GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Обычное право российской империи в 19 веке (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обычное право российской империи в 19 веке (Теория государства и права)


Уральский Государственный
Экономический университет .



Курсовая работа
по теме:
ОБЫЧНОЕ ПРАВО НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В Х1Х в.



Выполнил: Шевченко С.А.
группа: ЭкиП-97



ПЛАН :
Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.
«Живой источник права ?»
Народное понимание власти , государства и справедливости.
Заключение .



1 .Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.

Систематическое научное обобщение и изучение юридических обычаев
народов , населяющих российскую империю , началось ,как это ни странно ,
не ранее Х1Х в . Хотя большая часть населения страны издревле принимала в
своем быту обычаи ,в том числе и юридические ,это игнорировалось в
официальных кругах , которые как бы не замечали их и не признавали
источником права . Однако , жесткость в понимании источников права
постепенно сменялась более умеренными отношением к обычаю . Начало новым
представлениям было положено Екатериной 11 , которая писала в одном из
Наказов : «Законы суть особенные и точные установления законоположника , а
нравы и обычаи суть установления всего общего народа» . «И так когда
надобно сделать перемену в народе великую к великому оного добру , надлежит
законами то исправлять , что учреждено законами , и то применять обычаями
что обычаями введено . Весьма худая та политика , которая переделывает то
законами , что надлежит применять обычаями» . (2) Правда , Екатерина имела
в виду не столько использование обычая в качестве источника
законодательства , сколько признание существования областей общественной
жизни , вообще не подлежащих регулированию законом .
Конечно , никто не отрицал , что в ранние периоды существования
государственности ни Руси обычай являлся преобладающим источником права , а
затем и законодательства . Историки уверенно повторяли слова летописца
Нестора о том , что гражданское правосудие до варягов «имело своим
основанием совесть и древние обычаи каждого племени в особенности» . (3)
Точно так же ни у кого не вызывало сомнений , что в период Московского
государства обычай сохранял большое значение наряду с «законами писаными»
.С ХУ111 в . единственным официальным источником права был объявлен закон .
Это не могло не наложить существенного отпечатка на положение дел в
правоведении . Если и появлялись труды по истории и теории права , то
посвящались они исключительно законодательству . (4) Изучение обычаев стало
уделом историков.
С самого начала следует обговорить ряд моментов , которые
представляются немаловажными . То , что было сказано выше об официальном
отношении к обычному праву , в целом верно , если не считать , что обычай в
Российской империи был распространен только среди крестьян . Между тем ,
крепостное право по своей сути тоже представляло обычай . Как ни странно ,
в российском законодательстве нет документа , прямо оформляющего в форме
закона или иного нормативного акта право помещиков на крестьян . Считается
, что это было сделано в Соборном уложении 1649 г. , но в нем речь идет не
более чем о признании за помещиками права бессрочного сыска беглых крестьян
Знаменательно , что до Екатерины 11 законность существования крепостного
права не подвергалась сомнению . Самодержавная власть была заинтересована в
сохранении status-quo как политически , так и экономически . В конце ХУ111
в. Ситуация изменилась , и крепостное право стало восприниматься как
«злополучная проблема» . В существующих законах Екатерина «находила
недостатки и думала , что эти законы не соответствуют вообще современному
состоянию народа» . (5) Дворянство , как и чиновничество , выросло , по
мнению императрицы , «на старых законах и знало лишь правительственную
практику , но не народные нужды» , (6) Поэтому в задуманной ею реформе
законодательства и управления предполагалось опереться «на земских
представителей , нуждам которых должны были удовлетворять новые законы» .
Николай 1 происхождение крепостного права «не смог себе объяснить
иначе , как хитростью и обманом , с одной стороны , и невежеством - с
другой» . Наметившийся психологический поворот во взглядах официальных
кругов на крепостное право неизбежно повлек за собой изменение отношения к
тому пласту народных обычаев и традиций , которым правительство до этого не
интересовалось , отдавая на откуп помещикам все дела , связанные с судом и
управлением крестьянами . Теперь государство собиралось «нечувствительно
возвести» крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» . (7) Из
этого следовало , что пришло время познакомиться ближе с жизнью крестьян ,
понять , какие изменения необходимо внести в законодательство для того ,
чтобы успешно управлять ими без посредства помещиков .

2 . «Живой источник права ?»

Итак , начало процессу было положено «сверху» . Материалы по обычному
праву стали активно собираться по инициативе правительства в начале 40-х
годов . Поводом послужило возникшее в одной палате государственных имуществ
дело о наследовании . В действующем законодательстве не нашли ответа на
вопрос : может ли солдат из крестьян наследовать после своих родных .
Бывший в ту пору министром П.Д. Киселев посчитал , что дело следует решить
по обычаям . Начиная с 1847 г. Палаты государственных имуществ , следуя
специально составленным министерством программам , стали собирать сведения
о порядке наследования и разделов у государственных крестьян . В течение
1848-1849 г. Удалось собрать сведения по 44 губерниям . (8)
Постепенно представители чиновничьей , а затем и научной элиты
приходили к мысли о необходимости не просто изучать , но и применять в
законотворчестве результаты исследований народного быта и обычаев . Большую
роль здесь сыграли труды Комиссии по изучению народных юридических обычаев
. созданной в Петербурге в Географическом обществе . Затем появились статьи
и монографии юристов по этой проблеме . Одной из первых стала статья Ф.Л.
Барыкова об обычаях наследования у государственных крестьян . (9)
Географическое общество организовало несколько этнографических
экспедиций , в том числе в северо-западный край . В них активно участвовали
П.П. Семенов-Тянь-Шанский , П.П. Чубинский . По инициативе последнего были
обобщены решения 82 судов из губерний юго-западного края . Собранные
материалы по гражданскому праву обобщал П.П. Чубинский по уголовному праву
- А.Ф. Кистяковский . (10) Аналогичная работа проводилась Юридическим
обществом при Московском университете .
В 50-60-х г. появились монографические исследования , посвященные
обычному праву , разрабатывались исследовательские программы . (11) В 1864
Чубинский в качестве секретаря Архангельского губернского статистического
комитета разработал и опубликовал в местных ведомостях программу сбора
материала по обычному праву . На его призыв участвовать в этой работе
активно отозвались приходские священники , в частности . Холмогорского и
Архангельского уездов . Был собран богатый материал по обычному праву
лопарей и зырян . Одновременно шел процесс сбора материалов о юридических
обычаях разных народов . Сведения о соответствующих разработках и их
научном осмыслении можно найти в подробнейшей библиографии Е. Якушина .(12)
В науке возникли дискуссии о роли и месте обычного права ,
целесообразности его изучения в университетских курсах правоведения . (13)
Обычное право определялось в то время как «бытовая форма права» ,
которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и
обязательности» . (14) Считалось , что «обычное право выработанное народом
под влиянием тех или других жизненных бытовых условий , заключает в себе
общепризнанные юридические воззрения народа и осуществляется фактически
путем единообразного соблюдения в течении более или менее продолжительного
времени» . (15) По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова , обычное право
вытекает из природы человека . а «разнообразие обычаев по племенам и нациям
объясняется разными ступенями культуры условиями экономической общественной
жизни» . К свойствам обычного права ученый относил : двойную (внутреннюю и
внешнюю) обязательность , религиозное значение , традиционный и
консервативный характер , но одновременно гибкость , способность изменяться
вместе с жизнью . (16)
П. Лякуб определял обычай как источник права .который «вытекает
только из воли отдельных лиц , принимающих что-либо за право для себя , в
тех видах , что это может сделать правом и для других» . Вслед за К.
Савиньи , он не признавал нравственной основы обычного права и считал , что
«не всякий обычай может иметь нравственное значение , ибо могут
существовать и бессмысленные обычаи» . К таковым Лякуб относил сечение
крестьян . считая , что в данном случаи обычай порожден внешней силой ,
крепостничеством. (17) Б.А. Кистяковский отмечал , что «нормы права и нормы
нравственности в сознании русского народа недостаточно дифференцированы и
живут в слитном состоянии» . Этим он объяснял те характерные черты русского
обычного права . которые сам считал дефектными : то , что это право лишено
единства и то , что ему чужд «основной признак всякого обычного права -
единообразное применение» . (18)
Многие ученые отмечали как негативное явление индифферентность
университетской науки к обычному праву . В результате юристы знакомились
только с писаным правом , т.е. с законодательством , и не имели
представления о «живом источнике права» - нормах , которыми
руководствовалась в своей жизни большая часть народа . Известный цивилист
С. Пахман относил народный обычай к источникам права на ряду с
законодательством и судебной практикой . По его мнению , «обычаи важны
именно в том смысле , что в них могут оказаться начала , весьма пригодные
для гражданского уложения» . (19) Он писал : «Обычные начала юридического
быта должны входить в самую науку гражданского права . Давно уже отброшен
взгляд на науку права , как на систему одних положительных законов : на
каком бы уровне ни стояли воззрения , выражающиеся в народных обычаях , не
могут быть они чужды научному исследования , т.к. наука не создает явления
, а изучает их» . (20) Особое значение при сборе материала об обычаях он
придавал воззрениям , высказываемым самими крестьянами , поскольку считал ,
что приговоры волостных судей часто произвольны .
Сравнивая обычаи с законами Российской империи (Т.Х С3) , И.
Оршанский отмечал , что обычное право при разрешении ряда позиций имеет
определенные преимущества перед позитивным законом . «Русское обычное право
, - писал он , - во всех своих частях представляет довольно стройное целое
, выведенное из немногих основных начал , и вполне удовлетворяющее понятиям
и потребностям создавшего его народа» . (21)
Говоря о роли обычного права в традиционной теории , Б. Кистяковский
указывал , что «в действительности в обычное право обыкновенно не верят ,
от него часто требуют ,чтобы оно оправдало или легитимировало себя перед
правом , установленным в законе» . Он высмеивал тех , кто верил «в
возможность установить границы действия обычного права законодательным
путем» . Сам же относил обычное право к праву , «осуществляющемуся в жизни»
, проводя различия между ним и писанным ,»неподвижным» и изменяющимся лишь
спорадически , по приведении в движение «сложного механизма законодательной
машины» . В работах этого автора выстроена диалектика взаимоотношения
«писанной» и «осуществляющейся в жизни» нормой . По мнению ученого , норма
писанного права имеет шанс победить «правовые явления жизни , отклоняющиеся
от писанного права» , лишь постоянно ведя с ними борьбу через учреждения ,
«которым надлежит ведать его осуществлением» . Как только писанное право
«отказывается от борьбы и спокойно принимает противозаконие и притом не как
единичное , а как противозаконие массовое ..., правовая норма, которой это
касается , больше не действует» .(22)
Оживленная дискуссия , посвященная обычному праву , велась на 1
съезде русских юристов в Москве (1875 г.) . Предметом спора были как сам
факт существования в России обычного права , так и проблема
законодательного признания за юридическим обычаем силы действующей правовой
нормы . Для ответа на последний вопрос исследователи должны были решить ,
соответствует ли обычное право по своему характеру современным условиям
жизни сельских обывателей , не помешает ли оно им приобщаться к правовой
жизни «культурных народов» .
Далеко не все разделяли приведенные здесь точки зрения по этому
вопросу . Позицию полного неприятия обычного права занимал Л. И.
Петражицкий . Он был далек от того , игнорировать очевидный факт
существования обычного права , определяющего юридический быт крестьян , но
категорически отрицал значение обычного права как потенциального источника
позитивного права , оценивал его как пережиток , подлежащий скорейшему
устранению . Официальное признание обычного права как источника для местных
судов встречало критическое отношение ученого .(23)
С. И. Муромцев имел особую точку зрения , полагая , что «закон не
должен идти против народного созерцания» , ибо он бессилен изменить его» .
(24)
Материалы по обычному праву добывались из расспросов старожилов , из
решений народных судов (волостных , станичных , сельских) , из юридических
сделок (письменных и словесных) , из приговоров сельских и волостных сходов
. Первоначально обратил на себя внимание юридический быт русского народа .
Это не случайно : ведь русские по численности доминировали в Империи , и
закон был адресован в первую очередь им .По мере усложнения техники
законодательства власть оказывалась все более заинтересованной в том ,
чтобы разработанный и принятый закон оказался эффективным инструментом
социальной регуляции . Политики и юристы приходили к пониманию того , что
громадное большинство населения русского государства руководствуется в
сфере частных гражданских отношений не писаными законами , а правилами ,
слагавшимися путем обычаев . во многом несогласными с началами
законодательства и ни в какие сборники не занесенные .

3 . Народное понимание власти , государства и справедливости .

По сведениям П .С . Ефименко , в Архангельской губернии народ считал
властью «все чиноначалие , с той только разницей , что Государь есть власть
властей , а прочие-управители , делающие не везде так , как им повелевает
власть властей» . Под государством понималось пространство России .
Общество составляли одни обыватели административной единицы , называемой
сельским обществом , которое из «среды себя избирает указанных законом
распорядителей и властей» . (25) Влияние , оказанное русским , особенно
старообрядческим , населением губернии , привело к схожести политических
представлений и в среде архангельских инородцев . В представлении лопарей
государство было «большим семейством» , а царь - «старшим хозяином» в нем .
Все обязаны были его слушаться .
Основной недостаток закона в народном правосознании виделся в том ,
что западный человек назвал бы достоинством : абстрактность нормы ,
игнорирующей конкретную личность . Идеал права в представлении крестьян -
не применение равного масштаба к разным людям в сходных обстоятельствах , а
напротив . решение каждого дела с учетом не только объективные
обстоятельств , но и личностных характеристик сторон . При этом учет
личностного аспекта был весьма специфичен : речь шла о полезности данного
члена сельского общества , а значит , о целесообразности для коллектива
применять в отношении такого члена суровое наказание . Именно это
обстоятельство однозначно подтверждает правомерность рассмотрения русской
общины и ее институтов как элементов традиционного общества . Даже в
пореформенный период коллективный интерес , задача сохранения
жизнеспособности микросоциума преобладали над индивидуальными интересами .
Результаты обзора гражданско - правовой практики сельских и волостных
судов показали : главное значение здесь имели не правоотношения по поводу
личной собственности и договора , семейный быт и наследственные отношения .
Думается , что причина этого кроется в специфике общины как социального и
производственного коллектива , опора которого в «большой семье» , а не в
индивиде . Именно это обусловило относительно слабое развитие личной
собственности в общине , а не «бедность народа и ... неразвитость
имущественного оборота» , как считал И. Оршанский . (26) Наконец . следует
иметь в виду и основную цель судебного разбирательства : «В традиционном
праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи . поэтому
при решении конфликтов руководствуются идеей примирения» . (27)
Следующим важным блоком при исследовании народных юридических обычаев
были общественное устройство и управление . При этом рекомендовалось
обращать внимание на организацию мирского схода , порядок формирования
общественных и родовых властей , выборов и повинностей . Так , родовое
управление самоедов Архангельской губернии состояло из старшины и двух его
помощников , избираемых по обычаю на местных сходках сроком на три года и
утверждаемых местным начальством .Старшину следовало избирать из
состоятельных лиц , способных внести недоимку за неимущих . Как правило ,
они избирались из родовой аристократии , имели безапелляционную
административную власть . Эта должность была безвозмездной . Начальники
главных родов становились сотскими . Власть их была наследственной .
Особое место занимали сведения из области гражданского права . Если
принять во внимание то , что говорилось выше об иерархии гажданско -
правовых отношений в среде крестьян , можно предположить , что ведущее
место в исследовательских программах занимали семейные отношения .
Выяснялось , в каких степенях родства и свойства вступают в брак , какую
роль играют духовное родство , кумовство , побратимство , какое значение
имеет семья в крестьянском быту и как распределяется в семье власть между
супругами . Важное место занимал анализ в области опеки и попечительства ,
усыновления , разделов имущества и его наследования , в частности вопрос о
приданом , его значение в общей массе семейного имущества . об имуществе
мужа и жены : составляло ли оно раздельную или общую собственность .
Собирались сведения о взаимных обязанностях супругов , причинах , частоте и
последствиях разводов . Например , у якутов родство считалось только по
мужской линии , что означало допустимость брака отца и сына , братьев на
родных сестрах , дяди - на родной племяннице . По официальному
законодательству это было не возможно в силу запрета церкви . В реальной
жизни находили выход из положения : невесту брали в дом как на работу по
найму и жили с ней , как с женой , без церковного благословения . (28)
Важную роль у якутов играло духовное родство (кумовство) . С кумом (кумой)
грешно было ссориться , с ним не следовало вступать в близкие отношения и
жениться . Во избежание неприятностей якуты старались брать кумов из
дальних наслегов (общин) , чтобы близкое соседство не провоцировало ссор .
Меньшим по значению блоком гражданско - правовых обычаев считалось
владение и собственность . Исследователи пытались установить , какие
названия существуют для обозначения собственности и владения , каковы
способы приобретения движимых и недвижимых имуществ , например , существует
ли в народе понятия приращения как одного из способов приобретения
собственности . Исследовали правила соседских отношений , прохода и проезда
через чужую землю , а также право общего владения , имущественные отношения
внутри общины .
На европейском Севере России крепостного права практически не было ,
поэтому обычно противопоставлялись «государственная собственность на землю
и потомственное пользование и свободное распоряжение земельными участками
со стороны крестьян... Подворно - наследственное крестьянское землевладение
сочеталось с правом свободного распоряжения землей каждого двора» . (29)
Исследователи считали , что со времен опричнины , с 1569 г. , в Важском
уезде Архангельской губернии не было других владельцев , кроме дворца и
монастырей . Земля называлась в актах «землею царя , государя и великого
князя» . Затем это название из актов пропало . Крестьяне отчуждали ,
покупали , меняли землю «законным порядком» до издания межевой инструкции
1765 г. Но и в Х1Х в. Сохранялся ряд особенностей в пользовании крестьянами
казенными землями . Община - волость определяла хозяйственные возможности
каждого двора и распоряжалась землей , отводя ее в пользование . Размер
отвода зависел от размера тягла , которое распределялось между дворами
неравномерно , с учетом трудовых возможностей семей , т.е. по числу мужских
душ . Случалось , что землю отводили в совместное пользование родственников
или складников . (30) В принципе эти «жеребьи» в силу бытовавшей на севере
традиции становились наследственными и передавались по наследству . Но
приобретенное в результате захвата заимочное владение землей было четко
индивидуальным . Право распоряжения признавалось за обеими группами земель
. При этом крестьяне четко осознавали , что земля находится в собственности
государства .
В конце ХУ111 в. Окончательно исчезает захват земель из
государственных , переделы земель становятся повсеместными . Взамен захвата
постепенно утверждаются новые способы расширения землевладения : скупка
бывшей крестьянской и общинной земли , аренда или покупка ее у казны .
Другие особенности общинного землевладения существовали среди
русского населения на Алтае . Основным владельцем земель был Кабинет Его
Величества . Община существовала в сложной форме - волости , в виде
раздельной общины и в виде селения . Раздельная община образовывалась путем
слияния разнородных элементов , например , поселений крестьян и казаков или
крестьян и горнозаводских обывателей , иногда крестьян и инородцев .
Сложной (волостной ) общиной считалась такая , в состав которой входило
более одного селения , «причем совпадение или несовпадение границы такой
общины с границами волости , как единицы административной , не имело
никакого значения» . Тем не менее , такое несовпадение отражалось на формах
землевладения . В зависимости от конкретных условий , оно или
способствовало возникновению новых земельных отношений между общинами , до
этого совершенно отдельными , или влекло за собой распадение сложной
организации на более мелкие , часто одно-деревенские общины . Распадение
общины в административном отношении вело к обособлению ее частей - деревень
в отношении податном , отбывании натуральных повинностей и т.п. (31)
В соответствии с Положением об управлении Туркестанского края за
оседлым сельским населением утверждались земли , состоящие в постоянном
потомственном его владении , пользовании и распоряжении (земли амляковые)
на установленных местным обычаем основаниях . Земли утверждались за
сельскими обществами или селениями , если сельское общество состояло из
нескольких селений , имеющих земли в своем отдельном владении . Воды для
орошения участков предоставлялись населению в пользование по обычаю .
Пользование землей , утвержденной за сельскими обществами или
селениями , могло быть общинным или подворно - участковым , что
определялось обычаем соответствующей местности .Также регулировался порядок
наследования земельных участков , принадлежащих туземцам , и раздела этих
участков . Отчуждение участка могло осуществляться только лицами , имеющими
право приобретать недвижимые земельные имущества в Туркестанском крае .
Статья 262 Положения содержала запрет «приобретения земель и вообще
недвижимых имуществ в Туркестанском крае лицам не принадлежащих к русскому
подданству , а равно всеми , за исключением туземцев , лицами
нехристианских вероисповеданий» . В данном случае закон понимал под
туземцами и евреев , с «незапамятных времен живущих в Туркестанском крае» и
их потомство . Допускалось приобретение земли и уроженцами сопредельных с
Туркестанским краем среднеазиатских государств . Такие сделки заключались
по правилам , установленным для купчих крепостей . Доказательствами прав
туземца на отчуждаемый участок были : крепостной акт , данная , если
участок выделен из земель сельского общества ; свидетельство уездного
начальника , выданное по постановлению уездного поземельно податного -
присутствия и основанное на «проверенном одним из должностных лиц уездной
администрации удостоверении местного , по нахождению имущества народного
судьи» .
Государственные земли , занимаемые кочевниками , предоставлялись в
бессрочное общественное пользование кочевников на основании обычаев и
правил Положения . Эти земли делились на зимовые стойбища , летние кочевья
и обрабатываемые земли . В 1910 в связи с активной переселенческой
политикой государства было предусмотрено , что земли , «могущие оказаться
излишними для кочевников» , переходят в ведение Главного управления
землеустройства и земледелия .Из этих земель главноуправляющий мог
образовывать переселенческие участки . Правда , закон требовал следить «за
наилучшим обеспечением интересов кочевого населения» . Этот небольшой
нюанс позволяет сделать достаточно значимые выводы о том , что политика
осторожного обращения с правилами коренных народов была следствием прежде
всего того , что уровень экономического развития еще не требовал от Империи
широкой экспансии в область хозяйственной и культурной жизни населения .
Отдельно изучались договоры и обязательства : обряды , сопровождающие
заключение и совершение договоров (могарыч , рукобитие , чаепитие , молитва
, еда земли и пр.) , значение свидетелей , способы обеспечения выполнения
договоров и обязательств , последствия их неисполнения . Собирались
сведения о видах договоров и обязательств , в том числе таких специфических
, как обычай помогать друг другу в полевых и других работах (помочи ,
толоки) . Особенно интересовал вопрос о существующих в разных местностях
артелях или товариществах , например , для приобретения сообща земли ,
сырья для изделий , совместного производства и сбыта , для общего
пользования тем или иным заведением , машиной , потребительские (харчевые)
и т.д. Специальное место в исследовательских программах занимали народные
названия , выражения , пословицы , легенды , песни , приметы , суеверия ,
относящиеся к тем или иным регулируемым обычаями отношениям .
Существенное место в разработке обычно - правовых сюжетов занимали
проблемы народной юстиции . При этом старались выяснить , каковы понятия
народа о суде , должен ли суд быть правовым скорым и равным для всех .
Выяснялись господствующие в данной местности формы народных судов (суд
стариков , соседей , сельского схода , суд братский , суд старшин или
старост) и их отношение к суду волостному . На базе проведенных
исследований и опыта волостных судов были сделаны выводы , что традиционная
юстиция действует на основании обычного права и ставит своей целью не
беспристрастное применение формальной законности (как орган судебной власти
в современном государстве) , а поиск справедливости , понимаемой как
наиболее целесообразное , с точки зрения сохранение жизнеспособности
данного социума , решение конфликта . При этом сама по себе норма обычного
права является вполне универсальной и в принципе исходит из формального
равенства всех подпадающих под ее действие субъектов .
Государственная и общинная юстиция не конкурируют , а дополняют друг
друга :первая игнорирует существо конфликта , концентрируясь на формальных
признаках возникших отношений , вторая в каждом случае стремится к наиболее
полному учету не поддающихся формализации обстоятельств .
По мнению современного французского исследователя традиционного
общества и его обычаев Н. Рулана , задача традиционного правосудия - «не
прибегать к заранее установленным нормам , а добиваться восстановления
общественного равновесия , нарушенного каким-либо потрясением . Такая
общественная структура решает конфликты внутри группы правом , а вне ее -
силой . Иначе говоря , речь может идти о правосудии только внутри группы .
Спорные вопросы решаются примирением сторон . (32) Среди форм народного
суда , обнаруженных на территории России , можно выделить две основные -
сельский суд в русской деревне и суд у горцев . В разбирательстве дел
сельский суд стремился к примирению сторон , решение выносилось на
основании норм обычного права . Формировался он согласно местным обычаям :
из всех членов общины (Архангельская губерния) , из соседей (Полтавская) ,
иногда - из старосты и «добросовестных» или «стариков» в количестве 2-3
человек .
Якуты сулились по своим обычаям в инородной управе по делам о
воровстве - краже , воровстве - мошенничестве , не превышающем 30 руб. И
совершенным впервые или во второй раз . Воровство на большую сумму или
совершенное в третий раз каралось по общим законам Империи . Первой
степенью словесной расправы считалось родовое управление . Иногда в силу
обычая стороны предпочитали представлять дело на рассмотрение «посредников»
, т.е. третейских судей , пользующихся особым уважением родовичей и
действующих помимо родового управления . Решения посредников приводились в
исполнение немедленно , а жалобы на них не принимались . В других делах
посредники роли не играли . (Степные думы не имели значения словесных судов
и в случае , если прибегали к их помощи , рассматривались как посредник .)
Второй степенью словесной расправы считалась инородная управа . Ею решали
дела между людьми разных стойбищ или жалобы на решения родового управления
. В племенах , где управа не учреждалась , соответствующие функции
выполнялись старостой .
Главной задачей словесной расправы было «прекращение частных между
инородцами не согласий и примирение сорящих на основании степных законов и
обычаев» . Даже при наличии другого решения словесного суда любой степени
стороны имели право «кончить дело мировою или через посредников» . Решение
каждой степени имело полную силу в том случае , если спорящие оставались им
довольны . Дело начиналось по жалобе истца . Если ответчик или свидетели
находились на промыслах или в отлучке не ближе трех дней хода ,
разбирательство могло быть отсрочено до их возвращения . Не допускалось
вызывать в городское полицейское управление для словесного разбирательства
людей , находящихся от города на расстоянии более двух дней хода . Дела ,
остановившиеся по указанным причинам , разбирал окружной исправник
(начальник) во время
разъездов для ревизии и следствия .
Члены общины и сами судьи считали , что «закон хорош на волостном
суде , а обычай - на сельской сходке» . В волостной суд передавались дела ,
которые сельский суд затруднялся разрешить самостоятельно . Предполагалось
,что для таких случаев не находилось подходящего обычая и , следовательно ,
приходилось прибегать к помощи закона . По мнению И. Оршанского , в данном
случае речь шла о вошедшей в традицию неприязни русского народа ко всем
вносимым из вне переменам : «Русский народ отказывается от предложенного
ему полуофициального суда , псевдонародного , и упорствует в применении
более для него удобной организации» . Надо сказать , подобная психология
судьи характеризует не только сельский , но и волостной суд , поэтому то ,
что будет сказано далее , относится в равной мере к тому и другому .
Закон поставил волостной суд в достаточно сложное положение , чем
обусловил не слишком большую его популярность среди крестьян . с одной
стороны , это был выборный суд , формируемый крестьянами независимо от
помещика и государственной администрации , что сразу ставило его в
подозрение администрации . С другой - он подлежал надзору съезда мировых
посредников и полиции , обязывался применять закон на ряду с обычаем , что
снижало доверие к нему со стороны крестьян . Оставаясь по своей природа
учреждением традиционным , волостной суд часто руководствовался в своих
решениях не законом и даже не обычаем , а просто функциональным значением
конкретного лица . При оценке личности в расчет принималась регулярность и
полнота уплаты податей . Круговая порука обусловила большое количество
телесных наказаний , налагаемых на крестьян по заявлениям сельских старост
о неуплате ими казенных и мирских денежных повинностей . В делах об
оскорблениях личная часть крестьянина оценивалась частью годового оклада
податей обиженного . Во многих местностях существовал обычай взыскивать за
обиду двойной оклад податей .
Предпочтительным при решении гражданских дел не стремление к тому ,
чтобы каждый получил безусловно все , что ему принадлежит или причитается
по условиям сделки , но «чтобы никому не было обидно» . Так при возмещении
ущерба , нанесенного при правомерном использовании вещей . действовали
принцип «грех пополам» . Если отец считался в обществе хорошим человеком ,
суд мог присудить ему половину требуемого и без доказательств , по принципу
: «Когда дело известно всему миру , на что тут доказательства ?» . Но кое-
какие доказательства все же учитывались , главным образом свидетельские
доказательства . Даже в расписке больше всего ценилась подпись свидетелей .
Конечно , в ряде волостей применялись и письменные доказательства , а
важной причиной предпочтения , отдаваемого устным доказательствам , была
неграмотность населения . Думается все же , что свидетели ценились еще и
потому , что сообщали свое и общественное мнение о человеке наряду с
известными фактами . Уголовное дело тоже понималось как «суждение о
личности обвиняемого вообще» . В таких делах широко применялось начало
примирения , например признавшийся в краже и прощенный потерпевшим мог
«отделаться» внушением , полученным от волостного суда , если до этого имел
хорошую репутацию . Презумпция невиновности в расчет не бралась : все
определялось значением обвиняемого «как члена мира , соседа , домохозяина ,
плательщика податей» .
В пореформенный период высказывались достаточно резкие осуждения в
адрес волостных судов и применяемого ими обычного права . Их противники
видели дефект в народном правосознании , и в частности в правосознании
народных судей , которые «не умели обобщить вопросов права и стремились
разрешить каждое дело по его обстоятельствам» . Однако на деле все было
гораздо сложнее . То , что в рамках своего социума крестьяне предпочитали
соображения целесообразности требованиям формальной законности , вовсе не
означало , что они вообще не имели представления о законе . После принятия
12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках применение обычного
права при рассмотрении споров и уголовных дел среди крестьян сократилось :
к разрешению крестьянских дел этот закон привлек предводителей дворянства ,
уездных членов суда , почетных мировых судей , городских судей и земских
начальников . Все эти категории служащих усвоили отрицательное отношение к
обычному праву и чаще всего не утруждали себя обращением к нему при
рассмотрении споров . С другой стороны , членам уездных судов и прочим
перечисленным лицам законом предписывалось при отсутствии писанных норм
«констатировать существование местного обычая» . Им рекомендовалось
распознавать обычай следующими способами : «непосредственно из актов его
соблюдения , из достоверных показаний старожилов о его существовании , по
удостоверению сельского схода» . По последнему способу существовало даже
разъяснение Правительствующего Сената от 9 сентября 1887 г. №3365 . (35)
Особенности юридического быта горцев подробно исследовал М.
Ковалевский . Говоря о суде , он выделял в нем два основных принципа :
теологический и родовой . Теологический принцип проявлялся , по его мнению
, «в допущении сверхчувственной неземной силы в решении тяжб и совершении
сделок» . Особенно наглядно этот принцип проявляется в институте присяги .
Родовой принцип проявляется «в замене начала индивидуализма началом кровной
солидарности» . Солидарность родственников в сфере имущественных отношений
выражалась «в решительном преобладании общинно - родовой собственности над
собственностью личной» , а в сфере семейного права - «в безусловном
подчинении женщины до замужества отцу и старшему в роде отца , и после
замужества - мужу и старшему в роде мужа» . Женщины совершенно отстранялись
от наследования , а первенец как ближайший продолжатель рода занимал
привилегированное положение . В уголовном праве предполагалось участие
родственников в преследовании преступников , в платеже виры , композиции
.Существовало также «непосредственное преследование целым родом преступных
деяний , совершенных в родственной среде , и поручительство в доброй славе
обвиняемого , выражающееся в институте соприсяги» . (34)
По мере накопления эмпирического материала исследователи пытались
проводить сравнительно - правовые исследования , выделять некоторые общие
позиции и особенности в правовых обычаях разных регионов России .Так А.Я.
Ефименко считал , что в обычном праве Архангельской губернии можно выделить
общерусский , северно-русский и местный (чудской , финский) элементы . Для
раскрытия общеславянского начала он проводил параллель с обычным правом
малороссиян и древними русскими узаконениями . Так , резкое различие между
«великороссийской» и «малороссийской» семьей он видел в присущем первой
явлении «большаков» . В Малороссии их не было в следствии делимости семей .
В то же время некоторое сходство отмечалось в условиях заключения брака : в
обоих регионах требовалось согласие родителей . Правда , северные обычаи
давли больший простор для родительского произвола . В существующем в
губернии суде соседей А.Я. Ефименко видел явление , соответствующее
малороссийскому «заводу» или «изводу» Русской правды , который состоял из
12 человек и перед которым истец и ответчик разбирали свою тяжбу . (35)
Размышляя о причинах такого сходства , он писал : «Законодательная власть ,
стоявшая в древности близко к народу , не имевшая как в жизни , так и в
понятиях значительной розни к ним , узаконила народные обычаи , и только с
течением времени изменяла их , внося новые начала , вырабатывавшиеся по
мере развития общественной и государственной жизни . Неполнота всех
законодательных памятников древнего времени ясно свидетельствует о том ,
что во многих случаях , неразрешенных законом , судебная власть должна была
прибегать к помощи народных юридических обычаев» . Северорусское начало он
выводил через сравнение с обычным правом крестьян других северных губерний
, в особенности входящих в состав новгородских владений , а также с
памятниками северного русского права , прежде всего Псковской судной
грамотой . Финское начало он искал в сравнении со сходными обычаями
проживающих в губернии инородцев .
Ряд важных наблюдений был сделан в работах других исследователей
обычного права . Например , Н. Костров заметил , что вовсе не всегда обычаи
русских оказываются доминирующими и влияют на юридический быт других
народов . Так . на территории Якутии русские перенимали не только быт , но
и юридические обычаи якутов . Полностью объякученным оказалось тунгузское
племя долганов .

4 .Заключение .
Итак , к концу Х1Х в. русская юридическая наука накопила существенный
эмпирический материал по обычному праву и значительно преуспела в его
осмыслении . Такого рода исследования имели важное практическое значение ,
поскольку позволяли законодателю с большей долей вероятности предвидеть
судьбу тех или иных законодательных новелл , спрогнозировать , будут ли
исполняться принятые на основании закона решения волостных судов . К
сожалению обычное право не расценивалось должным образом как источник
законодательства , ему отводили более скромную роль норм . которыми может
пользоваться местная юстиция . Именно поэтому на практике неизбежно
возникали коллизии между нормой закона и нормой обычного права . Источником
такой коллизии чаще всего был принципиально отличный подход законна и
обычая к регулируемым отношениям . Ранее уже было упомянуто , что закон
стремится к утверждению принципов формального равенства , тогда как обычай
, живущий в народе , исходил из целесообразности , учета фактических
обстоятельств каждого дела и личности сторон в конфликте . Но если
формальное равенство имманентно праву . то что же в таком обычае остается
от права? Да то же самое формальное равенство . Только в обычае оно не
носит такого универсального характера .
Как ни странно , целью закона и обычая является одно и то же -
поддержание стабильности данного социума . В больших сообществах людей ,
каковым является государство , принцип формального равенства есть наиболее
экономичный путь к решению конфликтных ситуаций : представители судебной
власти просто не могут знать те подробности , которыми оперируют народные
судьи . Поэтому теоретически кажущееся противоречия между законом и обычаем
вполне объяснимо и разрешимо . На практике часто оказывалось , что принятые
исходя из принципов законодательства решения волостных и мировых судов не
признавались крестьянами , оценивались как «вредные интересам общества»
(имеется в виду - общины) . К числу коллизионных относились , в частности ,
дела о перемерах и переделах земель при подворно - наследственном
пользовании . Спорными здесь были земли захватные , расчищенные и введенные
крестьянами в земельный оборот . С течением времени на эти земли возникало
, согласно действующему законодательству , право давностного владения . С
точки зрения обычного права эти земли считались общественными ,
захваченными самовольно и «утверждать их за захватчиками было бы
несправедливо и во вред общества» . (36) Положения о крестьянах допускали
рассмотрение таких дел как на сельском сходе , так и волостном суде , и
получалось , что спор разрешался в тот момент , когда принималось решение о
том , в какой орган его передать .
Конечно , с одной стороны , лобовая атака на народные представления о
справедливости вряд ли была уместной , и здесь следует констатировать такт
, проявленный законодательством . С другой стороны , учет народного
менталитета и более четкое закрепление вопросов о подсудности , характере
доказательств , используемых местными судами , позволили бы избежать
некоторых конфликтов . Эти моменты не прошли незамеченными для
исследователей юридического быта народов России , трудам которых мы обязаны
тем , что в настоящее время есть возможность составить для себя достаточно
полную картину об обычном праве в Российской империи .



Сноски :
Старший научный сотрудник Института государства и права РАН , канд. Юрид.
Наук .
Цит. по : Леонтевич В.В. История либерализма в России . 1762-1914. М. 1995
, с.44
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М. 1989 , с.165
См. : Горюшкин З. Руководство к познанию российского законодательства. М.
1811-1816 ; Рейц А.М. Опыт истории российских государственных и гражданских
законов. М., 1836 ; Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России.
Казань 1853 ; Клобуцкий М. Исследование главных положений основных законов
Российской Империи в историческом их развитии . Харьков 1839 ; Неволин К.
Обозрение внешней истории русского законодательства . СПб., 1839-1840.
Платонов С.Ф. лекции по русской истории . М. 1993 , с. 614
Цит. по : Сыромятников Б.И. Законодательство императора Николая . В кн. :
Три века . Т. У1. М., 1995 , с. 75 .
Сыромятников Б.И Указ. Соч., с. 92
См. : Илларионов Н.С. Обычное право. Харьков, 1893. с. 2-3
См. : Барыков Ф.Л. Обычаи наследования у государственных крестьян . Б. г.
Б. м.
См. Чубинский П.П. Краткий очерк народно-юридических обычаев ; Кистяковский
А.Ф. Волостные суды , их история , практика и настоящее положение . - Труды
императорского географического общества .Т. У1. 1872 .
См. : Чепурский К. К вопросу о юридических обычаях . - Киевские
университетские известия 1. 1874 ; Ефименко П.С. Сборник народных
юридических обычаев Архангельской губернии . Архангельск , 1869 ;
Илларионов Н.С. Указ. Соч.
См. : Якушин Е.И обычное право . Материалы для библиографии . Вып. 1-4
Ярославль , 1875-1909 .
Пахман С.В. О современном движении в науке права . СПб. , 1982 ; Его же .
Обычное гражданское право в России . СПб. , 1877-1879 ; Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон . М. , 1886 ; Его же . Общинное
землевладение , причины , ход и последствия его разложения . М. , 1879 ;
Его же . Закон и обычай на Кавказе . М. , 1890 .
Визбор К. , Гейдель М. Пособие по истории русского государства и права .
Одесса , 1898 , с. 4.
Илларионов Н.С. Указ. Соч. , с. 1.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права . Ростов-на-Дону ,
1995 , с. 109-111 .
См. :Лякуб П. Следует ли оставить за волостными судами право наказывать
телесно ? -Журнал гражданского и уголовного права . 1883 , кн. 1 с. 4.
Кистяковский Б.А. В защиту права - в Кн :Интеллигенция . Власть , Народ .
М. , 1993 , с. 155 .
Пахтан С.В. О значении личности в области гражданского права . - Журнал
гражданского и уголовного права , 1883 . кн. 1. с. 26-27 .
Пахман С.В. О современном движении в науке права .т СПб. , 1882 , с. 5 .
Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и
уголовного права , 1875 , кн. 3 .
Кистяковский Б. Право , как социальное явление . Б. г. Б. м. Отд. Оттиск из
:Вопросы права , 1911 , кн. У111(4) , с. 10-13 .
См. : Пеиражицкий Л.И. О женском равноправии . Пг. 1915 , с. 8 .
Муромцев С. Речь на первом съезде русских юристов .- Статьи и речи . Вып.
11 . М. , 1910 , с. 7 .
Ефименко П.С. Сборник народных обычаев Архангельской губернии . с. 194 ;
Его же Юридические обычаи лопарей , корелов и самоедов Архангельской
губернии .- Записки Императорского Русского географического общества по
отделению этнографии . СПб. , 1878 , №8 , с. 53-57 .
Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и
уголовного права , 1875 , кн. 4, с. 141-224 .
См. : - Журнал гражданского и уголовного права , 1875 , кн. 5 , с. 1-72 .
См. , Костров Н.А. Очерки юридического быта якутов . СПб. , 1878 , с. 4 и
др.
Власова И. В. Община и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья
(ХУ11-Х1Х века) .-Русские : семейный и общественный быт . М. , 1991 , с. 65
.
См. , горский А.Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-
восточной Руси . М. , 1960 .
См. , Швецов С.П. Формы общественного владения на Алтае . -В кн. Сборник
правоведения и общественных знаний . Т. 11. СПб. , 1893 , с. 150 .
См. : Rouland N. Antropologie Juriduque . Paris ? 1990 p.198 .
См. , Илларионов Н.С. Указ. Соч. с. 6 .
Ковалевский М.Пшавы. Этнографический очерк . -Юридический вестник , 1888 ,
№2 .
Ефименко П.С. Указ соч. , с. 236-281 .
Стефанович К.К. О сельском и волостном управлении в Западном крае . СПб. ,
1895 . с. 68-69 .






Реферат на тему: Определения (Теория государства и право)
1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата
подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства
для принудительного исполнения государственной воли, - это армия,
милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных
учреждений – тюрьмы, колонии).
Аппарат управления – органы законодательной и исправительной власти с
помощью которых осуществляется управление.
Публичная власть, отделена от общества, не имеет общего характера, и
непосредственно народу не подконтрольна,
-осуществляется чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-
властными полномочиями;
- Опирается на писанное формализованное право;
- Подкреплена принудительной системой государства.
4. Территория государства – это то пространство, на которое
распространяется его юрисдикция. Оно имеет деление административно-
территориальное (области, провинции, департаменты).
9. Форма государства – это совокупность систем организации
государственной власти, которая включает в себя элементы:
-форму правления
- Форму государственного устройства;
- Политический режим.
8. Принцип распределения властей – это разделение единой государственной
власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
- Законодательная – избранная народом и призванная вырабатывать
стратегию развития общества путём принятия законов;
- Исполнительная – это назначаемая представительным органом власти и
занимающаяся реализацией данных законов и оперотивно-хозяйственной
деятельность;
- Судебная – выступает гарантом восстановления нарушенных прав и
справедливого наказания виновных.
4. отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства
(т.е. государств в государстве).
- деление страны осуществляется исключительно по административно
территориальному признаку.
- административные единицы не обладают политической самостоятельностью,
не имеют признаков государства.
- наличие только одной общегосударственной конституции.
- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти
- наличие единой системы законодательства
- парламент имеет однопалатную структуру
- органы власти административно территориальных образований подчиняются
центральной власти
- единое гражданство для всей страны
- единая денежная система
- общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая
политика (Дания, Италия, Франция)
13. Правовое государство – это такая организация политической власти,
создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод,
человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания
с помощью права государственной власти в целях недопущения
злоупотреблений.
14. Признаки правового государства:
- признание человека высшей ценностью, целью государства, а не
средством решения тех или иных государственных проблем;
- признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
- законность во всех сферах жизни;
- верховенство и прямое действие конституции;
- внешний и внутренний суверенитет государства;
- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам
и нормам международного права (либо прямое действие международных
норм);
- разделение властей;
- высший авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и
свободы граждан;
- контроль общества за властью – способом является регулярные,
свободные демократические выборы народом, органов государственной
власти всех уровней;
- недопущение монополизма в политике и экономике;
- единство прав и обязанностей всех граждан;
- взаимная ответственность, человека и государства.
15. Суверенитет – это независимость власти данного государства, от всякой
иной власти, он может быть внутренним (– полное распространение
юрисдикции государства на всю его территорию, исключает право принимать
законы) и внешним (полная независимость во внешнеполитической
деятельности).
16. Право – это система общеобязательных, формально определённых
юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные
интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых
государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права :
- Волевой характер;
- Общеобязательность;
- Нормативность;
- Связь с государством;
- Формальная определённость;
- Системность.
17 Институт П. П. – это упорядоченная совокупность юридических? Норм,
регулирующих определённый вид, группу общественных отношений. Институты
могут быть. ? :
1. от характера – материальные (институт подряда) и
процессуальные (институт ВУД).
2. от сферы распределения – отраслевые (институт наследования),
и межотраслевые (институты частной собственности).
3. от функциональной роли – регулятивные (институт
международного ?) и охранительные (институт привлечения к
уголовной ответственности)

22. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать
субъективные ПП , реализовывать их, исполнять юридические ОО
- сделкоспособность – способность заключать гражданско-правовые сделки;
- деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за
нарушение требований правовых норм.
Виды дееспособности:
- малолетних детей (6-14 лет);
- несовершеннолетних (14-18);
- полная дееспособность (с 18 лет).

25. Источники правопорядка – сила, которая образует правовые нормы;
условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний
о праве, т.е. где содержатся правовые нормы.
1. правовой обычай – санкционированные государством. Правовыми становятся
наиболее применяемые, общеизвестные, стабильные и одобряемые
государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную
юридическую силу и превращает их в официальный государственный
документ.
2. юридический прецедент – решение судебного органа, которое стало
образцом для последующих решений по таким же делам. Данное
первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве
обязательного права, которым должны руководствоваться судьи,
рассматривающие сходные дела в дальнейшем.
3. нормативно-правовой акт – официальный юридический документ, изданный
государством (государственными Органами), содержащий нормы права,
имеющий общеобязательный характер и подкрепляемый принудительной силой
государства (конституция, законы, подзаконные акты).

28. Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то
органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и
постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.

30. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к
иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным
источником права.
Законы могут принимать:
1. Федеральное собрание РФ (Гос. Дума и Совет федерации) - федеральные и
конституционные законы России;
2. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы
субъектов Федерации
Общеобязательность закона – его нормы должны исполняться всеми гос.
Органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями,
юридическими лицами.
Стабильность закона – обеспечивается особым порядком принятия закона
(изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен минуя сложную
юридическую процедуру органом, принявшим его, в редких случаях в силу
большой общественной необходимости.

31. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической
силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами
государственной власти либо народом на референдуме.
Предметом регулирования конституции являются общественные отношения,
обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью. Главенством на все иные
общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества,
а это:
- основы экономических отношений;
- отношения собственности;
- статус личности (правопорядок и СС человека).

- устройство гос. механизма (ВОГВ)
- отличия по поводу гражданской власти
- форма правления
- форма государственного устройства
Функции конституции - основные направления реализации конституционных
норм, в которых проявляется назначение конституции чел.
А это:
1. упредительная
2. организаторская
3. идеологическая
4. информативная
5. стабилизирующая
6. программная
Характерные признаки конституции как юридического документа:
- основополагающий характер
- стабильность – народность
- реальность – высшая юридическая система

32. Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное
деяние, которое причинят вред личности, или обществу и государству.
Состав правонарушений - совокупность элементов, при наличии которых
возможна юридическая ответственность и наказание, к ним относятся:
1. объект – те общественные отношения, материальные и не материальные
блага, на которые полагает правонарушитель.
2. субъект – физическое или юридическое лицо (организация) которая
совершает противоправное деяние. Необходимыми качествами для признания
лица субъектом правонарушения является, правоспособность и
деятельность (правосубъектность).
3. объективная сторона права – внешние признаки права, к которым
относятся: - сомодеянием выражаться, в качестве действия, так и
бездействия;
- противоправность деяния
- вредные последствия
- наличие причинно-следственных связей
4. субъектная сторона права – внутренние признаки права, характерное
личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям).
Субъектную сторону права составляют: вина, цель и мотивы.
Вина – отношение лица к совершённому правопроступку.
Она может выражаться в виде:
- прямого умысла (лицо создаёт общественную опасность своих деяний,
предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления).
- Косвенного умысла (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний,
предвидит наступление вредных последствий, но не желает наступления
вредных последствий, но сознательно их допускает или относится
безразлично к их наступлению).
- Самонадеянности (сознаёт общественную опасность своих деяний,
предвидит наступление вредных последствий и легкомысленно рассчитывает
на их предотвращение).
- Небрежности (не сознаёт либо не достаточно сознаёт общественную
опасность своих деяний и не предвидит вредных последствий, хотя мог
предвидеть.
ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
- преступление – особо общественно опасные деяния, исчерпывающие УК РФ,
влекущие уголовную ответственность и уголовные наказания.
- Проступки – деяния средней и не большой общественной опасности,
которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут
разные последствия, (административные, гражданско-правовые,
материальные, дисциплинарные).

33. Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных
последствий личного, имущественного и специального характера и сами
последствия которые возлагаются государством в установленной процессуальной
форме на нарушителя правопорядка.
Цель юридической ответственности – защитить правопорядок и социальный
статус человека, обеспечить общественный порядок.
Функции юридической ответственности:
1. Кары, возмездие – наказать виновного в совершении пп, заставить его
претерпеть личные, имущественные, организационные не благоприятные
последствия.
2. Правовостонавительная – восстановить нарушенное право, возместить
причиненный ущерб.
3. Функции специальной профилактики – предупредить правонарушителя о не
допустимости противоправного поведения, неотвратимости не
благоприятных последствий, заставить его не совершать их в дальнейшем
4. Функции общей профилактики – предупредить всё общество о не
выгодности, наказуемости противоправного поведения, побуждение
общества учится на ошибках других правонарушителей и вести себя
правомерно.
5. Воспитательная – воспитание всего общества в духе уважения к
правопорядку и перевоспитание правонарушителя.
Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Это
публично-политические отношения государства и подчинения между субъектами,
опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
распределяется на все обязательство;
носит публично-политический характер;
осуществлялся спец-ми лицами (чиновниками, политиками и другими);
система налогов;
деление населения по территориальному признаку;
Государство - организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных и других) в пределах определенной территории.
Политический режим - система методов, способов, и средств осуществления
политической власти.
Форма правления - элемент формы государства характеризующий организацию
верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их
взаимоотношения с населением.
Форма правления

Монархии
1. власть передается по наследству
3. Осуществляется бессрочно.
4. Не зависит от населения
Неограниченная монархия - в них отсутствуют представительные учреждения

народа и в котором единственным носителем суверенитета государства
является монарх.
Ограниченные монархии - в них на ряду с монархом носителями суверенитета
выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие
власть главы государства (Англия, Япония, Испания).

Республики
1. Срочность.
2. Зависимость от избирателей.
Президентские республики - именно президент (выполняет) формирует
правительство.
В парламентских республиках парламент. В смешанных республиках президент и
парламент.

Форма территориального устройства - способ территориальной организации
государства, влияющий на распределение полномочий между центральной,
региональной и местными властями.
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из частей обладающих
признаками
государства.
Признаки федерации:
Территорию федерацию составляют территории ее субъектов.
Субъекты федерации обладают признаками государства - имея свою
конституцию,
Высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, право).
символику.
В стране имеется единая союзная конституция, в которой в частности,
разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным
центром.
Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть
принадлежит общефедеральным органам – федерации, президенту (в
президентской республике), праву, парламенту, судам.
Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни,
подчиняющихся центральному правительству.
Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата
представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов.
Федерации могут быть:
1. Территориальными - положен принцип разделения стран по территориальному
признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень
больших по территории государствах (США, Мексика).
2. Национальными - здесь субъекты создаются на основе проживающих в них
национальностей.
3. Национально - территориальными - в основу формирования субъектов,
которых
положен и национальный и территориальный принцип (РФ).
Унитарное государство - имеет единую территорию и единую
(централизованную) систему государственной власти.
Признаки:
- единство и однородность территории




Новинки рефератов ::

Реферат: Социум (Социология)


Реферат: Схемы по лекциям по Педагогике и Психологии высшей школы (Педагогика)


Реферат: Линейное программирование: постановка задач и графическое решение (Математика)


Реферат: Сочинение-эссе: "Моя педагогическая философия" (Педагогика)


Реферат: Сельское население (Социология)


Реферат: Контроль знаний и умений учащихся по математике в школе (Педагогика)


Реферат: Вексельное обращение (Деньги и кредит)


Реферат: Борьба за власть и привилегии (История)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вторая мировая война 1943 год (История)


Реферат: Межнациональные противоречия в России (Политология)


Реферат: Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Виды кровотечений. Техника наложения жгута (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Здесь будет город заложен (История)


Реферат: Курсовик по РЗА (Технология)


Реферат: Юридическая ответственность (Теория государства и права)


Реферат: Резьба по дереву (Технология)


Реферат: Возможные типы локальных сетей в офисе фирмы (Программирование)


Реферат: Административная ответственность (Право)


Реферат: Аграрные кризисы (История)


Реферат: Отчет по общеметаллургической практике (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист