GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)



МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
СУМСЬКИЙ ТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ


Денне відділення
спеціальність
5.091714


РЕФЕРАТ
На тему: “Мистецтво стародавнього Сходу. Архітектура”


Виконала: студентка групи 3-Х-83
Постольна Ю.П.
Викладач


Суми, 2000

План.

Введение

1. Особенности культуры Древней Месопотамии

2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

3. Искусство Древнего Египта

4. Культура Древнего Китая.

Заключение

Список литературы



Введение


Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой
стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и
техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом
исторического пространства на одной и той же географической территории, то
здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность
сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние
современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными
иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет
до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека
современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной
устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались
основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время,
закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и
величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и
инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее
принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и
благодаря этому открывать в себе все новые возможности.


1. Особенности культуры Древней Месопотамии

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших
эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной
человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний,
равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го
века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания.
Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых
памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами
и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из
которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья,
был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те
разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после
кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро
приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли
возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских
каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных
стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной
поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья
оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и
поглотили их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то,
что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс
мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине
Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности
обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным
и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и
Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский
залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или
Месопотамии.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть
однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных
земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они
безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем
не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно
опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не менее видное место,
чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в
Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие
черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского.
Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные
материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями
Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только
особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и
иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены
вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона,
что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и
скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития
как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего
человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому
портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в
Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах
Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью
значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место
отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф
становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет
времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика -
резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой,
выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали
обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических
сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы
Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней
Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств,
культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при
погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и
стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами
геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой
узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством
декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда
располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы,
мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое
строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и
горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о
важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве,
скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать
очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих
козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание,
проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные
росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда
говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления
Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья
возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили
всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них
выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с
ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода
декоративные ремесла.
Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой
храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно
утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать
храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью
архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма,
лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу.
Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек
зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так
называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся
развалинам видно, что это были строгие и величественные здания.
Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом
храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными
полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко
вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний
двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества.
Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только
подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку
стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было
украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных
конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный,
белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи
ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый
оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе,
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные
типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя
оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и
суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное
место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания
возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось
большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные
росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из
самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен,
колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью,
включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела
немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы
храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих
обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг,
воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э.,
отмечен целым рядом подобных нововведений.
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и
формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен
составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были
украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были
выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей
государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния
и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта,
несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным
мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера
и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из
фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты,
соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные
повествовательные композиции
Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о
грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых
выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на
вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и
культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.


2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие
образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными
достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского
характера.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а
потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до
наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей
эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная
архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и
ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из
пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.
Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м
в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху
началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в
течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также
индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых
наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати.
Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер.
Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд
специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы
иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская,
джанийская и индуистская иконография.
В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская
и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды,
причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской
школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение
получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными
композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская
школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского
искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры
богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими
скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и
буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв
на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и
философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте -
крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В
поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с
природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной.
И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал
религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были
против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи
лишь в поздний период развития буддизма.
На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли
индуизм, буддизм, ислам.
Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и
философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и
окружающего мира, совершенством архитектурных форм.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются
стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера
вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29
пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь
разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из
повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились,
т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления
грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например,
всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-
Ланки и различных районов Индии.
Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в
художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот
смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как
процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких
объятиях распространено в храмах.



3. Искусство Древнего Египта


В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении
реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др.
Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате
объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших
государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего
Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в
дальнейшей истории развития общества. В искусстве существует прямая
традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или
копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с
культурой нашего времени.
Его изучение представляет большой интерес еще и потому, что мы можем
выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории
человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений,
которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества, ведь
историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить
на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч лет.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками
непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было
создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в
мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей
реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства
изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно
владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до
высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости,
различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота,
серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких
прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием
изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью
выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца
использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового
дерева
Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды
– обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и
неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды
повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным
соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни
царствующей особы. На мой взгляд, Древний Египет – “дар Нила” и страна
пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не
только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще
больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня,
через пять тысячелетий после ее создания. Что же служило предпосылкой для
возникновения поистине магического искусства древних египтян, что
заставляло их создавать такие грандиозные сооружения, что было основой их
великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к
духовным источникам древнеегипетского искусства.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта
заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в
том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного
фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его
неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на
развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее
существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его
истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил
застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов.
Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои
характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на
протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось,
приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых
они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское
искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а
прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах
самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало
на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе,
оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей
и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему
назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и
способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем
развитии египетского искусства.
Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона,
является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая
рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями,
рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя
Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое
государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он
является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих
периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых
фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля” [2]
С целью максимальной ясности одна и та же по существу тема повторяется в
палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В центре Нармер булавой
раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху Нармер в
короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат
связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает
рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.
На примере палетки Нармера видно характерное для этого раннеклассового
общества подчеркивание в изобразительном искусстве общественного
неравенства – фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей.
Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков
лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех
остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя
зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Сiмбеле, колоссы
Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в
Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др.). Поражает своей
монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом этого
фараона. Этот сфинкс, высеченный в III тыс. до н.э., подавляет своими
размерами – высота его составляет 20 м, длина – 57 м. Это самый большой из
всех известных нам сфинксов Египта. Основу его составляет естественная
известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва
и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части
были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. На голове
Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей – священная
змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под
подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари.
Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были
синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же
передает основные портретные черты фараона Хафра (Хефрена). В дрвности
Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с
пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное
происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей
идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны
– в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре преобладали строго
реальные черты). в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Сохраняя некоторые несомненно портретные черты, авторы отбрасывали
второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали
могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого
произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена –
властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом
в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона
полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого
сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор-
сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.
“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела
по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается
полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность
композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она
является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.
В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне
реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько
тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного
от повседневной жизни и живущего в веках.
Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но
также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые
комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним
из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница
царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом
в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и
родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память
он воздвигнут, – сама царица. Вот почему наиболее разработанные картины и
важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и самому
замечательному из воинских подвигов ее царствования – походу в страну Пунт.
“Есть и другие памятники, например, два обелиска и святилище большого храма
в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара, проливающие некоторый свет на
славное царствование царицы Хатшепсут, но Дейр-эль-Бахри сделался для нее
исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона. Свидетельство
для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри – женщина. В длинном ряду
монархов, 4000 лет правивших двумя египтами, нам еще встретятся женщины,
которые управляли самолично, но первой из них по времени была Хатшепсут.
Таким образом, помимо своего художественного значения, Дейр-эль-Бахри
является богатым источником сведений об одной из любопытнейших личностей
царства фараонов” (8) Несмотря на то, что эта великая царица правила
Египтом более двадцати лет и оставила по себе нетленные памятники, ее имени
нет в официальных списках царей, сохранившихся на плитах Абидоса и Саккара,
в туринских папирусах или у Манефонд. Фараоны изгнали эту женщину из
хронологических летописей, и поэтому все надписи, относящиеся к ее
царствованию, раздроблены.
Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего
Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей
идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и
нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на
сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов,
живописные и рельефные изображения сцен из жизни их чемей и, конечно,
пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей
государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас
из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно
определить две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV
тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти. Власть
фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над
соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. Но как
сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, – со смертью? “Такое
невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается...” (4)
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого,
конкретного и законченного выражения, как в Египте. Этот дерзкий и упрямый
протест вдохновлял Египет в течение нескольких тысячелетий. “Раз удалось
создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее
увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? ведь природа обновляется
ежегодно, ведь Нил, – а Египет, как писал Геродот, это “дар Нила”, –
разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и
благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не
смерть, ибо затем – и так каждый год – Нил разливается снова!” (4)
И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет
Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по
окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых
он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать
“домом вечности” фараона. Могущественные самодержцы принуждали
многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год –
высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту
строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники –
и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя.
“Ни один другой народ, ни один царь не решался на такие затраты и на такие
труды ради возведения надгробного памятника. Но в глазах фараонов и их
подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому,
предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить
восхождение к богам”. (1)
Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково “ненормальной” для
всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы,
снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией
только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким
образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это
переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их
решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении
тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи.
Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как “искусство
оформления смерти”.
В древнеегипетском тексте мы читаем:
“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и
вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.
Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы
отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы
смерть – явление ненормальное – не нарушала бы красоты жизни. “Смерть
ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе
вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах
“заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем
ритуальным обрядам.
Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в
усыпальнице – и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех
предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно
было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее
рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на
голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных
плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа
безбрежных желтых песков. Ровные дали – и краски природы, полнозвучные под
ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта
взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой
мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом
искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него,
т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно,
синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское
искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно
во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось
главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со
смертью, т.е. архитектуры.
Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки
феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что
зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались
никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей.
архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из
них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое
величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и
их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу.

4. Культура Древнего Китая.

Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за
несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага
культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших
особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на
протяжении своего формирования и развития китайское общество не только
оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие
культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.
Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне
Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования
китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао.
Культура Цюйцзялин характеризовалась оседлым земледелием. Главной
сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в землю
хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных
помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами,
украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду,
изготовлявшуюся ручным способом и иногда даже покрывавшуюся крашеным
орнаментом.
Культура Матзяяо – типичная восточно-азиатская культура крашенной
керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда
раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия
составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак и свиней,
являвшихся главными домашними животными.
Культура Яншао - наиболее изученная китайская культура того периода.
Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай
убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с
отверстиями для продевания ременной или веревочной петли. Яншаосцы
охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались
разведением домашних животных – свиней и собак; ловили рыбу на костяные
крючки и сетью с каменными грузилами, били острогами. Производство орудий
из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями
ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной
полировкой. Гончарная посуда восхищает изяществом свих форм, мастерством
изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных
тонов. Но более всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях.
Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали
пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах
сохранившихся глиняных сосудов.

Поздненеолитическая культура Луньшань (конец III тыс. до н.э.) пришла
на смену Яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних
было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда – не
красная, как в Яншао, а чаше всего серая и черная. Это явилось результатом
технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без
свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру
внутри обжигаемой камеры. Появившийся гончарный круг значительно
способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия
стали более совершенными. Появилось двузубое деревянное орудие для
вскапывания земли, под названием лэй.

Культура Шань-Инь образовалась после свержения последнего
представителя «династии» Ся. Материальная культура иньцев указывала на их
связь с племенами неолитического времени. Характер земледелия мало
изменился. Основное сельскохозяйственное орудие - деревянный заступ лэй.
Изменились жатвенные орудия – каменные серпы, которые насаживались на
деревянную рукоятку. Зерно, помимо непосредственного употребления в пищу,
использовалось для изготовления вина. Иньцы занимались разведением
шелкового червя. Именно к этому времени восходят истоки китайского
шелководства и шелкоткачества, ставшие впоследствии своеобразным символом
Китая. Кроме свиней и собак, иньцы разводили буйволов на мясо и лошадей для
упряжи. Иньцы овладели развитой техникой бронзолитейного производства.
Предварительно очищая медную руду от грубых примесей, они плавили ее вместе
с оловом, из полученного сплава изготавливали бронзовые сосуды, оружие,
орудия ремесленного производства. Металлические орудия стали применятся и в
земледелии, но широкого распространения они не получили. Появление
металлических орудий способствовало повышению уровня производительных сил в
различных отраслях ремесла. Поселения в большинстве своем были окружены
глинобитными стенами, защищавшими от нападения и частично уменьшавшими
ущерб от частых наводнений.

После захвата чжоусцами иньских поселений, земли иньцев были переданы
в наследственное владение чжоусцам. Победители быстро переняли важнейшие
технические и культурные достижения побежденных, и прежде всего технику
бронзолитейного производства. Чжоусцы не знали металла, но, захватив
мастерские иньцев и взяв к себе на службу их мастеров, они очень быстро
достигли иньского уровня в производстве бронзового оружия, а также
ритуальной утвари и украшений. По своим формам чжоуские металлические
изделия представляли собой копии иньских прототипов. Гораздо меньше
чувствовалось иньское влияние в гончарном производстве чжоусцев, поскольку
в этой отрасли ремесла они имели свои давние традиции. Одним из
заимствований чжоусцев была иньская письменность.

Древние китайцы видели во всех явлениях природы действия духов и
богов. Они обожествляли облака, дождь, ветер, гром, горы и ручьи. Часто
духи представлялись ими в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны
были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование - культ
предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. После смерти
человека одна душа могла отправиться на небо, а другая – надолго остаться в
теле. Культ предков как пережиток родовых отношений сохранился в Китае на
многие столетия. С образованием государства возникло представление, хотя и
довольно смутное, о верховном божестве – шанди, которое позднее
сформировалось в могущественное Небо.
Древние люди накопили некоторые знания об окружающем их мире. По их
представлению, во вселенной шла беспрестанная борьба двух противоположных
начал: силы света, тепла, активного мужского начала – ян и силы тьмы,
холода, пассивного женского начала – инь; мир состоит из пяти
первоэлементов: воды, огня, земли, дерева и металла. Они думали, что земля
квадратна, а небо над нею имеет форму окружности; их собственная родина
находится в центре земли и покрыта небесами. Поэтому они называли свою
страну Тянься – Поднебесная или Чжунго – Срединной страной.
Древним земледельцам было необходимо правильно определять сроки начала
и конца полевых работ, поэтому рано возникло календарное исчисление
времени. По календарю, созданному шан-иньцами, счет времени велся по 60-
дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям.
Позже был создан солнечно-лунный календарь. Проверка дат осуществлялась при
помощи наблюдений за тенью бамбукового шеста. Практическим целям служили и
наблюдения за светилами, что заложило основу развития астрономических
знаний.
Древние люди располагали и некоторыми сведениями по медицине,
используя для лечения различные растения.
Строительство целых поселений-городов с большими зданиями и валами,
устройство каналов свидетельствовало о развитии точных знаний.
Примитивное письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать
большие сочинения, зато устно передавались из поколения в поколение
исторические предания и мифы, записанные позже. К календарным записям стали
прибавляться краткие записи событий, так в I тыс. до н.э. возникли
летописи.

Китай в эпоху Лего и Чжаньго.
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего
(Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской
историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства).

В период Чжаньго в царстве Чу получила широкое развитие металлургия,
именно здесь появилось первое оружие из железа. В Чу процветала торговля,
это было единственное древнекитайское царство, в котором имела хождение
золотая монета.
Царство Ци было известно своей выдающейся ролью в культурной жизни
страны. Именно здесь в период правления циского царя Хуаньгуна (374 – 356
гг. до н.э.) было создано первое в истории Китая своеобразное высшее
учебное заведение – академия Цзися. В ней работали и обучались
представители различных философских и политических школ: конфуцианцы,
даосы, натурфилософы и другие.
Царство Чжао находилось в постоянном контакте с кочевыми племенам.
Чжаосцы научились у кочевников искусству верховой езды и одними из первых в
Китае создали мобильные отряды конницы. Постоянные набеги кочевников
тревожили чжаосцев, и они воздвигли длинный каменный вал вдоль всей
северной границы.

В I тыс. до н.э. в Китае широкое распространение получило орошаемое
земледелие. В бассейнах рек была проведена целая сеть каналов, что
позволило включить в полеводство новые земли и повысить урожайность
культур. Большую роль в подъеме сыграло открытие месторождений железа и
меди. В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных
царств, а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города,
специализирующиеся на выпуске какой-либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу
славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань
изготавливали острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе
отливали особенно прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков
поваренной соли. Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому
росту городов. В эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались
старые. Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта –
одного из самых удобных и дешевых средств сообщения



Заключение



Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в
истории культура народов Азии. А ведь с нее, по существу, начинается
“биография” искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская
античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые культуры.
Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока
установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый
для разных видов искусства стиль.
Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую
очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных
идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные
образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами
Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой
привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.



Список литературы


1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего
Востока (Малая история искусств). М., 1976.
2. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира.
М., 1986.

Древние цивилизации - М.,1989

3. Введение в культурологию -М., 1995
4. Культурологи я - Ростов на Дону, 1995

Бонгард - Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 1993


Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998

5. Л. Курциус. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935.
6. Л. Любимов. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
7. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”,
1970.
8. История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией
Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.
9. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука»,
1977.







Реферат на тему: Искусство Древней Руси
ПЛАН



1. Вступление.
2. Архитектура.
а) Искусство Киевской Руси;
б) Искусство периода феодальной раздроблен-
ности;
в) Искусство периода образования Русского
Централизованного государства.
3. Музыка и театр.
4. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ


В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)
искусство формировалось на основе достижений художественной куль-
туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях
скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-
гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних
земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-
мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-
вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-
туры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья

формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,
и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-
си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались

Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной
людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее
проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторым
святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, воспри-

няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-
ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные
формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-
кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-
ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-
тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы
–«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-
зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-
лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая
творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-
чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-
венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-
ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными
росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-
ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской

земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древности
современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение
на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –
град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне
Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-
нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-
тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские
императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей
замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-
жение Киевской Руси.



АРХИТЕКТУРА

Искусство Киевской Руси


Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта
–монументализм форм. Особое место в нем праву занимает
архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским
мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники
того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе
мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным
источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели

культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-
хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли».
Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской
Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый
деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в.
Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные
рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким
образом, было исконно национальной чертой русского зодчества,
восприняты затем искусством Киевской Руси.
С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма
-типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-
купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более)
столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-
запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба
соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла.
Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом,
Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному
пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное
пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы
подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера
размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами
выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной
части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной
части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его
приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма
отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными
пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение
прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется
закомарой.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в
Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»


-стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича
–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде
чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-
сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто
употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад
выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в
три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки
и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши –
все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного
декоративного убранства и не требовалось.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-
мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-
бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-
ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира
Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то,
что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми
исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века.
Несколько позже возникла лишь северная башня.
Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.
Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4
менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное про-
странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-
вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-
кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-
ной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-
строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-
инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-
мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а
от них –к центральному, что определяло облик всего храма.
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно
богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное
подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные
боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные
или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки
хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.
Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение

величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-
ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она
в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись
наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из
12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой
одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов,
сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все
остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной
живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились
значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура
богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором
ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов».
Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен
престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с
ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их
изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн
Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).
Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер.
Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры
тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и
однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и
схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и
яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное,
энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника
аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия
Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов
церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и
алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и
Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит
античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из
40 сохранились толь-ко 15 ).
Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-
полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых
тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.
д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной
гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные
сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили
впечатление необычайной пышности и богатства.
Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных
кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных
(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).
Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии
точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг.
Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.
Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными
записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись
по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов
и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным
мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью
характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный
неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной
психологической и
эмоциональной трактовкой.
Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Со-
фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.
На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской
половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого
Ярослава на западной стене и его сыновей – на
северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).
Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-
ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-
вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы
переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-
дуальные черты.
Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу,
Иоакиму и Анне, св. Георгию.
На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы
светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на
хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-
писи имели дворцовый характер

Новинки рефератов ::

Реферат: Сизод (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Плодоовощные товары (Сельское хозяйство)


Реферат: Женщина руководитель (Менеджмент)


Реферат: Война 41-45 (История)


Реферат: Информация и общество. Проблема информатизации общества (Социология)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Спектры поглощения касситеритов (Геология)


Реферат: Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения (Педагогика)


Реферат: Страховые компании в системе инвестиций (Страхование)


Реферат: История (История)


Реферат: Буддизм (Искусство и культура)


Реферат: Корпоративная культура (на примере ЮКОСА) (Менеджмент)


Реферат: Пророчества последнего времени (Религия)


Реферат: Заратустр (Философия)


Реферат: Статическое электричество (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Архитектурный ансамбль Петродворца (Искусство и культура)


Реферат: Мировой океан (Биология)


Реферат: Псковский историко-художественный музей-заповедник (Искусство и культура)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Масонство в России (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист