GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Мусульманский тип культуры (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мусульманский тип культуры (Культурология)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ



НА ТЕМУ: «МУСУЛЬМАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ».



ПЛАН РАБОТЫ:


1.Причины и условия возникноения и развития мусульманства.

2.Картина мира и система ценностей мусульманства. Единые и отличительные
признаки мусульманства и христианства.

3.Теоритическая модель социального устройства. Идея мирового исламского
государства.



ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ФБО ВГТА



99019 спец-ти 3207



ПРОВЕРИЛ:



1.На данный момент в мире существует три мировых религии: буд-
дизм,ислам и христианство.Характерными их особенностями является место
распространения религии не зависящее от места ее возникновения.Ислам-самая
поздняя по времени возникновения религия–она возникла в 7 веке нашей эры в
Аравии.
Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в
Мекке.Считалось,что он получил от бога ряд откровений,записанных в
священной книге Коране и передал их людям.
В момент возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя
элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения
Аравийского полуострова. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших
воздействие на первоначальный характер ислама: доисламские древние
верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.
Доисламские языческие верования и культы представляли собой довольно
хаотическое соединение элементов фетишизма[1] и тотемизма[2], поклонения
явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма.
Перед Мухаммедом и другими деятелями раннего ислама стоял вопрос, что из
доисламских языческих верований и культов можно включить в новую религию.
После некоторых колебаний был избран путь решительной борьбы с почитанием
всех других божеств, кроме курейшитского Аллаха.Из старого культа ислам
сохранил то большое значение, которое придавалось в нем паломничеству к
святилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каабой[3] и Земземом
осталась в исламе тем же святым городом, каким она была до него,и тем же
местом общеарабского,а в дальнейшем общемусульманского паломничества. В ее
пользу был решен и вопрос о кыбле,т.е.о том направлении,к которому должен
обращаться правоверный во время молитвы.После короткого перерыва,когда
Мухаммед в Медине,пытаясь найти общий язык с иудаизмом,установил было кыблу
в направлении Иерусалима, вопрос был пересмотрен,и с того времени каждый
молящийся мусульманин становится лицом в направлении Мекки.
Влияние иудаизма на первоначальный ислам было не меньшим, а, может быть,в
некотором отношении еще большим, чем влияние древних арабских верований и
культов.В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма.Мухаммед
вероятно,встречался с иудеями как в Мекке,так и во время своих путешествий
с караванами своей хозяйки,потом жены Хадиджи.Их рассказы о содержании
Ветхого завета могли остаться в его памяти и в более или менее измененном
виде войти потом как в текст Корана,так и в вероучение новой религии.
Ветхозаветные персонажи Ной — Нух,Авраам — Ибрахим,Моисей — Муса заняли в
нем место пророков, предшествовавших Мухаммеду. Нашел свое место в Коране и
ряд ветхозаветных легенд и мифов — о сотворении мира,о грехопадении
прародителей,об Иосифе и его братьях,о египетском плене и т.д.
Сказалось и влияние христианства,хотя и в меньшей мере.Иисус Христос под
именем Исы занял свое место среди пророков в качестве непосредственного
предшественника Мухаммеда.Некоторые новозаветные эпизоды также нашли
отражение в Коране.Но и здесь не обошлось без искажений.
Некоторые авторы высказывают предположение,что неиудейское население Медины
до поселения там Мухаммеда исповедовало христианство в одной из его
сектантских разновидностей, приверженцы которой рассматривали Иисуса не как
бога,а как человека-пророка.Для такой религии переход к исламу должен был
быть последовательным шагом,так как в ней ничто не препятствовало учению о
том,что вслед за пророком Иисусом появится новый пророк
Мухаммед,продолжающий его дело.Однако достаточных оснований для признания
этой концепции не существует.
Влияние христианства на ранний ислам сказалось,но не в представлениях о
боге.Для новой религии, прокламировавшей свое воинствующее
единобожие,больше подходил ветхозаветный Яхве, чем новозаветная Троица.Но
учения о близком конце света,о воскресении мертвых и страшном
суде,конечно,носят на себе следы христианского происхождения.
Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби
ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в “ год слона “,т.е. в 570
г.Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат
рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду
Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как
считает ислам, Пророка в истории человечества.
Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского
полуострова,где давно осело сильное племя курейш.
Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха,когда арабы не знали
истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В
святилище Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было
ссориться,проливать кровь,.Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства
разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но
одинаково чтило Каабу.В центре языческой Хаабы стоял Хубал;древние арабы
чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина
громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было
выполнено из сердолика золото заменило некогда отбитую каменную руку
).Находившийся с древних времен в Хаабе черный камень( по мнению ученых,
имевший метеоритное происхождение )олицетворял небесную силу Хубала.
Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы,
изображавшие другие аравийские божества(до 300 в Хаабе).
Жили в Мекке и иудаисты,и христиане,а так же ханифы – аскеты, благочестивые
люди,исповедовавшие строгое единобожие.Пантеон языческой Мекки состоял из
множества богов,один из которых носил имя Аллах.Благополучный брак дал
Мухаммаду обеспеченную жизнь,позволявшую иметь достаточно свободного
времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным
исканиям.Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и
смысле жизни,об основах мироздания,с годами все крепло и,наконец оформилось
в убеждение,что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить
миссию возвещения соплеменникам истинной веры.
Коран(“Коран” -чтение)- основная священная книга мусульман.Это свод
изречений и поучений,продиктованных самому пророку архангелом Джебраилом.
В Мекке ему удалось собрать много приверженцев.Опираясь на них,он подчинил
себе Мекку,а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой
религии.
В проповедях Мухаммеда основную часть занимает строгое требо-
вание почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным
его воле.Само слово “ислам” означает покорность.”Свидетельству-
ет Аллах,что нет божества,кроме него,и ангелы,и обладающие
знанием,которые стойки в справедливости:нет божества,кроме не-
го,великого,мудрого! Поистине,религия пред Аллахом - ислам...”
Сам Аллах изображается В Коране,как существо с чисто человечес-
кими моральными качествами,но в превосходной степени.Важнейшее
же качество Аллаха - это его бесконечное могущество и величие.
Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране-это
требование полной,безоговорочной покорности человека
воле Аллаха.
2.Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру
стран(Египет,Мессопатания,Индия,Иран,Средняя Азия,Африка, Испания),что при
всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они
восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того,
даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран,
опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран
долгие века существовал только на арабском -перевод его на другие языки
воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был
широко распространен во всем исламском мире. Любой грамотный и образованный
человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-
арабски.
Таким образом,арабский язык,арабская культура и государственность сыграли
существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все
страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту
общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. Термин этот, в
принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку. Как-
никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией на протяжении
многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европу и
Африку не только территориально географически, но также и в религиозно-
культурном плане.
Догматика ислама очень проста.Мусульманин должен верить,что
есть только один бог - Аллах;что Мухаммед был его посланником-пророком;что
существуют ангелы и злые духи(джинны)– они находятся во власти бога и
исполняют его волю;что в последний день мира мертвые воскреснут и все
получат воздаяние за свои дела:праведные,чтящие бога,будут наслаждаться в
раю,грешные и неверные гореть в геенне;что существует божественное
предопределение,ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.Для
мусульманина обязательна пятикратная молитва каждый день в установленные
часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях,,после
какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных;ежегодный пост (ураза, в
десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество в
священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по
возможности совершить хотя бы раз в жизни.Также обязательно обрезание
мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога,
человека и животных,чтобы не давать повода к идолопоклонству. Одно из
предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за
веру(джихад). В Коране проводится некоторое различие между приверженцами
разных немусульманских религий.К многобожникам отношение резко враждебное,к
людям,”имеющим писание”,то есть иудеям и христианам Коран выказывает
уважение. На практике в исламе всякоеразделение между сторонниками иных
религий стерлось:все они считаются неверными (джяур), подлежащим или
истреблению,или покореию.Этика ислама тоже проста: предписывается быть
справедливым,воздавать за добро добром,за зло злом,помогать бедным и
т.д.Богатство и бедность признаются естественным фактом,установленным самим
Аллахом.Единые и отличительные признакии мусульманства и христианства можно
представить сл. Образом:
|Мусульманство |Христианство |
| Основные источники религии: |
|Коран |библия |
|Аллах: |Бог: |
|«Я создал людей,чтобы они мне |«Я создал людей,чтобы они меня |
|поклонялись». |любили». |
|Он один,высочайшее существо,ему нет равных никого и нигде. |
|Одинаково соблюдают заповеди (правила)-рамадан,пост. |
| Основатель: |
|Пророк Мухаммед |Сын божий Иисус Христос |
| Обращаются к душе человека |
| Осуждают социальное неравенство. |
| Представление образа рая: |
|Отдых,наслаждение,покой |Общение с богом,соединение с Христом|
|Почитают Иисуса Христа-как одного из| |
|пророков. | |
|Отсутствует идеал человеческого | |
|совершенства или соединение бога с |----- |
|человеком. | |
| Культура: |
|Чисто местный специальный характер,в|Дало много мировых известных |
|основном остается без развития. |универсальных |
| |гениев,»вождей»,просветителей . |


3. Для обозначения мусульманского государства используется термин
«халифат»(«приемство»).Более того, современные авторы приходят к выводу,что
халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии
отдельного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а
представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской
(политической) власти и поддержанию веры на уровне религиозной общины.
Шариат (мусульманское право)органически связан с исламом, его учением.
Согласно юридической энциклопедии «Шариат - свод религиозных и правовых
норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных
преданий),содержащий нормы государственного,наследственного,уголовного и
брачно-семейного права.
Другими словами,шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии
ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.Ислам
рассматривает правовые установления как частицу единого божественного
закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,составляющим нормы
шариата,также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право.Особенно на первых
порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть(фикх)
вобрали в себя не только правовые установления,но и религиозную догматику и
мораль.В результате нормы шариата (правила, предписания),с одной стороны,
регулировали общественные(«человеческие»)отношения,а с другой - определяли
отношения мусульман с Аллахом(ибадат).Введение в шариат божественного
проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в
своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного
поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение
в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым
придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные,
- рекомендуемые,
- дозволенные,
- предосительные, но не влекущие за собой применения накзания;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Признание божественного предопределения в шариате с неизбеж-ностью породила
и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее
пределах.Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли
разную позицию.Так,одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу
воли человека.
Для шариата не к правам мусульманина,а к его обязанностям по отношению к
Аллаху.Нормы,содержащие также обязанности, определили всю жизнь
правоверного мусульманина(ежедневное совершение молитвы,соблюдение поста и
правил захоронения и т.д.).Не случайно особенностью норм,составляющих
шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в
отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы,
восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы
коллективизма,милосердие,заботы о калеках.Но в шариате нашли свое отражение
и представлении о бессилии человека перед богом,о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности.В Коране особенно подчеркивалась
необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение,
ведь Аллах с терпеливыми.Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной
власти:»Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти
среди вас»
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его
целостность.Вместе с предствлением о едином боге - Аллахе - утвердилась
идея единого правового порядка,имеющего универсальный порядок.мусульманское
право на первый план выдвигало не территориальный,а конфессиальныЙ принцип.
Мусульманин,находясь в любой другой стране,должен был соблюдать
шариат,сохранить верность исламу.Постепенно с распространением ислама и
превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной
мировой системой права.
Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в
странах Европы в том отношении,что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран
Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и
шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных
особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов.
Так,со временем с утверждением двух главных направлений в исламе
соответсвующим образом произошел раскол в шариате,где наряду с
ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление –
шиизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде
разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок
развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили
огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам
пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура
интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также
являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.
Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью
слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной
организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни
человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая
религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал
трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие,
что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки»
получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать
необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению
всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие
призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером
реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После
падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских
государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-
Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак –
Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние
десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-
прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить
на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем
современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила
ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире
вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-
институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины
(уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в
наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая
предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам
сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко
ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех
развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в
качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого
усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений
в значительной части земного шара.



Список используемой литературы:
- Энциклопедия «Мировые религии»
- Абаева, Тамгинский «Религии мира».
- Попова «Введение в культурологию».



-----------------------
[1]Фетишизм–(от франц.fetiche–идол)культ неодушевленных предметов,
наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.
[2] Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о
родстве между группами людей и тотемами (видами животных и растений).Каждая
группа носила имя своего тотема,его нельзя было убивать или употреблять в
пищу.
[3] Кааба – (от арабского ка’б – куб) мусульманский храм в Мекке,имеющий
форму куба.





Реферат на тему: Н.А. Бердяев о характере русского народа

Н.А. Бердяев
о характере русского народа.



Николай Александрович Бердяев — один из самых известных русских
философов XX века. Учился в Киевском университете. За участие в «Союзе
борьбы за освобождение рабочего класса» был исключен сослан в Вологду.
Вскоре отошел от марксизма. В начале XX столетия принимает активное участие
в духовно-общественном движении, получившем название «русский религиозный и
культурный ренессанс». Участвовал в программных сборниках «Проблемы
идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), ставших, по общему
признанию, манифестами русского идеализма. После Октября был профессором
Московского университета, основал Вольную академию духовной культуры. В
1921 году выслан из СССР; жил в Берлине, затем в Париже. Здесь им были
написаны книги, принесшие ему мировую известность.
Философия Бердяева впитала в себя множество самых разнообразных
источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме,
Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказали
Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие.
Проблемы России, русской мысли в творчестве Бердяева занимают центральное
место. Одна из последних, итоговых книг «Русская идея» (1946) — посвящена
анализу интеллектуальной истории России. Исследованием русской идеи Бердяев
начал заниматься еще в годы первой мировой войны. В 1915 году он
опубликовал очерк «Душа России», а затем серию статей, составивших книгу
«Судьба России» (1918).
Суждения Бердяева о России, русском народе, русской душе неповторимы,
свободны и широки. В них нет строгой последовательности и терминологической
точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность, обилие
афоризмов и исторических параллелей, контрасты и парадоксы. Русская душа,
пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал:
«неисчислимого количества тезисов и антитезисов» - свободы и
порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности,
предприимчивости и лени.
Труды Бердяева содержат критику социалистического пути переустройства
России. Вместе с тем за рубежом он выступал как патриот, видный
представитель русской культуры, противник различных форм русофобии. Наряду
с В.Зеньковским, Г.Федотовым и С.Франком впервые познакомил Запад с
историей русской философии, способствовал восприятию русской культуры как
явления, имеющего мировое значение.
Н.А.Бердяева и поныне считают одним из властителей дум XX века. Чему
же конкретно обязан своей известностью этот философ? Он не аналитик, не
исследователь. Он, конечно, автор оригинальных концепций: о богоподобных
возможностях человека-творца, о «ничто» как подоснове мира, не входящей в
божественную компетенцию, и т. п. Но, думается, не в этом дело. А в том,
что Бердяев — мыслитель, не устававший возвещать о драгоценной человеческой
личности и пророчествовать о ее судьбе.
Ответственный, озабоченный состоянием мира, взгляд Бердяева
формулировался в ответ на вызов времени. Большинство его пророчеств,
рождавшихся как будто от соударений с духовными реальностями и, как молнии,
озарявших будущее, до сих пор остаются в силе, о чем ясно говорит и
предлагаемая ниже подборка текстов Бердяева.

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном
самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность разгадать
загадку России, понять идею России, определить ее место в мире. Все
чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми
задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием
неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было
предчувствие, что Россия предназначена чему-то великому, что Россия —
особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная
мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от
старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство -к
Достоевскому, Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого
порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то и
подлинно народное, подлинно русское. Не может человек всю жизнь чувствовать
какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды
наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не
призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в
жизни целого народа.
Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла
еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще
оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная
жизнь была обособлена и замкнута. Россия все еще не знает мир, искаженно
воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы
России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества.
Для западного культурного человечества Россия все еще остается каким-то
чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим
варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного
человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на
Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Свет с Востока
видели лишь немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно
уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства
мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная
культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама
государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает
еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать
народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Славянская
раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или
германская. Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны,
которая являет собой совершенно небывалое историческое сплетение восточного
и западного человечества. Творческий дух России займет, наконец,
великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось
в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и
замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и не
западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России.
Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено
произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального
разума и национальной воли. И если народы Запада принуждены будут, наконец,
увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все
еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для
нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия — противоречива,
антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами. Тютчев сказал
про свою Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима
никакими аршинами доктрин и учений...
Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И
русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать
свою землю. Все подлинно русские, национальные писатели, мыслители,
публицисты — все были безгосударственниками, своеобразными анархистами.
Анархизм — явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним
левым, и нашим крайним правым. И русские либералы были скорее гуманистами,
чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти, как
нечистоты. Русская душа хочет священной власти, богоизбранной власти.
Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных
дел и земных благ...
В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании
варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика
и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это для роковой
неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей
земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства,
свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о
земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его
природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах
государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия - земля
покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в отношении к
государственной власти — так характерна для русского народа и для русской
истории. Нет пределов смиренному терпению многострадального русского
народа. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним
принципом для безгосударственного русского народа; она не из него
созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. И
потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то
немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково
думали, что государство — это «они», а не «мы». Очень характерно, что в
русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим
связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский
народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в
стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и
чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская
история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет
вырезанного и выточенного профиля.
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую
империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и
достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа,
о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной
жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему всё в свое орудие.
Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают
совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не
оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь
шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были
развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран.
Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего
непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных.
Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное.
Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные
нашествия. И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет
своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной
функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на
русскую жизнь печать безрадостности и придавленности. Невозможна была
свободная игра творческих сил человека. Власть бюрократии в русской жизни
была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в
русскую государственность и владела женственной и пассивной русской
стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в
женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русского
государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем
необъятном государстве. Чужд русскому народу империализм в западном и
буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание
империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта
тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории,
славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый
безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную
государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии,
почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта
тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала
в русском народном характере...»

После этих слов не кажется странным и алогичным соединение имени
Бердяева и феномена перестройки. Между тем перестройка, проходящая, точнее
пытающаяся проходить под знаком духовного возрождения, естественно, вызвала
интерес к именам русских философов, незаслуженно забытых. К их числу
относится и Н.А. Бердяев. Он был патриотом России и его глубоко волновала
ее судьба. Живя в переломное время, Бердяев много размышлял над прошлым,
настоящим и будущим Родины, выдвигал идеи ее преобразования и даже
употреблял при этом термин «перестройка». Его мысли о политическом
обновлении России глубоки и некоторые из них могут использоваться в
сегодняшней жизни нашего общества.
Идейное наследие Бердяева противоречиво. С одной стороны, он
оригинальный философ. Его конструктивно-творческие суждения, раздумья и
выводы представляются ныне злободневными. С другой стороны, мыслитель
выступает как критик марксизма и социалистической революции. И та и другая
позиции Бердяева находят своих сторонников. Вот почему, читая его труды,
так и хочется сказать, что Бердяев среди участников перестройки, причем
одновременно по ту и другую стороны развернувшейся борьбы. Каждый участник
перестройки по-своему читает Бердяева, осмысливает его суждения и выводы, а
затем преломляет их с учетом современного этапа перестройки в своей
практической деятельности. Следовательно, идейное наследие Бердяева и,
прежде всего его социальная философия, может рассматриваться как духовная
почва для творческих поисков решения проблем, вставших перед нами сегодня.

Революционный пафос нашей перестройки в значительной степени связан с
отрицательным отношением к советскому прошлому. Перефразируя Бердяева можно
сказать, что в перестройке слишком сильна зависимость от прошлого,
влюбленная ненависть к прошлому. Сегодня мы все более приходим к выводу,
что не ненависть, а консолидация и любовь обеспечат успех перестройки.
«Что такое русский народ, что такое народ? Народ не есть какой-нибудь
класс, какая-нибудь социальная группа, не есть крестьянство или рабочий
класс. В народ входят все русские люди, все классы и все группы. Народ есть
великое целое, существующее тысячелетие в истории, в нем соединяется
далекое историческое прошлое с далеким историческим будущим. Нельзя
произвольно называть народом то, что мне захочется в сегодняшний день
истории, и поставить определение народа в зависимость от классовой борьбы
этого сегодняшнего дня, от того соотношения социальных классов, которое
существует в настоящее. Народ глубже того, что происходит сегодня, глубже
всех преходящих классов с их противоположными интересами. И для того, чтобы
узнать лицо русского народа и судьбу этого народа в истории, нужно
присмотреться не к крестьянину и помещику, не к рабочему и промышленнику,
не к купцу и интеллигенту, а к скрытому в них русскому человеку, к душе
его, которая глубже всех этих внешних социальных оболочек. Эта душа
русского человека, душа целого народа нашла себе выражение в великой
русской литературе, у Пушкина и Гоголя, у Толстого и Достоевского. И ни
один русский человек, к какому бы классу он ни принадлежал, не может быть
исключен из русского наряда.
Дворянин, буржуа и интеллигент так же принадлежит к русскому народу,
составляет такую же неотъемлемую его часть, как и крестьянин, и рабочий
Существует русский народ, существует Россия, а не только класс рабочих или
промышленников, крестьян или помещиков. Существуют интересы всей России,
всего русского государства, интересы великого целого, а не только интересы
отдельных классов и отдельных людей. И еще нужно помнить, что само
существование и благополучие каждого русского человека и каждого класса
зависит от существования и благополучия всей России, от ее силы и величия.
Россия - мать, питающая своих сынов. Русские рабочие и крестьяне могут
вести лишь национальное существование, в материнском лоне. Если бы было
уничтожено русское государство и ослаблена русская промышленность, то
уничтожены и ослаблены были бы все русские, все классы, все крестьяне и
рабочие. Ни один русский гражданин не может поставить своего существования
вне России,— он может существовать лишь в ней и через нее. Только раб
способен легко отречься от своей родины и предать ее».

Н.А.Бердяевым были высказаны также интересные суждения об исторической
необходимости нового общества, о социально-экономической системе
коммунизма, в котором якобы предстояло жить русскому народу. Но при этом
русский мыслитель отрицательно относился к буржуазному принципу
хозяйствования, который ныне усиленно рекламируется кое-кем как панацея от
всех наших бед. Бердяев отрицательно оценивал и частную собственность,
выступал за общественную, общинную и другие коллективные формы
собственности, а также за личную трудовую собственность. По его мнению,
западные понятия о собственности чужды русскому народу, считавшего землю
божьей. Сегодня, когда в стране решается вопрос о земле, собственности,
суждения такого авторитета в понимании русской души, как Бердяев, важны
практически. Нам следует поразмыслить над ними, решать вопросы о земельной
и другой собственности без излишней торопливости, на основании свободного
волеизъявления непосредственно самого народа путем референдума.
Отвергая критику буржуазной политэкономии коммунистического принципа
как утопического, Бердяев делает вывод, что экономический человек преходящ,
что вполне возможна новая мотивация труда, более соответствующая
достоинству человека. Это не может быть лишь проблемой организации
общества. Главное здесь воспитание нового человека. Нельзя создать нового
человека и новое общество, объявив хозяйственную жизнь обязательным делом
чиновников государства. Коммунизм в той форме, в какой он сложился в
России, есть, по Бердяеву, крайний этатизм, а советское государство —
тоталитарное государство.
Созвучны идеям перестройки и суждения Бердяева о плюралистической
социальной системе. Он говорил, что свободе человеческого духа
соответствует не монистическая, а плюралистическая социальная система, ибо
первая ведет к тирании и угнетению личности. В политике Бердяев выступал за
многопартийность, высказывался за образование новой партии, которая была бы
левее кадетов по своей связи с народными массами, с историческим прошлым
России, с почитанием ее заветов и основ.
Процессы демократизации выдвинули на передний план в формировании
общественного сознания повышение общей и политической культуры, сделали
злободневными проблемы соотношения слов и реальности в общественных
отношениях, демократии и личности, отвлеченности, абсолютности и
относительности в политике.
«Русский народ — единый великий народ, а не механическая смесь
разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы. Русский народ имеет
свое лицо в мире, не похожее ни на один народ, свою историю, свое великое
просимое и великое будущее, имеет задачи, выпавшие на его долю. И русский
народ должен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире, свое
дело в мире. У всякого здорового, жизнеспособного, свободного человека это
чувство сильнее, чем классовый интерес, чем классовая рознь. Это великое
чувство национального единства и национального призвания есть у французов,
у англичан, у немцев. Если бы оно совсем исчезло у русских, то Россия
перестала бы существовать и русский народ рассыпался бы, как пыль. Сейчас
происходит в России болезненный и мучительный переход к новому
национальному сознанию и новому свободному патриотизму. Старое умерло,
новое же еще не родилось. Революцию совершил весь русский народ, как
великое целое, а не тот или иной класс, совершил из чувства самосохранения
и из порыва к новой, свободной жизни. И переход к демократии есть переход к
самоуправлению целого народа, независимо от принадлежности к тому или иному
классу. Демократия есть гражданская и политическая зрелость целого народа.
Демократию нельзя противопоставлять буржуазии, как это у нас теперь делают
по невежеству. Демократия означает верховную власть всего народа, и в нее
входит каждый русский гражданин, права которого должны быть обеспечены в
равной степени с правом всех остальных граждан. Демократию нельзя понимать
как господство рабочего класса или крестьянства. Диктатура пролетариата
была бы насилием меньшинства над большинством, и она по существу враждебна
демократии, антидемократична, она посягает на суверенитет народа,
устраивает против него заговор. Свободный народ не может потерпеть
диктатуры какого-нибудь класса.
Переход целого народа, так долго жившего в рабстве, к
демократической форме государственности прежде всего ставит задачу
воспитания народа, роста сознания, просвещения и культуры в массе народной,
духовного возрождения тех человеческих душ, из которых состоит народ. Если
народ в массе своей состоит из рабьих душ, полных рабьих склонностей к
насилию, неуважению к человеческому достоинству, к свободе и правам
личности, то он еще неподготовлен и неспособен к демократии и ему грозит
неизбежное восстановление деспотизма, возвращение к какой-нибудь форме
цезаризма. Насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, всегда
готовят тиранию. Насилующий будет изнасилован, это — закон природы. Вот
почему задача воспитания и просвещения массы русского наряда есть основная
задача, поставленная превращением России в демократическое государство.
Демократия может быть лишь особого рода культурой человеческого духа,
или она будет худшим из рабств, худшей из деспотий. Лишь свободные,
управляющие собой души способны создать свободное демократическое
государство.
Народ тогда только достоин наименования свободного народа и граждански
зрелого народа, когда он сознает свое национальной единство и целость как
внутри своего собственного государства, так и во вне, перед другими
народами и государствами. Когда народ распадается на части внутри и не
хочет защищать своей целости и своего достоинства во вне, он возвращается к
рабскому состоянию, он не готов для Свободы. Вот почему отношение к
единству государственный власти в России и к войне есть испытание зрелости
русского народа для новой, свободной жизни.
Русский народ в нынешний грозный и ответственный час своей истории
должен сознать свое нравственное, государственное и культурное единство,
свою нерушимую целость перед теми дробными частями, классами, областями и
народностями, из которых состоит русское государство, и перед теми народами
и государствами, из которых состоит человечество. Этому сознанию целости и
единства должна быть подчинена социальная борьба классов. Народ должен
поскорее определить свое свободно-гражданское отношение к единству своего
государства и к войне. Время не терпит. Каждый день стихийного нарастания
анархии и разложения влечет Россию в бездну и готовит ей рабство, рабство
чужеземное и рабство у собственных темных сил, которые одинаково есть и с
крайней правой, и с крайней левой стороны.
Государственный порядок и побеждающий всякую анархию, уже в нем самом,
а не вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличается от раба, что
он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или
бунтовать. Бунт из долгого исторического рабства и переходит к жизни
вольной, к народовластию и народоправству. Велико было долготерпение
русского народа, и оно внушало иностранцам мысль, что русский народ — раб в
душе. И вот теперь русский народ должен показать всему миру, что он
поистине свободный народ. После происшедшего великого переворота русский
человек должен сам собой управлять. Источник власти, поддерживающий
государственный порядок и побеждающий всякую анархию, уже в нем самом, а не
вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличается от раба, что он
умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или
бунтовать. Бунт есть лишь обратная сторона рабства. Свободный может сделать
революцию, но не может бунтовать, ибо свободный только на себя возлагает
ответственность за судьбу своего государства и своего отечества. И только
те, которые остаются рабами в душе, могут относиться к своему государству и
своему отечеству, как к чужому, навязанному им, враждебному.
Народ достоин гражданской зрелости, когда он научается управлять
собой. Свобода и есть прежде всего способность к самоуправлению. Управлять
другими, управлять целой страной могут лишь те, которые научились управлять
собой, своими мыслями и чувствами, своей собственной стихией. Лишь те могут
установить порядок в стране, которые установили порядок внутри себя,
привели в порядок собственную волю и направили ее к высшей цели.
Но целью, во имя которой русский человек должен научиться управлять
собой и управлять другими, не может быть корыстный интерес отдельных людей
или классов. Такой целью может быть лишь благо целого, благо России, благо
всего народа, подъем народа до более высокой жизни в правде и истине.
Свобода не означает произвола, не означает, что каждый может делать, что
ему в голову взбредет,— свобода предполагает уважение ко всякой
человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав, бережное отношение к
собственной и чужой человеческой душе Те, у кого анархия внутри, анархия в
мыслях, воле и чувствах, ничего, кроме анархии, не могут создать в стране,
в государстве, в жизни всего народа. Тогда часть восстает на целое, каждое
стремится к своим частным, личным или групповым интересам, не считаясь с
интересами России, с благом всего русского народа. Свобода невозможна без
дисциплины без самообуздания и самоограничения, без подчинения себя той
истине, которая и делает человека свободным.
В Евангелии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас
свободными». И целый народ делается свободен лишь тогда, когда он познает
истину и служит ей.
Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способности к самоуправлению
и самоограничению, к подчинению себя высшим целям превращает народ в стадо
диких зверей и возвращает его к рабству первобытных времен. Неумение
управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому есть знак
рабского состояния и ведет к разделению России, к превращению ее в
бесформенную кучу рассыпающегося песка. Каждый тащит себе то, что ему
нужно, и от этого расхищения перестает существовать русский народ как
великое целое.
Свободный никого не насилует, ни у кого ничего не похищает, он всем
дарует свободу, всем обеспечивает их права. Кто совершает насилия, тот еще
раб. Народ может осуществлять свои цели, реализовать все свои силы лишь в
государстве; не защищенный собственным государством, он попадает в рабство
к другим народам. Но государство не может быть сыпучим песком, оно должно
быть кристаллом, имеющим строгие очертания и границы. Создание, охранение и
развитие государства требует от народа закала характера, твердости народной
воли. Бесхарактерность народа подвергает опасности существование его
государства и грозит народу рабством.
Русский народ вступает в новый период своего исторического
существования, он переходит к форме государственности, именуемой
демократией. Демократия же основана на самоуправлении народа, на высоких
качествах народного характера. Народ, в котором обнаружится рабский дух,
который не захочет управлять собой и будет склонен к насилиям, такой народ
не способен к демократии, не созрел до нее.
Еще Монтескье учил, что демократия основана на доблести, на любви к
общему делу. Если этой доблести нет в душе народа, если нет любви к общему
делу, то демократия вырождается в деспотию. И русский народ ныне держит
экзамен на демократию, история испытывает его «доблесть», его гражданскую
зрелость".

Прав философ, когда пишет, что слова имеют огромную власть над нашей
жизнью. В этом мы ежедневно убеждаемся. Как в 1917 году, так и сегодня,
восемьдесят лет спустя, мы произносим, слушаем и читаем слова, часто не
отдавая себе отчета в их реальном содержании, принимаем слова на веру,
выдаем им безграничный кредит. В общественной жизни условная, но ставшая
привычной фразеология приобретает порой почти власть. Характерной чертой
нашей жизни стали ярлыки-слова. Они еще в большей степени, чем во времена
Бердяева, выступают самостоятельной общественной силой.
«У нас, — отмечал он, — часто убивают людей посредством приклеивания
ярлыков «реакционер», «оппортунист» и т. п., хотя, может быть, за этим
скрывается сложное и оригинальное явление, неопределимое обычными. В другом
лагере убивают при помощи слов противоположных. И все боятся слов и
ярлыков».
Мы и сегодня загипнотизированы словами и почти не можем мыслить вне
этих ярлыков. А ведь как правильно подметил Бердяев, реальный вес этих слов
невелик и реальное их содержание все более и более испаряется.
Бердяев приводит пример, который в переработанном варианте можно
отнести и к характеристике некоторых наших народных депутатов,
разглагольствующих на съездах и сессиях Советов всех уровней.
Говоря о России, Бердяев отмечал, что многие думают: «Главная беда
России в том, что русское общество недостаточно либерально или радикально,
ожидая многого от поворота общества влево. В действительности же главная
беда в «плохой общественной клетке», недостатке настоящих людей, которых
история могла бы призвать для реального, подлинно радикального
преобразования страны, в слабости русской воли, недостатке общественного
самовоспитания и самодисциплины. Нашему обществу недостает характера,
способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает
«среда», он сильно подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее. России
нужна прежде всего радикальная моральная реформа, возрождение самих истоков
жизни".
Читая Бердяева, невольно приходишь к мысли: история как бы
повторяется, как и в первые годы Октября, сегодня «правая» Россия начала
уже разлагаться, когда «левая» не вполне созрела. «Все приходит у нас
слишком поздно. И мы слишком долго находимся в переходном состоянии, в
каком-то междуцарствии».
Но русский мыслитель верил в народ и предсказывал ему великое будущее.
«В глубине клеток народной жизни должно произойти перерождение, идущее
изнутри, и я верю, что оно происходит, что русский народ духовно жив и что
ему предстоит великое будущее. Смутная эпоха пройдет. Пора сбросить внешние
покровы и обнаружить истинную сущность вещей, истинные реальности».
Самоуправление возлагает ответственность за судьбу общественности на
человека и его силу, на народ. Народ, по Бердяеву, не механическая,
бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером, дисциплиной
сознания и дисциплиной воли, знающий, чего хочет. А демократия — это
организованная и обнаружившаяся во вне потенция человеческой природы
народа, его достигнутая способность к самоуправлению, к властвованию.
Бердяев обращает внимание то, что властвовать может лишь тот, кто властвует
над собой, что потеря личного и национального самообладания, расковывание
хаоса делают демократию невозможной, они ведут к деспотизму. Поэтому задача
образования демократии — это образование национального характера,
предполагающего образование личного характера. Общественные сознание и воля
должны быть направлены на выработку закала личности, а этой направленности
у нас до сих пор нет. Демократию и сегодня в нашем обществе слишком часто
понимают навыворот — не ставят ее в зависимость от внутренней способности к
самоуправлению, от характера народа и личности. Как предостерегал Бердяев —
это реальная опасность для нашего будущего. Сегодня в условиях перестройки
эти опасения многократно подтверждаются.
Как и в 1918 году, ныне перед нашим народом стоит исторической
важности задача — перейти к истинному самоуправлению. Решая ее, следует
помнить и учитывать суждения Бердяева о том, что «этот переход зависит от
качества человеческого материала, от способности самоуправлению всех нас.
Это требует исключительного уважения к личности, ее правам, к ее духовно
самоуправляющейся природе». При этом философ предупреждает, что «никакими
искусственными взвинчиваниями нельзя создать способности к самоуправлению.
Разъяренная толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не способна
управлять ни собой, ни другими...».
Обращая свои взоры к России, думая о ее судьбе, Бердяев с горечью
отмечал, что «России более всего недостает людей с дарованием власти», но
вместе с тем с оптимизмом утверждал, что «такие люди должны явиться». И как
бы подтверждая прозорливость мыслителя, наша перестройка выдвигает таких
людей. Осуществляемое ныне строительство гуманного, демократического
общества с присущими ему атрибутами гласности, правового государства,
плюрализма, форм собственности, многопартийной политической системы
свидетельствует, что некоторые конструктивно-перестроечные идеи
Н.А.Бердяева предвосхищают эти процессы.

«Русский народ вышел из подневольного состояния, из долгого
исторического рабства и переходит к жизни вольной, к народовластию и
народоправству. Велико было долготерпение русского народа, и оно внушало
иностранцам мысль, что русский народ - раб в душе. И вот теперь русский
народ должен доказать всему миру, что он поистине свободный народ. После
прошедшего великого переворота русский человек должен сам собой управлять.
Источник власти в нем самом, а не вне его и не над ним.
Постыдно думать, что русский народ лишь до тех пор составлял единое и
великое государство, пока он жил в рабстве и принуждении, и перешел к
анархии и распадению, когда стал свободным. И еще постыднее думать, что
русский народ лишь до тех пор составлял доблестную армию и исполнял свой
долг перед родиной, пока его принуждали к этому, как раба. Если бы
оказалось, что для русского народа возможны или рабская покорность и
принуждение из кнута, или рабский бунт и анархия, то народ этот был бы
обречен на гибель. Тогда народ распадется и превратится в беспорядочные
орды, которым вновь придется призывать варяг. Произойдет возвращение к
истокам русской истории, и вновь нужно будет собирать великую Россию.
Слишком многие сейчас проповедуют это возвращение назад и с легкостью
отрицают весь труд русской истории, все жертвы, принесенные народом для
создания единой, великой и сильной России.
Но я верю, что русский народ, переживший уже смутную эпоху, переживет
и теперь соблазны и падения и перейдет к высшей, свободной жизни. Но нужно
открыто говорить и кричать о том, что те, которые сейчас толкают народ на
путь анархии и распадения, толкают его на путь рабства и унижения и убивают
душу народа. Всякий народ живет в истории и совершает великие дела силой и
цельностью своего духа. Когда дух народа растлевается и угашается, народ
сходит с исторической сцены, отодвигается на второй план и отцветает. Но
русскому народу предстоит еще великая роль в истории, он только теперь
вступает в мировую новую жизнь, и, верю, он не погибнет».

Социально-философское наследие Бердяева содержит множество
интереснейших мыслей, которые, творчески переработанные и усвоенные
участниками перестройки, могут содействовать ей.



Литература:

Адюшкин В.Н. Социальная философия Н.Бердяева в свете перестройки
// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1991. -
N3. - С.76-85.
Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. - М., 1992. - С.295-304.
Бердяев Н.А. Свободный народ // Родина. - 1990. - N1. - С.8-9.
Судьба человека в современном мире. (Статьи, письма Н.А.Бердяева) //Новый
мир. - 1990. - N1. - С.207-232.




Новинки рефератов ::

Реферат: Культура поведения курсанта в кинотеатре (Культурология)


Реферат: Емельян Пугачёв (История)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Тема поэта и поэзии у А.С. Пушкина (Литература)


Реферат: Сетевые карты (Программирование)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Криминологическая характеристика женской преступности (Право)


Реферат: Испытание сортов картофеля иностранной и отечественной селекции (Ботаника)


Реферат: Динамика эпидемиологии мочекаменной болезни кошек и собак в условиях мегаполиса (Ветеринария)


Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)


Реферат: Земельный налог и налог на имущество предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: ТВ драматургия "Анализ книги Ю.М. Лотмана "Семиотика кино и проблемы киноэстетики"", "Проблема знаков" (Искусство и культура)


Реферат: Двигатели постоянного тока (Физика)


Реферат: Отмена крепостного права в России (История)


Реферат: Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде (Психология)


Реферат: Орбитальный телескоп Хаббл (Астрономия)


Реферат: Перикл - лидер Афинской демократии (Философия)


Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй (История)


Реферат: Аграрный вопрос в программах политических партий начала 20 века (Государство и право)


Реферат: Internet (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист