. Изменение личности человека, которые происходят в
период возрастных кризисов, могут оказаться аномальными, или
отрицательными.
Биологическим фактором, оказывающим влияние на становление человека
как личности, относится так же состояние здоровья. Хорошее состояние
здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье
тормозит процесс развития, сказывается на психологии человека как личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М.,
1986г.
. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. и др. Семейно – бытовая
культура. Пособие для слушателей нар.ун-тов.–Мн.: Нар. асвета, 1987
г..–255 с.
. Герасимович Г.И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи.– Мн.,
1987 г.
. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.– Мн., 1979 г.
. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М; 1991 г.
. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. –
М.,«Просвещение», 1969 г.
. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.–М.:
Просвещение, 1980 г.
. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по
медицинскойпсихологии.– М.; «Медицина» (1976 г.)
. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб.
заведений М., Просвещение, 1995 г.
. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,
1997 г.
. Хьелл Д. ; Зиглер Д. Теория личности – М.; 1997 г.




Реферат на тему: Биологическое и социальное в человеке
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
Кафедра социологии и политологии



Биологическое и социальное в человеке



Контрольная работа



Студентки
заочного факультета
группа ГУЗ 01-40 Бурениной Г.И..
шифр 2399 – 303



Проверил:
зам. декана кафедры
социологии и политологии
Шарипов А.Р.



г.Салават, 1999 г.
Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения
было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится
в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ.
Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее
научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх
частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно
его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое
разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет
ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых
элементов.
Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень
духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа.
Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и
Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвавшись от земного, слишком
забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности;
когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное,
похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь
человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.
Структура природы человека.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её
части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении
длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых
водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил
в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад.
От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные
обезьяны и люди.
В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь,
такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет
тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) -
синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец
(100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) -
человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что
наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время
выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно
установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ...
охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом -
съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек
значительно уступает подавляющему большинству представителей животного
мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит
катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет
проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в
тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у
него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная
походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям,
деградированная иммунная система...
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку
только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного
нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов,
функционирование которых служит материальной основой духовной жизни
человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора
головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного
роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за
всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1
миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются
неиспользованным "серым веществом".
В биологической природе человека генетически закладывается общее
состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из
четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и
флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый
человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и
молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет
родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного
второго идентичного.
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на
которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый
человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его
биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек
принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид
Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит
стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека
происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать
изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы
приобретать природу социальную.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества.
Общество - это объединение людей для совместного производства,
распределения и потребления материальных и духовных благ; для
воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение
осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах)
индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как
биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как
существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе
себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В
процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека
превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным
элементов общественной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную
природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение,
руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе
обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает
выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек
воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных
отношений...
Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля,
общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в
структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и
исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать
атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в
структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит
биологической и духовной природе в определении сущности человека.
Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая
природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в
человека, биологического индивида - в личность. Существует множество
определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность -
это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его
биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность
- это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и
несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности
человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает
мировоззрение.
Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе
деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные
части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет
ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной
деятельности и волевых побуждений.
Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или
иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между
собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли
наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что
думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония...
идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно
существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим
составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же
разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем,
другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад
духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как
бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности.
Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд
говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении
заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не
подозревают об этом".
Природа человека диктует ему смысл его жизни.
Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами
смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил:
"Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его
смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".
Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в
мир, что бы найти ответ на этот вопрос и прожить осмысленную жизнь. Найти и
прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ на вопрос об
осмысленной жизни зависит не только от того или иного конкретного человека.
Он решается и осуществляется под влиянием необозримого количества
материальных и духовных факторов как объективного, так и субъективного
характера. И никто, кроме самого человека, не может за него решить этой
"проклятой" проблемы... Могут помочь, способствовать, мешать, лишать, но
решение - всегда лично за человеком, последствия его личных решений ложатся
лично на данного человека. Но вопрос о смысле жизни не является таким,
который полностью отдано на субъективное рассуждение и вкусы каждой
отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни не решается, но и
сама личность его не решает, не всё в этой области зависит от личности.
Такова ситуация с проблемой смысла жизни, решение которой ложится на плечи
конкретного человека. Но возлагать эту проблему только на отдельную
личность человека... нельзя.
Значительная, хоть не вся, часть теоретических и практических ответов
на вопрос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой,
структурными элементами этой природы. Рассмотрим всё это по порядку.
Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А
биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует,
чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы
воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается,
приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род,
родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы
быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность
своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род.
Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен
получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста,
возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка.
Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они
детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не
испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания,
общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в
свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других.
Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это
естественный конец биологического существования любого биологического
индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения
биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков,
родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того,
чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-
однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после
оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего
возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения
после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у
человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически
трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается
преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что
биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А
поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если
человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему
становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки
зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении
нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к
безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом,
биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании
своего существования для воспроизводства рода человеческого для
воспроизводства Homo Sapiens.
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения
смысла его жизни.
Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве
от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести
потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими
только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека
и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом
прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и
всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является
единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo
Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим
поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования.
Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо
сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого
отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее
значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне
биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы
беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том
случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо
пожертвовать своей личной жизнью.
Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт
каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ.
Так, как уже отмечено выше, только в обществе новорождённый биологический
кандидат на человека становиться настоящим человеком. В следующей теме мы
более подробно рассмотрим особенности общества и его роль в жизни каждого
отдельного человека. Здесь же, в заключение, необходимо сказать, что
социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного
человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до
самопожертвования на благо общества, других людей.
Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и
онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и
социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека
вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по
отношению к природе биологической. Но только на духовно-нравственном уровне
начинает функционировать высший продукт эволюции природы - появляется дух.
После того, как человеку обеспечено согласно естественным потребностям все
необходимое для нормального свершения его биологического цикла, а также
состоялась социализация личности в результате усвоения ею достаточных
материальных и духовных богатства своего общества, только после этого
начинает проявлять себя духовно-нравственная природа человека. Человек
становится личностью в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только
ему присуще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою
уникальность и неповторимость. На таком самом высоком уровне своего
очеловечивания, созревания, человек в состоянии поставить перед собой, и
неизбежно начинает ставить вопрос о смысле своего собственного
существования.
Если биологическая природа человека диктует смысл жизни человека
своими зоологическими факторами, а его социальна природа диктует ему смысл
жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже
не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку
ответ на вопрос о смысле его жизни. Здесь действуют факторы духовного
содержания. А дух, "плоти и костей не имеет", то есть не имеют
материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не изо
вне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и
действуют из его собственного внутреннего мира.
Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом,
может видеть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём;
будучи малограмотным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским
чемпионом по легкой атлетике; будучи уродом, - видеть себя Василисой
Прекрасной; безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или, даже,
стать самим Господом Богом. На красивую мечту про себя запрета нет. Вообще,
в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не
тем, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся
всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше...
Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.
Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех
составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает
жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку
реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни
человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме
выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию
смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования
мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже
сказанное, но и повторять его.
По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то
самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и
функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер
появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с
становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается
под влиянием трёх факторов:
1. Естественно-биологического;
2. Социальн

Новинки рефератов ::

Реферат: Корреляционно-регрессионный анализ (Статистика)


Реферат: Стратегия развития организации (Менеджмент)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней (Социология)


Реферат: Математические основы теории систем (Математика)


Реферат: Программа обучения игре на балалайке (Музыка)


Реферат: Постановка лабораторной работы на ПЭВМ по исследованию утечки газа в аварийных режимах (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Билеты по информатике 10 класс: Visual Basic (Компьютеры)


Реферат: Парламент Франции (История)


Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Партизаны-Казахстанцы (История)


Реферат: Тревожность и экзаменационные испытания у человека (Психология)


Реферат: Автобиография Локка (Исторические личности)


Реферат: В.И. Вернадский "Учение о ноосфере и современное глобальное мышление" (Философия)


Реферат: История социалистических учений (Политология)


Реферат: Орган (Музыка)


Реферат: Анкета по социологии: Проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде (Социология)


Реферат: Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Социология политики в работах М. Вебера (Социология)


Реферат: Вредные привычки как разрушители здоровья (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист