GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок (Физкультура)


Восстановление, понятие и значение.



После окончания мышечной работы наступает восстановительный, или
послерабочий, период. Он характеризуется степенью изменения функций
организма и временем, которое необходимо для их восстановления до исходного
уровня. Изучение восстановительного периода необходимо для оценки тяжести
конкретной работы, определения ее соответствия возможностям организма и
установления длительнос


ти необходимого отдыха.
Биологическая роль послерабочего периода состоит не только в
восстановлении уровня измененных функций и энергетических ресурсов
организма, но и в функциональных и структурных перестройках, т. е. в
формировании эффекта тренированности.
Строго говоря, после физической нагрузке имеет место не восстановление
функций до исходных данных в буквальном смысле слова, а переход к новому
состоянию, отличному от дорабочего. Ведь если предположить, что происходит
только восстановление, то нельзя понять характер увеличения силы, скорости
и выносливости под влиянием тренировки. Поэтому не случайно многие
исследователи пытались заменить термин “восстановление” понятиями следовой”
процесс” или “последействие”.
Восстановительный период рассматривают как конструктивный. В это время
возникает суперкомпенсация в процессах обмена веществ в гладкой и скелетной
мускулатуре. Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении
энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических
материалов, обуславливающих их гипертрофию. Все эти изменения – непременное
условие повышения функциональных возможностей организма, составляющее
содержание состояния тренированности. Возникновение функциональных и
морфологических изменений в организме под влиянием нагрузки, которые
реализуются в восстановительном периоде, - условие развития и
совершенствования организма человека.

Физиологические механизмы восстановления.

В период восстановления развертывается своеобразный спектр различных
реакций. Последействие работы характеризуется усилением кровообращения
(увеличены частота сердечных сокращений, минутный объём крови, максимальное
артериальное кровяное давление, расширена капиллярная сеть в работающих
мышцах, уменьшено количество депонированной крови), повышением температуры
работавших мышц, их тонического напряжения и возбудимости, изменением
состояния центральной нервной системы и анализаторов, а также желез
внутренней секреции.



3
Известно, что природа восстановительного периода с точки зрения
физиологического механизма заключается в так называемых следовых явлений в
тканях и центральной нервной системе. Следовые процессы – это общее
свойство функционирования различных структур живого организма. Они
достаточно полно представлены на различных “этажах” организации мышечной и
нервной ткани. Принципиальная сущность следовых явлений в центральной
нервной системе и в тканях вскрыта в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлов,
Н.Е. Введенского.
Развивая положения своих учителей, А. А. Ухтомский сравнивал одиночный
нервный импульс с кометой, хвост которой тянется после прохождения головной
части. Этот “хвост” – следовый процесс – неоднороден. Для него характерны
фазные изменения возбудимости. Они определяют судьбу последующей реакции
ткани. При оптимальных раздражениях каждая “волна возбуждений наиболее
полно утилизирует положительное последействие предшествующей волны”. Важно
и другое принципиальное положение. Следовые реакции могут смещаться в
процессе деятельности, в ходе выполнения рабочего движения.
В учении о доминанте следовым явлением отведена заметная роль. Для
понимания следовых реакций в условиях мышечной деятельности важно
представление о доминанте как функциональном объединении, состоящем не
только из коркового, но и субкортикальных, вегетативных и гуморальных
компонентов. Одной из основных черт доминанты является инертность, т. е.
способность удерживать и продолжать начавшееся возбуждение и тогда, когда
первоначальный стимул к возбуждению миновал. Оказалось, что сохранение
доминантных свойств очагом возбуждения в сенсомоторной области после
выключения раздражения, вызвавшего доминанту, нередко достигает 20-30 мин.
Таким образом следовый процесс, созданный доминантным очагом, может быть
достаточно стойким и инертным, что позволяет удерживать возбуждение и
тогда, когда источник раздражения удален.
Для объяснения механизмов следовых реакций в нервной системе нередко
используют представления о циркуляции (ревербации) импульсов в цепях
нейронов. По мнению Л. Л. Воронина (1964), гипотеза о циркуляции импульсов
находит подтверждение в исследованиях на разных уровнях нервной системы, в
том числе и в коре головного мозга.
Следовые реакции в коре больших полушарий были широко изучены при
исследовании феномена последовательной индукции. Известно, что под этим
понимается возникновение противоположного по знаку нервного процесса,
следующего за окончанием действия раздражителя. Следовый процесс мог
характеризоваться “положительной фазой индукции” (положительная индукция)
или “отрицательной фазой индукции” (отрицательная индукция). И хотя
представления И. П. Павлова о механизме индукции как движении нервных
процессов в коре головного



4
мозга не соответствуют современным данным, некоторые закономерности
отмеченного феномена представляют интерес для характеристики следовых
процессов. Оказалось, что как положительное, так и отрицательное проявление
индукции находится в зависимости от силы первичного нервного процесса и его
концентрации. Так, при слабом тормозном процессе, а также при чрезмерной
его концентрации трудно получить достаточно выраженный эффект в виде
положительной индукции. Необходим какой-то оптимум интенсивности нервного
процесса, чтобы наблюдать индукционное последействие. Таким образом,
отмечены временный. Преходящий характер следовых реакций, зависимость их от
упроченности основных нервных процессов.
Для понимания природы восстановительного периода представляет интерес так
называемое трофическое направление в изучении процессов последействия. В
1890 г. И. П. Павлов опубликовал статью “Баланс азота в слюнной
подчелюстной железе при работе (материалы к учению о восстановлении
функционирующей железистой ткани)”. В ней великий физиолог вскрыл ряд
интересных закономерностей, не потерявших значения и в настоящее время. Вот
некоторые из них:

1. В работающем органе наряду с процессами разрушения и
истощения происходит процесс восстановления. Причем в противовес прежним
представлениям К. Бернара (1878) он наблюдается не только после окончания
работы, но и, главное, уже в процессе деятельности;

2. Взаимоотношения истощения и восстановления определяются
интенсивностью работы: во время интенсивной работы восстановительный
процесс не в состоянии полностью компенсировать расходы железы, поэтому
полное возмещение потерь наступает позднее, во время отдыха;

3.Восстановление израсходованных ресурсов происходит не до
исходного уровня, а с некоторым избытком (явление избыточной компенсации).
Исследуя последействие утомительных мышечных нагрузок, Н. Н. Яковлев “на
биохимическом уровне” подтвердил положение И. П. Павлова о возможности
сверхвосстановления источников энергии в период отдыха. Он установил, что
после мышечной работы на определенных этапах восстановления отмечается
суперкомпенсация гликогена.

Основные закономерности восстановления.

Восстановление функций после работы характеризуется рядом существенных
особенностей, которые определяют не только процесс восстановления, но и
преемственную взаимосвязь с предшествующей и последующей мышечной
деятельностью, степень готовности к повторной



5
работе. К числу таких особенностей следует отнести: 1) неравномерное
течение восстановительных процессов;
2) фазность восстановления мышечной
работоспособности;
3) гетерохронность восстановления различных
вегетативных функций;
4) неодновременное восстановление вегетативных
функций, с одной
стороны, и мышечной работоспособности, с
другой.

Неравномерность восстановительных процессов. Согласно А. Хиллу, процесс
восстановления, в частности ликвидация кислородной задолженности, имеет
экспоненциальный характер. Причем вначале восстановления идет быстро, а
затем медленно (“ползком”). В наиболее отчетливой форме подобный двухфазный
период восстановления выражен после тяжелой работы; после умеренной работы
ликвидация кислородного долга носит, как правило, однофазный характер, т.
е. имеет место только фаза быстрого восстановления потребления кислорода к
исходным данным.
По А. Хиллу, подобное фазное восстановление – результат влияния двух
факторов:
1) несоответствия между кислородным запросом в период восстановления и
интенсификацией функции кровообращения. После работы происходит быстрое
восстановление сердечно – сосудистой системы и снабжение кислородом
становится неадекватным потребностям в нем – ликвидация кислородного
долга заменяется;
2) поведения молочной кислоты. Первая, быстрая, фаза ошибочно связывалась
с процессом окислительного ресинтеза молочной кислоты в мышцах, вторая,
медленная, - с окислительным удалением молочной кислоты,
диффундировавшей из мышцы.
В настоящее время неравномерное восстановление функций прослежено не
только по величине потребления кислорода, но и по величине других
послерабочих реакций. Оказалось, что фазность восстановления зависит и от
тяжести работы, и от характера мышечной деятельности (динамические
упражнения различной интенсивности, статические и силовые упражнения). Так
после выполнения упражнений максимальной интенсивности за первые 5 мин.
ликвидация кислородного долга происходила почти в пять раз быстрее, чем за
последующие 13 мин. периода восстановления.
Таким образом неравномерность восстановления вегетативных и двигательных
функций составляет отличительную черту восстановительного процесса.



6
Фазность восстановления мышечной работоспособности. Существенной
особенностью восстановительного периода является фазный характер
восстановления мышечной работоспособности.Первые исследования фазного
характера восстановления работоспособности относятся к 20-м годам нашего
столетия. Так, в работе Л. Л. Васильева и А. Л. Князевой (1926) было
показано, что сила мышц при повторных усилиях зависит от величины отдыха.
Авторы объясняют эти результаты проявлением фазных изменений
работоспособности в период восстановления. В другой, более значительной,
работе – М. В. Лейкина (1951) изучалось возбудимость “рабочего органа”
после максимальных статических напряжений. Осуществление повторных усилий в
стадии повышенной возбудимости приводит к увеличению силы мышц; наоборот,
повторные же усилия, произведенные в период пониженной возбудимости,
характеризуются меньшими результатами.
Для характеристики следовых изменений работоспособности широко
используется метод повторной работы до отказа (до полного утомления). При
повторном беге на 200-400 м первая фаза (пониженной работоспособности)
продолжалась 15 мин., период сверхвосстановления – последующие 5 мин.
При многократном повторении упражнений восстановительный период
характеризуется специфическими особенностями. Основное различие заключается
в том, что после второго и последующих повторений силовых упражнений и
статических усилий в следовом процессе отсутствует фаза сверхисходной
работоспособности. Восстановление происходит на 90-100 % по сравнению с
исходными данными.

Гетерохронизм восстановительных процессов. Важной особенностью
восстановительных процессов является неодновременное (гетерохронное)
возвращение после проделанной работы различных показателей к исходному
уровню. Еще в 1930 гю М. Е. Маршак показал, что восстановление потребления
кислорода, легочной вентиляции, величины пульса, артериального давления и
температуры кожи у работавших мышц происходит в разные сроки.
В ряде исследований гетерохронность восстановления функций прослеживалась
в связи с совершенствованием функции при повышении тренированности. Чем
короче время между восстановлением показателей кровообращения и дыхания,
тем более активно протекают восстановительные процессы.
Данные полученные в период восстановления, по сравнению с данными,
полученными при работе, существенно изменяют взаимосвязь между различными
показателями гемодинамики. Оказалось, что величина минутного объёма крови с
высокой степенью достоверности коррелирует с частотой сердечных сокращений.
В то же время связь этой величины с систолическим объёмом сердца снижается.
Одновременно установлены


7
неоднозначные сосудистые реакции в работавших и не работавших конечностях.
Наблюдается своеобразная взаимосвязь в период восстановления между
периферическим сопротивлением и другими показателями кардиогемодинамики.
Между тем оценка взаимосвязи следовых сдвигов работоспособности и
вегетативных функций представляет значительный интерес для практики, так
как позволяет наметить объективные критерии готовности спортсмена к
повторной мышечной деятельности, а также определить наиболее рациональные
режимы сочетания мышечной работы и отдыха.

Использование закономерностей восстановления для оптимизации
тренировочного процесса.

Одним из ведущих принципов современной методики тренировки является
использование в спортивной практике повышенных нагрузок, естественно
научной основой которых является физиологический “закон суперкомпенсации”,
согласно которому восстановительные процессы, следующие вслед за
интенсивными энергетическими затратами, приводят к функциональному уровню,
превышающему исходные величины. В данном случае можно столкнуться с двумя
состояниями, взаимно противоположными: первое – от одной нагрузки до другой
проходит период времени, достаточный для нормального течения
восстановительных процессов, в результате чего происходит повышение
работоспособности и нарастание тренированности; во втором – промежутки
отдыха между нагрузками недостаточны для восстановления организма, на фоне
чего происходит его хроническое истощение и как следствие – переутомление.
Известно, что последействие различных по степени напряжений по своей
продолжительности неодинаково. Так, разные физиологические функции после
мышечной деятельности восстанавливаются неодновременно: одни через
несколько минут, другие – часов и даже суток.
Тренеру необходимо знать о наиболее оптимальной продолжительности отдыха
между упражнениями и тренировочными занятиями с тем, чтобы дать возможность
организму юного гребца восстановиться.
Не вызывает сомнения, что при утомительной работе уровень
работоспособности спортсмена снижается. И для того, чтобы работу можно было
начать с должным эффектом, необходимо выждать определенный промежуток
времени, до тех пор, пока пройдет утомление. В таких случаях говорят о
восстановлении работоспособности спортсмена.
Нередко в спортивной практике приходится встречаться с фактом, когда при
явно сниженной работоспособности юноши справляются с большими нагрузками.
Надо полагать, что это делается за счет предельной мобилизации всех
ресурсов организма и тяжело сказывается на его последующем состоянии.
Снижение работоспособности в этом случае



8
может быть обнаружено тщательной регистрацией координации движений, учетом
величин физиологических сдвигов при работе и анализом хода
восстановительных процессов.
При оценки критериев готовности к работе следует помнить, что огромное
число физических упражнений, мышечных нагрузок предопределяет такое же
разнообразие тестов и индикаторов следовых сдвигов мышечной
работоспособности.
Совсем недавно считалось, что время необходимое для отдыха определяется
длительностью ликвидации кислородной задолженности. Но всё гораздо сложнее.
Во-первых, длительность необходимого отдыха не измеряется длительностью
восстановительного процесса. Во-вторых, неодновременный характер
восстановления функций затрудняет определение времени, необходимого для
отдыха после работы.
В настоящее время исследователи данного вопроса при характеристике степени
готовности организма к повторным упражнениям отдают предпочтение различным
показателям:

1. Одни в основу готовности организма кладут
показатели повторной работы (величина работы в кгм, сопротивляемость
утомлению, сдвиги динамометрии).

2. Другие руководствуются показателями сердечно-
сосудистой системы (частота пульса, пульсовая сумма восстановления).

3. Третьи преимущественно ориентируются на показатели
энергетического обмена.

Выявлено что после утомительных нагрузок работоспособность в течение
некоторого промежутка времени снижена, затем постепенно повышается,
достигает исходного уровня и на этом, как оказалось, не прекращает своего
развития, а продолжает нарастать. Наступает фаза повышенной
работоспособности, или “суперкомпенсации”. Этот период характеризуется
хорошей подготовкой спортсмена к повторному выполнению упражнения. Если в
период повышенной работоспособности не происходит выполнения новой
нагрузки, то работоспособность постепенно снижается, приближаясь к
исходному уровню.Указанные фазы изменения работоспособности после
утомительной работы характеризуют общие закономерности, необходимые во всех
видах спорта, в том числе и в гребном. Эти закономерности объясняют, почему
происходит рост спортивных результатов и когда совершается та перестройка в
организме, которая характеризует рост его тренированности. Из сказанного
ясно, что процесс перестройки организма совершается не столько во время
самого тренировочного занятия, сколько после него.



9
Поэтому надо рассматривать отдых не как второстепенную, необязательную
часть тренировочного процесса юных гребцов, а, напротив, уделить ему
почетное место в их подготовке, как необходимое условие не только для
восстановления отданной энергии и ликвидации последействий утомления, но и
для дальнейшего роста сил, для подъема уровня тренированности на
качественно новую, более высокую ступень.
Замечено, что по мере роста тренированности фазы изменения
работоспособности становятся относительно менее выраженными, а интервал
времени, необходимый для наступления фазы повышенной работоспособности,
сокращается. В этом случае адаптивные возможности организма расширяются.
Тренер должен уметь педагогически правильно оценивать нагрузку, характер
её воздействия на организм юного спортсмена и своевременно предупреждать
реадаптивные изменения в организме.



Список литературы: В. М. Волков
Восстановительные процессы в
спорте.
М; 1977, ФиС

В. М. Волков
Спортсменам об отдыхе.
М; 1972, ФиС

Ю. Н. Чусов
Физиология человека.
М; Просвещение 1981

А. К. Чупрун Ю. К. Шубин
Планирование тренировочных
нагрузок в процессе
многолетней подготовки гребцов на
байдарках и
каноэ. Волгоград, 1985



10



ПЛАН

1. Восстановление, понятие и значение.

2. Физиологические механизмы восстановления.

3. Основные закономерности восстановления.

а) Неравномерность

б) Фазность

в) Гетерохронность

4. Использование закономерностей восстановления для оптимизации
тренировочного процесса.



2





Реферат на тему: Восстановление физической работоспособности

Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет



Реферат на тему:
Восстановление физической работоспособности.



Выполнил: Сахнов А.А

Проверил: Кокин В.Ю.
Введение 2
Психическое воздействие с помощью физических факторов 3
1. Ионизация воздуха 3
2. Электростимулирование 6
Психологические и педагогические средства воздействия 7
1. Психотерапия и психопедагогика 7
2. Аутогенная тренировка 10
Психологические причины спортивных успехов и неудач 13
Рациональное питание как важный фактор восстановления работоспособности
18
Основы рационального питания при развитии физических качеств 18
Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности
20
Гидротерапевтичсские средства восстановления работоспособности 23
Витаминные препараты 25
Литература: 25



Введение

Одной из основных и актуальных задач спортивной психологии является
разработка эффективных практических методов психологической подготовки,
которые помогали бы спортсменам приспособиться ко все более интенсивным
нагрузкам на тренировках и соревнованиях.
В данной работе рассмотрено несколько методов и приемов, которые иногда
используются при психологической подготовке спортсменов. Эти приемы и
методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они
способствуют повышению уровня психической активности, сохранению
психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению
психической энергии, затраченной спортсменами на специфические усилия, и в
целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не
являются единственно определяющими. Они имеют гигиеническое,
профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более
широком плане - содействуют формированию физически крепких людей, способных
преодолевать любые трудности. Из множества существующих приемов мы
используются только те, которые отвечают требованиям следующей триады:
положительный эффект, отсутствие побочных эффектов, доступность и легкость
применения.

Психическое воздействие с помощью физических факторов


1. Ионизация воздуха


В широком смысле под ионизацией воздуха понимается процесс, при котором
частицы, присутствующие в воздухе, двигаясь в электрических полях,
обусловливают электрическую проводимость. Известно, что смесь газов,
входящих в состав атмосферы, с точки зрения теории электричества является
нейтральной. Превращение нейтральных атомов или групп атомов в ионы,
которые обладают электрическим зарядом из-за потери или поглощений
электрона, и является процессом ионизации.
Ионизацией воздуха серьезно заинтересовались исследователи, так как было
замечено, что смесь газов в воздухе или аэрозолей, несущих различные
электрические заряды, способна вызывать определенные изменения в процессах
жизнедеятельности организма.
Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования показали, что
отрицательные ионы оказывают положительное воздействие на организм - факт,
который используется в терапии (аэроионотерапия).
Ионизация воздуха может произойти как естественным путем, благодаря
действию некоторых факторов (дождь, движение воды в горных потоках,
электрические разряды и т. п.), так и искусственным путем при помощи
специальных аппаратов (термоэлектрических, гидродинамических, аппаратов,
дающих слабый электрический разряд, генераторов радиоактивных ионов и т.
д.).
Положительные эффекты ионизации воздуха на организм обусловливаются
определенной концентрацией отрицательных ионов и временем их воздействия.
К настоящему времени собран богатый фактический материал о воздействии
ионизации воздуха на человеческий организм. Ценный вклад в это внесли
исследования, проведенные в России, США, ГДР, Италии, Франции и Румынии.
Сфера биологического воздействия ионизации воздуха очень широка. Она
охватывает основные системы жизнедеятельности организма — сердечно-
сосудистую, процессы дыхания и обмена веществ, физико-химические и
морфологические свойства крови, эндокринное функционирование и основные
свойства нервной системы.
Ионизация воздуха экспериментально применялась во многих странах как
фактор, способствующий повышению работоспособности спортсмена. В этом
отношении особенно интересны исследования, проведенные Минхом, Лепехиной и
Вытчиковой в СССР, Деляну и группой ученых Центра спортивных исследований в
Румынии, которые констатировали улучшение некоторых физиологических
параметров под воздействием аэроионизации. Эти исследования показали, в
частности, что отрицательная ионизация воздуха оказывает благотворное
воздействие на мускульную силу, вызывая повышенную физическую
сопротивляемость статической и динамической нагрузке и увеличивая скорость
восстановительных процессов после выполнения тяжелой работы.
Данные специальной литературы, свидетельствующие о положительном
биологическом воздействии отрицательной ионизации на организм, побудили
исследователей к изучению в экспериментальных условиях возможностей
применения аэроионизации и как фактора интенсификации нервно-психических
возможностей спортсменов.
Ниже излагаются некоторые результаты воздействия отрицательной ионизации
на нервно-психическую сферу спортсмена, полученные экспериментальным путем.
Работа проводилась с группой спортсменов в возрасте от 18 до 23 лет,
находящейся на сборах, клинически здоровой. В течение 18 ежедневных сеансов
длительностью от 1 час. до 1 час. 15 мин. при концентрации 100 000
ионов/см3 группа спортсменов подвергалась отрицательной ионизации.
На протяжении всего эксперимента температура и атмосферная влажность в
лаборатории находились в пределах нормы, а концентрация озона не превышала
допустимых пределов (0,0001 мг/л). Воздействие ионизации на нервно-
психические функции фиксировалось с помощью клинических и экспериментальных
данных. Клинические и психологические наблюдения позволили судить о
психической реактивности и способности к определенному поведению у лиц с
учетом следующих показателей: сон, аппетит, состояние бодрости или
усталости, особенности восприятия. Особое внимание обращалось на состояние
«нервозности», раздражительности, неудобства, а также на достигнутые
спортсменами результаты, регистрируемые в специальных хронограммах.
Ежедневно в начале и в конце периода воздействия аэроионизации проводились
психологические измерения времени реакции, памяти, теппинг-тест и т. д.
Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных до и после
сеанса воздействия ионизации, выявил следующие положительные эффекты:
Субъективные состояния хорошего настроения, комфорта и психического
равновесия. Еще Десауер, один из основоположников аэроионизации, утверждал,
что отрицательные ионы вызывают у больных людей состояние субъективной
умиротворенности, внутренней успокоенности, хорошее настроение. Исходя из
этого, Десауер рекомендовал использовать отрицательную ионизацию при
состояниях усталости и психической депрессии. Подобные результаты получил и
Хаппель, который нашел, что после воздействия отрицательной ионизации
пациенты с психологической точки зрения были более активны.
Исследования, проведенные среди спортсменов, подтвердили данные,
полученные в результате наблюдений за больными, выявили сдержанную,
последовательную психологическую картину воздействия отрицательной
ионизации, характеризующуюся состоянием психического оживления,
подвижности, гибкости умственных процессов с более быстрым протеканием
сенсомоторных процессов.
Таким образом, клинические наблюдения показали, что при кратковременном,
легком воздействии отрицательных ионов люди приходят в состояние покоя и
психического равновесия.
Состояние расслабления и покоя. В противоположность психической сфере,
где отмечается подвижность и «ясность» умственных процессов, в
психомоторной области наблюдаются эффекты расслабления.
В наших исследованиях при проверках, которые проводились сразу же после
воздействия ионизации, было отмечено, что под ее влиянием быстрота действия
верхних конечностей и сила сжатия динамометра были меньше по сравнению с
измерениями, проведенными в начале опыта. Все это результат появления
состояния нервно-мускульного расслабления, свидетельствующий о возможностях
вызывать спад напряженности и вхождение в состояние более глубокого отдыха
нервно-мышечных групп. После воздействия ионизации, время которой
варьировалось от 15 мин. до 1 часа, скорость выполнения и сила сгибательных
мышц спортсменов восстановились до первоначальной величины, а иногда и
превосходили ее. Проявление психического успокоения, вызываемого мускульным
расслаблением, с психологической точки зрения несет положительный эффект.
Влияние на время реакции. Время психомоторной реакции является
показателем, который особенно часто используется при исследованиях,
проводимых среди спортсменов. Минх и другие советские авторы отмечают,
например, уменьшение времени реакции после воздействия аэроионизации.
Кнолль и его сотрудники, используя генераторы радиоактивных ионов, исследуя
действие ионизации во время реакции на простые раздражения, отметили, в
частности, изменения быстроты реагирования при концентрации легких
атмосферных ионов. Результаты, однако, колеблются в зависимости от
реактивности субъектов. Американские авторы сравнивают воздействие
ионизации с действием психотропных лекарств — кофеина и никотина.
Исследования Кнолля подтверждают более раннее положение Бисса и Вейдемана,
согласно которому действие атмосферных ионов зависит от механизма и
гомеостатического состояния организма. Ионизация действует на время
психомоторной реакции в основном как катализатор.
В проведенных экспериментах, время реакции постоянно улучшалось. По
мнению некоторых специалистов, противоречивые результаты, полученные
Кноллем, объясняются изменением знака электрических зарядов ионизации на
протяжении одного и того же эксперимента, что и определяет противоположные
эффекты.
Положительное воздействие на умственные процессы и состояние бодрости.
Хаппель отмечал, что умственные процессы, измеренные при психологических
проверках, под воздействием отрицательных ионов улучшаются. Мы также
проследили воздействие ионизации воздуха на процессы памяти и отметили, что
процесс быстрого запоминания постоянно улучшается. Во время всего
эксперимента было обнаружено и улучшение концентрированного и
распределенного внимания, а также повышение точности психомоторной
деятельности. Упомянутые положительные эффекты проявлялись очень быстро еще
во время проведения опыта, сохраняясь затем в течение некоторого времени,
которое изменялось в зависимости от особенностей каждого человека.
Воздействие на психические состояния. Большой интерес представляют
наблюдения, связанные с влиянием отрицательной аэроионизации на психические
состояния. Так, анализируя поведение спортсменов чем-то взволнованных,
которое контролировалось на протяжении всего экспериментального цикла и
регистрировалось в ежедневных хронограммах, не было отмечено отрицательных
изменений. Напротив, появились положительные эффекты, выражающиеся в
появлении некоторого «светлого» психического состояния.
Замеченный эффект имеет важное практическое значение для тех видов
спорта, которые требуют особого нервного напряжения.
Механизм действия отрицательной ионизации. Несмотря на то, что ведутся
многочисленные исследования, объяснения механизма воздействия
ионизированных газов на нервно-психическую деятельность до сих пор еще не
дано. Одни придерживаются того, что нервно-рефлекторное действие ионов
осуществляется через дыхательные пути. Другие считают, что они
непосредственно воздействуют на нервную систему. Противоположной точки
зрения придерживается Эдстрем. Он объясняет воздействие ионов на нервно-
психическую сферу первоначальным действием ионов на вегетативную нервную
систему, посредством которой отрицательные ионы вызывают расширение
капиллярных кровеносных сосудов. Как следствие этого наступают
успокаивающее действие отрицательной ионизации на кору головного мозга,
состояние расслабления и психического покоя.
Таким образом, на основе исследований, проведенных учеными различных
стран, можно полагать, что аэроионизация является физиотерапевтическим
методом, который следует включать в арсенал средств, способствующих
развитию физических возможностей спортсмена.
Метод отрицательной ионизации может быть использован на любой спортивной
базе, так как не требует дорогостоящего оборудования и сложных приемов
применения.

2. Электростимулирование


По некоторым сведениям, электростимулирование не использовалось в
спортивной или медико-спортивной практике как фактор нервно-психического
укрепления. В лечебных же целях оно занимает признанное место и с успехом
применяется при различных клинических заболеваниях, в том числе и
психических.
В лаборатории Исследовательского центра Национального совета по
физическому воспитанию и спорту был создан специальный аппарат, который
позволил применить стимулирование при помощи электрического тока в
специальных условиях для укрепления основных свойств нервной системы и,
предположительно, психической деятельности. В этом аппарате стимулы
образуются с помощью генератора низкой и средней модулированной частоты
(синусоидальной и полусинусоидальной).
Общей схемой применения является нейромускульное стимулирование,
напряжение мускульной массы и успокаивающие эффекты путем расширения
кровеносных сосудов в тех местах, которые подвергались воздействию.
Психический эффект является косвенным, вызванным общим или местным
расслаблением, которое, вызывая мускульную релаксацию, предопределяет
появление состояния психического покоя с успокаивающими эффектами нервной
системы. С психологической точки зрения эффект подобен психическому
состоянию, вызванному при помощи произвольного, частичного, положительного
расслабления, достигнутого по методу Якобсона, с тем отличием, что эффект
биостимулирования достигается немедленно.
Этот аппарат имеет то преимущество, что он производит ионизацию некоторой
нейротропической субстанции, которая усиливает успокаивающее действие
нервно-мускульного расслабления спортсменов. При этом отмечалось улучшение
некоторых психофизиологических функций (положительное воздействие на
память, время реакции, состояние бодрости, а также на устранение или
исправление нежелательных явлений, таких как головные боли, бессонница,
состояние нервозности и т. д.).

3. Водные физиотерапевтические средства

В спортивной практике хорошо известно успокаивающее и расслабляющее
действие водных физиотерапевтических процедур. При правильном применении
они оказывают большое влияние на психическую сферу спортсмена.
Опыты показывают, что положительное воздействие водных
физиотерапевтических методов значительно повышается, если при их применении
учитываются два основных типа соматопсихической реактивности:
— тип циклотимический, с живой психикой, веселый, подвижный, хорошо
переносящий холод;
— тип шизотимический, приятный, малоподвижный, с замкнутой психикой,
хорошо переносящий жару.
Теплые или холодные водные процедуры, применяемые в соответствии с этими
двумя типами психической реактивности, оказывают прямое или косвенное
положительное воздействие на всю центральную нервную систему.

Психологические и педагогические средства воздействия


1. Психотерапия и психопедагогика


Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими
средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за
несовместимости занятий спортом и психических болезней. Однако мы некоторые
авторами (Уайтин, Гомбравелла, Оджилви, Гошек) допускают, что иногда и в
спортивной практике возникают психические расстройства подобные неврозам,
которые снижают уровень спортивной деятельности. Однако понятие
«психотерапия» в данном случае рассматривается более глубоко, придавая ему
несколько специализированное содержание, в которое включаются методы
предупреждения и устранения психических проявлений, мешающих спортивной
подготовке или снижающих результаты. Психологическое обеспечение в спорте
также характеризуется взаимопроникновением психотерапии и психопедагогики.
На основе многочисленных исследований, проведенных в разное время,
необходимо отметить, что психотерапия не является методом, применяемым на
основе какой-либо технологии. Пока еще нет точной кодификации механизма
воздействия и, следовательно, результаты не лишены ошибок. Неясности,
которые существуют в психотерапии, объясняются отсутствием объективного,
точно измеренного критерия, который мог бы быть подвергнут научному
анализу. И все-таки психотерапия может и должна быть применена в спорте.
Выбор метода зависит от вопроса, который требуется решить.
Возможности применения психотерапии в спортивной работе. В спортивной
работе относительно часто встречаются ситуации, при которых может быть
применена психотерапия. Некоторые авторы требуют обязательного присутствия
психотерапевта в каждой команде, объясняя это тем, что большой спорт волей-
неволей рождает и некоторые отрицательные психические реакции. Гошек и
Гомбравелла часто отмечали появление тревожащих состояний в моменты
наивысшего спортивного напряжения, что обусловливает необходимость борьбы
за их устранение, в том числе и средствами психотерапии.
Психотерапия может быть применена в любом случае потери приспособляемости
(многообразные ситуации с проявлением чисто патологических и предельных
психических состояний, которые отрицательно влияют на спортивную
подготовку) у спортсмена или спортивной группы. Конечно, областью
применения психотерапии являются различные виды признаков вялости,
психических реактивных состояний, вызываемых трудностями на тренировках и
нервным напряжением на больших соревнованиях. Областью применения
психотерапии являются разнообразные стертые формы психогенного
восстановления, часто встречаемого в период перед соревнованиями.
Кроме того, психотерапия применяется, когда необходимо устранить
психические явления отрицательного характера, которые появляются в трудных
ситуациях и могут приобрести постоянный характер.
Из нашего опыта мы можем вспомнить так называемые случаи ятрогений,
вызванные у спортсменов внушениями со стороны руководителей, тренеров,
прессой или публикой. Речь идет о том, что иногда неудовлетворительное
поведение спортсмена объясняется неудовлетворительностью психического
приказа, не всегда во всем реального, который может создать иногда очень
острое осознание этой недостаточности, которую спортсмен фиксирует, давая
ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия
назвал когда-то «внутренней картиной болезни», т. е. собственным
представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате
чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена,
силой его воображения и способностью к интерпретированию.
Свойства и формы психотерапии. Особенности применения психотерапии еще не
совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение
различных форм психопедагогики, осуществление психотерапии воспитательными
средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не
требуют лабораторной техники. В первую очередь следует использовать приемы,
основанные на «курсе лечения доверием» (советы, разговоры, убеждения и
принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у
спортсменов никаких предубеждений.
В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод
психотерапии, когда спортсмену даются объяснения тех психических явлений,
которые могут появиться или которые уже беспокоят его.
В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки
применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой
при этом является то, что невротическое поведение - это стойкий навык
неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически
нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения
имеет ограниченные возможности применения.
Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на
спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о
спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных
индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить
двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы
выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием веры в
собственные силы, боязливых и «нервных», «сложных», «с мрачными мыслями»,
появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные
моменты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям
успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать
появлению у них уверенности в себе и т. д.
Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов,
общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их
психологического обучения, ознакомления спортсменов с основными
психологическими аспектами спортивной жизни, механизмом и законами
психической деятельности постепенно удалось создать у них необходимые
навыки самоанализа повседневно испытываемых трудностей психологического
порядка. Первые попытки самоанализа поведения были проведены с помощью
психолога, затем спортсмены сами анализировали свои поступки, осуществляя
настоящую психическую самотерапию, акт освобождения от внутреннего
напряжения путем осознания и объяснения причин, которые вызвали его. Такая
разновидность индивидуального воздействия является наилучшей, ибо в
аналитических формах личной психотерапии может появиться опасность
проявления некоторых состояний преувеличенной зависимости спортсмена от
психолога, которая в сложных условиях может вызвать нежелательные
психические явления в том случае, когда психотерапевта нет поблизости или
он отсутствует.
Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные
обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со
спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не
менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для
применения более тонких психотерапевтических приемов, которые направлены
обычно на тех спортсменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы
отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам
воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие
группы, рассматриваемой как единое целое.
Данные формы воздействия применялись для устранения таких отрицательных
психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива,
неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возникали
конфликты между спортсменами. Подобные отрицательные психические проявления
не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами,
имеющимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие результаты при
кратковременном применении групповой психотерапии перед соревнованиями
тогда, когда была проведена предварительная психологическая подготовка.
Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, применяемого в спортивной
работе, показали, что сеансы психотерапии перед соревнованиями помогают
преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появлению
ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие
психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и
визуальные средства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы
психотерапии способствуют достижению единства спортивной группы, появлению
веры в силы своей команды.
Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на
появление феномена «привычки» в случае регулярного применения ее перед
каждым соревнованием. В этих случаях отмечено появление отрицательных
эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную
психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы
периодически.
Условия проведения психотерапии. Одним из первых и существенных условий
воздействия является умение психотерапевта установить контакт с субъектом.
Это предполагается сделать в начальный период испытательного срока, когда
психотерапевт принимает условия, молчаливо поставленные пациентом,
позволяя, таким образом, осуществить постепенный переход к более эффектному
воздействию. При этом условии (первичные отношения - «воздействующий
испытуемый») складывается схема дальнейшего воздействия на субъект.
Я не преувеличу, если скажу, что успех психотерапии обусловливается
качествами личности психотерапевта. Это необходимо доказать своими
естественными действиями, серьезностью и симпатией к субъекту. Мы не можем
обойти и тот факт, что во всех случаях воздействия на субъект должны быть
соблюдены такие этические нормы, как сохранение тайны, уважение к личности
спортсмена, гарантия психического спокойствия и безопасности внутренней
жизни субъекта.

2. Аутогенная тренировка


Аутогенная тренировка является психотерапевтическим методом, который
используется в медицинской практике. Она определена ее автором Шульцем как
«процесс сконцентрированного самоотключения». Данный метод позволяет
достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и
внутренним спокойствием. Использованный вначале в психиатрической клинике
метод стал завоевывать популярность благодаря своим успешным, часто
захватывающим результатам. В настоящее время аутогенная тренировка стала
методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи,
требующие максимального использования их физических и психических
возможностей. Среди самых недавних случаев применения аутогенной тренировки
— использование некоторых ее вариантов при подготовке космонавтов (для
преодоления состояний одиночества, боязни, грусти и т. д.).
В некоторых странах аутогенная тренировка успешно применяется при
подготовке спортсменов к большим соревнованиям, и при этом достигаются
убедительные результаты.
Специальная литература отмечает, что аутогенная тренировка оказывает
многочисленные положительные воздействия на психику и организм спортсмена:
способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия
состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который
устраняет состояние робости, страха, боязни, паники; предупреждает
усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности,
сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и
вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения
отмечалось, что освобождение от состояния психического напряжения позволяет
использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом
плане ведет к росту эффективности умственной деятельности.
Метод, разработанный Шульцем, берет начало в различных древних приемах
(особенно йогов), в европейской теории внушения и самовнушения, исходит от
медицинских опытов гипноза. Беря за основу утверждение, что в процессе
гипнотического внушения могут произойти различные изменения, Шульц
разработал свой метод. Он основывается на том, что путем умственного
сосредоточения (самовнушения) в состоянии психосоматического расслабления
может быть достигнуто саморегулирование физических и психических состояний.
Метод состоял из 6 циклов комплекса упражнений, которые выполнялись в
строгой последовательности. Переход от одного цикла к другому зависел от
степени усвоения предыдущего цикла.
В качестве классического варианта Шульц рекомендует следующие циклы
упражнений:
-упражнения для расслабления мускулатуры туловища путем умственного
сосредоточения на ощущении тяжести в туловище;
-упражнения для расширения сосудов путем самовнушения ощущения теплоты
отдельных частей тела;
- упражнения для сердечного регулирования;
- упражнения для контроля за дыханием;
- упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем
самовнушения ощущения теплоты в районе солнечного сплетения;
-упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения
охлаждения головы.
Для достижения состояния психического сосредоточения необходимо, чтобы на
стадии обучения аутогенная тренировка проходила в определенных условиях:
тишина, за-темненность (приятная), приемлемая температура воздуха.
Впоследствии психическое сосредоточение может осуществляться в любых
условиях.
Аутогенная тренировка, разработанная Шульцем, явилась отправным пунктом
для разработки нескольких вариантов использования, наиболее приближенных к
нуждам спортивной работы. Некоторые авторы различают специфические варианты
для каждого вида спорта в отдельности.
Опыт применения аутогенной тренировки в большом спорте показывает, что
этот метод полезен при психологической подготовке спортсменов.
Однако одни авторы считают, что наилучшие результаты получаются при
выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость
использования некоторых упражнений из-за отсутствия полезных результатов
или возможного появления отрицательных эффектов. Вспомним Клейнзорга,
который на основе клинических наблюдений пришел к выводу, что для снятия
психического напряжения упражнения для сердца не всегда необходимы и во
многих случаях могут быть опущены.
Ощущение охлаждения головы имеет, по мнению некоторых авторов,
ограниченное значение в спортивной практике. Некоторые авторы выступают за
использование только тех упражнений, которые вызывают ощущения тяжести и
теплоты, так как:
- психическое перенапряжение снижается при мускульном расслаблении,
вызываемом ощущениями тяжести и теплоты;
- продолжительность тренировки сокращается, что, очевидно, имеет большое
значение для спортивной работы. Кроме того, опыты «тяжести» и «теплоты» по
своему безобидному характеру могут быть применены в спортивной среде и
людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, но которые получают
соответствующие методические указания от медика или психолога.
Усвоение принципов аутогенной тренировки зависит от определенных
факторов: согласия и восприимчивости по отношению к методу и мотивации его
применения. По нашему мнению, проблема, которая стоит в большом спорте, не
связана с применением аутогенной тренировки. Она усваивается нормально, без
трудностей, в более быстром темпе, чем среди других категорий здоровых
людей. Это связано прежде всего с конкретной выгодой, так как метод,
применяемый в «классической» форме, дает в конечном итоге тем, кто его
применяет, максимальную практическую пользу.

Психологические причины спортивных успехов и неудач

В спортивной деятельности важным мотивационным моментом является оценка
результата, которая, в свою очередь, распадается на внешнюю и внутреннюю
(caмооценку). Самооценка, которая в начальной стадии в определенной мере
зависит от оценки внешней, являетсяI затем исходным пунктом актуальных
психических состоя- ний и важным фактором динамических и когнитивных
процессов, характеризующих тенденции основного мотивационного пучка. Она в
большой степени связана с чувством личного удовлетворения и проявляется как
в субъективных переживаниях, так и в поведении. Спортсмен с низкой
самооценкой способен противостоять внешним воздействиям в меньшей степени,
а индивидуум с высокой самооценкой скорее займет активное место в
общественных группах и свои взгляды будет выражать чаще и действеннее. При
низкой самооценке чаще проявляется состояние депрессии.

Самооценка спортсмена прежде всего зависит от его успеха, или неудачи в
спорте. С его точки зрения успех является главной непосредственной целью
спортивной деятельности, основной ценностью, к обладанию которой он
стремится. Этот успех достигается при помощи интенсивной спортивной
тренировки и является связующим звеном в достижении целого ряда личных и
общественных целей: высокая самооценка, престиж, влияние в коллективе,
здоровье, хорошие внешние данные, физическая красота, путешествия,
общественное признание и т. п.
Все это существенно влияет на мотивационную структуру спортсмена и тесно
связано с его эмоциональной структурой. Спортивный успех с психологической
точки зрения занимает очень важное место в жизни спортсмена как источник
мотивов и чувств.
Общее определение успеха сформулировать довольно трудно. Оценка
спортивного результата (успех или неудача) часто является субъективной.
Вопрос о том, как будет оценено данное конкретное достижение, решается в
зависимости от уровня притязаний спортсмена, который определяется как ясно
выраженные субъективные требования к предстоящему результату в известной
деятельности, выведенному на основе представления своего последнего
достижения. Уровень притязаний можно также понимать как косвенно выраженную
самооценку спортсмена в виде требования к количественной и качественной
сторонам предстоящей деятельности. Он очень изменчив, зависит от множества
различных факторов. Для молодых спортсменов характерен более высокий
уровень притязаний, причем у мужчин он выше, чем у женщин.
Обстоятельства, которые оцениваются отрицательно (низкий собственный
результат по сравнению с результатами остальных и др.), обычно повышают
уровень притязаний, и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуются
обратной оценкой, ведут к относительно более низкому уровню притязаний. На
него оказывает влияние весь предыдущий опыт спортсмена, способность его
предугадывать свои возможности, оценка им тех или иных качеств своей
личности, а также влияние внешних факторов (мнение тренера, коллектива,
семьи, печати и т. п.), личных примеров.
Уровень притязаний по отношению к каждому спортивному результату: на основе
самооценки спортсмен намечает для себя тот рубеж, который, по его мнению,
он сможет достичь в следующем соревновании.
Достижение результата выше уровня притязаний имеет для спортсмена
определенную ценность (часто оно выступает как средство для достижения
других целей), становится для него потребностью и непосредственной целью.
Если этот результат достигается, то спортсмен положительно эмоционально
переживает свой успех. Если результат ниже уровня притязаний, это означает
для спортсмена неудачу.
То психическое состояние, которое возникает у него в результате успеха,
является вследствие своих особенностей положительным, благотворным, как
осуществление цели спортивной тренировки. Оно характеризуется приятными
ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней смех, типичное
раскрепощение речевой реакции и т. п.) и ведет к повышению уровня
притязаний в будущей деятельности, к увеличению силы мотивации, росту общей
работоспособности. Было доказано, что у большинства спортсменов
непосредственно в успешной ситуации спортивные результаты растут. Это
подтверждалось в лабораторных условиях во время опытов с динамометрией
(В.Гошек, 1965). Под влиянием успеха улучшался также результат спортсменов
в тестах на внимание.
Однако регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность:
к успешной роли спортсмен нередко очень быстро привыкает. Его притязания
находятся по сравнению с обычными соперниками на очень высоком уровне. У
него вырабатывается неумеренно завышенная самооценка. Чем регулярнее и
интенсивнее эмоциональные психические состояния в результате одержанного
успеха, чем выше уровень притязаний спортсмена, тем глубже и интенсивнее
будет субъективный конфликт спортсмена при неудаче; в этом случае сам факт,
что успех достигается значительно тяжелее, чем предполагалось, будет для
него такой психической трудностью, в условиях которой ему не удастся
показать и свой привычный результат. Часто это происходит в состязаниях с
равно подготовленными спортсменами, причем на самых важных соревнованиях и
встречах. Подобная опасность наиболее присуща спортсменам-лидерам, членам
национальных сборных команд, талантливым юным спортсменам.
Таким образом, отдельный успех с точки зрения психологической подготовки
спортсмена желателен и является предпосылкой успешного хода спортивной
тренировки, поскольку представляет собой усиливающий фактор. Более широкая
серия повторяющихся успехов с точки зрения психологической подготовки таит
в себе потенциальные опасности.
Если спортсмен достигает результата, который не отвечает его уровню
притязаний, создается сложная ситуация, в которой не осуществлено ожидание
успеха, блокировано продвижение к цели, каким-либо способом сдерживается
или усложняется путь к достижению желаемой ценности. Возникающее в такой
ситуации у спортсмена состояние называется в психологии фрустрацией.
Регуляция послестартового состояния с элементами фрустрации является
сложной психологической проблемой.
Состояние фрустрации довольно подробно изучено в экспериментальной
психологии и психопатологии. Результаты ряда экспериментов показывают, что
фрустрация может проявляться в отказе от данной деятельности, в отступлении
перед противником и т. п. Часто в этом состоянии спортсмен оценивает свой
результат как неудачу без учета его действительной величины.
Психические состояния, которые возникают при фрустрации, характеризуются
прежде всего неприятными чувствами конфликтного характера (злость, страх и
т. п.), что в итоге часто приводит к снижению уровня притязаний для
дальнейшей деятельности, изменению мотивации, падению работоспособности
спортсмена. Это выразительно проявляется в поведении спортсменов, для
которых характерна малая приспособляемость к меняющимся ситуациям. Малая
приспособляемость ярко проявляется в послестартовой фрустрации, следствие
чего - необоснованно повышенная мотивация в виде стереотипного, слепого
повторения деятельности, желание дальнейших попыток, низкий уровень
познавательных процессов и т. п. При компенсировании фрустрации малая
приспособляемость к ситуациям проявится в отговорках, симуляции, в
высмеивании значения результатов, в изменении взглядов на выполнявшуюся
деятельность, которое может даже привести к отходу от нее.
Высокий уровень притязаний - это потенциальная предпосылка для
возникновения фрустрации. Спортивные неудачи в целом являются негативным
явлением на тренировке, особенно если речь идет о взаимосвязанном ряде
неудач. Поэтому в некоторых случаях тренеру необходимо снижать их значение
продуманным регулированием послестартовых ситуаций, правильно выбранной
организацией дальнейшей подготовки спортсмена.
Экспериментальное исследование у спортсменов состояния фрустрации и ее
влияния на результаты показало, что в ситуации фрустрации примерно одна
треть спортсменов повышает свой результат по сравнению с предстоящими
попытками (речь идет о лабораторных динамометрических измерениях). У
остальных - результат или не меняется, или ухудшается. Наблюдения показали,
что у спортсменов (80 легкоатлетов) было установлено общее значительное
понижение результатов в состоянии фрустрации. При проведении тестов на
внимание также отмечалось ухудшение качественной стороны деятельности
(проявление невротических симптомов в поведении). К подобным результатам
под влиянием неудач пришел и О. В. Дашкевич (1970) при проведении опытов с
реакциометром, которые доказали качественное ухудшение результатов после
ряда неудач.
Родственными в методической области являются опыты с самооценкой (Е.
Генова, 1960, 1961). Экспериментальные исследования группы ведущих
чехословацких спортсменов-легкоатлетов (В. Гошек, 1969) привели к следующим
выводам:
а) уровень притязаний спортсменов в целом подчиняется примерно тем же
закономерностям, которые раньше были выявлены у неспортсменов; установлена
более высокая чувствительность уровня притязаний спортсменов к общей
высокой частоте изменений этого уровня, а

Новинки рефератов ::

Реферат: Норма права. Понятие, структура, виды (Государство и право)


Реферат: Детали машин (Технология)


Реферат: Скоростно-силовая подготовка (Физкультура)


Реферат: Новый вид коммуникаций организации: Intranet (Менеджмент)


Реферат: История становления демографии и первые переписи населения в Великобритании (Социология)


Реферат: Стили управления (Менеджмент)


Реферат: Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Деньги и их функции (Политология)


Реферат: История православной церкви в Америке (История)


Реферат: Курсовая по информатике (Программирование)


Реферат: Кроссворд по социологии (Социология)


Реферат: Дворянство (История)


Реферат: Фонетика (Педагогика)


Реферат: Пищевые жиры (Химия)


Реферат: Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений (Социология)


Реферат: "Теркин" Твардовского (Литература)


Реферат: Курсовая работа по систематике растений "Урбанизированная экосистема" (Ботаника)


Реферат: Сеялки и сажалки для пропашных культур. Свекловичные сеялки (Ботаника)


Реферат: Делопроизводство (Менеджмент)


Реферат: Функции государства (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист