GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Семь чудес света (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семь чудес света (Искусство и культура)



Египетские пирамиды.
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о
загробной жизни. Это представления оказали большое влияние на развитие и
формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в
целом люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач
своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную
роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного
существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царство
бессмертия.
В потустороннем мире, заселённом умершими, может существовать лишь тот
(и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для
загробного существования. Под этим подразумевалось решительно всё, чем
покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой
необходимости. Но, прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело,
обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии
полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно
передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и
постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна
была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного
врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.
Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось
посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара
гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали
хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь.
Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может, и около
восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед
Закария Гонейм открыл ещё одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в
двадцати километрах от Каира.
Филон среди чудес света называл «пирамиды у Мемфиса», большинство
авторов – пирамиды «вообще», некоторые – три пирамиды в Гизэ, а самые
придирчивые считают чудом света только Большую пирамиду Хеопса.
Самая древняя пирамида- пирамида фараона Джосера – была воздвигнута
около пяти тысяч лет назад. Её строитель Имхотеп был архитектором, врачом,
астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков
считался величайшим мудрецом древности, о нём складывали легенды, его труды
и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали
магом и волшебником, а в позднее время он был обожествлён, в его честь
сооружали храмы и воздвигали статуи.
Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды
Джосера находиться на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид
на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку(545(278 метров). Его
окружала стена из белого известняка высотой в 10 метров. Стена была усилена
башнями и разделена плоскими выступами, в ней было 14 ворот, настоящими
были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось,
что все они открыты.
Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота её – 60 метров,
она имеет основание со сторонами 118( 140 метров. Строительные работы на
отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого
размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого
известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28
метров. Её стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта
и коридоры со множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались
погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были
выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в
верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три
барельефных изображения фараона Джосера: он изображён во время религиозных
обрядов. Под землёй у восточной стороны пирамиды, были заготовлены 11 узких
погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили
членов царской семьи, главным образом детей.
Пирамида Джосера была ступенчатой, имела форму лестницы, по которой
фараоны якобы восходили на небо. Значение комплекса пирамиды Джосера
состоит главным образом в том, что это первая в Египте монументальная
каменная постройка. Имхотеп изготовил из камня те элементы и части зданий,
которые до него делались из кирпича и других материалов. Самые знаменитые -
три большие пирамиды Гизэ: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина
(Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в 28-м веке до
н. э.
На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о
строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь
египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться
доставкой к берегу Нила блоков из каменеломень в аравийских горах. Другие
занимались их дальнейшей транспортировкой к подножью ливийских гор.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три
месяца. За 10 лет напряжённого труда была построена дорога, по которой
блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было
не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была
выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились
строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных
сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры
фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось ещё 20 лет.
Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за
наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на её
вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался
английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного
основания пирамиды составляет 233 метра, площадь её более 50 000 квадратных
метров.
Пирамида состоит и0з 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко
отшлифованными сторонами. По подсчётам Наполеона, каменных блоков от трёх
пирамид в Гизэ хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3
метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а
самый тяжёлый – 15 тонн, общий вес пирамиды – 5,7 тонн.
Исследователи, пытавшиеся выяснить, каким образом древние строители
смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение (да не просто воздвигнуть,
придать ему геометрически правильную форму), просто становилось в тупик.
Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ,
живший в бронзовом веке, и в создании этих колоссальных сооружений
принимали участие… инопланетяне.
Пирамиды были построены при помощи мускульной силы. На правом берегу
Нила, в каменоломнях вблизи Мемфиса, тысячи людей были заняты добычей
тонкозернистого известняка. В скале сначала обозначали границы будущего
блока, затем по ним выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали
клинья из сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало,
увеличивалось в объеме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит
отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали
инструментами из камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного
куба. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила.
Чтобы поднять блок, египтяне строили из камня и кирпича наклонную
насыпь под углом подъема 15(. По мере сооружения пирамиды насыпь удлиняли.
По этим насыпям каменные блоки тащили на деревянных санях, а чтобы
уменьшить силу трения, трассу постоянно поливали водой. Затем с помощью
деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в
основном заканчивалось, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность
пирамиды закрывали облицованными блоками.
Качество работы этих строителей, живших сорок семь столетий назад, было
таково, что несовпадения горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не
превышают ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к
другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку.
Во многих пирамидах устраивали запутанные лабиринты, слепые камеры и
ловушки, которые должны были помешать грабителям добраться до мумий и
могильных драгоценностей. Но это не помогло. К тому времени, когда учёные
всерьёз занялись изучением пирамид, они были уже почти пусты.
Большую пирамиду Хеопса нередко называли Библией в камне. На рассвете,
когда её вершина ещё тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой,
в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-чёрной, а
при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.
Пирамида Хеопса, может быть, самое грандиозное сооружение на земле.
Даже во времена наибольшей славы и величия любого из европейских монархов у
него не было такого дворца, который сравнился бы размером с гробницей этого
фараона. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, и даже Эскориал в Испании.
Сады Семирамиды.

Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены
около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона.
Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада,
столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради
тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей
родные персидские горы.
Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские
стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых,
возможно, возвышалась над землёй на 40 метров. Навуходоносор распорядился
посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей
империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях. Успех садоводов,
должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась
вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки
вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно
быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда
оставалась влажной.

Храм Артемиды.

Крез был последним царём Лидии, древней области в Малой Азии, входящей
в территорию современной Турции. Он славился своим огромным богатством и в
560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм. Сам город был
основан за 1000 лет до этого. По легенде его основательницами были
амазонки.

Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных
и молодых девушек. Греки звали её Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был
построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих
горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн.
Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых
они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего
их скрепляли металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники
придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре
храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов классики,
намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах.
Платформа, на которой он стоял достигала 131 метра в длину и 79 метров в
ширину.

Двести лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжён дотла. Поджёг
его человек по имени Геростат, который просто хотел прославиться. По
странному совпадению, храм был уничтожен в тот день, когда родился
Александр Великий. Спустя годы, Александр посетил Эфес и приказал
восстановить храм на прежнем месте.
Храм Александра просуществовал до III века н.э. Постепенно бухту в
Эфесе заносило илом, и город терял своё значение. Храм был разграблен
готами, а позднее затоплялся наводнениями. Сегодня от храма в Эфесе
сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

Зевс олимпийский.

Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-
Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили
там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные
соревнования. Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были
проведены, вероятно, в 776 году до н.э. После этого игры проводились раз в
четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время
игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться
до места.
В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса.
Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было
сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В
течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было
достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В
качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи
богини Афины. В Олимпии Фидий и его подручные создали прежде всего
деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После
этого они покрыли каркас пластинами из слоновой кости, представлявшими кожу
бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки,
так что завершённая статуя смотрелась как монолитная фигура.
Зевс восседал на троне, инкрустированным чёрным деревом и драгоценными
камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась
потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снёс бы
крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись
на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э.
статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в
Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась
взрывом смеха, и рабочие разбежались. Затем, в 391 г. н.э., после принятия
христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы.
Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.
э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской
области в IV веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены
наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии
просуществовать более 1000 лет.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по
353 гг. до н. э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием
Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего
отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.
Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше
могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это
должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном
памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя
долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над
гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного
завершения, примерно в 350 г. до н. э. Гробница была названа Мавзолеем, по
имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную
гробницу.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся
в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над
массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее
греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания
находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над
землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней,
вероятно, стояли статуи царя и царицы.
Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
В 1489 г. христианские рыцари – иоанниты стали использовать его обломки для
замка, который они возводили неподалёку. Они сложили часть крепостных стен
из блоков зелёного камня, характерных для основной части Мавзолея. Через
несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они
оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародёрами,
которых привлекли золото и драгоценности.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к
раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы,
которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи,
изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки
были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели
новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка
камней.



Колосс на острове Родос.


Древнегреческий автор Филон написал так об этом острове: «Остров Родос
лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он был ещё погружён на
дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и
стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий
бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям.
Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и
пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал
родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую
высотой от земли до неба? ».

Античные авторы приводят разные сведения о высоте этой статуи:
наименьшая её высота- 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота
статуи равнялась 35-40 метрам. А один из неизвестных авторов начала нашей
эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы, гавани
и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним. Плиния Старшего
поразило то, что лишь немногие люди могли охватить руками большой палец
статуи.
Современных людей размеры Колосса не удивляют. Что такое 35 метров? Но
для древнего мира металлическая статуя подобной высоты была действительно
чудом света.
Возможно, и впрямь Колосс Родосский был слишком тяжёл для земли: она
держала его всего чуть более полувека, а потом он упал. Но «и лежачий, -
пишет Плиний, - он всё ещё был чудом».
От античного города Родос осталось очень мало: остатки храмов и
общественных зданий, театра, стадиона, главной площади. Но в тени его славы
на его руинах вырос новый город.
Родос – это огромная средневековая рыцарская крепость, окружённая
могучими крепостными стенами, выстланная разноцветным ковром из крыш
византийских дворцов и сверкающих куполов мечетей с их филигранными
минаретами. У подножия стометровых растрескавшихся скал, выступающих прямо
из морских глубин, тянуться два пояса гранитных стен. На них стройные ряды
безголовых великанов с раскинутыми руками - ветряные мельницы...
Во время упадка таких выдающихся центров греческой культуры, как Афины и
Эфес, Родос стал средоточием лучших достижений искусства и науки. ОН имел
своих философов (Клеобул Линдский, Аристипп, Иероним Родосский), своих
поэтов (Аполлоний Родосский), были на Родосе и свои ораторы, учёные,
писатели, художники, скульпторы.
В третьем веке до н. э. На остров напал македонский царь Деметрий
Полиоркет. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные
осадные машины. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную осадную башню,
обитую железом, с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками
для десанта. Это была галеополида, которая приводилась в движение 3400
воинами. Она была тоже своего рода чудом света и вместо разрушения принесла
городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы,
прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду «как металлолом за 300
талантов». Это были баснословные деньги, на них и возвели статую Гелиоса –
покровителя Родоса.
Великолепную статую родосцы поручили создать скульптору Харесу,
ученику прославленного Лиссипа. Ему заказали статую таких размеров, «чтобы
она превосходила все остальные».
Предложение поставить Колосс не встретило в родосском народном
собрании единодушия. Некоторые утверждали, что такая огромная и дорогая
статуя ни к чему; другие – что Гелиос будет оскорблён, «когда напротив
солнца взойдёт новое солнце», и т.д. Были и пророчества, что такая большая
статуя наверняка рухнет, и её падение будет одновременно и падением Родоса.

Легенда и правда об этой статуе так слились, что лишь с трудом можно
отобрать достоверные факты. Статую описали многие античные авторы, хотя ни
один из них не видел её стоящей.
Голландец Мартин ван Хеемскерк(16 век) изобразил его медно-красным
гигантом высотой в 35-40 метров, который держит над головой чашу с
раскалённым углем и стоит, широко расставив ноги, у входа в порт (ширина
входа 300 метров).
А вот другое описание Колосса… Это статуя в 45 метров, которая стоит на
пьедестале посреди города Родос, на холме, г8де позже была поставлена
часовня Иоанна Родосского.
Есть якобы ещё свидетельства, что император Нерон повелел перенести
статую с одного места на другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить
его собственную, отлитую в бронзе. И что после него это повторил император
Коммод! Но факт этот не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону,
там он провёл свою молодость, там начал свою карьеру.
Но в 19 веке выяснилось, что все авторы имели в виду совсем другой
колосс, почти 30 метров высотой, который изваял скульптор Зенодор, придав
ему сходство с Нероном. Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная,
стояла вблизи римского Колизея. После смерти Нерона её объявили статуей
бога Гелиоса.
Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным,
Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого
блестящего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни
такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой
руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днём и ночью он служил
маяком. Однако есть и такое описание статуи: Могучие ноги юноши были чуть
расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он
держит ниспадающее до земли покрывало. Слегка склонившись назад, юноша
всматривается вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны
лучей. Филон предполагает, что для сооружения статуи таких размеров, Харес
призвал помощников, Что Колосс не был «творением одного человека».
Сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно
отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли».
Статуя росла, и он «обкладывал её вокруг массой глины и песка, закрывая
таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал ещё и камнями,
чтобы всё держалось вместе». Технически это было бы возможно, хотя и
достаточно сложно. Если к тому же учесть, что бронза плавится при 900(С,
медь при 1088(С, а железо от 1100 до 1200(С, можно представить, как было
трудно поднимать на такую высоту расплавленный металл.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных
столбов, которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы
соединялись железными поперечными балками.
Статуя сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым
венком и разобрали насыпь вокруг неё, поражённые родосцы увидели
великолепное произведение искусства.
Статуя простояла более 50 лет (некоторые исследователи называют более
точную цифру – 66 лет), вплоть до землетрясения 225 года до н. э. Самым
уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким
образом, что голова и плечи её упёрлись в землю. Родосцы и их соседи
пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных
мастеров и несколько сот талантов меди. Правда, Страбон, который посетил
Родос в начале нашей эры, и сведения которого всегда считались
достоверными, писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы его уже
больше не поставили».
Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. Последнее
свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавиа, будущий
халиф Дамаска, завоевал остров Родос и якобы продал Обломки Колосса «какому-
то еврею из Эдесса». Об этом свидетельствует Зонар, византийский историк 12
века.
В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из
проектов Колосс Родосский отлит из алюминия, а в полой голове его
предполагается устроить бар для туристов.

Фаросский маяк.
Александр Македонский, завоёвывая мир, заложил немало городов. Он основал
Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую,
Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану
(нынешний Герат) и много других, а в 332 году до н. э. и Александрию
Египетскую.
Нынешняя Александрия насчитывает более двух миллионов жителей, она
протянулась на 25 километров по песчаной косе, которая когда-то перерезала
морской залив, образуя большое солёное озеро. Но у современной Александрии
совсем другие очертания. На северо-западе, где ныне расположен вытянутый
полуостров с густо заселённым арабским кварталом и великолепной мечетью
Абу-аль-Аббаса, в древние времена было море, точнее, две морские пристани –
Большая пристань и пристань Счастливого возвращения. Со стороны моря их
прикрывал скалистый остров Фарос, служивший естественным молом.
Во времена первых Птолемеев и был построен на острове Фарос маяк, по
свидетельству древних и средневековых авторов, он был выше самой высокой
пирамиды. Но в то время, когда его посетил Страбон, маяк уже не очень
отличался от других сооружений. Он был наполовину разрушен. Его самая
высокая часть рухнула, и её обломки лежали около башни, которую покрыли
временной деревянной крышей, «и жило в ней несколько стражей».
Строительство маяков началось в глубокой древности и связано это с
развитием мореплавания. Сначала это были просто костры, расположенные на
высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Александрийский
светящийся маяк был сооружён в 283 году до н. э., строительство этого
гигантского сооружения длилось всего пять лет.
Маяк имел от основания до вершины высоту 180 метров. Такой подсчёт
сделали на основании свидетельств историка Иосифа Флавия. По другим
описаниям, его высота была 120 метров, Ибн аль Сайха (11 век) называет
цифру 130-140 метров. По мнению современных специалистов, с чисто
практической точки зрения такая высота была излишней, даже если принимать
во внимание, что древние маяки должны быть выше ввиду слабости их огня.
Величайший европейский маяк в устье Гаронны у Бордо имеет высоту 59 метров
над уровнем моря. Построили его римляне, взяв за образец маяк на острове
Фарос. В первоначальном виде он сохранялся до 16 века, потом его
перестроили. Маяк на мысе Гаттерас имеет высоту 58 метров, маяк на
коралловых рифах у Флориды – 48 метров. Ни один из современных маяков не
достигает высоты Александрийского.
Птолемеи построили этот фантастический небоскрёб на скале не только для
практических целей. Прежде всего маяк был символом могущества их империи,
символом богатства и величия, подобно свету во тьме.
Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180 – 190
метров (другие источники приводят другие цифры). На этом основании стоял
большой дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась
массивная четырёхугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно
сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла ещё одна, более узкая,
но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой
площадке по кругу стояли колонны, поддерживавшие конусообразную башню,
которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше зажигали огонь,
отблеск которого при помощи сложной системы зеркал был виден за 100 миль.
Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались
пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка
въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для
маяка.
Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система
отражателей использовалась и для обзора морских пространств, позволяя
обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.
Это сооружение, так же как пирамиды, возникло из пота и труда рабов,
и во времена его строительства также свистели бичи надсмотрщиков. Но были у
него и два принципиальных отличия. Во- первых, маяк на острове Фарс
приносил «общественную пользу». Во-вторых, в те времена, когда создавалось
это последнее чудо света античного мира, техника достигла немалых высот.
Уже были известны винт и полиспаст Архимеда, подъёмные приспособления,
различные строительные инструменты.
Основными строительными материалами для маяка были известняк
мрамор, гранит. Строительством руководил известный греческий архитектор
Сострат Книдский. По окончании работ Сострат высек на камне сооружения
надпись: «Сын Дексифана Сострат – богам - хранителям, на благо плавающим».
Эту надпись Сострат покрыл цементом и сверху обозначил имя Птолемея Сотера,
правившего в то время. Вскоре цемент осыпался, и все увидели первую
надпись. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые
пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.
А имя это было широко известно в античном мире. Современные учёные
установили, что сооружений, подобных «висячим садам» Семирамиды, было
несколько, и одно из них - «висячая променада» на острове Книд.
Архитектором и инженером её был Сострат. Ему приписывают и ещё одно
инженерное сооружение: во время боёв за Мемфис он якобы отвёл воды Нила,
чтобы захватить город.
Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться
средиземноморским «кибернетос», так называли кормчих древние греки. Маяк
страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров
Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время
землетрясения в 4 веке. Во времена арабского господства в середине 7 века
он служил лишь дневным маяком. Во времена первых султанов – мамлюков
(середина 13 века) материк настолько приблизился к острову, что пристани
занесло песком, и он уже не нужен был и как дневной маяк. В самом начале 14
века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую
крепость.
В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный
итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости султана,
н6ашёл две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую
богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1980
году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка.
Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины дворца легендарной царицы
Клеопатры…







Реферат на тему: Семь чудес света

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Восьмое чудо света…………………………………….. 3
1. Великолепная семёрка.
Египетские пирамиды…………………………………. 5
Висячие сады в Вавилоне……………………………… 8
Храм Артемиды в Эфесе……………………………… 11
Статуя Зевса в Олимпии……………………………… 15
Галикарнасский мавзолей……………………………… 17
Колосс Родосский……………………………………… 19
Форосский маяк………………………………………. 21
3. Заключение……………………………………………… 23
4. Список используемой литературы………………………… 24
Восьмое чудо света


От времён палеолита
Вплоть до нынешних времён.
(Сергей Норовчатов)

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад
было ”сотворено” первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем,
двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.),
за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя
Зевса в Олимпии ( V в. до н.э. ), Мавзолей в Галикарнасе ( IV в. до н.э. )
и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк на
острове Форосе ( III в. До н.э. ).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали
воображение современников своей монументальностью и красотой.
Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали
воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: “Это
одно из семи чудес света”, отдавая дань уважения, прославленным чудесам
древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также:
“Это восьмое чудо света”, как бы намекая на возможность примкнуть к
великолепной семёрке.



Великолепная семёрка

Египетские пирамиды


А в немой дали застыли
пирамиды фараонов, саркофаги
древней были,
Величавые, как вечность,
молчаливые, как смерть.
( Михей Эминеску )

Всё на свете боится времени, а время боится пирамид.
Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки
километров от современного Каира до Фаюмского канала.
Самая древняя - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысяч лет
назад. Её высота 60 метров. Строитель первой пирамиды Имхотеп был
архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на
протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, а поздние
времена был обожествлён, в его честь сооружались статуи и храмы.
Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они
восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели
форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это
произошло, до сих пор не выяснено.
Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.
Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена
(Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса,
сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147
метров, но из - за наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров.
Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или,
если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то есть
ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров.
Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Её внутренние помещение
занимают очень небольшой объём - не более 3 - 4 %.
Пирамида состоит из двух миллионов трёхсот тысяч кубических блоков
известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчёту Наполеона,
каменных блоков от трёх пирамид Гизы хватило бы, что бы опоясать всю
Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали,
что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжёлый - 15 тонн.
Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни её держатся собственной
тяжестью - никакого связующего материала нет. Несмотря на это, блоки
настолько тщательно пригнаны один к другому, что щель между ними не более
пяти миллиметров.
Такая искусная работа каменотёсов вызывает удивление. Ведь она выполнена в
основном каменными орудиями. Известен и зодчий этой пирамиды - Хемуин.
Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли
воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да ещё не просто воздвигнуть, а
придать ему геометрически правильную форму пирамиды, всё это ставило в
тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение,
что пирамиды не мог построить народ, живущий в бронзовом веке, и что в
создании этих колоссальных сооружений принимали… инопланетяне.
Постепенно тайна возведения пирамид раскрывалась. Теперь полагают, что
пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в
каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонко
зернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем по
этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали клинья из
сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь в
объёме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы.
Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и
дерева. Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и
сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много
готовых блоков. Как оказалось, это был брак.
Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их
везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10
лет и которая, по словам Геродота, только немного проще сооружения пирамид.
Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали,
используя для этого камень и песок.
Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от
наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды
длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от
сельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывно
в течении каждых трёх месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог
Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в
году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет.
Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с
углом подъёма около 15°. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь
удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тащили
на деревянных санях. И действительно археологи обнаружили остатки таких
саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу
постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем
с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда
строительство в основном заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а
поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками.
Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. С
инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенные
людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами,
пережив тысячелетия. Впервые были построены столь высокие сооружения,
оставшиеся вплоть до Эйфелевой башни своеобразным рекордом.

ВИСЯЧИЕ САДЫ В ВАВИЛОНЕ.


Это сад Семирамиды
Иль восьмое чудо света.
Генрих Гейне.
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
(Арсений Тарковский)

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Древний город
давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его
грандиозности. “Город великий… город крепкий”, - сказано об этом городе в
Библии. В VII веке до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым
городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но
больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы
Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были
построены висячие сады в Вавилоне.
Семирамида - Шаммурамат - историческое лицо, но жизнь её легендарна. По
преданию, дочь богини Деркето - Семирамида росла в пустыне, в стае голубей.
Потом её увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который
воспитал её как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился
на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала
царя, который отнял её у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, а
Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола,
хотя у них был сын Ниний. Тогда - то и проявились её способности в мирном
управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными
стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом
Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи
в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским
дворцом, а воду к столице провела через туннель из далёких горных озёр.
Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию наскучила бесславная жизнь, и
он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну
власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей
голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать её богиней, а голубь стал
для них священной птицей.
Однако знаменитые “висячие сады “ были разбиты не Семирамидой и даже не
во времена её царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной
женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой жены
Амитис - мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелёным
холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые
государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в
неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена
роскошью.
Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке,
поднятой на высоту четырёх ярусного сооружения. На насыпных террасах,
покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные
высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас
представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные
плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей,
соединённых гипсом. Ещё выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму
террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить
корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись
широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота
этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для
растений.
В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутые в
мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов.
И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и
прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали водоподъёмное колесо с
кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат.
Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и
прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом света. В покоях нижнего
яруса этих садов провёл свои последние дни в июне 323 года до н.э.
Александр Македонский.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во время паводка
поднимается на 3 - 4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но
имя его живёт до сих пор.

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ


Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю
вознёсший до туч.
Всё остальное померкло перед ним;
вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде
равной ему красоты.
(Антипатр Сидонский)

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город
Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии ещё в XII веке до
н.э. Покровительницей города была Артемида - дочь царя богов и людей
всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида
была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней
луны, потом - покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Вполне
естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в
честь такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическое
значение. Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты
отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение
увеличит оборот “банка” Артемиды.
Приглашённый для составления проекта и строительства храма известный
архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм,
опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что
по близости не было мрамора.
Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах недалеко
от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они
помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу
стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительной
белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась
исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и
вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали
пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал
знаменитостью Евангелием, что значит: “Принёсший благую весть”.
Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от
устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким
путём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье
Малой Азии. Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно утрамбовывали.
По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен,
находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в болотистой
почве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние
выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их
оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого размера,
что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные
жерди, впрягли быков. Колонна, превращённая в своеобразное колесо,
покатилась по топкой дороге.
При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до
завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сын
Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С
большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту
храма. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было положить архитрав на
вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своё
время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину
колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под
тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на
место. Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям.
Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов
Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное
беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам
современников, оно вызывало удивление и восхищение.
Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли
два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния
Старшего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в
древних храмах, а из мраморных плит.
Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат,
обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёг
святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра
Македонского. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не
должна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя
не удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историк
Феолен.
Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции.
Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря. Жители Эфеса
не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и
драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам
Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по
реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась
надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и
тактично ответили богоравному полководцу, что “богу” не подобает воздвигать
храмы другим богам.
Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который внёс
некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался
над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя
Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и
драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся
греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал
знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн -
другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте,
стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма
распространились по всему античному миру. И не удивительно, что храм
Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.
В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храма
болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра,
наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались
храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия
потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный
облик одного из чудес света.

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ


Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях тёмно - русых
и, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
(Джозуэ Кардучи)

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части
Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних
греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это был
величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль
Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены
великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуя
владыки Олимпа Зевса.
Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели
мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет,
Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим
скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около
500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором,
архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов,
Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое
величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса,
созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала
храма, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высота
внутреннего помещения - около 20 метров.
Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости,
чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало
сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности
своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86 -ых
Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных
материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По
описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей - знак
миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были
выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую статую крылатой
фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на верхнем конце.
Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из
золота. Статуя казалась живой: вот - вот Зевс подымется с трона.
В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многие
произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но
изумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорел
дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя
Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С
победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она
была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. сохранившиеся
постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах.

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ


О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.
(Маргарита Алигер)

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней
классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого
Карийского государства - Галикарнасе.
Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший
порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль
гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её
окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был,
воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он
числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.
Гробница была воздвигнута в IV веке до н.э. царицей Артемисией. Мавсол был,
судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекая доходы
из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства его были
огромны.
В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре
сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский.
Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны
верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее
сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная
внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности
линий.
Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала
лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью
в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала
стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже
мраморная. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой
правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40
- 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих
всадников.
Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было
поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу. Сохранились
обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками -
“Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его мастерской.
Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого
ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе.
Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари -
иогонисты, построив из неё каменный монастырь - крепость. О разрушении
Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники.
Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся
сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее
осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии
возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове “мавзолей”.

КОЛОСС РОДОССКИЙ


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположен
остров Родос - один из центров эгейской культуры. До наших дней сохранились
многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Выдающимся
произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский.
В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако
одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины -
последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу
огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом,
катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в
движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света -
вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу.
Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за
баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни,
и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света
было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешной обороне
острова.
На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном
белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена
самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторы
указывают различную высоту статуи, увеличивая её чуть ли не вдвое. Во
всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего её,
поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец
статуи.
Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к
глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка
отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из
расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса -
покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого
бога.
Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы скульптор
Харес, ученик Лисиппа.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов,
выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе
столбы соединялись железными поперечными балками. Сотрудник Британского
музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне
щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места
величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой
железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6
миллиметра.
Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в растущей
вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову
статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые родосцы
увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва
об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной.
Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н.э. она была разрушена
сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен
статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.
Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь
прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению,
восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты
расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году
арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был
разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.

ФОРОССКИЙ МАЯК


Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг,

Новинки рефератов ::

Реферат: Женщина в обществе (Социология)


Реферат: Первые декреты Советской власти (История)


Реферат: Литье в кокиль (Технология)


Реферат: Волоконно-оптические гироскопы (Технология)


Реферат: Новые страницы истории гражданской войны в Прикамье (История)


Реферат: Термическая обработка и термомеханическая обработка обсадных труб из стали 36Г2С (Металлургия)


Реферат: Mass Media, TV, TV Past and Future (Иностранные языки)


Реферат: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Педагогика)


Реферат: Природа конфликтов в диаде "супруг-супруга" в молодой семье в период первичной адаптации (Социология)


Реферат: Искусство (Искусство и культура)


Реферат: Возникновение и эволюция Вселенной (Астрономия)


Реферат: Сущность и содержание воспитания (Педагогика)


Реферат: Автоматизация неразрушающего контроля на сложных технологических объектах (Программирование)


Реферат: Рэстек (Менеджмент)


Реферат: И.С. Шмелев (Исторические личности)


Реферат: Билеты по истории 11 класс (История)


Реферат: Внутренняя речь (Педагогика)


Реферат: Государственная структура Австралии (География)


Реферат: Авторские проекты в Интернете (Журналистика)


Реферат: Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист