GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Межличностные отношения в коллективе подростков (Психология)



ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков



ПЛАН

Введение
1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
2. Межличностные отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа
Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого
существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы
в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся
сред людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы тем не менее не
остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди
продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и
соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с
другими людьми важны и актуальны ля человека любого возраста. Однако их
значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького
ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление
и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из
актуальнейших тем в современной психологии.
Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом,
а предметом, подробно рассматриваемом в контексте объекта – межличностные
отношения в коллективе подростков.
Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на
становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также
рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

1.1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской
рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок
принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения
между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.
Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей
от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними"
( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,
что они "большие".
Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения
- переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с
отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка
отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -
значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое
положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время
знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется
эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в
отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными
взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и
полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и
учителями?
Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей ,в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или прошлом.
Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом
школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели
главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее
влиятелен.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний
балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже
семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда
дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной
помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами.
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,
идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,
старается стать таким же ,как они . В-третьих, понимание: зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и
не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого
подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и
дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ
«Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в
зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти
полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать
остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и
тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на
самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что
общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут
взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований
и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру
необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает
себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит
только из его желаний.

1.2. Межличностные отношения среди подростков
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация
общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на
развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же
подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным
причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о
вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие
может задержать его Психосексуальное развитие или придать ему нездоровый
характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая
игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки
социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в
то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с
общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся
принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь
поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому
коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений,
которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной
школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не
только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему
чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе
противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)
и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-
либо группу, общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.
Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и в
пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует
мучительное и напряженное одиночество – тоска , субъективное состояние
душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной
потребности в общении, человеческой близости.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или
надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,
эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих
ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа
пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно
сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,
скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и
многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,
признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной
сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию
и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,
командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не
осознаются.
Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.
Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую
абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и
девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и
характера аффиляции.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и
собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к
другим участникам игры.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а
девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и
девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –
создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет
не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и
девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и
жизнедеятельности.
Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в
свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не
просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления
новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их
удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и
привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя
улица.
Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируются лавным образом на базе совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения
часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой
истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –
существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно
отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и
группой, создавая та называемый «эффект стаи».
2.1. исследование подростковых компаний
Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека
любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для
старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом
возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир
человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с
«зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в
человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а
также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому
исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной
из актуальных тем в современной психологии отношений.
Необходимо исследовать компании подростков для полноты картины,
а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.
Для этого подросткам предлагалась анкета, содержащая 14 вопросов.
(бланк анкеты приведен в приложении).
По результатам исследования получили следующую таблицу
|№ |вопрос |А |Б |в |
|1 |15 |
|2 |19 |
|3 |25 |
|4 |36 |
|5 |-2 |
|6 |40 |
|7 |26 |
|8 |37 |
|9 |29 |
|10 |21 |
|11 |15 |
|12 |14 |
|13 |17 |
|14 |2 |
|15 |4 |
|16 |-4 |
|17 |12 |
|18 |19 |
|19 |37 |
|20 |28 |


Обобщив данные, получаем следующую таблицу:
|Количество |Высокая |Средняя |Равнодушие |Низкая |
| |степень |степень | |степень |
| |благополучия |благополучия | |благополучия |
|Количество |9 |9 |2 |- |
|чел. | | | | |
|% |45 |45 |10 |0 |


Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что большинство подростков считает в высокой степени
благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем, что начинает
становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена
значимости общения со взрослыми на общение со сверстниками. В своем
коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически
не могут обеспечить взрослые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что на становление межличностных отношений в подростковом
возрасте имеют огромное влияние ряд факторов, среди которых и среда, в
которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как
родителей к детям, так и между самими родителями.
В подростковом возрасте нарастающее значение имеет автономизация
подростков и перенос авторитета в общении с родителей, учителей и вообще
взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно в
этом институте социализации возможно равенство в общении. Именно поэтому
начинают формироваться устойчивые компании подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток", М.: "Просвещение",
1991 г.
2. Блага К., Шебек М., "Я - твой ученик, ты - мой учитель.", М.:
"Просвещение", 1991 г.
3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984
4. Волкова Е.М.,"Трудные дети или трудные родители?", М.: "Профиздат", 1992
г.
5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.,
Знание, 1988;
6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.", М.: "Просвещение", 1988
г.
7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.
8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
9. Лесгафт П.Ф., "Семейное воспитание ребенка и его значение", М.:
"Педагогика", 1991
10. Личко А.Е., "Психопатии и акцентуации характера у подростков.". М.:
1983 г.
11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.
12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;
13. Овчарова Р.В., "Справочная книга школьного психолога", М.:
"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.
15. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.:
Педагогика, 1975 г.
16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"
Вопросы психологии N5 1992 г.
17. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г .Ярошевского
М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
19. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:
Педагогика, 1987 г.
20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.
21. Рогов Е.И., "Настольная книга практического психолога в образовании",
М.: "Владос", 1996 г.
22. Сатир В., "Как строить себя и свою семью.", М.: "Педагогика - Пресс",
1992 г.
23. Семенов В. Д. Быть собой, М., Знание, 1989;
24. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире", М.:
"Просвещение", 1991 г.
25. Спиваковская А.С., "Как быть родителями: (о психологии
родительскойлюбви)"
М.: "Педагогика", 1986 г.
26. "Учителям и родителям о психологии подростка", Под ред. Г.Г.Аракелова,
М.: "Высшая школа", 1990 г.
27. А.Фромм, "Азбука для родителей", Л.: 1991 г.
28. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;
29. Хоментскаус Г.Т., "Семья глазами ребенка", М.: 1990 г.
30. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995

Приложение
1. Как часто собирается ваша компания?
А) каждый день;
Б) через день;
В) реже.
2. Где вы обычно собираетесь?
А) в подвале или бродим по улицам;
Б) на площадке пред домом или в подъезде;
В) у кого-либо на квартире
3. Сколько в группе лидеров?
А) один;
Б) несколько;
В) нет ни одного.
4. Что является музыкальным сопровождением ваших посиделок?
А) блатной музыкальный фольклор;
Б) западные и отечественные группы;
В) гитара или обходимся без музыки.
5. приходилось ли вам вместе с группой гулять всю ночь на пролет?
А) да;
Б) часов до двух ночи;
В) нет.
6. В каком количестве группа употребляет спиртное?
А) без ограничений;
Б) до легкого опьянения;
В) не употребляет.
7. Сколько членов группы курит табак?
А) все;
Б) половина;
В) никто.
8. Сколько членов группы употребляет травку или другие наркотики?
А) все;
Б) половина;
В) никто.
9. считаете ли вы, что, являясь членом группы можно легче удовлетворить
любопытство в сексе?
А) да;
Б) не уверен, но возможно;
В) нет.
10. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?
А) да;
Б) некоторые в составе других групп;
В) нет.
11. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?
А) да;
Б) не уверен, но возможно;
В) нет.
12. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?
А) да;
Б) некоторые в составе других групп;
В) нет.
13. Чтобы сделала ваша компания, если бы вечером проходила мимо пьяного
человека?
А) обобрала бы;
Б) оценила бы обстановку и не тронула, но посмеялась;
В) ничего.
14. Чтобы предприняла группа, если бы вы заявили о своем уходе из нее?
А) избила бы;
Б) припомнила бы все «долги и услуги»;
В) ничего.
Приложение
Положительные особенности |+3 |+2 |+1 |0 |-1 |-2 |-3 |Отрицательные
особенности | |Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | |
|Преобладает подавленность, пессимистический настрой | |Преобладает
доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | | | | | | |
|Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность | |В отношениях
между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и
понимание | | | | | | | |Группировки конфликтуют между собой | |Членам
коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах | | | | | |
| |Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению | |Успехи
или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание | | | | | |
| |Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных |
|Преобладает взаимная поддержка и одобрение | | | | | | | |Критические
замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |Члены коллектива с
уважением относятся к мнениям друг друга | | | | | | | |В коллективе каждый
считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |В трудные для
коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «одни за
всех, все за одного» | | | | | | | |В трудных случаях коллектив
«раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения | |Достижения или неудачи
коллектива переживаются всеми как свои | | | | | | | |Достижения или
неудачи коллектива не откликаются у его представителей | |Коллектив
участливо и доброжелательно относится к новым членам | | | | | | | |Новички
чувствуют себя лишними, чужими | |Коллектив активен, полон энергии | | | |
| | | |Коллектив пассивен, инертен | |Коллектив быстро откликается, если
нужно сделать полезное дело | | | | | | | |Коллектив невозможно поднять на
совместное дело, каждый думает только о личных интересах | |В коллективе
существует справедливое отношение ко всем членам коллектива | | | | | | |
|Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | |У
членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его
отмечают руководители | | | | | | | |К похвалам и поощрениям коллектива
здесь относятся равнодушно | |






Реферат на тему: Межличностные отношения в рабочих группах

План


Вступление

1. Социально-психологические особенности рабочей группы

2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы

3. Типы взаимоотношений в коллективе

4. Морально-психологический климат и его динамика

5. Классификация психотипов личностей в рабочей группе

6. Проблема лидерства

7. Роль руководителя в становлении коллектива



Вступление

Нет необходимости подробно останавливаться на значении проблемы
рабочей группы, или, как говорят на Западе, команды, для уяснения
практики делового общения. Колектив – мощный стимул трудовой активности,
приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает
творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда
он с хорошим настроением идет на роботу и с хорошим настроением
возвращается домой. Совместное решение производственных вопросов
уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал
сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются
возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и
неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.

1. Социально-психологические особенности
рабочей группы

Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения
сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.
Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие
определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной
взаимозависимости выделяются:
. Свобода и открытость информационного обмена;
. Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
. Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие
нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить
предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности
участников взаимодействия.
Психология группы – это совокупность определенных социально-
психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и
функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм
и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся
морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и
настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых
конфликтов и т.д.
В рамках анализа содержания отношений между членами рабочей группы можно
выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и
сферу межличностных отношений.
Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе
решения производственных задач.
Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между
личными и корпоративными ценностями, нравственными установками,
преобладающими в конкретной социальной группе.
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в
общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью
удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и
неформальным статусом.

2. Проблема профессиональной зрелости
рабочей группы

Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее
профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее
членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно
окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются,
дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой
коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность
раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению
поставленных задач.
Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, ее способность
тпродуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие:
1) технологические факторы, включая особенности совместного использования
орудий и предметов труда, например, передовых технологий, персональных
компьютеров и т. д.;
2) экономические факторы, т.е. формы оплаты труда, особенности формы
собственности и т.д.;
3) организационные факторы и, прежде всего, используемые отношения в
системе “руководитель - подчиненный”;
4) ценностно-мировозренческая и психологическая совместность работников.
Любая рабочая группа – это сложный социальный и профессиональный
организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием обратных и
горизонтальных связей и т.д. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт,
характерных для организации:
. разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или
инструкциях;
. должностная иерархия, порядок подчиненности;
. лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
. система позитивных и негативных санкций (отсюда – особая роль
руководителей в рабочей группе).

3. Типы взаимоотношений в коллективе

Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руководства, обратим
внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей
группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном. Она
основана на комбинации двух главных параметров – внимании к человеку,
степени учета интересов людей и внимании к производству, степени учетов
интересов дела. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов,
существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.
1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя и о производстве и о
людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не
стремится к серьезным достижениям. Главное для него – сохранить свою
должность.
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к
установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для
сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует,
будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении
производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо
просто игнорируется.
4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально
сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком
многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе.
Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и
интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех
уровнях отношений.

4. Морально-психологический климат
и его динамика

Одним важным фактором есть морально-психологический климат, сложившимся
в конкретной рабочей группе.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура:
работники обращаются в соответствии с должностями поведенческими
стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего
скрываются, цели, и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная
работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств
руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс
формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.
Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить
взаимоотношения внутри рабочей группы. Наконец, “притирка” заканчивается,
четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает
определенной степени координации действий своих членов.
Возникающая при этом групповая сплоченость может иметь позитивную,
негативную либо конформистскую направленость. В первом случае первая группа
воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди
своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются
по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть
энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными
группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснения отношений с
другими подразделениями. Производственные проблемы как-бы отходят на второй
план. Конформистскаянаправленость характеризуется чисто внешней, показной
заинтересованостью работников в результатах их трудовой деятельности,
безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится
вне рабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные
проблемы и т.д.
Морально-психологический климат рабочей группы существенным образом
зависит от ее структуры. Стуктура коллектива, т.е. реально существующая
совокупность взаимоотношений членов группы, возникшая в процессе совместной
деятальности и общения, исследуется на двух уровнях – формальном и
неформальном. Если формальная структура связана с должностным статусом
членов группы, упорядоченными, то неформальная структура складывается на
основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов
коллектива.
Неформальная структура складывается под воздействием психологических
механизмов регуляции коллективной деятельности – адаптации, комуникации,
идентификации и интеграции.

5. Классификация психотипов личностей
в рабочей группе

Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы
выступает как совокупность различных психотипов личностей.
Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки
зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе
физической конституции, особенностей нервной системы (Кречмен, Шелдон,
Павлов). Сюда относится достаточнопопулярное деление на астеников, пиквиков
и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, подвижный), холериков
(сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный,
инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный);
разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению,
ориентированы во внутрь); типология Хейманса – Ле Сенна (восемь типов
личностей, различающихся по эмоциональности, активности, впесатлительности)
и т.д.
Из числа рассмотренных выше психотипов личности наибольшее практическое
значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым
понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и
ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окружающих.
Здесь важно учитывать, что
. принадлежность к тому или иному типу определяется генетической
предрасположеностью;
. “чистых” психотипов практически не существует;
. существует прямая связь между тампераментом и деловыми качествами
конкретного индивида.
Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических реакций, он
неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и
прямолинейность, он прям, быстр, находчив в споре, зато не обидчив и
незлопамятен.
Сангвиник: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца,
неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко
приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в
общении, не конфликтен, умеет слушать других людей.
Главное качество флегматика – ориентация на неодушевленные предметы,
самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в
делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале.
Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это – идеальный
бухгалтер.
“Недоразумение природы” – так некоторые называют меланхолика. Его
главная черта – обостренная чувствительность к окружающему миру. Это
прекрасное качество, наример, для художника или музыканта, но отрицательно
сказывается на деловом общении.
Другой критерий классификации типов личности – ее социально-
психологические качества.
Интересную классификацию предложил российский ученый В. М. Шепень:
коллективисты – общительные работники, активно поддерживающие общественные
начинания; индивидуалисты – тяготеющие к персональной ответственности,
самостоятельности; претензионисты – работники, которым присущи тщеславие,
обидчивость, желание находиться в центре внимания; подражатели –
сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений; пассивные –
слабовольные работники, не проявляющие инициативы; изолированные –
работники с несносным характером.

6. Проблема лидерства

Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые
неформальные группы из трех - семи человек.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели,
которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не
обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в
общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д.
цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности
коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации
деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен
просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех
человек.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое
проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в
узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и
убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так,
иследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя
– вожака:
1) физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества – приспособляемость, увереность в себе,
авторитетность, стремление к успеху;
3) интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение,
интуиция, творческое начало;
4) способности – контактность, легкость в общении, тактичность,
дипломатичность.
Лидер гараздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и
убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером
(“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на
часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение
только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в
коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе и заслуживают особого внимания, так как
именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе.
Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных,
авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и
негативных лидеров.

6. Роль руководителя в становлении
коллектива

Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают
самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной
ситуации стиль руководства, менеджер должен прежде всего знать типичные
ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличносные
отношения с персоналом.
К типичным ошибкам относятся случаи, когда:
. руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает
подчиненных большим количеством вопросов общего характера;
. “зациклен” на одной теме в общении с персоналом, например, тредовой
дисциплине;
. ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;
. постоянно проповедует свои замыслы;
. не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;
. увлекается бумагочетством;
. малодостиупен тарриториально и во времени;
. не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых
персоналу.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно
формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения
целого ряда принципов и правил делового общения.
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства.
Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома
социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя
достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно,
руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность,
проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его
личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно
всегда помнить, что “сильный никогда не унижает” и, следовательно,
недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа
“лентяй”, “бездельник”, “тупица” и т.д.
Если подчиненный ошибся и совершил проступок, он, как правило, понимает
свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом
заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе
ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные
действия, а не личность провинившегося.
Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят
всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих
сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто
признают свои ошибки.
Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан
предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относится
ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам
по имени и отчеству, вне зависимости от их возраста.
Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не
соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный
пример руководителя.
Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать “своим” среди
подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и
служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма
распоряжения будет неефективен.
Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников
важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и
доносы.






Новинки рефератов ::

Реферат: Выбор термообработки для метчиков и плашек изготовленных из стали У10 (Технология)


Реферат: Расскажите птицы облакам... (Литература)


Реферат: Порядок ввоза в Украину автотранспортных средств (Таможенная система)


Реферат: Центральный район России (География)


Реферат: Откуда есть пошла земля русская (История)


Реферат: Разложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в XVI-последней трети XVIII в. (История)


Реферат: Контрольная по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г.Москвы к введению с 1 июля 1998г. повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояния населения" (Социология)


Реферат: Милиция общественной безопасности (Государство и право)


Реферат: Социальный контроль (Социология)


Реферат: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в. (История)


Реферат: Ответы на госэкзамены по географии (экономической, физической и экологии) (География)


Реферат: Подсолнечник (Доклад) (Биология)


Реферат: Биосинтез ДНК (Биология)


Реферат: Аналогово-цифровой преобразователь (Радиоэлектроника)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Программирование)


Реферат: Моё отношение к Печорину (Литература)


Реферат: Системы виртуальной реальности (Цифровые устройства)


Реферат: Бизнес план пивоваренного завода (Деньги и кредит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист