GeoSELECT.ru



История / Реферат: История Финляндии в послевоенный период (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История Финляндии в послевоенный период (История)




Отношения с СССР: от «линии Маннергейма» к «линии Паасикиви»


Тяжелым было положение, в котором оказалась Финляндия после выхода из
второй мировой войны, большими жертвами заплатил финский народ за
авантюризм и недальновидность своих правителей. 86 тыс. финнов погибло в
годы войн против СССР; в упадок пришли промышленность, сельское хозяйство,
транспорт.
Стране предстояло выплатить значительные репарации (около 300 млн.
долл.) в качестве возмещения ущерба, нанесенного Советскому Союзу
действиями финских войск на его территории.
Сложные экономические, социальные и многие другие проблемы предстояло
решить Финляндии в послевоенные годы. Но главная задача, от которой в
определяющей степени зависело решение и всех других проблем, вставала в
области внешней политики. «... Самым важным для нас,— подчеркивал Ю. К.
Паасикиви, занявший пост премьер-министра в ноябре 1944 года,—является
определение и укрепление нашего внешнеполитического положения».
Соглашение о перемирии, подписанное в Москве 19 сентября 1944 г.,
определяя положение Финляндии как побежденной страны, не лишало ее при этом
государственной независимости, права проводить самостоятельную внешнюю
политику. В Финляндии, в отличие от других стран, воевавших на стороне
Германии, не был введен режим оккупации, поскольку Советский Союз счел
возможным не воспользоваться этим правом победителя.
Прибывшие в Хельсинки после заключения перемирия Союзная контрольная
комиссия во главе с А. А. Ждановым (в нее входили советские и английские
представители) выполняла лишь ту роль, которая на нее была возложена:
следить за точным и своевременным выполнением Финляндией условий перемирия,
.одновременно осуществляя и некоторые дипломатические функции для
поддержания связен между правительствами СССР и Великобритании, с одной
стороны, и правительством Финляндии—с другой.
Анализируя влияние соглашения о перемирии на будущее Финляндии, Ю. К.
Паасикиви подчеркивал: «Мы с удовлетворением констатируем, что Советский
Союз, как и его союзники, признает само собой разумеющимся фактом
государственную самостоятельность Финляндии и право ее народа на
самоопределение». Он особо отметил, что соглашение обеспечивает
«предпосылки для существования Финляндии в качестве свободной страны в
мировой системе, целью которой является обеспечение мира после этой войны».
Вновь, как и в первые годы независимости, перед страной встал вопрос о
выборе внешнеполитического пути. Разумеется, с учетом коренных изменений,
происшедших в Европе и на международной арене в целом после второй мировой
войны, укрепления экономического, политического и военного могущества СССР,
его возросшего влияния на ход мирового развития, наконец, уроков
проигранных Финляндией войн против СССР не могло быть и речи о возврате к
политике противостояния 30-х годов. Существовали, как позднее отмечал У. К.
Кекконен, лишь две альтернативы: либо внести некоторые коррективы в прежний
курс, отвергающий сближение с Советским Союзом и ориентирующийся на Запад,
и фактически продолжать его, либо произвести коренной пересмотр всей
политики, придав ей новое направление и содержание. Вокруг этих
принципиально различных подходов к послевоенной внешней. политике и
развернулась борьба в Финляндии в 1944— 1947 годах.
В стране продолжали действовать влиятельные силы, рассматривавшие
положение, сложившееся после заключения соглашения о перемирии, как
временное, как своего рода переходный период, после которого возобладают
прежние внешнеполитические ориентиры. Хотя реакционные круги утратили
монопольное положение в государстве, они еще сохраняли политическую
боеспособность, продолжали занимать преобладающие позиции в государственном
аппарате, армии, средствах массовой информации. Правые деятели и
группировки во главе с коалиционной партией, в которую перешла основная
часть членов распущенной по соглашению о перемирии профашистской партии
«Патриотическое национальное движение» (ИКЛ) и ряд других партий в своих
планах делали ставку на конфликт между Советским Союзом и западными
державами, который позволил бы Финляндии вернуться к прежней политике.
Выражением наиболее крайних настроений явилось создание тайных складов
оружия. К деятельности раскрытой весной 1945 года подпольной организации,
руководившей сбором •оружия, оказались причастными около 6 тыс. человек, в
том числе ряд высших военных чинов.
Перемены во внутриполитической жизни Финляндии, условия для которых
были Созданы соглашением о перемирии, дали демократическим силам впервые в
истории страны возможность сказать свое .слово и в вопросах внешней
политики.
В октябре 1944 года была создана массовая общественно-политическая
организация — Демократического союза народа Финляндии (ДСНФ),,в которую
вошли КПФ и левые социал-демократы, а также ряд демократических организаций
бывших фронтовиков, прогрессивной интеллигенции и др. Уже на первых
парламентских выборах в марте 1945 года блок КПФ—ДСНФ, выдвинувший широкую
программу, перестройки внешней политики страны, получил свыше 400 тыс.
голосов (24%) и 49 (из 200) мандатов в парламенте.
Использовав позитивные перемены, которые начали происходить в
профсоюзном движении, находившемся в предвоенные и военные годы под
влиянием правых социал-демократов, коммунисты добились в 1945 году
соглашения о сотрудничестве с Центральным объединением профсоюзов Финляндии
(ЦОПФ). В соглашении подчеркивалось, что «вся деятельность ЦОПФ должна
основываться на борьбе против сил войны, фашизма и реакции». Эта платформа
во многом способствовала тому, что вскоре количество членов ЦОПФ выросло до
350 тыс.
Осознание необходимости решительного разрыва с политикой прошлого
постепенно, хотя и с немалым трудом, пробивало себе дорогу и в других
партиях. Еще в последние годы войны ряд представителей СДПФ, Шведской
народной партии, а также Аграрного союза, вошедших в так называемую «мирную
оппозицию», выступили за пересмотр внешней политики страны. После окончания
войны они вьючились в активную борьбу за новую внешнеполитическую линию.
Видные социал-демократы М. Пеккала, Я. Кето, К. Виик, К. Сундстрем и др.,
не встретив поддержки в руководстве своей партии, были вынуждены выйти из
СДПФ и продолжить свою деятельность в рамках Демократического союза народа
Финляндии. Что же касается официальной линии СДПФ, то потребовалось еще
немало лет, прежде чем удалось добиться ее коренного изменения.
Особо, следует отметить те активные позиции, которые уже тогда занимал
в вопросе .о новой внешней политике У. К. Кекконен. Будучи одним из видных
деятелей Аграрного союза (хотя он и не входил в состав его руководства),
Кекконен возглавил борьбу за пересмотр внешнеполитических установок этой
партии, которая в годы войны оказывала полную поддержку антисоветскому
курсу правящих кругов. Кекконену принадлежит главная заслуга в том, что
впоследствии, после напряженной внутренней борьбы, Аграрный союз (позднее
Партия центра) сыграл значительную роль в становлении и упрочении нового
курса послевоенной внешней политики Финляндии.
Идеи, которые Кекконен пропагандировал внутри своей партии, имели и
более широкое, общенациональное значение, способствовали формированию в
Финляндии принципиально нового подхода к коренным вопросам внешней
политики.
Поддерживая в годы войны взгляды «мирной оппозиции», У. К. Кекконен
еще в сентябре 1943 года направил Памятную записку президенту Р. Рюти, в
которой подчеркивал, что «соседняя с нами страна, а именно Советский Союз,
останется великой европейской державой», и предлагал незамедлительно начать
переговоры с СССР о мире. В своем выступлении в шведском парламенте 7
декабря 1943 г. Кекконен отметил: «Национальные интересы Финляндии не
позволяют ей связывать себя с политической Линией, направленной против
Советского Союза, или даже Думать о такой линии... Если урегулирование
между Финляндией и Советским Союзом будет строиться на основе
справедливости и Финляндия сохранит свою внешнюю и внутреннюю
независимость, то финский народ будет поддерживать корректные и безупречные
добрососедские отношения».
Через неделю после подписания соглашения о перемирии с СССР Кекконен,
говоря о новом политическом пути, у начала которого стоит Финляндия,
заявил: «Мы должны исходить из того факта, что Финляндия и Россия были и
будут соседями.:. Наши национальные интересы требуют создания взаимного
доверия в отношениях между нашими странами.... Создание хороших отношений с
ведущей европейской державой не только наш единственно возможный выбор, это
в то же время правильная политика и с точки зрения наших национальных
интересов».
Таким образом, как отмечалось выше, формирование нового курса внешней
политики Финляндии складывалось в условиях активной борьбы демократических,
прогрессивных сил страны во главе с К.ПФ; важный вклад в дело становления
новой внешнеполитической линии внес и ряд реалистически мыслящих и
патриотически настроенных деятелей. Вместе с тем первое десятилетие
послевоенной финляндской внешней политики было связано прежде всего с
именем и деятельностью Ю. К. Паасикиви. «Линией Паасикиви» стали называть
официальный курс страны в этот период, который и положил начало «второй
республике». Название «вторая республика», не являющееся, впрочем,
официальным, должно было подчеркнуть переход Финляндии на новые
внешнеполитические позиции.
Паасикиви не только сформулировал и официально провозгласил основные
принципы новой внешней политики. На протяжении. 12 лет он руководил
претворением этих принципов в жизнь, проводил большую работу, направленную
на то, чтобы новый курс был не только правительственной, но и
общенациональной политикой. К осени 1944 года, когда перед Финляндией
встала задача обеспечения государственной независимости путем проведения
нового самостоятельного внешнеполитического курса, Паасикиви был одним из
наиболее авторитетных и влиятельных государственных деятелей, одним из
немногих видных политиков, которые не только не были причастны к
антисоветской линии 30-х годов, но и довольно последовательно еще в
предвоенные годы выступали против этой линии как противоречащей
национальным интересам страны. К этому времени Паасикиви обладал также
большим опытом ведения международных дел, переговоров с Советским Союзом.
Тем самым открывался новый этап во внешней политике Финляндии, которую
к середине 50-х годов стали называть «линией Паасикиви — Кекконена».
За 25 лет пребывания У. К. Кекконена на посту главы финляндского
государства (он преизбирался президентом в 1962, 1968, 1973 и 1978 гг.)
внешнеполитический курс Финляндии окончательно сформировался и упрочился
как подлинно национальная, самостоятельная политика, направленная на
продвижение вперед дела мира, разрядки и сотрудничества между народами.
«Линия Паасикиви—Кекконена» получила широкую международную, известность и
признание. Финляндия нашла свой дуть, .обрела свое место в современном
сложном мире.
Объективные потребности международной жизни и самой Финляндии с
течением времени существенно раздвинули рамки понятия «линия
Паасикиви—Кекконена», дополнили ее содержание новыми направлениями,
обусловили появление некоторых новых форм осуществления внешней политики.
Вторая половина 50—начало 60-х годов характеризовались дальнейшим
упрочением советско-финляндских отношении. В ходе состоявшихся в этот-
период визитов президента У. К. Кекконена в Советский Союз (1958, 1959,
1960, 1961 гг.), а также визитов в Финляндию советских -руководителей
подчеркивалось намерение обеих стран твердо следовать курсом, определенным
Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, взаимодействовать в
интересах мира и безопасности в Европе. На стабильной и взаимовыгодной
основе развивались торгово-экономические отношения. В аренду Финляндии в
1962 году была передана советская часть Сайменского канала, имеющего важное
экономическое значение для страны.
Упрочение советско-финляндских отношений создавало предпосылки для
активизации деятельности Финляндии и на других направлениях международной
политики. В новогодней речи 1 января 1961 г. президент Кекконен поставил
вопрос так: «Нашей задачей на международной арене является укрепление
предпосылок мира везде, где мы можем хотя бы в какой-то степени этому
способствовать... Не настало ли время, когда Финляндия могла бы
использовать... свое особое положение на благо себе и другим, чтобы
обеспечить мир для себя, а также помочь строить мосты между Западом и
Востоком?.. Возможно, что перед нами встает новая национальная задача в
условиях, когда человечество нуждается в мире и взаимопонимании». При этом
финское внешнеполитическое руководство по-прежнему придавало важное
значение тому, чтобы не оказаться втянутым в противоречия между Востоком и
Западом, чтобы позиция и деятельность Финляндии не были использованы
империалистическими кругами в ущерб делу мира и международной безопасности.
Так, представители Финляндии не поддержали попыток западных стран
использовать обсуждение в 1957 году так называемого «венгерского вопроса» в
ООН для нагнетания «холодной войны» против СССР и воздержались на сессии
Генеральной Ассамблеи при голосовании проекта соответствующей резолюции.



Роль Финляндии в укреплении мира


С середины 60-х годов происходит дальнейшая активизация Финляндии в
международных делах. Констатировав упрочение внешнеполитических позиций
своей страны в результате последовательного курса на расширение дружбы и
сотрудничества с Советским Союзом, а также признание, которое внешняя
политика Финляндии получила на международной арене, президент У. К.
Кекконен в январе 1967 года заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы
проводить такую внешнюю политику, которая дала бы нам возможность активно
участвовать во всех сферах международной деятельности, которые связаны с
Финляндией, и с помощью политических средств обеспечивать наши права и
оберегать нашу независимость».
В этот период начинает формироваться одно из главных направлений
современной внешней политики Финляндии — активное содействие решению
проблем обеспечения мира в Европе, что впоследствии во многом
предопределило ту конструктивную роль, которую Финляндия сыграла в 70-х
годах в становлении процессов разрядки на европейском континенте, в созыве
и успешном проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Eвpoпe.
Развивая концепцию безопасности своей страны с учетом положений
договора 1948 года, президент У. К. Кекконен особо подчеркивал, что
Финляндия может оставаться вне конфликтов только при условии, если в Европе
будет сохранен мир. В периоды обострений международной обстановки 1960-х
годов Кекконен неоднократно подчеркивал серьезную озабоченность по этому
поводу. Правительство и демократическая общественность Финляндии поддержали
позицию президента, хотя в правых кругах страны, так же как и на Западе,
выступления Кекконена были расценены как «отход от политики нейтралитета».
Целям укрепления безопасности в Европе служили и действия Финляндии,
направленные на продвижение идеи об объявлении Севера Европы безъядерной
зоной, возросшую актуальность которой не раз подчеркивал в эти годы У. К.
Кекконен. В ноябре 1965 года президент Финляндии выдвинул новое
предложение, направленное на изъятие Северной Европы из сферы возможных
военных .конфликтов, предложив Норвегии договориться о запрещении военных
действий в районе финляндско-норвежской границы.
В условиях ряда позитивных перемен, наметившихся в Европе и мире в
конце 60-х годов (укрепление сотрудничества между СССР и Францией,
некоторые сдвиги в советско-западногерманских отношениях, установление
определенного взаимопонимания между СССР и США в вопросах ограничения
вооружений), президент Кекконен все больше приходил к выводу о том, что
Финляндия может и должна внести свой вклад в, развитие процессов разрядки
на европейском континенте. В мае 1969 года правительство Финляндии
направило правительствам всех европейских государств, а также США и Канады
памятную записку, в которой предложило свои услуги по организации в
Хельсинки общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, идея
которого была выдвинута в будапештском (1969 г.) обращении государств —
участников Варшавского Договора.
Как важное событие с точки зрения укрепления международного престижа
Финляндии была воспринята договоренность между правительствами СССР и США о
начале в Хельсинки в ноябре 1969 года советско-американских переговоров об
ограничении стратегических наступательных и оборонительных вооружений,
которые в 1970—1972 годах были продолжены попеременно в Вене и Хельсинки (и
завершены в Женеве). Позднее в Хельсинки проводились советско-американские
консультации по вопросам, связанным с ограничением международной торговли
оружием, а также касающимся противоспутниковых систем.
Продолжала постепенно расширяться сфера деятельности Финляндии в ООН.
Финские представители активно выражали уверенность, что дружественные и
добрососедские отношения между Советским Союзом и Финляндией, являющиеся
плодом совместных усилии народов и государственных руководителей обеих
стран, получат дальнейшее развитие на благо советского и финляндского
народов, в интересах прочного мира и международной безопасности.
И действительно, уже первые годы пребывания М. Койвисто на посту
президента Финляндии подтвердили преемственность и последовательность
.внешнеполитической линии страны, сложившейся в послевоенные десятилетия.
С конструктивных, взвешенных позиций Финляндия продолжала в это время
выступать по многим вопросам обеспечения мира и разрядки; прекращения гонки
вооружений, предотвращения угрозы ядерной войны. Первостепенной задаче —
задаче устранения угрозы ядерной войны - была посвящена речь президента
Койвисто на XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. «Нет ничего важнее
предотвращения ядерной воины»,— заявил финляндский президент. Делегация
Финляндии поддержала предложение, направленное на недопущение милитаризации
космоса и замораживание ядерных вооружений; проголосовала за резолюцию,
призывающую ядерные державы взять на себя обязательство не применять первым
ядерное оружие.
Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности
Финляндии в это время остается содействие развитию общеевропейского
процесса, начатого Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Финская дипломатия в 1981—1983 годах активно и умело действовала в пользу
результативного завершения мадридской встречи (одного из этапов процесса
европейского разоружения), сыграв важную роль в разработке проекта ее
итогового Документа. Внешнеполитическое руководство Финляндии продолжало
держать в центре внимания проблемы сохранения мира и безопасности на Севере
Европы, подчеркивая, что актуальность идеи У. К. Кекконена об объявлении
этого района безъядерной зоной не только полностью сохраняется, но и
возрастает в условиях нынешнего обострения международной обстановки.
Финляндское правительство высказалось в поддержку предложения Швеции,
выдвинутого в 1983 году, о создании в Центральной Европе зоны, свободной от
ядерного оружия.


Отношения со странами Запада


Вопрос об отношениях с Западом всегда придавал особую окраску
послевоенной внешнеполитической дискуссии в Финляндии, накладывая свои
отпечаток на позиции политических сил и деятелей, причастных или
претендующих на причастность к определению основных направлений внешней
политики страны. И речь шла главным образом не о развитии связей и
сотрудничества с отдельными странами Запада. Вопрос с самого начала
ставился, по существу, о главных - ориентирах внешнеполитического курса
страны.
Как уже отмечалось, сразу же после окончания войны влиятельные круги в
Финляндии прилагали немалые усилия для того, чтобы вовлечь страну в сферу
политического и военного влияния Запада, придать курсу ее внешней политики
одностороннюю, прозападную направленность. С целью добиться привязывания
Финляндии к своей политике США предприняли в 1947 году ряд попыток склонить
финнов к участию в «плане Маршалла». При рассмотрении этого вопроса в
комиссии по иностранным делам финского парламента большинство ее членов
высказалось за участие в Парижской конференции по «плану Маршалла». Однако
правительство с учетом мнения президента Ю. К. Паасикиви отклонило
приглашение на конференцию, сославшись на желание финнов оставаться в
стороне от противоречий между великими державами.
Стремясь оказать воздействие на общественное мнение Финляндии, а в
более широком плане — на ее внешнюю политику, пытаясь вбить клин в
отношения с СССР, западные политики на протяжении многих лет оперировала
своеобразным термином «финляндизация», выдвинутым в конце 60 — начале 70-х
годов лидером западногерманских «ультра» Ф.-И. Штраусом. Под этим имелась в
виду то, что сотрудничество с СССР сопряжено с «ограничением
независимости», «утратой политической и экономической свободы действий».
Излагая принципиальный подход Финляндии к отношениям с Западом и
отмечая стремление своей страны обеспечить собственные естественные
интересы также на этом направлении, президент Кекконен подчеркивал, что
национальные интересы Финляндии не позволяют ей быть форпостом Запада
против Востока, подобно тому как она не является форпостом Востока против
Запада. Кекконен никогда не противопоставлял друг другу эти два направления
внешней политики Финляндии. Более того, отдавая приоритет отношениям дружбы
и доверия с СССР, Кекконен поставил в прямую зависимость от них и развитие
связей с Западом. В своей речи в Национальном клубе печати в Вашингтоне 17
октября 1961 г. он следующим образом сформулировал, по его выражению,
«финский парадокс»: «Чем больше мы завоевываем доверие Советского Союза к
Финляндии как к мирному соседу, тем лучше предпосылки для тесного
сотрудничества с западными странами... Но мы знаем также по опыту, что если
по какой-то причине подрывается взаимное доверие между Финляндией и
Советским Союзом, то нам, исходя из своих интересов, приходится
ограничивать деятельность на западном направлении».
70 — начало 80-х годов характеризовались в целом довольно активным
развитием контактов Финляндии с ведущими странами Запада, и прежде всего
расширением торгово-экономических, промышленных и научно-технических
связей. На долю США, а также Англии, ФРГ и других стран Западной
Европы—членов ЕЭС и ЕАСТ в 1983 году приходилось 58,6 % экспорта и 56,5 %
импорта Финляндии.
Президент У. К. Кекконен дважды посетил с официальным визитом США
(1970 и 1976 гг.), а также ФРГ. В Финляндии в 1980 году побывали президент
Франции В. Жискар д'Эстэн и королева Великобритании Елизавета. В первые
годы пребывания М. Койвисто на посту президента он совершил поездки в США
(сентябрь 1983 г.), Францию (ноябрь 1983 г.) и Великобританию (ноябрь 1984
г.) Из наиболее значительных визитов западных деятелей в Финляндию следует
отметить посещение этой страны вице-президентом США Дж. Бушем (июль 1983
г.) и заместителем федерального канцлера, министром иностранных дел ФРГ Г.-
Д. Геншером (сентябрь 1983 г.).
В эти годы значительно вырос объем финляндско-американской торговли.
Если в 1960 году товарооборот между двумя странами составлял всего 350 млн.
финляндских марок, то в 1983 году он увеличился до 6,9 млрд. Только за
период с 1970 по 1980 год объем взаимной торговли возрос в 5,4 раза. США
являются в настоящее время крупнейшим внешнеторговым партнером Финляндии за
пределами Европы. Развитие отношений Финляндии с другими ведущими державами
Запада также характеризуется в первую очередь расширением торгово-
экономических связей.
По мере развития и углубления процессов западноевропейской
экономической интеграции, создания замкнутых экономико-политических
группировок в Европе перед Финляндией вставали серьезные проблемы как
экономического, так и внешнеполитического характера.
Одна из главных особенностей послевоенной экономики Финляндии — это
огромное значение внешнего рынка и внешних источников доходов, что
объясняется небольшой емкостью внутреннего рынка, ограниченностью сырьевых
ресурсов, преобладанием узкоспециализированных предприятий и рядом других
факторов. Достаточно отметить, что доходы от экспорта составляют примерно
'/з валового национального продукта Финляндии; В промышленности, работающей
на экспорт, занято свыше 300 тыс. финнов. Экономисты подсчитали, что в
целом доходы каждого четвертого финна так или иначе связаны с экспортной
деятельностью страны. Не менее значительна зависимость Финляндии от
импорта. Доля импорта, отнесенная к стоимости ВНП, составила в 1982 году
27,5%, что существенно превышает среднеевропейские и среднескандинавские
показатели. В целом же по стоимости товарооборота в расчете на душу
населения Финляндия вместе с другими северными странами занимает одно из
первых мест в мире, опережая по соответствующим показателям ведущие
капиталистические страны, в том числе Англию, Францию, ФРГ. На долю
Финляндии, являющейся одной из малых стран Европы с населением в 4,5 млн.
человек, в конце 70-х годов, например, приходилось 0,7% всего мирового
экспорта.
Проблемы, возникшие в связи с развитием интеграции в Западной Европе,
носили для Финляндии не только экономический, но и внешнеполитический
характер. Финское руководство не могло не учитывать, что составной частью
интеграционных процессов с самого начала являлось стремление к укреплению
политического сотрудничества стран-участниц, к созданию замкнутых торгово-
политических объединений с наднациональными органами и институтами,
ограничивающими национальный суверенитет и независимость входящих в них
стран, затрудняющими проведение ими самостоятельной внешней политики.
Отказавшись от участия в «плане Маршалла», Финляндия не вступила и в
Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в
1948 году (в нее вошли 17 стран—получателей американской помощи) и
явившуюся одним из первых шагов в западноевропейской интеграции. Однако в
1957 году Финляндия и 11 стран-членов ОЕЭС подписали протокол об
образовании так называемого «Хельсинкского клуба», предусматривавший
снижение таможенных пошлин во взаимной торговле. К этому времени Финляндия
уже была членом Генерального соглашения по тарифам и торговле,
Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного
фонда. Финны проявили также интерес к планам создания «зоны свободной
торговли» в составе всех стран — участниц ОЕЭС, которые обсуждались с 1956
года в рамках организации (эти планы остались нереализованными из-за
разногласий, возникших между Англией и Францией). Одновременно они
выдвинули идею развития экономического сотрудничества стран Северной Европы
с Советским Союзом на многосторонней основе.
В 1957 году Франция, ФРГ, Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург
подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества
(ЕЭС) с далеко идущей программой экономической и политической интеграции. В
противовес «Общему рынку» в 1959 году по инициативе Англии была создана
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли основные
западноевропейские партнеры Финляндии, в том числе три Скандинавские
страны—Дания, Норвегия и Швеция. Сразу же после создания ЕАСТ финляндское
правительство заявило, что намерено наладить отношения с этой организацией,
оговорив, однако, что «не может рассматривать вопрос о присоединении к
соглашению, которое содержало бы какие-либо политические обязательства или
предусматривало бы создание наднациональных органов».
15 марта 1961 г. Финляндия была принята в ЕАСТ в качестве
ассоциированного члена. Соглашением, получившим название «ФинЕАСТ»,
предусматривалось, что торговые решения, касающиеся Финляндии, должны, в
отличие от полных членов, приниматься не в совете ЕАСТ, а в специальном
органе (позднее, однако, указанные решения фактически принимались советом
ЕАСТ).
Участие Финляндии в «зоне свободной торговли» привело к значительному
укреплению торговых связей с участника ми «семерки». Их доля в финляндской
внешней торговле возросла с 34% в 1960 до 44% в 1970 году.
Президент У. К. Кекконен взял курс на то, чтобы четко разграничить
торгово-экономические и политические аспекты урегулирования отношений с
ЕЭС, выделив последние в особую группу проблем и поставив их на первое
место. В результате процесс сближения с «Общим рынком» прошел несколько
этапов и занял несколько лет.
Предоставляя правительству в октябре 1973 года полномочия на
подписание соглашения с ЕЭС, президент Кекконен специально продиктовал для
внесения в протокол ряд условий. Он отметил, что целью соглашения является
чисто торговое решение, которое «сочеталось бы с нашей независимой
политикой, было бы экономически сбалансированным, а также соответствовало
бы всем нашим международным обязательствам».



Финляндия на рубеже веков


Распад СССР в начале 90-х годов и прекращение клиринговой торговли во
многом усугубили экономический кризис, который начался в Финляндии в самом
конце 80-х годов, поскольку финская экономика была в значительной мере
ориентирована на СССР. В середине 80-х годов на нашу страну приходилось до
25 проц. финского экспорта. Одновременно произошли изменения и в
политических отношениях между странами, поскольку их нормативно-правовая
база в послевоенный период - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи от 1948 года - прекратил свое существование. Вместе с ним исчезли и
"особые отношения" между Финляндией и СССР. Ценой огромных усилий и
напряжения в стране "тысяч озер" удалось, однако, преодолеть экономический
спад и начать экономический рост.
Все эти события не привели к каким-либо перерывам в двусторонних
отношениях, хотя в разное время им уделялось большее или меньшее внимание.
В настоящее время, согласно недавнему опросу общественного мнения,
большинство финнов считают, что отношения Финляндии и России все больше
отходят на второй план и связано это прежде всего с тем, что Финляндия
стала членом Европейского союза. Такого мнения придерживается около 66 проц
населения Финляндии. 18 проц опрошенных считают, что значение отношений
между двумя странами не уменьшилось. Около 6 проц. респондентов не имеют
точного мнения по этому вопросу.
Этот опрос выявил поддержку населением Финляндии мнения бывшего
президента Суоми Мауно Койвисто, который в своей последней книге "Русская
идея" констатирует, что после вступления в ЕС отношениям с Россией в
Финляндии уделяется меньше внимания.
Бывший президент заявил, что "очарование" европейскими делами может
привести к тому, что отношения с Россией будут осуществляться через
Брюссель. По его мнению, на практике это означает, что Финляндия отдалилась
от своих соседей, в том числе и от других северных стран. По его мнению,
Россия, в целом, является хорошим соседом для России.
В свою очередь нынешний президент Финляндии Тарья Халонен, комментируя
в состояние финляндско-российских отношений, заявила, что "финляндско-
российские отношения сейчас прекрасном состоянии, но я думаю, что мы могли
бы гораздо больше пользоваться этими возможностями в сфере экономики,
культуры и других".
Основные направления в политике Финляндии по отношению к России
находятся в области торговли и практического сотрудничества, заявил глава
внешнеполитического ведомства. Восточная граница Суоми - единственная
совместная граница между ЕС и Россией, и это позволяет стране активно
взаимодействовать на этом участке. В качестве примера можно привести
сотрудничество приграничных регионов России и Финляндии.
Ярким примером развития добрососедских отношений между Финляндией и
Россией является работа Межправительственной финляндско-российской комиссии
по экономическому сотрудничеству, пятая сессия которой прошла в столице
Финляндии в апреле. Комиссию возглавляют министр внешней торговли Финляндии
Киммо Саси и министр экономического развития и торговли России Герман Греф.
Членство Финляндии в ЕС открыло новые горизонты для развития связей
европейского сообщества с РФ. Привнесенный финнами в ЕС капитал
добрососедства, финский экспертный потенциал по России существенно
обогатили партнерство России и Евросоюза, содействовали закреплению его
стратегического характера. Важнейшей чертой отношений двух соседних
государств стали прямые связи между регионами, коммунами, фирмами,
общественными организациями, простыми людьми, заявил дипломат.
Принципиально важно, что эти контакты носят практический характер, связаны
с углублением сотрудничества и решаются совместно. Хороший пример тому -
предметный диалог об экологических последствиях строительства и
эксплуатации российского нефтеналивного порта в Приморске.


Библиографический список


1. Комиссаров Ю. «Линия Паасикиви – Кекконена»: история, современность,
перспективы. – М., 1985.
2. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809-
1995. - М., 1998.
3. История Финляндии. Сборник статей. - Петрозаводск, 2000.





Реферат на тему: История Хорватии



Реферат на тему:
«Історія Хорватії»



Слухачки підготовчого
відділення
Слов’янського університету
КорміліциноЇ
Олександри Вікторовни



2002р.

[pic]

[pic]



Древняя история. Римляне завоевали территорию современной Хорватии в 3–1
вв. до н.э. Для большей части территории, простиравшейся от среднего
течения Дуная до Адриатического побережья на юг вплоть до северной части
нынешней Албании, они использовали название Иллирик; территорию между Савой
и Дунаем называли Паннонией, а территорию между Адриатическим морем и Савой
– Далмацией.
Римская колонизация привела к частичной романизации древних жителей
Иллирика – кельтов, которые поселились в Паннонии в 4 в. до н.э., греческих
морских колонистов и иллирийцев Динарского нагорья, которые жили на этой
территории в течение двух тысячелетий до римского завоевания. Римляне
добывали полезные ископаемые в Далмации, осушали болота в Паннонии,
разводили виноград в долине Дуная, совершенствовали методы ведения
сельского хозяйства, построили дороги и мосты, основали города.
В 3–6 вв. волны варварских племен (гунны, остготы, вестготы, лангобарды,
славяне, авары), привлекаемых богатствами римских провинций, вторглись на
территорию современной Хорватии. Начальные этапы истории хорватских земель
описаны в сочинении византийского императора Константина Багрянородного
(правил в 945–959).
Первое хорватское государство. В 6–7 вв. славяне и авары разрушили многие
города на западе Балканского п-ова. Во время царствования византийского
императора Ираклия (правил в 610–641) две славянские группы хорватов и
сербов заселили соответственно западные и центральные районы Балкан. Они
создали новые племенные союзы, им удалось навязать свои названия племен
поселенцам-славянам, которые осели здесь раньше, и вместе со своими
предшественниками приступить к славянизации значительной части Паннонии и
Далмации. Однако, когда в 800 франки завоевали Хорватию, Карл Великий
признал хорватских князей («кнезей») своими вассалами и по договору с
императором Византии в 812 назначил одного из них «кнезем» Прибрежной
области (Далматинской Хорватии), а другого – «кнезем» области Сава
(Посавской Хорватии).
В 819 князь Людевит Посавский поднял восстание (оно было разгромлено в
823), стремясь положить конец политике феодализации и христианизации,
которую осуществляли франки. Выступившему на стороне франков Борну, князю
Далматинской Хорватии, удалось в конце концов расширить свои владения до
р.Сава, т.е. овладеть Паннонской Хорватией. Таким образом, после упадка
империи Каролингов на Западе в 9 в. возникло первое объединенное хорватское
государство.
Князь Томислав (правил в 910–928), назначенный проконсулом Византии в
городах и на островах Далмации, в 925 провозгласил себя «королем Хорватии»,
и папа Римский признал его право на этот титул. В дальнейшем он был
представителем династии Трпимировичей, правившей с 845 с перерывами до
конца 11 в. Новое королевство процветало до 1000, когда Далмация попала под
власть Венеции. Вскоре вся Хорватия оказалась под властью Византии.
Хорватия вновь добилась полной независимости при Петре Крешимире IV (правил
в 1058–1074), который присоединил к Хорватии византийскую Далмацию, а также
Славонию. В религиозной борьбе он отдавал предпочтение реформаторской
линии, ослабляя влияние местных некатолических традиций. Его преемник,
Димитр Звонимир (правил в 1074–1089), продолжил эту политику, но потерял
поддержку многих хорватов, которые считали его зависимым от папства. Димитр
получил королевскую корону непосредственно из Рима, но вражда между папой и
императором Священной Римской империи не укрепила его позиций. После смерти
Звонимира власть в Хорватии стремились установить более сильные державы –
Византия, Венгрия, Венеция, папство и норманны из Южной Италии.
Венгерская эпоха. Династическая борьба между главными хорватскими родами
ослабляла Хорватию, и в результате король Кальман (Книжник) из венгерской
династии Арпадов (правила с 889 по 1301) отвоевал Далмацию у Венеции и
установил свою власть в пользовавшемся правами автономии Королевстве
Хорватии, Славонии и Далмации. Это королевство сначала управлялось
престолонаследником с титулом герцога, а затем представителем местной
знати, который носил титул бана – наместника короля и главы вооруженных
сил. Пытаясь предотвратить восстание, племенные вожди (жупаны) Малой
Хорватии (территории между Далмацией и Славонией) в 1102 заключили
соглашение с Кальманом. Последий санкционировал образование личной унии
между королевствами Венгрия и Хорватия под властью правителя Венгрии,
освободил хорватскую аристократию от уплаты налогов и гарантировал
неприкосновенность ее собственности.
Венгерско-хорватская уния (Pacta Conventa) нанесла смертельный удар
хорватской племенной системе государственного устройства. В Хорватии
получили развитие лесное хозяйство и добыча полезных ископаемых, в ряде
районов была введена трехпольная система земледелия, монеты как средство
обмена стали вытеснять меха и шкуры, были созданы благоприятные возможности
для развития внешней торговли.
С 13 в. укрепили свою власть крупные феодалы-землевладельцы, приобретавшие
большие поместья в Хорватии и особенно в Славонии. Мелкое дворянство,
свободные крестьяне и горожане в ходе восстания 1222 вынудили венгерского
короля Андрея (Эндре) II (правил в 1205–1235) издать «Золотую буллу»,
ограничивавшую королевские полномочия и признававшую права мелкопоместного
дворянства. В 1241–1242 в ходе монгольского нашествия были разорены
Паннония и Далмация. Их экономическое возрождение связывается с именем
венгерского короля Белы IV (правил в 1235–1270), который приглашал
иностранных ремесленников и купцов, расширил привилегии для многих
городских общин. В этот период в северной части Хорватии возникли многие
города с магдебургским правом. Крупнейшим из них был Градец (основан в
1242; после слияния в 19 в. с Каптолом, основанным в 1094, образовал
современный Загреб). Когда в 1301 умер последний король из венгерской
династии Арпадов, развернулась династическая борьба, завершившаяся победой
Анжуйской династии, правившей в Венгрии в 1308–1389, а в Хорватии в
1301–1382. Начиная с 1301 монархия формально была выборной, и на трон
восходили не только представители Анжуйского дома, но и династии
Люксембургов, польско-литовских Ягеллонов, а также местные короли.
В течение этого периода хорватские князья фактически не считались с
королевской властью. Король не учреждал административных органов, не
собирал налогов и не дарил поместий в Хорватии. Эти полномочия были
закреплены за баном и хорватским дворянским собранием – сабором
(парламентом). Некоторые магнаты, например князья Брибир в 13–14 вв.,
сделали титул бана наследственным. В то же время правление Людовика
(1342–1382, в венгерской историографии Лайоша I Великого) ознаменовалось
расширением территории Королевства Хорватии, Славонии и Далмации за счет
приращения земель Далмации и присоединения Дубровника – крупнейшего
экономического и культурного центра. В 1351 была подтверждена и дополнена
«Золотая булла», наделявшая местных правителей законодательными функциями.
В длительный период правления Сигизмунда (Жигмонда) Люксембургского
(1387–1437) Хорватию потрясали мятежи и насилие.
В начале 15 в. Венеция приобрела далматинские города, а с середины века
регулярные набеги на территорию Хорватии совершали турки-османы. В 1456 они
стояли под стенами Загреба, а в 1493 хорватские дворяне потерпели поражение
на плато Крбава в западной Хорватии. Попытки хорватов получить поддержку от
европейских держав не имели успеха.
29 августа 1526 турки разгромили венгерско-хорватские войска при Мохаче и
оккупировали значительную часть Венгрии и Хорватии. В надежде на то, что
Габсбурги окажут помощь в борьбе против турок, королем Чехии, Хорватии и
Венгрии в 1526 был избран Фердинанд I Габсбург (император Священной Римской
империи с 1556 по 1564). Однако на большей части Венгрии и в Славонии,
оккупированных турками, венгерское дворянство провозгласило королем Яноша
Запольяи (1487–1540), который в 1526 заключил компромиссное соглашение с
турками и получил их поддержку. Таким образом, эти территории попали в
вассальную зависимость от Османской империи. К венгерско-хорватскому
поражению добавилась война между приверженцами этих правителей
Эпоха Габсбургов. Турецкая экспансия продолжалась вплоть до 1560-х годов. В
течение этого периода процветал лишь один хорватскоязычный район –
свободная республика Дубровник. Он платил дань туркам и извлекал выгоду из
удобного географического положения в торговле на Балканах. Положение
хорватов под властью Венеции, Османской империи и Габсбургов было тяжелым:
турецкие завоевания спровоцировали обширные миграции и привели к
внутреннему хаосу; многие хорваты бежали из районов своего проживания,
другие были насильно депортированы или проданы османскими завоевателями в
рабство. В результате «Долгой войны» между Австрией и Турцией (1593–1606) к
Габсбургам отошла незначительная часть хорватских земель. В 1630-е годы
была сформирована так называемая Военная граница – область, не подлежащая
прямому правлению бана и сабора, а непосредственно подчиняющаяся
австрийским властям. В ней в основном поселялись православные беженцы с
османских территорий, пользовавшихся правами автономного правления.
Новая история Хорватии началась во второй половине 17 в., когда абсолютизм
и централизм австрийского императора Леопольда I (1657–1705) взяли верх над
феодальной политикой, проводившейся княжескими родами Зринских (бывших
Брибирских) и Франкопанов, стремившихся проводить антигабсбургскую
политику. В ходе австро-турецкой войны 1683–1699 австрийские войска вошли в
Славонию и в 1688 отвоевали хорватскую территорию до р.Сава. Крайна же в
1690 стала местом «Великого переселения» сербов во главе с православным
патриархом.
Для упрочения своей политической победы государство Габсбургов в 1715
отменило внутренние таможни; в 1717 ликвидировало монополию Венеции на
судоходство по Адриатике; в 1718 добилось соглашения с турками, в
соответствии с которым австрийским судам было разрешено плавать по Дунаю и
Саве; в 1719 создало свободные порты в Триесте и Риеке (Фиуме); постепенно
реконструировало старые дороги; построило новые дороги, соединившие
внутренние районы с Адриатическим побережьем; открыло плавание небольших
судов по рекам Сава и Купа.
В 1715–1790 происходило формирование внутреннего рынка Габсбургской
монархии, заселение немецкими колонистами Славонии, замена местных высших
офицеров в военных приграничных районах немцами. Политика германизации
вызывала сильное сопротивление хорватов.
Иллирийское движение. Венгры также сопротивлялись германизации. При этом
возникла другая крайность – мадьярский национализм, который стал
представлять угрозу не только для Австрийской империи, но и для хорватов. В
1790 хорватское дворянство признало административно-политическую
зависимость Хорватии от Венгрии, в следующем году на хорватском саборе было
принято решение о факультативном изучении венгерского языка в хорватских
школах. В 1827 он стал обязательным языком для школьного обучения в
Хорватии.
Новое поколение хорватских лидеров, среди которых выделялся Людевит Гай,
полагало, что противостоять мадьяризации можно, только опираясь на
собственную национальную идею, несмотря на то, что венгры могли подавить
оппозиционное движение, практически целиком сосредоточивавшееся в
политическом центре Хорватии – Загребе. Чтобы заручиться общественным
доверием, оппозиционерам необходимо было вовлечь в свое движение других
южных славян, в первую очередь сербов и словенцев. Гай и его последователи
считали, что единства хорватов и южных славян можно достичь под нейтральным
от национальных ограничений лозунгом; они назвали себя «иллирийцами»,
ошибочно полагая, что древние иллирийцы были общими предками всех южных
славян. Однако ему не удалось привлечь на свою сторону ни сербов, ни
словенцев. Иллирийцы смогли объединить на основе новой унификации языка
только хорватов.
Будучи по своим политическим взглядам в основном либералами, при подавлении
национально-освободительной революции 1848–1849 в Венгрии иллирийцы встали
на сторону Австрии, надеясь, что Габсбурги разрешат им вновь объединить все
хорватские земли. Предводитель иллирийской аристократии бан Йосип Елачич
(1801–1859), ставший в 1848 генералом австрийской армии и главнокомандующим
войсками Хорватии и Военной границы – территории, пограничной с Турцией,
подавил октябрьское восстание в Вене, а затем революцию в Венгрии. В 1851
был распущен Сабор Хорватии, и управление страной перешло в руки имперских
чиновников. Правда, Хорватия обрела независимость от Венгрии и получила
право на употребление хорватского языка в учреждениях и школах.
Новое государство и общество. Несмотря на абсолютистский режим и
послереволюционную реакцию, в 1850-е годы были приняты некоторые законы,
направленные на ослабление власти класса феодалов: в 1853 – патент о
ликвидации (за выкуп) феодальной зависимости крестьян, в 1857 – об
отделении крестьянских земель от помещичьих. Допускалось, чтобы хорватские
баны и другие высшие чиновники были не только родовитыми аристократами, но
и «пучанами» – людьми из народа, выходцами из буржуазии. Была подорвана
экономическая мощь аристократии. Банкиры Вены и Будапешта скупили многие
поместья феодалов-землевладельцев и перепродавали их небольшими участками
буржуа и зажиточным крестьянам. В то же время резко обострился крестьянский
вопрос, а последующее обезземеливание привело к миграции хорватов в города
и эмиграции за границу, в первую очередь в Америку.
Преобразование хорватского общества сопровождалось реорганизацией
Габсбургской империи. После поражения Австрии в войне с Пруссией в 1866
Вена подчинилась венгерскому нажиму и пошла на компромиссное австро-
венгерское соглашение 1867, в соответствии с которым империя
преобразовывалась в двуединую монархию – Австро-Венгрию. При этом Хорватия
и Славония были включены в состав Королевства венгерского, а Далмация и
Истрия – в состав Австрийской империи. По хорватско-венгерскому соглашению
1868, Хорватия и Славония стали автономным образованием в личной унии с
Венгрией, которая установила особый режим управления над адриатическим
портом Риека. Автономия Хорватии и Словении была чисто номинальной, так как
в финансовом отношении они зависели от Будапешта. В 1878 Австро-Венгрия
оккупировала османскую провинцию Боснию и Герцеговину и установила там
совместное австро-венгерское управление. В 1881 пограничная с Турцией
область Австрийской империи – Военная граница, в которой проживало много
хорватов, была упразднена и присоединена к Хорватии.
Промышленная революция в Хорватии началась приблизительно в 1840, но
главные плоды ее достались поселившимся в Хорватии немцам, венграм и только
весьма незначительному числу сербов и хорватов. Образованные хорваты часто
должны были служить мелкими чиновниками в менее развитой Боснии и
Герцеговине; необразованные же хорваты вынуждены были эмигрировать за
океан. Таким образом, доля хорватов и сербов в Хорватии сократилась с 98,5%
от всей численности населения в 1840 до 87,9% в 1890; в это же время
численность немцев возросла с 13 226 до 117 493 человек, а венгров – с 5151
до 68 794.
Преимущества товарного производства и рыночной экономики побудили многих
крестьян оторваться от традиционной большой семьи («задруги»). Некоторые
крестьяне извлекли выгоду, выйдя из задруги, но значительно большее их
число стало еще беднее. Последствием мирового кризиса сельского хозяйства
1880–1890-х годов стала эмиграция за океан нескольких сотен тысяч хорватов,
главным образом крестьян, в первой четверти 20 в.
Аграрный и экономический кризис спровоцировал в 1883 гражданские беспорядки
и крестьянские волнения. Для восстановления порядка венгерское
правительство назначило баном Хорватии К.Куэна-Хедервари, крупного
венгерского землевладельца, который в 1883–1903 активно проводил политику
мадьяризации. Хорватская оппозиция объединилась с национал-радикальной
буржуазно-демократической партией, которую возглавлял Анте Старчевич
(1823–1896). Поскольку Куэн-Хедервари полагался главным образом на сербское
меньшинство, партия Старчевича постепенно превратилась в антисербскую.
Крыло этой партии, возглавлявшееся Иосипом Франком («франковцы»), со
временем отказалось от противостояния с Веной, но сохранило антисербскую
позицию
Либерализм и терроризм. Когда экономическое положение стало улучшаться,
усилилась оппозиция Куэну-Хедервари, а серьезные беспорядки в Загребе и в
провинции в 1903 привели к его отставке. Два молодых политических деятеля
из Далмации, Франо Супило (1870–1917) и Анте Трумбич (1864–1938),
воспользовавшись новой политической обстановкой, проводили политику сербско-
хорватского сотрудничества с венгерскими либералами, направленную против
консервативных и реакционных сил Венгрии. В 1905 они помогли сформировать
так называемую хорватско-сербскую коалицию для поддержки единства южных
славян с венграми против общей пангерманской угрозы.
Однако венгры-либералы, придя к власти, вернулись к политике своих
консервативных предшественников, а баном Хорватии стал сторонник франковцев
Павел Раух. Чтобы подготовить и обосновать австро-венгерскую аннексию
Боснии и Герцеговины, Раух в 1908 заключил в тюрьму многих лидеров
хорватско-сербской коалиции, обвинив их в государственной измене.
Образованная молодежь стала формировать тайные общества и обращаться к
методам индивидуального террора, к «пропаганде действием» для достижения
своей цели – признания политической автономии Хорватии. В 1912, 1913 и 1914
состоялись неудачные покушения на банов Хорватии. Однако тайные общества не
получили массовой поддержки. Не смогли достичь своих целей и созданные на
рубеже 19–20 вв. политические партии – как неонациональные, так и сербско-
хорватские, включая Социал-демократическую партию Хорватии.
«Первая» и «вторая» Югославия. В конце 1914 – начале 1915 несколько
сербских, хорватских и словенских политических лидеров, которые находились
в эмиграции или были вынуждены бежать в Италию после начала войны (среди
них далматинцы Супило и Трумбич), сформировали Югославянский комитет. Он
действовал в основном из Лондона и финансировался из США за счет
пожертвований эмигрантов. Его главной целью стало содействие созданию
единого федеративного государства югославян; комитет возглавлял хорват Анте
Трумбич. Важным событием стало подписание весной 1915 тайного Лондонского
соглашения, согласно которому державы Антанты обещали содействовать
созданию югославской федерации. В 1917 комитет достиг соглашения с сербским
правительством в эмиграции Николы Пашича о совместной подготовке выхода
сербов, хорватов и словенцев из Австро-Венгрии и создания политического
союза с Сербией в форме конституционной монархии под властью династии
Карагеоргиевичей. Этим планам суждено было осуществиться только в
результате распада Австро-Венгрии в октябре 1918. Хорватский сабор порвал
связи с Австрией и Венгрией, передав все полномочия координационному совету
словенцев, сербов и хорватов, который отвечал за достижение соглашения с
Сербией.
Надежды совета рухнули из-за сербских военных успехов, крестьянского
восстания и итальянского вторжения на территорию Далмации. В панике совет
принял решение о немедленном объединении – без гарантий соблюдения
хорватских интересов. 5–6 октября в Загребе было образовано народное вече,
в которое вошли депутаты саборов Хорватии, Боснии и Герцеговины, выборных
органов самоуправления Словении, Истрии и Далмации. Решение о поддержке
вече приняли руководители социал-демократов Хорватии, Славонии и Словении;
несколько позднее в состав вече вошла хорватско-сербская коалиция. 29
октября вече провозгласило создание Государства словенцев, хорватов и
сербов (СХС) на «этнографической территории этих народов», которое
просуществовало с 29 октября по 1 декабря 1918. 24 ноября народное вече в
Загребе приняло решение об объединении Государства словенцев, хорватов и
сербов с Королевством Сербии. 1 декабря 1918 делегация народного вече
Загреба вручила в Белграде принцу-регенту Александру (1888–1934) обращение
об объединении. Александр официально провозгласил образование Королевства
сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). В новом государстве были
проведены первые существенные земельные реформы: в Далмации была отменена
система колоната, прикреплявшая крестьян к земле, и в Славонии произошел
раздел крупных землевладений между крестьянами.
В 1921 конституционным собранием была определена структура нового
государства. Вопреки возражениям большинства несербов была принята
централистская конституция. После введения всеобщего избирательного права
для мужчин Хорватская крестьянская партия, которая была основана в 1904
братьями Анте (1868–1919) и Степаном (1871–1928) Радичами, отказалась
поддерживать новую конституцию, выдвинув лозунг хорватской крестьянской
республики в возможном союзе с другими южными славянами. Партия
подвергалась преследованиям и в 1925 была запрещена, а заключенный в тюрьму
С.Радич согласился признать монархию и конституцию и войти в коалицию с
правящей Радикальной партией Сербии, в которой преобладали сербы. Коалиция
вскоре распалась, с 1927 Радич возобновил свои выступления против сербской
гегемонии. На бурном заседании парламента в 1928 его смертельно ранил
сербский депутат Пуниш Рачич, застреливший и двух других хорватских
депутатов.
Король Александр использовал это убийство в качестве предлога для
запрещения всех политических партий и для преследования своих противников,
в первую очередь Хорватской крестьянской партии и коммунистов. Он
переименовал страну в Королевство Югославия и выдвинул принцип
национального единства в качестве государственной идеологии. Но во время
своего визита во Францию в 1934 Александр (вместе с министром иностранных
дел Франции Жаном Луи Барту) был убит террористом, действовавшим по
поручению Внутренней македонской революционной организации (ВМРО) и
хорватских усташей Анте Павелича (1889–1959) при тайной поддержке
правительств Италии и Венгрии.
Правительство регента князя Павла стремилось найти общий язык с хорватской
оппозицией. Эта попытка не удалась при премьер-министре Милане
Стоядиновиче, но была возобновлена после его отставки в 1939. В августе
1939 князь Павел достиг соглашения с Владко Мачеком, лидером Хорватской
крестьянской партии. Условия, на которых создавалась автономная область,
названная бановиной Хорватия, не удовлетворили ни экстремистски настроенных
хорватов, ни сербов, однако заложили основу для послевоенного федерализма.
В годы Второй мировой войны Германия оккупировала Югославию и превратила
Хорватию (вместе с Боснией и Герцеговиной) в сателлита Италии и Германии.
Для физического уничтожения сербов, евреев и цыган усташи Павелича во время
войны создали несколько концентрационных лагерей, в том числе печально
известный лагерь в Ясеноваце. Военные формирования «Независимого
хорватского государства» участвовали в агрессии фашистской Германии против
СССР в основном на южных фронтах. Жесткая политика Павелича и уступка им
Италии большей части Далмации вызвали массовое движение сопротивления,
которым руководила компартия во главе с Иосипом Броз Тито. На территориях,
освобожденных в результате партизанских акций еще в 1941, формировались
местные органы власти, а в 1943 в городе Платвице было создано Земельское
(краевое) антифашистское вече народного освобождения Хорватии,
реорганизованное в июле 1945 в Народный сабор Хорватии. Тито вынашивал план
коммунистической революции. Ключевым моментом его программы была идея
федерализма, в соответствии с которой Хорватии предлагалось партнерство с
пятью другими вновь создаваемыми республиками Югославии.
Эта программа в значительной мере способствовала последующей победе
коммунистов. Режим Тито имел более слабые позиции в Сербии, поэтому, будучи
уже президентом Югославии, Тито вынужден был отказаться от возражений
против лидирующей роли сербов в государственном устройстве, которые
высказывал во время войны. В целом он сделал упор на централизм и
югославское единство, при этом преобладание сербов становилось все более
явным в армии и службе безопасности, а доля хорватов была относительно
большей в Союзе коммунистов Югославии (например, сербы, в 1957 составлявшие
54,5% от всего населения страны, были представлены 41,7% членами в СКЮ, а
хорваты – 19% и 23,5%; в 1971 доля сербов соответственно составляла 49,4% и
44,7%, а хорватов – 17,4% и 22,9%; в 1998 – сербов 44,2% и 38,4%, хорватов
– 12,6% и 20%).
После 1962 Тито признал опасность сползания к довоенной системе сербского
доминирования и санкционировал курс на дальнейшую децентрализацию. Однако
начало 1960-х годов ознаменовалось оживлением националистических движений в
стране, в первую очередь в Хорватии. В частности, звучали требования
ликвидировать языковой союз с сербами, увеличить представительство хорватов
в офицерском корпусе армии, уменьшить удельный вес отчислений в федеральный
бюджет. Хорватия оказалась одной из первых республик ФНРЮ, установившей
экономические отношения с Западом.
В 1966 Тито отстранил от власти руководителя МВД Югославии серба Александра
Ранковича и провел чистку в политической полиции. В результате либеральным
хорватским коммунистам удалось провести ряд политических реформ, похожих на
реформы, начатые в Чехословакии А.Дубчеком.
В 1968 прошли демонстрации студентов в Загребе, носившие националистический
характер, а местные политики дистанцировались от решений общеюгославских
проблем. Провозглашался лозунг «хорватской весны», наступление которой
связывалось с большей независимостью республики и культурным возрождением.
Реакция Сербии была враждебной, и встревоженный Тито сместил в декабре 1971
со своих постов лидеров хорватских коммунистов. В ходе чистки «хорватских
националистов» несколько тысяч человек были арестованы или подверглись
преследованиям. После этого почти на два десятилетия воцарилась так
называемая «хорватская тишина». После смерти Тито централизм стал
ослабевать, а в рамках Союза коммунистов Югославии и республиканских
структурах начали усиливаться сепаратистские тенденции. Экономические
кризисы 1980-х годов побудили руководителей республик СФРЮ искать выход на
пути децентрализации и сепаратизма. Данная тенденция углубилась во второй
половине 1980-х годов под воздействием событий в Польше и СССР.
В конце 1980-х годов в связи с ростом национализма в рядах Союза
коммунистов Сербии хорватские коммунисты поняли, что мотивы отказа от
хорватского национализма потеряли под собой почву. Беспокойство хорватов
вызывала и политика лидера Сербии С.Милошевича. Они начали выступать с
требованиями легализации политических партий и проведения свободных
выборов. 14 февраля 1990 Сабор Хорватии принял поправки к конституции,
узаконившие многопартийную систему. На прошедших в два тура в апреле и мае
1990 первых многопартийных парламентских выборах коммунисты уступили власть
Хорватскому демократическому содружеству (ХДС), получившему 41,5% голосов и
две трети мест в парламенте (ХДС оставалась правящей партией вплоть до
1999). Президентом Хорватии был избран председатель ХДС Франьо Туджман,
бывший генерал в коммунистической Юг

Новинки рефератов ::

Реферат: Архитектура Москвы (Педагогика)


Реферат: Комплексный дипломный проект: Проект участка по производству технологических приспособлений для электромеханического восстановления и укрепления поверхностного слоя деталей машин. Цилиндрические поверхности (Технология)


Реферат: Анализ медико-биологических данных с использованием Excel и СПП STADIA (Биология)


Реферат: Правовые основы торгового обслуживания населения (Государство и право)


Реферат: Страховая деятельность в Российской Федерации (Страхование)


Реферат: Игровая деятельность как средство обучения (Педагогика)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Порядок подготовки органов внутренних дел к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий (Социология)


Реферат: Автоматизация расчета начислений заработной платы в строительном управлении N 151 (Компьютеры)


Реферат: Критерии и методы оценки компенсации морального вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Философия Техники (Философия)


Реферат: Борьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии (История)


Реферат: Буддизм в Индии (История)


Реферат: Пуск двигателя в зимних условиях (Технология)


Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)


Реферат: Христианский брак (Новый Завет) (Религия)


Реферат: Тенденции развития программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Таблица Менделеева (Химия)


Реферат: Модернизация в современной России (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист