GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)



Министерство высшего и среднего образования



Автор:
Мордкович Мария
ученица 11 класса А
Рецензент:
Луценко В.И.



МОУ Гимназия №3
Сургут – 2001
План:


1. Введение…………………………………………….……………………….3
2. Тайна Великой Клеопатры.….……………………………….…5
2.1. Внешность Клеопатры……………………………………..6

2.2. Семья Клеопатры…………………………………….……..7

2.3. Личная жизнь Клеопатры………………………………..9
2.4. Клеопатра и Цезарь………………………………………10
2.5. Антоний и Клеопатра…………………………………….13
2.6. Смерть Клеопатры…………………………………………17

3. Заключение…….………………………………………………………..20
4. Приложение……………………………………………………………..22
5. Список использованной литературы…………….…….23



Введение
Клеопатра – великая царица Древности. О ней было сказано очень много и
еще не меньше будет сказано. Личность достаточно спорная и разноплановая. В
моем реферате я постаралась отобразить наиболее интересные факты из жизни
царицы.
Моя работа состоит из шести частей. В первой части, которую я назвала
«Внешность Клеопатры», рассказывается о том, как выглядела Клеопатра, что
она носила, как она себя вела с людьми.
Вторая глава моего реферата, которая названа «Семья Клеопатры»,
рассказывается об отношениях в семье Птолемеев. У Клеопатры были очень
сложные отношения со всеми членами семьи, ведь она была безжалостлива к
тем, кто мешал ей на пути к трону. Она занималась самообразованием, чтобы
быть способной и достойной царской короны. Благо для этого у нее была масса
возможностей, ведь у семьи была самая огромная библиотека на свете, о
судьбе которой я тоже рассказываю в этой части.
Третья часть носит название «Личная жизнь Клеопатры». Существует
мнение, что Клеопатра была женщиной легкого поведения. Она очень любила
мужчин, но иногда жестоко расправлялась с неугодными. К тому же, она
позволила себе родить сына от самого Гая Юлия Цезаря. О том, как восприняли
это в Риме и Греции, я и рассказываю в этой части.
«Клеопатра и Цезарь» – это название четвертой главы моего реферата.
По названию можно понять, что в этой части речь пойдет об отношениях
Клеопатры и Цезаря, результатом чего стало рождение сына Цезариона. Связью
в их союзе была не любовь, а обыкновенный расчет. Что из этого получилось и
рассказывает четвертая часть.
Пятая часть названа мною «Антоний и Клеопатра». После смерти Цезаря
Клеопатра стала любовницей римского диктатора Марка Антония. Их союз со
временем тоже становился банальным расчетом. С помощью Антония Клеопатра
спасла и себя и Египет. От чего и почему, рассказывается в этой части.
Заключительная глава моей работы носит название «Смерть Клеопатры». Не
трудно догадаться, что речь в ней пойдет о последних событиях в жизни
царицы и о том, как она погибла. Царица убивает себя, так как не может
перенести потеря любимого человека, Марка Антония. Да и отношение жителей
Рима к ней было далеко не дружественным. Клеопатра решается на отчаянный
шаг и убивает себя.
Мой реферат содержит заключение, в котором я делаю общий вывод по
данной теме. Кроме того, в заключении я выражаю свое мнение по вопросам,
раскрытым в моем реферате.
Моя работа снабжена приложением. Приложение выполнено в виде
небольшого словаря, в котором дано объяснение некоторых понятий и слов.
Реферат снабжен списком литературы, которой я пользовалась при
написании этого реферата.



Чудо света – Александрийский маяк на Фаросе все еще светил. Видный на
сто миль в открытом море, он будто наваждение притягивал в порт Эвнос
чужеземные корабли – все разноязыкие торговцы собирались здесь. В
придворной академии Мусейон на царском жалованье творили знаменитейшие
ученые и поэты мира.
Здесь жила Клеопатра, избранница богов. По крайней мере, такой себя
считала: ей предназначено быть над людьми с их мелкими мерзостями и
радостями. Она принадлежит богине Изиде*, Клеопатра – ее глаза и ее тело на
земле. Но боги не имеют право на слабости, их предназначение – властвовать
и карать. Этому Клеопатру учила вся история ее семейства Птолемеев, греков
из Македонии, которым по воле случая досталась корона фараонов.
Каждая царица в династии Птолемеев звалась Клеопатра («Славная по
отцу»), так что скорее это даже не имя, а титул. И каждая Клеопатра была
замужем за собственным братом и правила с ним совместно – так повелевала
традиция фараонов, перенятая Птолемеями. Сама богиня Изида состояла в браке
с братом, богом Озирисом*. Она и благословила кровосмесительство царей.
Хотя и прежние царицы были достаточно славны – например, Клеопатра II
беспощадной войной против мужа-брата Птолемея VIII, а Клеопатра III –
против собственных сыновей Птолемея IX и Птолемея X, - но в историю они не
вошли, потому как слишком обыденны были их деяния по тем отчаянным
временам.
Слава Клеопатры VII не только превзошла отцовскую, но и всех других
Птолемеев, включая Птолемея Сотера I , выцарапавшего Египет при дележе
завоеваний Александра Македонского и присовокупившего к уворованной стране
огромные территории, силой отнятые у таких же греков-вояк, как и он,
нацепивших на себя африканские короны. К тому времени, когда египетская
корона досталась Клеопатре, Птолемеи успели потерять почти все завоеванные
земли. Клеопатра все вернет назад. Не силой оружия. Утраченные земли
широким жестом подарит ей возлюбленный римский диктатор Антоний. Благодаря
усилиям Клеопатры Египет дольше всех греческих царств на севере Африки
останется самостоятельным.
А в итоге она потеряет все – и Египет, и жизнь в придачу. Смерть
Клеопатры, падение Египта, конец Римской республики и начало Римской
империи – все совпало. Ученые считают это исторической закономерностью. Вся
кипучая деятельность Клеопатры по спасению Египта была напрасной.
Внешность Клеопатры
Красота этой женщины была не тою, что
зовется несравненной и поражает с первого
взгляда; зато обращение ее отличалось
неотразимой прелестью, и потому ее облик,
сочетавшийся с редкой убедительностью
речей, с огромным обаянием,
сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко
врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали
и радовали слух.
Плутарх
В отличие от легенды о необыкновенной красоте египетской царицы
Клеопатра не обладала красивой внешностью. Клеопатра не комплексовала по
поводу чересчур неженского горбатого носа и хищно заостренного подбородка.
Характерные особенности своего царственного профиля она отчеканила на
государственных монетах. А уж вела себя с такой естественной уверенностью в
собственные чары, что никто из мужчин уже не смел в них сомневаться. С
мужчинами не заискивала, но без нужды не была высокомерной, с умным
собеседником говорила, как с равным, а дураку не пыталась объяснить, что он
дурак.
Ее греческие хитоны*, пеплосы и гиматии, в которые она одевалась,
вроде бы напоминали все прочие на других женщинах, но на Клеопатре любые
наряды по притягательности могли соперничать с одеяниями наложниц гарема.
Тут Клеопатра отличалась изобретательностью. Добавьте сюда изысканные
прически: сложные пучки, переплетенные лентами из золота и парчи и
жемчужными нитями, увенчанные диадемой.
А запах! Ей были известны такие ароматические мази и кремы, такие
невероятные духи, запах которых обволакивал сознание мужчины не хуже
алкоголя. Сборник парфюмерных рецептов Клеопатры каким-то чудом дошел до
наших дней. Не иначе как с благословения богини Изиды.
Семья Клеопатры
Клеопатра была не просто любимой дочерью царя Птолемея XI, но что куда
важнее – его старшей дочерью, первой наследницей короны. Правда,
существовала и другая, более старшая дочь, тоже Клеопатра, но, слава богу,
вовремя умерла – за несколько лет до своей возможной коронации. Одну из
дочерей, строптивую Беренику, вступившую в заговор против отца, Птолемею
пришлось казнить. С казнью Береники у Клеопатры не осталось конкуренток,
кроме последней сестренки Арсинои. Та заметно проигрывала Клеопатре в уме,
что, правда, лишь увеличивало ее амбиции. Насчет Арсинои у Клеопатры не
было иллюзий: всадит нож в спину, лишь бы залезть на трон. Что же до
братьев, то Клеопатра не принимала их в расчет: Дионису было десять, а
Неотеросу всего девять лет.
Отец, Птолемей XI , за свою любовь к игре на флейте презрительно
прозванный в народе Авлет («флейтист»), переживал не лучшие времена. Казна
была пуста, он задолжал римским менялам и даже был вынужден продать
важнейший пост казначея римскому ростовщику! На правах любимой дочери
Клеопатра совала свой любопытный горбатый нос в государственные дела,
помогая папочке считать долги, принимать послов и чинить расправы над
негодными подданными египтянами, которые постоянно бунтовали, недовольные
тем, что у себя же на родине оказались в самом низшем сословии – даже ниже
персов и евреев. Однажды в самой Александрии вспыхнуло такое восстание, что
царю Авлету пришлось спасаться бегством из страны под защиту римских
легионов. Судьба и сама жизнь Клеопатры повисли на тоненькой ниточке: при
дворе хватало претендентов на оброненную корону. Спас Авлета и вернул ему
трон молодой командующий римского легиона Марк Антоний. Тот самый Марк
Антоний, который станет возлюбленным царицы Клеопатры, о них сложат
легенды, и Шекспир увековечит их любовь. Но пока Антоний не подозревал о
существовании Клеопатры и потребовал, чтобы Авлет за спасение выплатил Риму
огромный гонорар в десять талантов*, а таких денег у царя не было.
Что до Клеопатры, то она мало думала о любви, больше о короне – всего
лишь маленький золотой обруч с литой змейкой, а сколько в нем власти! В
царицы Клеопатра готовилась основательно: читала философов и летописи войн.
Больше всего ее занимали иностранные книги. Клеопатра учила языки. Когда
пришла пора вести переговоры с послами и царями, она уже знала десять
языков, в том числе презираемый арабский. Прежде никому из Птолемеев в
голову бы не пришло говорить на языке черни! А Клеопатра щебетала, как
птичка, чем до слез умиляла слуг-египтян. По Александрии пошла молва про
принцессу, которая знает арабский.
Ей повезло с библиотекой – самой огромной на свете, в семьсот тысяч
книг. Египет владел абсолютной монополией на изготовление папируса, и все
книги, какие только существовали в мире, были собраны тут – в
Александрийской библиотеке.
Библиотека сгорит во время так называемой александрийской войны,
ознаменовав грандиозным пожарищем окончание мирной теоретической
подготовки царицы и ее переход к беспощадной военно-политической практике.
Личная жизнь Клеопатры
Однако в истории она осталась не благодаря своим военно-политическим
деяниям. Добрые обыватели знают Клеопатру как величайшую гулящую античных
времен. Эффектным ярлыком Клеопатра обязана даже не современным искателям
голой правды, а богобоязненным историкам христианского периода.
До введения христианства женщины пользовались практически равными
сексуальными правами с мужчинами. Но именно женщины не оказались в стороне
при распространении христианства, уничтожившего как любвеобильных античных
богов, так и личное право женщин на самоопределение.
Возможно, все так и происходило, как пишет Пушкин в «Египетских
ночах», и после ночи любви царица Клеопатра, верховная жрица богини Изиды,
покровительницы любви и сексуальных наслаждений, действительно казнила
своих любовников. Так требовал культ богини Изиды. Боги не могут без жертв.

Существуют слухи, что сексуальную жизнь Клеопатра вела с двенадцати
лет. Даже если так и было, никто в ту экзотическую эпоху не удивился и не
осудил.
Но хоть и были свободны взгляды на секс в ту эпоху, Клеопатру еще при
жизни считали гулящей, как в Греции, так и в Риме. Дело в политике.
Греческим патриотам не нравилось, что своих любовников Клеопатра находит
исключительно в Риме – какое предательство! Римский же плебс* невзлюбил
царицу за то, что самозванка родила сына от самого Гая Юлия Цезаря и
посмела назвать его Цезарионом. У Цезаря не было наследников, а значит,
египетский выродок мог стать следующим правителем Рима! Когда же Цезаря,
как скотину, закололи заговорщики, Клеопатру возненавидели еще больше: она
заманила к себе в постель преемника Цезаря, Марка Антония, и тот подарил ей
завоеванные Римом царства. Ненависть толпы к Клеопатре помогла Октавиану
уничтожить своего единственного соперника Антония, стать единоличным
правителем и теперь уже навсегда заткнуть рот римской голытьбе* с ее
республиканской демократии.
Клеопатра и Цезарь
Главную славу Клеопатре принесли три любовника – все могущественные
политические деятели Рима: Гней Помпей, прозванный Великим, следом его
соперник в борьбе за власть – сам Гай Юлий Цезарь, и завершает список
преемник Цезаря на вершине власти Марк Антоний. Но, как ни странно это
звучит, Клеопатра не выбирала любовников, судьба вообще не предоставляла ей
выбора, кроме одного – между жизнью и смертью.
Смерть всегда, словно траурный шлейф, какой бы обворожительный наряд
ни надела Клеопатра, тянулась за ней по пятам. После пышных похорон царя
Авлета, по его завещанию, Клеопатра стала женой малолетнего брата Диониса,
который был объявлен царем Птолемеем XII, а она – царевной Египта
Клеопатрой VII. Никаких интимных отношении с ним у нее, конечно, быть не
могло: что за муж из десятилетнего мальчишки? А вот как царь, ей казалось,
он был идеален: править Египтом Клеопатра желала самолично.
Клеопатре шел восемнадцатый год – весь мир лежал у ее ног, и весь мир
был против нее. Не успела она примерить корону со змейкой, как смерть в
унизительном обличье евнуха бесшумной тенью легла у нее за спиной. Евнух
Потин, наставник братца Диониса, предводитель дворцовой оппозиции, тихой
сапой правил страной от имени сопливого мальчишки. Заодно с евнухом был и
командующий египетской армии Ахилл. А в арсенале Клеопатры имелось лишь
одно средство – женское обольщение. Но на евнухов это средство не
действует.
Она обратилась за помощью к Помпею Великому. Благодаря римской
протекции, только и осталась в живых. Теперь, если бы заговорщики ее убили,
они бы дали Помпею повод ввести свои легионы, превратив Египет в римскую
провинцию. Во дворце Птолемеев между Потином и Клеопатрой установилось
выматывающее, напряженное, три года длящееся выжидание: кому первому
выпадет шанс уничтожить соперника? Шанс выпал евнуху – но Клеопатре удалось
его переиграть.
Она предугадала победу Цезаря над ее покровителем Помпеем, тайно
бежала из дворца в расположение частей египетской армии, стоявших у границы
с Сирией, и – терять ей уже было нечего – объявила войну брату Дионису.
Помпей бежал в Александрию, но не успел сойти с корабля, как его тут же, на
глазах у жены и детей, стоявших на палубе, заколол кинжалом один из
легионеров Ахилла. От имени царя Птолемея XII забальзамированная голова
Помпея на блюде была поднесена Цезарю, приплывшему следом. Цезарь с
отвращением отвернулся.
Вовсе не завернутой, словно подарок, в роскошный персидский ковер, как
о том гласит легенда, явилась молодая царица к Цезарю. Не сюрприз и не
сексуальное развлечение замыслила Клеопатра – попросту спасала свою жизнь.
Появись она открыто в городе, Клеопатру бы тут же убили. А упаковка, в
которой ночью ее доставили Цезарю, была обыкновенным грубым мешком.
Не стоит преувеличивать, считая, будто она поймала Цезаря на крючок.
Не из-за страсти к Клеопатре Цезарь ввязался в Александрийскую войну, в
которой чуть было сам не погиб. Интриган и хитрец, Цезарь взял сторону
Клеопатры, потому что ему требовался надежный союзник в его войне с римским
сенатом. А союз с Клеопатрой, законной царицей, все-таки был надежнее, чем
с подлым властолюбивым евнухом. Что до Клеопатры, то жизнь и сейчас
предлагала ей только один выбор – Цезаря. И она, не медля, его сделала.
Ах, любовь запоздалая – объясняют летописцы странное поведение Цезаря,
предающегося пирам, в то время как его война с Римом еще не окончена. Он не
покидает Клеопатру не потому, что ей так хочется. Таков расчет Цезаря. Что
ждет его в Риме? Трусливая ненависть сената и кинжалы заговорщиков? Пока
еще Рим не созрел для Цезаря. Когда же его час пробьет, его отдохнувшие в
Египте и рвущиеся в бой легионы с легкостью добудут победу. Заодно, как
жирную кость, он бросил толпе завоеванное им Боспоро-Понтийское царство. А
Марк Антоний, народный трибун в Риме (пока и не помышляющий о том, что
вскоре случай превратит его, далеко не первого человека, в преемника
Цезаря, как в Риме, так и на царственном ложе Клеопатры), позаботится,
чтобы фраза Цезаря: «Пришел, увидел, победил» облетела всех. И на плечах
восторженного плебса Цезарь въедет в Рим.
Став полновластным правителем, Цезарь официально объявил Клеопатру
«другом римского народа». В те времена вместо орденов удостаивали статуями
и бюстами, и Цезарь повелел – проигнорировав неудовольствие сенаторов, -
установить позолоченный бюст Клеопатры в храме Венеры. Как это ни
удивительно, он сохранился до наших дней: по-видимому, столь некрасива
Клеопатра в своей скульптурной копии, что римляне решили оставить ее для
потомков – в качестве издевки.
Клеопатра явилась в Рим, поразив зевак пышностью свиты, поселилась в
лучшем дворце в аристократическом районе Сады Цезаря, устраивала царские
приемы, сводя с ума причудливыми нарядами римских модниц. Она привезла с
собой не только фальшивого мужа Птолемея, но и сына Цезариона, что было
воспринято сенатом как унизительная пощечина. Намек читался ясно: Клеопатра
мечтала, что когда-нибудь ее сын станет первым человеком Рима. Но не прошло
и года, как Цезарь был убит сенаторами, а с ним погибла и мечта.
Антоний и Клеопатра
В 1892 году в Александрии археологи нашли обломок колоссальной двойной
статуи, созданной почти две тысячи лет назад. Восстановить ее не удалось:
бог ведает, куда девались другие части скульптуры? Судя по всему, монумент
разрушили люди и разбросали камни, где попало; осталась только эта огромная
каменная глыба. Ученые смогли лишь определить, что статуя изображала
египетскую царицу Клеопатру и ее любовника, римского диктатора Марка
Антония. Оба покончили с собой во время захвата Александрии римскими
легионерами Октавиана. Упустив возможность их казнить, победители казнили
статую. Уильям Шекспир построит в их честь куда более прочный памятник –
поэтическую драму «Антоний и Клеопатра».
Что бы не говорили ученые об исторической неизбежности падения Египта,
все-таки прав был Шекспир, считавший, что виной всему была любовь. Цари не
имеют права любить. Они правят, покуда остаются бездушными орудиями власти
в руках богов. Но едва допускают к себе любовь, как превращаются в простых
смертных – теряют власть, и рушатся их царства.
Первая встреча Клеопатры с Антонием произошла не по ее воле. Любимец
толпы, бражник и забияка Антоний, которого по оплошности не убили
заговорщики заодно с Цезарем (вояка, а не политик; от Антония не будет
вреда, раз его хозяин Цезарь умер), неожиданно для сената устроил такую
смуту, что убийцам Цезаря пришлось спасаться из Рима бегством. Семьдесят
сенаторов были казнены, в их числе знаменитый Цицерон. Брут и Кассий,
возглавившие заговор, покончили с собой, бросившись на свои мечи, когда их
армии были разбиты Антонием. Теперь Антоний вершил суд над царями и
правителями, помогавшими заговорщикам. Клеопатра оказалась в черном списке
и была вызвана на расправу в Кликию, где заседал Антоний.
Клеопатра мастерски отрежиссировала встречу – спектакль соблазнения
Антония (далеко не святого, а, напротив, большого любителя женщин) был
обречен на успех. «Клеопатра поплыла вверх по Кидну на ладье с вызолоченной
кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под
напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар.
Царица покоилась под расшитой золотой сенью в уборе Афродиты, какою ее
изображают живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами,
будто эроты на картинках. Подобным же образом и самые красивые рабыни были
переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у
канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных купальниц и
растекались по берегам. Толпы людей провожали ладью по обе стороны реки», -
описывает прибытие Клеопатры Плутарх. Толпа с рыночной площади, где на
троне ждал обвиняемую Антоний, бросилась к реке на пристань поглазеть на
царицу. Клеопатра же, не сходя на берег, отправила Антонию приглашение на
пир в его честь. Антоний не мог отказать.
Клеопатра праздновала победу: она спасла и себя и Египет. А Антоний
праздновал победу над женщиной – и какой женщиной, царицей! Оба считали
себя победителями друг над другом, и праздник продолжался: Антоний
устремился вслед за Клеопатрой в Александрию – а там невиданные пиры и
забавы. Часто по ночам, переодевшись простолюдинами, Антоний и Клеопатра
шатались по улицам Александрии, приставая к прохожим и беспокоя сон
обывателей. Бывало, Антония крепко колотили. Но вскоре александрийцы
раскрыли инкогнито царственных бездельников, и веселый беспечный римлянин
даже приобрел популярность.
Ни Клеопатра, ни Антоний еще не подозревали, что они оба – побеждены,
оба попались в одну и ту же роковую сеть. Им это станет ясно только после
долгой разлуки. Как ни вольготно жилось Антонию в Александрии, ему пришлось
возвращаться в Рим: его жена Фульвия и его родной брат Люций,
объединившись, попытались захватить в Риме власть, но их армия была разбита
Октавианом, тогда еще союзником Антония. Фульвия погибает, брат пленен. В
доказательство непричастности к заговору и ради еще большего скрепления
союза с Октавианом, Антоний дает согласие на казни неугодных Октавиану
родственников, включая брата, и женится на сестре Октавиана, Октавии. Весть
о новом браке Антония возбудила в Клеопатре ревность, какой она от себя не
ожидала. Царица даже послала в Рим шпиона, чтобы тот выведал все про
Октавию. Впервые у царицы Клеопатры появилась соперница!
Антоний прожил в Риме несколько лет, пока ему не пришлось отправиться
в очередной военный поход против парфян. Находясь в Сирии, он вызвал
Клеопатру к себе – и пропал. Не приобретя новой славы в войне с парфянами,
Антоний жил в Александрии, все больше превращаясь из римского полководца в
египетского царя. Антоний официально заявил о своем разрыве с Октавией, тем
самым, бросив вызов Октавиану. Теперь они враги. От Клеопатры у него
родились двойняшки – мальчик Александр и девочка Клеопатра, - а также сын
Птолемей. Антоний, подобно своему предшественнику Цезарю, открыто признал
их своими детьми.
Апогеем его падения историки считают торжественный праздник в
Александрии, на котором Антоний, сидя на золотом троне посреди городской
площади в окружении всех детей, включая сына Цезаря Цезариона, прилюдно
объявил о разделе своих владений. Клеопатру он провозгласил царицей Египта,
Кипра и Южной Сирии при правительстве ее старшего сына Цезариона. Держава
Птолемеев восстанавливалась в первоначальном объеме – к чему так стремилась
Клеопатра. Своему старшему сыну от Клеопатры, Александру, Антоний обещал
отдать Армению, Мидию и Парфию, а младшему, Птолемею, оставил Сирию и
Палестину.
Апогей безрассудства любви. Царства не стоят ничего – Антоний широким
жестом бросает их к ногам любимой. Безумец, тем самым он объявил войну
Риму: «Пусть погибнет вся империя, для меня ты – весь мир». Но Клеопатра
ведет себя не умнее Антония; она принимает дар, словно слепая, не видит,
как закипает к ней ненависть в Риме, что вот-вот вулкан взорвется и хлынет
стальная лава римских легионов…
Смерть Клеопатры
Антоний проиграл войну: опутанный любовью меч лишился былой разящей
силы. Да и то меч минует сердце, и Антоний долго и мучительно умирает от
потери крови.
Через несколько дней состоялись пышные похороны Антония. Октавиан не
препятствовал исполнению обряда и даже приказал доставить все, что царица
сочтет нужным, для придания блеска траурной церемонии.
Еще прежде, рыдая в усыпальнице над умирающим Антонием, Клеопатра
расцарапала себе грудь и лицо. На месте царапин образовались язвы, поднялся
жар. Она была рада этому, потому что задумала под предлогом болезни
отказаться от пищи и таким образом расстаться с жизнью. Но Октавиан
пригрозил убить ее детей, если она не прекратит голодовку. Угроза
подействовала немедленно.
Вскоре Октавиан сам посетил царицу. Когда он вошел в покои, царица,
непричесанная, в легкой тунике отдыхала на низком ложе. Последний раз он
видел Клеопатру шестнадцать лет назад в Риме. Тогда царица даже не обратила
внимания на мальчика, от которого сейчас зависела ее судьба. После
недолгого разговора их беседа закончилась.
Вскоре некий римлянин, тайный поклонник Клеопатры, уведомил ее, что
близок отъезд из Египта: через три дня ее с детьми отправят в Рим. Царская
семья должна будет украсить триумф победителя. Тогда Клеопатра приняла
окончательное решение.
Рано утром, с разрешения Октавиана, царица отправилась на могилу
Антония. Она возложила цветы, долго плакала и жаловалась на свою судьбу; из
всех бедствий, какие выпали на ее долю, самым тяжким было то, что ей
пришлось прожить несколько дней без Антония. И вот теперь он, римлянин,
покоится в египетской земле, а она, царица Египта, будет погребена в
далекой Италии!
Вернувшись во дворец, Клеопатра велела приготовить себе купание и
съела изысканный обед. В то же время в ворота дворца вошел какой-то
крестьянин с корзиной. Караульные спросили его, что он несет. Крестьянин
открыл корзину и показал прекрасные смоквы. Солдаты подивились их величине,
а он, смеясь, разрешил им взять по несколько штук и прошел в покои царицы.
После обеда Клеопатра села писать письмо. Окончив, она запечатала его
и велела отдать Октавиану. Затем она отослала всех слуг и осталась только с
двумя рабынями, теми самыми, которые прятались с ней в усыпальнице.
Взглянув на письмо, Октавиан вскочил и хотел немедленно бежать к
царице. В письме содержалась просьба Клеопатры о том, чтобы ее останки были
погребены рядом с могилой Антония…
Когда посланные Октавианом люди прибежали к покоям Клеопатры, они
нашли двери запертыми. Их пришлось взломать. И тогда увидели Клеопатру,
неподвижно лежащую на позолоченном ложе. На ней были роскошные царские
одежды. Одна из рабынь, Ирада, лежала на полу у ног своей госпожи, а
другая, Хармион, еще державшаяся на ногах, поправляла диадему на голове
царицы. У них на глазах, она рухнула замертво.
Тайну своей смерти три женщины унесли в могилу. На левом плече
Клеопатры были обнаружены две ранки, похожие на следы змеиных укусов, но
змей в комнате не нашли.
Если Клеопатра умерла от укуса змеи, то в этом можно усмотреть
глубокий символический смысл. Испокон веков корону фараонов украшало
изображение змеи-аспида. Змея была эмблемой царской власти. В египетских
культах змею связывали также с богом солнца Ра. Считалось, что укус змеи
дает бессмертие и приобщает человека к богам.
Похороны царицы были достойны последней представительницы великой
династии, которая правила Египтом в течение трех столетий. Останки
Клеопатры погребли рядом с могилой Антония, а неподалеку похоронили ее
верных рабынь.



Заключение
Жизнь Клеопатры была сложной, но интересной. Я попыталась последить
самые интересные моменты из жизни царицы Клеопатры XII.
Эта царица – куртизанка, злой гений Египта, хитрая, жестокая,
малодушная и коварная, строившая свое благополучие на несчастьях других, в
конце концов, неминуемо должна была погибнуть, запутавшись в сетях
собственных интриг. Но ее роковая красота, стоившая жизни Юлию Цезарю и
Антонию, красота, которой древние не могли не поклоняться, создала
сладострастной Птоломеянке стараниями поэтов, не всегда согласных с
истиной, немеркнущую память. «Остановись, чужеземец, - гласит, например,
одна из подобных поэтических эпиграмм, - воззри на стоящую здесь Клеопатру,
низринутую ревнивой судьбой, а не временем в мрачные чертоги Плутона!
Венера возвеличила ее красоту, Минерва наделила мудростью; Муза научила
поэзии и музыке, чтобы она могла слить свои песнопения с звучными аккордами
лиры! Пусть жадная могила скрыла молодость и красоту, пусть дивное тело
превращено в прах, целомудрие твоей жизни, о Клеопатра, служит лучшим
свидетельством незапятнанной чистоты твоей души!»… На самом же деле
развратная египтянка обязана бессмертием только трагической развязке своей
связи с Марком Антонием, создавшей из любовников Ромео и Джульетту
античного мира, до сих пор увлекающих поэтов и художников.
И в заключение моего реферата я хочу процитировать оду римского поэта
Горация, которая стала действительно бессмертным памятником. Эту оду он
сложил сразу после падения Александрии и смерти царицы – сообщения об этих
двух событиях дошли до Рима почти одновременно. Красноречивее, чем все
документы, и убедительнее, чем выводы историков, свидетельствует она, сколь
сильны были в римском обществе антиегипетские настроения и страх перед
Клеопатрой. Но, воспевая торжество победы, ода вместе с тем воздает должное
величию побежденной.
Теперь – пируем! Вольной ногой теперь
Ударим оземь! Время пришло, друзья,
Салийским угощеньем щедро
Ложа кумиров почтить во храме!

В подвалах древних не подобало нам
Цедить вино, доколь Капитолию
И всей империи крушеньем
Смела в безумье грозить царица.

С блудливой сворой хворых любимчиков,
Уже не зная меры мечтам с тех пор,
Как ей вскружил успех любовный
Голову. Но поутихло буйство,

Когда один лишь спасся от пламени
Корабль, и душу, разгоряченную
Вином Египта, в страх и трепет
Цезарь поверг, на упругих веслах

Гоня беглянку прочь от Италии,
Как горит ястреб робкого голубя,
Иль в снежном поле фессалийском
Зайца охотник. Готовил цепи

Он роковому диву. Но доблестней
Себе искала женщина гибели:
Не закололась малодушно,
К дальним краям не помчалась морем.

Взглянуть смогла на пепел палат своих
Спокойным взором и, разъяренных змей
Руками взяв бесстрашно, черным
Тело свое напоила ядом,

Вдвойне отважна. Так, умереть решив,
Не допустила, чтобы суда врагов
Венца лишенную царицу
Мчали рабой на триумф их гордый.



Словарь:
. Изида (Исида) - богиня плодородия, воды и ветра, символ
женственности, семейной верности, богиня мореплавания.
. Озирис (Осирис) - символом умирающей и воскресающей природы.
. Хитон – мужская и женская нижняя одежда древних греков. Льняная или
шерстяная рубашка, чаще без рукавов; подпоясывался с напуском.
. Талант – ден.-счетная единица Древней Греции, Египта и т.д.
. Плебс – первоначально свободное население, не входившее в родовую
общину и не имевшее прав на пользование общинной землей.
. Голытьба – сельская беднота, обычно не имевшая постоянного
местожительства и нанимавшаяся на различные работы.



Список использованной литературы:


1. Белоусов Р.С. Частная жизнь знаменитостей: Собрание редких
случаев, любовных историй, курьезов, слухов. – Москва: Олимп,
1999.
2. Иванов Л. Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших
дней. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.
3. Кравчук А., Деревенский Б. Чудовище судьбы: жизнь и смерть
Клеопатры. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1996.
4. Непомнящий Н. Тайны тысячелетий Т10. Сборник. – Москва: Всемирный
следопыт, 1997.
5. Непомнящий Н. Тайны тысячелетий Т14. Сборник. – Москва: Всемирный
следопыт, 1997.
6. Нефедов С.А. История, поданная как роман: Современный учебник для
школьников и увлекательное чтение для взрослых. – Москва: ВЛАДОС,
1996.
7. Паневин К.В. История Древнего Рима. – Санкт-Петербург: Полигон,
1998.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – Москва:
Советская энциклопедия, 1985.




Реферат на тему: Жизнь и творчество Аристотеля

1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный
противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-
западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду
врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В
семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится
учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к
руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил
Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой
Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний
предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на
некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице
Гермия, а по некоторым сведениям -его наложнице. Через три года философ
уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу
после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и
верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение
македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего
великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил
греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель
вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей,
по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При
школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку
занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а
принадлежащие к ней - «перипатетиков». Второй афинский период был временем
окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов.
Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных
учеников.
Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в
Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен,
поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в «безбожии» на
том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в
Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ
вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Летом
322 г. он умер.
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому
периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних
произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений
после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся
к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической
последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они
несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние
произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог
«Евдем», или «О душе», содержит доказательства бессмертия души, сходные с
аргументами платоновского «Федона». Следуя Платону же, он «провозглашает
душу формой (eidos), и потому хвалит здесь (ср.: Арист. О душе, III, 429а)
тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей» (Розе фр. 46). Опять-
таки в соответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представляется
для души естественным состоянием, [тогда как связь с телом -" болезнью] » (
фр. 41).
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе
фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр
философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к
созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится
в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию
идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом
провозглашает «мышление» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в
его платоновском значении проникновения философского ума в высшую
реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто
житейскую мудрость.
Лишь в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом ко
второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенные
отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно
Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому идеи
означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он,-то это вовсе
недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то]
иное число?» (фр. 9). Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение
пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут
образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о
двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу
во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при
этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» ( V 11, 51 4а -
51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные
пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном»
мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире.
Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной
пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев
красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все
это - произведение богов» (Розе фр. 12). Таким образом, не созерцание
запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего
земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок
Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum,
делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,
«Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О
небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных
явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична.
В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский
трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по
естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и
воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О
вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О
жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О
духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О
передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды
Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе
Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы»,
где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также
математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название
«Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе,
Ксенофане и Горгии».
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн.,
«Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают
с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8
книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также
неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени
между I в. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн.
обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском
переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158
греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом
«Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым
печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя
перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти
философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н.
э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей
критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.
Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних
перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме
«Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его
учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и
произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как
таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует
краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному
вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем
решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому
и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует
критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в
детали его конкретно-научных представлений.



2. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ
Аристотель- признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это
имя, пущенное в оборот его комментатором Александром Афродизийским
полтысячи лет спустя. Однако уже в трудах Стагирита логика достигла такого
совершенства, что еще в конце XVIII в. И. Кант мог сказать, что после него
она «до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она
кажется наукой вполне законченной и завершенной1». Иначе говоря. Аристотель
выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на
протяжении более двух тысяч лет. Радикально новое в логике рождается только
в XIX–XX вв. на основе диалектики, с одной стороны, и математического
истолкования логической науки–с другой.
Порядок логических произведений Аристотеля, в котором они печатаются и
перечислены выше, не случаен. Он отражает дидактическую структуру
логического знания, восходя от простого к сложному. В «Категориях» идет
речь о словах, высказываемых «без какой-либо связи» и обозначающих самые
общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет 10 категорий (kategoreo–
высказываться, утверждать, судить): сущность, качество, количество,
отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они
отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и т.д. В
«Метафизике» Аристотель или сводит все категории к трем (сущность,
свойство, отношение (см.: Арист. Мет., XIV, 2, 1089b)), или же подводит
четыре последние категории первого списка под одну–движение (Х, 2, 1054а).
С анализом категорий связан существенный, уже не чисто логический
вопрос. Что такое категории? Роды бытия? Или формы мысли? Или
грамматические формы, попросту имена, слова? Все эти точки зрения
высказывались в историко-философской литературе. Отражая отдельные стороны
концепции Аристотеля, они имеют свои основания. Однако сведение категорий к
какой-то одной стороне неправомерно. Учение о категориях строилось
Стагиритом на основе изучения родов бытия, как и его общих характеристик,
выражаемых в понятиях, истинных лишь постольку, поскольку они выражают эти
характеристики. Поэтому учение Аристотеля о категориях –синтетическая, и в
то же время недифференцированная концепция, в которой категории суть
одновременно характеристики бытия, как и логические и грамматические
характеристики. Их дифференциация–дело будущего. В этом и сила, и слабость
учения о категориях. Сила–постольку, поскольку категориальные определения
представляют собою единство субъективного и объективного определений вещи,
причем здесь через субъективную форму всегда просвечивает объективное
мыслительное содержание. Слабость – поскольку нерасчлененность
субъективного и объективного может вести к одностороннему выпячиванию одной
стороны дела и к спутыванию объективной диалектики единичного, особенного и
всеобщего в вещи с дифференциацией их в мысли.
Первая из «Категорий»–сущность (oysia). В «Категориях» Стагирит выделяет
«первые» сущности, которыми являются, с его точки зрения, отдельно
существующие предметы, «как например отдельный человек или отдельная
лошадь» (Кат., 5, 2a)--индивидуальный, единичный предмет, который мы
определяем, присоединяя к нему предикаты, обозначающие качество, количество
и т.д. Но не парадокс ли перед нами? Ведь Аристотель, как и Платон до него,
считает знанием знание не единичного, а общего. Аристотель выходит из
положения, вводя понятие «второй сущности»–это роды и виды, т.е. общее,
неразрывно связанное с единичным и без него невозможное. Но категория
сущности оказывается тогда самым общим понятием, обозначающим все
самостоятельно существующие вещи, расчлененным в то же время на роды и
виды. И в логической иерархии, отражающей отношения единичного, особенного
и всеобщего (мы еще будем говорить об этом, разбирая «древо Порфирия»),
сущность занимает как самое высшее (все самостоятельно существующее есть
сущность), так и самое низшее (каждое самостоятельно существующее есть
сущность) место, она есть и высший род, и единичное сущее.
Можно думать, что «Категории»–одно из ранних произведений Аристотеля,
относящихся к началу его самостоятельной деятельности в Ликее. Угадав здесь
и по существу выразив диалектику единичного, особенного и всеобщего в
единичных вещах– «первых сущностях», он затем отступает от этой точки
зрения, толкуя роды и виды, как «формы» (morphe, idea), т.е. «суть бытия»,
понятийные определения, внутренне присущие отдельным предметам. Поэтому
изменяется и определение сущности. А именно, «формою я называю, - говорит
философ, – суть бытия каждой вещи и первую сущность» (Мет,, VII, 7,1032b).
Но тем самым предполагается тождество формы и единичного предмета суть
бытия тождественна с единичной вещью, взятой самою по себе, они
тождественны всегда, когда речь идет обо всем том, что «получает
обозначение не через отношение к другому, а как самостоятельное и
первичное» (Мет., VI, 6,1031b), т. е. об единичных вещах.
Иными словами, у Аристотеля нет окончательной ясности в определении
того, что такое сущность. Традиция платонизма, принятая им в
преобразованной форме, побуждает его искать «суть бытия» в общем, в «форме»
и «идее». Апелляция к вещам как единственно существующим реальностям влечет
его, напротив, к признанию сущности единичной вещью. Но ведь
последняя–нечто сложное, составленное из материи и формы, следовательно,
она не может быть первичной, сущность и суть бытия должны быть простыми.
Аристотель не находит выхода за пределы этой апории, и потому «путается...
именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения etc., сущности
и явления etc.2».
Во втором труде «Органона», «Об истолковании», речь идет уже не об
отдельных словах, а о сложных выражениях,– это не категории («Сократ»,
«человек», «сидит», «бежит» и т.д.), а высказывания или суждения,
составленные из них и выражающие истину или ложь («Сократ сидит», «Человек
бежит», «Сократ есть человек» и проч.). Высказывания классифицируются
соответственно количеству (общие и частные) и качеству (утвердительные и
отрицательные) на четыре вида: А – общеутвердительные («Все S суть Р»), 1–
частноутвердительные («Некоторые S суть Р»), Е – общеотрицательные («Ни
одно S не есть Р») и О – частноотрицательные («Некоторые S не суть Р»).
Отношения совместимости высказываний определяются логическим квадратом:
[pic]
Далее Аристотель рассматривает модальности высказываний: возможность и
невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие
высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения
высказываний (суждений) определяются правилами или законами мышления: это
закон тождества (А есть А, т. е. понятие должно употребляться в
рассуждении в одном определенном значении); закон исключения противоречия
(А не есть не-А), и закон исключенного третьего (А или не-А, т. е. или А,
или не-А истинно, «третьего не дано»). Иными словами, в суждении и
умозаключении понятия (термины) и суждения (высказывания) не должны друг
другу противоречить, истинность утвердительного суждения означает ложность
его отрицания, и т. д. На этой основе строится учение о силлогизме.
Силлогизм—«речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью
вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть»
(Арист.1 анал., 1, 24b). Так, из того, что все люди смертны и Сократ
человек, вытекает, что Сократ смертен. Аристотель различает три фигуры
силлогизма (четвертая была открыта позже), каждая из которых включает 16
модусов. Совершенными Аристотель считает силлогизмы первой фигуры, из
модусов которой правильны лишь четыре. Силлогизмы второй и третьей фигур
«несовершенны», поскольку дают частный, а не общий вывод3. Смысл силлогизма
состоит в том, что в нем два крайних термина (S и Р) соединяются через
посредство третьего, среднего (М), общего обеим посылкам. Отсутствие такого
общего термина или употребление его в разных значениях, ведущее к
«учетверению термина», разрушает силлогизм. Силлогизм подчинен правилу,
называемому dictum de omni et nullo: все, что утверждается о целом роде или
виде, утверждается также и о любом понятии, подчиненном этому роду или
виду, а все, что о них отрицается, отрицается и о нем.Последний есть по
существу метод раскрытия имплицитного содержания уже готового знания: вывод
содержится в посылке. Поэтому силлогизм нельзя отождествить с
доказательством вообще. Уже сам Аристотель знает непосредственное
умозаключение: из того, что некоторые политики-лгуны, следует, что
некоторые лгуны -- политики. Он пишет о «диалектическом силлогизме», видя в
нем «способ, при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного
делать заключения о всякой предполагаемой проблеме и не впадать в
противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение» (Топ,, I, 1,
100b).
Проблема «диалектического» метода поставлена Аристотелем в «Топике»,–
произведении, где он анализирует «топы» (topos, мн. ч. topoi), т. е. общие
приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем достижению истины.
В «Топике» рассматривается свыше 300 «топов», и потому ей отводилась роль
как бы склада вспомогательных средств аргументации, которые следует иметь
под рукою для .использования в споре. На деле же Стагирит, анализируя
структуру платоновских диалогов и формулируя «топы», разрабатывает метод
движения познания к истине, причем с использованием не только необходимых,
но и вероятных (только правдоподобных) положений. «Топика» учит восходить
от «правдоподобного» к «истинным и первым» положениям, которые «достоверны
не через другие [положения], а через самих себя» (Топ., I, 1, 100b). Этому
и служит использование «топов» различного вида. Так, «топы, касающиеся
многозначности слов», ведут к истине, если слова совместимы, к заблуждению
-- если они не совместимы, а именно медицину, например, можно определить и
как знание о здоровье (соответственно ее цели), и как знание о надлежащем
образе жизни (соответственно средствам, применяемым для этой цели).
Использование же слова «лук» одновременно в значении «овощ» и «оружие»
приведет к заблуждению.
Наряду с использованием отдельных «топов», Стагирит разрабатывает и их
систему, показывая, что диалог должен заключать в себе следующие
компоненты: 1) постановку проблемы; 2) средства правильного построения
умозаключения, такие как правила принятия положения, разбора значения
каждого имени, нахождения различий и сходств; 3) правила построения
умозаключения – индуктивного или дедуктивного; 4) стратегию задавания
вопросов и 5) стратегию ответов на вопросы4.
Итак, «диалектический» (диалогический) метод рассматривается
Аристотелем как путь к «началам». Однако это, как и вся логика Аристотеля,
есть по существу учение о доказательстве, осуществляемом посредством
сведения к общим принципам или выведения из них. Откуда же берутся сами эти
общие принципы отдельных наук или знания вообще? Иными словами, может ли
существовать логика открытия? Нет, не может! Даже индукция (наведение --
epagoge) рассматривается Стагиритом лишь как доказательство общего тезиса,
исходящее из частного: это силлогизм особого рода, в котором большая
посылка (общее) подтверждается, исходя из малой (малых). Так, если в
силлогизме собственно доказывается, что Сократ смертен на основе того, что
смертен человек вообще, то в индукции смертность человека (людей) выводится
из смертности Сократа, Платона, Калликла и т.д. Но ведь подлинного вывода
здесь нет – мы не можем перечислить всех людей и зафиксировать, что все они
смертны, ибо для этого надо зафиксировать и нашу собственную смерть.
Поэтому перед нами только подтверждение общего тезиса. Лишь индукция через
простое перечисление, когда фиксируется, что все предметы данного вида
обладают некоторым свойством и каждый из них им обладает, дает достоверное
общее знание.
А следовательно, отыскание общих начал–дело не логики, а «первой
философии» (метафизики). Оно состоит в усмотрении умом, в умозрительном
постижении сущности вещей, их «формы» и «сути бытия».
Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно
или бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем логическом
трактате «О софистических опровержениях», который иногда рассматривается
.как последняя (девятая) книга «Топики», он показывает, что все логические
ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь,
разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов - омонимия или
выражений -- амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей,
ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой)
и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным
признаком, смешение абсолютного и относительного, незнание сущности
доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что
не может ею быть, и соединение многих вопросов в один).
Такова классическая, выработанная в педагогических целях система
аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух
тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины. Последние
исследования по истории логики подводят к выводу, что путь исследования
логических вопросов был противоположен пути изложения. Исследование
начинается с реальной практики диалогического мышления, с платоновского
диалога («Топика»), отсюда переход к абстрактным формам умозаключения
(«Аналитики»), и лишь затем идет теория суждения или высказывания («Об
истолковании») и учение о терминах или понятиях («Категории»)5. С этой
точки зрения становится понятно, почему «Категории» могут рассматриваться и
рассматривались как последний трактат логики и первый – «метафизики»6.
Исследованные там понятия действительно стоят ближе к тем «причинам и
являются предметом «первой философии ».



3. ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ И НАЧАЛАХ БЫТИЯ И ЗНАНИЯ
Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и
причины» (Арист. Мет., I, 1, 981 b), изложена в сочинении, получившем
название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в
собрании Андроника Родосского это сочинение следовало «за физикой» (meta ta
physika). Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл:
учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых
еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они
проявляются в чувственных вещах, и их движении. Сопоставляя первую
философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель
(physikos – физик) занимается всем тем, что составляет деятельности и
состояния такого-то тела и такой-то материи... [Свойства же], неотделимые
от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями
определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик; поскольку
же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик (protos
philosophos)» (О душе, 1, 1, 403b). Отсюда видно, что Стагирит
рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах
вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и
без которых сами начала не существуют. Причем это даже более высокая
степень абстракции, чем в математике.
«Метафизика» в принятой традицией форме7 начинается с определения
первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе критики
предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеет для
него служебное назначение, подводя к собственной его концепции,
предварительно ее обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если «первые
философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор вводит разум в
качестве причины «благоустройства мира и всего мирового порядка» (Мет,, I,
3, 984 b). А следовательно, Анаксагор и Эмпедокл с его Любовью и Враждою
вводят в философию «действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому
утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т. е. компоненты
числа, являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью,
«вследствие чего число и составляло [у них] сущность всех вещей» (там же,
5, 9872). Таким образом, возникает понятие такого начала (причины), как
«сущность и суть бытия». Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего
определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти
постоянно меняются. Идя указанным путем, он подобные реальности (выражающие
общее.–А. Б.) назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них
речь всегда идет отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все
множество вещей существует в силу приобщения к одноименным [сущностям]»
(там же, 6, 987 b). Тем самым окончательно формируется понимание формальной
и целевой причин. Но именно здесь Аристотель радикально разошелся с
Платоном. Его критика теории идей – впрочем, это в какой-то мере и
самокритика бывшего платоника – суммарно изложена в 4 и.5 главах XIII книги
«Метафизики», хотя затрагивается и в других местах этого труда.
Возражения Аристотеля Платону таковы. (1) Приписывая всем вещам
одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее
число сущностей легче познать, чем меньшее. (2) Ни один из способов
доказательства существования идей не достиг

Новинки рефератов ::

Реферат: Лидерство в организации (Социология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Кубизм. На примере творчества П. Пикассо (Искусство и культура)


Реферат: Описание некоторых жуков (Зоология)


Реферат: СССР в конце 60-х - начале 80-х гг. (История)


Реферат: Тесты по ботанике (Сельское хозяйство)


Реферат: Побудова та розкрій жіночої сукні (Технология)


Реферат: Защита организмов от радиации (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Влияние физической культуры на организм человека (Спорт)


Реферат: Социальная дискриминация по признаку пола (Социология)


Реферат: Авторские преобразования (Литература : русская)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Волков Валентин Викторович (Искусство и культура)


Реферат: Москва-центр индустриализации (Москвоведение)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (Право)


Реферат: Новые подходы в химической переработке ископаемых углей (Технология)


Реферат: Довженко Олександр (Литература : зарубежная)


Реферат: Роль личности в истории. И. Сталин (Исторические личности)


Реферат: Коммуникации предприятия (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист