GeoSELECT.ru



Страхование / Реферат: Страхование в условиях рыночной экономики (Страхование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Страхование в условиях рыночной экономики (Страхование)


План:


1. Необходимость, содержание, функции и роль государственного ре-

гулирования страховой деятельности.

2. Организация государственного контроля страхового дела в РФ.

3. Проблемы и пути совершенствования страховой деятельности в РФ.

Использованная литература.



Необходимость, содержание, функции и роль государственного


регулирования страховой деятельности.


Государственный надзор за страховой деятельностью осущес-
твляется в целях соблюдения требований законодательства Россий-
ской Федерации о страховании, эффективного развития страховых ус-
луг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных
заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой деятельностью на террито-
рии Российской Федерации осуществляется федеральным органом ис-
полнительной власти по надзору за страховой деятельностью, дей-
ствующей на основании Положения, утверждаемого Правительством
Российской Федерации.
Основными функциями федерального органа исполнительной влас-
ти по надзору за страховой деятельностью являются:
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой
деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и
объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспече-
нием платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых
резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетнос-
ти о страховой деятельности;
д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях раз-
решений на увеличение размеров уставных капиталов страховых орга-
низаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение
сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (до-
лей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на от-
крытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвести-
циями;
е) разработка нормативных и методических документов по воп-
росам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к ком-
петенции федерального органа исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью;
ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и
представление в установленном порядке предложений по развитию и
совершенствованию законодательства Российской Федерации о страхо-
вании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страхо-
вой деятельностью вправе:
а) получать от страховщиков установленную отчетность о стра-
ховой деятельности, информацию об их финансовом положении, полу-
чать необходимую для выполнения возложенных на нее функций инфор-
мацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе бан-
ков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законода-
тельства Российской Федерации о страховании и достоверности пред-
ставляемой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований настояще-
го Закона давать им предписания по их устранению, а в случае не-
выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дей-
ствие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных
нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страхов-
щика в случае неоднократного нарушения последним законода-
тельства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и
организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции на страховом рынке

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке
обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
в соответствии с антимонопольным законодательством Российской
Федерации.

Лицензирование страховой деятельности

Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются
федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
учредительных документов;
свидетельства о регистрации;
справки о размере оплаченного уставного капитала;
экономического обоснования страховой деятельности;
правил по видам страхования;
расчетов страховых тарифов;
сведений о руководителях и их заместителях;
б) страховщикам, предметом деятельности которых является
исключительно перестрахование, на основании их заявлений с
приложением:
учредительных документов;
свидетельства о регистрации;
справки о размере оплаченного уставного капитала;
сведений о руководителях и их заместителях.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и
обязательного личного страхования, имущественного страхования и
страхования ответственности, а также перестрахования, если
предметом деятельности страховщика является исключительно
перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды
страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о
выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента
получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии
на осуществление страховой деятельности может служить
несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям
законодательства Российской Федерации.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому
лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страхов-
щик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по
надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента ре-
гистрации этих изменений в установленном порядке.

В РФ в целях упорядочивания деятельности в сфере страхования,
а также в целях совершенствования государственного контроля, раз-
работаны и утверждены,
УСЛОВИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12.10.92 N 02-02/4

Лицензирование страховой деятельности осуществляется Феде-
ральной службой России по надзору за страховой деятельностью
(Росстрахнадзором).
Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой
определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых
организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), свя-
занная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за
счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для
выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определе-
нием размера ущерба, размера страховых выплат, иная консульта-
ционная и исследовательская деятельность в области страхования,
не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Усло-
виями.
Настоящие Условия являются едиными для всех страховщиков,
осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федера-
ции.

Лицензия

Лицензия на проведение страховой деятельности является доку-
ментом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страхо-
вой деятельности на территории Российской Федерации при соблюде-
нии им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой дея-
тельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Лицензия выдается по установленной форме и содержит следую-
щие реквизиты:
- наименование страховщика, владеющего лицензией, его
юридический адрес;
- наименование отрасли, формы проведения и вида (видов)
страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов)
страхования, на проведение которого имеет право страховщик, и
территории, на которой он имеет право проведения этого вида
(видов);
- номер лицензии и дату решения Росстрахнадзора о выдаче
лицензии;
- подпись Руководителя (его заместителя) и гербовую печать
Росстрахнадзора;
- регистрационный номер по государственному реестру.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет
ограничения по сроку действия, если это специально не
предусмотрено при ее выдаче.
В случае, если отсутствует информация, позволяющая достовер-
но оценить страховой риск, страховщику может быть выдана времен-
ная лицензия, в которой, помимо реквизитов, указывается срок, на
который она выдана.
Действие договоров страхования, заключенных страховщиком при
наличии временной лицензии, не может выходить за пределы срока ее
действия.
Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
- личного страхования
- имущественного страхования
- страхования ответственности
- перестрахования, если предметом деятельности страховщика
является исключительно перестрахование
по видам страховой деятельности:
личное страхование, включающее:
(1) страхование жизни
(2) страхование от несчастных случаев и болезней
(3) медицинское страхование
имущественное страхование, включающее:
(4) страхование средств наземного транспорта
(5) страхование средств воздушного транспорта
(6) страхование средств водного транспорта
(7) страхование грузов
(8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных
(4), (5), (6), (7)
(9) страхование финансовых рисков
страхование ответственности, включающее:
(10) страхование ответственности заемщиков за непогашение
кредитов
(11) страхование ответственности владельцев автотранспортных
средств
(12) страхование иных видов ответственности
(13) по перестрахованию
Лицензирование обязательного страхования проводится в
соответствии с законами Российской Федерации.

Владельцы лицензий

Лицензия на проведение страховой деятельности может быть вы-
дана страховщику, зарегистрированному на территории Российской
Федерации при соблюдении требований, предъявляемых действующим
законодательством и настоящими Условиями.
Для получения лицензии на право проведения страховой дея-
тельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме
уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей - по видам
страховой деятельности, 15.0 млн. рублей - по перестрахованию,
если предметом деятельности является исключительно перестрахова-
ние.
Оплаченный в денежной форме уставный капитал и иные собствен-
ные денежные средства страховщика должны обеспечивать проведение
планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимае-
мых страховщиком обязательств по договорам страхования и состав-
лять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, пла-
нируемой страховщиком на первом году деятельности):
А. по виду страховой деятельности (1) - не менее 3 процентов;
Б. по видам страховой деятельности (2), (3), (4), (7), (8),
(11) - не менее 5 процентов;
В. по видам страховой деятельности (5), (6), (9), (10) - не
менее 8 процентов;
Г. по видам страховой деятельности (12), (13) - не менее 12
процентов.
Если страховщик подает документы для получения лицензии на
проведение различных видов страховой деятельности, величина
средств, указанных в п. 3.2 и 3.3, исчисляется раздельно по стра-
хованию жизни и иным видам страховой деятельности. При этом раз-
мер совокупного объема собственных средств исчисляется по макси-
мальному проценту, установленному для его определения, по видам
страховой деятельности (иным, чем страхование жизни), включенным
в план деятельности страховщика.
Максимальная ответственность по отдельному риску по видам
страховой деятельности (1), (2), (3), (11) не может превышать 10
процентов собственных средств страховщика. По остальным видам
страховой деятельности максимальная ответственность по пяти наи-
более крупным рискам не должна превышать двукратного размера соб-
ственных средств.

Порядок выдачи лицензий на проведение
страховой деятельности

Для получения лицензии страховщик обращается в Росстрахнад-
зор с заявлением установленной формы ,в котором должны быть ука-
заны:
- полное наименование страховщика; его юридический адрес;
- размеры оплаченного уставного капитала и других собственных
средств;
- виды страхования, по которым представлены документы на
лицензирование;
- территория, на которой будет проводиться страховая
деятельность;
- наименование и юридический адрес банка (банков), в котором
открыты счета страховщика.
К заявлению прилагаются:
заверенные копии учредительных документов:
а) устав, разработанный в соответствии с действующим
законодательством;
б) протокол учредительного собрания или решение о создании;
копия свидетельства о регистрации;
справки банков о размере оплаченного уставного
капитала;
экономическое обоснование страховой деятельности,
включающее:
а) бизнес-план на три года по лицензируемому виду страхова-
ния, содержащий прогноз развития страховых операций с указанием:
- размера собственных денежных средств;
- количества договоров (по личному страхованию - количества
застрахованных);
- среднего страхового тарифа;
- суммы страховых взносов;
- совокупной страховой суммы;
- суммы страховых выплат;
- размеров образуемых страховых резервов;
- затрат на проведение страховой деятельности, включая
комиссионное вознаграждение за размещение страховых полисов;
- максимальной ответственности по индивидуальному страховому
риску;
- предполагаемого размера прибыли, в т.ч. от инвестиционной
деятельности;
б) план по перестрахованию (в произвольной форме), в случае
если максимальный объем ответственности по индивидуальному риску
превышает установленные соотношения;
в) план размещения страховых резервов, подтверждающий
возможность выполнения страховщиком обязательств, вытекающих из
договоров страхования;
г) баланс страховщика с приложением отчета о финансовых
результатах.
правила по видам страхования, которые в соответствии с
Законом "О страховании" и общими условиями действительности
сделок, предусмотренными гражданским законодательством, содержат:
- определение круга субъектов страхования (страхователи,
застрахованные) и ограничения по заключению договора страхования;
- определение объектов страхования;
- определение перечня страховых случаев, при наступлении
которых возникает ответственность страховщика по страховым
выплатам (основные и дополнительные условия);
- тарифы (ставки) страховых премий (взносов);
- максимальный (минимальный) срок страхования;
- порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых
премий (взносов);
- взаимные обязательства сторон по страховому договору и
возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;
- порядок рассмотрения претензий по договору страхования.
К правилам страхования должны быть приложены образцы форм
договоров (полисов).
расчет страховых тарифов;
сведения о руководителях и его заместителях
Страховщик несет ответственность за достоверность
информации, указанной в документах, представленных на
лицензирование.
Росстрахнадзор рассматривает заявления юридических лиц о
выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента
получения документов на лицензирование.
Страховщику, сдавшему документы на лицензирование,
выдается справка, подтверждающая прием документов, по
установленному образцу
За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой
деятельности Федеральная служба России по надзору за страховой
деятельностью взимает в федеральный бюджет со страховщиков плату в
размере 50-кратного установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда.
В случае необходимости замены лицензии плата взимается в
аналогичном размере.
Об изменениях, внесенных в учредительные документы,
страховщик обязан сообщить Росстрахнадзору в месячный срок с
момента регистрации этих изменений в установленном порядке и
представить копию свидетельства о внесенных изменениях.
Об отказе в выдаче лицензии Росстрахнадзор сообщает
страховщику в письменной форме с указанием причин отказа.

Контроль за использованием лицензии

Действие лицензии может быть приостановлено или ограничено
при выявлении нарушений требования Закона "О страховании" и нас-
тоящих Условий, в том числе в следующих случаях:
проведения видов страховой деятельности, не предусмотренных
лицензией;
нарушений, связанных с образованием и использованием (разме-
щением) страховых резервов;
необоснованного снижения размеров страховых тарифов;
несоблюдения страховщиком гарантий платежеспособности;
систематического невыполнения страховщиком обязательств
перед страхователями;
отказа страховщика предоставить необходимые документы,
затребованные Росстрахнадзором, связанные с проведением страховой
деятельности данной организации;
установления факта предоставления недостоверной или
умышленно искаженной страховщиком информации в документах,
явившихся основанием для выдачи лицензии;
несообщения в установленные сроки Росстрахнадзору
изменений, внесенных в учредительные документы.
При установлении нарушений Росстрахнадзор дает предписание по
их устранению, а в случае невыполнения предписаний -
приостанавливает или ограничивает действие лицензии.
Действие лицензии приостанавливается или ограничивается со дня
доведения такого решения Росстрахнадзора до страховщика.
Росстрахнадзор имеет право отозвать лицензию в случае неус-
транения в установленные им сроки обстоятельств, явившихся осно-
ванием для приостановления или ограничения действия лицензии.
Лицензия прекращает свое действие после принятия
Росстрахнадзором такого решения.
Решение о приостановлении, ограничении действия или отзыве
лицензии, а также о восстановлении лицензии, Росстрахнадзор
сообщает в письменном виде страховщику.
В случае принятия Росстрахнадзором решения о приостановлении,
ограничении или прекращении действия лицензии по данному виду
страховой деятельности страховщик не вправе заключать новые дого-
воры страхования по данному виду страховой деятельности.
По ранее заключенным договорам страхования страховщик
выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.
При ликвидации и реорганизации страховщика, принятии решения
об отзыве лицензии или в иных случаях, связанных с заменой блан-
ка лицензии, страховщик обязан выданную лицензию возвратить в
Росстрахнадзор.

Особые условия лицензирования отдельных видов страховой дея-
тельности устанавливаются специальными правилами Росстрахнадзора.
Росстрахнадзор ежемесячно публикует данные о страховщиках,
которым выданы, приостановлены или отозваны лицензии на проведе-
ние страховой деятельности с указанием:
- наименования страховщика;
- юридического адреса;
- даты выдачи лицензии;
- номера лицензии;
- видов страховой деятельности, разрешенных лицензией.
Страховщик имеет право обжаловать действия Росстрахнадзора в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



2. Организация государственного контроля страхового дела в РФ.


Для осуществления государственного контроля в сфере страхо-
вой деятельности в РФ действует Федеральная служба по надзору за
страховой деятельностью.
В целях организации ее работы, определению ее прав и обязан-
ностей принято "ПОЛОЖЕНИЕ "Об инспекции Федеральной службы Рос-
сии по надзору за страховой деятельностью (инспекции
Росстрахнадзора)".
Инспекция Росстрахнадзора входит в систему государственно-
го страхового надзора и осуществляет в пределах установленной
настоящим Положением компетенции свою деятельность на соответ-
ствующей территории Российской Федерации.
Инспекция Росстрахнадзора в своей деятельности руковод-
ствуется законодательством Российской Федерации, правовыми акта-
ми органов государственной власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных окру-
гов, города Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетен-
ции, а также настоящим Положением и иными актами Росстрахнадзора.
Инспекция Росстрахнадзора осуществляет свою деятельность
под руководством Федеральной службы России по надзору за страхо-
вой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию респуб-
лик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, - во взаи-
модействии с соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Главной задачей Инспекции Росстрахнадзора является обеспече-
ние соблюдения требований законодательства Российской Федерации о
страховании всеми участниками страховых отношений на соответ-
ствующей территории Российской Федерации в целях эффективного
развития рынка страховых услуг.
Инспекция Росстрахнадзора осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает контроль за соблюдением требований законо-
дательства Российской Федерации о страховании;
б) осуществляет контроль за исполнением страховщиками норма-
тивных актов Федеральной службы России по надзору за страховой
деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;
в) осуществляет контроль за обоснованностью страховых тари-
фов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) осуществляет контроль за соблюдением установленных Феде-
ральной службой России по надзору за страховой деятельностью пра-
вил формирования и размещения страховых резервов;
д) обобщает практику работы страховщиков, страховых посред-
ников и других участников страхового рынка и представляет в Феде-
ральную службу России по надзору за страховой деятельностью пред-
ложения по совершенствованию практики надзора за страховой дея-
тельностью и законодательства о страховании;
е) рассматривает заявления и жалобы физических и юридических
лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Россий-
ской Федерации о страховании;
ж) представляет в установленном порядке бухгалтерскую, ста-
тистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о
своей деятельности.
Инспекция Росстрахнадзора имеет право:
а) проводить у страховщиков проверку достоверности пред-
ставляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страхо-
вании;
б) получать от страховщиков установленную отчетность о стра-
ховой деятельности, информацию об их финансовом положении, полу-
чать необходимую для выполнения возложенных на нее функций инфор-
мацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе бан-
ков, а также от граждан;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований законо-
дательства Российской Федерации о страховании принимать меры по
их устранению;
г) вносить в Федеральную службу России по надзору за страхо-
вой деятельностью представление о приостановлении, ограничении
действия либо об отзыве лицензии.
Инспекцию Росстрахнадзора возглавляет Начальник, назначаемый
Руководителем Федеральной службы России по надзору за страховой
деятельностью по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Начальник Инспекции Росстрахнадзора:
а) несет персональную ответственность за выполнение возло-
женных на Инспекцию Росстрахнадзора задач и функций;
б) без доверенности действует от имени Инспекции Росстрах-
надзора, представляет ее интересы, распоряжается средствами и
имуществом, заключает договоры (соглашения), осуществляет прием
на работу и увольнение работников Инспекции, открывает счета в
банках.
Должностные лица Инспекции Росстрахнадзора не вправе ис-
пользовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме све-
дения, составляющие коммерческую тайну страховщика.
Действия Инспекции Росстрахнадзора могут быть обжалованы в
Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью,
в арбитражный суд или в суд в установленном законодательством по-
рядке.
Инспекция Росстрахнадзора является юридическим лицом, имеет
расчетный и другие счета в банках, гербовую печать со своим наи-
менованием.
Штатное расписание и смета расходов Инспекции Росстрахнадзо-
ра утверждаются Начальником Инспекции в пределах выделенных Феде-
ральной службой России по надзору за страховой деятельностью ас-
сигнований и установленных фонда оплаты труда и численности ра-
ботников.
Контроль за расходованием выделенных Инспекции ассигнований
осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой
деятельностью.
Ревизия деятельности Инспекции Росстрахнадзора осуществляет-
ся центральным аппаратом Федеральной службы России по надзору за
страховой деятельностью.


3. Проблемы и пути совершенствования страховой деятельности в РФ.


В настоящее время в РФ существует достаточно много фирм зани-
мающихся оказанием услуг в сфере страхования. Одной из проблем
является не всегда большой страховой фонд у фирм которые зани-
маются страхованием, что уменьшает надежность страховой гарантии
выдаваемой такими страховыми компаниями.
К сожалению, многие страховые фирмы оказывают страховые услу-
ги в пределах ограничеснной территории, ввиду отсутствия филиа-
лов, представительств.
В связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке и в сфе-
ре экономики на сегодня у многих предприятий к сожаления отсут-
ствуют средства которые они могли бы направить на страхование
рисков связанных с ведением хозяйственной деятельности.
Многие руководители не всегда понимают важность страхования,
как одино из важнейших составляющих финансового менеджмента.


Использованная литература.


1. Закон РФ "О страховании"
1.
2. Положение о Федеральной службе РФ по надзору за страховой

деятельностью в РФ.

3. Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

4. Страховое дело:словарь страховых терминов.

5. Конспект лекций.





Реферат на тему: Страхование водного транспорта

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ



Реферат


На тему “Страхования водных транспортных средств”



Исполнитель

Студент 4 курсу 4 группы
Заочной формы обучения
Матюшин Н.В.

Рецензент
профессор Шелехов К.В.



Киев – 2000 г.
План


|Вступление |Стр. 3 |
|Основная часть | |
|2.1. Страхование судов торгового флота |Стр. 4 |
|2.2. Страхование карго |Стр. 9 |
|2.3. Страхование ответственности судовладельцев |Стр. 15 |
|Выводы |Стр. 22 |
|Список использованной литературы |Стр. 24 |

1. Вступление
В данной работе мы рассматриваем тему «Страхование водных транспортных
средств».
Данная тема будет рассмотрена на основе таких вопросов, как страхование
торгового флота, карго страхование, страхование ответственности владельца
судна.
В первом вопросе мы рассмотрим порядок заключения договора страхования,
порядок возмещения ущерба при наступлении страхового случая, общие правила
страхования судов.
Во втором вопросе мы рассмотрим правила и виды заключаемых сделок,
порядок решения вопросов страхования грузов при заключении того или иного
вида торговой сделки, порядок решения спорных вопросов, регламентация
отношений при наступлении того или иного страхового случая.
В третьем вопросе мы рассмотрим возникновение клубов взаимного
коллективного страхования, их деятельность, виды услуг которые они
оказывают своим членам (судовладельцам), принципы их деятельности и
значение данной деятельности для владельцев судов.
Рассматриваемая нами тема актуальна по причине, что в настоящее время
большая часть грузов перевозится морскими судами в т.ч. торговым флотом
Украины, как государства имеющего выход к Черному и Азовскому морям.
При написании данного реферата была использована литература, как
отечественных авторов, так и авторов из РФ.


2.1. Страхование судов торгового флота
В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов
(корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго
(перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев.
Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов.
Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к
выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров.
Исходя из общепринятой практики страховые компании принимают на
страхование любой общественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от
любых случайностей и опасностей во время плавания или в период постройки
судна.
В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора
страхователю в страховом покрытии в практике страхования судов также
применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.
• По условиям с ответственностью за гибель или повреждение возмещению
подлежат:
а) убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной
гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря, и других стихийных
бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой
или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, или
вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие
несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме
топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов,
скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана,
механика или других членов команды или лоцмана;
б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или
тушения пожара;
в) убытки от пропажи судна без вести;
г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;
д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого
судна вследствие столкновения судов;
е) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению
судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток
возмещается по условиям страхования.
По этим условиям убытки от повреждения возмещаются с применением 3%-ной
франшизы, т. е. убытки не подлежат возмещению, если не достигли 3%
страховой суммы. Убытки от повреждений возмещаются без франшизы только в
тех случаях, когда их причинами явились крушение, столкновение с другим
судном, посадка на мель, пожар или взрыв на судне, а также при наличии
общей аварии. Убытки от полной гибели судна во всех случаях возмещаются без
франшизы.
• Условия без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения по
объему ответственности страховщика более ограничены. При этом же перечне
рисков убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от
повреждений — только в тех случаях, если они явились следствием крушения
судна (посадки его на мель, пожара или взрыва на борту судна, столкновения
с другим судном или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая
лед, или вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара).
Подлежат возмещению также убытки от пропажи судна без вести; убытки, взносы
и расходы по общей аварии; убытки, которые судовладелец обязан оплатить
владельцу другого судна вследствие столкновения судов; все необходимые и
целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также по
уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по
условиям страхования.
• Условие без ответственности за частную аварию предусматривает
возмещение убытков от полной фактической или конструктивной гибели судна по
причинам, изложенным выше в п. а) предшествующего условия; убытков от
пропажи судна без вести;
убытков, относящихся к общей аварии, однако только в тех случаях, когда
убытки причинены оборудованию, механизмам, машинам и котлам, но не корпусу
судна и рулю; возмещаются также убытки, причиненные тушением пожара или
столкновением с другими судами во время спасательных работ, возмещаются
расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по установлению его
размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
• Условие с ответственностью только за полную гибель судна, включая
расходы по спасению, предусматривает возмещение убытков от полной гибели
(фактической или конструктивной), пропажи судна без вести, возмещение
расходов по спасению судна.
• Условие с ответственностью только за полную гибель судна
предусматривает возмещение убытков только от полной (фактической или
конструктивной) гибели судна, вследствие опасностей, перечисленных выше, и
от пропажи судна без вести.
Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла
или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их
представителей; немореходности судна (т. е. ненадежности или
неприспособленности судна для данного плавания, отсутствия необходимого
снаряжения или оборудования, необходимого состава команды, надлежащей ее
квалификации, отправления в рейс без надлежащих судовых документов или
неправильно нагруженным); ветхости или износа судна, его частей и
принадлежностей; форсирования льда без проводки ледоколом, погрузки с
ведома страхователя или выгодоприобретателя, но без ведома страховщика
веществ или предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;
всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий,
повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями
войны; пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и
забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна по
требованию военных или гражданских властей; потери фрахта, простоя (включая
расходы по заработной плате и содержанию команды во время простоя и ремонта
судна).
Не возмещаются также другие косвенные убытки страхователя кроме тех
случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в
порядке общей аварии.
Все перечисленные условия страхования судов являются как бы базисными,
проформами для договоров страхования. По соглашению сторон они могут
расширяться за счет включения в них других рисков.
Так, общепринято за отдельную премию включение в договор страхования
военных и забастовочных рисков, потери фрахта и т.п.
Наряду с перечисленными условиями страхования в практике широко
применяется включение в национальные страховые полисы некоторых английских
стандартных условии, так называемых оговорок Института лондонских
страховщиков, регулирующих те или иные взаимоотношения сторон в
определенных условиях.
Так, например, оговорка Института лондонских страховщиков
предусматривает регулирование взаимоотношении страхователя и страховщика
при возникновении убытка вследствие столкновения судов. Так называемая
ледовая оговорка, или гарантии Института, представляет собой серию
стандартных гарантий или оговорок, главным образом навигационного порядка,
предусматривающих запрет застрахованным судам заходить в опасные воды,
особенно в зимнее время, из-за возникающей там ледовой опасности.
•Заключение договора страхования судов происходит на основании
письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены
подробные сведения о судне, объекте страхования, его тип, название, год
постройки и другие данные, характеризующие судно; страховая сумма, которая
не может быть выше страховой стоимости, т. е. действительной стоимости
судна к началу страхования; указываются желаемые условия страхования,
период страхования судна — на определенный срок или рейс. В первом случае
указывается, кроме срока, предполагаемый район плавания, во втором — порты
захода судна.
При страховании на срок ответственность страховщика начинается и
оканчивается в 24 ч тех чисел, которые указаны в договоре страхования. При
этом, однако, если судно в момент окончания срока договора находится в
плавании, терпит бедствие или стоит на приколе в порту убежища или захода,
договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения, а
страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально
сроку продления договора.
При страховании на рейс ответственность страховщика (если не оговорено
иного) начинается с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту
отправления и оканчивается в момент пришвартовывания или постановки на
якорь в порту назначения.
Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том
районе плавания и только по тому рейсу, который был обусловлен в договоре
страхования (полисе).
При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении
(девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование
прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в
силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем
изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить
дополнительную премию, если страховщик ее потребует.
Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от
обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения
человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное
действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса.
Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому
обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении
сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие.

Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом
риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из
оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна, не
предусмотренная в договоре страхования, буксировка (активная и пассивная) и
т.п. страхователь обязан уведомить страховщика.
Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и
увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование
дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа
страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.
Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за
страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или
гибель судна); сумма страховой премии образуется от умножения ставки премии
на страховую сумму (сумма, которая обозначается в договоре страхования и
которая не может быть выше действительной стоимости судна на момент
страхования). Тарифная или договорная ставка премии есть плата за
страхование, выраженная в сотых или тысячных долях страховой суммы (в
процентах или промиллях от страховой суммы).
В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой
географии их эксплуатации, районов их плавания ставки по страхованию судов
также отличаются очень большим разнообразием.
Естественно, что предпочтение имеют наиболее совершенные современные
суда высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо условий
страхования и широты страхового покрытия, страховщик учитывает степень
риска, связанного с качеством судна. Поэтому к судам старым или вообще
лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитываются районы
плавания, время года, когда может возникать ледовая обстановка или
наступает период штормов и т. д.
Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность
(суда, могут застрять во льдах или получить повреждения от столкновения со
льдом) обычно сверх нормальных ставок, установленных для плавания в теплых
водах, взимается дополнительная, так называемая экстра-премия.
Отсюда понятно, что в страховании судов применяются индивидуальные для
каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, условий страхования,
района и времени года и т.п. Твердые тарифы ставок выработать практически
невозможно.
Практика знает только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго
определенных районах, тарифные ставки экстра-премий за выход в районы,
оговоренные как опасные. Такая экстра-премия представляет собой
определенную сумму, взимаемую с каждой брутто - регистровой тонны судна,
плюс, определенный процент со страховой суммы.
При страховании целых флотов, как правило, устанавливается средняя
ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота
группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается для
каждой такой группы отдельно.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
предусматриваются в правилах страхования и соответствующих морских кодексах
и являются обязательными для исполнения сторонами. Невыполнение этих
обязательств со стороны страхователя или его представителя может привести к
освобождению страховщика от ответственности по договору страхования.
Страхователь или его представитель при наступлении страхового случая
обязаны принять все зависящие от них меры к предотвращению убытков,
спасению и сохранению поврежденного судна, также обеспечить права регресса
страховщика к виновной стороне.
Все обстоятельства аварии на море капитан или вахтенный помощник должен
занести в судовой журнал, а по прибытии в порт сделать заявление об аварии.
Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для
снятия с судовладельца (с судна) ответственности за убытки должен сделать
заявление о морском протесте.
Морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу в порту
прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер,
которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему
имущества.
Страховщик может принимать участие в мерах по спасению и сохранению
застрахованного судна, давать советы, согласовывать условия спасательных
контрактов и т. п., однако все его действия не считаются основанием для
признания права страхователя на получение страхового возмещения. Такое
право определяется на основании условий договора страхования.
При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально
доказать наличие страхового случая.
Если в договоре страхования не установлено иное, убытки от повреждения
судна надлежит возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость
восстановления поврежденной или погибшей части судна, за вычетом
естественного износа этой части к моменту аварии, т. е. в данном случае
применяется принцип зачета "старого за новое".
После уплаты страхового возмещения к страховщику в пределах уплаченной
суммы переходят все претензии и права, которые страхователь или
выгодоприобрететель имеет к третьим лицам, виновным или ответственным за
причинение вреда. Страхователь или выгодоприобретатель при получении
страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него
документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все
формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной
стороне.
2.2. Страхование карго
Современная внешняя торговля и морские перевозки не могут обходиться без
страхования. В большинстве случаев договор страхования является
неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет
производит страхование, решается при заключении этих сделок.
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны
основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им
проформы торговых контрактов. В этих проформах предусматриваются механизм
образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой
сделке.
Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок,
обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов:
стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это
особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные
вопросы купли — продажи: момент перехода на покупателя риска случайной
гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца;
порядок расчетов и другие вопросы.
При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт
отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить
фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи
его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы
об отправке.
По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара
покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов
по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей
судьбой груза до его получения.
Широкое распространение сделок СИФ в международной торговле привело к
необходимости выработки специальных международных правил по их толкованию.
Такие правила, разработанные международной Ассоциацией международного
права, первоначально были приняты на конференции в Варшаве в 1928 г., а
затем в 1932 г. в Оксфорде (Великобритания) они были переработаны и
окончательная редакция получила наименование Варшавско-Оксфордских правил.
Правила обязательной силы не имели и применялись лишь тогда, когда это
согласовывалось между продавцом и покупателем при заключении торговой
сделки.
Вместе с тем любое расширение условий могло производиться, но уже за
счет покупателя.
В Англии, Германии, Франции и других странах в процессе применения
правил были выработаны в виде дополнений соответствующие рекомендации,
которые учитывали обычаи этих стран, некоторые особые условия сделок исходя
из специфических свойств тех или иных грузов (например, мука, растительное
масло, зерно, хлопок и т. д.).
Эти рекомендации в ряде случаев оформлялись официальными
правительственными актами. Однако они носили в основном рекомендательный
диапозитивный характер, что сделало юридически возможным применение в
международной торговле различных проформ сделок и типовых условий, в том
числе и различных толкований условий сделки СИФ.
Так, ассоциация по торговле растительным маслом имела до 40 типовых
проформ. Лондонская ассоциация торговли зерном — до 70 типов различных
проформ типовых запродажных контрактов. Свои проформы были у ассоциации по
торговле хлопком и т. д.
В 1936 г., а затем в 1956, 1980 и 1990 гг. Международная торговая палата
проделала большую работу по унификации, неофициальной кодификации и
интерпретации условий международных торговых контрактов, сложившихся
обычаев, общепринятых толкований, распространенных внешнеторговых терминов
и коммерческих понятий. В результате этой работы вышел сводный справочный
материал, именуемый «Инкотермс 1990» (документ международной торговой
палаты № 350), который находит широкое применение в практике международной
торговли, в том числе и при сделках на условиях СИФ. До 1980 г. «Инкотермс
1980» выходил в редакциях 1936, 1953, 1967, 1976 гг. За эти годы в правила
вносились изменения и дополнения, учитывающие складывающуюся практику
международной торговли.
«Инкотермс 1990» имеет целью установить единообразные международные
правила по толкованию наиболее важных терминов и понятий, применяемых в
договорах купли — продажи во внешней торговле. Как уже отмечалось выше,
правила эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают
участники торговых сделок, предпочитающие ясные, единообразные
международные правила тем различным неопределенным толкованиям одних и тех
же терминов, существующих еще до настоящего времени в различных странах и
могущих привести к недоразумениям и спорам, сопровождающимся потерей
времени и денежных средств.
Правила «Инкотермс 1990» еще не смогли установить единообразного
толкования по некоторым понятиям и терминам, поэтому они в таких случаях
рекомендуют пользоваться установившимся обычаями портов погрузки и
выгрузки.
Устанавливается, что особые условия договоров, заключенных сторонами в
торговой сделке, превалируют над любыми положениями «Инкотермс» и что
стороны, применяя правила «Инкотермс 1980», могут их дополнять или изменять
по своему усмотрению. Во избежание недоразумений рекомендуется не включать
в договор международной торговой сделки различных сокращений понятий,
которые хорошо известны для одной стороны, поскольку применяются во
внутренней торговле, но могут быть совершенно незнакомы другой стороне.
• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов:
стоимость и фрахт (cost and freight).
По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской
перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на
борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.
• Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно
на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан
погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он
же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего
пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
• Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или
свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).
Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той
разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на
судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта
судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и
дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного
заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование
груза, род упаковки, число мест, масса груза, номера и даты коносаментов
или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и
тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом,
насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дата
отправки судна, страховая сумма груза, условия страхования. Все эти данные
необходимы для определения соответствия данной перевозки грузов, которые
предусматривают для различных грузов определенные требования к упаковке,
укладке на судне, к самому судну и т. п.
Эти группы в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям
Института лондонских страховщиков, которые именуются: с ответственностью за
все риски, с ответственностью за частную аварию; без ответственности за
повреждения, кроме случаев крушения. Им соответствуют разработанные группы
тарифных ставок.
• Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, но
отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются повреждение и
гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских
действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти
риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски
радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его
представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и
хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или
особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно
одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и
самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки
(недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми;
замедления в доставке груза и падения цен.
• Условие страхования с ответственностью за частную аварию в отличие от
первого имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет
ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь
меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски,
которые не покрываются условием «Все риски».
• Условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев
крушения — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате
убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом
совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит
в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет
ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за
повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом
именуемыми крушением) с транспортным средством (судном).
При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей
аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза
и по уменьшению убытка.
Здесь необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии.
Под аварией обычно принято понимать любые поломки, которые могут
произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными
средствами на море: поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на
мель и т. п.
В морском праве слово «авария» получило иное толкование:
под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы,
причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на
убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками
морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца
поврежденного имущества.
Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие
произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или
пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов
от общей для них опасности.
Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией,
необходимы четыре условия: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и
цель действий — спасение груза, судна и фрахта от общей опасности. Если не
окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной
аварией.
Наиболее характерные случаи общей аварии:
а) убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт (судно в шторм село на
мель, ему грозит гибель, для снятия с мели необходимо облегчить судно).
К общей аварии будут отнесены убытки, «вызванные выбрасыванием за борт
груза и принадлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза
при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения
воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза, или через другие
сделанные для этого отверстия»;
б) убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожара, но к ним не
будут отнесены убытки от сгоревших грузов, которые являются частной аварией
их владельца;
в) убытки, связанные со снятием судна с мели. Если судно в целях
спасения выбросилось на мель, то все расходы будут отнесены к убыткам общей
аварии; если случайно — к убыткам общей аварии будут отнесены только те
убытки, которые были вызваны мерами по снятию судна с мели;
г) расходы и убытки, связанные с вынужденным заходом судна в порт-
убежище.
Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом
пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков груза, судна или
фрахта соответственно безоговорочно возмещает падающую на него долю
убытков.
Институт общей аварии является одним из наиболее сложных в морском
страховом праве.
Наличие общей аварии определяется диспашерами, которые также
распределяют связанные с ней расходы. Расчет по распределению общей аварии
называется диспашей и составляется диспашерами по заявлению
заинтересованных сторон.
Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убытка по общей
аварии, называется контрибуционным капиталом.
При составлении диспаш при неполноте требований закона диспашеры
руководствуются международными обычаями торгового мореплавания. Сводом
таких обычаев в определении общей аварии являются Йорк-Антверпенские
правила 1974 г.
Все убытки, не подпадающие под определение общей аварии, относятся к
убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на
которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.
Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в
пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех
случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.
Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все
необходимые расходы, произведенные им за счет грузоотправителя, а в случае
общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение
(на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы
может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются
следующие документы.
Аварийная подписка — письменное заявление грузополучателя, где он
обязуется уплатить долю расходов, падающую на него в порядке распределения
по общей аварии.
В качестве обеспечения платежей по общей аварии может вноситься денежный
депозит.
По договоренности сторон банковская гарантия может заменить денежный
депозит. В некоторых случаях может потребоваться и контр гарантия более
солидного банка.
Аварийными комиссарами (сюрвейерами) составляется документ, который
содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а
также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности
страховщика — аварийный сертификат.
Согласно международному законодательству после выплаты страхового
возмещения к страховщику переходит (в пределах выплаченных сумм) право
предъявления регрессного требования к виновной стороне — право на регресс.
В этом случае страхователь должен своевременно обеспечить страховщику
получение такого права, передав ему свои полномочия.
Морской протест. В случае какого-либо происшествия во время рейса,
связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя
ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же
порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской
протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер,
принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных
последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан
доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения
рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные
силы природы и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть
предъявлены к нему или к судовладельцу.
Капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносит все
факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне,
грузе, экипаже и пр.), в судовой журнал. По машинному отделению ведется
отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные
команды.
При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее
значение.
Итак, договор страхования, заключенный только на основании одного из
вышеперечисленных условий, даже самого широкого («Все риски»), не покрывает
полностью все вероятные опасности, которые могут встретиться за время
морской перевозки. Поэтому страхователь или иное лицо, на риске которого
остается непокрытая страхованием часть опасностей перевозки, должен
позаботиться о дополнительном (за свой счет) страховании сверх того, что
обычно предусматривается в торговых контрактах на условии СИФ.
• Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при
любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости
выполнения ряда формальностей и предоставления, различных по характеру
документов в подтверждение наличия страхового случая.
Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так,
как если бы он был застрахован, и при наступлении страхового случая принять
все меры к его спасению и сохранению поврежденного (расходы на эти ц

Новинки рефератов ::

Реферат: Меценаты в России (История)


Реферат: Память, ее виды и процессы (Психология)


Реферат: Григорий Распутин (Исторические личности)


Реферат: Местное управление в России (История)


Реферат: Повесть временных лет как культурно-историческое произведение (История)


Реферат: Партизанское движение в произведение Л. Н. Толстого "Война и мир" (Литература)


Реферат: Юрий Владимирович Андропов (Политология)


Реферат: Особенности проведения банком операций с векселями (Право)


Реферат: Роды и виды ораторского искусства (Психология)


Реферат: Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа (Психология)


Реферат: Исторический опыт и перестройка (История)


Реферат: Разработка предложений по созданию единого логистического (информационного) центра транспортного комплекса Калининградского региона (Транспорт)


Реферат: Страхование (Социология)


Реферат: Сущность и функции религии (Религия)


Реферат: Личные права и свободы гражданина по Конституции РФ (Право)


Реферат: Приложение Microsoft Office – WordArt (Компьютеры)


Реферат: Логика вопросов и ответов (Логика)


Реферат: Что я знаю о себе? (Педагогика)


Реферат: Потребность карпа в кормах (Зоология)


Реферат: Ремонт оросительной системы (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист