GeoSELECT.ru



История / Реферат: Мировой суд во второй половине 19 века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мировой суд во второй половине 19 века (История)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

________________________________________________________________



ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образования



КАФЕДРА Правоведения и истории____________________________



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция_______________________________



КУРСОВАЯ РАБОТА



НА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» ___________


________________________________________________________


________________________________________________________



Выполнил студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна__



Фамилия, имя, отчество


Принял __доцент_____________ Шевченко Виктор
Александрович

Должность, звание
Фамилия, имя, отчество

«____» _______________ 200___ г.
___________________________________________

Подпись



Новочеркасск 2000 г.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….….3



Глава 1: Становление мировой юстиции в России…..…….5


§1. Учреждение мирового суда…………………………….5

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей………6

§3. Классификация мировых судей………………………..8

§4. Компетенция мировых судей…………………………..9

§5. Съезды мировых судей…………………………………11


Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года…………………13


§1. Судьба мирового суда…………………………………..13

§2. Новые учреждения вместо мировых судов……………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………17

Список литературы………………………………….…………18



ВВЕДЕНИЕ


Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого
поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к
буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на
крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов,
приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.
Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь
капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная
реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального
законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и
гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью
уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для
обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной
задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены
крепостного права в России.
К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования
«Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2)
и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н.
Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие
известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И.
Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство
и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г.,
развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на
документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать
«Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания
вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную
реформу как дар царя.
Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из
составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и
собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой
достоверности.
В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена
работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после
их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя
они не могли исчерпать столь сложную тему.

На современном этапе развития в России законодательством
предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ»
от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и
ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция
(ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон
не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку
к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать
соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в
Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить
историю мирового суда в России и довести дело до конца.



Глава 1: Становление мировой юстиции в России


§1. Учреждение мирового суда

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала
Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось
отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать
маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских
прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между
помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений,
которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в
состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган –
мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной
зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела,
возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко
распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд
рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший
маловажные споры вообще.
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным
органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты
между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы
низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно,
поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к
чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой
юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения
споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с
перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в
высочайшем повелении 25 марта 1859 г.
Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось
необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами,
выходящими из крепостной зависимости.
У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела
должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи.
Участия присяжных поверенных не допускалось.
Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система.
Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил
мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими
думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически
закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме
того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была
оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.
Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла
возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность
(как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи
родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против
того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в
уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс.
р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право
“предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не
соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими
заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось
состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи
уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял
список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов
(ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список
публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать
заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все
эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым
проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц,
помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения
избранных (ст. 37 у. с. у.).
Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков,
которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц,
из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1)
Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь
неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в
определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может
находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным
жителем зависит от избирательного собрания.
2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известным
образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от
избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание
соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких
должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в
производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым
судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются
переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает
право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом
отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:
1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда
наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не
оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они
обвинялись, влечет означенные наказания;
2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды
обществ» и дворянских собраний;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);
5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).
Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в
пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на
пенсию не имеют.
Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим
основаниям:
1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее
трехлетие;
2) за сокращением числа участков;
3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения
должности мирового судьи.
В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с
членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездами
мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей
осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный
департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).

§3. Классификация мировых судей

Мировые судьи разделяются на:
1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место
жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при
необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для
исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст.
41-45 у. с. у.);
2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности
почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой
округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела,
или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия
очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью;
вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном
почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с.
у.);
3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному
желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).
Кроме того закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые
учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и
Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение
заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых
судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.
§4. Компетенция мировых судей

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные
дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые
предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и
внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на
срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава
уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)
Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового
участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ;
столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных
мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:

судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В
отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по
делам гражданским и уголовным.
Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении
недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения,
когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об
обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об
исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:

1) обязанности предварительного исследования и примирения ;
2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях,
налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими
изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в
мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о
торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме
дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству
администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о
нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на
мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей;
б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с
наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства,
запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие
торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские
обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).
Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им
определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более
15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения
за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кроме
указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие:
денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму
не свыше 1,5 лет.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует
отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия
нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии
врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности
по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам
мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в
составлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей,
открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120
Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могут
быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру
и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. В
случае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями”.
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями,
разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем
разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми
и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и
окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.).
Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они
должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа
мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной
компетенции.

§5. Съезды мировых судей

Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался
мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей
первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в
три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами,
установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу.
Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все
мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на
должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно
присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в
заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа
мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению
на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2)
прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить
за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым
гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в
заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее
определяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами или
министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созвание
особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст.
54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции
для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце
каждого года представлять отчеты по своему округу.
На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность
кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение
дел, начатых участковыми мировыми судьями.
На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи,
здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по мере
необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому
разбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей
осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высший
надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационном
департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.).

Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то,
что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы,
а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие
объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов
судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие
превоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган,
призванный разрешать споры на основании закона.
Следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением от
общей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не была
похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции.



Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года

§1. Судьба мирового суда

В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательного
отношения ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще стали
появляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировых
судей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще.
Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мирового
суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что
некоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали,
замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах они
превратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения в
общем были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Начались
требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда
от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены
выборного начала и т. д. Особенно тревожным симптомом явилась в 1888 году
резкая критика со стороны добросовестного публициста (П. Н. Обнискова),
горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будто
в уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством,
и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридического
образования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частного
ходатая – все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожить
выборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов. Тогда
же ему было сделано возражение, что достаточно уничтожить имущественный
ценз, повысить ценз образовательный или отменить требование единогласия при
избрании кандидатов, не имеющих ценза, чтобы сразу ввести в круг учреждения
юристов, не ломая выборного начала. Недоумевали, почему назначенный судья
будет ближе к народу, чем выборный, почему полная зависимость от
администрации (в то время нельзя было надеяться, что при назначении судей
им будет гарантирована несменяемость) лучше влияния со стороны избирателей.
Однако, весь этот спор, в котором были правы сторонники сохранения выборных
мировых судей, оказался бесполезным; судьба, которая постигла учреждение в
1889 году, не соответствовала ожиданиям и тех, которые стояли за назначение
судей-юристов.
При проведении судебной контрреформы мировой суд на большей
территории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил два
нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о
производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским
судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно
новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян
пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские
судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.
После 1889 года выборные мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге с
его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове
и Харькове, а также в Области Войска Донского. Более посчастливилось
учреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не только
остались там, где введены были раньше (кроме названных выше местностей –
еще в среднеазиатской области и в Измайловском уезде Бессарабской
губернии), но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России,
введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новой
Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу
Закавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правом
министра юстиции увольнять и перемещать судей).


§2. Новые учреждения вместо мировых судов



Земские начальники назначались министром внутренних дел по
представлению губернаторов. Ими могли быть: 1) лица, прослужившие не менее
трех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного и
образовательного ценза при этом не требовалось; 2) местные потомственные
дворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование или
прослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мирового
судьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное
земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500
рублей.
Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мирового
суда, был городской судья. Городские судьи учреждались в уездных и
губернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мировая
юстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающих
требованиям ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных установлений, а также
постановлениям о судебных следователях, изложенным в ст. 202 и ст. 205
этого Учреждения. Таким образом, требовалось наличие российского
подданства, высшего образования или же «способность доказать на службе
свои познания по судебной части».
Земские начальники и городские судьи рассматривали гражданские дела
по спорам и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенного
владения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев, дела о
потравах и других повреждениях полей и угодий, когда сумма ущерба не
превышала 500 рублей и все прочие иски на сумму не свыше 500 рублей. Им
были подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшей
ответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ с
использованием отмычек, а также дела о беспатентной продаже спиртных
напитков и табачных изделий.
Вторую, апелляционную инстанцию для дел, подсудных земским
начальникам и городским судьям, составлял так называемый уездный съезд в
лице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителем
дворянства, а в местностях, где не проводились дворянские выборы, - особым
председателем. В состав судебного присутствия входили: уездный член
окружного суда, почетные мировые судьи, городские судьи и земские
начальники данного уезда.
Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальниками
и городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся в
каждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-
губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда
или его товарища и двух непременных членов. Кроме того в работе губернского
присутствия принимал участие председатель или один из членов местного
окружного суда.
Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированных
мировых судов, были так называемые члены окружного суда, назначаемые
министром юстиции по одному в каждом уезде. Им передавались все уголовные и
гражданские дела, отнесенные ранее к ведению мирового суда и неподсудные
земским начальникам и городским судьям. Уездные члены окружного суда
участвовали в заседаниях этого суда, могли привлекаться к работе
последнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для члена
окружного суда был окружной суд, а кассационной – соответствующий
(уголовный или гражданский) департамент сената.

Таким образом, учреждение земских начальников поставило на место
судьи, призванного охранять мир и насаждать чувство законности, судью-
администратора, призванного восстановить опеку над крестьянским населением.
Только в городах, за исключением наименее значительных, функции мировых
судей перешли не к земским начальникам, а частью к городским судьям, частью
к уездным членам окружных судов, которые заведовали делами, не вошедшими в
компетенцию земских начальников.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно во
всех земских губерниях. Их успех в народе превзошел все ожидания. То, что
они явятся благодеянием для населения, нетрудно было предвидеть уже потому,
что они должны заменить собой пеструю коллекцию судебно-административных
мест (например в столицах – уездный и надворный суды, магистрат, городской
словесный суд, комиссия для словесной расправы между рядчиками и рабочими,
словесные суды при полицейских частях и управления полицейских частей).
Предвиделось, что мировые судьи будут разбирать больше дел, чем все
перечисленные учреждения вместе взятые; например, в Москве ожидали, что
вместо 7500 дел, которые ведались названными местами, у всех мировых судей
окажется 16000 дел или почти по 1000 дел на каждого из 17 участковых судей;
вместо того в первый же год на каждого из судей пришлось примерно по 2800
дел. В обеих столицах, как только в народе распространилась весть о новом
суде, к мировому судье потянулись с такими «мелкими» тяжбами и обидами, о
которых прежде не поднимали речи. Все, кто прежде чувствовали себя
бесправными и молча сносили обиду и угнетение, пошел к «мировому» просить
правосудия и заступничества, не справляясь с законами о его компетенции;
просьбы жен о разводе или о выдаче вида на жительство стали обычным
явлением. Небывалой популярности суда в России содействовали, помимо
скорости решения, вежливость и равное со всеми обращение со стороны судей,
подбор которых, в общем, был очень удачен. Только представители
привилегированного сословия, воспитанные в атмосфере крепостного права,
отвечали иногда, на первых порах, на вежливую манеру судей ропотом и
выходками в крепостническом духе. Похожие явления – приток дел и просителей
и популярность в народе – повторялись в земской России повсеместно, по мере
введения мировых учреждений. На протяжении четверти века мировые судьи
функционировали, водворяя в обществе и народе идею законности и уважения к
личности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. Правовая система «Гарант».
2. ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.98. Правовая система «Гарант».
3. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. – М.:
Юрид. лит., 1991 – 496 с.
4. И. П. Анисимов. Судебные уставы императора Александра II (с разъяснением
их по решениям кассационных департаментов правительствующего сената).
СПб., 1884.
5. Б. В. Виленский. Судебная реформа и контрреформа в России.
Саратов, 1969.
6. М. Г. Коротких. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России.
Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. – 183 с.
7. А. Ф. Кони. Отцы и дети судебной реформы. СПб., 1914.







Реферат на тему: Мифология
-1-

СОДЕРЖАНИЕ.



Введение 2
ЧАСТЬ- I
1.Что же такое мифы? 3
2. Преставление мира. 4

3. Господство над миром сверхъестественных сил. 5
4. Мифологические церемонии и действия. 7
ЧАСТЬ- II
5. Переход в мифологии к современности. 9
6. Космологические представления мифологии. 11
Заключение 14
Список литературы. 16



-2-



Введение


...Для того чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь —
вспомнить, как человечество дошло до него...
А. И. Герцен. Письма об изучении природы



Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный
для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов
мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала,
выступала как универсальная форма общественного сознания.
В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную
роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и
расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили
необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.
Нелепо было бы видеть в них лишь досужие выдумки, игру живого ума, капризы
«чистой мысли», нет, то были попытки разобраться во всем сущем, в
загадочных предметах и таинственных явлениях, как бы вжиться в них,
внедриться вглубь со своими эмоциями и первыми логическими суждениями,
чтобы понять непонятное изнутри. Яркие образы и смелые метафоры подменяли
подлинность мира, но за ними все же была конкретная реальность, смысл
которой и свою связь с нею силился определить человек. И в мифах мы не
найдем ничего случайного, ненужного, произвольного или надуманного.
Мы привыкли, по традиции, видеть в них лишь небывальщины, надуманные
истории о богах и героях, живших якобы в глубочайшей доисторической
древности, о происхождении мира и жизни на Земле и т. д., и само греческое
«мифос», которым было обозначено данное явление культуры, переводится как
«сказание», «сказка», «вымысел». Но, по существу, мы имеем дело не с жанром
словесности, а с фактом особого мироощущения, которому была придана
словесная форма — песенная, ритуально-обрядная, сюжетно-повествовательная.
В этой форме природное или общественное явление, воспринятое эмоционально,
подавалось как действие или состояние божества или легендарного героя, и
видели в нем не художественный фиктивный образ, а реально, телесно мыслимый
феномен.



-3-


ЧАСТЬ- I

1.Что же такое мифы?

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах
богов и героев многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них
повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они
заключают в себе по пытки ответа на вопрос о начале, происхождении,
устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой
гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в
мифологии как его творение или как посте пенное развитие из бесформенного
первобытного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос,
как созидание через преодоление демонических сил. “Существовали также мифы
(их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде
случаев с последующим его возрождением”[1].
Сознание, еще не оснащенное достаточными знаниями, но наполненное
мифическими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной
жизни необходимые устойчивые связи, вскрывало определенную упорядоченность.
Подмечалась, например, периодичность физиологических процессов организма,
ритмичность трудовых действий, повторяемость смены дня и ночи, времен года,
сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.
Не следует ли восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали
соотносить свое взаимоотношение с окружающим миром, вообще признать первым
всеобъемлющим обобщением в истории человечества?
Не им ли объясняется и отмеченная археологами в раскопках уже
новокаменного века характерная ритмизация изображений растений, животных и
людей в орнаментах керамических, костяных, деревянных и матерчатых
изделий?.. Не с тем ли связано и возникновение ритмизированных коллективных
действий — танца, песен, речи нараспев, звукового сопровождения, особенно
если всему этому сопутствовали традиционные обряды?
Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и
происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным
испытаниям, которые стоят на его



-4-

жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей —
добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.
У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые
повествования (В более позднем литературном изложении они представлены в
древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карелофинской «Калевало» и
других.) Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами,
служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность
культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об
умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные
циклы.
Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в
себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных
видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили
самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная
(синкретическая), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение,
мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом
сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.



2. Преставление мира.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась
в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. “В мифологии
сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на
окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и
другие природные силы”[2]. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей,
художников, поэтов. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов
заключалась и обобщенная работа мысли — анализа, классификаций, особого
символического представления мира как целого.
В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли
и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного,
объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия
позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это — целостное
миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную
картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и
сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

-5-


“Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той
исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным
способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции”[3]. С его
помощью прошлое связывалось с настоящим и будущие формировались
коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная
связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему
ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.
Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и
общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего
согласия человеческой жизни.


3. Господство над миром сверхъестественных сил.

Не им ли объясняется и отмеченная археологами в раскопках уже
новокаменного века характерная ритмизация изображений растений, животных и
людей в орнаментах керамических, костяных, деревянных и матерчатых
изделий?.. Не с тем ли связано и возникновение ритмизированных коллективных
действий — танца, песен, речи нараспев, звукового сопровождения, особенно
если всему этому сопутствовали традиционные обряды?
“Однако такова лишь одна из внешних сторон первичного осмысления человеком
всеобщих закономерностей воспринимаемого им мира”[4]. Чтобы проникнуть
внутрь его, постичь существо глубинных связей, требовалась иная сила
абстрактного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни.
Многие причины существования предметов и явлений природы были неизвестны
древнему человеку, но только ощущались им, причем с точки зрения либо
пользы, либо вреда, который они могли нанести. А в таком случае невозможно
было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю.
Мысль о ней наводила на предположение о наличии да всем окружающим живого,
мыслящего существа — божества.
Бог — тоже обобщение, причем такое, которое признает господство над миром
сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания. Но в
первобытных мифах еще нет мысли о сверхчувственном мире, и все
мифологические обобщения не выходят за пределы чувственных представлений;
для мифов типично непосредственное вещественное совпадение

-6-

общей идеи и реально осязаемого образа — любое построение отвлеченной идеи,
являющейся в конечном счете лишь
отражением действительности, в мифологическом сознании оказывается самой
действительностью со всеми наполняющими ее живыми существами и неживыми
предметами, со всеми характерными для них связями и отношениями.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем пример из древнеегипетской
мифологии. На каменных стенах царских гробниц было обнаружено изображение
небесной коровы, датируемое между 1350 и 1100 годами. Изящными четкими
линиями представлено священное животное. Ее живот украшен орнаментом из
звезд. Вдоль него плывут две ладьи. В одной из них — человек. Вместо
головного убора на нем солнечный диск. Корову подпирает снизу, подняв руки,
мужчина. Каждую ногу ее также поддерживают двое мужчин. Между ее рогами и
перед грудью начертаны иероглифы, которые прочитываются:
»ХЕХ», что означает «миллионы» или «божества ХЕХ», а письмена у лба —
«красота».
Всякий, кто стал бы искать в этом и ему подобных изображениях
воспроизведения картины звездного неба, несомненно, был бы сбит с толку, но
расшифровка иероглифических текстов, не только пирамид, но и папирусов,
позволила реконструировать тогдашние космологические — мифологические —
представления. “Художник на языке своего времени отобразил четыре различные
и взаимно противоречивые концепции, о которых нам стало известно из разных,
в том числе гораздо более давних (ок. 3 тысяч лет до н. э.), письменных
источников, содержащих гимны и другие ритуальные тексты”[5]. Во-первых,
корова-небо поднялась некогда над миром из океана. Во-вторых, два суденышка
с солнечным божеством на борту отражают взгляд о небе как водах, по которым
Светило плывет в утренней и вечерней ладье. В-третьих, мужчина,
поддерживающий снизу корову, — бог Шу, который поднял свою дочь Нут (небо)
из объятий ее возлюбленного, бога Земли Геба, так, чтобы ее конечности
только касались земной тверди. В-четвертых, небесный свод — крыша,
подпираемая четырьмя опорами; восемь божеств-ХЕХ, возможно, восходят к
божествам, охраняющим четыре стороны света (это число считалось священным у
египтян).
Все представленные концепции воспринимались правильными-такое сочетание
считалось правомерным; изображения служили только символами неба, при этом,
очевидно, подразумевалось, что его смысл нельзя постичь непосредственно
разумом и чувственным опытом, в то время как увеличение символов должно
было служить лучшему пониманию.

-7-

Как видим, мифологическое творчество далеко от нашего здравого смысла и
нашей логики — предлагаемая картина несла эмоционально-образный заряд, и
этого было достаточно для живших тогда. Что же касается метафор, выделяющих
главные признаки мифологизируемого объекта, то наличие разных на одном и
том же изображении не вносило противоречий: чем их больше, тем целостнее
воспринимался образ, тем отчетливее и понятнее был он для человека
древности.


4. Мифологические церемонии и действия.

Помимо совокупности представлений, сопровождавшихся эмоциональными
переживаниями, мифология включала в себя и специфические — магические,
культовые — церемонии и действия. В ощущении своего бессилия перед
могуществом природы человек делал предметом своего почитания, и поклонения
ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на
землю, наводила на мысль, что у него есть бестелесный двойник, а затем — о
наличии в собственной осязаемой оболочке некоего духа, способного покидать
ее и переселяться в других — людей или животных. Возникала и вера в духов,
пребывающих во всех неодушевленных предметах — камнях, деревьях и т. д. Это
душеверие, или анимизм (от латинского «анимус» — дух), известный английский
ученый, историк культуры Эдуард Тейлор назвал «первой философией
первобытного человека».
Рядом с нею сосуществовала другая форма мифологического сознания —
тотемизм: убеждение в таинственной связи между родовой группой и каким-либо
видом животных или растений, вещью или явлением природы. Выражение «тотем»
было заимствовано из языка одного североамериканского племени (оджибве),
где «ot-otem» означает «его род», а также почитаемое родом животное. В
тотемических верованиях нередко отражалось своеобразие жизни первобытных
общин с особенностями их охотничьего быта.
С подобными представлениями были связаны и разные «колдовские» действия в
стремлении добиться желаемых результатов. Не о том ли говорят найденные в
пещерах и на скалах рисунки, выполненные' рукой человека древнекаменного
века — изображения зверей с вонзившимися в них дротиками?
Американские индейцы перед отправлением на охоту, чтобы обеспечить успех,
стреляли из лука в чучело медведя, сделанное из травы.



-8-

Австралийцы считают, что удар по следу, оставленному человеком, вредит
ему. Ритуальные манипуляции с волосами или потными вещами, добытыми у кого-
либо, по мнению верующих, способны определенным образом воздействовать на
их владельца.
В Египте испокон веков почитается черный бык с особыми белыми отметинами
— в нем местные жители видят живое воплощение бога плодородия Аписа.
Считается, что ритуальный бег такого быка по полю плодотворяет почву.
Колдун южноафриканского племени, чтобы вызвать дождь, забирается на
крышу своей хижины и льет оттуда воду.
У разных народов Африки, Азии и Америки до сих пор сохраняются обычаи с
отправлением обрядов, позволяющих-де приобщиться к могуществу природных
стихий.
Мифы не объясняли природу вещей и явлений, хотя вроде бы и предполагали
попытку такого объяснения, — они просто переносили на них в обобщенном виде
наличный мир сугубо человеческих отношений. “Мифы толковали сущее через
рассказ, исполненный действия, утоляя любознательность людей, чье мышление
было еще конкретным, боги изображались как участники страстной и
судьбоносной деятельности"[6]. Так, например, когда языческий ханаанейский
бог жизни Баал и бог смерти Мот схватываются в яростном бою, то это событие
волнует не только само по себе, но и тем, что исход его определяет, будет
ли земля в течение длительного времени плодородной или бесплодной.
Человек с таким сознанием не выделял себя из природы — он отождествлял
себя с нею. Реальное и фантастическое были слиты в его голове, не настало
еще время резкого противоположения веры и знания, — религия, ставящая нечто
сверхъестественное выше реальности, вне повиновения законам чувственного
мира, в противоречие им, еще не вошла в этот дом — она только вызревала в
«утробе» мифологического сознания, где все было сказочно, волшебно и
чудесно.



-9-


ЧАСТЬ- II

5. Переход в мифологии к современности.

Ну, а когда же, наконец, стала зарождаться философская мысль?..
Ученые до сих пор ведут споры на сей счет. Ясно одно — это случилось на
той ступени культурной эволюции человечества, когда с развитием
производительных сил начали «линять» общинно-родовые связи и на месте
первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное
на частном владении и эксплуатации труженика раба как живого средства
производства.
Новые общественные отношения обусловили более высокую, по сравнению с
прежней, интенсивность продуктивной деятельности, широкое разделение труда,
в том числе отделение умственной его формы от физической. Имело место
резкое социальное расслоение, выделение в общинах родовой знати и
превращение племенных вождей в царьков. Жизнь в целом стала богаче,
разнообразнее, и люди столкнулись с новыми вопросами, для ответа на которые
достаточно уже было прежних представлений — на смену мифологическим
объяснениям пришли попытки понять мир как таковой, стремление привлечь к
тому рациональное знание.
“Мифология, преодолевавшая, подчинявшая и формировавшая силы природы в
воображении и при помощи только воображения, стала оттесняться и
подавляться тенденцией к действительному овладению этими силами"[7]. Самой
жизнью был востребован новый тип сознания, мышления.
Этому способствовало формирование нового социального уклада и особенно
государственности, к которой стихийная организованность человеческих
сообществ, движимых непосредственными жизненными потребностями, заботой о
продолжении рода и необходимостью защиты от врагов, была приведена самой
логикой исторического прогресса.
Развитие производительных сил и производственных отношений вызвало к
жизни такую политическую форму социального самоуправления, при которой в
условиях внутренних и внешних противоречий обеспечивались бы и целостность
сообщества, и сохранение структуры господства и подчинения.



-10-


Главной ее особенностью была централизация власти, являвшейся верховным
собственником как земли, так и рабов и позволившей применять подневольный
труд в огромных размерах, осуществлять всеобщий контроль над материальной и
духовной жизнью страны.
Древние Вавилон, Ассирия и Египет явились первыми рабовладельческими
государствами. Эпоха расчета их (конец IV — начало Ш тысячелетия до н. э.)
отмечена высокоразвитой земледельческой культурой и грандиозными
искусственными сооружениями — ирригационными системами, храмами, дворцами,
пирамидами. Создание их потребовало высоких научных знаний и технического
искусства.
Благодаря последним стало возможным и управление сложнейшим хозяйством.
Необходимость вычислять периоды подъема и спада вод в реках, прогнозировать
урожайность, иметь точно рассчитанный календарь, основанный на наблюдениях
за движениями Луны, Солнца и звезд, стимулировала развитие астрономии.
Вавилоняне очень рано стали изучать движение небесных светил и уверовали,
что существует таинственная связь между ними и судьбами человечества, а
значит, наблюдая за их положением на небосводе, можно предсказывать
благоприятные и неблагоприятные стечения обстоятельств, давать людям
советы. На основании таких представлений родилась астрология — отрасль
мифологизированного знания, согласно которой небесным светилам
приписывались способности творить земные дела. “Монополию на нее присвоили
себе священнослужители-жрецы”[8]. Не случайно в те далекие времена
вавилонские, ассирийские и египетские храмы были одновременно и
обсерваториями. Здесь умели предвычислять солнечные затмения,
гелиактические восходы светил.
И богов стали ставить в связь с известными тогда пятью планетами. Им, а
также богу Солнца Шамашу и богу Луны Сину посвящены были семь дней недели
(число «семь» было признано священным). Деление месяца на недели было
впервые введено вавилонянами. Они же и разделили путь Солнца по небу на 12
созвездий зодиака, а каждое созвездие посвятили одному из богов. Таким
образом, деление года на двенадцать месяцев происходит из Вавилона.



-11-


Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели
приближенным способом извлечения корней, решали квадратные уравнения,
некоторые планиметрические и стереометрические задачи. Именно вавилоняне
изобрели шестидесятеричную «позиционную систему» письменного исчисления, от
которой идет современный счет времени дин час равен шестидесяти минутам, и
одна минута — шестидесяти секундам).
В 1901 году в Сузе, городе на побережье залива Хаммамет Средиземного
моря, во время археологических раскопок был найден столб черного диорита,
целиком покрытый клинообразными надписями. “Расшифровка их позволила
установить, что это кодекс законов шестого царя первой вавилонской династии
Хаммурапи (1955—1913 гг. до н. э.)”[9]. Крупнейший доисторический памятник
восточного древнейшего государства, а также огромное число дошедших до нас
официальных документов того времени свидетельству-т о развитой политической
культуре в древнейшем государстве. Любопытно, что отношения раба и
господина регулировались законодательными нормами, причем последний не
волен был распоряжаться жизнью и смертью первого; допускались неравные
браки.
В верхней части найденного в Сузе каменного - лба был изображен сам царь,
получающий закон из рук солнечного бога Шамаша. Этого бога почитали за
покровителя права и верховного законодателя.


6. Космологические представления мифологии.

“Сведения о регилиозно-мифологических представлениях вавилонян восходят к
IV тысячелетию до н. э. них немало было от первобытных верований — многие
боги изображались в виде животных или полулюдей-полуживотных,
господствовали убеждения о существовании бесплотных, сверхъестественных
существ, грающих в жизни добрую или злую роль, бытовало поклонение духам
умерших с жертвоприношениями на могилax”[10]. В разных городах древней
Месопотамии погонялись своим богам, но после объединения всего вавилонского
царства под властью Хаммурапи верховое жрецы объединили местных богов


-12-


в один пантеон, причем главным богом — повелителем и богов и людей, творцом
неба и земли, всего, что растет и живет, в том числе людей, — был объявлен
бог Вавилона Мардук.
С ним связываются первые космогонические предъявления. В аккадской поэме
«Энума элиш» рассказывается, что в начале времен, когда еще «вверху
неназванным небо, внизу земля безымянной были», существовали только
первоначальные океаны Тиамат и Апсу. Затем, в некое неопределенное время,
были рождены несколько поколений богов. Они стали раздражать Апсу и Тиамат
своей непрестанной суетой и шумом, и Апсу решил покончить с ними, хотя его
жена Тиамат уговаривала смилостивиться. К счастью для богов, один из них,
по имени Эйя, сумел убить Апсу при помощи магических заклинаний и соорудил
на его трупе свою собственную обитель. В ней Дамкина, жена Эйя, родила
Мардука, великолепное дитя, превосходящее своими достоинствами всех
предшествующих богов.
Тиамат вознамерилась отомстить за гибель своего мужа и наслала на богов
войско злобных чудовищ. Всех охватил ужас. Но не спасовал Мардук, решив
сразиться с грозным врагом, поставив условием, чтобы его ввели в совет
богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором
Мардук демонстрирует магическую силу своего слова: по его приказанию на
небе исчезает и вновь появляется звезда. Пораженные его могуществом, боги
избирают Мардука своим главой и благословляют на битву.
Мардук вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех
небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска
Тиамат, вступает в сражение. Одержав победу, расправляется с Тиамат и ее
свитой.
После этого он творит мир: рассекает тело Тиамат надвое — из нижней части
делает землю, из верхней — небо (запирая его на засов и приставляя стражу,
чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Потом он определяет всем
богам их владения, небесным светилам — их пути, воздвигает ворота, через
которые может всходить и заходить Солнце, заставляет сиять Луну.
Чтобы избавить богов от физического труда, Мардук с помощью своего отца
Эйя сотворил людей из крови убитого им Кингу, мятежного бога,
возглавлявшего враждебное войско.
Боги славят героя и воздвигают Эсагилу — храм Мардука в Вавилоне. В
заключение следует радостный пир,



-13-



провозглашаются пятьдесят имен Мардука, передающих ему власть практически
всех главных богов аккадского пантеона.
Как видим, в этом поэтическом сказании содержится обоснование главенства
вавилонского божества над всеми остальными, а с ним — и господства самого
Вавилона над благодатными долинами Евфрата и Тигра, над всеми завоеванными
территориями.
Тут и оправдание рабского труда перед лицом божественной власти, и поиск
покровителя.
Кроме того, социальный инстинкт подсказывал властвующей элите
необходимость единства чувств и дум подданных «богоспасаемой» страны,
приведения всех к общей идее о фатальном бессилии человека перед власть
имущими и перед богами, внушения массам чувства бессловесной покорности.
“В стремлении вавилонских жрецов объединить разных местных богов в один
пантеон во главе с Мардуком нетрудно узреть шаг к государственной
религии”[11].
Что же касается сказа о сотворении мира и человека, то в нем сквозят
вопросы не религиозного, а философского смысла, хотя ответы на них и
мифологичны. Главное — содержание религиозных мифов выдает довольно
изощренный взгляд на богов и их деяния, позволяет убедиться в серьезности
тогдашних размышлений.



-14-



Заключение.

В течение всей своей сложной более чем тысячелетней истории Вавилония
находилась в состоянии непрерывных войн с соседями. Во второй половине I
века до н. э. она утратила самостоятельность. В сродстве и противоречии с
нею развивалась Ассирия, страна, расположенная в верхнем течении Тигра.
Почти все вавилонские боги пользовались почитанием и в Ассирии, но во главе
стоял национальный бог Ашшур, приобретший характер бога войны; изображение
его служило эмблемой для военного знамени ассириян; его именем назывался
главный город Ассирии (ныне Калхат-Шаргат, Ирак).
О культурном влиянии на Ассирию Вавилона свидетельствует огромная
библиотека, найденная в развалинах дворца царя Ашшурбанипала (VII в. до н.
э.) и состоявшая из многих тысяч глиняных таблиц, покрытых клинописными
текстами. В ней наряду с историческими памятниками и деловыми документами
(библиотека служила одновременно и архивом) оказались списки важнейших
произведений вавилонской литературы: религиозной, мифологической,
астрономической, астрологической; важное значение имели обнаруженные здесь
словари и грамматические пособия, при помощи которых сами ассирияне
усваивали иноземную и предшествующую (древнюю и для них) культуру.
В современной науке принято рассматривать вавилоно-ассирийскую культуру в
единстве.
Сверстницей ее была древнеегипетская культура, и мы находим в них много
общего в силу тождественности общественных укладов их рабовладельческой
жизни, равного уровня развития производительных сил и относительного
сходства природных условий.
Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы,
сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов в литературу,
живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в
произведениях литературы и искусства. Известно, как много мифологических
образов вобрал в себя поэтический язык А.С. Пушкина. Мифами наполнены
мировые религии христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые
особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и
тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень
развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но
не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого
рода



-15-



вопросы о происхождени

Новинки рефератов ::

Реферат: Идея информационного общества и Internet (Социология)


Реферат: Гениальность и помешательство (Психология)


Реферат: Социокультурный подход к анализу общества (Социология)


Реферат: Нюрнбергский процесс (Теория государства и права)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Планирование и контроль в рамках стратегического планирования (Менеджмент)


Реферат: Технологии в овцеводстве Восточной Сибири (Зоология)


Реферат: Синтез цифровой системы управления (Цифровые устройства)


Реферат: Анализ криптостойкости методов защиты информации в операционных системах Microsoft Window 9x (Программирование)


Реферат: Жизнь Тараса Григорьевича Шевченко (Литература)


Реферат: Обработка материалов электрическим током и лазером (Технология)


Реферат: Сознание и бессознательное (Философия)


Реферат: Москва в XV веке глазами иностранцев (История)


Реферат: Бизнес-план ООО "Цветик-семицветик" (Менеджмент)


Реферат: Следящие системы (Коммуникации и связь)


Реферат: Наблюдательный совет и исполнительные органы (Гражданское право и процесс)


Реферат: Коммуникации в организации (Психология)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Начало самодержавия в России, государство Ивана IV (История)


Реферат: Основы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист