|
Реферат: Отчет по практике судовождения (Транспорт)
I Часть. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СУДОВОЖДЕНИЯ
СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИБОРОВ
a) Гирокомпас «Курс-4»: 1. Приборы 1Т; 4Д; 9Б; 10Т; 12Т; АТГ-4 и прибор 25 размещаются в гиропосту; 2. Приборы 34, 10Т, 38 размещаются в штурманской и рулевой рубках; 3. Приборы 20А, 19А и 22 размещаются на крыльях ходового мостика; 4. Прибор 38 размещен в румпельном отделении; 5. Прибор 15А (ЗУ) размещен в агрегатной; b) Индукционный электронный лаг ИЭЛ-2: 1. Приборы 9; 11; 29 размещаются в шахте лага; 2. Приборы 6; 3; 1; 2; 5 размещены в штурманской и рулевой рубках; 3. Приборы 119А размещается в агрегатной; c) Навигационный эхолот НЭЛ-3Б: 1. Приборы 1 и Я находятся в шахте у днища судна и заделаны заподлицо с обшивкой; 2. Приборы 4; 4Б; 4Г; 11; 16; 16А размещаются на ходовом мостике.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
a) Навигационный эхолот НЭЛ-3Б: 1. Техническое описание; 2. Инструкция по эксплуатации; 3. Ведомость одиночного ЗИП; 4. Схема электрическая соединений и подключений. b) Индукционный лаг ИЭЛ-2М: 1. Техническое описание; 2. Инструкция по эксплуатации; 3. Ведомость одиночного комплекта ЗИП; 4. Схема электрическая соединений и подключений; 5. Формуляр; 6. Трафарет. c) Гирокомпас «Курс-4»: 1. Техническое описание системы «Курс»; 2. Технический формуляр; 3. Инструкции по обслуживанию, регулировке и проверке системы «Курс»; 4. Схема принципиальная электрическая; 5. Сборочный чертеж прибора 1 М; 6. Ведомость ЗИП эксплуатационная; 7. Описание и инструкции по обслуживанию агрегата; 8. Формуляр на агрегат.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПТБ
a) При работе с гирокомпасом «Курс-4» строго соблюдать следующие указания: 1. Запрещается монтировать приборы при работающей системе, а пусковые приборы – при подключенной бортовой сети; 2. Запрещается заменять отдельные элементы и узлы при работающей системе; 3. Заменять предохранители в приборах работающей системы только специальными щипцами; 4. Крышки всех приборов работающей системы должны быть закрыты. Колпак основного прибора снимать лишь для ручной установки поправки ГК по скорости и широте. Устанавливать поправку, стоя на резиновом коврике; 5. К разгрузке чувствительного элемента следует приступить не ранее 90 минут после выключения системы. Операцию производить вдвоем; 6. Хранить формалин, буру, подготовленную поддерживающую жидкость и гидролизный спирт в закрытых опечатанных ящиках. Исключать возможность попадания на организм указанных реактивов. b) Эхолот НЭЛ-М3Б: 1. Во время работы эхолота отдельные элементы приборов находятся под напряжением, опасным для жизни, поэтому касаться проводов, исправлять повреждения и производить регулирование, непредусмотренные инструкцией, запрещено; 2. Все предохранители должны быть отрегулированы и установлены на величину тока, соответствующую надписи на предохранителе; 3. Замена блоков и электроэлементов должна производиться только при отключенном питании. c) Индукционный лаг ИЭЛ-2М: 1. При работе с лагом соблюдать осторожность, т.к. в приборах высокое напряжение; 2. Присоединение и разъединение всех разъемов производить только при отключенном питании; 3. Извлечение из приборов блоков и других элементов производить только при обесточенном лаге.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГИРОКОМПАСА «КУРС-4»
I. Подготовка, пуск и остановка ГК: 1. Перед пуском системы проверить наличие и целостность предохранителей в приборах 4Д, в ящиках с защитными устройствами и в разветвительных коробках; 2. Осмотреть прибор 1 М; замерить уровень поддерживающей жидкости в нем. Проверить, нет ли в приборах посторонних предметов и грязи; 3. Проверить давление в магистрали и уровень воды в помпе; 4. Проверить наличие чернил и бумаги в самописце; 5. На штурманском пульте установить переключатель в положение «С затуханием». Выключить следящую систему, поставив тумблер в приборе 10Б на «Выключено»; 6. Пускать систему в такой последовательности: - В приборе 4Д выключатель «Однофазный ток» установить в положение «Включено»; - В приборе 4Д выключатель «Судовая сеть» установить в положение «Включено»; - Все три амперметра прибора 4Д должны показывать пусковые токи. 7. Проверить работу помпы и уровень воды в ней; 8. Проверить согласованность ЧЭ со шкалами основного прибора и освещение шкал репитеров; 9. Согласовать по времени курсограмму в 34 приборе; 10. Включить следящую систему в приборе 9Б тумблером; 11. Проверить работу корректора прибора 1М и механизма дистанционного управления на штурманском пульте; 12. Остановка системы осуществляется в следующей последовательности: - Выключить следящую систему тумблером в приборе 9 Б и снять питание однофазного переменного тока; - Выключатель «Судовая сеть» в приборе 4Д установить в положение «Выключено»; - После выключения осмотреть все приборы.
Ускоренное приведение ЧЭ в меридиан
1. Определить курс судна с точностью до 3 ° , подать в схему питание однофазным током; 2. Переключателем приведения на нактоузе включить приспособление для приведения для приведения ЧЭ в меридиан и подвести ЧЭ к курсу судна с точностью до 9 ° ; 3. Подать питание трехфазным током и кратковременным включение переключателя приведения удерживать ЧЭ на курсе (операция должна длиться 10-15 минут).
II. Разборка и сборка основного прибора ГК: Разбирать прибор 1 М в следующих случаях: - При замене ЧЭ; - При зачистке теплопроводящих участков ЧЭ; - При замене поддерживающей жидкости. Для разборки 1 М необходимо: 1. Из ЗИП достать треногу и подставку для ЧЭ; 2. Отсоединить концы кабелей, идущих от нактоуза на стол от всех клемных плат, расположенных на столе; 3. Отсоединить штуцеры системы охлаждения; 4. Вывернуть болты, кренящие стол к внутреннему карданному кольцу; 5. Приподнять стол и следящую сферу над резервуаром и подождать пока не вытечет вся жидкость из нижней части сферы; 6. Установить стол и следящую сферу на треногу; 7. Вывернуть эбонитовую пробку из токопроводящего стержня 28 фазы; 8. Отвернуть 7 эбонитовых гаек, крепящих нижнюю чашу с верхней; 9. Отделить нижнюю чашу с ЧЭ и установить ее на подставку для ЧЭ.
Перед сборкой прибора рекомендуется проверить правильность монтажа следящей сферы.
Для сборки прибора 1 М необходимо: 1. ЧЭ извлечь из ящика и установить его на подставке так, чтобы экваториальный пояс расположился в горизонтальной плоскости; 2. При необходимости доработать токоведущие поверхности ЧЭ и следящей сферы; 3. ЧЭ установить в нижнюю чашу и присоединить ее к верхней части следящей сферы; завернуть и прозвонить контактный винт 28 фазы, после чего завернуть эбонитовую пробку; 4. Следящую сферу спустить в резервуар и дать возможность поддерживающей жидкости заполнить сферу; 5. Стол посадить на штифты и винтами прикрепить к внутреннему карданному поясу; штуцера системы охлаждения установить на свои места и завернуть; 6. Подключить концы монтажа подходящим к клемным платам стола; 7. Пузырек уровня на крышке корректора должен находиться в центре, если нет, то его следует установить разворотом балансировочного груза.
III. Проверка работы помпы: Во время запуска схемы, а также во время работы, необходимо проверять уровни охлаждающей воды в помпе, который должен находится на уровне красной риски на смотровом стекле. При запуске схемы необходимо проверить наличие циркуляции охлаждающей воды в приборе, для чего отвернуть специальный винт на трубке штуцера (на столе прибора 1 М). При подключении помпы в систему (при замене или после ремонта) проверить направление вращения ротора.
IV. Приготовление и замена поддерживающей жидкости: Способ приготовления жидкости следующий: 1. Отмерить в стеклянный резервуар 10 л дистиллированной воды. Влить туда 0,1 л формалина. В полученный раствор формалина влить 2,5 л глицерина; 2. Растворить 14,3 гр. буры в дистиллированной воде объемом 0,5 л, нагревая ее до температуры 40-50 ° в эмалированном сосуде; 3. Влить раствор буры в сосуд с общим раствором. Полученный раствор тщательно перемешать резиновым шлангом из ЗИП.
Правильность составления жидкости проверяется денсиметром, имеющимся в ЗИП. Удельный вес поддерживающей жидкости при температуре 20 С ° равен 1,040 г/см3. Допуск на удельный вес при составлении жидкости равен ± 0,001 г/см3, жидкость должна быть прозрачной, допускается розоватый оттенок.
Количество поддерживающей жидкости в резервуаре прибора 1М до загрузки ЧЭ должно быть таким, чтобы жидкость закрывала ѕ смотрового окна резервуара.
V. Регулировка ЧЭ по высоте: Регулируется ЧЭ по высоте при замене поддерживающей жидкости и при изменении рабочего температурного диапазона. Отклонение ЧЭ от среднего диапазона допускается в пределах ± 2 мм. Если экваториальная линия проходит ниже риски следящей сфере более чем на 2 мм, то в состав поддерживающей жидкости добавить глицерин. Если экваториальная линия проходит выше, то в состав добавляют дистиллированную воду. После добавления в поддерживающую жидкость глицерина или дистиллированной воды обратить внимание на показания амперметров в приборе 4Д. Токи должны находиться в пределах нормы.
VI. Проверка синхронной передачи: Согласование производится при подключении в схему приборов, имеющих шкалу курсоуказания. Согласование синхронной передачи начинать с проверки правильности стороны вращения репитеров и принимающих в остальных приборах относительно 1 М. Для этого закоротить фазы 30-ю с 28-й в приборе 9Б и дать вращение следящей системе в одну сторону (на увеличение или уменьшение отсчетов по шкале). Шкалы всех приборов должны вращаться в одну сторону на увеличение или уменьшение. Если шкала какого-либо принимающего будет вращаться в противоположную сторону от заданного, то на его сельсине надо поменять местами две фазы ротора. Для дальнейшего согласования выключаем следящую систему (в приборе 9Б тумблер – в положении «Выключено»). Ключом ручного согласования согласовать показания шкал всех принимающих относительно шкал прибора 1М. показания шкал не должны отличаться от прибора 1М более чем на ± 0,1 ° . Если рассогласование равно ±0,3 ° меняются местами все три фазы ротора сельсина принимающего, если рассогласование равно ±0,5 ° , то менять местами концы возбуждения сельсина. Другие величины рассогласования устраняются разворотом статора сельсина или перезацеплением ротора.
VII. Регулировка основного прибора относительно ДП судна: Регулирование основного прибора 1М относительно ДП судна необходимо производить периодически при устранении постоянной поправки и после замены чувствительного элемента. Постоянная поправка пеленгованием удаленного предмета или створа, истинные пеленги которых известны. Для устранения поправки ослабить болты, крепящие нактоуз к основанию, и по шкале кремальеры развернуть нактоуз на число градусов, равное постоянной поправке, которая должна быть выбрана с точностью до ± 0,5 °. Выставка курсовых линий пеленгаторных репитеров производится в случае, если поворотная часть пелоруса будет сбита относительно установленного положения. Курсовая линия 0 ° -130 ° азимутального кольца центрального пеленгаторного репитера, находящегося на верхнем мостике, в ДП судна по гюйсштоку. Пеленгаторные репитеры на крыльях мостика выставляются в ДП по центральному репитеру. Выставка курсовых линий 0 ° - 180 ° репитеров относительно ДП судна выполняется с точностью до ± 0,25 ° .
VIII. Дистанционное управление корректором: Проверяют механизм дистанционного управления корректором вместе с настольным корректором. Проверку начинать с проверки механики при включенном питании. Отсутствие механических заеданий в настольном корректоре прибора 1М проверяют с помощью маховичка ручной установки, который вращают так, чтобы индекс шкалы корректуры на крышке корректора прошел от 0 до 30 деления и обратно. После этой проверки установить индекс по шкале на крышке корректора на деление 15. Открыть прибор 24 и вращением оси сельсина установить стрелку в среднее положение по шкале скорости. Поставить на место предохранители 130 и 131 в приборе 4Д и включить однофазный ток. При нажатии кнопок правой (+) или левой (-) стрелка в приборе и индекс в корректоре должны идти в соответствующих направлениях, если происходит противоположное движение стрелки или индекса нажатой кнопке, то проверить правильность подключения двигателя. Стрелка сельсина и индекс корректора должны двигаться плавно без скачков. При отработке двигателем корректора нового значения поправки курса в приборе 34Н загорается сигнальная лампа «Отработка корректуры». Запрещено снимать и передвигать корректор, так как нарушается согласованность картушек корректора с показанием ЧЭ.
IX. Проверка работы курсографа: Перед проверкой курсографа заправить бумагу на лентопротяжном механизме, стеклянные баллончики перьев промыть и залить чернилами. Нажать педаль разрывателя цепи ротора сельсина и, вращая от руки валик принимающего, установить на курсографной бумаге курсы – 0 °, 90 °, 180 °, 270 °, проверяя на каждом указанном курсе точность перехода четвертного пера в следующую четверть, которое должно переходить в тот момент, когда курсовое перо прошло от своего крайнего положения курсограф середине курсограммы не более 0,5 ° для курсов 90 °, 180 °, 270 ° и не более 1 ° для 360 ° . изменение движения курсового пера происходит с черты, соответствующей 0 °-180 ° и 90 °-270 ° . Согласовать курсограф с прибором 1М. для этого тумблер «Приемник курса» в положение «Выкл.» и ключом согласовать показания катрушки репитера с основным прибором, после этого тумблер в положение «Включено». Ленту курсограммы согласовать по времени (производить каждый раз при запуске системы и замене курсовой бумаги). Для согласования используют поперечные линии, нанесенные на ленте. Завести часовой привод лентопротяжного механизма курсографа. Завод производить 1 раз в 4 суток. Необходимо убедиться в запуске часового механизма.
X. Проверка сигнальной системы: Проверка сигнальной линии рассгласования следящей системы производится при периодических проверках всей гирокомпасной системы и при замене сигнальных неоновых ламп. Для проверки надо в усилителе прибора 9Б (медленно рассогласовать) поставить тумблер в положение «Выключено». Вручную за валик двигателя прибора 9Б медленно рассогласовать следящую систему с ЧЭ. При рассогласовании 0,7 °-2,5 ° в приборах типа 34, 10М, 9Б загораются сигнальные лампы с надписью «Рассогласование следящей системы». Если лампы не загораются при согласовании, их следует заменить.
XI. Отключение тока: В приборе 4Д необходимо проверить работу токового сигнализатора, который включает сигнальные лампы «Отключение тока» в приборах 10М и 34Н при изменении тока в любой фазе трехфазного тока 120В, 330Гц на величину ±0,25А. Работа токового сигнализатора проверяется закорачиванием двух фаз на резистор 400-600 Ом, 25В или извлечением одного из предохранителей любой линии. Регулировка токового сигнализатора производится так: 1. При номинальном значении тока в трехфазной линии (120В, 330Гц) подвижный контакт изменением натяжения пружины устанавливается в среднее вертикальное положение. 2. Зазаор между подвижными и неподвижными контактами установить из расчета, чтобы замыкание контактов произошло при отключении тока ±0,25А. Эту операцию можно производить во время пускового режима гироматоров, когда эти токи повышены. XII. Отклонение температуры: Регулировка системы охлаждения прибора 1 М сводится к регулировке термосигнала и терморегулятора. Термосигнал регулируется при замене термореле и изменении рабочего температурного режима поддерживающей жидкости. Следует 2-3 раза проверить работу замыкателей ревуна, изменяя для этого температуру поддерживающей жидкости в пределах от +37° до 41° С и при необходимости подрегулировать. В южных широтах при необходимости для обеспечения работы компаса разрешается температуру поддерживающей жидкости до 46° ±2° С, при этом для хранения положения ЧЭ при этой температуре следует добавить 100-140 см3 глицерина. Температура охлаждающей воды должна быть не выше 29° , для южных широт не выше 33°. XIII. Проверка чувствительности, скорости отработки и колебательности СС. Указанные параметры проверяются при проведении периодических проверок всей гирокомпасной системы, при замене/ремонте приборов 9Б и при изменении проводимости поддерживающей жидкости. После прихода ЧЭ в меридиан, что проверяется по курсограмме и пелинговании (сохраняется постоянство пелинга в течение 20 мин.) приступают к проверке чувствительности и времени отработки следящей системы. Исполнительный двигатель прибора 9Б вручную рассогласовать на 0,3° -0,5°, валик отпустить и по шкале заметить отсчет. Разность отсчетов характеризует чувствительность следящей системы и не должна превышать 0,2°. Время отработки следящей системы проверяется следующим образом: отключение 30-й и 31-й жилы или путем закорачивания фазы 28 с клеммами 30 или 31 в приборах 1М, 9Б рассогласовать следящую систему от установившегося положения на 120°- 130° . закорачивание прекратить. Когда следящая система отработает угол 20°-30° и наберет скорость, пустить секундомер. С этого момента измеряется время отработки угла 90°, по окончании этой отработки секундомер остановить. Замер времени отработки повторить при заводке следящей системы в обратную сторону. Время отработки следящей системой угла 90° как в одну, так и в другую сторону должно быть не более 20 сек., разность по времени отработки в разные стороны не должна превышать 4 сек. Одновременно со временем отработки проверяется число колебаний следящей системы у положения равновесия, для этого измеряется число «прохождений» следящей системой положения равновесия, которое следящая ситема должна проходить не более 5 раз с усилителем 9Б. Если время отрабтки окажется больше указанного предела, следует проверить величину момента трения в приборах 9Б, 1М и принимающих.
Кривая затухающих колебаний
Снятие и обработка кривой затухающих колебаний необходимы для определения параметров ЧЭ. Кривая затухающих колебаний позволяет: 1. Определять численное значение периода затухающих колебаний; 2. Определить время прихода ЧЭ в меридиан с заданной точностью для различных начальных углов отклонения от меридиана; 3. Судить об устойчивости компаса в меридиане. Кривая затухающих колебаний графически представляет собой закон колебаний гиросферы в азимуте. Необходимым условием для снятия кривой является полная неизменность курса судна. Поэтому кривую нужно снимать, когда судно отшвартовалось или в доке. В случае отклонения параметров ЧЭ, выявленных при обработке кривой затухающих колебаний, следует решить вопрос о годности данного ЧЭ.
Навигационная эксплуатация гирокомпаса
Действия при неисправности в ситеме. При неисправности того или иного узла системы следует выяснить причину и устранить неисправность в последовательности: a) Проверить целостность предохранителей, служащих для защиты неисправного узла, b) Проверить, нет ли механических заеданий, c) Проверить, нет ли обрыва в проводе, d) Обратить внимание на специфические неисправности узла. В случае, если произойдет отказ всей системы или по каким либо- причинам выйдет из строя гирокомпас необходимо предпринять вахтенным помощникам следующие действия: a) Перейти на ручное управление рулем и сделать отметку на курсограмме, b) Задать рулевому курс по магнитному компасу, c) Доложить капитану, d) При использовании технических средств навигации учитывать влияние отказа гирокомпаса, e) Проверить исправность и чистоту оптической передачи магнитного компаса.
Действия вахтенного помошника при плавании в высоких широтах.
При изменении скорости судна и широты места вахтенный помощник должен произвести дистанционный ввод данных из прибора 34Н в прибор 1М. Для этого необходимо: a) Вращением ручки на левой стенке прибора в окне крышки установить шкалу скорости хода судна для широты района плавания, b) Нажать соответствующую кнопку «Скорость хода» и удерживать в этом положении, наблюдая за движением стрелки индекса по шкале скорости, c) Кагда стрелка-индекс достигнет необходимого деления на шкале скорости, соответствующего действительной скорости судна, топустить кнопку. Существует возможность использовать корректор и при плавании в высоких широтах (более 75°). Это обуславливается тем, что скорость судов в высоких широтах обычно не превышает 20 узлов и остается неиспользованным большой участок скорости. Поэтому на штурманском пульте устанавливают условное значение широты и скорости, отличных от действительных значений, но определяющих то же значение скоростной девиации.
Требования РШС к курсографу.
Поправка курсрграфа определяется по временным отметкам на курсрграмме, которые ставят по фактическому времени, как правило во время вахты, скрепляя их подписью. Расхождение времени по курсрграмме и судовым часам за вахту не должо превышать 10 мин. Если имеются сомнения в стабильной работе курсрграфа, дополнительные отметки на курсограмме ставят во всех случаях, когда может понадобиться расшифровка курсограммы: при отходе от причала, съемке с якоря, подходе к полосе тумана и т.п. Один раз в сутки, обычно00-04 часов, а также при выходе из порта на курсограмме записывается дата. Перед выходом в рейс, а затем систематически в течение рейса проверяется согласованность работы четвертного и курсового перьев курсографа по времени икурсу. Временные отметки не ставят, если курсограф оборудован точным часовым механизмом. В этом случае часовой механизм и курсограмму согласовывают с судовыми часами один раз в сутки и проверяют одновременно с другими измерителями времени. Расхождение не должно превышать 20 сек.
Таблица девиации МК
|курс |поправка |курс |поправка | |0 |+1,4° |180 |+1,0° | |15 |+1,4° |195 |+1,0° | |30 |+1,3° |210 |+0,7° | |45 |+1,2° |225 |+0,8° | |60 |+1,2° |240 |+0,7° | |75 |+1,2° |255 |+0,8° | |90 |+1,2° |270 |+0,8° | |105 |+1,2° |285 |+0,8° | |120 |+1,2° |300 |+1,1° | |135 |+1,2° |315 |+1,2° | |150 |+1,0° |330 |+1,4° | |165 |+1,0° |345 |+1,4° | |180 |+1,0° |360 |+1,4° |
| | | |A= +1.10° |B= +0.20° | |D= +0.10° |C= +0.20° | |E= +0.10° |Б = 78° |
Обслуживание эхолота НЭЛ М3Б
Проверки и регулировки
Лицам, обслуживающим эхолот, разрешается в случае необходимости совершать следующие регулировки: 1. Положение линии записи нуля Необходимость регулирования положения линии записи нуля относительно верхнего края возникает при замене рулона ленты. Линия записи нуля должна находиться на расстоянии 10 ± 3 мм от верхнего края ленты. Установить ручку «Диапазоны» в положение «50», отключить прибор 4, открыть крышку и открутить винты крепления лентопротяжного механизма и откинуть его. Включить прибор 4 и установить положение линии записи нуля, вращая ось резистора через отверстие, обозначенное знаком ? на кожухе, закрывающем формирователь нулевой и условной отметок.
2. Контрастность в записи прибора 4 регулируется, если использемая лента имеет резко отличающиеся свойства или при замене усилителя записи. Регулирование производится резисторами R7, R8. «Контрастность» при установки ручки «Диапазоны» в положение 50 и 500 соответственно (при установке ручки «Диапазоны» в положения 40-90 и МГ контрастность такая же как и 50). Регулинрование производить при открытой крышке прибора 4, через отверстия с цифрами 50 и 500 на кожухе. 3. Для регулирования натяжения ремня ослабить стопорный винт, находящийся на кронштейне ведомого шкива, и регулировочным винтом натянуть ремень. Прогиб ремня при нажиме на него в средней нижней части должен быть порядка 10-12 мм. После регулирования завернуть стопорный винт до упора.
Данные замеров сопротивления изоляции
1. Сопротивление изоляции цепи питания 1 МОм 2. Сопротивление изоляции цепи излучения 10 МОм 3. Внутреннее сопротивление изоляции прибора 1 по постоянному току 10 МОм 4. Сопротивление заземления прибора 1 10 МОм.
Лаг ИЭЛ-2М
Проверки
Проверка работы лага: для проверки необходимо 1. Тумблер «Откл.сеть» прибора 6 установить в положение «сеть». При этом загораются зеленые табло приборов 3 и 6. 2. Через 5-10 минут произвести проверку работы лага по внутреннему тесту: a) Открыть крышку прибора 6, b) Установить тумблер «работа-тарировка» в положение тарировки, c) Установить переключатель «калибровка-работа-масштаб» в «калибровка». На табло скорости появятся значения «0±00, уз», d) Установить тот же переключатель в положение «масштаб», на табло высвечивается значение числа М записанного для основного ИП. 3. Установить органы управления в прежнее положение, закрыть крышку прибора 6.
Регулировки
Установка «рабочего нуля» лага с комплектом ИППС КБ4 079 058 может производиться либо у сенки причала на швартовых при отсутствии мешающих береговых электромагнитных полей, либо в море при свободном установившемся дрейфе в следующем порядке: a) Включить лаг, время – 50 мин., b) Установить переключатель рода работ в положение «уст.о-к», c) Установить на табло отсчет 2.00, уз (К2) вращением потенциометра «уст.о-к», d) Установитьб переключатель рода работ в положение «работа» и снять отсчет по табло (V °), e) Ослабить крепление прибора 9дезинфекци в клинкете и развернув его на 180° без изменения высоты, заметить отсчет по табло (V180), f) Установить прибор 9дезинфекци в первоначальное состояние и закрепить его в клинкете, g) Вычислить поправку [pic] h) Установить на табло значение [pic]вращением потенциометра «уст.о-р», i) Установить переключатель рода работ в положение «уст.о-к» и вращением потенциометра установить на табло первоначальный отсчет (К1), j) Установить переключатель рода работ в положение «работа».
Определение остаточных и начальных погрешностей лага производить при силе ветра не более 2-3 баллов и волнении моря не более 2-4 баллов в зависимости от водоизмещении судна. Число оборотов двигателя на режиме и курс должны удерживаться постоянными. Время набора скорости должно быть достаточным для установления заданного режима хода к моменту пересечения первого створа. С начала движения судна убедиться в том, что увеличению скорости переднего хода соответствует увеличение отсчетов по табло. В противном случае включить лаг, открыть прибор 29 и поменять местами провода на клеммах 1 и 2 платы П2. После переключения проводов на плате П2 включить лаг и повторить проверку «рабочего нуля».
II Часть. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИМ ФЛОТОМ
Эксплуатационно-технические характеристики судна
Тип судна: лесовоз-пакетовоз / контейнеровоз, сухогрузный одновинтовой теплоход. Класс: КМ ? УЛ Район плавания: неограниченный Ширина наибольшая: 16,25 м Длина наибольшая: 97,3 м Длина между перпендикулярами: 90,07 м Скорость МАХ в балласте: 14,5 уз Осадка: носом – 6,36 м Кормой – 6,71 м Максимальная 7,40 м Валовая вместимость: 3184,39 р.т / 9020,95 м3 Чистая вместимость: 1652,91 р.т /4682,47 м3 Грузоподъемность: 4054,00 р.т Поправка на пресную воду: 133 мм Поправка на пресную воду для лесного борта: 140 мм Высота борта: 7,7 м Надводный борт от палубной линии: Тропический – 1234 мм Летний – 1367 мм Зимний – 1500 мм Зимний СА – 1550 мм Лесной тропический – 880 мм Лесной л/з – 1020 мм Лесной ЗСА – 1550 мм Водоизмещение: 6700 т Главный двигатель: дизель Мощность ГД: 3850 л.с.
Характеристика организации работы судна
В период практики судно было задействовано на линейных перевозках. При линейной форме эксплуатации судов судно обычно курсирует между заблаговременно объявленными портами, в которые оно заходит в заранее установленные сроки для принятия груза к перевозке за определенную тарифную ставку. Сама организация линейного судоходства не позволяет вести переговоры с каждым отдельным клиентом об условиях перевозок на линейном судне. Поэтому все те, кто обращается к услугам данной линии, должны подчиняться требованиям, установленным судоходным предприятием. При перевозке груза на линейном судне клиентура не имеет никакого другого выбора кроме как присоединиться либо отказаться к условиям, предложенным перевозчиком. условия перевозки находят свое отражение в коносаменте. Линейный коносамент – товароперевозочный документ, который выполняет роль расписки в принятии груза к перевозке, а также является доказательством заключения и выполнения договора о перевозке грузов морем, а также как товарораспределительный документ. Грузовые работы организуются и оплачиваются перевозчиком и проводятся на причалах линии.
Характеристика договоров морской перевозки
Коносамент – основной вид рейсового договора морской перевозки грузов в прямом морском сообщении. На его обороте написано, что отправитель и получатель подчиняются действию тарифов и правил на перевозку грузов. Коносамент служит доказательством принятия перевозчиком обозначенного в нем груза. Линейный коносамент в заграничном плавании заменяет договор морской перевозки, так как на линейные суда чартер обычно не заключается. Линейный коносамент содержит условия перевозок, напечатанные на лицевой и обратных сторонах. Коносамент датирован днем окончания погрузки данной партии груза согласно штурманской расписке. В разделе «Отметки и штампы агентства отправления» сделана отметка о проверке веса (был проверен портом отправления) и проставлен календарный штемпель с датой составления коносамента. Этот же штемпель проставлен и на обороте коносамент, так как груз отправляется в день составления коносамента. Слева отмечен аванс фрахта, полученный в порту отправления, и сумма, подлежащая выплате в порту назначения. Транспортная характеристика грузов
Во время рейса были приняты к перевозке следующие грузы: алюминий в чушках и контейнеры. Алюминий: относится к категории тяжеловесных грузов, требуется особая тщательность при укладке и креплении. Алюминий относится к цветным металлам, для сохранности размещается в крытых складах, перевозится обычно в чушках, листах, трубах, проволоках и порошке. Укладка производилась в штабели прямой кладки. Стопки составляют из грузовых мест одинаковых размеров и укладывают вертикальной кладкой, причем каждое вышележащее место совпадает с местом, лежащим ниже. Благодаря своей форме, обеспечивалась устойчивость стопок алюминиевых чушек. В высоту укладка достигала четырех рядов. Для того, чтобы штабель не смещался от борта к борту, производилось раскрепление стенок посредством деревянных прокладок и клиньев. Погрузка и выгрузка производилась посредством портовых перегрузочных мест. Грузозахватными приспособлениями являлись цепи и клещевидные захваты, так как быстрее производилась погрузка и выгрузка исходя из формы чушек. Также для быстроты укладки в трюм был спущен вилочный погрузчик. Форма алюминиевых чушек: Размер: Масса:
Для решения вопроса о возможности совмещения в одном грузовом помещении разнородных грузов надо досконально знать их свойства.
Контейнеры представляют собой специально изготовленную транспортную тару постоянного действия, приспособленную для сохранной перевозки грузов в первичной таре, навалом, насыпью и наливом и предназначены для перемещения партии грузов от места производства к месту потребления без перегрузки на стыках различных видов транспорта. Контейнер имеет соответствующие стандартные размеры и приспособления для более эффективного использования подвижного состава транспорта и для передачи с одного транспортного средства на другое. Стандартные линейные размеры контейнеров в известной мере согласованы с размерами трюмов судов и железнодорожных платформ, что дает возможность укомплектовать загрузку трюмов контейнерами с наибольшим использованием их вместимости. В качестве конструкционных материалов для контейнеров применяют сталь и алюминий, для теплоизоляции применяют пластмассы и пенопласты. Контейнеры, принятые для перевозки нашим судном, имели следующие стандарты: |Класс ИСО |Масса брутто/тары, |Коэффициент тары | | |кг | | |1А |30480/2800 |0,093 | |1С |20320/1500 |0,074 | |Общий объем, м3 |Внутренний объем, м3|Коэффициент | | | |использования объема| |72 |63 |0,88 | |36 |31 |0,86 |
Стандартами ИСО утверждены размеры уголков и литых деталей, служащих для подъема контейнера. Для типов А; С-178*151*110 мм, а верхние угловые детали должны выдерживать подъем груженого контейнера. Крюками контейнер захватывается за верхние уголки при ручном и полуавтоматическом сцеплении. При размещении контейнеров на палубу, она должна быть оснащена специальными устройствами для крепления контейнеров: палубные рыбы и цепные комплексы, состоящие из чака, скоб и винтовых стяжных приспособлений. В соответствии с Международной конвенцией по безопасным контейнерам 72 г., каждый контейнер должен иметь табличку о допущении к использоваию. Грузоотправитель предоставляет под порузку контейнеры исправные и годные для перевозки данного груза и очищенные от остатков ранее перевозимых грузов. Контейнеры, подлежащие опломбированию, должны быть технически исправными и иметь приспособления для навешивания пломб. Контейнеры пломбируются с тем расчетом, чтобы исключить возможность доступавнутрь контейнера без снятия и повреждения самих пломб. На каждый контейнер навешивается не менее одной пломбы на запорное устройство рабочей двери. Пломбы, навешиваемые на контейнер, должны иметь следующие знаки: a) Наименование грузоотправителя или его экспедитора; b) Контрольные знаки. На каждый предьявляемый к грузоперевозке контейнер грузоотправитель составляет погрузочный ордер и выдается коносамент. В погрузочном ордере указывается номер контейнер, тип контейнера, масса брутто, масса нетто, согласно трафарету, вес груза, объем груза, наименование груза и оттиски пломб.
Оформление перевозок
На разных этапах движения грузов от отправителя до получателя возникает необходимость в оформлении грузовых перевозочных документов. Порядок документального оформления грузовых перевозок неодинаков и зависит от вида плавания и свойств перевозимых грузов. Перчень документов, по которым оормляется прием грузов и их перевозка: a) Погрузочный ордер: отправитель, владелец груза, желающие сдать груз к перевозке, обязаны предъявить перевозчику документ, содержащий данные об отправителе, получателе, месте назначения и грузе. При перевозке каботажной таким документом и является ордер. Ордер вручается перевозчику в том случае, если груз доставлен к борту судна. Погрузочный ордер составляется на каждую отдельную партию груза и предъявляется порту с одновременной сдачей груза. Подписанный отправителем ордер вручается начальнику порта для получения разрешения на ввоз груза в порт. b) Штурманская расписка: выдается грузовым помощником капитана после приема груза на борт судна. Рассматривается как доказательство такого приема и доказательство права получить коносамент от перевозчика на этот груз. Выдачей перевозчиком штурманской расписки оформляется переход права владения грузом т отправителя к перевозчику. Крайне редко рассматривается как товарораспределительный документ. c) Коносамент, применяемый при загранперевозках, излагается на русском и английском языках и содержит подробные условия, на которых осуществляется перевозка. Коносаменты могут содержать любые условия и оговорки, но в каждом должно быть указано: наименование судна, наименование перевозчика, место приема и погрузки груза, наименование отправителя, место назначения груза, наименование получателя (и т.п.); наименование груза, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента, подпись капитана или другого представителя перевозчика. d) Приемо-сдаточная ведомость: является систематизированным перечнем грузов, подлежащих сдаче в определенном порту назначения. По этой ведомости оформляется сдача грузов портом судну и судном порту, а также списываются грузы по амбарной книге в порту отправления и заносятся в амбарную книгу в порту назначения. В коммерческом отношении приемо- сдаточная ведомость является для учета перевозимых грузов и при разрешении притензий. e) Накладная: составляется в одном экземпляре на каждую отдельную парию груза и предоставляется отправителем. Накладная – документ, в котором отмечаются все моменты перевозки, начиная с перевозки грузов и кончая его сдачей в пункте назначения. Она являетяс единым документом при следовании груза по всем видам транспорта. В правовом отношении она имеет то же значение, что и коносамент при каботажных перевозках.
Оформление прихода-отхода судна
Порты России: для таможни: - грузовая декларация - грузовой манифест для судна: - таймшит, подписанный портом - каргоплан - нотис, подписанный портом - грузовые документы (манифест, коносамент)
Иностранный порт: Приход: - нотис и готовности к погрузке/разгрузке - каргоплан - грузовые документы порта погрузки - транзит-манифест на груз (2 и более порта) отход: - нотис подписанный - таймшит - каргоплан - грузовые документы (манифест, коносамент) f) грузовая книга: грузовую книгу заполняют по окончании погрузки. Назначение грузовой книги: подбор опытных данных в сохранной превозке грузов морем, накоплении необходимых сведений об устойчивости судна при тех или иных загрузкх, системтизация данных и мореходности судна под влиянием того или иного размещения груза и т.д. В заголовке грузовой книги указано наименование пароходства и судна, порт приписки, дата окончания и начала ведения записей. На первых страницах изложены все паспортные данные о судне. В течение каждого рейса в грузовую книгу необходимо вносить следующие сведения: 1. номер рейса, начало и конец рейса, порты захода 2. подробный чертеж исполнителього каргоплана 3. время подачи грузоотправителем и портом разного родаизвещений 4. случаи непогоды – предложения о влиянии непогоды на груз, отметка о морском протесте 5. все случаи аварии и связанные с ним потери и порча груза 6. время посупления партий груза, воды, топлива и снабжения в соответствии с исполнительным грузовым планом 7. время оформления грузовых операций и документов о несохранной перевозке грузов 8. записи наблюдения над остойчивостью и мореходностью судна в различные погоды 9. замечания о результатах перевозки различных грузов совместно 10. все данные о принимавшихся мерах для обеспечения сохранности груза с появлением тех или иных ненормальностей на судне
Диспетчерская информация
Суда в пути представляют п пароходство отчет по форме ДИСП/2 МОРЕ по 12 часов (время МСК) Отчет по форме ДИСП/2 ПОРТ передается по состоянию на 18 часов ежедневно и по прибытию в порт не позднее 20 часов по телексу или радиограммой. Отчет по форме ДИСП/2 ОТХОД передается в пароходство при выходе судна из порта и открытии радиостанции. Основные данные по законченнму рейсу передаются в пароходство по форме ДИСП/2 ОТЧЕТ, который подается не позднее 2-х суток по окончании рейса или выхода из порта. Сведения об окончании заранрейса подаются немедленно отчетом по форме ДИСП/2 ЗАКРЕЙС. Вся информация оперативной отчетности ДИСП/2 передается в зашифрованном виде. Шифры судов, грузов, портов указываются в строгом соответствии с утвержденными классификаторами. Шифры показателей, операций, грузов, видов топлива, видов эксплуатации судна и причины вывода из эксплуатации также указывают в соответствии с классификаторами.
ДИСП/2 МОРЕ |Показатель |Требования по | | |передаче | |шифр |Наименование | | |01 |Судно (шифр и наименование) |Всегда | |02 |Отчетная дата (день, месяц) |Всегда | |13 |Порт следования (шифр и показатели) |Один раз или | | | |при изменении | |15 |Дата ожидаемого прихода (день, месяц) |«» | | |Координаты на отчетную дату: |Всегда | |04 |Широта (сев.-1, южн.-2) |Всегда | |05 |Долгота (вост.-3, зап.-4) |Всегда | | |Координаты на 12 ч. через сутки: |Всегда | |21 |Широта |Всегда | |22 |Долгота |Всегда | | |Координаты на 12 ч. через 2 суток: |Всегда | |23 |Широта |Всегда | |24 |Долгота |Всегда | |53 |Код топлива |Всегда | |54 |Количество бункера, в тоннах |Всегда | |18 |Количество воды |Всегда | |08 |Количество пройденных миль за сутки |Всегда | |90 |Свободный текст (условия плавания и т.д.) |Всегда |
ДИСП/2 ПОРТ |Показатель |Требования по | | |передаче | |шифр |Наименование | | |01 |Судно (шифр и наименование) |Всегда | |02 |Отчетная дата (день, месяц) |Всегда | |03 |Номер рейса |Всегда | |31 |Порт стоянки (шифр и наименование) |Всегда | |32 |Дата прихода (день, месяц) |Один раз | |33 |Время прихода (часы минуты) |Один раз | |49 |Ожидаемый отход (день, месяц) |Один раз или | | | |при изменении | |38 |Операция (шифр и наименование) |Всегда при | | | |наличии | | | |операции | | |Начало операции: | | |39 |Дата (день, месяц) |Один раз для | |40 |Время (часы, минуты) |операции | |41 |Продолжительность операции за отчетные сутки |При каждой | | |(часы, минуты (в том числе и простой)) |операции | | |Окончание операции: | | |42 |Дата (день, месяц) |Один раз при | |43 |Время (часы, минуты) |окончании | | | |операции | |44 |Количество груза к переработке |Один раз при | | | |операции | | | |погр/выгр | |45 |Переработка груза всего с началом работ |Всегда при | | | |операции | | | |погр/выгр для | | | |каждого рода | | | |груза | |47 |Груз (шифр и наименование) |Один раз, если| | | |грузы одного | | | |наименования; | | | |всегда, если | | | |грузы разные | |48 |Порт назначения груза |Один раз или | | | |для каждого | | | |рода груза при| | | |изменении | |53 |Шифр принятого топлива при бункеровке |Всегда при | | | |этой операции | |54 |Количество бункера, в тоннах |Всегда при | | | |этой операции | |90 |Свободный текст |При | | | |необходимости |
ДИСП/2 ОТХОД |Показатель |Требования по | | |передаче | |шифр |Наименование | | |01 |Судно (шифр и наименование) |Всегда | |03 |Номер рейса |Один раз | |61 |Дата отхода (день, месяц) |Всегда | |62 |Время отхода (часы минуты) |Всегда | |63 |Порт отхода (шифр и наименование) |Всегда | |64 |Груз на борту, в тоннах |При наличии | |65 |Пассажиров на борту |При наличии | |66 |Высажено пассажиров |При наличии | |13 |Ближайший порт загрузки (шифр и наименование) |Всегда | |48 |Порт назначения груза (шифр и наименование) |При наличии | | | |погрузки | |47 |Род груза (шифр и наименование) |В порту отхода| |45 |Количество груза, принятого в порту | | | | |При наличии | |90 |Свободный текст |погрузки | | | |При | | | |необходимости |
ДИСП/2 ОТЧЕТ |Показатель |Требования по | | |передаче | |шифр |Наименование | | |01 |Судно (шифр и наименование) |Всегда | |02 |Отчетная дата (день, месяц) |Всегда | |03 |Номер рейса |Всегда | |04 |Дата начала рейса (день, месяц) |В первом по | | | |данному рейсу | |05 |Время начала рейса (часы минуты) |В первом по | | | |данному рейсу | |06 |Дата окончания рейса (день, месяц) | | | | |В последнем по| |07 |Время окончания рейса (часы минуты) |данному рейсу | | | |В последнем по| |10 |Порт захода (шифр и наименование) |данному рейсу | |11 |Дата прихода в порт (день, месяц) |Всегда | |12 |Время прихода в порт (часы минуты) |Всегда | |13 |Дата отхода из порта (день, месяц) |Всегда | |14 |Время отхода из порта (часы минуты) |Всегда | |15 |Операция (шифр и наименование) |Всегда | |16 |Продолжительность операции (часы минуты) |Всегда | |17 |Опорная точка (код и наименование) |Всегда | |18 |Пройдено миль между портами фактически (без |Всегда | | |внутрипортовых переходов) |При наличии | |19 |Груз (шифр и наименование) |перехода | | | |При наличии | |20 |Количество груза |операции | | | |При наличии | |21 |Количество груза в метрах куб. |груза | | | |При перевозке | |22 |Шифр укрупненного места груза |лесных грузов | | | |При наличии | |23 |Порт назначения груза (шифр и наименование) |УМГ | | | |При наличии | | | |операции | |24 |Шифр грузовладельца |погр/выгр | | | |Всегда при | | | |наличии | |25 |Количество груза на борту при отходе |погрузки | | | |При наличии | |90 |Свободный текст |груза на борту| | | | | | | |При | | | |необходимости |
ДИСП/2 ЗАКРЕЙС |Показатель |Требования по | | |передаче | |шифр |Наименование | | |01 |Судно (шифр и наименование) |Всегда | |03 |Номер законченного рейса |Всегда | |06 |Дата окончания рейса (день, месяц) |Всегда | |07 |Время окончания рейса (часы минуты) |Всегда | |20 |Количество перевезенного груза за рейс, в |Всегда | |21 |тоннах |Заграничный | | |Название портов выгрузки |рейс | |90 | | | | |А – наличие претензии грузополучателя при | | | |сдаче (есть, нет, возможны) | | | |Б – наличие аварий или аварийных происшествий | | | |в рейсе (да, нет) | | | |В – наличие загрязнения окружающей среды (да, | | | |нет) | |
Рейсовый план
Положением о рейсовом планировании и оценке работы судов транспортного флота определены основные положения о составлении рейсового плана-графика, информации по законченному рейсу ДИСП/2 ОТЧЕТ, расчеты выполненного рейса и премии экипажу за выполнение и перевыполнение рейсового плана-графика (РПГ). РПГ направляется на судно не позднее, чем за сутки до начала рейса. Капитану, получившему РПГ, следует изучить, прочитать и принять меры к его выполнению. При получении дополнительных указаний от судовладельца, ведущих к увеличению продолжительности рейса, капитан может потребовать перерасчет РПГ с учетом затрат времени на их выполнение. То же относится к заходам на бункеровку, если они не включены в РПГ. По окончании рейса и получении в пароходстве информации ДИСП/2 ОТЧЕТ ЭВМ производит формирование рейсового отчета капитана (РОК) и сравнивает его с РПГ. Рассчитываются финансовые показатели рейса, процент выполнения РПГ, процент и сумма премии за выполнение РПГ.
Описание портов и причалов
Порт Роттердам
Порт Роттердам является одним из самых крупных портов мира. Его годовой оборот превышает 300 млн. т. через порт проходит 2/3 всех грузов, ввозимых в страну и вывозимых из нее. Основными предметами ввоза являются: нефть, руды черных и цветных металлов, уголь, лес, зерно и др. В порту Роттердам имеется около 40 гаваней, доступных для морских судов. Гавань Ботлек расположена на южной стороне роттердамского водного пути Роттердамсе-Ватервейг. В состав входит несколько мелких гаваней, на которых возможно обрабатывать суда, груженые рудой, углем, фосфатами, нефтью и генгрузами. Также в северной части гавани находятся доки и цеха верфи Веролме-Ботлек. Глубины позволяют швартоваться судам с осадкой до 12 м. причалы порта располагают оборудованием для перегрузки и временного хранения генгрузов, зерна, нефти и нефтепродуктов.
Порт Санкт-Петербург
Ленинградский морской торговый порт находится в устье реки Большая Нева и у берегов островов, расположенных к югу от него. В порт ведет Ленинградский морской канал, имеющий 2 входа. Акватория порта разделена молами и дамбами на несколько бассейнов и гаваней, стенки которых оборудованы для стоянки больших судов. В торговом порту имеется различное погрузо-разгрузочное оборудование. Есть плавучие портальные краны, контейнероперегружатели, автопогрузчики, электротележки и другие средства для погрузки и транспортировки груза. На территории порта в большом количестве имеются склады, как для генгрузов, так и особорежимные.
III Часть. НАВИГАЦИЯ
Радионавигационное оборудование судна
Схема 2.
1. Recel Pecca Bridge Mesfer 250 2. Авторулевой «Аист –I-10» 3. Репитер гирокомпаса 4. Цифровой указатель лага 5. Цифровой указатель эхолота 6. Судовая РЛС «Наяда-5» 7. Навигационный планшет 8. Приемник Naviex 9. Прибор 4Б эхолота 10. Прибор 16 А лага 11. Кренограф с отвесом 12. Штурманский пульт гирокомпаса | |