GeoSELECT.ru



Таможенная система / Реферат: Технические средства таможенного контроля (Таможенная система)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Технические средства таможенного контроля (Таможенная система)



Технические средства таможенного контроля
СОДЕРЖАНИЕ


|Введение | |
|1 - Технические средства поиска. Общие положения. | |
|2 - Технические средства обследования труднодоступных мест объектов ТК.| |
|3 - Специальные меточные средства. | |
|4 - Технические средства поиска наркотических веществ | |
|Заключение | |
|Литература | |
Введение

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - комплекс специальных
технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в
процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через
Государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов,
материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих
декларированному содержанию.
К ТСТК относятся в частности Технические средства поиска (ТСП), о которых
пойдет речь в этом реферате.

ТСТК позволяют осуществлять таможенный контроль предметов ручной клади,
международных почтовых отправлений, грузовых упаковок, а также
труднодоступных мест транспортных средств.

Средства поиска являются самыми широкоиспользуемыми среди технических
средств таможенного контроля. Несмотря на свою видимую простоту, ТСП
выполняют важнейшую функцию предотвращения преступлений, связанных с таким
преступлением как контрабанда.


1 - Технические средства поиска. Общие положения.
Технические средства поиска тайников и конкретных видов предметов ТПН
1. Технические средства поиска тайников и сокрытых вложений
. Технические средства обследования труднодоступных мест объектов
таможенного контроля
. Технические средства локации тайников и сокрытых вложений
. Специальные меточные средства
2. Технические средства поиска конкретных видов предметов ТПН
. Технические средства поиска оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств
. Технические средства поиска наркотических веществ
. Технические средства поиска взрывчатых веществ
. Технические средства поиска драгоценных камней
. Технические средства поиска драгоценных металлов
. Технические средства поиска ядовитых и отравляющих веществ
Примерами ТСП являются:
а) металлодетекторы - электронные приборы, позволяющие обнаруживать
предметы из черных и цветных металлов; бывают портативные, переносные и
стационарные;
б) зеркала досмотровые - телескопические держатели с набором сменяемых
зеркал разных форм и размеров; применяются с ручными осветительными
приборами для досмотра днищ автотранспортных средств, а также со
специальными крючками для изъятия предметов из труднодоступных мест в
транспортных средствах;
в) щупы досмотровые - металлические стержни особой закалки разных диаметров
и длины, бывают с отверстием специальной формы для забора проб из вложений
прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных
средствах, сыпучих грузов и т.д.);
г) эндоскопы - оптические приборы, предназначенные для досмотра
труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных
различными, в т.ч. и агрессивными, жидкостями. Изготавливаются в трех
модификациях: "жесткие" (бароскопы) - металлические трубочки разной длины и
диаметра с встроенной системой оптических жесткозакрепленных элементов и
световолоконным жгутом подсветки, "гибкие" (флескоскопы), выполненные на
основе волоконной оптики и имеющие два световолоконных жгута - для
подсветки и непосредственного обзора исследуемого пространства, а также
"полужесткие".

2 - Технические средства обследования труднодоступных мест объектов
таможенного контроля.

Для обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля
необходимо применение таких технических средств таможенного контроля как:
наборы досмотровых зеркал, наборы досмотровых оптических прибо­ров -
эндоскопов, наборы досмотровых щупов, специальные осветительные приборы -
досмотровые фонари.

Наибольшее распространение в досмотровой работе таможенных служб на
участках контроля транспортных средств - автомашин, железнодорожных
вагонов, речных и морских судов, самолетов и вертолетов - получили наборы
досмотровых зеркал, применяемые в сочетании с электрофонарями. Наборы
содержат удлинительные штанги, на которых с помощью подвижных шарнирных
соединений крепятся сменные досмотровые зеркала. Досмотровые зеркала,
входящие в разные комплекты, имеют, как правило, круглую форму и размеры от
20 до 80мм в диа­метре, а также прямоугольную форму с размерами в пределах
80х50мм или 100х60мм.

В случаях обнаружения посторонних вложений для их изъятия на тех же
удлинительных штангах вместо зеркал устанавливаются специальные крючки или
магниты.

Для осмотра днищ автомашин и особенно туристских автобусов применяется
модель передвижного (на колесиках) досмотрового зеркала среднего размера с
подсветкой зоны небольшими прожекторными лам­пами и длинной
рукояткой с кнопками управления и питания ламп.

Досмотр при помощи телевизионной камеры с осветителем, закрепляемой на
телескопической штанге.
Состав:
· штанга,
· телекамера с ИК осветителем,
· аккумуляторный блок,
· малогабаритный телемонитор.

Скрытность досмотра благодаря использованию ИК подсветки. Переносится в
двух подсумках

С 1995 г. в таможни поступают наборы досмотровых зеркал "Поиск-2".
Досмотровые зеркала применяются в тех случаях, когда конструкции
досматриваемых объектов имеют сравнительно большие отверстия, в случаях же,
когда объекты имеют отверстия диаметрами всего 5-12мм, то в целях
визуального осмотра внутренних полостей, используются оптические
технические средства - эндоскопы. Как правило, досмотровые "таможенные"
эндоскопы компонуются в набо­ры, имеющие как жесткие трубки с встроенными
оптическими линзами («бороскопы») разного диаметра (от 5 до 8мм) и разной
длины (от 0,3 до 0,7м) так и пол­ужесткие эндоскопы ("флексоскопы"),
применяемые для осмотра объектов, ко­торые доступны только через отверстия
сложной конфигурации, также разных диа­метров (8-12мм) и длин (0,8-1,5м) с
возможностью кругового обзора пространства за счет управляемого подвижного
концевого участка прибора.

Стандартного технический эндоскоп мягкого типа предназначен для визуального
осмотра труднодоступных мест, полостей, внутренних поверхностей корпусов, в
том числе светоизолированных и имеющих малые входные отверстия. В состав
комплекта входит эндоскоп, блок подсветки аккумуляторный, зарядное
устройство и штатная упаковка. По конструктивному исполнению имеют
различный диаметр и длину рабочей части.
Основные параметры:
· вид исполнения рабочей части: гибкий;
· диаметр рабочей части: 4, 6, 8 или 10 мм;
· длина рабочей части: 500, 1100, 1200 и 1500 мм
· угол отклонения дистального конца: ±180° град.
· угол поля зрения объектива: 60 град;
· мощность осветителя: 20 Вт;
· вес с осветителем: не более 4,2 кг.

Предназначен для осмотра и диагностики труднодоступных мест багажа, грузов,
конструкцинных узлов и пустот, а также различных емкостей, имеющих малые
входные отверстия, в том числе неосвещенных.

Наборы эндоскопов позволяют кроме досмотра конструкционных пустот безопасно
осуществлять визуальный контроль объемов канистр, заполненных агрессивными
жидкостями, различ­ными маслами. Требуемое для этого освещение
наблюдательных зон осуществляется с помощью светового потока, образуемого
из выходного отверстия эндоскопа за счет примененного световолоконного
кабеля, соединенного с достаточно мощным источ­ником света, который
питается или от сети переменного тока или от отдельного входящего в
комплект автономного аккумулятора.

Для поиска скрытых вложений в "мягких" упаковках (в мешках, тю­ках,
картонных коробках и т.п.), сидениях, подлокотниках и подголовниках
авто­машин, купе и кают, отдельных видах пакетированных грузов в таможенной
прак­тике используются специальные досмотровые щупы - стальные особой
закалки прутки разной длины (20-70см) и диаметра (2-4мм) с отверстиями
специальной формы для отбора пробы содержимого.

Комплект досмотровых щупов КЩ-3 предназначен для поиска посторонних твёрдых
предметов и упаковок в сыпучих и мягких средах. Имеет возможность забора
проб контролируемых сред. Могут использоваться в комплекте со средствами
для обнаружения взрывчатых и наркотических веществ. Сменные щупы
наворачиваются на пластмассовую ручку. Комплект хранится и переносится в
пенале. В комплект входит 3 сменных щупа: длинной 250 мм, 500 мм, 850 мм;
диаметром 3 мм, 4 мм, 5 мм.

В качестве приборов, применяемых для освещения досматриваемых объектов,
используются как карманные электрофонари обычного бытового назначе­ния, так
и специальные досмотровые фонари, имеющие хорошо сфокусированный яркий
пучок света и позволяющие со значительных расстояний (до 100-150м)
ви­зуально рассматривать плохо освещенные объекты, места, предметы и
надписи.


Их особенность в устойчивости к повышенному воздействию влаги и
механических нагрузок. Сила света - от 20000 до 60000 кд (в зависимости от
модификации). Плавное зажигание лампы-фары. Питание от батареи
аккумуляторов типоразмера D. Индикация разряда аккумуляторов. Отключение
питания при разряде аккумуляторов. Зарядка аккумуляторов без извлечения из
фонаря. Комплект поставки включает фонарь, батарею аккумуляторов, зарядное
устройство, чехол-темляк.

3 - Специальные меточные средства.
Одним из методов оперативного поиска тайников в рейсовых транспор­тных
средствах загранследования - поездах, самолетах, судах - является метод
по­становки и последующего считывания специальных контрольных меток,
реали­зуемый с помощью некоторых видов ТСТК. Невидимые глазу контрольные
метки с помощью карандашей, фломастеров, конспиративно наносятся
оперативными работниками на те места транспортного средства, которые в силу
своих конструктивных особенностей потенциально могут использоваться в
качестве тайников для укрытия и перевозки предметов контрабанды. При
последующем таможенном контроле данного транспортного средства эти метки
считываются специальными приборами. Для этих целей применяются специальные
люминесцентные пасты и чернила, которые невидимы в обычных условиях, но под
действием ультрафиолетовых или инфракрасных лучей - светятся.
Люминесцентный маркер для пометки различного оборудования, упаковок,
почтовой корреспонденции и других предметов с целью выявления фактов их
подмены или несанкционированного вскрытия.
Метка наносится на чистую твердую поверхность. Для нанесения метки пригодны
самые разнообразные материалы: искусственная и натуральная кожа, металл,
пластмасса, дерево и т.д. Допускается пометка упаковочных материалов:
клейкой ленты, бечевки, а также элементов крепления - винтов, гаек, шурупов
и т.п.
О подлинности предмета судят по характерному свечению метки, возникающему
после высыхания растворителя, в ультрафиолетовых лучах с длиной волны 365
нм.
Для нанесения метки рекомендуется использовать специально подготовленный
чистый фломастер. Емкость упаковки - 30 мл.

4 - Технические средства поиска наркотических веществ
Поиск и обнаружение наркотических веществ, как составляющая оперативной
задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время
приобрела особую актуальность. Все увеличивающийся объем потребления
нар­котических веществ в разных странах, а следовательно их перемещение
через госу­дарственные границы, вступление нашей страны в международный
Совет таможенного сотрудничества и вытекающие из этого обязательства
потребовали от наших таможенных служб более целенаправленной организации
работы по выявлению в перемещаемых через госграницу объектах -
наркотических веществ (НВ).

В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства,
позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать НВ в
любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях, хотя отдельные
попытки по их созданию в ряде передовых стран ведутся.

Для обнаружения НВ применяются технические средства контроля на базе
приборных физических и физико-химических методов (рентгеноскопия, метод
ядерно-квадрупольного резонанса, хроматомасспектрометрия, спектроскопия
ионной подвижности) и метод с использованием специально подготовленных
собак.

Рентгеноскопия основана на регистрации изменения интенсивности
рентгеновского излучения после прохождения через досматриваемый объект и
широко используется в промышленности и медицине. Установки для
рентгеновского досмотра багажа фирмы RAPISCAN серии 500 - это передовая
рентгеновская технология, в сочетании с уникальной обработкой изображения,
обеспечивает новый уровень качества изображения. Все модели оборудованы
цветными мониторами SVGA 17" высокого pазpешения, рентгеновские детекторы
покрыты защитным слоем, в несколько pаз увеличивающим их долговечность.

Компьютерная обработка изображения сканируемого объекта обеспечивает
глубокое проникновение, высокую резкость и великолепную pазpешающую
способность.

Физические методы – рентгеноскопия и ЯКР – предназначены для обнаружения
сосредоточенных масс НВ и даже в лучших образцах имеют предел обнаружения
НВ на уровне долей килограмма. Специфичность обнаружения НВ методом ЯКР
достаточно высокая, рентгеноскопия в широко распространенных моделях не
специфична по отношению к НВ и позволяет только обнаруживать места сокрытия
контрабанды с отличающимися от упаковки показателями поглощения
рентгеновского излучения. Под специфичностью в данном контексте следует
понимать параметр обратно пропорциональный частоте ложного срабатывания
метода.

Высокоспецифичные методы имеют очень малое количество ложных срабатываний в
процессе эксплуатации.

К недостаткам физических методов следует отнести экранирование сигнала
металлической тарой (упаковкой) и, как следствие, невозможность обнаружения
НВ в металлических контейнерах. Для непроводящей тары физические методы
оптимальны и активно используются даже на конвейерных линиях.

Третье направление создания технических средств поиска НВ основано на
свойстве наркотиков - их аэрозольной дисперсии, т.е. присутствии
микрочастиц вещества в воздушной среде (в нашем случае - в упаковках НВ) и,
следовательно, обладающих всеми характерными для своих видов физико-
химическими параметрами. Выделение предельно малых количеств веществ из
забираемой из подозрительной упаковки воздушной пробы и сравнение их
характеристик с заложенными в банке данных ЭВМ параметрами известных НВ
дает достаточно точный ответ на присутствие (или отсутствие) НВ в
контролируемой упаковке или объеме.

Физико-химические методы обнаружения НВ (хроматографические и иондрейфовые
приборы, сенсорные датчики) определяют наличие НВ по летучим компонентам
пробы. Для достижения высокой чувствительности обнаружения НВ в
хроматографических и иондрейфовых методиках требуется концентрирование
пробы, поэтому достаточно большой объем воздуха просасывается через
сорбционный преконцентратор. Преконцентратор помещается в термодесорбер и
сконцентрированная проба вводится в аналитический тракт прибора.
Хроматографические методы позволяют провести идентификацию НВ по индексу
удерживания и, в случае масс-спектрального детектора, по ионным массам
продуктов фрагментации НВ.

Следует отметить, что в процессе использования сорбционного
преконцентратора происходит концентрирование не только целевого компонента
(НВ), но и всех остальных органических примесей содержащихся в
анализируемом воздухе. Это обстоятельство способно значительно ухудшить как
процесс хроматографического разделения, так и процесс идентификации НВ, ибо
содержание в воздухе паров растворителей или горюче-смазочных материалов,
как правило, значительно превышает содержание паров НВ. В этой связи
реально достигаемую специфичность обнаружения и идентификации НВ в
методиках использующих преконцентратор следует обязательно оценивать
экспериментально.

Интересен также, детектор контрабанды Sentinel представляет собой
пропускной контур для прохождения людей, способный обнаружить до 30
различных видов взрывчатых, наркотических и токсичных соединений. Работа
пропускного детектора полностью автоматизирована, и при срабатывании
происходит подача звукового и светового сигнала.

Детектор Sentinel отличается высокой чувствительностью, селективностью и
возможностью перенастройки с учетом конкретных задач. Детектирование
происходит безконтактным методом, что является необходимым для пропускания
большого числа людей в аэропортах, на стадионах, общественных местах или в
зоне таможенного контроля. Пропускная способность контура составляет 7
человек в минуту. Следовые количества химического оружия могут быть
определены в зоне военных действий после проведения детоксикации личного
состава и обмундирования. При доукомплектовании магнитометром Sentinel
может срабатывать не только на наркотики и взрывчатку, но и на оружие и
другие металлические предметы. Таким образом, Sentinel является идеальным
детектором для обеспечения безопасности, выявления случаев контакта со
взрывчаткой или наркотиков и задержания лиц, их распространяющих или
передающих.

Использование специально обученных собак для обнаружения НВ и ВВ активно
практикуется во всем мире наряду с дорогостоящими приборными методами. В
отличие от физических методов обнаружения НВ, работающих по твердым
кристаллическим наркотическим веществам в диапазоне от следовых количеств
(в случае иондрейфовых методов) до долей килограмма (в методе ЯКР), собаки
обнаруживают наркотики по летучим компонентам НВ. Летучие компоненты
наркотиков с гораздо большей эффективностью проникают через полупроницаемые
мембраны упаковки, типа обычно используемой полиэтиленовой пленки, по
сравнению с пылевыми частицами, поэтому в большинстве случаев собаки
демонстрируют более высокую по сравнению с приборами чувствительность
обнаружения НВ. Чувствительность различных биообъектов к пахучим веществам
различается очень значительно. Так, человек ощущает присутствие уксусной
кислоты (одного из летучих компонентов героина), если в одном кубическом
сантиметре воздуха содержится 5х1013 молекул, а собаке достаточно наличия в
том же объеме воздуха 5х105 молекул. Следует отметить, что чувствительность
самых современных физико-химических приборных средств находится на уровне
109, поэтому и в обозримом будущем кинологическая служба будет являться
основой полевого обнаружения наркотических веществ при досмотре
транспортных средств и багажа пассажиров.

Кинологические методы обнаружения характеризуются максимальной
чувствительностью обнаружения, мобильностью, возможностью использования в
полевых условиях, распространенностью в таможенных структурах, относительно
низкими затратами на содержание службы.

К недостаткам использования биообъектов для обнаружения НВ следует отнести
необходимость оценки эффективности работоспособности собаки в зоне объекта
с помощью контрольной закладки и мешающее влияние отвлекающих факторов. С
появлением кинологических имитаторов НВ (героина, кокаина, амфетаминов),
которые представляют собой белые порошковые композитные материалы,
состоящие из инертной в одорологическом отношении матрицы с добавками
летучих органических маркеров, структурно аналогичных демаскирующим
признакам реальных наркотиков, ситуация с подготовкой и тренировкой
специальных собак радикально изменилась и перестала быть криминально
окрашенной, как в случае использования для натаскивания реальных НВ.

В связи с не абсолютной специфичностью методов обнаружения НВ все случаи
положительного срабатывания или сомнительные, нуждаются в процедуре
идентификации НВ. Процедура идентификации может быть выполнена как в
стационарных условиях экспертно-криминалистических лабораторий приборными
методами ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ, Хроматомасс и ИК-спектрометрии, так и в полевых
условиях экспресс-методами на основе мокрой химии.

В настоящее время одним из наиболее совершенных комплектов для обнаружения
наркотических средств и психотропных веществ является комплект “НАРКОЦВЕТ”,
который предназначен для анализа твердых и жидких объектов, растительного
материала. Принципиальным отличием комплекта от известных отечественных и
зарубежных аналогов является то, что в нем впервые реализована схема
цифровой кодировки окраски, образующейся в результате обработки
исследуемого объекта и химического реактива.

Реализовать указанную схему удалось после создания целого ряда
модифицированных химических реактивов, обладающих повышенной селективностью
и чувствительностью. В результате удалось в значительной мере избавиться от
ошибок, связанных с нарушениями в последовательности проведения
тестирования, присущих комплектам других производителей. Кроме того, данная
схема позволяет достаточно просто автоматизировать процесс считывания
результатов. В настоящее время, по имеющейся информации, разработчиками
комплекта проводятся работы по создания автоматического счетчика
результатов тестов.

В состав комплекта входят:
- тест НАРКОЦВЕТ-Б – для обнаружения барбитуратов, кокаина (гидрохлорида,
основания), КРЭК, эфедрина, метаквалона, димедрола, амфетаминов различных
групп, апрофена, циклодола, промедола, трамала, морфина, ЛСД, амизила,
героина, кодеина и фенциклидна;
- тест НАРКОЦВЕТ-М1 – для обнаружения наркотических веществ в растительных
материалах (солома мака, гашиш, марихуана, опий и его водные растворы,
трава эфедры);
- тест НАРКОЦВЕТ-М2 – для обнаружения бупренорфинов.
- Комплект НАРКОЦВЕТ обладает наибольшей селективностью по отношению к
наркотическим и сильнодействующим веществам и отличается минимальными массо-
габаритными параметрами (110х120х10 мм при массе не более 90 г). Ампулы
помещены в пенал из прозрачного материала, и все реакции проводятся
одновременно, что сокращает время проведения анализа до 2…4 минут.
Существенно упрощена система идентификации наркотических и
сильнодействующих веществ в исследуемой пробе. В зависимости от конкретных
задач комплектация и состав теста может изменяться.

Заключение

Одним из определяющих неотъемлемых элементов в повседневной досмотровой
работе оперативных работников таможен является применение ими технических
средств таможенного контроля (ТСТК), без которых в настоящее время уже
невозможно обеспечить своевременность, качество и культуру таможенного
контроля. Высокая результативность контроля достигается комплексным
применением технических средств на каждом конкретном участке таможенного
контроля. Технические средства поиска занимают значительное место в ряду
средств ТСТК.
Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСП, современных методик
и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними -
все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный
уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и
до выявления предметов контрабанды.



ЛИТЕРАТУРА

1. tstk.narod.ru
2. www.tks.ru
3. Таможенный Кодекс РФ
4. Конспект Лекций




Реферат на тему: Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации



Курсовая работа

на тему:

«Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей»



Работу выполнил

студент группы НП4-2

Серединцев Дмитрий


Научный руководитель

Кандидат экономических наук

Пинская М. Р.



Москва ( 2001



План



Введение
1. Эволюция таможенной политики России
1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках
2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах
2. Структура государственных таможенных органов России
3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика
1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф
2. Сущность и назначение таможенных пошлин
3. Другие виды таможенных платежей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения



Введение


Тема моей курсовой работы «Регулирующая и фискальная роль таможенных
пошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность
таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика
государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях
России. Грамотно построенная налоговая система в области
внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой
политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики
в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны,
и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Таким образом, налогообложение является одной из важнейших
составляющих внешнеэкономической политики государства.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого
государство может и стимулировать рост отечественного производства,
особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз
импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к
конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это
потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том
числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на
российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой
работе для более полного освещения темы будут рассмотрены история
таможенной политики нашего государства, правовые аспекты таможенной
политики, системы государственных таможенных органов, а также таможенные
платежи, их виды, и их роль во внешнеэкономической деятельности
государства.
Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед
национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в
том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте
Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны,
происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая
деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной
сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась:
Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли,
открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и
других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь
экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары
более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав
иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому
часть методов государственного регулирования направлена на защиту
внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде
всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование
экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные
формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы,
налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы
или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,
«добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями
использования которых являются получение дополнительных финансовых средств
(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых
потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных
производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения,
дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать
таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.
Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему
налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации,
рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также
организационную структуру таможенных органов России.



1. История таможенной политики России

1. 1. Таможенная политика Московского государства
в XII - XVII веках

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде
существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в
Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.)
периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий
стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных
земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала
ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного
количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при
определении “весчего сбора”).
История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени
возникновения таможенного обложения на территории России. Но тут можно
отметить, что в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы
упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Данным договором
предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта:
“Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”. Это
условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт
или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным
для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли”. В V -
IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные
порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с
Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма
обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое”
- при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде.
Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова
“мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место
сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей
политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда”
защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи
на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец
исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи,
выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного
мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу
(ст. 37 Пространной редакции “Русской правды).
Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово
“тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой
стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а
место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров,
предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это
не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного -
пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были
заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из
указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе.
Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не
отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их
начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.
Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и
торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с
воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при
определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого
имущества.
Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть
0,5 - 1,5 копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла
разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась
головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина - от двух до
четырех денег с телеги с лошадью.
К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля
стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем
амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших
количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца: одна - три деньги за
явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота
на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей
в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные
знаки.
Период раздробленности русского государства характеризовался успешным
развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые
свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары
ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы
таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом,
двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В
качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229
года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.
Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими
князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и
содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке
уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными
грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди,
оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы
носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось
на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было
сосредоточено на субъекте торговли.
Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях
упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное
обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной
грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от
стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из
других областей - 4%, а с иноземцев 7%.
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более
дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие
меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство
объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив
в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в
Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных
вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования
Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела
в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и
правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие
Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо
многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их
насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая
рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь
соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также
особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные
пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент
заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые
уравнивались в правах с русскими купцами.
На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена
уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях
светских и духовных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров
способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.
Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За
кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом,
но и отсекали руки и ноги.
Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно
разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав
содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения
таможенных обрядностей.
Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями.
Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская
новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в
Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись
таможенные заставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она
была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими
помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель
правительства - таможенный голова, который был вправе чинить “всякую полную
расправу в торговых делах” (2-ая статья Устава). Воеводы не могли
вмешиваться в его деятельность, чтобы “великого государя казне в зборах
порухи не было” (1-ая статья Устава). Товары, привозимые на продажу,
подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось
на их качество. Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России
стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики
меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не
только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности,
улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных
и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов -
расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта
иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие
протекционизма в области внешней торговли.


1. 2. Таможенная политика СССР в 1917 – 1991 годах


Формирование нового Российского государства и системы исполнительской
власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и
управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей
таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее
время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс
становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций
и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно
черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также
элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно
складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому
представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на
примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.
В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс
становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил
сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября
1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и
использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать
современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и
других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная
структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они
приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично)
в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и
потребностями государства.
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось
Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе
Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году
находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в
России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их
служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был
образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически
руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.
Менжинского.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в
результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной
политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую
в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи
государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала
широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему
таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования
внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось
закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием
идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к
таможенной службе и таможенному делу в целом.
Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений
был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,
который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями
посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось
разрешение НКТиП.
12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и
отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил
основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской
власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным
пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в
эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие
стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового
оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование
таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими
государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли,
предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок
хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость
восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным
методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной
службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные
органы.
После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый
таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от
23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13
июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию
ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных
товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению
тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам
применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых
договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному
делу.
ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении
таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному
регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х
годов к административным методам регулирования внешней торговли и с
реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.
Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он
перестал функционировать гораздо раньше.
12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,
явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно
Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,
законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в
середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей
территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в
центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное
управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные
учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали
уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых
входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах
союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по
таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов
между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка
мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс
СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления,
но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии
таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному
упрощению системы таможенных органов.
Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал
утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное
развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925
гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным
делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли
таможенные учреждения того времени.
В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к
отказу от экономической модели управления и доминированию административно-
командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс
затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию
таможенного дела. Значительно сократился оборот международного
пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых
связей.
Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали
играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.
Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый
Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был
значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).
Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий
всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было
отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через
входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением
государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций
и борьба с контрабандой.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-
х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,
с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х
годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый
этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой
трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях
свободного рынка и демократического режима.
Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов
приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное
управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР
(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со
статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка
системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю
Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового
Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось
подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и
ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял
высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который
определял также основные направления дальнейшего развития таможенной
системы.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими
управленческими структурами, а также непосредственным оперативным
руководством таможенным делом занималась Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа
построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по
федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых
почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были
переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована
в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,
Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались
республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была
преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой
ограничивалась Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и
организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-
импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и
таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от
существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась
возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов
непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.
Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой
счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об
организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного
уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,
принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного
управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —
Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с
международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную
систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные
таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который
заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его
функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель
регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный
кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную
прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных
методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и
таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного
регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых
внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.
Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким
и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного
регулирования.
Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового
Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать
принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и других
государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной
системы.


2. Структура государственных таможенных органов России

Государственный таможенный комитет России (ГТК)

Государственный таможенный комитет России - центральный орган
федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное
руководство таможенным делом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса).
ГТК возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.
Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию
таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по
таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства
всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не
только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и
координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также иными актами
законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своей компетенции
акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными
органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм
собственности, а также должностными лицами и гражданами.
ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК
России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами
предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например,
когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).
Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и
обязанности, структура определяются в Таможенном Кодексе Российской
Федерации и Положении «О Государственном таможенном комитете РФ»,
утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года, а также другими
нормативными актами.
ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной
таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье
ТК РФ, статье 4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах.
Основными задачами ГТК России являются:
V участи в разработке таможенной политики РФ;
V обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной
территории РФ;
V организация применения и совершенствование средств таможенного
регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов
развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий
для участия России в мирохозяйственных связях;
V организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
V обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также
законодательства, контроль за исполнением которого возложен на
таможенные органы РФ;
V обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным
вопросам.
Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК
России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и
полномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;
непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК
России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах,
регулирующих деятельность таможенных органов.

Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ)

Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему
таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на
территории региона деятельности (подведомственного региона) под
непосредственным руководством ГТК России. Эта черта структуры таможенной
организации была унаследована от Советского Союза ввиду огромной территории
Российской Федерации - федеративная модель управления и таможенного
контроля является наиболее эффективной.
Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ:
Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);
Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);
Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.
Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.
Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);
Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).
В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на
территории подведомственного региона таможенные органы.
Основные задач РТУ РФ:
V реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного
региона;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства
таможенной территории РФ;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение
экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному
делу);
V обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции
таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном
регионе;
V обеспечение применения средств таможенного регулирования
экономической деятельности;
V обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления
контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и
других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы РФ;
V организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными
преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных
правил;
V руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью
подведомственных таможенных органов РФ;
V обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных
платежей;
V содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ,
юридических и физических лиц;
V учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного
дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на
удовлетворение таких потребностей.
Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачами
Региональные таможенные управления РФ выполняет значительное число функций.
Наиболее важные из них это:
. В части реализации таможенной политики.
. По вопросам организации таможенного дела на подведомственной
территории.
. По вопросам взимания таможенных платежей по вопросам таможенного
контроля.
. По вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
. По вопросам валютного контроля.
. По вопросам законодательства и укрепления законности.
. По вопросам материально-технической базы таможенных органов.
. По вопросам работы с кадрами.



Таможни Российской Федерации


Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет
свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным
руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможни
могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ
подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ
располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с
государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты,
аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных
таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др.
примером внутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и
др.
Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ,
утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2).
Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельность
специализированных таможен РФ.
Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции
либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную
границу отдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в
Москве. Она создана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью,
нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через таможенную
границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач исходя из
специфики перемещения таких товаров через таможенную границу.
Основные задачи таможни Российской Федерации:
V Непосредственное осуществление таможенного дела;
V Осуществление мер по реализации таможенной политики;
V Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на

Новинки рефератов ::

Реферат: Крокодилы (Биология)


Реферат: Загальні положення методики розслідування окремих видів злочинів. Криміналістична характеристика злочинів (Криминалистика)


Реферат: Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий ОПХ "Белоусовское" (Сельское хозяйство)


Реферат: Крнтрольно-измерительные приборы (линейка,штангенциркуль) (Естествознание)


Реферат: Грибы (Биология)


Реферат: Верховенство права (Теория государства и права)


Реферат: Определение нейтральной линии бруса и расчёт наибольших растягивающих и сжимающих напряжений (Технология)


Реферат: Градский (Музыка)


Реферат: Ритмическая гимнастика (Физкультура)


Реферат: Грузовое устройство (Технология)


Реферат: Крымская скифия (История)


Реферат: Ахматова в ранние годы (Литература)


Реферат: Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие (Риторика)


Реферат: Биофизик Чижевский и его учение об аэроионах (Спорт)


Реферат: Анализ эффективности коммерческой рекламы (Социология)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Иван Крамской (Искусство и культура)


Реферат: Римский театр (Культурология)


Реферат: Политические и правовые учения Древней Греции (История)


Реферат: Контрольная работа по информатике (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист