GeoSELECT.ru



Трудовое право / Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)



Содержание.

Введение 2
1. Предмет, система и источники трудового права 3
2. Принципы трудового права и их значение 7
3. Применение трудового права в деятельности ОВД 10
Заключение 14
Список литературы 15


Введение


Данная работа посвящена вопросу трудового права как особой системы
права.
Актуальность рассмотрения данной темы можно определить следующим
образом. Каждая отрасль права имеет свой предмет, предопределяющий в
значительной степени специфику метода правового регулирования, отраслевых
принципов права, функций отрасли и тенденции развития норм.
Трудовое право - одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных
отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании
трудовых отношений работников с работодателями независимо от их
организационно-правовых форм.
Цель данной работы – рассмотреть понятие трудового права как особую
систему права. Указанное понятие подробно рассмотрено в систематических
курсах трудового права. В данной работе акцент был сделан на учебном
пособии для ВУЗов «Трудовое право» автора Смирнова О.В. и работе «Трудовое
право в деятельности ОВД» авторов Богачевой О.Г. и Петрова Н.П.
Первая глава работы рассматривает предмет, систему и источники
трудового права. Вторая глава посвящена вопросу принципов трудового права и
их значению. И последняя, третья глава, работы затрагивает вопрос
применения трудового права в деятельности ОВД.

1. Предмет, система и источники трудового права


Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и
институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом
предмета и метода правового регулирования. И одна отрасль права отлична от
другой своими предметом, методом и принципами правового регулирования.
Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового начинается с
усвоения этих правовых категорий.
Предмет любой отрасли права характеризуется однородностью общественных
отношений, их социально-экономической общностью и некоторыми другими
признаками, изучаемыми в общей теории права.
С трудовым правом приходится иметь дело должностным лицам
-администрации,—работникам кадровых юридических служб, правоохранительных
органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому
кругу лиц, и конечно, оно касается всех работников.
Материальную основу любого общества составляет, трудовая деятельность
человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека.
Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, его
цивилизация - это результат большого труда не одного поколения людей. Что
же такое труд?
Труд - это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои
физические и умственные способности для получения определенных материальных
или духовных благ, именуемых на производстве! продуктом труда, продуктом
производства.
Название Трудовое право подсказывает, что данная отрасль права имеет
дело с отношениями по труду. Но не все отношения, связанные с трудом,
регулируются нормами трудового права. Так, труд на своем садово-огородном
участке, труд домохозяйки по уборке своей квартиры, стирке, приготовлению
для семьи питания, труд военнослужащего или учащегося по освоению знаний -
все это общественно полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового
законодательства.
Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной
организации труда, т.е. труд на любом производстве. Всякий совместный труд
требует его организации, управления и основан на определенной форме
собственности на орудия и средства труда. Организация труда делится на
техническую и общественную. Техническая организация труда - это связь
человека в процессе общего труда с орудиями труда техникой материалами,
технологичёским процессом. Она отражает отношение человека к природе, т.е.
степень воздействия на предметы природы, используя их в трудовой
деятельности. Например, как делать ковер, ткани; посуду обувь, сыр и т.д.
К функция трудового права относятся:
1. Социальная;
2. Защитная;
3. Хозяйственная, производственная;
4. Воспитательная;
5. Функция развития производственной демократии.
Каждая отрасль права, в том числе и трудовое, имеет свою систему норм,
т.е. определенную их группировку, последовательность расположения в
структуре отрасли. Система трудового права представляет его структуру как
совокупности в определенном порядке расположенных правовых норм,
сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики
общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Систематизация трудового законодательства может быть различна в
зависимости от того, для каких целей и категорий работников она
предназначается. Одна будет для кадровых работников и совсем другая - для
руководителей производств.
Система отрасли трудового права - это и классификация его норм по
предмету отрасли в однородные группы (институты и пединституты), и
последовательность их расположения внутри структуры отрасли.
Система отрасли трудового права делится на две части: общую и
особенную. В общую часть входят нормы, распространяющиеся на все
общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные
принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и
обязанности работников, недействительность условий договоров, разграничение
компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного
самоуправления по правовому регулированию труда.
Особенная часть строится по институтам как совокупности однородных
групп правовых норм: При этом институты располагаются последовательно по
динамике возникновения и развития трудового отношения.
Источник трудового права является формой выражения трудового
законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты
могут содержать только нормы трудового права, например КЗоТ РФ, а могут
быть и комплексными, т.е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и
трудового права. Источники трудового права – это различные нормативные акты
органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно с ними
связанные отношения.
Источники трудового права, содержащие нормы трудового
законодательства, надо отличать от правовых актов применения трудового
законодательства. Решение суда по конкретному трудовому спору - это акт
применения норм трудового законодательства, а не источник права.
В источниках трудового права России отражены материальные условия
жизни нашего общества и с их: изменением меняются и источники.
Источники трудового права принято классифицировать по разным
основаниям: по степени их важности и субординации; по системе трудового
права, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта;
по сфере их действия; по степени обобщенности.
По степени важности и субординации источники делятся на Законы и
подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим
представительным органом власти РФ и ее республик, т.е. законодательной
властью. Законы делятся на конститутивные и обычные. Основной Закон РФ -
это Конституция РФ. К конститутивным Законам относится Декларация прав и
свобод человека и гражданина. Законы о труде могут быть кодифицированными,
например КЗоТ РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права.
Источники трудового права можно классифицировать по органам, их
принявшим. При этом различаются нормативные акты трудового права: а)
принятые высшим органом законодательной власти РФ (Законы, Постановления);
б) принятые Президентом РФ (Указы, распоряжения) и Высшими органами
исполнительной власти РФ (Постановления и распоряжения Правительства РФ);
в) изданные центральными органами государственного управления
(Министерством труда РФ, Министерством социальной защиты, Федеральной
службой занятости (ФСЗ) и другими министерствами и ведомствами); г)
принятые органами государственной власти и управления республик РФ и
других, субъектов РФ; д) принятые органами местного самоуправления.
По форме акта источники трудового права делятся на Законы, Указы и
распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства,
правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и другие
формы.
По сфере действия источники трудового права делятся на общефедеральные
(например, КЗоТ), республиканские в составе РФ, отраслевые (ведомственные),
межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда),
областные (краевые), муниципальные (местные) и локальные (в пределах
данного производства).
По степени обобщенности, как ранее указывалось, акты трудового
законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.
Из всей этой классификации в первую очередь имеется в виду юридическая
субординация источников трудового права на Законы и подзаконные акты России
и ее субъектов отдельно при этом по каждому институту отрасли. Все законы о
труде и подзаконные акты трудового законодательства должны соответствовать
Конституции РФ, а все подзаконные акты еще и КЗоТ РФ. Конституция РФ и КЗоТ
РФ - это основа всех источников трудового права и их системы.



2. Принципы трудового права и их значение


Основные принципы правового регулирования труда и основные принципы
трудового права, а также правовые принципы организации труда - все эти три
формулировки идентичны, хотя некоторые авторы рассматривают их как
различные категории права. Но это одна и та же категория трудового права,
представленная в трех формулировках.
Основные принципы правового регулирования труда – это главные
положения, отражающие кратко суть действующего трудового законодательства.
Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в
нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития
трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового
права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.
Нельзя принципы права считать идеями, так как правовые идеи - это
категория правосознания, которое может значительно опережать действующее
право, и возникнуть правовые идеи могут за столетия до их реального
воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы самого
действующего права.
С изменением характера общественно-трудовых отношений и существа
организации труда происходят и соответствующие изменения в основных
принципах правового регулирования труда. Принципы трудового права являются
более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с
коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права
тоже меняются – одни отмирают, другие появляются, третьи действующие
наполняются новым содержанием.
Принципы Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия
на: а) общеправовые, т.е. свойственные веет отраслям права, в том числе и
трудовому (принципы законности, демократизма, равноправия, гуманности и
др.); б) отраслевые, т.е. отражающие специфику норм данной отрасли права и
в) внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной
отрасли права (например, принципы разрешения трудовых споров, принципы
обеспечения занятости и т.д.).
Основные принципы трудового права отражают также и политику и мораль
нашего общества в области трудовых отношений. Конституционные правовые
принципы организации труда в первую очередь образуют фундамент всего здания
трудового права. Основные принципы правового регулирования труда - это
основные принципы трудового права.
Значение основных принципов правового регулирования труда в том, что
они:
1. В кратких формулах отражают содержание всей системы норм трудового
права, помогая тем самым понять смысл всего трудового законодательства и
его связь с экономикой и моралью общества.
2. Направляют дальнейшее развитие трудового законодательства и помогают в
применении норм действующего трудового права;
3. Служат одним из оснований объёдинения отдельных норм трудового
законодательства в систему данной отрасли..
4. Определяют положение субъектов трудового права, их права и обязанности.
5. Являются стволом, остовом, на котором располагается и развивается все
дерево трудового права: его большие ветки институты и маленькие -
подинституты или однородные группы норм, его листья - нормы трудового
законодательства.
Таким образом, основные принципы правового регулирования труда
являются каркасом всего здания трудового права. Они определяют создание,
реализацию и защиту норм трудового законодательства, но не устанавливают в
отличие от конкретной нормы правила поведения в конкретных ситуациях и не
имеют элементов нормы права - гипотезы, диспозиции и санкции. Эти принципы
в свою очередь оказывают влияние и на правовую политику государства по
регулированию труда независимо от форм собственности и организационно-
правовых форм предприятия, на которых базируется труд.



3. Применение трудового права в деятельности ОВД



На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской
Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного)
общего образования, способные по своим личным и деловым качествам,
физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на
сотрудников милиции обязанности.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо
имевшие судимость.
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех
до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую
он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является
стажером по должности.
Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и
курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел
Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского
учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской
Федерации.
Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних
дел.
Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим
основаниям:
а) по собственному желанию;
б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о
службе в органах внутренних дел;
в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе
сотрудника либо с его согласия);
г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
д) в связи с нарушением ими условий контракта;
е) по сокращению штатов;
ж) по болезни — на основании заключения военно-врачебной комиссии о
негодности к службе в органах внутренних дел;
з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения
военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о
невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в
соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения
по службе;
и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее
занимавшего эту должность;
к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие
недостаточной квалификации по результатам аттестации;
л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;
м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;
н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.
Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является
исчерпывающим.
Назначение на должность, продвижение и перемещение по службе в милиции
осуществляется независимо от национальности сотрудника, его социального
положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных
объединениях.
Для сотрудников милиции устанавливается общая продолжительность
рабочего времени не более 40 часов в неделю. При необходимости сотрудники
милиции могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх
установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные
дни.
Сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для
проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется:
. после 10 лет службы — продолжительностью 5 суток;
. после 15 лет службы — продолжительностью 10 суток;
. после 20 лет службы — продолжительностью 15 суток.
Сотрудникам милиции, проходящим службу в местностях с тяжелыми и
неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставляется
продолжительностью 45 суток, независимо от стажа службы.
В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и
их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей
служебной деятельности решениями политических партии и общественных
объединений, преследующих политические цели.
Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами
предпринимательской деятельности, работать по совместительству в
Организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и
преподавательскую деятельность.
Работа сотрудников милиции по совместительству в системе Министерства
внутренних дел Российской Федерации осуществляется в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Заключение


Динамизм трудового права Российской Федерации, обусловленный переходом
к рыночной экономике, принятием новой Конституции Российской Федерации,
активизацией издания российских законов по ряду вопросов труда и другими
политическими, социально-экономическими и правовыми факторами, требует
оперативного отражения в учебной литературе новейшего трудового
законодательства и практики его применения, а также достижений науки
трудового права и опыта международно-правового регулирования труда.
Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание трудовых
отношений и в правовое положение его субъектов в связи с внедрением новых
форм собственности и методов хозяйствования, а также формирования рынка
труда. Трудовое законодательство - единственная отрасль законодательства,
которая способна не только непосредственно воздействовать на основную
производственную силу — людей, являющихся носителями рабочей силы, но и
защитить их в процессе трудовой деятельности и от безработицы. Под влиянием
системы норм трудового законодательства формируется правовой механизм
социальной защиты работников.

Список литературы


1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1999.
2. Богачева О.Г., Петров Н.П. Трудовое право в деятельности ОВД. Новгород,
1993.
3. Кашанина Т.В. Основы российского права. М.: ИНФРА, 1998.
4. Смирнов О.В. Трудовое право. М.: Проспект, 1999.
5. Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Юрист, 1996.





Реферат на тему: Особенности заключения трудового договора с работниками Крайнего Севера

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ТРУДОВОГО ПРАВА



КУРСОВАЯ РАБОТА


ПО КУРСУ: ТРУДОВОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА С РАБОТНИКАМИ КРАЙНЕГО СЕВЕРА



Выполнил: студент гр.
Не скажу
Научный руководитель: ст. препод. кафедры труд. права,
канд. юр. наук,
Жильцова Ю. В.



ЕКАТЕРИНБУРГ


2001


Содержание

1. Общие положения 3


2. Особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора 6


3. Особенности оплаты труда 7


4. Продолжительность отпусков 13


5. Дополнительные льготы для отдельных категорий работников 15


6. Пенсионное обеспечение 19


7. Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей 22


8. Заключение 26


9. нормативная база и библиография 27



1. Общие положения

Основным законом, устанавливающим государственные гарантии и
компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях является Закон "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях".[1] Настоящий Закон устанавливает государственные
гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и
физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в
экстремальных природно-климатических условиях Севера. Кроме данного закона
отношения по поводу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях регулируются Кодексом Законов о Труде, Законом "Об основах
государственного регулирования социально-экономического развития Севера
Российской Федерации"[2], другими федеральными законами и иными нормативно-
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-
правовыми актами субъектов Российской Федерации. Все перечисленные
нормативные акты основываются на Конституции Российской Федерации и если
законодательство России противоречит международным договорам Российской
Федерации, то в той мере, где оно противоречит применяются правила
международного договора.
Настоящее законодательство направлено на достижение оптимального
сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов, территории которых
относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной
хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов,
охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и
устойчивое развитие Севера и приравненных к нему местностей.
Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях"
был создан с целью решить вопросы регулирования трудовых, жилищных
отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения и т.п. Действие
настоящего закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно
или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм
собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В
случаях, предусмотренных данным законом, государственные гарантии и
компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим,
уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской
Федерации, студентам высших и средних специальных учебных заведений,
учащимся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, а
также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности вместе с кормильцем. Отсутствие у предприятий и организаций
средств не может служить основанием для отказа в предоставлении
установленных льгот.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
утверждается Государственной Думой Российской Федерации по согласованию с
республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной
областью, автономными округами.
Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются решениями
органов исполнительной власти и управления северных регионов, тарифными
соглашениями, коллективными договорами (соглашениями), трудовыми
договорами. Затраты на эти гарантии и компенсации возмещаются за счет
средств бюджетов национально-государственных и административно-
территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений,
организаций. Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих
работников дополнительные отпуска, сокращенные рабочий день и иные льготы,
а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив,
но не входящих в состав предприятия.
Источниками финансирования затрат на государственные гарантии и
компенсации являются также Пенсионный Фонд Российской Федерации ( для лиц,
получающих государственные пенсии, Фонд социального страхования Российской
Федерации ( для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности,
беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санитарно-
курортным лечением, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации ( для лиц, имеющих право на гарантии в области занятости, в
соответствии с положениями об указанных фондах. За счет консолидированного
бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам
бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и
местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим
работу и зарегистрированных в качестве безработных в этих районах и
местностях, в размере 100 % произведенных затрат, а лицам, проработавшим не
менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных
районах и местностях ( 50 % произведенных затрат, но не превышая норм,
предусмотренных ст. 35 Закона от 19 февраля 1993 года. Порядок возмещения
затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского
бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской
Федерации, а из бюджетов национально-государственных и административно-
территориальных образований ( соответствующими органами этих образований.
Закон также предусматривает налоговые льготы для предприятий и
организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему
местностях. Эти предприятия освобождаются от уплаты налогов на часть
прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и
непроизводственного назначения. предприятия и организации независимо от
форм собственности, расположенные в этих же районах, производящие и
реализующие там же сельскохозяйственную продукцию и продукты
животноводства, а также другие продукты питания, освобождаются от уплаты
налогов в соответствии с налоговым законодательством.

2. Особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора

В трудовом договоре оговариваются обязанности работодателя по
предоставлению работнику льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных
действующим законодательством.
Условия, оговариваемые в трудовом договоре, определяются соглашением
сторон с учетом отраслевой специфики конкретных задач, стоящих перед
производством, территориальных и природно-климатических особенностей, а
также материально-финансовых возможностей предприятий, учреждений,
организаций, но не могут содержать положений, противоречащих действующему
законодательству и другим нормативным актам, ущемляющих права одной из
сторон по заключенному трудовому соглашению и ухудшающих положение
работника по сравнению с законодательством о труде.
В ст. 250 старого КЗоТ было положение, согласно которому администрация
предприятия, учреждения, организации не была вправе без согласия
соответствующего выборного профсоюзного органа отказать работнику по
истечении срока договора в заключении договора на новый или неопределенный
срок, если численность или штат работников не сокращается. В новом Кодексе
такого положения, увы, нет.
Согласно ст. 6 Закона от 19 февраля 1993 года лицам, высвобождаемым с
предприятий, из учреждений, организаций в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях в связи с реорганизацией либо с ликвидацией,
сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев,
средняя заработная плата. То же положение предусмотрено и новым Трудовым
Кодексом.
В течение указанного срока сохраняется также непрерывный стаж.
Выплата выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы
производится по прежнему месту работы за счет самих предприятий,
учреждений, организаций.
Относительно заключения трудового договора следует отметить, что
граждане стран Содружества Независимых Государств, работающие в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заключают срочные трудовые
договоры с работодателем в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации и двусторонними межправительственными соглашениями о
трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами
границ своих государств.

3. Особенности оплаты труда

Оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. Работникам гарантируются выплаты районного коэффициента и
процентной надбавки к заработной плате.
Формы и системы оплаты труда устанавливаются в коллективных договорах
и соглашениях.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, устанавливается единый для всех производственных и
непроизводственных отраслей районных коэффициент к заработной плате.
Районный коэффициент устанавливается для каждого конкретного района
Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства
Российской Федерации, учитывается во всех случаях исчисления средней
заработной платы и начисляется без ограничения максимального размера
заработной платы.
С сумм коэффициентов подоходный налог с физических лиц взимается
отдельно от других доходов по ставке, установленной действующим
законодательством.
Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной
работы независимо от места нахождения предприятия, учреждения, организации,
в штате которого состоит работник.
Районный коэффициент также учитывается при исчислении пособия по
безработице, а также при начислении стипендии лицам, проходящим
профессиональную подготовку, переподготовку в соответствующие периоды, в
период повышения квалификации по направлению Федеральной государственной
службы занятости населения, а также при исчислении компенсационных выплат.
Процентные надбавки, в отличие от районных коэффициентов, выполняют
стимулирующую функцию. Они начисляются в зависимости от непрерывного стража
работы в северных регионах.
При выплате процентной надбавки не учитывается районный коэффициент и
вознаграждение за выслугу лет.
Установлен порядок выплаты процентных надбавок к заработной плате:
в районах Крайнего Севера: Чукотский автономный округ, Северо-
Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский
район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей
(за исключением островов Белого моря) ( 10 процентов за каждые последующие
шесть месяцев до достижения 100 процентов заработка.
В остальных районах Крайнего Севера ( 10 процентов заработка по
истечении первых шести месяцев работы, а по достижении 60 процентов
заработка ( 10 процентов за каждый последующий год работы до достижения 80
процентов заработка.
В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ( 10 процентов
заработка по истечении первого года работы, с увеличением 10 процентов
заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов
заработка.
Работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в
республике Карелия, южных островах Дальнего Востока, Красноярского края,
Иркутской области, республике Бурятия, республике Тува, Читинской области (
10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением 10
процентов заработка за каждые последующие два года работы, но не свыше 30
процентов заработка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993
года "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения
процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего
Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера"[3]
определено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентной
надбавки к месячной заработной плате лицам, работающим в регионах Севера,
суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения
трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Трудовой страж не суммируется при поступлении на работу после
прекращения трудового договора по следующим основаниям:
а) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к
лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к
иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы;
б) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей,
возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового
распорядка;
в) прогул без уважительных причин;
г) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического
или токсического опьянения;
д) утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно
обсуживающему денежные или товарные ценности;
е) совершение работником, выполняющим воспитательные функции,
аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
ж) совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого)
государственного или общественного имущества, установленного
вступившим в законную силу приговора суда или постановлением органа, в
компетенцию которого входит наложение административного взыскания или
применение мер общественного воздействия;
з) требование профсоюзного органа (не ниже районного) о расторжении
трудового договора с руководящим работником;
и) увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в
соответствии с уставами или положениями о дисциплине;
к) совершение работником иных виновных действия, за которые
законодательством предусмотрено увольнение с работы.
При переходе работника на работу в другой район или местность (из
числа указанных), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж
работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится
пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего
Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в
порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих
правил:
а) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе
Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности,
приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок
устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые
12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера.
Начисление следующей очередной процентной надбавки должно
проводиться в общем порядке через год с момента перехода работником на
предприятия, расположенное в местности, приравненной к районам
Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;
б) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в
местности, приравненной в районам Крайнего Севера, сумма надбавок (в
процентном исчислении), начисленные на полные годы работы, сохраняется
в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется
дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев.
Начисление следующей очередной процентной надбавки должно
производиться в общем порядке, через 6 месяцев с момента перехода
работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера,
установленном для этого района;
в) в случае перехода работника с предприятия, расположенного в
местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ранее перешедшего
на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер
подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате должен
определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанным им
на каждом из этих предприятий. При этом общий размер их не должен
превышать установленного предела.
В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для
работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском
автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области,
Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а
также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за
исключением островов Белого моря), на работу на предприятие,
расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях,
приравненных к ним, и обратно;
г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной
надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в районах Дальнего
Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей,
республики Бурятия, в республике Тува, республике Хакасия на
предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или приравненной к
нему местности, за ним сохраняется процентная надбавка.
Следующая очередная надбавка этому работнику начисляется в
общем порядке через 6 месяцев со дня перехода на предприятие,
расположенное в районе Крайнего Севера и через год со дня перехода на
предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам
Крайнего Севера.
Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в
районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего
Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер
составляет менее 30 процентов, время работы после начисления первой или
второй надбавки перерасчитывается из расчета год работы в южных районах
Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей,
республике Бурятия, республике Тува, республике Хакасия за 3 месяца работы
в районах Крайнего Севера и 6 месяцев работы в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера.
При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки
стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или
местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие,
расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края,
Иркутской и Читинской областей, республике Бурятия, республике Тува,
республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности,
приравненные к ним, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах
Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним.
При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам
Крайнего Севера или местностям, приравненным к этим районам, исчисление
трудового стажа производится со дня отнесения указанных территорий к
районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего
Севера.
Исключение составляют работники, занятые на предприятиях,
расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки
за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера. В этих случаях с момента отнесения местности к
районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним этим работникам
восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.
Выплата процентной надбавки в полном размере с первого дня работы
должна производиться молодежи до 30 лет, вступившей впервые в трудовые
отношения и прожившей не менее 5 лет, непосредственно перед
трудоустройством, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Эта норма включена по настоянию северян. Она предусматривает
предоставление льгот людям, которые проживали в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, непосредственно перед вступлением в трудовые
отношения. Если у работника нет необходимого стажа проживания в регионах
Севера, то процентная надбавка к заработной плате начисляется в ранее
действовавшем порядке.
Перечень документов, подтверждающих срок проживания на Севере,
определяется местными органами управления. Это может быть паспорт, справка
с места жительства или учебы и т.п.
Органы исполнительной власти регионов Севера сами принимают решение
об установлении процентных надбавок к заработной плате в случае выезда
молодежи из указанных регионов с учетом потребности в трудовых ресурсах в
регионе.
Законом не предусматривается изменение порядка начисления процентной
надбавки для лиц, уволенных за виновные действия, т.е. в случае увольнения
за виновные действия процентная надбавка к заработной плате устанавливается
на общих основаниях.
Предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на
принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и
процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда в соответствии с
"Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг) в порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства от 5
августа 1992 года.[4]
Для учреждений и организаций, находящихся на бюджетом финансировании,
указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных сметами на
их содержание, а в случае их недостаточности ( за счет средств
соответствующих бюджетов.

4. Продолжительность отпусков

Ежегодный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется продолжительностью
не менее 24 календарных дней. Общая продолжительность отпуска определяется
путем суммирования основного и дополнительного отпусков.
Затраты на оплату очередных и дополнительных отпусков,
предусмотренных законом от 19 февраля 1993 года, включаются в себестоимость
продукции. Предприятиям предоставлено право за счет прибыли предоставлять
работникам отпуск большей продолжительности.
Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков,
предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных регионах
России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный
дополнительный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера ( 24 календарных дня;
в приравненных к ним местностях ( 16 календарных дней;
в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и
процентная надбавка к заработной плате ( 7 календарных дней.
Последний установлен для проживающих в южных районах Дальнего
Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, а также в
республике Бурятия, республике Тува, республике Хакасия.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный статьей
321 Трудового Кодекса, предоставляется работникам по истечении шести
месяцев работы у данного работодателя.
Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется
суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных
оплачиваемых отпусков.
Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам,
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность
предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время
отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту
использования отпуска и обратно.
Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая
шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску
на следующий год.
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя)
работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его
часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте
до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или
высшего профессионального образования, расположенные в другой местности.
При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется
один раз для каждого ребенка.
Учителям школ и профессорско-преподавательскому составу высших и
средних учебных заведений, если они поступили на работу в указанную школу
или учебное заведение в начале года и проработали полный учебный год,
дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодный основным
отпуском.
При увольнении работника, не использовавшего ежегодный отпуск, по его
желанию предоставляется отпуск с последующим увольнением, за исключением
случаев расторжения трудового договора в связи с совершением виновных
действий.
Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет
предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска
на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том
числе личным (кроме такси), а также на оплату багажа до 30 килограммов
общего веса, т.е. 10 килограммов сверх бесплатно разрешенных к перевозке
Аэрофлотом 20 килограммов. Предприятия, учреждения, организации также
оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семьи своих работников
независимо от времени использования отпуска.
К членам семьи работников, на которых распространяются гарантии и
компенсации, относятся: жена (муж), дети и другие родственники, проживающие
совместно с работником.
Состав семьи с указанием родственных отношений и даты рождения детей
оговариваются в трудовом контракте, заключаемом между работником и
работодателем.
Оплата проезда в место использования отпуска и обратно производится
перед отъездом в расчете исходя из примерной стоимости проезда по
государственным тарифам, а окончательный расчет производится по возвращению
из отпуска на основании предоставляемых билетов или других оправдательных
документов.
При непредоставлении проездных билетов, но при наличии документов,
подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к
месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости
проезда кратчайшим путем. Также возмещаются расходы по проезду к месту
использования отпуска и обратно на личном автотранспорте.
Если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах, то
ему возмещаются расходы по проезду только к одному избранному им месту, а
также расходы по обратному проезду от того же места кратчайшим путем.
Если родители несовершеннолетних детей работают на разных
предприятиях (учреждениях, организациях), то компенсация за проезд детей до
места отдыха и обратно может по договоренности возмещаться обеими
предприятиями в равных долях.
Оплата проезда к месту использования отпуска граждан на территории
государств-членов СНГ оговариваются трудовым договором.
Расходы, связанные с оплатой проезда один раз в два года к месту
использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым
видом транспорта (кроме такси) и провозом багажа до 30 килограммов подлежат
зачету в себестоимость продукции (работ, услуг).

5. Дополнительные льготы для отдельных категорий работников

Одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати
лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный
выходной день без сохранения заработной платы
Конкретный порядок предоставления дополнительного выходного дня
определяется в коллективном договоре (соглашении). Вопрос о выборе
выходного дня должен решаться по соглашению с администрацией.
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая
продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий
женщин иными законодательными актами Российской Федерации. При этом
заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей
неделе. Переработанное время оформляется как сверхурочные работы и к
отпуску не приплюсовывается. Конкретный порядок использования этой льготы
определяется коллективным договором, трудовым договором или правилами
внутреннего трудового распорядка учреждения, организации в соответствии с
законодательством о труде Российской Федерации.
На предприятиях непрерывного производства, работающих в сменном
режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена указанная
норма, возможно введение суммированного учета рабочего времени. Могут
предусматриваться такие графики работы как, например, "8,7,7,7,7",
"8,8,8,8,4", "8,8,8,8,8 + 8,8,8,8,0" часов.
Порядок организации работы должен предусматривать: установление
доплат за недоработанные по сравнению с 40-часовой неделей часы в виде
тарифного вклада с районным коэффициентом и процентной надбавкой;
особенности оплаты труда в смешанных бригадах, в том числе компенсации к
заработной плате мужчинам, у которых в смешанных коллективах возрастает
нагрузка и т.п.
Женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по листку
нетрудоспособности независимо от трудового стажа в размере 100 процентов
среднего заработка (дохода) с учетом районного коэффициента и процентной
надбавки устанавливается продолжительностью 70 (в случае многоплодной
беременности ( 84) календарных дней до родов и 70 (в случае многоплодных
родов ( 86, при рождении двух и более детей ( 110) календарных дней после
родов[5].
В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по
временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного
коэффициента и процентной надбавки. Оплата разницы между фактическим
заработком и пособием по временной нетрудоспособности, исчисленным в
указанном порядке, производится в соответствии с действующим
законодательством за счет средств предприятий, учреждений, организаций.
При отсутствии у страхователей достаточных средств для выплаты пособий
недостающая сумма расходов компенсируется из резервов соответствующих
отраслевых и региональных отделений Фонда, а при необходимости ( из
резервов центральных комитетов профсоюзов. В исключительных случаях
выделение дополнительных средств на покрытие этих расходов производится по
решению Правления Фонда за счет общероссийского резерва.
Возмещение расходов производится особо нуждающимся пенсионерам,
инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, а также другим категориям граждан в
случаях, связанных с поездками по социальным нуждам (для медицинского
обследования, лечения, протезирования, похорон, организационного выезда
детей для оздоровительного отдыха и др.). Указанные льготы предоставляются
в первоочередном порядке жителям районов, в которых авиация является
единственным видом транспорта.
Предприятиям, организациям и учреждениям всех форм собственности,
расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
рекомендуется компенсировать своим работникам оплату проезда для
медицинской консультации, лечения в других регионах.
Лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях,
профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на стипендию
начисляются районный коэффициент и процентная надбавка. Лицам, обучающимся
на дневных отделениях в высших и средних специальных учебных заведениях,
учащимся школ, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, и нуждающимся у стационарном лечении, оплачивается проезд к
месту лечения в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких
услуг нет в месте проживания.
Районные коэффициенты и процентные надбавки также предусмотрены и при
определении компенсаций семьям, имеющим детей.
Пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и
пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период
работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют
право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно. Оплата проезда неработающим пенсионерам
производится органами социального обеспечения по месту жительства перед
отъездом на отдых, исходя из примерной стоимости проезда по государственным
тарифам. Окончательный расчет производится по возвращении с отдыха на
основании представленных билетов или других оправдательных документов.
В случае переезда работника к новому месту жительства в связи с
прекращением или расторжением трудового договора по любым основаниям, за
исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда
работника и членов его семьи и провоза личного имущества, но не свыше 5
тонн на семью по фактическим расходам.
Возмещение расходов, связанных с выездом из регионов Севера,
осуществляется из республиканского бюджета, бюджетов национально-
государственных и административно-территориальных образований,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в
порядке, предусмотренном Минфином России из расчета:
работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих
районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам,
потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ( в размере 100 процентов
произведенных затрат;
лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях,
расположенным в указанных районах и местностях, ( в размере 50 процентов
произведенных затрат. Компенсация оставшихся 50 процентов затрат
оплачивается за счет средств предприятий. Отсутствие средств у предприятия
не должно служить основанием для отказа в возмещении конкретных затрат по
выезду из регионов Севера.
Лицам, работающим на негосударственных предприятиях, данные расходы
компенсируются за счет средств этих предприятий согласно трудовым
договорам.

6. Пенсионное обеспечение

Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях устанавливается: мужчинам ( по достижении 55 лет и женщинам
( по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в
районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к
ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20
лет. Женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по
достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не
менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17
календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом принимаются во
внимание также усыновленные дети, а также умершие дети. Гражданам,
проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсия
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4
месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. В
вышеуказанных случаях учитывается и работа в приравненных районах Крайнего
Севера (один год работы в районах Крайнего Севера за 9 месяцев в местностях
приравненных к ним). При назначении пенсии увеличение ее размера на один
процент заработка производится за каждый полный год специального трудового
стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии исчисленной
в этом порядке не может быть больше 75 процентов заработка.
Право на пенсию на льготных основаниях предоставлено оленеводам,
рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях: мужчинам ( по достижении 50 лет и
при стаже указанной работы не менее 25 лет, женщинам ( по достижении 45 лет
и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"[6] гражданам из
числа малочисленных народов Севера предоставляется право на социальные
пенсии: мужчинам ( по достижении 55 лет, женщинам ( по достижении 50 лет в
размере минимальной пенсии по старости. К числу указанных народов относятся
ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи,
селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны,
юкагиры, кеты, орочи, тафалары, алеуты, негидальцы, энцы, шорцы, телеуты,
кумандинцы.
При определении трудового стажа для назначения пенсий по старости в
связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к
указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на
пенсию в связи с особыми условиями труда.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющим
необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда
трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии,
уменьшается на 5 лет. При этом не требуется что бы специальный стаж был
выработан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная
норма распространяется и на лиц, выработавших не менее половины
специального стажа по Спискам № 1и № 2 производств, работ, профессий,
должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Для граждан, проживающих в районах, где установлен районных
коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий
определяются с применением соответствующего единого для всех
производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к
заработной плате, утвержденного для данного региона. До его утверждения
применяются единые коэффициенты к заработной плате, а при их отсутствии (
районные коэффициенты, предусмотренные для производственных отраслей,
установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденными
Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. Если на
территории отдельных районов применяются разные по размеру районные
коэффициенты для производственных отраслей, то учитывается наивысший
коэффициент.
При выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место
жительства пенсия назначается и выплачивается с учетом районного
коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени
обращения за пенсией.
Этот же порядок распространяется также на лиц, имеющих право на
пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается: по списку
№ 1 мужчинам, проработавшим не менее 8 лет и 6 месяцев и женщинам ( не
менее 5 лет; по списку № 2 мужчинам ( не менее 8 лет и 4 месяцев, женщинам
( не менее 6 лет и 8 месяцев.
А если по новому месту жительства действует более высокий коэффициент
к заработной плате, то размер пенсии должен быть предусмотрен с применением
повышенного районного коэффициента.
Прилагающиеся надбавки на уход нетрудоспособных ижд

Новинки рефератов ::

Реферат: Использование электронной почты, Internet, и других систем в целях рационализации документооборота (Менеджмент)


Реферат: Характер экзистенциализма в романе А.Камю "Чума" (Литература : зарубежная)


Реферат: Профессиональная Терминология (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Абсолютизм в России 17-18 век (История)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Возникновение жизни на земле (Биология)


Реферат: Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Музыка)


Реферат: Социологический опрос на тему: "Понимание мимики и жестов" (Социология)


Реферат: Комплексный проект урока (Педагогика)


Реферат: Методические рекомендации и задания для лабораторных работ по дисциплине «Вычислительные системы» (Компьютеры)


Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Экономическая и социальная эффективность производства (Предпринимательство)


Реферат: Внешний вид делового человека (Социология)


Реферат: Деньги России в 1920 – 1930-х гг. (Государство и право)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Защита вещных прав по гражданскому кодексу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Болезни цивилизации (Биология)


Реферат: Курсовая по информатике (Программирование)


Реферат: Техника и электроника СВЧ (Часть 2) (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист