GeoSELECT.ru



Ботаника / Реферат: АПК Украины (Ботаника)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: АПК Украины (Ботаника)



Министерство образования и науки Украины

Восточноукраинский национальный университет

им. В.Даля



финансово-экономический факультет
кафедра: экономики предприятия



Своеволин Ю.В.



Курсовая работа


по дисциплине: распределение производственных сил
Тема: Агропромышленный комплекс Украины



| |Выполнил: | |студент 1-го курса |
| | | |группы ЕКз-421 |
| | | |Своеволин Ю.В. |
| | | | |
| |Проверил: | | |
| | | |проф. Клияненко Б.Т. |



Луганск 2002
Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет
им. В.Даля



финансово-экономический факультет
кафедра: экономики предприятия



Курсовая работа


по дисциплине: распределение производственных сил
Тема: Агропромышленный комплекс Украины



| |Выполнил: | |студент 1-го курса |
| | | |группы ЕКз-421 |
| | | |Своеволин Ю.В. |
| | | | |
| |Проверил: | | |
| | | |проф. Клияненко Б.Т. |



Луганск 2002

Реферат


Текст: стр.; 8 таблиц; рисунк ; 15 источников



В курсовой работе рассматривается географическая и экономическая
организация и принципы исторического развития агропромышленного комплекса
Украины. Описывается структура хозяйств АПК в целом и отдельно по отраслям,
почвенные, водные и земельные особенности географии Украины, оказывающие
непосредственное влияние на развитие агропромышленного комплекса.
Также в курсовой работе описывается процесс реформирования
агропромышленного комплекса при переходе от плановой экономики к рыночной,
и государственное регулирование отношений между субъектами хозяйствования.



Агропромышленный комплекс, АПК, сельское хозяйство, размещение
производительных сил, земельные хозяйства, животноводчество,
растениеводчество, реформа АПК Украины, государственное регулирование.

Содержание


Введение

1. АПК, структура, значение в системе производительных сил


2. Факторы формирования продовольственного АПК


2.1. Агроклиматические ресурсы


2.2. Почвенные ресурсы и земельный фонд


2.3. Водные ресурсы


2.4. Уровень хозяйственного освоения территории (транспорт, крупные системы
расселения, трудовые ресурсы)


2.5. Исторические особенности


3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и
структура с/х производства


4. Специализированные растениеводческо-промышленные комплексы


4.1. Зернопромышленный комплекс


5. Специализированные животноводческо-промышленные комплексы


6. Изменение приоритетов развития с/х. Проблемы развития в условиях
перехода к рынку


Заключение



Введение

На современном этапе экономика Украины, включая её агропромышленный
комплекс, находится в состоянии глубокого кризиса. Негативное влияние имеют
структурные, межотраслевые диспропорции, накопившиеся в народном хозяйстве
на протяжении десятилетий, которые и привели к острому дефициту товаров
производственного и непроизводственного назначения, и особенно
энергоносителей. Кризис усиливается разбалансированностью финансово-
кредитной системы, несоответствием сложившихся управленческих структур
потребностям экономического развития.
При условии чрезвычайно высокой монополизации экономики отрасли
перерабатывающей промышленности АПК оказались очень чуткими к резким
изменениям социально-экономической ситуации в Украине и в СНГ.
Экономический кризис многосторонне влияет на развитие инвестиционного
процесса во всем АПК. С одной стороны, необходимость осуществления
структурной перестройки требует больших капитальных вложений в такие
ключевые производства, как машиностроение для перерабатывающих отраслей
АПК, выпуск тароупаковочных средств и материалов, включая необходимое
оборудование, биотехнологии в агропромышленном производстве. Экономический
подъем этих хозяйственных участков привел бы к значительной позитивной
цепной реакции во всем агропромышленном комплексе. Но отечественная
промышленность не может обеспечить надлежащего уровня развития отмеченных
отраслей только за счет собственных ресурсов. Целый ряд средств
производства вообще не выпускается в Украине. Например, новое оборудование
для переработки молока производится только в нескольких странах и
несколькими большими корпорациями. Поэтому проблема импорта товаров
производственного назначения и иностранных инвестиций для развития АПК
является чрезвычайно актуальной для экономики Украины.
Согласно Закону Украины "Об иностранных инвестициях", к иностранным
инвестициям относятся все виды ценностей, вкладываемых непосредственно
иностранными инвесторами... в объекты предпринимательской и другие виды
деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального
эффекта". К инвестициям относятся валюта, в том числе иностранная, валютные
ценности, движимое и недвижимое имущество, акции, облигации и другие ценные
бумаги, любые права интеллектуальной собственности, имеющие стоимость,
торговые знаки, ноу-хау, права на осуществление хозяйственной деятельности,
платные услуги, другие виды инвестиций, которые не запрещены законами
Украины.
Необходимо отметить, что потребность АПК Украины в отмеченных видах
инвестиций неодинакова. Наибольшую ценность имеют новые технологии
оборудование; ноу-хау, свободно конвертируемая иностранная валюта. С другой
стороны, возможности вложения тех или иных видов инвестиций часто различны
у разных иностранных инвесторов в зависимости от страны происхождения.
Поэтому проблему привлечения зарубежных капиталов в АПК Украины
целесообразно рассматривать дифференцировано по инвесторам из развитых
стран, из стран на территории бывшего СССР, из других стран.
Именно предприниматели в развитых странах Европы и Америки владеют
наиболее ценными дня АПК Украины отмеченными выше видами потенциальных
инвестиций. В то же время они требуют и относительно высших гарантий для
вложения своих капиталов). Что касается привлечения инвестиций из
государств на территории бывшего СССР, то, признавая их настоятельную
потребность, необходимо отметить и определенную специфику, обусловленную
неодинаковым уровнем развития рыночных отношений в капиталистических
странах и государствах на территории бывшего СССР.
В процессе инвестирования капитала каждая из причастных к нему сторон
имеет свои приоритеты. Так, в результате привлечения иностранных инвестиций
в перерабатывающую промышленность АПК Украины было бы желательно достичь:
. внедрения передовых технологий, которые способствовали бы
достижению высокой и устойчивой конкурентоспособности продукции АПК
на отечественном и мировом рынках;
. создания большого количества новых, технологически более
совершенных рабочих мест, особенно в тех отраслях АПК, где
производятся средства производства для сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности;
. решения ряда других проблем, таких, как достижение
сбалансированности государственного бюджета, удовлетворение
платежеспособного спроса, решение социальных, экологических проблем
и т.д.
В то же время из доклада Министерства торговли США следует, что к
основным преградам на пути американских инвестиций в странах на территории
бывшего СССР относятся:
. нестабильность и неопределенность законодательных актов, резкие и
непредвиденные изменения в налоговой политике ;
. неопределенность в вопросах собственности, особенно на природные
ресурсы;
. неконвертируемость внутренней валюты;
. острый дефицит коммерческой, юридической и рыночной информации и
некоторые другие проблемы.
Конечно, на потенциальных иностранных инвесторов наряду с отмеченными
выше лимитирующими факторами действуют и определенные рыночные силы,
принуждающие их к поиску новых сфер вложения своих капиталов. К основным
таким причинам относятся: высокая конкуренция на уже освоенных рынках или
поиск в долгосрочной перспективе новых рынков; потребность в новых
источниках прибыли, обусловленная сложным финансово-экономическим
положением фирмы или общей стратегией ее развития; некоторые другие
факторы. Как свидетельствуют, например, результаты опроса, проведенного
учеными университета города Падерборн (ФРГ) в 1114 немецких фирмах,
предприниматели наиболее заинтересованы в освоении новых рынков и
увеличении объемов продаж в бывших социалистических странах. В то же время
сравнительно низкая стоимость рабочей силы занимала шестое место среди
факторов, побуждающих иностранных собственников к вложению капиталов,
налоговые льготы - восьмое, а содействие в рекламной деятельности - только
семнадцатое.
Приоритетные цели потенциальных иностранных инвесторов нужно учитывать
органам государственного и хозяйственного управления, украинским
предпринимателям. Учитывая низкий уровень рыночной культуры отечественных
предпринимателей, их недостаточную информированность относительно ситуации
на мировых рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов, органы
государственного управления на современном этапе должны взять на себя
львиную долю функций информационного обеспечения, организационной и
правовой поддержки украинских производителей. Отсутствие таких действий
непременно приведет к значительным убыткам отечественных предпринимателей,
уменьшит поступление средств, включая иностранную валюту, в государственный
бюджет.
Поэтому на государственном уровне для АПК Украины должны быть четко
определены приоритетные отрасли, производства, куда в первую очередь должны
привлекаться иностранные инвестиции. Одним из ведущих критериев
целесообразности такого выбора должна быть возможность достижения цепной
реакции хозяйственной активности и экономического роста во всем
агропромышленном комплексе как следствие первичной инъекции капиталов. В
связи с этим, учитывая отечественные потребности, а также мировой опыт,
особенно опыт стран Восточной Европы, для условий Украины можно предложить
следующие приоритетные сферы-адресаты для иностранных инвестиций с целью
обеспечения динамичного развития перерабатывающих отраслей АПК:
. производство технологического оборудования для сахарной, масло-
жировой, хлебо-пекарной, мукомольно-крупяной, мясо-молочной
промышленности, тароупаковочного хозяйства, для выпуска детского
питания ;
. производство тары и упаковки;
. биотехнологии в отраслях перерабатывающей промышленности АПК;
. создание объектов социальной инфраструктуры.
О целесообразности отмеченных приоритетов свидетельствует хотя бы тот
факт, что в Украине от несвоевременного сбора и вывоза, плохого хранения и
переработки сахарной свеклы ежегодно теряется до 600--800 тыс.т. сахара.
Аналогичные примеры можно было бы привести и по другим отраслям и
производствам. Конечно, перечисление приоритетов имеет предварительный
характер. В зависимости от накопления опыта привлечения иностранных
инвестиций его нужно будет корректировать. Что касается льгот в отмеченных
сферах, то они должны предоставляться только тогда, когда производимая
продукция по своим техническим (технологическим) характеристикам не
уступает наиболее распространенной на рынках развитых стран.
Целесообразность таких действий обусловлена еще и необходимостью
стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, с которой бы
отечественные производители могли выходить на мировой рынок.
Мировая практика показывает, что процесс освоения фирмой иностранных
рынков проходит три этапа: экспорт, общая предпринимательская деятельность
(лицензирование, совместное владение предприятиями и т.д.), прямое
инвестирование (создание исключительно собственных предприятий). Наиболее
проверена иностранными фирмами по отношению к украинскому рынку на
сегодняшний день первая стадия - экспорт продукции.
В зачаточном состоянии находится создание совместных предприятий. Так,
на начало 1993 г. в системе Министерства сельского хозяйства и
продовольствия действовало 15 таких предприятий, которые занимались
производством сельскохозяйственной и продовольственной продукции,
упаковочных материалов. Доля иностранных партнеров в уставном фонде,
проиндексированная в соответствии с удорожанием в 1993 г. основных и
оборотных средств, а также в пересчете в рубли иностранной валюты по курсу
Национального банка Украины, составляла лишь около 0,5 млрд. руб.
Кроме того, несколько совместных предприятий занимались производством
промышленных товаров, не принадлежащих к ассортименту агропромышленной
продукции. Но наличие таких объектов может положительно влиять на
финансовое положение агропромышленных предприятий, использование в них
рабочей силы. Самые большие размеры уставного фонда совместных предприятий
принадлежали иностранным партнерам из Австрии, Швеции и Италии. Еще не
получили надлежащего развития иностранные инвестиции в производство средств
производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК.
Что касается создания предприятий, которые полностью принадлежали бы
иностранным владельцам, то дня этого последние должны иметь дня своих
капиталов в Украине не только благоприятную правовую и экономическую среду,
но и быть хорошо осведомленными о рынке, который они захотят освоить.
Поэтому по объективным обстоятельствам не следует ожидать создания более
или менее значительной прослойки таких предприятий в АПК Украины ранее, чем
через четыре-пять лет.
С другой стороны, для экономического роста АПК Украины было бы,
очевидно, более целесообразным не создание на нашей территории
значительного количества предприятий, полностью принадлежащих иностранным
владельцам, а импорт из-за границы лицензий и "ноу-хау" на передовую
технику и технологии и создание на этой основе совместных предприятий. При
этом значительный экономический эффект может дать унификация средств
производства относительно тех, что используются в развитых странах.
Например, в перерабатывающей промышленности АПК этот прием позволил бы, по
некоторым оценкам, вдвое сократить капитальные вложения по сравнению со
средствами производства, созданными по индивидуальным проектам.
Привлечение иностранных инвестиций, как свидетельствует мировая
практика, является средством стимулирования конкуренции на внутреннем
рынке. Например, уже на современном этапе имеются условия для создания за
счет иностранных инвестиций более конкурентной среды на специализированном
рынке оборудования для хлебопекарной промышленности. Здесь существует
потенциальная возможность привлечения в Украину целого ряда иностранных
фирм. Определенную заинтересованность в украинском рынке проявляют,
например, такие французские фирмы, как "АПВ Павае Эквипмент", "К. Ш. И
Кросан Шов Интернасиональ", "Ив Шарпентье Интернасиональ". Возможно
привлечение и аналогичных немецкий фирм, например, "Гюнтер Хейм Геретебау
ГмбХ" и др.
Для получения выгод и прибылей от иностранных инвестиций украинскими
предпринимателями и государством в целом необходимо не только ликвидировать
существующие в Украине преграды, о которых упоминалось выше, но и принять
во внимание, что процесс инвестирования в условиях рыночной экономики
органично связан со всем комплексом маркетинга. Поэтому для принятия
решений об импорте товаров или создания предприятий с иностранным капиталом
необходимо решить ряд вопросов, а именно: где, в Украине или за ее
пределами, будет продаваться продукция, изготовленная благодаря импорту или
на предприятиях с иностранным капиталом? Какова величина вероятного
платежеспособного спроса на эту продукцию? Какие факторы способствуют
привлечению иностранных инвестиций в Украину? Каковы пути повышения
конкурентоспособности товаров, произведенных благодаря поступлению
иностранных инвестиций? Какие меры необходимо предпринять по стимулированию
эффективных для украинского общества иностранных инвестиций?


1. АПК, структура, значение в системе производительных сил

Результатом развития агропромышленной интеграции (АПИ) - синтеза
сельского хозяйства и промышленности - есть агропромышленный комплекс.
Агропромышленная интеграция – это органическое объединение сельского
хозяйства и областей промышленности, транспорта, торговли и т.п., которые
обслуживают сельское хозяйство, поставляют ресурсы и доказывают его
продукцию к потребителю.
Агропромышленная интеграция развивается вертикально и горизонтально.
Вертикальная интеграция означает межотраслевое кооперирование предприятий и
производств разных областей, технологически и организационно связанных
между собой. Она обеспечивает единство и непрерывность производственного и
технологического процессов, то есть оптимальное прохождение товарной массы
от производства сырья к выпуску и доставки потребителю готовой продукции, а
также предопределяет снижение затрат, повышение эффективности производства
и качества продукции.
Горизонтальная интеграция - это система взаимосвязей между
предприятиями одной области. Она обеспечивает углубление специализации
отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение затрат
производства.
В индустриально развитых странах вертикальная интеграция характерна,
главным образом, для фирм, занятых переработкой сельскохозяйственной
продукции (консервные, молочные и сахарные заводы, мясокомбинаты), а также
фирм, которые ведут материальное обеспечение производителей (например,
комбикормовые заводы), которые создают собственные сельскохозяйственные
предприятия; иногда интегратором может быть фермерский кооператив.
Однако наиболее распространенная (в частности, в США) контрактная
форма агропромышленной интеграции, на основах которой вырабатывают
приблизительно 25% сельскохозяйственной продукции. Контракты с фермерами
заключают промышленные и торговые компании, кооперативы. Более всего
контрактация развита в производстве и сбытые продукции, которая быстро
портится, и продукции, которая поступает на переработку.
Опыт контрактной формы агропромышленной интеграции есть чрезвычайно
важным для аграрного сектора Украины, где недостаточно развитый рынок
реализации сельскохозяйственной продукции и оптовый рынок средств
производства.
Агропромышленная интеграция, в частности в США, сформировалась на базе
хозяйственной деятельности фирм агробизнеса в несельскохозяйственной сфере.
Главные фирмы агробизнеса - это большие научно-производственные
объединения, которые владеют значительным трудовым, научным и финансовым
капиталом и есть национальными корпорациями.
Экономическое могущество фирм агробизнеса обусловила их главную роль в
координации межхозяйственных и агропромышленных связей. Фирмы агробизнеса
стали инициаторами современного механизма контроля по технологии и
организацией сельскохозяйственного производства, они определяют развитие
сельского хозяйства, переход к промышленно-торговым фирмам
несельскохозяйственных сфер экономики.
Промышленные фирмы агробизнеса становятся центрами, которые определяют
главные направления научно-технического прогресса, обеспечивают
комплексность поставок и эффективное использование техники в сельском
хозяйстве, гарантируют не только качество реализованных средств
производства, а и получение соответствующего полезного эффекта (прироста
урожайности от удобрений, семя, привеса скота от комбикормов и т.п.). Фирмы
пищевой промышленности и торговли продовольственными товарами, стремя
минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт
продуктов питания, стимулируют повышение и дифференциацию качественных
показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента,
рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную
специализацию, ликвидацию или сокращение сезонности сельскохозяйственного
производства.
В результате развития агропромышленной интеграции, объединение и
слияние сравнительно самостоятельных звеньев производства и переработки
сельскохозяйственного сырья, доставки ее к потребителю формируется
агропромышленный комплекс (АПК). Он является сложной производственной
системой. Структуру АПК характеризуют по сферам деятельности, интеграции
специализированных звеньев и территориальности.
В АПК различают три сферы деятельности:
. первая - производство средств производства для всех других
областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное
машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для
животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);
. вторая - сельское хозяйство: растениеводство и животноводство;
. третья - переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая,
мясомолочная, легкая промышленность и др.).
Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между второй и третьей
сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья перерабатывающей
промышленности, нужно иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют
четвертую сферу — производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме
того, есть еще социальная инфраструктура, которую считают пятой сферой.
За интеграцией специализированных звеньев в АПК выделяют отдельные
комплексы. Например, в мясомолочный комплекс из первой сферы входят
машиностроения для животноводства, комбикормовые заводы и т.п., с второй -
кормопроизводство, с третьей- мясомолочная промышленность.
Территориальное деление предусматривает выделение больших, средних и
мелких составных частей, в частности областные, районные (региональные)
АПК.
В высокоразвитых странах мира все субъекты АПК - от фермера до
переработчика и торговца конечными продуктами - находятся в тесной
взаимосвязи, у них все спланировано до мелочей (качество, количество
товаров, время их доставки, переработки, реализации). Так же своевременно
фермер получает техническую и другую помощь со стороны других корпораций.
В Украине с развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим
предприятиям более тяжело организовывать заготовку сельскохозяйственного
сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство,
а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи с снижением
уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием
фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия
приспособились к условиям мелкотоварного производства. Одним из возможных
путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими
предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и
подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых
промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки
сельскохозяйственного сырья.
С развитием рыночных отношений среди инфраструктурных подразделений
возникают подразделения, которые обслуживают сферу оборота материальных и
финансовых ресурсов. Среди них одно из ведущих мест занимают кредитно-
финансовые учреждения.
Оказывать содействие развитию АПК в Украине призванное принятие
Верховной Радой целого пакета законодательных документов и нормативных
актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О
приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном
хозяйстве Украины», «Про крестьянское (фермерское) хозяйство», «Земельный
кодекс Украины», «О кооперации» и др.
Учитывая современное положение в сельском хозяйстве, большинство
ученых выделяют три главных этапа аграрной политики.
Первый этап – стабилизационный. Его назначение - приостановить спад
производства в области. Ориентировочная продолжительность - ближайшие два-
три года. Для этого придется мобилизовать внутренние и внешние инвестиции,
задействовать стимулы высокопроизводительной работы, развивать
предпринимательство в АПК.
Второй этап – возобновительный. Его цель - доведение объемов
сельскохозяйственного производства к уровню конца 80-х - начала 90-х лет, с
постепенным поступлением продукции на мировой рынок. Предусматривают, что
продолжительность этого этапа будет охватывать первое десятилетие XXI ст.
Третий этап – стратегический. Он предусматривает вывод сельского
хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран,
надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной
продукции и его широкого ассортимента [10, с.11].
Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных
структур, пока что, есть довольно низкими для развития АПК нужны как
внутренние, так и внешние инвестиции.
Однако возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине
чрезвычайно ограниченные. Соответственно сокращение инвестиций (в
особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники)
увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания,
закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира. Поэтому
инвестиционная политика в Украине должна быть единой системой
государственного регулирования АПК вместе с ценами, налогами и кредитами,
как в странах с развитой рыночной экономикой.
Поступления инвестиционных ресурсов из-за границы ограниченны
нестабильностью экономики, отсутствием законодательной базы и механизма
реализации уже принятых законов, недостачей гарантий иностранным инвесторам
на государственном уровне, несовершенством и частыми изменениями
действующей налоговой системы и др.
Стимулом для иностранных инвесторов вкладывать средства в аграрную
сферу Украины может быть, прежде всего, более высокий уровень прибыли на
вложенный капитал, чем в западных странах, дешевая рабочая сила,
практически неосвоенный рынок товаров и услуг, вкладывание средств в
развитие инфраструктуры АПК, в частности, в формирование материально-
технической базы, прежде всего производство минитехнологий для переработки
сельскохозяйственного сырья и изготовления сельскохозяйственной продукции
массового спроса.
Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских
отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения
предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее
эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное
производство страны на мировой уровень. Нужно создавать интегрированные
объединения предпринимательских структур, в частности, ассоциации, союзы
предпринимателей агропромышленного направления, финансово-промышленные
группы (ФПГ), инвестиционные фонды. Такие объединения обеспечат эффективное
развитие сельских регионов, дадут возможность наладить и внедрить
прогрессивные ресурсосберегательные технологии, поставлять продукцию на
внутренние и внешние рынки, обеспечить высокий уровень оплаты работников
сельскохозяйственного сектора, быть равноправными партнерами с иностранными
предпринимателями и инвесторами.
Становление предпринимательства в АПК будет сопровождаться развитием
предпринимательских структур в сфере обслуживания потребностей АПК, которое
обеспечит занятость населения сельской местности. Для этого нужно
поддерживать новые, прогрессивные формы хозяйствования в сельском
хозяйстве, прежде всего фермерство, реформировать организационную структуру
управления АПК, предоставить сельскохозяйственным предприятиям
корпоративные права в предприятиях по переработке сельскохозяйственного
сырья. Для этого предлагают модель агроперерабатывающего общества,
отношения в котором регулируют объединением интересов аграрных
производителей и перерабатывающей сферы АПК. Эта модель предусматривает
такое: проведение новой эмиссии акций для размещения их среди предприятий-
поставщиков; формирование уставного фонда на равные, достаточному для
выделения контрольного пакета акций сельскохозяйственным
товаропроизводителям, в том числе с использованием особого механизма оплаты
акций; применение трехступенчатой структуры органов управления и
максимальное расширение финансово-хозяйственной самостоятельности
производственных подразделов общества; объединение практики ежегодной
выплаты дивидендов с предоставлением определенных льгот собственным
акционерам относительно частичного перераспределения конечного результата;
создание благоприятных условий для приобретения акций поставщиками сырья и
др.
Необходимо также формирование новой пофирменной (в отличие от
отраслевой) организационной структуры АПК. Фирмы агробизнеса, как
многопрофильные комплексы, объединяют в себе производство, переработку и
реализацию сельскохозяйственной продукции. Создание фирм агробизнеса
обеспечит привлечение долгосрочных инвестиций и новых технологий в АПК
Украины, интеграцию финансово-коммерческих структур в аграрную сферу на
рыночных основах, конкурентоспособность украинской сельскохозяйственной
продукции на мировом рынке.

2. Факторы формирования продовольственного АПК

Формирования АПК и особенности его территориальной организации зависят
от совокупного действия естественно- и общественно-географических факторов.
Вместе с тем каждый фактор в частности влияет на формирование АПК в
определенном направлении.
Наибольшее влияние на формирование АПК Украины имеют такие общественно-
географические факторы: уровень хозяйственного освоения территории, научно-
технический прогресс, потребности населения в продуктах питания, характер
расселения и уровень обеспечения трудовыми ресурсами.
Для формирования АПК Украины большое значение имеют природно-
географические факторы, в особенности для размещения и специализации
сельского хозяйства. Под влиянием естественных условий формируется
территориальная структура АПК Украины.
Среди природно-климатических факторов важнейшее значение имеют
агроклиматические, почвенные и водные ресурсы.

2.1. Агроклиматические ресурсы

Агроклиматические ресурсы характеризуют степень обеспечения
сельскохозяйственных культур теплом и влагой. Для Украины характерна
зональность в распределении тепла и влаги.
Агроклиматические ресурсы Полесья характеризуются средним уровнем
теплообеспеченности и хорошей влагообеспеченностью. Суммы температур свыше
10( составляют от 2300( до 2600(. Вегетационный период увеличивается с
востока на запад и длится соответственно 190–215 дней. Годовая сумма
осадков составляет 550–750 мм. Количество их увеличивается с востока на
запад.
В Лесостепи агроклиматические ресурсы более благоприятные для
выращивания сельскохозяйственных культур. Суммы температур свыше 10(
составляют от 2600( до 2800(, что дает возможность выращивать основные
теплолюбивые культуры ранних и поздних сроков созревания. Количество
осадков колеблется от 700 мм на западе до 450 мм на востоке. Преобладающее
их большинство выпадает в теплый период года.
Степная зона характеризуется высокой степенью теплообеспеченности.
Суммы температур свыше 10( колеблются от 2900( на севере до 3600( на юге.
Среднегодовое количество осадков уменьшается в этом же направления от 500
мм до 300 мм. Недостаточная влагообеспеченность степной зоны есть одним из
факторов, которые сдерживают развитие сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная зона южного Крыма характеризуется субтропическим
климатом средиземноморского типа. Среднегодовые температуры составляют 11(
– 130(, а количество осадков от 400 до 500 мм за год. Осадки преобладают в
осенне-зимний период. Поэтому лето здесь сухое и жаркое.
В горных районах Карпат суммы температур воздуха свыше 10( не
превышают 1600( – 1800(. Период вегетации длится в среднем 136 дней. За год
выпадает от 800 до 1000 мм и больше осадков.

2.2. Почвенные ресурсы и земельный фонд

Почвенные ресурсы Украины очень разнообразные. На ее территории
выделяют Полесскую, Лесостепную и Степную почвенные зоны, а также
Карпатскую и Крымскую горные области, с присущей каждой из них почвами.
На Полесье наиболее распространенные дерново-подзолистые и болотные
почвы, среди которых преобладают торфо-болотные. Эти почвы большей частью
бедные на перегной. Для повышения их плодородия в почву обязательно следует
вносить органические и минеральные вещества, а также проводить умное
осушение.
Почвенно-климатические ресурсы Полесья подходят для выращивания озимой
ржи, льна-долгунца, картофеля.
В Лесостепи Украины распространенны разные типы черноземных почв.
Кроме этих почв, значительные площади лугово-черноземных и серых лесных
почв. Здесь сложились наилучшие условия для выращивания зерновых культур, в
особенности озимой пшеницы, сахарной свеклы, кукурузы.
Почвенные ресурсы Степи Украины довольно однородные и представленные,
главным образом, черноземами. Эти почвы имеют наивысшее естественное
плодородие. Ведущими культурами здесь есть озимая пшеница, подсолнух,
бахчевые и эфиромаслянные культуры. Наличие большого количества тепла
оказывает содействие развитию виноградарства, а с расширением сети орошения
создаются условия для выращивания риса и овощей. В Степи, как и на Полесье
и в Лесостепи, хорошие условия для скотоводства, овцеводства и
птицеводства.
В Карпатах почвенный покров изменяется как в широтном, так и в
вертикальном направлениях. Наиболее пригодными для сельского хозяйства есть
Закарпатская низменность и Предкарпатье. В горных районах земледелие
развивается лишь в узких долинах речек.
Для Закарпатской низменности характерные, главным образом, дерново-
подзолистые и дерново-глееные почвы. Почвы Предкарпатья в основному дерново-
среднеподзолистые и поверхностноглееные. В горной зоне преобладают бурые
лесные почвы.
В северных предгорных и горных районах Карпат естественные условия
оказывают содействие выращиванию озимой ржи, льна-долгунца и картофеля, а в
низменностях и предгорных районах Закарпатья – озимой пшеницы, кукурузы,
табака, овощей, винограда. Важной областью сельского хозяйства есть
животноводство, в особенности скотоводство, а в горных районах еще и
овцеводство, которое обусловлено большими площадями естественных пастбищ –
горных долин.
Почвенный покров Крыма имеет хорошо выявленную вертикальную
зональность. В предгорной степной зоне распространенны черноземы.
Лесостепная зона покрытая дерново-карбонатними почвами. В горной лесной
зоне распространенные буроземы, в наиболее низком поясе – коричневые почвы.
Основными областями сельского хозяйства есть садоводство, виноградарство,
выращивания овощей, табака. Наличие горных лугов и пастбищ оказывает
содействие развитию скотоводства и овцеводства.

2.3. Водные ресурсы

Водные ресурсы сыграют важную роль в развития аграрно-промышленного
комплекса. Основными источниками удовлетворения современных и перспективных
потребностей хозяйства Украины в пресной воде являются водные ресурсы
поверхностного стока (речки, озера и водоемы) и подземного стока.
Украина имеет довольно ограниченные ресурсы поверхностных вод. Общее
водопотребление в стране достигло 65% ее среднего многолетнего
поверхностного стока. Обеспеченность водными ресурсами местного стока в
расчете на одну человека составляет 1000 м3 на год. Высочайшим есть этот
показатель в Карпатах, на Полесье и в западной части Лесостепи, наименьшим
– в Степи.
Наибольшим потребителем воды в хозяйстве Украины есть сельское
хозяйство. Его часть составляет более чем 2/3. Основной водопотребитель –
орошаемое земледелие. В особенности высок его удельный вес в южных
областях.


2.4. Уровень хозяйственного освоения территории (транспорт, крупные системы
расселения, трудовые ресурсы)

Итак, естественные условия и ресурсы Украины в целом благоприятные для
развития сельского хозяйства. Преимущественно равнинный рельеф, достаточное
количество тепла и влаги в период активной вегетации, большие площади
плодородных почв дают возможность выращивать разнообразнейшие
сельскохозяйственные культуры воздержанной зоны и развивать все основные
области животноводства.

[pic]
Земельный фонд Украины характеризуется высокой степенью освоения.
Сельскохозяйственные угодья занимают 42,4 млн. га, или 70% общей земельной
площади. Земли, которые требуют освоения, занимают лишь 2,5% ее территории.
В сельском хозяйстве земля есть важнейшим средством производства.
Характерной особенностью структуры сельскохозяйственных угодий
является высокий удельный вес пахотных земель (больше 80%). Другие площади
используются под многолетние насаждения (2,7%), сенокосы (5,1%) и пастбища
(11,4%) (рис.1).
Более всего распаханы сельскохозяйственные угодья в Лесостепной зоне
(85,4%), а меньше всего – на Полесье (68,9%). В Полесской зоне почти треть
площадей сельскохозяйственных угодий занимают естественные кормовые угодья.
В связи с тем, что в Украине сельское хозяйство уступает
промышленности как, по плотности основных производственных фондов, так и по
объему производства товарной продукции, в республике преобладает
промышленно-сельскохозяйственный тип освоения территории. Важной составной
частью освоения территории Украины является уровень развития инфраструктуры
территории, в особенности коммуникационной. От территориальной организации
инфраструктуры, густоты транспортной сети, ее технического состояния,
направления железных дорог и автомобильных дорог зависят особенности
территориальной организации АПК и регулярность связей между его основными
звеньями.
Ведущая роль в структуре перевозок грузов АПК принадлежит
автомобильному транспорту. Специализированные транспортные средства
(автоцистерны, специализированные автомашины для овощей, хлеба,
рефрижераторы и т.п.) перевозят грузы АПК. Железнодорожный транспорт
занимает ведущее место в осуществлении внешних связей АПК.
Одним из главных факторов, которые влияют на формирование и
территориальную организацию АПК и потребление его конечной продукции
является характер расселения, плотность сельского населения и уровень
обеспечения трудовыми ресурсами.

2.5. Исторические особенности

Развитие больших систем расселения влияет на величину и структуру
разных аграрно-промышленных комплексов. Наибольшие и большие города
являются одним из важнейших факторов формирования пригородных АПК. Вокруг
этих городов создаются специализированные предприятия пригородного типа для
обеспечения городского населения свежими овощами, молоком и другой
малотранспортабельной сельскохозяйственной продукцией.
Разные природно-географические зоны Украины неравномерно обеспеченны
трудовыми ресурсами. В результате одни регионы Украины имеют излишек
трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, а другие ощущают их нехватку. Лучше
всего обеспеченные трудовыми ресурсами лесостепные области, где высочайшей
являются плотность сельского населения. Наибольшая потребность в трудовых
ресурсах ощущается в степных областях, где плотность сельского населения
наименьшая. Степень обеспеченности трудовыми ресурсами влияет на
специализацию аграрно-промышленных комплексов. Так, в регионах, лучше
обеспеченных трудовыми ресурсами, формируются АПК, которые вырабатывают
трудоёмкую продукцию.
Нужды населения в продукции АПК определяются научно обоснованными
нормами потребления на душу населения и реальными возможностями их
удовлетворения. В определенной мере на объем и ассортимент необходимых
продуктов питания влияют природно-географические условия, местные
национальные особенности и традиции.
В условиях радикального реформирования АПК на основах рыночной
экономики в особенности актуальной есть проблема формирования регионального
ресурсного потенциала АПК, оптимального обеспечения производственными
ресурсами всех его сфер и высокоэффективного их использования.
Национальный АПК характеризуют, с одной стороны, как единую
интегральную природно-экономическую систему, а из другого, в разрезе
отдельных его сфер и производственных подразделов. Такой подход нужен для
правильного понимания закономерностей развития составных частей АПК и
решение проблем формирования оптимальных ресурсных потенциалов региональных
АПК, усовершенствование межотраслевых экономических отношений в границах
национального агропромышленного комплекса. Без этого невозможно выработать
научно обоснованную государственную политику, стратегию и тактику ведения
аграрной реформы в Украине.
Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это
совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые
выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства
производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное
сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают,
сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют
продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть
потенциал аграрной сферы.
Для конкретного аграрного предприятия характерное разное соотношение и
объединение земельных, материальных и трудовых ресурсов. В условиях общего
финансово-экономического кризиса ресурсный потенциал национального АПК
постоянно теряет свои воспроизведенные возможности, снашивается, поскольку
реноваційні процессы почти не происходят, а достижение научно-технического
прогресса практически не внедряют. Возрастание объемов неплатежей,
задолженности государства, неплатежеспособности коллективных
сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств тормозят
производство, приводят к разрушению имеющегося ресурсного потенциала.
Изношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в
сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%,
областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, –
59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994-
1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным
производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых
автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5,
пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на
1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных
удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше
140 кг.
Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует,
что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5
раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых,
подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10
га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет
нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах
уменьшился с 3,5 до 3,2%.
Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют
рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические
интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как
единый социально-экономический процесс интеграции и координации
деятельности предприятий и областей, которые ведут производство,
переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при
условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и
организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного
объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм,
присущих современной рыночной экономике.
В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение
направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими
общими принципами:
. экологичность производства сельскохозяйственной продукции;
. экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования
многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК;
. технологичность и универсальность технических средств производства
при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей;
. снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции,
повышение производительности работы и возрастание эффективности
использование ресурсов на основах комплексной механизации,
автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех
областях АПК.
В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК
на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления
НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические
требования, особенности нынешней материально-технической и технологической
базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина
строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые
экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере.
В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира
решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных
потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть
внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов
сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов
животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и
качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения
национального АПК на эффективный, экологически опасных и
конкурентоспособный путь развития.
Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и
технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса:
. создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают
содействие удешевлению аграрной продукции;
. разработка и внедрение технологий, которые дают возможность
существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и
продуктов питания;
. создание и использование технологий и биологических средств
производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку
сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную
деятельность аграрных предприятий.
Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию
ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности
есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они
должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно
возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство
имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась
на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства.
Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и
структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного
обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного
технологического обновления производства в условиях становления рыночной
экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих
структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно
выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном
количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и
оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и
оборотного капитала второй и третьей сфер АПК).
Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих
средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического
экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер.
Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует
создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить
разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного
машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм
агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы
АПК.
Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки
национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и
экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все
возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический
потенциал государства.

3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и
структура с/х производства

Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время
формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в
условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных
предприятий, эффективность аграрного производства и относительная
стабильность социальной сферы в сельской местности значительно
обусловленные государственным регулированием.
Потребность и особенности государственного регулирования
агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов:
разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности;
непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое
зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в
сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих
перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного
производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность
экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной
инфраструктуры села.
Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня
экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса
и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса
на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и
фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование;
налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции.
В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК
и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно:
поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации
продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы
государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции;
поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить
антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать
развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры.
Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с
другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного
сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма.
Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период
перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности.
Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно
обеспечить программным регулированиям.
В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие:
межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции;
отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК;
товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или
другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых
функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально-
экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.);
региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на
состояние АПК отдельных областей и регионов.
Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный
характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается
государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации
антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п..
В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного
регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная
поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное
регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование.
Существенным элементом государственного регулирования
сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной
структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства,
введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в
частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов
относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из
оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования
объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной
поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а
государство имеет возможность регулировать количество земель, которые
используются под посевы и многолетние насаждения.
Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны
в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе
в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии
на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют
погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие
уменьшению объемов импорта масла.
Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном
животноводстве и, частично, в птицеводстве.
В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского
хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко
практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю
техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и
перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные
субсидии производственного назначения начали уменьшать.
Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного
кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление
помощи молодым фермерам.
Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования
производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов
фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия.
Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной
политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри
Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты
решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты
фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства.
Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на
председателя скота в неблагоприятных условиях производства.
Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты
не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по
ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в
сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в
бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину
средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные
средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67].
Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная
интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и
абсолютным размером выделенных сумм. Как видим, высоким есть уровень
государственной поддержки аграрной сферы в Япони, странах Европейского
Союза и США. Минимальные суммы для поддержки сельского хозяйства выделяют в
Австралии Новой Зеландии.
На защиту отечественных рынков и товаропроизводителей в западных
странах также направленный механизм внешнеторговых отношений. Главной его
составной частью есть ценовое регулирование. Мировые цены формируют на
основании затрат в лучших условиях производства, под которыми понимают
совокупность естественных, технико-технологических и социально-
экономических условий. Такие условия для производства многих
сельскохозяйственных товаров есть в США, где на биржах и происходит
начальное формирование мировых цен.
Однако в большинстве стран условия производства многих видов
сельскохозяйственной продукции худшие, чем в главных странах-экспортерах.
Если бы функционировал абсолютно свободный мировой рынок, то внутреннее
производство сельскохозяйственной продукции в многих государствах было бы
вытеснено импортом. Поэтому нужны системы защитных механизмов, которые
стимулируют развитие собственного аграрного сектора. Такие системы созданы
в странах Европейского Союза, Японии других, где условия для выращивания
многих культур есть худшие. Разработанные механизмы защищают от дешевого
импорта отдельных продуктов, и вместе с тем регулируют поступление
продуктов, которые не вырабатывают внутри страны.
Как базовые инструменты политики защиты отечественных производителей
используют таможенные сборы и компенсационные платежи, которые покрывают
разность между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные
платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые дают
возможность вывозить продукты из Европы на мировой рынок, где сложились
низшие цены. Такая система превратила Западную Европу у большого экспортера
продуктов питания.
В Украине для реализации стратегического курса изменения всей системы
отношений в АПК целесообразно создать специальные органы государственного
регулирования сельского хозяйства и рыночных преобразований в нем. В
государствах Восточной Европы, которые стало на путь аграрных реформ
значительно раньше, чем Украина, подобные учреждения уже действуют, в
частности, в Польше - Агентство сельскохозяйственного рынка, в Чехи и
Словакии - Фонды рыночного стимулирования, в Венгрии - Координационный
комитет по регулированию аграрного рынка. Несмотря на некоторые отличия
можно выделить такие главные задачи их деятельности:
. интервенционная закупка аграрной продукции;
. интервенционная продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов
ее переработки на внутреннем и внешнем рынках;
. субсидирование экспорта;
. обслуживание кредиторской задолженности;
. анализ сельскохозяйственного рынка, сбор информации и разработка
оценок и предложений для правительства относительно текущей

Новинки рефератов ::

Реферат: Основные этапы развития социологической мысли (Социология)


Реферат: Поступление основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие формы и содержание реализации норм международного права (Международное публичное право)


Реферат: Проблемы обучения (Педагогика)


Реферат: Краснодар 1941-42 (История)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)


Реферат: Культура, как предмет социологического исследования (Социология)


Реферат: Внутрифирменное планирование на предприятиях индустрии гостеприимства (Менеджмент)


Реферат: Иностранные инвестиции в российской экономике (Деньги и кредит)


Реферат: Обретение Финляндией независимости (История)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Государственная власть в РФ (Право)


Реферат: Темперамент в структуре личности (Психология)


Реферат: Объекты гражданских прав (Право)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Аудит)


Реферат: Спортивные предпочтения досуга молодежи (Социология)


Реферат: ООН, история создания (Международное публичное право)


Реферат: Брест-Литовское соглашение (История)


Реферат: Качество стали (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист