GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Учение Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учение Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии (Социология)




ПЛАН


1. Немецкая классическая философия.
2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической
философии.
3. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
4. Логика Гегеля.
5. Философия природы.
6. Философия духа.



Учение Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.



В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и
политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и “подобно
тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская
революция предшествовала политическому перевороту “. Маркс рассматривал
немецкую классическую философию как немецкую теорию французской
революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли
достижения естествознания и общественных наук : стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение органической
природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в
их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности
развития организма окружающей средой, астрономические,
геологические, эмбриологические теории, а также теории развития
человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью
выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания
действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником
классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был
Иммануил Кант (1724 -1804). Именно с Канта началась философия новейшего
времени. Но не только в философии , но и в науке. Он считал, что для того
чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности
человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия
познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они
придают знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по
себе.
Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только
так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей
(феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия
“вещей самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим
мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений
соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи
сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только
умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант был убежден, что
идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий.
Пространство и время идеальны, а не реальны.
Чувственные впечатления связываются между собой посредством
суждений, в основе которых лежат категории, т е. общие понятия, которые
по Канту, суть “чисто логические” формы, характеризующие только
“чистое мышление”, а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое
место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый
момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип,
она субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной
деятельности.
Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий
и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в
их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта
“формальной”.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими
выдющимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг
(1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское
противопоставление, обосновав познавательную активность в некотором
едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве
мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества,
единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-
идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы
оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую
философию. Высшим достижением немецкой классической философии
являлась диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Фридрих
Энгельс писал: “Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в
системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
.Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его
историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее”. Как видно из
слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в
том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое
миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую
всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития
объективной действительности. В особенности же Гегель стремился
исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики.
Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга,
развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений,
содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо
расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность
познания вне истории познания, вне реального ее применения как
бесплодную схоластическую.
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и
Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а
человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая
кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель
учил, что явления столь же объективны, как и сущность; сущность
является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление
существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости “вещи в себе”; в природе
вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Скрытая
сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в
состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна
перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины
своей природы и дать ему наслаждаться ими”. Гегель резко критиковал
Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще,
за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к
откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не
смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих
ближайших предшественников: для него, также как и для других
идеалистов, природа является производным от сверхприродного духа.
Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем,
которые были поставлены предшественниками его собственной философии. Он
полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут
рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести
из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания,
которое само должно быть понятно как результат предшествующего
развития абсолютного первоначала.
Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно
быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного,
исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие -
диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.
Первоначальное тождество, образующее основу мира, есть, по Гегелю,
тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует
различие между объективным и субъективным, но само это различие существует
лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная,
человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная
сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, “отчуждает” свое бытие в виде материи,
природы, которая есть “инобытие” этого объективно существующего мышления,
именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не
специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует,
что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам,
внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум
рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества
абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится
доказать, что мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его
внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений
действительности.
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия,
Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную,
неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания,
восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Всилу этого
абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего
мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что
абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего
существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.
Эту высшую ступень развития “абсолютной идеи” составляет “абсолютный дух”
- человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой
высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно
воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).
Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами,
воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает
явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико
значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания,
мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.
Гегель всилу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных
не увидел глубокого диалектического единства рационального и
эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира
мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки),
по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее
содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой
точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне
мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит,
следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание
и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель
приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь
одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления
- абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное,
действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению
Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии:
все действительное разумно, все разумное действительно.

Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно
ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель
отождествляет отражение действи-тельности (разум) и то, что отражается, -
объективную реальность. Это тождество миро-вого разума с многообразным
миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие
действительности, и называется им “абсолютной идеей”, с одной стороны,
наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с
другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель
абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по
его учению, “есть начало всякой жизни” и представляет собой
“бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту
всякого содержания и служит вместе с тем его источником”. Выступая
против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения
объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное
отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает
бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.
Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое
отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу
мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и
углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой
действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый
человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за
познание человечеством Бога и тем самым самого себя.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия
природы и филосо-фия духа, к которой непосредственно примыкают философия
права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.
Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии
составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и
бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть
подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.
До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах
мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е.
формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного
мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать
наиболее общие закономерности развития познания.
Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в
гегелевской “Науке логики” кроме обычных для логики вопросов и понятий,
суждений, умозаключений рас-сматриваются такие вопросы, которыми формальная
логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой
действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о
соотношении философских категорий и т. д.
Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит
идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с
законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием
объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о
том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны
отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,
“переливаются” друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в свою
противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые
и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от
абстрактного к конкретному, от односто-роннего, бедного содержанием
понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве
различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что
количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются
путем скачка, прерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении
понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех
реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют
независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог “выдумать”
диалектику понятий: ее действительным источником была реальная
диалектика вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что
к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что
одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель
утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга,
а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты
сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря о различии,
предполагаем тождество.
Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном,
исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном
тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества
предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие
конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление
изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в
другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание,
зародыш будущего.
Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть
только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с
тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной
действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное
также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая
многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,
Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку
содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные,
стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и
единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений
и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и
осуществление творческой мощи присущей “понятию” как внутренней основе
всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем
протяжении истории.
Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в
абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной
практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически
истолковывается Гегелем как творчество, самопознание “абсолютной идеи”,
обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности
выступает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая
развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как
процесс познания, осуществляющийся в лоне “абсолютной идеи”.

В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении
теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть
единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение
Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что
преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.
В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв.,
которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.
преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и
соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское
понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для
диалектического материализма практика есть применение материальных
средств с целью изменения и познания материальной действительности. По
Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге
космическая деятельность “абсолютной идеи”, которая творит мир, познавая
себя.
Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием “абсолютной
идеи”, которая вначале “отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в
результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает
себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как
“абсолютная идея”, которая выступает как систематическое, многообразное
единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир
как целое, но и его познание.
Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то
философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”.
Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к
природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав свое
собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в
качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не
существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так
сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет
убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне времени,
природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае
утверждать, что “абсолютная идея” предшествует природе? Ведь и сам Гегель
вынужден признать, что “дух есть дух, лишь будучи опосредствован
природой”. И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматом
о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад
для согласования с основными положениями своей идеалистической системы.
Поэтому Гегель говорит: “Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечно
сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира”.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика,
физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает
пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически
истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически
вывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужден
признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства,
из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и
пространство представляют собой формы существования материи.

Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от
друга. Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным
чувственному восприятию проявлением, обнаружением “абсолютной идеи”. Да и
само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к
развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение
того, что существовало раньше.
В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм,
и.т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все
они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их
духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных
допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о
неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель
отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о
химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот
факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к
пониманию электричества как особой формы движения материи.
Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам
геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход
от неживого к живому есть завершение природного процесса: “Дух выходит
таким образом из природы”. Это значит, что природа есть лишь низшая ступень
обнаружения и самопознания “абсолютной идеи”; свое высшее адекватное
воплощение “абсолютная идея” получает лишь в человеке, в развитии
общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития органи-
ческой материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению,
есть по-рождение “абсолютной идеи”.
Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней
глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно
диалектического понимания природы как единого связного целого,
изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.
Всилу своего идеалистического характера философия природы Гегеля
оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко
выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе,
невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным
исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии
Гегель вынужден был рассматривать природу как “конечную” сферу
существования “абсолютной идеи”, приписывая природе ту ограниченность,
которая была свойственна лишь естественнонаучным представлениям того
времени. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического,
механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше
современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и
метафизически-механистический подход к явлениям природы.
Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена
рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда
она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного
духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей
свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на
всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное
содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной
материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о
развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии
человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его
духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и
самопознания.
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,
феноменология, психология), учения об объективном духе (право,
нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени
самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия, философия).
В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой
личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии
человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого
организма, о характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека
от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на
первостепенное значение прямохождения, давая, однако, чисто
идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые
различия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менее
полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения
“абсолютного духа”, ввиду чего различия между ними в области культурного
развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель
приходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующих
общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое
исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек,
мужчина, по мнению Гегеля, “работает в пользу дела, а не во вред ему,
заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в разрушении
его...”.
Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в
феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе
индивидуального сознания лежит “объективный дух”. Это понятие охватывает,
по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий
идеалист относит также семью, гражданское общество и государство.
Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как
внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также
материальных и политических отношений, различные формы которой
рассматриваются как необходимые стадии развития объективного
нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ног
на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно,
имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи
этого процесса с развитием всей совокупности общест-венных отношений.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право
определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой
точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако
Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю
господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю,
частная собственность, которая рассматривается не как определенная
историческая форма общественных отношений, а как необходимое,
субстанциальное воплощение свободы.
Гегель выводит из понятия права основные черты
“гражданского общества”, ставя с ног на голову действительные отношения
между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует
как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу
экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное
Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой
идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки
относительно действительной сущности общественных отношений.
История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании
свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но
лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком,
благодаря чему он и действительно становится свободным.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи:
восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не
осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по
утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим)
некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и
свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются
рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с
определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания
людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание,
действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из
сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля,
сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.
Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы
самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и
мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию
Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,
противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению
Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так
сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия, по
Гегелю, выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с
содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом
познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога
и мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность
науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы,
которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия
против религиозного мировоззрения.
В гегелевской философии духа особенно ярко сказались
свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще
консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы
неправильно на этом основании совсем отрицать положительное
значение работ Гегеля. Его диалектический метод лег в основу более
поздних философских работ.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Мир философии. Ч.1,2.-М.: Политиздат, 1991.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред.
И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1989.
3. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М.
Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.





Реферат на тему: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой

Министерство образования Российской Федерации
Пензенский государственный университет
Кафедра «Связь с общественностью»



РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловое общение»
Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой.



Руководитель:
________________Еремина Е. В.
“___”___________20__г.
Выполнил: студент гр. 99АЭ1
________________Холодков В. И.
“___”___________20__г.



Пенза: 2001
План
1. Что значит для нас работа и можно ли любить свою работу.
2. Причины, по которым мы любим свою работу.
3. Мотивы, влияющие на удовлетворенность работой.
4. Признаки мотивирующей организации труда.
5. Роль руководителя в организации законов труда.
Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой.
“Работа – это поиск смысла жизни и
хлеба насущного, признания и денег,
интереса, а не безразличия, короче
говоря, поиск жизни, а не постепенного,
с понедельника до пятницы, умирания.”
Стадс Теркель.
На вопрос “Любите ли вы свою работу?” лишь 1 из 10 отвечает: да. В
своей книге “Работа с удовольствием” Ричард Герман, Диана Блюменсон и Питер
Арнольд отмечают, что 4 из 5 работающих что-нибудь да не нравится в
выполняемой им работе. Процент недовольных своей работой достигает 95% -
ужасающая статистика. Большинство из нас проведут на работе около 100 000
часов в своей жизни – приблизительно половину всего остающегося от сна
времени. Когда подумаешь, как много часов – месяц за месяцем, год за годом
– мы проводим на работе, становится грустно от того, что отдача в смысле
получаемого удовлетворения столь мала. Зависит ли что-нибудь от того, как
мы относимся к своей работе? Несомненно. Если работа вам не по душе, вы
чувствуете это сразу, вы можете выполнить работу, но ощутите разочарование,
раздражение или апатию. И это обязательно отразиться как на личной жизни
так и на самой работе. Результатом могут стать ваши частые болезни.
Установлено, что стресс и скука, которую вы испытываете во время работы
пагубно могут повлиять на ваше здоровье. Международная организация труда
установила, что 45% служащих испытывают на работе чрезмерный стресс, а 15%
ощущают депрессию.
Почему работа так много для нас значит, почему мы должны любить ее?
Многие уверены, что работу полюбить нельзя. “Да это же просто работа!” -
говорят они. Значит ли это, что работа – это еще не все в жизни. Конечно не
все, но она важнее, чем многие себе представляют. Подумайте только, сколько
времени и энергии уходит у вас на работу, даже если она вам не нравится.
Разве не лучше было бы использовать это время и энергию на обеспечение
счстливого будущего? Многие рады уже тому, что у них есть хоть какая-то
работа. Большинство из нас должны работать, чтобы иметь деньги, но работа
дает нам еще кое-что: чувство причастности к делу и самоуважение. Разве не
хотелось бы вам получить от работы что-нибудь сверх зарплаты?
Мы зависим от работы возможно даже больше чем следует. Но ведь
существуют и другие важные вещи в нашей жизни. Детей всегда спрашивают:
“Кем ты хочешь стать когда вырастишь?” При встрече с друзьями мы
интересуемся: “Чем ты занимаешься?”, имея в виду работу. Чтобы помочь найти
ответ на вопрос о важности работы, зададим другой: “Кто из вас знает
соседей по дому?”, а потом “Кто из вас хорошо знаком с 4 или 5
сослуживцами?” В подавляющем большинстве случаев лишь немногие дадут ответ
на первый вопрос и все отвечают на второй. Работа стала нашим “окружением”.
Мы показываем друг другу семейные фотографии, рассказываем о своих
проблемах, жалуемся, радуемся, делимся воспоминаниями и строим планы на
будущее. С сослуживцами мы проводм гораздо больше времени чем с нашими
соседями и даже с нашими семьями.
Согласно статистики мы проводим на работе сегодня на 15% больше времени
чем 20 лет назад. В нынешние времена экономического спада, недовольство
политикой правительства и страха перед все возрастающей глобальной
конкуренцией эта проблема вряд-ли ослабеет. Большую часть года многие из
нас затемно уходят на работу и затемно возвращаются с нее. Я не хочу
сказать, что все так и должно быть, но, нравится это нам или нет, все так и
обстоит. А поскольку мы проводим большую часть времени на работе, то она
должна приносить нам радость и удовлетворение. Для нашего поколения
исключительно важно, гораздо важнее, чем раньше, добиться успеха в работе,
обрести уверенность в том, что время и энергия, затраченная на выполнение
служебных обязанностей не пропадают зря, а способствуют достижению успеха в
жизни.
Некоторые из тех, кто не доволен своей работой, говорят, что были бы
счастливы и полюбили бы свою работу, если бы им больше платили. Всем,
конечно, нужны деньги, чтобы жить, содержать семью и вообще чувствовать
себя хорошо, но одни деньги не способны превратить работу, которую вы
имеете, в работу, которую вы любите. Вызвать у человека любовь к своей
работе могут на первый взгляд такие несущественные вещи, как чувство
ответственности, профессиональная этика, способность осуществить свои
мечты. В нее можно вложить не только мастерство, но и чувства. Подходящая
работа странным образом возвышает нас, она улучшает всю нашу жизнь. С
уверенностью можно сказать: если я доволен своей работой, если она мне
нравится, я счастлив и вне работы, а ненавистная работа делает людей
обозленными, раздражительными, в каком-то смысле обманутыми. Ощущения, что
я отдаю всего себя, не получая ничего взамен подавляет нашу энергию,
подтачивает веру и вообще как-бы принижает человека.
Причины по которым один любит свою работу, а другой нет весьма
индивидуальны. Часто они связаны с психологическими особенностями человека.
Существует масса личных причин и пристрастий в выборе работы. В нас целый
комплекс интересов, набор самых разных(часто несовместимых) индивидуальных
качеств и совокупность трудовых и профессиональных навыков, которые
определяют в конце концов наше решение относительно того, какая работа
является для нас делом всей жизни. Определим 5 мотивационных личных
вопросов при выборе работы:
. нужна ли мне постоянно меняющаяся работа?
. хочу ли своей работой помогать другим?
. хочу ли, чтобы на мне лежала большая ответственность или эта
мысль меня пугает?
. хочу ли все время быть на людях, или это для меня крайне
нежелательно?
. люблю ли докапываться до мелочей или для меня важна общая
картина?
. нуждаюсь ли я в строгих рамках или меня больше привлекает
открытое или независимое окружение?
Самая лучшая работа – это та, выполняя которую ты чувствуешь себя самим
собой. Проще говоря, если она доставляет радость. Она возможно дана вам на
всю жизнь. Самое важное в поисках работы, которую вы можете полюбить, -
будь то работа в конторе или в поле, потребует ли она отказа от всего
остального в жизни – это понять себя и выяснить что может принести вам
удовлетворение.
Что же влияет на производительность и удовлетворенность работой? Из
всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой следует выделить
личную мотивацию. Но прежде всего мы должны уяснить, что же представляет
собой термин “мотивы”. Здесь напрашивается довольно простое определение:
мотивы есть побудительные моменты, управляющие нашими поступками. У каждого
есть свои побудительные моменты. Психолог Шонпфлуг выразил это в более
широкой формулировке: “Когда восприятие и мышление, поступки и познание
выливаются в форму координированных действий и за этим начинает проступать
образ целостной личности, то объяснение следует искать в индивидуально
окрашенном и последовательном действии мотивов и эмоциональных восприятий.”
Как видно, наряду с мотивами наблюдается и апелляция к чувствам, так же
выступающим в качестве движущей, активизирующей силы.
Если мы обратимся к классификации мотивов, то можно составить слудующую
классификацию:
. физиологические потребности;
. потребность в защите/безопасности;
. потребность в любви/причастности;
. потребность в признании/результатах;
. потребность в самовыражении.
Помимо собственных целей, для достижения производственных мы можем и
должны использовать не только собственные мотивы, но и мотивы работающих
рядом. Например, работник с готовностью остается после работы помогать
своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны
различные причины этого: “болеет” за коллектив и интересы дела; опасается,
что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; любит учить других
и показывать свою компетентность; не знает, куда деться после работы; хочет
помочь работникам из-за личной симпатии и т.д. Таким образом, знание
мотивации – ключ к пониманию поведения человека и возможности воздействия
на него.
О каких же мотивах идет речь? Прикладная психология разделяет
мотиваторы и демотиваторы, влияющие на производительность и
удовлетворенность работой. В одной из крупных фирм (более 500 человек) в
течении целого ряда лет проводился опрос, связанный с мотивацией:
1. В моей работе мотивирует прежде всего…
2. В моей работе демотивирует прежде всего…
После обрабтки результатов опроса получены следующие данные.

Перечисленные мотиваторы однозначно свидетельствуют о том, что в
отношении с мотивацией сотрудников решающую роль играет удовлетворенность
работой и результатами своего труда, так же возможность самовыражения.
Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и
организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на
производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решения).
Не нужно, однако, забывать, что заработок, оплата труда так же играют
мотивирующую роль. Мотивируют как труд, так и стремление к достижению
успеха, т.е. не только духовные, но и материальные ценности. Материальная
заинтересованность – один из основных общечеловеческих стимулов трудовой
активности, однако учитывать его необходимо осторожно, т.к. этот стимул
хоть и является очевидным, но как показывает опыт, “срабатывает” далеко не
всегда. Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и
профессионально не определившиеся могут больше высокого заработка ценить
возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение
условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку. Психологи
и социологи предлагают систему факторов, определяющих чувства
удовлетворенности работой:
1. Рабочая среда. Нет никаких сомнений, что обстановка, в которой
выполняется работа может существенно влиять на отношение и
энергию работников. Это значит, что организации стоит вкладывать
время, ресурсы и заинтересованность в создание такой обстановки,
которая содействовала бы достиженю ее задач и отвечала бы
потребностям занятых.
2. Вознаграждение. Оно включает в себя зарплату, прочие выплаты,
выходные дни и дополнительные льготы.
Дополнительные льготы получили в последние годы широкое
распрастранение. Мы видим, как компания предлагает многие из следующих
выгод, обычно имеющих для служащих большие ценности, чем эквивалентный
объем заработка: жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни и
от несчастных случаев, оплаченное питание, возможности для развлечения,
бесплатные товары, предоставление одежды, проведение диспансеризации и
лечения, программа участия в прибыли, низкопроцентные кредиты, возмещение
затрат на образование, загородные выезды для служвщих и их семей,
социальные функции.
3.Безопасность. Люди редко дают максимум возможного в атмосфере
отсутствия безопасности. Трудно ждать продуктивной работы от сотрудников
бюджетной организации, финансирование которой постепенно сокращается и в
любой момент может совсем прекратиться. Чувство безопасности не просто
связано с наличием или отсутствием работы. Люди так же боятся утратить свое
положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим
нравиться чувство безопасности, которую они испытывают в группе, к которой
принадлежат.
4.Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных
способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании
помощи их личному развитию. Развитие и опыт не разделими, и, хотя
тренировка и обучении могут оказаться полезными, невозможно найти замену
возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой не
отделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще
больших достижений.
5. Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение полезности
их работы, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их
нанимает. В некоторых организациях довольно открыто доводят до служащих
информацию, что помогает им понимать происходящее. Однако в других,
кажется, делают все, чтобы как можно дольше держать своих служащих в
неведении, поскольку чувство причастности – это двухсторонний процесс,
необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взглядами работников.
Психологи говорят, что в организационных группах обычно кто-то один
является наиболее влиятельным и особенно важно, чтобы он участвовал в
решении вопросов, воздействующих на группу.
Подчиненные считают так же, что рядом с ними должны находится
компетентные руководители и хорошие коллеги, они хотят быть информированы и
ясно представлять себе поставленные перед ними задачи. Руководитель должен
вырабатывать цели и задачи вместе с сотрудниками и анализировать зоны
ответственности каждого за их выполнение. Чем больше сотрудник имеет
возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется
усилий для их убеждения в дальнейшем. Спущенные сверху цели – это плохие
цели, хотя бы потому, что эти “чьи-то чужие цели” никому не интересны,
каждый заинтересован в своих. Хороший управляющий должен добиваться того,
чтобы его сотрудники считали поставленные цели своими, тогда они могут
помочь в их осуществлении.
6. Интерес и вызов. Стремление добиться значительных результатов широко
распространено во многих организациях. Большинство людей ищут такую работу,
в которой содержался бы “вызов”, которая требовала бы мастерства и не была
бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К
несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых
требований. Даже явно исполнительские виды деятельности могут быть
перестроены так, чтобы они приносили больше удовлетворения.
Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности
работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него
характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени
определяет эффективное трудовое поведение и на основании этого можно
назвать 15 признаков мотивирующей организации труда:
1) Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это
относится к тому, кто требует действия от других.
2) Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее,
удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам
деятельности, к работе с людьми (клиентами). Они хотят, чтобы их
действия были важны для кого-то конкретно.
3) Каждый на своем рабочем месте хочет показать на что он способен, он
хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет,
чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения
принимались без его участия.
4) Каждый стремиться выразить себя в труде, узнать себя в каких-то
результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать.
Это “что-то” по-возможности должно получить имя своего создателя.
Это относится и к работнку, и к группе.
5) Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно
улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели
и не боиться санкций. Он расчитывает на то, что его предложение
встретят заинтересованно.
6) Людям нравиться ощущать свою значимость. Каждый сотрудник знает как
важен его труд для общего успеха.
7) Каждый человек стремиться к успеху. Успех – это реализованные цели.
У сотрудников выработаны цели, достижения которых подаются по уровню
и срокам выполнения.
8) Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо
работающий сотрудник с полным правом расчитывает на признание и
поощрение – и материальное и моральное.
9) Потому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники
получают информацию, они оценивают какова их реальная значимость в
глазах непосредственного начальника и управляющих вообще. Если их
доступ к информации затруднен, если информацию они получают с
опозданием, они чувствуют себя приниженными.
10) Сотрудники негативно относятся к тому, чтобы решения об изменении в
их работе и рабочих местах, даже если эти изменения позитивны
принимались без учета их знаний и опыта.
11) Каждому требуется информация о качестве собственного труда.
Сотруднику она нужнее чем его начальнику. К тому же она должна быть
оперативной, чтобы работник мог вносить коррективы в свои действия.
Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют и с самого начала,
а не тогда, когда время ушло.
12) Для всех нас контроль со стороны неприятен, каждая работа выигрывает
от максимально возможной степени самоконтроля. Непосредственно
видимые результаты действия повышают интерес к работе.
13) Большинство людей стремиться в процессе работы приобрести новые
знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития
принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Если работа примтивна и
не предоставляет возможности развития, можно практиковать смену
видов деятельности.
14) Сотрудники остро реагируют, если их старания и результаты приводят
только к тому, что их еще больше загружают, особенно, если это никак
не компенсируется в денежном отношении. Так “убивают” инициативу.
15) Имеется свободное пространство для инициативы в организации
производства, для индивидуальной ответственности работников во всей
производственной цепочке.
Итак, можно считать что некоторое представление о мотивации труда
получено и руководителю необходимо проанализировать мотивы и воздействовать
на них.
Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей,
руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие
процессы, межличностные взаимоотношения, групповое поведение. Некоторые из
этих законов я приведу ниже. Термин “закон” здесь будет употребляться не в
строго широком толковании.
1. Закон неопределенности отклика или, по другому, закон
зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их
психологических структур. Разные люди и даже один человек в
разное время могут реагировать качественно по-разному на
одинаковые воздействия. Руководитель, отдавая распоряжение
работнику, недеется, что оно будет выполнено к опредленному
сроку и с определенным результатом. Иногда эти надежды
оправдываются, но довольно часто его не удовлетворяет
деятельнось подчиненного по какому-либо из контролируемых
параметров. Руководитель может посчитать подчиненного
бездельником или неспособным работником. Подчиненный, в свою
очередь может предъявить десятки объективных обстоятельств в
оправдание своей недисциплинированности. Мнение руководителя при
этом может оказаться ошибочным. Оправдания подчиненного – просто
наивными. Руководитель избрал способ воздействия на работника,
не соответствующий его ожиданиям и особенностям, работник
использовал в качестве защиты все способы, только бы не
затронули его как личность, не оскорбили бы чувства его
собственного достоинства и самоуважения.
2. Закон неадекватности отображения человека человеком. Человек –
сверхсложная система. Он включен в систему общественных
отношений и потому является их выражением и отображением. Кроме
того человек осознанно или неосознанно защищается от попыток
раскрыть его особенности и возможности. Психологически раскрытая
личность может стать игрушкой в руках человека, склонного к
манипулированю людьми. Поэтому человек скрывает что-либо о себе,
что-либо усиливает, какие-либо сведения о себе отрицает, что-то
подменяет, что-то придумывает, т.е. пользуется защитными
приемами и демонстрирует себя таким, каким бы он хотел, чтобы
его видели другие.
3. Закон неадекватности самооценки. Этот закон можно рассматривать
как частный случай предыдущего закона. Когда человек пытается
оценить сам себя, ему мешают те же ограничения, что и в случае
анализа других людей.
4. Закон самосохранения. Ведущим мотивом социального поведения
является сохранение личного статуса, личностной состоятельности,
собственного достоинства человека.
5. Закон компенсации. Его суть в том, что при высоком уровне
стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к
человеку нехватка каких-либо способностей для успешного
осуществления именно данной деятельности возмещаются другими
способностями или навыками и умением работать. Этот
компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и
человек приобретает опыт работы в ходе проб и ошибок.
Наука управления не исчерпывается описанными выше психологическими
законами, существуют многие другие закономерности, принципы, правила,
имеющие отношение к управлению организацией. Почему же производство не
останавливается, когда руководители не знают законов управления и,
следовательно, не могут соотнести свою деятельность с их требованиями.
Ответ прост – законы управления, как и законы природы, действуют даже
тогда, когда они не осознаются. К сожалению, некоторые руководители
учитывают действия законов управления и согласовывают свою деятельность с
их требованиями лишь на интуитивном уровне. Они не должны забывать, что
руководить – значит приводить сотрудников к успеху и самореализации (В.
Зигерт, Л. Ланг).
Учитывая сложную природу индивидуальной удовлетворенности трудом как
результата соотношения притязаний, ожидание работника с теми возможностями,
которые ему предоставляются в организации вынести однозначные суждения о
мотивации отдельного работника, степени активности его позиций в
коллективе, отношение к труду только на основании данных о его
удовлетворенности работой непросто. Целесообразнее поэтому использовать
анализ удовлетворенности людей работой и аспектами социально
производственной ситуации скорее как групповой показатель этой оценки. Ниже
в таблице перечислены возможные мотивы, определяющие трудовое поведение
работающего человека, степень их значимости для работников может быть
различной. Данные мотивы хороший руководитель заполняет сам. Затем
организует заполнение всеми сотрудниками (с учетом условий, указанных при
описании карты оценки удовлетворенности работы) и обрабатывает эту таблицу
для получения сравнительных результатов.
Таблица мотивации к труду.
|N |Материальная заинте- |Интерес к |Осознание и |Условное |
| |ресованность в работе|процессу труда|переживание |название |
| | | |общественной |человеческого |
| | | |значимости |типа |
| | | |труда | |
|1 |+ |+ |+ |Оптимальный |
|2 |+ |- |+ |Неустойчивый |
|3 |+ |- |- |Рвач |
|4 |- |+ |+ |Энтузиаст |
|5 |- |- |+ |Неустроенный |
|6 |- |- |- |Негативн. |
| | | | |настр. |

Руководитель сравнивает свой личный взгляд на мотивационную обстановку
с позиции своего коллектива. Выявляющиеся разногласия станут предметом его
анализа и основой соответствующих управленческих решений. Проанализировав
основные трудовые мотивы отдельного работника, он отности его к
определенному типу. Такая простейшая типологизация может быть полезной для
индивидуальной работы с кадрами. Работа с кадрами – это одна из основных
задач управления. Каждый руководитель должен заботиться о повышении
компетентности тех, кем руководит. Почти каждый человек обладает
значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере
удорожания человеческих ресурсов становиться все более важным задействовать
этот потенциал. Развитие людей – это ключевой элемент управленческой
эффективности, которая позволяет получить следующие результаты:
. рост заинтересованости и воодушевления работника;
. более высокие результаты работы;
. появление кандидатов на выдвижение;
. увеличение жизненной энергии;
. создание благоприятного климата;
. постоянное повышение качества внутреорганизационно деятельности,
продукции, услуг.
Некоторые из этих пунктов отражают влияние развития на моральный климат
и жизненный тонус не затрагивая производственные показатели. Но это не так.
Если на производстве созданы необходимые условия для развития личности, то
это непосредственно скажется и на развитии производства.
Список использованной литературы
1. Бербель Швальбе, Хайн Швальбе “Личность, карьера, успех ” (Психология
бизнеса), изд-во “Хозяйство, право”, Мюнхен, 1993
2. Д-р Пол Пауерс и Дебера Рассел, “Найди свое дело”, Москва, 1994
3. Роджер Фишер и Уильям Юри, “Путь к согласию или переговоры без
поражения”, Москва, Наука, 1992
4. Ксенчук Е.В, Киянова М.К, “Технология успеха”, Дело, Москва, 1993
5. Бойко В.В, Ковалев А.Г, “Социально-психологический климат коллектива
и личность”, Москва, 1993
6. Гришина Н.В, “Я и другие: общение в трудовом коллективе”, Л, 1993
7. Жизилев А.В, “Руководитель и коллектив”, Ставрополь, 1989




Новинки рефератов ::

Реферат: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История музыки (Музыка)


Реферат: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья (История)


Реферат: Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков (Педагогика)


Реферат: Токарно-винторезный станок (Технология)


Реферат: Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси (История)


Реферат: Суждение (Логика)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)


Реферат: "Освобожден народ, но счастлив ли народ ?" по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (Литература)


Реферат: Высшая школа и продвижение в науке (Педагогика)


Реферат: Расчет уборки навоза по технологии механизации животноводства (Ботаника)


Реферат: Крокодилы (Биология)


Реферат: Анализ добывных возможностей скважин оборудованных УШГН, Павловского месторождения (Технология)


Реферат: Бухгалтерский учёт в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конституция - основной закон государства (Право)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Соціально-економічні умови виникнення і розвитку політичної системи суспільства (Политология)


Реферат: Компьютерная подготовка (Программирование)


Реферат: Женщины в жизни Достоевского (Литература : русская)


Реферат: Пушкин (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист