GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Галилео Галилей (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Галилео Галилей (Исторические личности)




В годы детства и юности Галилея практически безраздельно
господствовали представления, сформировавшиеся еще во времена античности.
Некоторые из них, например, геометрия Евклида и статика Архимеда, сохранили
свое значение и в наши дни. Большой багаж накопили и наблюдения астрономов,
приведшие к возникновению прогрессивной для своего времени системы мира
Птолемея (2 в. н. э.). Однако многие положения античной науки, обретшие со
временем статус непререкаемых догм, не выдержали испытания временем и
оказались отвергнутыми, когда главным арбитром в науке был признан опыт.
В первую очередь, это относится к механике Аристотеля и многим другим
его естественнонаучным представлениям. Именно эти ошибочные положения стали
фундаментом официального “идеологического кредо”, и требовались не только
способности к независимому мышлению, но и просто мужество, чтобы выступить
против него. Одним из первых на это отважился Галилео Галилей.
Галилей происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Его
отец, музыкант и математик, хотел, чтобы сын стал врачом, и в 1581, после
окончания монастырской школы, определил его на медицинский факультет
Пизанского университета. Но медицина не увлекала семнадцатилетнего юношу.
Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное
изучение сочинений Евклида и Архимеда. По совету профессора философии Риччи
и уступая просьбам сына, отец Галилео перевел его на философский факультет,
где более углубленно изучались философия и математика.
В детские годы Галилей увлекался конструированием механических
игрушек, мастерил действующие модели машин, мельниц и кораблей. Как
рассказывал впоследствии его ученик Вивиани, Галилей еще в юности отличался
редкой наблюдательностью, благодаря которой сделал свое первое важное
открытие: наблюдая качания люстры в Пизанском соборе, установил закон
изохронности колебаний маятника (независимость периода колебаний от
величины отклонения). Некоторые исследователи подвергают сомнению рассказ
Вивиани об обстоятельствах этого открытия, но достоверно известно, что
Галилей не только проверял этот закон на опытах, но и использовал его для
определения промежутков времени, что, в частности, было восторженно принято
медиками.
Умение наблюдать и делать выводы из увиденного всегда отличало
Галилея. Еще в молодости он понял, что “... явления природы, как бы
незначительны, как бы во всех отношениях маловажны ни казались, не должны
быть презираемы философом, но все должны быть в одинаковой мере почитаемы.
Природа достигает большого малыми средствами, и все ее проявления одинаково
удивительны”. По существу, это высказывание можно считать декларацией
экспериментального подхода Галилея к изучению явлений природы.

В 1586 Галилей публикует описание сконструированных им
гидростатических весов, предназначенных для измерения плотности твердых тел
и определения центров тяжести. Эта, как и другие его работы, оказывается
замеченной. Результатом этого периода жизни Галилея были небольшое
сочинение «Маленькие весы» (1586, изд. 1655), в котором описаны построенные
Галилеем гидростатические весы для быстрого определения состава
металлических сплавов, и геометрическое исследование о центрах тяжести
телесных фигур. Эти работы принесли Галилею первую известность среди
итальянских математиков.


У него появляются влиятельные покровители, и благодаря их протекции
он получает в 1589 место профессора в Пизанском университете (правда, с
минимальным окладом).
Начав читать лекции по философии и математике в университете, Галилей
оказался перед непростым выбором. С одной стороны обретшие статус нерушимых
догм воззрения Аристотеля, с другой- плоды собственных размышлений и, что
еще важнее, опыта. Аристотель утверждал, что скорость падения тел
пропорциональна их весу. Это утверждение уже вызывало сомнения, а
проведенные Галилеем в присутствии многочисленных свидетелей наблюдения за
падением с Пизанской башни шаров различного веса, но одинаковых размеров,
наглядно опровергали его. Аристотель учил, что различным телам присуще
различное “свойство легкости”, отчего одни тела падают быстрее других, что
понятие покоя абсолютно, что для того, чтобы тело двигалось, его постоянно
должен подталкивать воздух, а следовательно, движение тел свидетельствует
об отсутствии пустоты.
Уже в 1590, через год после начала работы в Пизе, Галилей пишет
трактат “О движении”, в котором выступает с резкими возражениями против
воззрений перипатетиков (последователей Аристотеля). Это не могло не
вызвать резко неодобрительного отношения к нему со стороны представителей
казенной схоластической науки. Кроме того, Галилей в то время был сильно
стеснен в средствах, и потому был рад получить (опять благодаря своему
покровителю) приглашение правительства Венецианской республики на работу в
университет в Падую.
Переход в 1592 в Падуанский университет, где Галилей занял кафедру
математики, ознаменовал собой начало плодотворнейшего периода в его жизни.
Здесь он вплотную подходит к изучению законов динамики, исследует
механические свойства материалов, изобретает первый из физических приборов
для исследования тепловых процессов термоскоп, совершенствует подзорную
трубу и первым догадывается использовать ее для астрономических наблюдений,
здесь становится самым активным и авторитетным сторонником системы
Коперника, обретая благодарность и уважение потомков и активную
враждебность многочисленных современников.
Важнейшим достижением Галилея в динамике было создание принципа
относительности, ставшего основой современной теории относительности.
Решительно отказавшись от представлений Аристотеля о движении, Галилей
пришел к выводу, что движение (имеются в виду только механические процессы)
относительно, то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению
к какому “телу отсчета” оно происходит; законы же движения безотносительны,
и поэтому, находясь в закрытой кабине (он образно писал “в закрытом
помещении под палубой корабля”), нельзя никакими опытами установить,
покоится ли эта кабина или же движется равномерно и прямолинейно (“без
толчков”, по выражению Галилея).

У Галилео Галилея впервые связь космологии с наукой о движении
приобрела осознанный характер, что и стало основой создания научной
механики. Первоначально (до 1610 г.) Галилеем были открыты законы механики,
но первые публикации и трагические моменты его жизни были связаны с менее
оригинальными работами по космологии. Галилей первым отчетливо понимал два
аспекта физики Архимеда : поиск простых и общих математических законов и
эксперимент, как основа подтверждения этих законов.
Изобретение в 1608 году голландцем Хансом Липперсхеем, изготовителем
очков, телескопа (правда, не предназначавшегося для астрономических целей),
дало возможность Галилею, усовершенствовав его, в январе 1610 года "открыть
новую астрономическую Эру".


Телескоп Галилео Галилея.

Подзорная труба Галилео Галилея.

Первый термометр изобрел Галилей.
Оказалось, что Луна покрыта горами, Млечный путь состоит из звезд,
Юпитер окружен четырьмя спутниками и т.д. "Аристотелевский мир" рухнул
окончательно. Галилей спешит с публикацией увиденного в своем "Звездном
вестнике", который выходит в марте 1610 г. Книга написана на латыни и была
предназначена для ученых.
В 1632 г. во Флоренции была напечатана наиболее известная работа
Галилея, послужившая поводом для процесса над ученым. Ее полное название -
"Диалог Галилео Галилея Линчео, Экстраординарного Математика Пизанского
университета и Главного Философа и Математика Светлейшего Великого Герцога
Тосканского, где в четырех дневных беседах ведется обсуждение двух Основных
Систем Мира, Птолемеевой и Коперниковой и предполагаются неокончательные
философские и физические аргументы как с одной, так и с другой стороны".



Титульный лист «Диалогов».
Из нижеследующего фрагмента “Диалога...” видно, какое значение придавал
Галилей принципу непрерывности движения, сформулированному еще в XVI веке
Николаем Оремом:
“Сагредо: Итак, веришь, что камень, пребывавший в покое и начавший свое
естественное движение к центру земли, проходит через все степени
медленности прежде чем достичь какой-либо степени быстроты?
Сальвиатти: Верую, более того, настолько твердо в этом убежден, что, без
сомнения, смогу убедить и тебя.
Сагредо: Если бы никакого другого плода я не извлек из сегодняшней беседы,
кроме познания этой вещи, считал бы себя достаточно вознагражденным”.
Любопытно также посмотреть, как теперь, спустя много лет после написания
своих ранних трудов, относится Галилей к учению о неизменности неба:
“Симпличио: Таким образом, на земле постоянно происходят рождения,
уничтожения, изменения и т.п., коих никогда ни наши чувства, ни предание и
память наших предков не замечали на небе. Следовательно, небеса неизменны.
Сальвиатти:[...] Необходимо тогда, чтобы ты Китай и Америку считал
небесными телами. Ибо и там ты, конечно же, никогда не наблюдал никаких
изменений, которые наблюдаешь здесь в Италии, так что из твоего рассуждения
выходит, что эти части мира сами являются неизменными[...] Видишь, что сам
случай помог обнаружить ложность твоего аргумента. Ибо если ты скажешь, что
изменения, которые наблюдаются на нашей части земли, нельзя наблюдать в
Америке по причине большого расстояния до нее, то тем в меньшей степени
можешь увидеть эти изменения на Луне, в сотни раз более удаленной от нас.
Поэтому из того, что ты не замечаешь на небе никаких изменений, которые
даже если бы они там были и величайшие, не можешь заметить по причине
чрезвычайно большого расстояния, то также и из того, что никакие наши
посланцы туда не доходят, потому что и дойти не могут, не можешь делать
вывод, что там нет никаких изменений”.

Еще один фрагмент из “Диалога...” напоминает нам об аргументах Филопона и
Буридана:
“Из этого делаю вывод, что лишь круговое движение может естественным
образом быть присущим природным телам, существующим во вселенной и
расположенным наилучшим образом - прямолинейное же движение согласно
природе следует приписать телам и их частям, когда они находятся вне своих
мест в неправильном расположении и поэтому нуждаются в возвращении к своему
природному состоянию по наикратчайшему пути”.



Эта книга была написана на итальянском языке и предназначалась для
"широкой публики". В книге много необычного. Так, например, один из ее
героев Симпличио (в переводе с латинского - простак), отстаивающий точку
зрения Аристотеля, - явный намек на выдающегося комментатора Аристотеля,
жившего в VI веке - Симпликия. Несмотря на легкость и изящество
литературной формы, книга полна тонких научных наблюдений и обоснований (в
частности таких сложных физических явлений как инерции, гравитации и
прочие.) Вместе с тем, Галилей не создал цельной системы.
В 1638 г. вышла последняя книга Г. Галилея "Беседы и математические
доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к
механике и местному движению...", в которой он касался проблем, решенных
им около 30 лет назад.
Механика Галилея дает идеализированное описание движения тел вблизи
поверхности Земли, пренебрегая сопротивлением воздуха, кривизной земной
поверхности и зависимостью ускорения свободного падения от высоты. В основе
"теории" Галилея лежат четыре простые аксиомы, правда в явном виде Галилеем
не сформулированные.
. Свободное движение по горизонтальной плоскости происходит с постоянной по
величине и направлению скоростью (сегодня - закон инерции, или первый
закон Ньютона).
Исходя из этого утверждения становится ясно, что тело скользящее без
трения по горизонтальной поверхности не будет не ускоряться, не замедляться
ни отклоняться в сторону. Это утверждение не является прямым следствием
наблюдений и экспериментов. В законе говорится о движении, которое никогда
не наблюдалось. Будучи последователем Архимеда, Галилей считал, что
физические законы похожи на геометрические аксиомы. В природе не существует
идеальных вещей и предметов. Но он не пренебрегал усложнениями вносимыми
трением, воздухом – он пытался поставить эксперимент показывающий
незначительность этих эффектов. Свой закон свободного движения Галилей
получил не из реальной жизни и экспериментов, а из мысленного опыта.
. Свободно падающее тело движется с постоянным ускорением.
Равноускоренным называется движение, при котором скорость тела за равные
промежутки времени увеличивается на одну и ту же величину:
[pic].
Рассмотрим как Галилей пришел к этому выводу. Сначала он предположил, что
первоначально покоящееся тело постепенно увеличивает свою скорость от
начального значения V=0. Во времена Галилея полагали, что как только на
тело начинает действовать сила тяжести, оно мгновенно приобретает скорость
и эта скорость тем больше, чем тяжелее тело. Галилей мысленно поставил
эксперимент, который показывал что тело, падающее из состояния покоя,
должно двигаться очень медленно, а по мере падения увеличивать скорость.
Далее Галилей полагал, что движение падающих тел должно описываться простым
законом.
На какое то время он решил, что это закон : [pic],равные приращения
скорости, за равные промежутки расстояния. Но он отверг этот закон, когда
понял что если бы он был справедлив, то тело, первоначально покоящееся,
осталось бы в покое навсегда.
Проверить закон в первоначальном виде было практически невозможно. В
то время не существовало точных часов, кратчайший промежуток времени
который можно было определить 10 секунд. За 10 секунд свободно падающее
тело пролетает 490 метров ! По этому для применения закона ему потребовался
постулат:
. Тело, скользящее без трения по наклонной плоскости, движется с постоянным
ускорением [pic]
[pic] угол наклона плоскости к горизонту
Свободное падение можно рассматривать как частный случай движения по
наклонной плоскости [pic], а закон инерции соответствует горизонтальной
плоскости. Используя в своих экспериментах наклонную плоскость с малыми
углами наклона, Галилей смог проверить гипотезу постоянства ускорения при
вертикальном падении.
Из закона вытекает, что конечная скорость тела, скользящего без трения по
наклонной плоскости из состояния покоя, зависит лишь от высоты, с которой
тело начало двигаться, но не зависит от угла наклона плоскости: [pic]
.Галилей гордился этой формулой, поскольку она позволяла определить
скорость при помощи геометрии. Измерение скорости в то время было
малонадежной процедурой из за отсутствия точных часов. Теперь можно
измерить только расстояние. Если мы захотим придать телу скорость [pic] ,
то нужно столкнуть его с высоты [pic], предполагая отсутствие трения.
. Принцип относительности Галилея
Представим корабль движущийся с постоянной скоростью. С его мачты
сбрасывают предмет, куда он упадет? Соотечественники Галилея сказали бы,
что он упадет отклонившись от
Основания мачты в сторону кормы при движении корабля, и не отклонился
бы вообще будь корабль неподвижен. Однако Галилей доказал, что траектория
падающего тела отклоняется от вертикали только от сопротивления воздуха. В
вакууме тело упало бы точно под точкой, из которой начала падать, если
корабль движется с постоянной скоростью и с неизменным направлением.
Траектория падения тела для наблюдателя с берега будет парабола.


Г. Галилей, решая задачу об описании падения камня, рассматриваемую
еще Аристотелем, закладывает основу естественной науки Нового времени.
Основой его построений является не эмпирическое наблюдение, а теоретическое
убеждение, что природа "стремится применить во всяких своих приспособлениях
самые простые и легкие средства...поэтому, когда я замечаю, - говорит Г.
Галилей в своих "Беседах...", - что камень, выведенный из состояния покоя и
падающий со значительной высоты, приобретает все новое и новое приращение
скорости, не должен ли я думать, что подобное приращение происходит в самой
простой и ясной для всякого форме? Если мы внимательно всмотримся в дело,
то найдем, что нет приращения более простого, чем происходящее всегда
равномерно...". Схема "физической" работы Галилея, ярко
продемонстрированная в большом отступлении "о падении тел в пустоте" в ходе
"1-го дня" "Бесед...", такова: задается закон движения - тела падают с
одинаковой скоростью, и в результате мысленных физических экспериментов
происходит создание элементов физической модели.
Отметим использование Галилеем понятие "пустоты" такой идеальной
среды, где идеальное и реальное падения тела совпадают, и понятие "среды" -
того, что отклоняет реальное падение от идеального. Эту же мысль мы
обнаруживаем у Ньютона, у которого место равноускоренного падения занимает
равномерное прямолинейное движение, а место среды - сила: если тело
отклоняется от равномерного прямолинейного движения, то значит (по
определению, роль которого играет 2-й закон Ньютона) на него действует
сила, пропорциональная ускорению тела. Галилей на этом не останавливается.
К созданному им теоретическому построению он подходит как инженер к
проекту, т.е. он ставит перед собой задачу воплотить в материал определение
- проект этой идеальной среды-пустоты. Он делает это в ходе созданного им
эксперимента, создавая "гладкие наклонные плоскости" и другие
"конструктивные элементы" инженерной конструкции.
В отличие от Ф.Бэкона, Г.Галилей ориентировался на образец
теоретической науки, каковым в его время была геометрия Эвклида. В ней
посредством системы аксиом вводятся первичные понятия, которые мы будем
называть "фундаментальными идеальными объектами" (ФИО) - точка, прямая,
плоскость, из которых строятся прочие "идеальные объекты" - геометрические
фигуры.
|ФИО существуют (задаются) не сами по себе, а в рамках структуры данного |
|раздела науки. Структуру, задающую раздел науки и связанные с ним ФИО мы|
|будем называть "ядром раздела науки" (ЯРН) Г.Галилей развил однослойную |
|эвклидовскую структуру до трехслойной. Галилей, наряду с математическим |
|слоем - слоем "математического представления" (МП), |


на языке пропорции v1:t1=v2:t2 зафиксировал закон равномерно-ускоренного
падения тела, в теоретической части (Т) ввел еще один теоретический слой -
слой "физической модели" (ФМ) (схема 2).Слой "физической модели" содержит
такие элементы, как "тело", "пустота", "среда", а также измеримые величины
- время, скорость, расстояние. Этот двухслойный теоретический блок
дополняется третьим нетеоретическим слоем "эмпирического материала" (ЭМ),
содержащего "конструктивные элементы" (КЭ) типа наклонных плоскостей и
процедуры измерения (И) для измеримых величин, фигурирующих в слое
"физических моделей". Включение этого инженерного компонента в процесс
формирования ФИО определяет ее отличие от натурфилософии. Г.Галилей создал
основу структуры естественной науки Нового времени.



Схема № 1.

Схема № 2.
Термоскоп фактически явился прообразом термометра, и чтобы подойти к
его изобретению, Галилей должен был радикально пересмотреть существующие в
то время представления о тепле и холоде.
Первые известия об изобретении в Голландии подзорной трубы дошли до
Венеции уже в 1609. Заинтересовавшись этим открытием, Галилей значительно
усовершенствовал прибор. 7 января 1610 произошло знаменательное событие:
направив построенный телескоп (примерно с 30-кратным увеличением) на небо,
Галилей заметил возле планеты Юпитер три светлые точки; это были спутники
Юпитера (позже Галилей обнаружил и четвертый). Повторяя наблюдения через
определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг
Юпитера. Это послужило наглядной моделью кеплеровской системы, убежденным
сторонником которой сделали Галилея размышления и опыт.
Были и другие важные открытия, которые еще больше подрывали доверие к
официальной космогонии с ее догмой о неизменности мироздания: появилась
новая звезда; изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и
убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв
солнечные пятна и наблюдая их перемещение, Галилей совершенно правильно
объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она
покрыта горами и изрыта кратерами. Даже этот беглый перечень позволил бы
причислить Галилея к величайшим астрономам, но его роль была исключительной
уже потому, что он произвел поистине революционный переворот, положив
начало инструментальной астрономии в целом.
Сам Галилей понимал важность сделанных им астрономических открытий. Он
описал свои наблюдения в сочинении, вышедшем в 1610 под гордым названием
“Звездный вестник”.

Наибольшим из всех чудес представляется то, что я открыл четыре новые
планеты и наблюдал свойственные им собственные движения и различия в их
движениях относительно друг друга и относительно движения других звёзд. Эти
новые планеты движутся вокруг другой очень большой звезды так же, как
Венера, и Меркурий, и, возможно, другие известные планеты движутся вокруг
Солнца.
(Галилео Галилей.)

Продолжая телескопические наблюдения, Галилей открыл фазы Венеры, солнечные
пятна и вращение Солнца, изучал движение спутников Юпитера, наблюдал
Сатурн. В 1611 Галилей ездил в Рим, где ему был оказан восторженный приём
при папском дворе и где у него завязалась дружба с князем Чези, основателем
Академии деи Линчеи («Академии Рысьеглазых»), членом которой он стал. По
настоянию герцога Галилей опубликовал своё первое антиаристотелевское
сочинение — «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней
движутся» (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий
равновесия в жидкихтелах.

После выхода “Звездного вестника” с посвящением новому Тосканскому герцогу
Козимо II Медичи Галилей принимает приглашение герцога вернуться во
Флоренцию, где становится придворным “философом” и “первым математиком”
университета, без обязательства читать лекции. К тому времени слава о
работах Галилея прокатилась по всей Италии, вызывая восхищение одних и
яростную ненависть других. Правда, какое-то время враждебные чувства не
проявлялись. Более того, когда в 1611 Галилей приехал в Рим, ему был оказан
восторженный прием “первыми лицами” города и церкви. Он еще не знал, что за
ним учреждена секретная слежка.
К 1612 наступление противников Галилея усилилось. В 1613 его ученик
аббат Кастелли, профессор Пизанского университета, сообщает ему, что поднят
вопрос о несовместимости открытий Галилея со Священным Писанием, причем в
числе обвинителей активно выступает и мать герцога Тосканского.
В ответном письме Кастелли, явившемся по сути программным документом,
Галилей дал глубокий и развернутый ответ на все обвинения, предприняв
попытку четко разграничить сферы науки и церкви. Почти два года церковь
молчала, возможно, не имея о письме точных сведений, хотя о нем уже было
известно в Пизе, Риме и Флоренции. Когда же копия письма (к тому же с
намеренными искажениями) была направлена в инквизицию, то узнавший об этом
Галилей в начале февраля 1616 едет в Рим в надежде отстоять свое учение.
Обстоятельства и на этот раз благоприятствовали Галилею. Незадолго до
его приезда в Рим появилось сочинение одного священника, в котором
высказывалась мысль, что учение Коперника не противоречит религии.
Рекомендательные письма герцога Тосканского убедили инквизицию, что
обвинения Галилея в ереси безосновательны. Галилею, однако, предстояло
решить самую трудную задачу: легализовать свои научные взгляды, и он начал
действовать.
По воспоминаниям современников, Галилей обладал блестящим даром
популяризатора и полемиста, и его многочисленные выступления имели
несомненный успех. Но он переоценил силу научных доводов и недооценил силу
власти защитников идеологических догм. В марте 1616 конгрегация иезуитов
выпустила декрет, в котором объявила учение Коперника еретическим, а его
книги запрещенными. Имя Галилея в декрете не было названо, но частным
образом ему было приказано принести покаяние церкви и отказаться от своих
взглядов.
Галилей формально подчинился приказу и вынужденно изменил тактику. В
течение многих лет он не выступал с открытой пропагандой учения Коперника.
За этот период Галилей выпустил
единственное большое сочинение полемический трактат “Пробирные весы” (1623)
по поводу трех комет, появившихся в 1618. По форме, остроумию и
изысканности стиля это одно из лучших произведений Галилея.
В 1623 на папский престол под именем Урбана VIII вступил друг Галилеля
кардинал Маффео Барберини. Для Галилея это событие казалось равносильным
освобождению от уз интердикта (декрета). В 1630 он приехал в Рим уже с
готовой рукописью «Диалога о приливах и отливах» (первое название «Диалога
о двух главнейших системах мира»), в котором системы Коперника и Птолемея
представлены в разговорах трёх собеседников: Сагредо, Сальвиати и Симпличо.

Папа Урбан VIII согласился на издание книги, в которой учение
Коперника излагалось бы как одна из возможных гипотез. После длительных
цензурных мытарств Галилей получил долгожданное разрешение на напечатание с
некоторыми изменениями «Диалога»; книга появилась во Флоренции на
итальянском языке в январе 1632. Через несколько месяцев после выхода книги
Галилея получил приказ из Рима прекратить дальнейшую продажу издания. По
требованию инквизиции Галилей был вынужден в феврале 1633 приехать в Рим.
Против Галилей был возбуждён процесс. На четырёх допросах — от 12 апреля до
21 июня 1633 — Галилей отрекся от учения Коперника и 22 июня принёс на
коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva. «Диалог» был
запрещен, а Галилель 9 лет официально считался «узником инквизиции».
Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри,
под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и
печатание трудов. Несмотря на папский интердикт, в протестантских странах
появился латинский перевод «Диалога», в Голландии было напечатано
рассуждение Галилея об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638
в Голландии издали одно из самых важных сочинений Галелея, подводящее итог
его физическим изысканиям и содержащее обоснование динамики, — «Беседы и
математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки...", в
которой суммировал результаты всех своих прежних трудов по различным
отделам механики. Книга была отпечатана фирмой Эльзевиров в Лейдене в 1638
г. Часть книги, посвященная механическим свойствам строительных материалов
и исследованию прочности балок, представляет собой первый печатный труд в
области сопротивления материалов; датой ее выхода в свет начинается история
механики упругих тел.


Все работы Галилея по механике материалов вошли в первые два диалога
его книги о двух новых науках. Свое изложение он начинает ссылкой на
некоторые наблюдения, сделанные им при посещениях венецианского арсенала, и
обсуждением свойств геометрически подобных сооружений. Он утверждает, что
если возводить сооружения геометрически подобные, то по мере увеличения их
абсолютных размеров они будут становиться все более и более слабыми. Для
пояснения он.указывает: “Небольшие обелиск, колонна или иная строительная
деталь могут быть установлены без всякой опасности обрушения, между тем как
весьма крупные элементы этого типа распадаются на части из-за малейших
причин, а то и просто под действием своего собственного веса”. Чтобы
подтвердить это, он начинает с исследования прочности материалов при
простом растяжении и устанавливает, что прочность бруса пропорциональна
площади его поперечного сечения и не зависит от его длины. Такую прочность
бруса Галилей называет “абсолютным сопротивлением разрыву” и приводит
несколько числовых значений, характеризующих прочность меди. Определив
абсолютное сопротивление бруса, Галилей исследует сопротивление разрушению
того же бруса в том случае, когда он используется как консоль и нагружен на
свободном конце .
На основе своей теории Галилей получает ряд важных выводов.
Рассматривая балку прямоугольного поперечного сечения, он ставит вопрос:
“Почему и во сколько раз брус, или, лучше, призма, ширина которой больше
толщины, окажет больше сопротивления излому, когда сила приложена в
направлении ее ширины, чем в том случае, когда она действует в направлении
толщины?”. Исходя из своего предположения, он дает правильный ответ: “Любая
линейка или призма, ширина которой больше толщины, окажет большее
сопротивление излому, когда она поставлена на ребро, чем когда она лежит
плашмя, и притом во столько раз больше, во сколько ширина больше толщины”.
Продолжая исследование задачи о балке—консоли постоянного поперечного
сечения, Галилей заключает, что изгибающий момент веса балки возрастает
пропорционально квадрату длины. Сохраняя длину круговых цилиндров, но меняя
радиусы их оснований, Галилей находит, что их момент сопротивления
пропорционален кубам радиусов. Этот результат следует из того факта, что
“абсолютное” сопротивление пропорционально площади поперечного сечения
цилиндра, а плечо момента сопротивления равно радиусу цилиндра.
Сравнивая геометрически подобные консоли, нагруженные собственным
весом, Галилей заключает, что если изгибающий момент в сечении заделки
пропорционален четвертой степени длины, то момент сопротивления
пропорционален кубу линейных размеров. Это указывает на то, что
геометрически подобные балки не равнопрочны.
По мере возрастания размеров геометрически подобные балки становятся
все менее и менее прочными и в конце концов при достаточно больших размерах
могут разрушиться под действием одного лишь собственного веса. Он замечает
также, что для сохранения постоянной прочности размеры поперечного сечения
нужно увеличивать в большем отношении, чем то, в котором возрастают длины.
Все эти соображения приводят Галилея к следующему важному замечанию
общего характера: “Вы теперь ясно видите невозможность как для искусства,
так и для природы увеличивать размеры своих произведений до чрезмерно
огромных; равным образом невозможно и сооружение кораблей, дворцов или
храмов колоссальных размеров, если мы хотим, чтобы их весла, реи, балки,
скрепы, короче, все вообще их части держались бы как одно целое; сама
природа не производит деревьев необычайной величины, иначе ветви их
поломались бы от собственной тяжести; невозможно было бы также создать и
скелет человека, лошади или какого-либо другого животного, так чтобы он
сопротивлялся и выполнял бы свои нормальные функции, если бы размеры этих
живых существ были бы непомерно увеличены в высоту; такое увеличение в
высоту могло бы оказаться осуществимым лишь в том случае, если бы для них
был использован более твердый и прочный материал, или если бы их кости были
увеличены также и в ширину, отчего по форме и по облику эти существа стали
бы походить скорее на чудовищ... Если, напротив, размеры тела сократить, то
прочность его хотя и уменьшится, но не в той же степени; и действительно,
чем меньше тело, тем больше его относительная прочность. Так, например,
маленькая собачка смогла бы, вероятно, унести на своей спине пару или даже
три таких, как она, собачки, лошадь же, надо думать, не в силах была бы
поднять и одной себе подобной”.
Галилей исследует также балку, лежащую на двух опорах, и находит, что
изгибающий момент принимает наибольшее значение в той точке пролета, где
приложена нагрузка, так что для осуществления излома с наименьшей нагрузкой
эту нагрузку следует поместить в середину пролета. Он замечает, что здесь
представляется возможность сэкономить на материале, уменьшая поперечное
сечение вблизи опор.
Галилей дает полное решение задачи о консоли равного сопротивления,
поперечное сечение которой—прямоугольник. Рассматривая сначала
призматическую консоль, он замечает, что часть материала можно из нее
удалить, не нанося ущерба ее прочности. Он показывает также, что если мы
удалим половину материала, придав консоли форму клина, то прочность в любом
промежуточном поперечном сечении окажется недостаточной. Для того чтобы
моменты сопротивления находились между собой в том же самом отношении, что
и изгибающие моменты, мы должны придать продольному очертанию консоли
параболическую форму. Это удовлетворяет требованию равной прочности.
В заключение Галилей исследует прочность полых балок, указывая, что
такие балки “находят разнообразнейшие применения в технике—а еще чаще в
природе—в целях возможно большего увеличения прочности без возрастания в
весе; примерами тому могут служить кости птиц и разного вида тростники: и
те и другие отличаются большой легкостью и в то же время хорошо
сопротивляются как изгибу, так и излому. Так, если бы пшеничный стебель,
которым поддерживается превышающий его по весу колос, был бы сформирован из
того же количества материала сплошным стержнем, то он смог бы оказать
меньшее сопротивление изгибу и излому. Проверенный и подтвержденный
практикой опыт указывает, что полые пики или трубы, будь то из дерева или
из металла, всегда оказываются значительно более прочными, чем
соответствующие сплошные стержни того же веса при той же длине...”.
Сравнивая полый цилиндр со сплошным той же площади поперечного сечения,
Галилей замечает, что их абсолютные сопротивления разрыву одинаковы, а так
как моменты сопротивления равны абсолютным сопротивлениям, умноженным на
наружный радиус, то прочность при изгибе трубы будет превышать
соответствующую прочность сплошного цилиндра во столько же раз, во сколько
раа диаметр трубы больше диаметра сплошного цилиндра.

В 1637 Галель ослеп. Он умер 8 января 1642. В 1737 была исполнена
последняя воля Галилея — его прах был перенесён во Флоренцию в церковь
Санта-Кроче, где он был погребён рядом с Микеланджело.
Влияние Галилеля на развитие механики, оптики и астрономии в 17 в.
неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная
смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира.
Особенно значительна работа Галилея по созданию основных принципов
механики. Если основные законы движения и не высказаны Галилель с той
чёткостью, с какой это сделал И. Ньютон, то по существу закон инерции и
закон сложения движений были им вполне осознаны и применены к решению
практических задач. История статики начинается с Архимеда; историю динамики
открывает Галилель Он первый выдвинул идею об относительности движения
(Галилея принцип относительности), решил ряд основных механических проблем.
Сюда относятся прежде всего изучение законов свободного падения тел и
падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под
углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при
колебании маятника. Галилель нанёс удар аристотелевским догматическим
представлениям об абсолютно лёгких телах (огонь, воздух); в ряде остроумных
опытов он показал, что воздух — тяжёлое тело и даже определил его удельный
вес по отношению к воде.
Основа мировоззрения Галилель — признание объективного существования
мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания.
Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в
природе, ничто не уничтожается и не порождается — происходит лишь изменение
взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно
неделимых атомов, её движение — единственное, универсальное механическое
перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам
механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности.
Подлинную цель науки Галилель видел в отыскании причин явлений. Согласно
Галилелю, познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень
знания. Исходным пунктом познания природы Галилель считал наблюдение,
основой науки — опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из
сопоставления текстов признанных авторитетов и путём отвлечённых
умствований, Галилель утверждал, что задача учёного — «... это изучать
великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии»
(«Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевой и коперниковой», М. —
Л., 1948, с. 21). Тех, кто слепо придерживается мнения авторитетов, не
желая самостоятельно изучать явления природы, Галилель называл «раболепными
умами», считал их недостойными звания философа и клеймил как «докторов
зубрёжки». Однако, ограниченный условиями своего времени, Галилель не был
последователен; он разделял теорию двойственной истины и допускал
божественный первотолчок.
Одарённость Галилеля не ограничивалась областью науки: он был
музыкантом, художником, любителем искусств и блестящим литератором. Его
научные трактаты, большая часть которых написана на народном итальянском
языке, хотя Галилей в совершенстве владел латынью, могут быть отнесены
также к художественным произведениям по простоте и ясности изложения и
блеску литературного стиля. Галилей переводил с греческого языка на латынь,
изучал античных классиков и поэтов Возрождения (работы «Заметки к Ариосто»,
«Критика Тассо»), выступал во Флорентийской академии по вопросам изучения
Данте, написал бурлескную поэму «Сатира на носящих тогу». Галилей — соавтор
канцоны А. Сальвадори «О звёздах Медичей» — спутниках Юпитера, открытых
Галилеем в 1610.


Дополнительная литература:


1. Галилей Г. - Избранные труды.- М. 1964.
2. Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. М., 1964.
3. Шмутцер Э. Ш. В. Галилео Галилей. М., 1987.
4. Анучин Д. Люди зарубежной науки. - М.: Наука, 1960.

5 . Брехт Б. Жизнь Галилея: Драма. - М.: Художественная литература, 1988.

6. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. - М.: Наука, 1985.

7. Чистяков В.Д. Рассказы об астрономах. - Минск: Наука, 1969.







Реферат на тему: Галилео Галилей

Сообщение на тему: Жизнь и деятельность Галилео Галилея
Основоположником экспериментально-математического метода исследования
природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642).
Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей
же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие
принципы механического мира.
Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе (недалеко
от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической учености он углубился
в математические науки. Став в дальнейшем профессором математики
Падуанского университета, ученый развернул активную научно-
исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии.
Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а
следовательно, и для прогресса материалистического мировоззрения вообще
огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с
помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на
Луне (в его представлении - "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные,
скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера,
разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал
все европейскую славу "Колумба неба". Астрономические открытия Галилея, в
первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством
истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на
Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на
Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба.
Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным
доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике
со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую
картину мира. Если до сих пор католическая церковь по изложенным выше
причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали
теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что
доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства
появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов
Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится в
"Список запрещенных книг" (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея
под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказательств
истинности теории Коперника. В этом отношении огромную роль сыграли работы
Галилея и в области механики. Господствовавшая в эту эпоху схоластическая
физика, основавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных
выкладках, была засорена представлениями о движении вещей в соответствии с
их "природой" и целью, о естественной тяжести и лег кости тел, о "боязни
пустоты", о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами,
которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библейскими
мифами. Галилей путем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его
и создал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движении
тел.
Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных
законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам
времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в
безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о
пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного
равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-
либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило
название закона инерции), и др.
Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов
движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 - 1630),
было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости
родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но эти
первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов
антропоморфизма и мифологии, что послужило одним из гносеологических
оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же
законов механики Галилеем и законов движения планет Кеплером, давшими
строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими
понимание их от элементов антропоморфизма, ставило это понимание на
физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого
познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.
Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории
Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знавших этих
законов. Например, с точки зрения "здравого рассудка" кажется совершенно
естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен
возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и
состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей
же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на
процессах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся
корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По этому
обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.
Все эти идеи великий ученый сформулировал в "Диалоге о двух
главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632), научно
доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послу жила поводом для
обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к
суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на
котором он был вынужден формально отречься от своих "заблуждений". Его
книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей
Коперника, Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вы
шел победителем.
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял
науку от религии Он утверждал, например, что природа должна изучаться с
помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы
человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки
- природа и человек. Предмет религии - "благочестие и послушание", сфера
моральных поступков человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного
познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими
схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений
"божественной истины", зафиксированных в Библии, в произведениях "отцов
церкви", схоластизиированного Аристотеля и других "авторитетов". Исходя из
идее о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул
глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный
процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к
утверждению нового метода познания истины.
Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей
отрицательно относился к схоластической, силлогистической логике.
Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически
несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истин, но
она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к
изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и должна, согласно
Галилею, приводить подлинно научная методология.
При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным,
страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к
истине. Стремление к опытному исследованию природы было свойственно,
правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея
состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о
которых мечтал Леонардо. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи
Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду
опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то
Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных
законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно
поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает
природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться
двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным
(синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает дедукцию.
Но он понимает ее не как простую силлогистику, вполне приемлемую и для
схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих
ученого. Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции
пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на
научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа,
точного определения количественных отношений при изучении явлений природы.
Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и
абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность
связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и
процессов природы.
Однако разработанная Галилеем научная методология но сила в основном
односторонне аналитический характер. Это особенность его методологии
гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного
производства, с определяющим для него расчленением производственного
процесса наряд операций. Возникновение этой методологии было связано со
спецификой самого научного познания, начинающегося с выяснения наиболее
простой формы движения материи - с перемещения тел в пространстве,
изучаемого механикой.
Отмеченная особенность разработанная Галилеем методологии определила
и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно
охарактеризовать как черты механистического материализма. Материю Галилей
представлял как вполне реальную, те лесную субстанцию, имеющую
корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь воззрения античных
атомистов. Но в отличии от них Галилей тесно увязывал атомистическое
истолкование природы с математикой и механикой, Книгу природы, говорил
Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком,
знаки которого суть треугольники, круги и другие математические фигуры.
Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее
бесконечное качественное многообразие, Галилей, в известной мере опираясь
на Демокрита, первым из философов нового времени развивает положение о
субъективности цвета, запаха, звука и т. д. В произведении "Пробирщик"
(1623) мыслитель указывает, что частицам материи присущи определенная
форма, величина, они занимают определенное место в пространстве, движутся
или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые,
таким образом, не существенны для материи. Все чувственные качества
возникают лишь в воспринимающем субъекте.
Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из
бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений
натурфилософов, приписывавших материи, природе не только объективные
качества, но и одушевленность. В механистическом взгляде Галилея на мир
природа умерщвляется и материя перестает, выражаясь словами Маркса,
улыбаться человеку своим поэтически-чувственным блеском. Механистический
характер воззрений Галилея, а также идеологическая незрелость класса
буржуазии, мировоззрение которого он выражал, не позволили ему полностью
освободиться от теологического представления о боге. Он не смог это сделать
в силу метафизичности его воззрений на мир, согласно которым в природе,
состоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ничто не уничтожается
и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ и Галилееву пониманию
человеческого познания. Так, Галилей высказывал мысль о внеопытном
происхождении всеобщих и необходимых математических истин. Это
метафизическая точка зрения открывала возможность апеляции к богу как
последнему источнику наиболее достоверных истин. Еще яснее эта
идеалистическая тенденция про является у Галилея в его понимании
происхождения Солнечной системы. Хотя он вслед за Бруно исходил из
бесконечности Вселенной, однако это убеждение сочеталось у него с
представлением о неизменности круговых орбит планет и скоростей их
движения. Стремясь объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что
бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам
сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их
прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор
природа обладает своими собственными объективными закономерностями,
изучение которых - дело только науки.
Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформулировал
деистический взгляд на природу. Этого взгляда придерживалось затем
большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв. Научно-философская
деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли
в Европе - механистическому и метафизическому материализму 17 - 18 вв.
Галилей (Calileo Galilei). - Род Галилея принадлежал к числу флорентийских
нобилей; первоначальная фамилия предков его была Bonajuti, но один из них,
Галилео Бонажути, врач, достигнув звания гонфалоньера юстиции Флорентийской
республики, стал называться Galileo dei Galilei и эта фамилия перешла к его
потомкам.
Винченцо, отец Галилея, житель Флоренции, в 1564 году временно проживал в
Пизе с своею женою и здесь у них родился сын, прославивший свое имя
открытием законов движения падающих тел и тем положивший первое начало той
части механики, которая называется динамикою. Сам Винченцо был весьма
сведущ по литературе и теории музыки; он тщательно занялся воспитанием и
обучением своего старшего сына. 16-ти лет от роду Галилей был отправлен в
пизанский университет для слушания курса философии, с тем, чтобы он потом
занялся изучением медицины. В то время в науке господствовало учение
перипатетиков, основанное на философии Аристотеля, искаженное переписчиками
и толкователями. Метод перипатетиков для объяснения явлений природы был
следующий. Прежде всего исходили из гипотез или положений, прямо
почерпнутых из сочинений Аристотеля и из них, путем силлогизмов, выводили
заключения относительно того, как должны происходить те или другие явления
природы; к поверке же этих заключений путем опыта не прибегали вовсе.
Следуя такому пути, перипатетики были, напр., убеждены и учили других, что
тело, весящее в десять раз более другого тела, падает в десять раз быстрее.
Надо думать, что Г. не удовлетворяла такая философия; с ранних лет в нем
проявлялось стремление истинного естествоиспытателя. Когда ему еще не было
19-ти лет, он уже подметил, что продолжительность малых качаний маятника не
зависит от величины размахов; это наблюдение было им сделано в соборе над
уменьшающимися качаниями люстры, причем время он измерял биениями
собственного пульса.
Г. заинтересовался в особенности математикою и ему представился случай
приобрести учителя в лице Риччи (Ricci), преподававшего математику пажам
великого герцога Тосканы. Одно время двор герцога имел пребывание в Пизе, и
Риччи был знаком с отцом Г. Под руководством своего учителя Г. хорошо
ознакомился с "Элементами геометрии" Эвклида и потом сам изучал творения
Архимеда. Чтение гидростатики Архимеда навело Г. на мысль устройства
гидростатических весов для измерения удельного веса тел. Копия с
написанного им об этом предмете мемуара попала в руки Гвидо Убальди,
маркиза дель Монте, уже прославившегося тогда своим сочинением по статике
простых машин. Гвидо Убальди подметил в авторе мемуара крупный талант и,
после ближайшего знакомства с самим Г., рекомендовал его Фердинанду Медичи,
великому герцогу, регенту Тосканы. Такое покровительство дало Г.
возможность вступить 25-ти лет от роду (1689) на кафедру математики
пизанского университета. Вскоре после своего назначения он произвел ряд
опытов над падением тел по вертикальной линии (с пизанской наклонной
башни), причем открыл закон возрастания скорости падающего тела
пропорционально времени и независимо от веса тела.
Свои открытия он изложил на публичных чтениях, демонстрируя найденные им
законы опытами, производимыми перед присутствовавшими, в числе которых было
несколько членов университета. Противоречие результатов, полученных Г., с
общепринятыми тогда воззрениями последователей Аристотеля, возбудили
неудовольствие и раздражение последних против Г. и вскоре представился
повод к его удалению с кафедры за неодобрительный отзыв, данный им
относительно нелепого проекта какой-то машины, поданого одним из побочных
сыновей Козьмы I-го Медичи.
В то же самое время оказалась вакантною кафедра математики в Падуе, куда,
по ходатайству маркиза дель Монте, дож Венеции назначил Г. в 1592 г.; здесь
он работал до 1610 г., окруженный своими учениками и многими друзьями, из
числа которых некоторые интересовались физикою и принимали участие в
занятиях Г.; таковы, напр., были Фра Паоло Сарпи, генеральный прокурор
ордена Сервитов, и Сагредо, впоследствии дож Венеции. В течение этого
времени Г. придумал пропорциональный циркуль особого устройства,назначение
и употребление которого, описано им в сочинении: "Le operazioni del
compasso geometrico militare" (1606); далее, в это время написаны:
"Discorso intorno alle cose che stanno in su l'acqua et che in quella si
muovono", "Trattato della scienza mecanica e della utilita che si traggono
dagli istromenti di quella" и "Siderus nuncius, magna longeque admirabilia
spectacula". В это же время Г. изобрел воздушный термометр и устроил
телескоп, увеличивающий в 30 раз. Первое открытие устройства зрительной
трубы из двух двояковыпуклых стекол принадлежит голландцу Якову Метиусу,
человеку неученому, сделавшему свое открытие случайно; Г. услышал об этом
открытии и, руководствуясь теоретическими соображениями, придумал
устройство трубы, составленной из плоско-выпуклого и плоско-вогнутого
стекол. С помощью этого телескопа Г. сделал открытия, описанные в "Siderus
nuncius", а именно: что Луна обращена всегда одною своею стороною к Земле;
что она покрыта горами, высоты которых он измерил по величинам их теней;
что Юпитер имеет четырех спутников, времена обращения которых он определил
и дал мысль пользоваться их затмениями для определения долгот на море. Он
же открыл, что Сатурн снабжен выступами, под видом которых ему казалась
система колец этой планеты; что на Солнце появляются пятна, наблюдая
движения которых он определил время обращения этого светила вокруг его оси.
Наконец, уже впоследствии, во Флоренции, он наблюдал фазы Венеры и
изменения видимого диаметра Марса. В 1612 г. он устроил первый микроскоп.
Несмотря на то, что среди перипатетиков у него было много ожесточенных
врагов, и что в то время церковь была на стороне учения Аристотеля,
признавая учение последнего за неопровержимую истину во всем, что не
касается догмата, Г. нашел себе сторонников и в Риме среди высших лиц
курии; таковы были, между прочими, кардинал Беллармини и кардинал
Барберини, впоследствии папа Урбан VIII. Несмотря на расположение к нему
этих лиц, на покровительство великого герцога Тосканы, пригласившего его во
Флоренцию с большим по тому времени содержанием и с дарованием ему звания
первого математика и философа его высочества, Г. был привлечен к суду
церкви за приверженность к еретическому учению Коперника о движении Земли,
высказанную в сочинении: "Dialogo intorno ai due massimi sistemi del mondo"
(1632). Сочинение это написано в форме разговора трех лиц, двое из которых:
Сагредо и Сальвиати носят имена двух друзей Г., третье же называется
Симплицио.
Первые два излагают и развивают мысли Г. и объясняют их Симплицио, который
приводит возражения в духе перипатетиков. Сторонники последних успели
убедить папу Урбана VIII, что под Симплицио подразумевается он сам, папа. В
1633 г. перед особою чрезвычайною коммисиею Г. должен был, стоя на коленях
и положа руку на Евангелие, принести присягу в том, что он отрекается от
ереси Коперника. Сохранилось предание, что будто бы Галилей, встав на ноги,
произнес: "E pur si muove" (а все-таки она движется), но это едва ли
справедливо, так как он был окружен злейшими своими врагами и знал, какой
опасности подвергся бы за эти слова. Его, однако, не выпустили на свободу,
а держали почти год в заточении. В 1637 году он имел несчастие лишиться
зрения и скончался в Арчетри, близ Флоренции, в 1642 году.
В cредние века ученые открытия описывались в печатных сочинениях много лет
спустя после того, как они были сделаны. Законы падения тел, открытые Г.
еще в молодости, описаны только в 1638 году в сочинении, озаглавленном:
"Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due scienze attenenti alla
mecanica et i movimenti locali". Сочинение разделено на четыре диалога; в
первых двух трактуется о сцеплении, сопротивлении твердых тел сгибанию и
излому, об упругости и звуковых колебаниях, в двух последних - о
прямолинейных движениях: равномерном и равноускоренном, и о движении
параболическом. Динамическая часть "Discorsi" начинается следующим
предисловием автора: "Мы даем здесь основания учения совершенно нового о
предмете столь же древнем, как мир.
Движение есть явление, по-видимому, всем знакомое, но между тем, несмотря
на то, что философы написали об этом предмете большое количество толстых
томов, важнейшие качества движений остаются неизвестными. Все очень хорошо
знают, что свободно падающее тело движется ускоренно, но в каком отношении
ускоряется движение, еще никто не определил. Никто, в самом деле, еще не
доказал, что длины путей, пробегаемых в равные времена падающим телом,
вышедшим из покоя, относятся между собою как нечетные числа. Все знают, что
брошенные горизонтально тела описывают кривые, но что эти кривые параболы,
никто еще не доказал. Мы покажем все это, и наша работа послужит основанием
науки, которую великие умы разработают обширнее. Сначала мы рассмотрим
движения равномерные, затем естественно ускоренные и, наконец, движения
стремительные, т.е. движения брошенных снарядов". В этих немногих словах
сам автор объясняет почти все содержание динамической части "Discorsi".
В настоящее время все законы равномерного, равноускоренного и
параболического движений могут быть выражены небольшим числом известных
формул, но в то время формулы еще не вошли в употребление, поэтому законы
падения выражены словесно в виде довольно большего числа теорем и
предложений. В те времена понятия о величинах сил и о массе еще не были
выработаны и поэтому в тех местах "Discorsi", где приходится упоминать об
этих величинах, встречаются неясности. В "Discorsi" рассматривается не
только свободное падение тела, но также и движение тела, катящегося по
наклонной плоскости, и излагаются законы такого движения. Не имея
возможности изложить содержание "Discorsi", мы приведем здесь некоторые
места, в которых

Новинки рефератов ::

Реферат: Механизм когерентности обобщенного кольцевого гиперкуба с непосредственными связями (Программирование)


Реферат: Коммерческое право (Право)


Реферат: Чрезвычайные ситуации природного характера. Оползни, сели и обвалы. Их происхождение. Правила поведения людей при их возникновении (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Приспособление растений к водному режиму (Биология)


Реферат: Иран (География)


Реферат: Даосизм и его влияние на китайскую культуру (Религия)


Реферат: Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова (Литература)


Реферат: Черные металлы в конструкциях РЭС (Металлургия)


Реферат: Рабочее место технического дизайнера (Трудовое право)


Реферат: Международные стандарты бухучета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Защита чести, достоинства и деловой репутации (Право)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету кафедры бухучета Финансовой академии при Правительстве РФ (Аудит)


Реферат: Петр III (История)


Реферат: Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) (Культурология)


Реферат: Бухгалтерский учет (шпаргалка, 3 курс) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Международная обстановка накануне второй мировой войны (История)


Реферат: Информатизация как механизм социального управления (философский аспект) (Философия)


Реферат: Александр Македонский (История)


Реферат: МТС - инновации в сфере мобильной связи (Менеджмент)


Реферат: Блок (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист