GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Влияние самооценки на поведение человека в социуме (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние самооценки на поведение человека в социуме (Психология)



Введение

Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального
поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и
социального поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи :
1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы
2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования
3)Обобщение полученных результатов
4)Формулировка основных выводов


I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

Самооценка – ценность , значимость , которой индивид наделяет себя в
целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения (№ 16,
с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное
образование , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс
самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов
индивида , принятая им система ценностей . Рассматривается в качестве
центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 – 108 ) самооценка
представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом
собственных способов решения задач , на которых строится внутренний план
действий , обобщённая схема деятельности личности .
Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : «Если личность –
это организация ценностей , то ядром такого функционального единства
является самооценка».
Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем
самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса , показатель
индивидуального уровня его развития , его личностный аспект , органично
включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные
функции самопознания , вбирающие в себя эмоционально - ценностное
отношение личности к себе , специфика понимания ею самой себя
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка является наиболее
сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс
опосредованного познания себя , развёрнутый во времени , связанный с
движением от единичных , ситуативных образов через интеграцию подобных
ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26))
, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии
личности .
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для
организации его собственной деятельности , его взаимоотношений с
окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно
развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание своих
особенностей через познание особенностей другого , сличение и
дифференциацию ; на стадии подключается психоанализ
(http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я – концепция , т.е.
совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их оценкой
(Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного
представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений о
своём здоровье , внешности , характере , влиянии на окружающих ,
способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении ,
она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой
самооценкой воспринимает себя в позитивном свете , в то время как при
низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).
Структура Я - концепции
[pic]
И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят , что формирование
«Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения , наряду с
самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так
И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении , определяя его как итоговое
измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"
как устойчивое эмоциональное отношение , имеющее "выраженный предметный
характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"( №
13, с.304).
(№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней
мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно
связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую
деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и
саморегуляции в ходе этой деятельности.
Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки ,
самосознания от интроспекции , говоря словами всемирно известного
сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот
волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным
птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким
существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку,
если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и
эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его
отношение к себе как меру удовлетворённости собой
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в
неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни
другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном
контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых
определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции
сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с
выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин
/Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .
Самооценка характеризуется по следующим параметрам :
1) уровню – высокая , средняя , низкая
2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная
3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая,
актуальная и ретроспективная самооценка.
В психологическом словаре говорится : «Самооценка развитого индивида
образует сложную систему , определяющую характер самоотношения индивида и
включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное
принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки ,
характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам ,
успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного
уровня осознанности » (№ 16, с. 343).
Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить
несколько её функций : прогностическую (заключающуюся в регуляции
активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую
(направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и
ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе
деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и средств
выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).
Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности -
результат , средство , операции :
1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются
следующие характеристики : в результате осуществления самооценки
индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт , равняется ему
или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с
эталоном и , в зависимости от результатов проверки , оказывается
довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью
качественных , содержательных особенностей своего Я , своих
физических сил , умственных способностей , поступков , своего
отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух
родов : самодовольство и недовольство собой ( № 7, с.88) ;
самооценка отвечает на вопрос :"не что я имею , а чего это стоит ,
что это значит " ( № 4, с.99).
Таким образом , результатом самооценки является либо констатация
некоторых качеств , либо результат сопоставления этих качеств с некоторым
эталоном , либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют
исследования средств самооценки .
В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие
параметры как : ценностные ориентации , и идеалы личности (Петровский А.В.)
, мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович
Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.),
требования , предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).
Итак , в функции средств самооценки могут вступать 2 типа :
когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности
, идеалы , уровень притязаний , требования). Подводя итоги по этому пункту
, можно заключить , что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и
сама самооценка) может быть им самооценен , т.е. содержательное поле
самооценки бесконечно .
3) В самооценке выделяют следующие операции : самопознания как
построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого
качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата
сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение , самоприятие) на
достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата
рассматривается как дополнительная процедура , которая может быть применима
как к результату сопоставления , так и к результату самоотношения, если они
чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается , что в
самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций :
сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в разные контексты ,
приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется
проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В. ) ,
самокритика . В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие
(Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).
Самооценка является доминирующей , а её выражением считается уровень
притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний
считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема
возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.
Например , Хекхаузен Х. Утверждает , что "мотив достижения выступает как
система самооценки" (№ 19 ,с.194).
По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих
возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей : его притязания
резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение
которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)
выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в
данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в
выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух
тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный
успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха
(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после
успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня
притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной
самооценке (№ 34).
Постулат , выдвинутый У.Джемсом , (№3, с.162) звучит так :
«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна
притязаниям , то есть потенциальным успехам , которых индивид намеревался
достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом :
Самооценка = притязания / возможности.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее
непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека ,
как автономная характеристика личности , её центральный компонент ,
формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие
её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
(№ 23).
Как считают многие психологи , структура личности и основы самооценки
формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)
Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№
10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки,
которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
оценка других людей; круг значимых других или референтная группа;
актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я ( №
27).
Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе (№ 16, с. 343).
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно
перенять в детстве у своих родителей , не разобравшихся со своими личными
проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в
школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны
взрослых ; личностные проблемы , неумение вести себя в определённых
ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484
).
Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят , что
оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,
говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими
волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с
математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции , -
указывает Санфорд , - и никто из нас не в состоянии изменить ее в
одиночестве ...» (№ 27).
Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу : «Если родители ,
выступающие для ребёнка как социальное зеркало , проявляют в обращении с
ним любовь , уважение и доверие , ребёнок привыкает сам относиться к себе
как к человеку , достойному этих чувств» (№3, с. 157).
И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с
завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно .
Куперсмит отмечает , что для формирования положительной самооценки
необходимы три условия : полное внутреннее принятие родителями своего
ребёнка ; ясные и последовательные требования ; уважение индивидуальности
ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)
Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 ) говорит , что если человек занимается
любимым делом , со временем он приобретает опыт и мастерство , которыми
имеет право гордиться . Это одно из условий составляющих нормальную
самооценку .Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно
обладает качествами , имеющими ценность в глазах родителей , сверстников ,
учителей и людей , пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может
изменяться в зависимости от окружения . Если реальные качества
соответствуют идеалу или приближаются к нему , у человека будет высокая
самооценка .
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки ( № 19 ,с.485).
Подводя итоги , можно сделать заключение : самооценка – компонент
самосознания , имеет рефлексивную природу , включает в себя такие элементы
как : образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих
образов и самоотношение к результату сопоставления . Самооценка является
рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую функцию .
Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих
образов реального и идеального "Я".


II.Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного
управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно
самоопределиться в жизни ( № 27) .
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью
трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между
притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он
начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение
становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная
тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как
человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например,
принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .
Первым , кто выделил тип семейной ситуации , формирующей у ребёнка
положительную Я-концепцию , был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800
подростков , он установил , что те из них , у кого дома царит атмосфера
взаимного уважения и доверия между родителями и детьми , готовность принять
друг друга , в жизни более приспособлены , независимы , у них выше
самооценка . Напротив , подростки из семей , где царит разлад , менее
приспособлены.
Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так : «Дети с
низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство
собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с
другими детьми , которые , в свою очередь , неохотно их принимают. В
результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают
поведенческие проблемы , из-за чего к ним хуже относятся сверстники ,
учителя , спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше
«подрывает» самооценку таких детей . Бывали случаи , когда проблемы с «Я»-
концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую жизнь
ребёнка» (№ 10, с.285).
Таким образом , высокая самооценка развивается у детей в семьях ,
отличающихся сплочённостью и солидарностью . (№ 3, с.149-150) . Более
позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах ребёнка родителям всегда
сопутствует успех . Он с готовностью следует задаваемым ими образцам
поведения , настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные
задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он менее подвержен
стрессу и тревожности , доброжелательно и реалистично воспринимает
окружающий мир и себя самого .
У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3,
с.150). Таким образом , дети с высокой самооценкой ставят перед собой более
высокие цели и чаще добиваются успеха . И наоборот , для детей с заниженной
самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности
их достижения .
Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой
самооценкой : они независимы , самостоятельны , коммуникабельны , убеждены
в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им
придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях отстаивать
свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .
Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта
установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более
независимый статус в социальных отношениях , но и немалый творческий
потенциал , способность к энергичным и позитивным социальным действиям . В
групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию . По собственному
признанию , они не испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми
людьми , готовы выразить своё мнение , зная , что оно будет встречено
враждебно . Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то ,
что они меньше заняты своими внутренними проблемами .
«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает
хорошее владение техникой социальных контактов , позволяет индивиду
показать свою ценность, не прилагая особых усилий . Ребёнок приобрёл в
семье способность к сотрудничеству , уверенность в том , что он окружён
любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную основу для его
социального развития» .
Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно
хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих
депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность
в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в себе
сил , чтобы влиять на других людей , противостоять им , не могут с
лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .
Неверная самооценка , считают Санфорд и Донован , лежит в основе
многих проблем , которые могут быть у женщин : от переедания до алкоголизма
. "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин , недостойных нас ,
выбираем работу, слишком простую для наших возможностей , и совершаем
другие ошибки , начиная от отравления себя наркотическими средствами до
слишком большой терпимости, в основе которой , - замечает Санфорд , - лежит
наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( http://med-site.narod.ru/wo67.htm
). Исследования показывают , что самоуничижающее поведение ("если бы
только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или
преувеличение роли неудачи , имеет связь с депрессией . По материалам
Американской психологической ассоциации , невысокое мнение о себе
совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии . На
заниженную самооценку указывают как на фактор , оказывающий влияние на
большую распространённость депрессии среди женщин , которые страдают
депрессией в два раза чаще , чем мужчины .
«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность
человека в своих профессиональных и личных силах , его самоуважение и
адекватность происходящему . Оптимальна – высокая самооценка (http://job-
today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при трезвой (реалистичной)
оценке своих возможностей и способностей . Заниженная самооценка приводит к
"выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями
и проблемами, так как всё равно ни на что не способен . Завышенная
самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и
опрометчивыми решениями» .
На сайте интернета
(http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php) говорится, что
человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких друзей :
«Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих , так как никто не
знает человека лучше , чем он сам , а он заранее расписывается в своей
несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .
Многое из того , что делает человек или отказывается делать , зависит
от уровня собственного достоинства человека . Т.Шибутани говорит об этом
так : «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым , не стремятся к
очень высоким целям и не проявляют огорчения , когда им не удаётся что-то
хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном , ничего не
стоящем объекте , часто неохотно прилагает усилия , чтобы улучшить свою
судьбу. С другой стороны , те кто высоко себя ценит , часто склонны
работать с большим напряжением . Они считают ниже своего достоинства
работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).
Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том ,
что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими
говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это некая совокупность
мнений и поведения , мешающая установлению или поддержанию
удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой
интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны
относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов.
Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём…
Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-
друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их
партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный
социальный обмен в большей мере как негативный , нежели люди с высокой
самооценкой.
«Низкая самооценка ,- продолжают Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали
(с.276), - влияет на социальное поведение людей . Люди с низкой
самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее
предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны к
установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».
Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают , что низкая самооценка
воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и
поведения , которая искажает социальную компетентность, подвергая людей
риску одиночества.
Кутрон , Рассел и Пепло установили , что самооценка играет важную роль
в том , испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же
остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой
самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более
предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному
приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой (там же ,
с.277).
Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том ,что то , что мы думаем о себе
оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную
значимость , как правило распространяют вокруг себя ореол
удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих ,
поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей
предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм ,
и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.
Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют , и не
опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за
«конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как
унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало
приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или ,
наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек ,
давший отказ , сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в
понимании. В любом случае причины отказа – не в них , а вне их; эти
причины следует проанализировать , чтобы перегруппировать свои силы и
предпринять новое наступление более надёжными средствами . Таким людям
легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают.
Человек с низкой самооценкой , напротив , выглядит потерянным. Он
(она) , как правило , более пассивен , внушаем и менее популярен. Такие
люди чрезмерно чувствительны к критике , считая её подтверждением своей
неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи
отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по
сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма одарённые люди могут
выступать сами для себя злейшими врагами , если их самооценка занижена
…Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой самооценкой ; -
пишет Ф.Зимбардо, - там , где самооценка высока , нет и речи о
застенчивости» (№ 9 , с.283).
Вирджиния Н.Квинн (№ 10, с.286-287) пишет об исследованиях,
проведённых Левануэем и Уайли (Levanway , 1955; Wylie , 1957 ),
позволивших заключить , что люди с положительными «Я» - концепциями склонны
терпимее относиться к окружающим , им легче смириться со своими неудачами ,
которые у них происходят реже , так как работают они эффективнее людей с
низкой самооценкой ; высокая самооценка обычно сочетается с такими
качествами , как самостоятельность и искренность; люди с положительными
представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее
принимают критику и советы.
Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых
авторов , Вирджиния Н.Квинн говорит , что люди с низкой самооценкой
болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя ;
они легко поддаются давлению ,-«… поскольку им не хватает уверенности в
себе , ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют
других , чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой
самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как тогда они
уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что низкая самооценка
является фактором , способствующим возникновению склонности к мошенничеству
, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).
Т.Шибутани ( № 22, с. 230) говорится : «Когда человек не может
принимать себя таким , каков он есть на самом деле , основные усилия
направляются скорее на самозащиту , чем на самопознание».
Том Шрайтер пишет : «То , как мы себя видим , определяет , как мы
думаем , и определяет решения , которые мы принимаем… Если вы зарабатываете
пятьдесят долларов , то вы , соответственно , имеете самооценку на
пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц ,
то вы имеете самооценку на десять тысяч»
(http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),- хотя со вторым утверждением
данного автора я не вполне согласна , так как в жизни людей встречаются
ситуации , когда данное заключение себя не оправдывает.
Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и
деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания
человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Обобщая взгляды различных исследователей , можно прийти к заключению,
что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной
либо заниженной самооценки на социальное поведение человека , то есть на
поведение человека в обществе.



Выводы

Согласно работам , проведённым вышеуказанными исследователями , можно
заключить : самооценка является центральным звеном произвольной
саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его
отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной
детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения
человека (поведения человека в обществе).

Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие
личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими
людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой,
уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия
собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня ,
то есть уровня притязаний личности .
Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более
оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают
встающие перед ними задачи , так как чувствуют уверенность в собственных
силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно
воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и
поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать
влияние на весь дальнейший ход жизни.



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Известия АПН
РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115
2. Бернс Р.. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986г.,
с.422
3. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы
личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
4. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.:
Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141
5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное пособие.-М.:Инс-
т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//
Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47
7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88
8. Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//
Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108
9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы
личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
10. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск:
Изд.”Питер”,2000г.
11. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,
Юрайт, 2001 г.
13. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.
14. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1
15. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание
и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
16. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.
17. Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность : опросниковые
методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124
18. Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у
школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10, с.42-
44
19. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.: Гранд, 2002г., с.484-485
20. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под
ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.
21. Шафажинская Н.Е. // Личностная и профессиональная самооценка
студента педвуза . М.,1986 г.,с.22
22. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /
Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах”
, 2003 г.
23. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
24. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm
25. http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
26. http://azps/ru/articles/tezis/40so.html
27. http://azps.ru/articles/pers/pers5.html
28. http://encikl.by.ru/txt/s14.htm
29. http://med-site.narod.ru/wo67.htm
30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm
32. http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php
33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm






Реферат на тему: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
Введение.

Проблемой деятельностного подхода, структуры деятельности, её
разновидностей и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались
такие авторы как С.Л. Рубинштейн (55,56,57), А.Н. Леонтьев (33), К.А.
Альбуханова-Славская (1,2), Е.М. Борисова (11), Е.А. Климов (22,23,24),
Л.А. Коростылёва (29), И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий (31), Н.А. Лаврова
(32), А.К. Маркова (35,36), Р.С. Немов (40), Н.С. Пряжников (52), О.Н
Родина (53), Н.В. Самоукина (59), С.В. Славнов (62), Х. Хекхаузен (69),
А.Е. Чирикова (74), П.А. Шавир (75) и др..
Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на
жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев (3,4),
Н.Е. Анкудинова (5), Р. Бернс (7,8), Л.И. Божович (9), Ю.А. Борисов, И.А.
Кудрявцев (10), Н.А. Гульянова (16), У. Джемс (17), Ф. Зимбардо (20), В.
Квинн (21), И.С. Кон (26,27), Л.Н. Корнеева (28), Р. Мейли (37), И.Н.
Михеева (39), В.В. Овсянникова (43), С.Л. Рубинштейн (55,56,57), Е.Т.
Соколова, В.В. Столин (64,66), А.Г. Спиркин (65), П.Р. Чамата (70), И.И.
Чеснокова (71,72,73) , Н.Е. Шафажинская (76), Т. Шибутани (77) и проч..
Но аспект влияния самооценки на успешность профессиональной
деятельности освещён слабо, вследствие чего мы решили в своём исследовании
обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной
и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в
практической деятельности психолога. Кроме этого особенностью нашего
исследования является то, что мы провели его на выборке студентов 5 курса
МГОПУ им. М.А. Шолохова, взяв за критерий успешности профессиональной
деятельности (в нашем случае учебной деятельности, как
квазипрофессиональной) оценки студентов за 4 и 5 курсы, так как именно они
являются наиболее показательными для будующей профессиональной
деятельности. В качестве методик исследования самооценки мы отобрали две из
них: методику С.А. Будасси и методику Дембо – С.Л. Рубинштейна, это будет
отражено более подробно в ходе нашего исследования.
Объектом данного исследования является профессиональная деятельность.
Предмет исследования - влияние самооценки на успешность
профессиональной деятельности.
Гипотеза: при адекватной либо высокой самооценке профессиональная
деятельность будет успешна.
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического
исследования;
5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.



Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень
успешности профессиональной деятельности.

1.1. Подход к понятию деятельности в психологии.
В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности:
«Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью,
в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно
воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности»
(47,с.95); это "специфический вид активности человека, направленный на
познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования (40, с.147) "… в силу общественного
характера человеческой деятельности она из инстинктивной, какой была у
животных – становится сознательной" (С.Л.Рубинштейн, 57, с.465).
Теория деятельности - система методологических и теоретических
принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования
признаётся деятельность, опосредствующая все психические процессы (91).
Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20 – е гг.
ХХ в. В 1930 – е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода
в психологии – С.Л.Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип
единства сознания и деятельности — один из основных принципов
деятельностного подхода в психологии, в его контексте деятельность и
сознание рассматриваются не как две формы проявления чего – то единого,
различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции,
образующие нерасторжимое единство; и
А.Н.Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими
представителями Харьковской психологической школы
(неформальной организацией психологов, которые работали в 30 – е гг.
в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над
формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии.
К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В.
Запорожец, П.Я.Гальперин и др. (90)), разработал проблему общности
строения внешней и внутренней деятельности (47).
Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном, - реализация
деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве
предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие её
существенных объективных связей и опосредований, в частности через
деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической
деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать
"внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате
свёртывания "внешней" практической. В его формулировке принципа
детерменированности психического внешние причины действуют посредством
внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание
рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся
по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие
нерасторжимое единство (92).
В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь
рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена
от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика
является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении
внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что
внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально
практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность
различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является
«накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был
реализован во многих исследованиях (82).
Важнейшая особенность концепции А.Н.Леонтьева состоит в том, что в
ней структура деятельности и структура сознания суть понятия
взаимопереходящие, связанные друг с другом в рамках одной целостной
системы: " Функционально же их связи взаимны – деятельность и «управляема
сознанием», и в то же время в известном смысле сама управляет им».
А.Н.Леонтьев говорил, что С.Л. Рубинштейн развил мысль о том, что
психическое и физическое – это одна и таже, а именно рефлекторная
отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что
её психологическое исследование является продолжением её физиологического
исследования. Леонтьев же, напротив, считал, что исследование движется от
психологии к физиологии (33). Различия между двумя вариантами
деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40-50 гг. и затрагивают
в основном два круга проблем (47):
1) Проблема предмета психологической науки. С точки зрения
С.Л.Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность
субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда через
раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в
том числе через исследование деятельности. А.Н.Леонтьев, напротив,
считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет
психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и
опосредующих её элементов деятельности, более того: она сама
является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину,
ориентировочной деятельностью).
2) Споры касались соотношения собственно внешнепрактической
деятельности и сознания. По С.Л.Рубинштейну, нельзя говорить о
формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней"
практической путём интериоризации: до всякой интериоризации
внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н.Леонтьев же
полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в
процессе интериоризации изначально практических действий,
связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время
он утверждал, что С.Л.Рубинштейн при решении проблемы единства
сознания и деятельности, не вышел за рамки критикуемой им же
дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в
"деятельностном ключе", а как "переживания", "явления", как
"внутреннее", а деятельность предстаёт как нечто принципиально
"внешнее", и тогда единство сознания и деятельности выступает
только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А.Н. Леонтьев
предлагал свой вариант "снятия" этой дихотомии: действительной
противоположностью является противоположность между образом и
процессом (последний может существовать как во внешних, так и во
внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако
ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с
отражаемой действительностью (например, обобщения формируются в
процессе реального практического "переноса" одного способа
действий в другие условия, 47).
В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности,
разработанной А.Н. Леонтьевым.


1.2. Структура деятельности


В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение
деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности,
действий, операций.
Среди компонентов деятельности выделяют (93):
— мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

— цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые
посредством действий;

— операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от
условий этой реализации

Действия — процесс взаимодействия с каким – либо
предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее
определенная цель.
С. Л. Рубинштейн (57, с. 465) писал, что действие, совершаемое
человеком, не является совершенно изолированным актом: "оно включается в
более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней
может быть понято".
Могут быть выделены следущие составные части действия:

— принятие решения;

— реализация;

— контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание
образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной
программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В
каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально
выработанных средств и орудий.
Виды действий:
управляющие,исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные,
мнемические,умственные,коммуникативные.

Операция (93) (лат. operatio — действие) —
исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей
и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи
которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения
общественно выработанными способами действий. В качестве операций
рассматривались, прежде всего, врожденные или рано
сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую
роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе
онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила
обозначение "ведущая деятельность".

Ведущая деятельность — деятельность, при реализации
которой происходит возникновение и формирование основных
психологических новообразований человека на той или иной
ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой
ведущей деятельности (93).
Виды: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно –
манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно – ролевая игра
дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально –
учебная деятельность юности (31).
А.Н.Леонтьев (31) выделил 3 признака ведущей деятельности:
1) в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые
виды деятельности (например, ребёнок начинает учиться играя)
2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные
психические функции (в игре, к примеру, появляется творческое воображение)
3)от неё зависят наблюдаемые в это время изменения личности (в той же
игре ребёнок осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения
которые он производит в игровой ситуации, у него формируются этические
представления – начинается развитие морального сознания).
Схематически структура деятельности может быть представлена в таком
виде (31):
П (потребность) – деятельность – М (мотив , предмет потребности)
д (действия) – Ц (цель)
у (условия достижения цели) – ОП (операция – особая сторона действия)

Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и др.) протекание и развитие различных психических процессов
существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов,
целей и средств осуществления.
В ходе исторического развития изменяются содержание и технические
средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер
жизнедеятельности человека, многие авторы отмечают её как ведущую область
самореализации личности: К.А.Альбуханова-Славская (1), Л.А. Коростылева
(29), А.К.Маркова (36), Н.С. Пряжников (52); Л. Росс, А. Нисбетт (54); Л.А.
Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко (58), О.С. Советова (63).


3. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности.

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое
место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект
деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду
труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
Н.В.Самоукина (59) даёт описание структуры профессиональной
деятельности:
термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и
имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как
деятельность и область проявления личности (24). Профессионал может
преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие
элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства,
приёмы работы.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В.
Самоукина описывает её таким образом (59):
- заданные цели, представления о результате труда;
- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и
ситуация неопределённости, любая система, например, социальная,
знаковая, художественно - эстетическая и др.);
- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно
различаются между собой);
- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых
функций);
- система прав;
- производственная среда, предметные и социальные условия труда.
И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (30) пишут, что самоопределение, как
профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием
ранней юности.
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной
деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности.
Э.Ф.Зеер (18) под профессиональным становлением субъекта понимает движение
личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление
субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования
профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную
профессиональную деятельность.
Е.А.Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути
профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации,
интернала, мастерства, авторитета, наставничества (24).
Фазы развития профессионала:
1) Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед
проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и
осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед
подростками, и будущими выпускниками средней школы, и
профессионалами. Эта фаза завершается формированием
реалистического представления о мире труда и своего места в нём,
появлением профессионального плана.
2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней
профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной
деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в
направленности, информированности, умелости.
3) Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в
социальных, деятельностных нормах учебного заведения и
производственного коллектива. В связи с этим специалист должен
понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение,
образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические"
тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам.
Профессионал должен адаптироваться к работе.
4) Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает
значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную
направленность, способен самостоятельно выполнять основные
профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на
данном этапе своего развития характаризуется состоявшимся
"вхождением в профессию".
5) Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за
нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен
решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от
других специальными качествами, умениями или универсализмом,
широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он
выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает
хорошие результаты деятельности.
6) Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела.
Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью.
Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает
профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий
уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.
7) Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой
профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его
опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его
биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в
связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их
успехов, посильным включением в их дела.
Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта
позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала
как определённого рода целостность.
Н.В.Самоукина (59) говорит, что на всех этапах развития человека как
профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и
субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных
профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной
сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-
профессионала.
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые
со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и
особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально
значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного работника задатки и
способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его
мотивация и уровень притязаний, а также самооценка, которая интересует Нас
наиболее всего в данном исследовании.
Рассмотрим точки зрения некоторых авторов на предпосылки успешности
профессиональной деятельности.
Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности
зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом
(67, с.9-20): "Способностями можно называть лишь такие индивидуально -
психологические особенности, которые имеют отношение к успешности
выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности
как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения
какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей,
которое характеризует данную личность ", но он делал оговорку: "одной из
важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная
слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности
успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно
связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень
широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного
человека... От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а
только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь
психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного
выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е.
наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание
необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным
фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и
единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности".
У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль
профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность.
Е.А Климов (22, с.74-77) считает, что под индивидуальным стилем следует
понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека,
обусловленных особенностями его личности: "…индивидуальный стиль есть
индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым
сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего
уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с
предметными, внешними условиями деятельности…Среди особенностей такого
рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их
категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке
(«А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует
подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же
особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в
другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.
Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в
категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б»,
если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при
удержании равновесия на неустойчивой опоре... Формирование индивидуального
стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления
деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от
каждого по способностям».
Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности,
Н.В.Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим Нашему
пониманию, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется
прежде всего в достижении работником значимой цели и преодолении или
преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели " (59, с.221).
Н.А. Лаврова (32), анализируя влияние личностных особенностей на
успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»
показала в своём исследовании, что требования, выдвигаемые авторами, как
определяющие для успешной профессиональной деятельности, более чем
разнообразны. Ею выявлено

Новинки рефератов ::

Реферат: История литературы Соединенных Штатов Америки (Литература)


Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Педагогика)


Реферат: Вычислительная техника в управлении на примере управления международных связей ВГУЭС (Программирование)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Общественно-политическая мысль в России в 18 веке (Политология)


Реферат: Методика документальной проверки учетной документации движения денежных средств, синтетического и аналитического учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Архимед (Физика)


Реферат: Предпринимательство (Предпринимательство)


Реферат: Государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V в. до н.э.) (Право)


Реферат: История масонства: попытка демифологизации (Религия)


Реферат: Несчастный адмирал (История)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Спортивные сооружения столицы (Физкультура)


Реферат: Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории (Социология)


Реферат: Системное автоматизированное проектирование (Компьютеры)


Реферат: Договор оптовой купли–продажи (Менеджмент)


Реферат: Этнопедагогика (Педагогика)


Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)


Реферат: Организация производственного процесса изготовления детали при изменении конъюнктуры рынка (Менеджмент)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист