GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)





Реферат
ученика 10А (бизнес) класса
средней общеобразовательной школы 49 города Перми
Гурина Ивана.



[pic]
Владимир Высоцкий

(25/I/1938 - 25/VII/1980)


1997

Почему все не так? Вроде - все как
всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же
вода...
Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из
нас
В наших спорах баз сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом
вставал
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то
разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить!" - а в ответ -
тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих...
Все теперь - одному.
Только кажется мне
- Это я не вернулся из боя.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в
семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной
Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они
возвращаются в Москву.
В 1955 году В. Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает в
Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, из
которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию
МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается
у Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он
работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько
месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в
кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.
В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на
Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая
пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976
годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.
Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным творчеством
Владимира Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий", есть песни, которые
нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе,
убедительнее. "Свой Высоцкий" есть и у меня.
Был такой вроде бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и прошел. А
песни, написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще
фильмы, были спектакли, которые "озвучивал" Высоцкий, и очень часто песни,
созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма
или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень
интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и
сцену.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные
Владимиром Высоцким о войне ... На мой взгляд, песня "Он не вернулся из
боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной
и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт,
человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне,
все-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Песни Высоцкого о
войне - это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и
крови. Сильных. усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и
собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли
из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес.
Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене.
Пусть не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до
завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас,
немедленно! И потому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей
- смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он
влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы,
демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал,
увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал,
одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так
убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он
изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали.
А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимание. Он снова и снова
выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои - всегда неожиданные,
разноплановые, злободневные - "песни-роли". И в общем-то это уже были не
роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не
придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и
бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра,
закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще секунда - и
рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий
упадет, задохнется, умрет прямо не сцене... Казалось: на таком нервном
накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она
еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим
сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия,
становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-
особому трепетно.
Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. он искал для своих
"пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют
несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, -
его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно сказать, что дверь в его "творческую лабораторию" была постоянно
распахнута. Он был весь на виду. Со всему удачами и неудачами, находками и
приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно,
не все они равные. Но это всегда - неровность дороги, ведущей к постижению
истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...
Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было
намного труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.
Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким,
необходимым и любимым актером, то мещанствующих снобов он, прежде всего,
был "молодым".
А он ненавидел мещан. Н снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть
горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

Не надо подходить к чужим столам И отзываться, если окликают.

Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, люди - просто
люди, - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!
Вспомним, к примеру, его "сказочные песни". Те самые, которые он писал для
"Алисы в стране чудес", для кинофильма "Иван-да-Марья" и просто - для себя.
Дети, обращаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых
с ними - на равных, а кто "прикидывается" ребенком. Так вот, сочиняя свои
"детские сказочные песни", Владимир Высоцкий ребенком никогда не
прикидывался. Он просто был им.
За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени
скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый
на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его...
Можно сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не
проходило какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше
поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все "страшно, аж
жуть!", - в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит
солнце и торжествует добро!
По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально
"купаясь" в теме! Я даже вижу, как он улыбаясь, записывая лихие, частушки,
виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке. Такого
раскованного и - одновременно - точного обращения со словом,
непринужденного владения разговорными интонациями в стихах добиться очень
трудно. А Высоцкий добивался.
Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым.
Когда некоторые "весьма специфические" зарубежные доброхоты его "на
излом", то Высоцкий, оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и
однозначно. Родину свою в обиду не давал никому.
Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше
всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно.
Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в
доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжал свою жизнь. Его
сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на
огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в
геологических партиях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и
океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже
из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош ...

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А.
Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и
исполнение!..
Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В
песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть
неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще а
них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами
память...
Когда-то он писал:

... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой На заслуженный и нежный
покой...

Правильно писал !
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более
20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в
радио спектаклях.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем
много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки
и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты -
труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают
ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в
честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в
стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской
астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".

Корабли постоят - и ложатся на курс,
- Но они возвращаются сквозь
непогоды...
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все - кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все - кроме тех, кто
нужней,
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из
моды.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и
в делах,
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

Я, конечно вернусь - весь в друзьях и в
мечтах,
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, - не пройдет и
полгода.
(1967)

Творческая автобиография.
Вот уж восемь лет исполнилось нашему театру, в котором я работаю со
дня его основания. Организовался он на месте старого театра, который
назывался "Театр драмы и комедии", а сейчас он называется просто - "Театр
на Таганке". Но за этим "Просто" стоят многие годы нашей работы. В старое
помещение пришла группа молодых актеров во главе с Юрием Петровичем
Любимовым. он бывший актер вахтанговского театра, известный актер. Он
преподавал в щукинском училище и на выпускном курсе этого училища сделал
спектакль "Добрый человек из Сезуана". По тому времени, девять лет назад,
это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Этот спектакль был без
декораций, сделан в условной манере, очень интересный по пластике, там,
например, очень много музыки, которую написали актеры с этого курса, там
было много и так называемых "Зонгов".
Первая линия и очень большая в театре - это поэтическая. дело в том,
что поэтический репертуар после 20-ых годов, когда была "Синяя блуза",
"Кривое зеркало" и т.д., был забыт. И вот мы стали пионерами, чтобы
возобновить этот прекрасный жанр поэтического театра.
Началось это с пьесы, или лучше сказать, с поэтического представления
по произведениям Андрея Вознесенского. Называется это произведение
"Антимиры". Мы играли его уже около 500 раз. Сделали мы эту работу очень
быстро, за три недели. Половину спектакля играли мы, а потом сам
Вознесенский, если он не был в отъезде (он все время уезжает, больше всего
на периферию - в Америку, в Италию...).но когда он возвращается оттуда,
бывают такие спектакли, когда он принимает участие в наших представлениях,
в основном юбилейных (100, 200, 300, 400...). Он пишет новые стихи, читает
их так что, кому повезет, могут застать поэта в нашем театре.
Вообще дружба с поэтами у нас большая.
И вторым поэтическим спектаклем был спектакль "Павшие и живые"
о поэтах и писателях, которые участвовали в великой отечественной войне.
Некоторые из них погибли, другие остались живы, но взяты именно те
произведения, где отразилась военная тематика.
Потом был спектакль "Послушайте Маяковского" по произведениям
Маяковского. Пьесу эту написал уже актер нашего театра Веня Смехов.
После этого драматическая поэма Есенина "Пугачев", которую пытались
ставить многие из режиссеров, включая Мейерхольда, но как-то не получалось
при живом авторе. Это было сложно. Автор не разрешал переделывать ни одного
слова. Есенин был человек скандальный в смысле своего творчества. Он
никогда не допускал переделывать даже... На секунду, он ничего не разрешал.
И они не поставили... Ну, вот, у нас этот спектакль идет уже несколько лет
подряд.
Сейчас мы приступили к репетициям над пьесой по поэме Евтушенко
"Послушай, статуя свободы". Начинаем также работу над пьесой о Пушкине,
написанной нашим главным режиссером Ю. П. Любимовым в содружестве с
собственной супругой Людмилой Васильевной Целиковской.
Вот видите, мы варимся в собственном соку, и когда спрашивают уйду ли я из
театра на эстраду или в кино, я могу абсолютно серьезно сказать - "Нет".
Этого никогда не произойдет, потому что работа в театре очень интересна и
по собственному желанию из нашего театра никто никогда не уходил. Ну, если
попросят, то уходят, но неохотно.
И вторая линия, начавшаяся со спектакля Брехта, это - гражданственная
тематика. В очень яркой форме она развивалась в спектакле "10 дней, которые
потрясли мир", который стал нашей классикой. Большинство знает этот
спектакль, он очень известен в Москве. Начинается он еще на улице - это
знамена висят на театре, выходят актеры театра в одежде революционных
матросов и солдат, и перед театром многие из них с гармошками, с
балалайками поют песни. У нас здесь рядом станция метро, поэтому много
народа, люди останавливаются, интересуются в чем дело и, когда узнают, то
создается такая атмосфера тепла, юмора и веселья около театра. отчего это?
Ленин сказал, что "Революция - праздник угнетенных и эксплуатируемых", и
все это представление "10 дней, которые потрясли мир" по книге Джона Рида
сделаны как праздник.
Вот вы входите в зал, и вас встречают не билетеры, а наши актеры в
форме солдат со штыками, отрывают билеты, накалывают их на штык, пропускают
вас. Висят три ящика: черный, желтый и красный. Если не понравится, бросите
квиток билета в черный ящик, понравится - в красный, но а если останетесь
равнодушными - то в желтый. Мы после этого все это вытряхиваем и
выбрасываем.., предварительно посчитав, сколько было "За", сколько
"Против".
Потом начинается оправдание афиши. В афише написано: "Поэтическое
представление с буффонадой, пантомимой, цирком, стрельбой". и все это
присутствует. После того, как мы поем частушки, которые кончаются так:
"хватит шляться по фойе, проходите в залу.
хочешь пьесу посмотреть, то смотри сначала",
Все входят в зал и думают, вот теперь отдохнем, откидываются на спинки
кресел, но не тут-то было. Отдыха нет... Входят три человека с оружием,
стреляют... Громко, пахнет порохом, помещение маленькое, летит пыль,
некоторых слабонервных даже уносят... Но они там отлежатся, их принесут,
они досматривают. Жертв не было, стреляют не в зрительный зал, а вверх... и
все больше холостыми патронами.
В этом спектакле 32 картины, которые решены в разном ключе. этот
спектакль очень яркий. Там есть элементы буффонады, цирка, кукольного
театра. Для того, чтобы уметь как-то двигаться мы разучивали специальные
акробатические номера. Вообще, подготовка в нашем театре, и не только для
этого спектакля, должна быть выше, чем в нормальных драматических театрах.
Так, например, я играю роль Керенского, и выполняю, ну трудности небольшой,
но во всяком случае цирковые номера. У нас есть пантомимическая группа
актеров, которая занимается чистой пантомимой, цирковым искусством, и
пантомимы очень и очень много в нашем театре.
И вот эта линия гражданственной тематики в нашем театре продолжалась.
Мы поставили еще несколько спектаклей: "Мать", "Жизнь Галилея", "Что
делать?", "Час пик" и вот спектакль, выдвинутый на соискание
Государственной премии, "А зори здесь тихие", настоящая трагедия на
современном материале. Вчера была последняя премьера в нашем театре. Вчера
была прекрасная пьеса "Гамлет", где я играю Гамлета.
Театру предстоит еще много интересной работы. Вы знаете, как трудно
попасть в наш театр на спектакль. Билеты достать почти невозможно. И это
прекрасно для нас, потому что мы на хозрасчете. Нам нужно много
зарабатывать... А помещение у нас маленькое и нам нужны все время аншлаги.
Мы обычно приходим на работу к 9 утра. До трех часов у нас репетиция:
час утром занятия пантомимой, движением - кто хочет, потом 5 часов
репетиция. Потом три часа перерыв. И уже вечер - начинается спектакль. Так
что никакой личной жизни нет, и если кто-нибудь захочет заниматься личной
жизнью, то лучше в стенах театра это делать... Потому что иначе невозможно,
нет времени.
Так что впечатление о том, что это так легко и лавры и цветы и более
ничего для актеров, это впечатление ложное. Я уверен, что таких людей,
которые так думают, среди вас нет. Хотя в театре вы видите самую красивую
часть нашей работы, это когда мы на сцене. И никто не видит кухни. И это
тоже хорошо. В театр нужно приходить для того, чтобы подумать, отдохнуть,
иногда повеселиться, иногда погрустить...
В кино дело было несколько хуже. Когда я начал сниматься, а это было
10 лет тому назад, то я все больше играл таких разбитных и очень веселых
ребят, каких-то в меру испорченных, иногда хороших. И вот в первом фильме
"Карьера Димы Горина" я играл роль монтажника-высотника. Надо сказать, что
кино это вообще замечательно - приобретаешь побочные профессии. Ведь все
должно делаться по-настоящему, значит навыки какие-то надо приобретать. Ну
вот, мы лазили по этим 40-метровым опорам, тянули высоковольтную линию
электропередач. Все это замечательно. Я научился там водить машину, так что
кусок хлеба под старость лет есть...
А первый съемочный день был очень смешной. Я должен был играть такого
человека, который приставал к Тане Конюховой, не к актрисе, конечно, а к
персонажу, которого она играла. В кабине машины я должен был ее обнимать,
говорить какие-то слова, а Горин ехал в кузове и смотрел на это все. Я
долго отказывался, потому что я был молодой и скромный человек, и говорил -
она знаменитая актриса, мне не удобно, я не могу и т.д. Но все настаивали,
говорят, что нужно, что это - для сценария. Я очень долго отказывался.
потом Таня Конюхова даже говорит: "Ну, что ты, Володь, в конце концов, ну,
смелее... ". Вот я смелее, смелее, ну, наконец, согласился... И это было
очень приятно. Но за это наступает расплата и после этого Дима Горин должен
бить меня по лицу. Это все - первый съемочный день. Представьте себе, а в
кино все делается по-настоящему и много дублей подряд. Была ужасная погода,
он бил меня 9 раз подряд, все говорил для симметрии, по разным челюстям. Но
это было не очень приятно, и когда я наконец думал, что кончилось это
прекрасное занятие, то оказалось, что пленка вся была забракована и все
надо повторять...
Еще раз хочется вам сказать, что кино и театр - совсем разные вещи,
разные манеры игры, работы. В кино сниматься интереснее только в смысле
того, что ты видишь много разных людей, событий мест. А во всех нас лежит
тяга к перемене мест еще с детства. для этого кино дает большие
возможности. Я объездил почти всю Россию за эти 10 лет, пока снимался в
кино.
Но с другой стороны работать в театре значительно интереснее, потому
что творческий процесс намного полнее на сцене. Все-таки ты четыре часа
переживаешь жизнь какого-то человека, а не маленькие кусочки сегодня из
конца, завтра из начала, потом из середины, потом это монтируют,
оказывается - тебя в кадре нет. ты говоришь, а кто-то тебя слушает... Но
все равно - работы хоть и разные, но обе очень интересные.
Потом я снимался в фильме "713-й просит посадки". И опять там приставал к
чужой девушке, и опять меня должен был ударять за это Отар Коберидзе. Он
человек восточный, глаз у него горит. я думаю, ну, сейчас убьет и конец.
Еще два дубля и дам дуба.
Но остался жив. И с тех пор всегда смотрю в сценарий, который предлагают.
Смотрю... Кто кого...
Потом было несколько ролей, даже не хочется вспоминать. Одна из них,
помню, в фильме "Штрафной удар" потому что тогда я научился ездить на
лошади и там научился выполнять трюки, например, сальто назад, во время,
когда мы с лошадью шли на препятствие. Эта долгая тренировка, но это
прекрасно. Надо уметь делать все. Актеры обычно всегда хотят сами выполнять
трюки. хотя вот в последнее время, после смерти Урбанского особенно,
запрещено актерам это делать. Это выполняют люди специально подготовленные.
Трюк долго готовится. Но все равно мы любим делать все сами, чтобы потом
сказать, что это мы, хотя никто и не видит, ты или не ты.
Вот в фильме "Служили два товарища", где я играл роль белогвардейского
поручика Брусинцова, в самом конце фильма он должен был стрелять себе в
рот, падать с борта судна, отправляющегося за границу. Я долго просил,
чтобы это мне разрешили. Ну, режиссер сказал: "Ладно. Я не видал, не знаю".
В полной одежде 3-4 раза я падал в воду, а вода была ледяная. Был март
месяц, три градуса Цельсия. Ну, после этого вытаскивали, приносили спирт...
Растирать. Так что к четвертому дублю я сказал: "Еще сколько угодно".
И вот, несколько возвращаюсь к началу, я играл очень положительных
людей, которых, даже если сейчас вспомнить, ну таких и не бывает. Таких
хороших... Вот я играл бригадира Маркина "На завтрашней улице". Он такой
хороший. Его все любят. Его любят начальство, друзья, жена, дети. А он
очень положительный: живет в палатке, палатка протекает, мебель гниет,
ребенки плачут, жена кашляет, а он говорит - я квартиру не буду просить,
потому что другим нужнее.
Но через какое-то время мне очень повезло и я начал сниматься в
картине Виктора Турова на минской киностудии. Это человек очень интересной
судьбы. Когда ему было 8 лет, их угнали с матерью в Германию, потом он,
потеряв родителей, возвращался полгода через всю Европу. Пришел к себе
домой сохранил такую ясность воспоминания, что он снимает картины о конце
войны, о Белоруссии, которую он бесконечно любит, снимает фильмы, на мой
взгляд, лучше всех о партизанах. Сейчас выходят на экран 2 его картины:
"Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". В этих фильмах я не снимался,
но писал туда песни. Во все его фильмы я пишу песни, с тех пор, как он
пригласил меня сниматься в фильме "Я родом из детства". Там я играл роль
капитана танкиста, который горел в танке, полгода лежал в госпитале и
пришел домой седой и искалеченный человек в 30 лет. В этом фильме я впервые
в жизни писал профессионально песни.
Потом у меня был "Одесский период" в моей жизни. Это были фильмы:
"Вертикаль", "Короткие встречи" и потом 2 картины не одесской киностудии,
но снимающиеся в Одессе: "Служили два товарища" и "Интервенция". Этот фильм
еще не вышел на экран. Я жил почти 4 года в поездах и в гостиницах Одессы.
В поездах полгода точно жил. Каждую ночь туда и обратно (в Ленинград или в
Одессу), поэтому потом долго не мог засыпать: надо было трясти.., такая
была привычка.
И поэтому многие думают, что я одессит и много писал про Одессу. Нет,
я про Одессу очень мало писал. Только в последней своей картине "Опасные
гастроли", а просто я там очень много жил. И одесситы, значит, принимают за
своего. Ну, бог с ними, если им приятно, я не возражаю.
Фильм "Вертикаль", наверное, многие знают. Я писал туда песни. я продолжаю
писать о горах и буду писать о них много.
Фильм "Короткие встречи" режиссера одесской киностудии Киры Муратовой.
Я тоже там пел и сказки и всякие песни. Это моя одна из самых любимых
ролей. Я там играл роль геолога. К сожалению, картина не очень широко
прошла на экране. Это был "Бородатый" мой период. Я, значит, две картины
играл с бородой. К счастью, после этого никто не узнавал на улице.
Потом был фильм, где я тряхнул стариной, а именно - "Хозяин тайги",
где я играл отрицательного человека, который нечист на руку. Бригадир
сплавщиков, фамилия его Рябой, звать его - Иван.
После этого я снимался в фильмах "Служили два товарища" и
"Интервенция". Фильмы, где я играл двух совершенно противоположных людей
одного возраста, даже в одном гриме, с усами. Только в одной картине я
играл роль белогвардейского поручика, а в другой играл нашего большевика-
подпольщика Бродского, погибшего в Одессе в 1919 году. Прообразом его был
Ласточкин, известный одесский подпольщик-революционер. Люди оба
рискованные, очень интересные характеры, которые борются по разные стороны
баррикад. И я считаю, что и тот и другой интересны. Оба они погибают.
только один пускает себе пулю в рот, а другого расстреливают, но он
спокоен... У него есть вера, он без истерик.
И, наконец, последняя картина "Опасные гастроли". Это знаменитое
"Литвиновское дело" 1910 года, когда подпольно перевозили литературу и
оружие из-за границы. Там я играю Николая Бенгальского, актера театра-
варьете. Картина прошла недавно. Там тоже было много песен. Песни эти
написал я. Почему в титрах об этом не написали... Почему-то считается, что
если не будут знать, что написал я - тогда песни хорошие, а если будут
знать, что я - тогда плохие. И в некоторых картинах, в которые я писал
песни, об этом не говорят.
Я надеюсь, что это какие-то странные заблуждения и отклонения, которые
будут устранены. "Все возвращается на круги своя" и все становится на
место. Со временем, к сожалению, с долгим временем, но все стабилизируется
и становится... Нормально.
Немного о песнях. Вот уже 10 лет, как я пишу песни для спектаклей и
кинофильмов. Написано уже более 30 песен.
Пишу для театра не только нашего, но и для многих московских театров...
Недавно была премьера в театре "Современник". Пьеса называется "Свой
остров".
Про песни в кинофильмах я уже говорил. Известность у песен здесь
гораздо больше, так же как и аудитория кино по сравнению с театром так
после фильма "Вертикаль" у меня появилось очень много новых друзей, друзей
надежных и настоящих. Я имел возможность в этом убедиться... Просто в
благодарность за песни.
[pic]
Как пишутся песни? Ну, об этом я никогда не рассказываю. Да это и
невозможно объяснить или рассказать. Я не отношу себя к числу тех, кого
называют бардами или менестрелями или еще как-нибудь. Я недавно слышал, как
один из них рассказывал, что вот он сидел на берегу и у его ног плескалась
волна... И вот он подумал... Нет, я сажусь работать. У меня какая-то
мелодия, какое-то настроение. Иногда получается смешно, иногда грустно,
иногда не очень... Но песни сами за себя говорят, а рассказывать... Это ни
к чему...
Всего у меня написано более двухсот песен. Точно я даже не знаю
сколько, я их никогда не считал. Тематика их, как жизнь наша, очень
разнообразна, у меня много военных песен, хотя сам я никогда не служил,
потом горные песни, есть сказки...
Я задумал написать целую большую серию спортивных песен и целую
программу сделать по возможности охватить все виды спорта. например, первое
отделение - легкая атлетика, второе - спортивные игры. Но пока еще цикл не
закончен. Большая часть песен - шуточная.
У меня вообще много шуточных, комедийных песен. Но вы понимаете, что
это не просто так посмешить, высунуть язык. Юмор юмором, но ведь в
комедийные песни вкладываешь содержание.
... Вот когда я выступаю с песнями, у меня всегда такое странное положение.
Я смотрю в зрительный зал и вижу обычно такие... улыбающиеся лица и вдруг
нахожу одно мрачное лицо и какая-то магическая сила к нему тянет, и вот
когда он в первый раз улыбнется, для меня - праздник.
Лирических песен, как вы уже поняли, я не пишу. У меня есть лирика но
она, как я считаю, - гражданская лирика.
Свои выступления я всегда начинаю с военной тематики.

V.Sh.
Владимир Высоцкий




Реферат на тему: Воспитательная проблематика фольклора
Министерство образования Российской Федерации
Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева

Кафедра теории и методики музыки



Дипломная работа


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА
ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА


Выполнила:
студентка V курса гр.Б
очного отделения
музыкально-педагогического
факультета
Лукина Ольга Николаевна

Научный руководитель:
доктор пед. наук, доцент
Кузнецова Людмила Васильевна



Чебоксары - 2003
СОДЕРЖАНИЕ



стр.

|Введение……………………………………………………………………... |3-6 |
|Глава 1.|Чувашский фольклор: культурно-образовательные аспекты ... |7-38 |
|1.1. |Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной | |
| |культуры………………………………………………………….. |7 |
|1.2. |Система жанров чувашского музыкально-поэтического | |
| |фольклора и их краткая характеристика……………………….. |13 |
|1.3. |Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... |24 |
|Глава 2.|Чувашский фольклор в школе………………………………….. |39-52 |
|2.1. |Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального | |
| |фольклора………………………………………………….. |39 |
|2.2. |Опыт использования чувашского музыкального фольклора в | |
| |урочной деятельности учителя музыки….………………….…. |47 |
|Заключение…………………………………………………………………... |54 |
|Литература…………………………………………………………………… |58 |
|Приложение………………………………………………………………….. |62 |



ВВЕДЕНИЕ

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая
действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека,
формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер
ее социального воздействия представляются важнейшими критериями,
определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-
культурных ценностей.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные
музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема
формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать
высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных.
Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным
слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень
важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого
необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки
различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения [27;3].
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь
развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о
далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического
воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим
звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.
Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику
музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных
учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и
музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы
фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это
особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать
родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение,
родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и
танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки.
Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у
учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя,
слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в
неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке,
которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному
самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования.
Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в начальной школе всем хочется
петь, так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно,
первыми песнями должны быть материнские, народные.
Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто
значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным
средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя
И.Я. Яковлева - народность музыкально-эстетического воспитания и традиции
народного искусства, ремесел в художественном, трудовом воспитании внесли
значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей.
Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия
чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной
культуры, формированию педагогической культуры.
На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора
чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог,
академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие
историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П.
Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в
учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д.
Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой.
Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к
народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство
формирования национального самосознания учащихся.
В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный
путь гуманизации общества.
Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего
исследования: каковы педагогические условия внедрения чувашского
музыкального фольклора в школьную музыкальную практику?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект нашего исследования – народное искусство в образовательном
процессе.
Предмет исследования – процесс включения чувашского музыкального
фольклора в воспитательную работу с учащимися.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были
поставлены следующие задачи:
- рассмотреть чувашский музыкальный фольклор в общекультурном
аспекте;
- охарактеризовать жанры чувашского музыкально-поэтического
фольклора;
- выявить воспитательный потенциал чувашского детского музыкального
фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в
школе;
- разработать тематические уроки и на основе собственного опыта
выявить и обосновать формы и методы использования чувашского
фольклора на уроках музыки.
Для решения задач исследования нами используются следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
- анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- анализ творческой деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Базой исследования стали общеобразовательная школа №13 города
Новочебоксарска и Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С.Лебедева
города Чебоксары.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1. ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

1.1 ЧУВАШСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке
существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору
относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа.
Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на
ограничении объема этого понятия, включая в него главным образом «словесное
поэтическое творчество».
Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально-
поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого,
называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор,
есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально-
инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа.
Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и
«лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает
«народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое
народом и для народа [36;6].
Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В
произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние
созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых
народов единственным ключом для понимания мудрости». Народная мудрость в
сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические
образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и
обязательно в стремлении к красоте.
Во все времена естественным для любого народа было стремление к
красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек
– часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с
мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д.
Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям
на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его
помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу
красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при
лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться
жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал,
украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками.
Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.
Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не
только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины
соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание
его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции
и преемственности, что делает народное искусство частью современной
культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому».
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в
будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет
идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам.
Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений
современности [30;5].
Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это
национальная гордость народа. Предмет гордости каждого человека, ощущающего
себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство,
а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то
есть значимое с общечеловеческих позиций.
В своей книге «Народное искусство как часть культуры» М.А. Некрасова,
определяя народное искусство, выделила следующие особенности:
- индивидуальное восприятие мира растворяется в общем;
- индивидуальность выражается через «школы»;
- наличие канонов;
- традиционность;
- наличие ярко выраженного эстетического ядра;
- универсальность.
Для нашей работы считаем необходимым выделить из этого ряда некоторые
особенности, наиболее, с нашей точки зрения, характерные в восприятии
детьми народного искусства любого народа.
1. «Традиционность». Народное искусство постоянно воспроизводит
национальный характер от поколения к поколению, «отсюда
преемственность творчества, традиции оказываются основной силой,
формирующей культурную память». «Культурная память» – это народные
художественные образы, идущие от поклонения силам природы, от
любования и восхищения ею, в них единство слова, музыки, движений,
орнамента; понимание красоты жилища, костюма, различных предметов,
самой жизни в ансамблевом единстве, гармонии, во взаимосвязи, т.е.
это сам народ с его историей.
Традиционная народная религия с почитанием природы и всех ее сил
соединяла в одно целое весь мир: духовный и материальный. Отсюда идет
образный параллелизм в народной поэзии, текстах народных песен: часто
первые две строки — образы материального мира (деревья, птицы, окружающие
человека предметы), следующие две строки — переживания, судьба, жизнь
человека. Например:
Куда летишь, ласточка, сквозь дождь,
Сквозь оба крылышка капли проливая?
Куда идешь, родной, в далекий путь,
Из обоих глаз слезы проливая?
Народные музыкальные традиции тоже «культурная память» народа, не
опредмеченная, но живущая, пока жив человек, тем более, что одним из
главных признаков бытования народной музыки является устная природа. От
поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники,
гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось
передать в дар следующему поколению. В этом усматривается воспитательная
сторона, так как люди передавали друг другу красоту их мироощущения, чтобы
дети тоже видели это, «жили и воспитывались по законам красоты».
2. Наличие ярко выраженного этнического ядра. Чувашская народная
музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения,
национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание
отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное
к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и
близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни. Обычно такие
песни сосредоточенные, философски-этические пели взрослые, мужчины и
женщины, а дети слушали.
Песня является одним из основных традиционных жанров национального
музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый
музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.
Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является
бесценным средством этнопедагогики.
Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования
Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию
человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то,
о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. [31;6].
Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления
профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши
украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной
составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение
веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная
музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных
музыкальных культур.
Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества
чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость
молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой
жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности
национальной эстетики, психологии и нравственности [17;3].
Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей
частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в
поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От
дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь
чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются
вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья,
поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания
человека.
Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах,
сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться,
например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она
была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и
горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня
грустит…"
В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала
народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она
трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и
произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу
непобедимую силу и вечную молодость.
И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о
песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу -
вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него
песня - язык души. [13;14]
Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность
чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос у них редко
бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей
нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не
один десяток народных песен" [11;70].
Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чувашская народная
музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих
языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и
увеселений [14;124].
Первыми собирателями и исследователями чувашской народной песни были
русские - А. Ф. Риттих и В. А. Мошков. Они публикуют первые чувашские
мелодии, записанные ими, в конце 19 века. Настоящая же работа по
записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Великой
Октябрьской социалистической революции, когда это стало делом чувашских
исследователей В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, С. М. Максимова, Ф. П.
Павлова, Т. П. Парамонова, равно как и современных композиторов и
музыковедов — Ф. С. Васильева, Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева,
Ф.М.Лукина, Г.Я.Хирбю и др.
Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-
эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно
на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание
В.А.Сухомлинский, когда писал: «У чувашей есть много народных песен,
заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения,
особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в
привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны,
это - память о добре и доброте, с другой - поддержание родительского
авторитета» [35;77].
Народная песня является частью духовной культуры человека и
человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь
ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни:
в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в
будни и праздники.
Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским
народом по сей день.


1.2 СИСТЕМА ЖАНРОВ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ИХ
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Традиционные народные праздники и обряды принято делить на
календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые
– обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной
группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д. [25;175].
Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури, приуроченным ко
времени зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник, вобрав в себя
элементы русских святок и святочных гаданий, слился с христианским
Рождеством. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным
духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника, от «сур?х ырри» -
«овечий дух». Во время празднества дети и молодежь группами обходили
подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота,
пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.
Зимний цикл завершался праздником З?варни (Масленица), знаменовавший
наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании
песен, приговоров и обрядов четко проявляется его аграрная природа и культ
солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было
принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В
завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи з?варни» («з?варни
карч?к?»).
Весенний цикл открывался многодневным праздником жертвоприношений
солнцу, богу и умершим предкам М?нкун (совпавший затем с православной
Пасхой), который начинался с кал?м кун и завершался с?рен (или вир?м) –
обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по
деревне с рябиновыми прутиками и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь,
одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «с?рен!».
Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами.
В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.
Следующая серия обрядов непосредственно была связана с полевыми
работами. Весенний сев начинался обрядом В?рл?х к?ларни. Накануне его
мылись в бане, надевали чистое белье.
С заботой об урожае связан и обряд З?м?р чяк – моление о дожде, где
участвовали все жители деревни. Они купались в воде, обливали друг друга
водой.
Окончание весеннего сева завершалось Ака п?тти – молениями кашей о
хорошем урожае и сохранности от стихийных бедствий. Когда на полосе
оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена,
глава семьи молился Зулти Тур? о ниспослании хорошего урожая. Несколько
ложек каши, варёные яйца зарывали в борозду и запахивали её.
Все весенние работы завершались праздником Акатуй – «свадьбой плуга»,
связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского
начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно
религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со
временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными
скачками, борьбой, молодежными увеселениями.
Лето чуваши начинали примерно со второй половины мая месяцем
«летним», с которым связан обряд Зинзе (вирьялы) или Уяв (анатри), когда
запрещалось заниматься земледелием, так как земля была «беременной» после
посева.
Праздник зинзе или уяв сопровождался массовыми гуляниями, хороводами,
свадьбами. Тематика песен, игр и хороводов – бытовая; исполнялись
молодежные лирические песни. Особенностью этого праздника является запрет
на многие домашние и сельскохозяйственные работы, связанные с землей.
В дни праздника зинзе (уява) или после его окончания проводились
массовые полевые моления – уй-чяк, сопровождавшиеся крупными
жертвоприношениями скота: быков, коров, телят, овец и домашней птицы.
К концу XIX в. обряды зинзе (уява) были совмещены с семицко-троицкой
обрядностью. Сроки Семика и Троицы были определены достаточно четко –
Троицу отмечали спустя семь недель после Пасхи, а Семик чуваши начинали в
четверг, предшествующий Троице («главный Семик») и заканчивали в четверг
следующей недели («малый Семик»). Обряды, совершавшиеся в это время, имели
в своей основе древние, различные по происхождению народные обычаи и
культы.
В основе организованных действий, связанных с Семиком, лежали годовые
поминальные обряды. Поминовение умерших начиналось дома, затем шли на
кладбище «провожать» покойных на телегах, украшенных зеленью. На могиле
вновь устраивалось поминовение с едой и питьем. Семик стал праздником
весны, возвращение земли к жизни, пробуждения и расцвета сил
растительности. До Петрова дня (до паровой пахоты под озимые) продолжались
веселые молодежные гуляния и ярмарки.
Семицко-троицкие праздники связаны с культом растительности. Накануне
Троицы мылись в бане особым набором трав (77 различных растений, обладающих
целительными свойствами), в период зинзе (уява) запрещалось рвать зелень по
представлениям чувашей, до Семика нужно было искупаться в реке семь раз.
Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся
Петров день. В этот день вся деревня собиралась на последний хоровод вокруг
прощального костра. После этого начинался сенокос. В традиционных обрядах и
обычаях чувашей, связанных с сенокосной порой, сохранился обряд ут?зи.
Первый выход на сенокос напоминал большой праздник: все выходили в лучших
нарядах. Скошенное и высушенное сено складывали в большие кучи по числу
жителей деревни и бросали жребий, каждому доставалась своя доля.
Распределенное сено складывали в большие копна (капан). Обычно сено
оставляли на лугах до зимы.
Завершение уборки хлебов отмечалось молением духу-хранителю овина
(ав?н п?тти). Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали цикл
осенних благодарственных молений – с?ра чуклени, - жертвоприношение в честь
нового хлеба, ав?н п?тти – овинная каша, и ав?н с?ри – овинное пиво. На
ав?н п?тти закалывали петуха, варили кашу, приносили в жертву хлеб нового
урожая, последний необмолоченный хлеб. На праздник приглашали
родственников, друзей, знакомых.
Осенние поминки – автан с?ри (петушиное пиво) – имели более
торжественный характер, чем летние. На них закалывались домашние птицы,
обязательно петух. К рассвету устраивались проводы «покойного» с песнями и
плясками, все заканчивалось очистительным обрядом и мытьем в бане.
Таким образом, весь октябрь и ноябрь проходили благодарственные
моления и обряды, получившие название в народном календаре:
юпа уй?х? – месяц поминовения усопших;
чук уй?х? – месяц жертвоприношений, где поминальной обрядности отводилось
главное место.
Одновременно с земледельческими поминальными обрядами нередко
совершались скотоводческие обряды – карта п?тти в честь духов – хранителей
домашнего скота.
Накануне готовились юсманы – жертвенные блины из пшеницы или ячменя
нового урожая (до 100 шт.) Варилась каша на скотном дворе. По прочтении
молитвы ложку каши бросали в огонь. Глава семьи обращался в своей молитве с
просьбой к покровителю сохранить стадо. В этот день досыта кормили скот,
держали его на вольном выпасе.
Во время страды часто устраивали помочи - ниме, - который не имеет
определенных сроков проведения. Из уважаемых людей назначался ниме пуз? –
глава помочи, который с утра приглашал всех селян пойти на помощь к
нуждающемуся односельчанину, объезжая всю деревню на запряженной лошади.
Обычно ниме проводится в течение дня. Вечером в доме хозяина собираются все
участники ниме. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем.
Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались
во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и
нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы уяв (в?й?).
Зимой устраивались посиделки (ларни, улах) в избах, где временно
отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом
юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.д. В
середине зимы проводился праздник «х?р с?ри» - девичье пиво. Девушки в
складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами
устраивали молодежную пирушку.
Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились
родовые отношения и их пережитки. В

Новинки рефератов ::

Реферат: Козаки, їхнє життя, побут та звичаї (История)


Реферат: Базовая Система Ввода Вывода (BIOS) (назначение, содержание) (. Тестирование оборудования при включении ПЭВМ, CMOS-память (WinWord 97)) (Программирование)


Реферат: Влияние малых социальных групп на формирование мировоззрения молодежи (Социология)


Реферат: Особенности учета, аудита и анализа кредитов коммерческого банка (Бухгалтерский учет)


Реферат: Институты самоуправления в дореформенной России (История)


Реферат: Смертная казнь - как исключительная мера наказания (Уголовное право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Контрреформы Александра III (История)


Реферат: Экспериментальные исследования электромагнитной индукции (№28) (Физика)


Реферат: Аудит кредитов и займов 2002 год (Бухгалтерский учет)


Реферат: Дыхательная система человека (Биология)


Реферат: Авторское право (Право)


Реферат: Исторический путь императоров династии Юлиев-Клавдиев (История)


Реферат: Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее (География)


Реферат: Первобытные люди (Биология)


Реферат: Минеральный состав организма (Химия)


Реферат: Экономическое развитие России при Петре I (Государство и право)


Реферат: Расследование преступлений в сфере компьютерной информации (Уголовное право и процесс)


Реферат: Биогеоценозы (Биология)


Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист