GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)



Введение

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим
видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают
одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория,
и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в
основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в
настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования –
это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд,
это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого
тактического мышления преподавателя-тренера.
Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой
определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и
выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый
- укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе
поблажек и скидок, упорно тренироваться .
Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта:
спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам
спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение
разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной
классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных
достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и
Кубков мира, Олимпийских игр.



1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Бег на короткие дистанции является самым древним видом
легкоатлетических упражнений, входящих в современную легкую атлетику. Еще
на античных олимпиадах атлеты соревновались в беге на один стадий (192,27
м). В наше время бег на короткие дистанции в соревнованиях стал проводиться
впервые в Англии, и предпочтение было отдано дистанции 100 ярдов (91,4 м,
1860 г.).
Первым официальным мировым рекордсменом в беге на 100 м с результатом
10,6 с ИААФ утвердила Д. Липпинкотта (США). Этот результат он показал в
полуфинале Стокгольмской олимпиады (1912 г.). Результат 10,3 с был показан
в 1930 г. канадцем Перси Уильямсом. В 1936 г. Джесси Оуэнс (США) доводит
рекорд до 10,2 с. Этот рекорд продержался до 1956 г. и был улучшен
соотечественником рекордсмена Вилли Уильямсом (10,1 с). Рубеж 10,0 с
впервые преодолел спортсмен из США Джеймс Хайнс в 1968 г. (9,9 с). В этом
же году на Олимпийских играх в Мехико был зарегистрирован его рекорд по
электронному хронометражу - 9,95 с, который был улучшен лишь в 1983 г. на
0,02 с соотечественником экс-рекордсмена Кельвином Смитом (9,93 с).
Рекорды мира в беге на 200 м на дорожке с полным (100-метровым)
поворотом фиксируются с 1951 г. Первый рекорд мира (20,6 с) был установлен
Эндрю Стенфилдом (США). Результат 20,0 с был показан лишь в 1966 г. -
американцем Томми Смитом, который через два года, на Олимпийских играх в
Мехико, показывает результат 19,83 с. Следующий шаг в росте рекорда был
сделан в высокогорном Мехико итальянцем Пьетро Меннеа в 1979 г. (19,72 с).
В беге на 400 м первый рекорд мира был зафиксирован в 1864 г. -
англичанин Дербишир пробежал 440 ярдов (402,25 м) за 56,0 с. Этот результат
был превышен в 1880 г. французом Гутером, который показал результат 51,6 с.
В последующие годы усилиями английских и американских спринтеров рекорд был
доведен к 1899 г. до 48,5 с. До 1950 г. рекорд улучшался трижды: 45,8 с -
Д. Роден (Ямайка), 45,4 и 45,2 с - Л. Джонс (США). В финальном забеге
Римской олимпиады (1960) О. Дэвис (США) и К. Кауфман (ФРГ) финишировали с
результатом 44,9 с. Этот результат только через 3 года в 1964 г. удалось
повторить А. Пламмеру и М. Ларраби (оба США). Т. Смит в 1967 г. довел
рекорд до 44,5 с, а в 1968 г. В. Мэтьюз преодолевает дистанцию за 44,4 с,
Л. Джеймс - за 44,1 с и Л. Эванс - за 44,0 с (США). В этом же году на Играх
XIX Олимпиады в Мехико Л. Эванс (США) показал в условиях высокогорья
рекордное время - 43,86 с.
Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был
признан доступным для женщин и был включен в программу Олимпийских игр 1928
г. (в беге на 100 м результат победительницы, американки Э. Робинсон, был
равен 12,2 с). Через 20 лет олимпийская женская программа пополнилась новой
дистанцией - 200 м, в 1964 г. спортсменки стали выступать и на дистанции
400 м. Мировой рекорд (1934 г.) польской бегуньи С. Власевич в беге на 100
м был равен 11,7 с (в 1935 г.), в беге на 200 м - 23,6 с. В 1948 г.
голландка Ф. Бланкерс-Кун улучшила рекорд в беге на 100 м, пробежав
дистанцию за 11,5 с. Через 4 года М. Джексон (Австралия) показывает в беге
на 100 м 11,4 с, а в беге на 200 м - 23,4 с. Советская бегунья М. Иткина в
1956 г. повторяет рекорд М. Джексон в беге на 200 м, а в 1958 г. В.
Крепкина - рекорд Ш. Стриклэнд де ла Ханти (Австралия) в беге на 100 м,
установленный в 1955 г. (11,3 с). На Олимпийских играх 1964 г. в Риме В.
Рудольф (США) повторяет рекорд в беге на 100 м (11,3 с), а в следующем,
1965 г. улучшает его на 0,1 с. На Олимпийских играх в Мехико в беге на 100
м победительница финала В. Тайес (США) улучшает мировой рекорд - 11,0 с.
Этот результат повторили Чи Чен (о. Тайвань), Р. Мейснер (ГДР), Э. Штропаль
(ГДР) и Е. Глезкова (ЧССР). В 1973 г. этот рубеж дважды был преодолен Р.
Штехер-Мейснер (ГДР). Рекорд стал равен 10,8 с. Р. Штехер успешно выступала
и в беге на 200 м. В 1979 г. она повторяет рекорд Чи Чен, установленный в
1970 г. (22,4 с), а затем улучшает его на 0,3 с.
Удивительное долголетие в спринтерском беге показала И. Шевиньская
(ПНР). Первый свой мировой рекорд в беге на 200 м она установила в 1965 г.
(22,7 с), в 1974 г. показывает результат 22,0 с и в 1976 г. устанавливает
первый рекорд при электронном хронометрировании в беге на 200 м (22,21 с),
затем и на 400 м (49,29 с).
В беге на 100 м у женщин первый рекорд при электронном
хронометрировании был зафиксирован в 1968 г. В. Тайес из США (11,08 с).
Рубеж 11,0 с впервые был пройден М. Ольснер-Гёр (ГДР) в 1977 г. - 10,88 с.
В 1983 г. спортсменка из США Э. Эшфорд показывает результат 10,79 с, в
следующем году - 10,76 с. После И. Шевиньской в беге на 200 и 400 м в конце
70-х - начале 80-х годов выдающиеся результаты показывала бегунья из ГДР
Марита Кох. В 1979 г. она доводит рекорд в беге на 200 м до 21,71 с, в 1982
г. в беге на 400 м - до 48,16 с. В следующем году Я. Кратохвилова (ЧССР)
впервые показывает результат лучше 48 с - 47,99 с.
Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в
западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в
России (1897) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5
сажени (401,5 м). Дореволюционные рекорды России в беге на 100 м равнялись
10,8 с у мужчин (В. Архипов) и 13,1 с у женщин (Н. Попова).
После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый
этап в развитии легкой атлетики в нашей стране. Уже на Всесоюзной
спартакиаде 1928 г. рекордные результаты показывают Т. Корниенко (100 м -
10,8 с, 200 м - 22,0 с) и М. Подгаецкий (400 м - 50,2 с).
В женском спринте довоенного времени значительный след оставила М.
Шаманова. На Всесоюзной спартакиаде 1928 г. она побеждает в беге на 100 м
(12,6 с), в эстафете, в прыжках в длину и троеборье.
В послевоенные годы на первенстве Европы 1946 г. успеха добилась Е.
Сеченова, которая завоевала золотые медали в беге на 100 и 200 м. Чемпионом
Европы стал Н. Каракулов, победивший в беге на 200 м. На смену своему
учителю, Н. Каракулову, пришел В. Сухарев. Он в 1951 г. установил новый
рекорд в беге на 100 м (10,3 с). Л. Бартеневу удалось превысить этот рекорд
на 0,1 с, но по техническим причинам этот результат не был утвержден. И
только в 1958 г. рекордом СССР стал результат 10,2 с, показанный Э.
Озолиным. В 1968 г. В. Сапея пробежал 100 м за 10,0 с.
Чемпионат Европы 1954 г. был ознаменован успехами спринтеров-женщин.
И. Турова победила в беге на 100 м с результатом 11,8 с, а М. Иткина первой
финишировала на 200-метровой дистанции (24,3 с). Эстафета 4х100 м была
также выиграна нашими девушками. У мужчин на чемпионате Европы 1954 г.
чемпионом в беге на 400 м стал А. Игнатьев с результатом 46,6 с. В период с
1952 по 1955 г. он 9 раз улучшал рекорд страны, доведя его до 46,0 с. Лишь
в 1969 г. А. Братчикову удается улучшить его на 0,1 с. Первенство Европы
1969 г. стало началом успехов советских спортсменов нового поколения. В.
Борзов стал чемпионом Европы. Он успешно выступал во встречах с сильнейшими
американскими и европейскими спринтерами. В 1969 г. В. Борзов повторяет
рекорд СССР и Европы, пробежав 100 м за 10,0 с. На трех чемпионатах Европы
(1969, 1971 и 1974) завоевывает 3 золотые медали на дистанции 100 м и одну
- в беге на 200 м. Наибольшего успеха В. Борзов добивается на Олимпиаде в
Мюнхене в 1972 г., победив в беге на 100 и 200 м, при этом на 200 м был
показан рекордный результат для бегунов СССР и Европы (20,0 с), а в беге на
100 м - новый рекорд СССР (10,07 с). На Олимпийских играх в Москве в 1980
г. золотые олимпийские медали завоевали Л. Кондратьева (бег 100 м), В.
Маркин с новым рекордом СССР и Европы (бег 400 м), а также эстафетные
команды 4х100 м и 4х400 м у мужчин и 4х400 м у женщин.



2. ТЕХНИКА БЕГА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов
легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции
протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега,
включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег
4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу
олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в
закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.
Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики
(все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие
виды спорта. Различные виды бега на короткие дистанции включены в нормативы
комплекса ГТО всех ступеней.
В беге на короткие дистанции добиваются успеха спортсмены различного
роста и телосложения, но, как правило, хорошо физически развитые, сильные и
быстрые (табл. 1).
Таблица 1. Некоторые данные о сильнейших бегунах и бегуньях на 100 м.
|№ |Спортсмен |Страна |Результат и год |Рост, |Вес,|
| | | | |см |кг |
|Мужчины |
|1.|Б.Джонсон |Канада |9,83 (1987) |180 |75 |
|2.|К.Льюис |США |9,93 (1987) |188 |80 |
|3.|Дж.Хайнс |США |9,95 (1968) |183 |81 |
|4.|И.Чиди |Нигерия |10,00 (1986) |188 |77 |
|5.|В.Брызгин |СССР |10,03 (1986) |180 |72 |
|6.|В.Борзов |СССР |10,07 (1972) |182 |82 |
|Женщины |
|1.|Э.Эшфорд |США |10,76 (1983) |165 |54 |
|2.|М.Гер |ГДР |10,81 (1983) |165 |54 |
|3.|М.Кох |ГДР |10,83 (1983) |171 |60 |
|4.|X.Дрехслер |ГДР |10,91 (1986) |181 |70 |
|5.|М.Жирова |СССР |10,98 (1985) |170 |58 |
|6.|Л.Кондратьева |СССР |11,02 (1984) |168 |56 |


Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максимальной
интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме. На дистанциях
до 200 м бегуны стремятся за минимальное время набрать максимальную
скорость бега и поддерживать ее до финиша.

2. АНАЛИЗ ТЕХНИКИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре
фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции,
финиширование.

Начало бега (старт). В спринте применяется низкий старт, позволяющий
быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке.
Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки.
Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки
ног и углов наклона опорных площадок. В расположении стартовых колодок
можно выделить три основных варианта:
1. При «обычном» старте передняя колодка устанавливается на расстоянии
1—1,5 стопы спортсмена от стартовой линии, а задняя колодка — на расстоянии
длины голени (около 2 стоп) от передней колодки;
2. При «растянутом» старте бегуны сокращают расстояние между колодками
до 1 стопы и менее, расстояние от стартовой линии до передней колодки
составляет около 2 стоп спортсмена;
3. При «сближенном» старте расстояние между колодками также
сокращается до 1 стопы и менее, но расстояние от стартовой линии до
передней колодки составляет 1—1,5 длины стопы спортсмена.
Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают
одновременное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускорение
бегуну на первом шаге. Однако сближенное положение ступней и почти
одновременное отталкивание обеими ногами затрудняют переход к попеременному
отталкиванию ногами на последующих шагах.
Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45—50°, задняя —
60—80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18—20см. В
зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных
площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с
удалением их увеличивается. Расстояние между колодками и удаление их от
стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня
развития его быстроты, силы и других качеств.
По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и
ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением
спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей
впереди, а другой ногой — в заднюю колодку. Носки туфель касаются рантом
дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на колено сзади
стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их
вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и
остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены
на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к
туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги,
стоящей впереди, и коленом другой ноги.
По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено
сзади стоящей ноги от дорожки. Ступни плотно упираются в опорные площадки
колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10—20 см выше
уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно
не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрицательно
отражается на времени выполнения низкого старта.
В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в коленных
суставах. Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более
быстрому отталкиванию. В позе стартовой готовности оптимальные углы между
бедром и голенью ноги, опирающейся о переднюю колодку, равны 92—105°; ноги,
опирающейся о заднюю колодку,— 115—138°, угол между туловищем и бедром
впереди стоящей ноги составляет 19—23°. Указанные значения углов можно
использовать для построения оптимальной стартовой позы; вначале с помощью
транспортира расположить тело спортсмена в соответствии с оптимальными
углами сгибания ведущих звеньев тела, а затем «подставить» ему стартовые
колодки.
Положение бегуна, принятое по команде «Внимание!», не должно быть
излишне напряженным и скованным. Важно только сконцентрировать внимание на
ожидаемом стартовом сигнале. Промежуток времени между командой «Внимание!»
и сигналом для начала бега правилами не регламентирован. Интервал может
быть изменен стартером в связи с различными причинами. Это обязывает
бегунов сосредоточиться для восприятия сигнала.
Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун мгновенно
устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания
ногами и быстрого взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых
колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на
стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу.
Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром
вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется во всех
суставах.
Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у
квалифицированных спринтеров 42—50°, бедро маховой ноги приближается к
туловищу на угол около 30°. Указанное положение удобно для выполнения
мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых
шагах бега.
Стартовый разбег. Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень
важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости,
близкой к максимальной.
Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит
от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты
движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги,
отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой
ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к
выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно,
так как увеличивается подъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед.
Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне
тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие,
направленное значительно больше вперед, чем вверх.
Первый шаг следует выполнять возможно быстрее. При большом наклоне
туловища длина первого шага составляет 100— 130 см. Преднамеренно сокращать
длину шага не следует, так как при равной частоте шагов большая их длина
обеспечивает более высокую скорость, но и преднамеренно удлинять его нет
смысла.
Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения
наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике
бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25—30-му
метру (13—15-й беговой шаг), когда достигается 90—95% от максимальной
скорости бега, однако четкой границы между стартовым разгоном и бегом по
дистанции нет. Следует учитывать, что спринтеры высокого класса выходят на
рубеж максимальной скорости к 50—60-му метру дистанции, а дети 10—12 лет —
к 25—30-му метру. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега
достигают 55% от максимума своей скорости, на 2-й—-76%, на 3-й — 91%, на 4-
й — 95%, на 5-й - 99%.
Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за
счет удлинения шагов и незначительно — за счет увеличения темпа. Наиболее
существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8—10-го шага (на 10—15
см), далее прирост меньше (4—8 см). Резкие, скачкообразные изменения длины
шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движений. Важное значение
для увеличения скорости бега имеет быстрое опускание ноги вниз - назад (по
отношению к туловищу). При движении тела в каждом шаге с увеличивающейся
скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени
контакта с опорой.
Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В
стартовом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с
большой амплитудой в связи с широким размахом бедер в первых шагах со
старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге
по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней
линии. По существу бег со старта — это бег по двум линиям, сходящимся в
одну к 12—15-му метру дистанции.
Если сравнить результаты в беге на 30 м со старта и с ходу, показанные
одним и тем же бегуном, то легко определить время, затрачиваемое на старт и
наращивание скорости. У хороших бегунов оно должно быть в пределах 0,8—1,0
с.
Бег по дистанции. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна
незначительно (72—80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит
изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища
уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.
Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии
33—43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки
стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание (подошвенное) в
голеностопном суставах. В момент наибольшего амортизационного сгибания
опорной ноги угол в коленном суставе составляет 140—148°. У
квалифицированных спринтеров полного опускания на всю стопу не происходит.
Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги
поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание
завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах
(подошвенное сгибание). В момент отрыва опорной ноги от дорожки угол в
коленном суставе составляет 162—173°. В полетной фазе происходит активное,
возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по
инерции движется несколько назад-вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает
быстро двигаться бедром вниз-вперед, что позволяет снизить тормозящее
воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на
переднюю часть стопы.
При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого
спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов,
определяющие скорость бега. На участке дистанции 30—60 м спринтеры высокой
квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов
(4,7—5,5 ш/с), длина шагов при этом изменяется незначительно и составляет
1,25±0,04 относительно длины тела спортсмена. На участке дистанции 60—80 м
спринтеры обычно показывают наиболее высокую скорость, при этом на
последних 30—40 м дистанции существенно изменяется соотношение компонентов
скорости: средняя длина шагов составляет 1,35 ±0,03 относительно длины
тела, а частота шагов уменьшается. Такое изменение структуры бега
способствует достижению более высоких значений скорости бега и, главное,
удержанию ее на второй половине дистанции (табл. 2).
Таблица 2. Характеристики соревновательной деятельности спринтеров
(100 м мужчины и женщины) на Играх доброй воли в 1986 г.
|Показатели |Женщины |Мужчины |


Задача 1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося,
определить его основные недостатки и пути их устранения.
Средство. Повторный бег 60—80 м (3—5 раз).
Методические указания. Количество повторных пробежек может быть
различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистанцию в
свойственной ему манере.
Задача 2. Научить технике бега по прямой дистанции.
Средства. 1. Бег с ускорением на 50—80 м в 3/4 интенсивности от
максимальной. 2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60—80 м). 3. Бег с
высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30—40
м). 4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30—40 м). 5. Бег с
отведением бедра назад и забрасыванием голени (40—50 м). 6. Бег прыжковыми
шагами (30—60 м). 7. Движения руками (подобно движениям во время бега). 8.
Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный
бег.
Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются
для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые
упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения
техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно
постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были
свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится
излишнее напряжение, скованность.
При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а
нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий
(свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с
ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.
Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних
напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего
бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием
голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении
следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых
упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности
(3—7 раз).
Задача 3. Научить технике бега на повороте.
Средства. 1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом
(на 6—8-й дорожках) по 50—80 м со скоростью 80—90% от максимальной. 2. Бег
с ускорением на повороте на первой дорожке (50—80 м) в 3/4 интенсивности.
3. Бег по кругу радиусом 20—10 м с различной скоростью. 4. Бег с ускорением
на повороте с выходом на прямую (80—100 м) с различной скоростью. 5. Бег с
ускорением на прямой с входом в поворот (80—100 м) с различной скоростью.
Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно.
Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно
правильная техника бега на повороте большого радиуса.
При беге с входом в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать
наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы.
Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся (3—8
раз).
Задача 4. Научить технике высокого старта и стартовому ускорению.

Средства. 1. Выполнение команды «На старт!». 2. Выполнение команды
«Внимание!». 3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (5—6 раз). 4.
Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед (до 20 м, 6—8
раз). 5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20—30 м) при большом
наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед (6—8 раз).
Методические указания. Начинать обучение технике бега со старта
следует тогда, когда занимающийся научился бежать с максимальной скоростью
без возникновения скованности. Следить, чтобы обучающиеся на старте
выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По
мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон туловища, довести его до
горизонтального и стараться сохранять наклон возможно дольше. К выполнению
старта по сигналу переходить только после уверенного усвоения техники
старта.
Задача 5. Научить низкому старту и стартовому разбегу.
Средства. 1. Выполнение команды «На старт!». 2. Выполнение команды
«Внимание!». 3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (до 20 м, 8—12
раз). 4. Начало бега по сигналу (по выстрелу). 5. Начало бега по сигналу,
следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».
Методические указания. Если бегун с первых шагов после старта
преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние от колодок
до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую
возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного
выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового
положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.
Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать
занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При
фальстарте надо обязательно возвращать бегунов в обращать их внимание на
недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один
заключительный сигнал. При этом бегуны принимают без команды позу,
занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по выстрелу применяется на
занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений
может колебаться от 3 до 15.
Задача 6. Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.
Средства. 1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с
полной скоростью (5—10 раз). 2. Наращивание скорости после свободного бега
по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2—3 шагов (5—10
раз). 3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого
старта (5—10 раз). 4. Наращивание скорости после свободного бега по
инерции, выполненного после разбега с низкого старта (6—12 раз), постепенно
уменьшая участок свободного бега до 2—3 шагов. 5. Переменный бег. Бег с 3—6
переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.
Методические указания. Вначале нужно обучать свободному бегу по
инерции по прямой дистанции на отрезках 60—100 м. Обращается особое
внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к
свободному бегу, не теряя скорости.
Задача 7. Научить правильному бегу при выходе с поворота на прямую
часть дорожки.
Средства. 1. Бег с ускорением в последней четверти поворота,
чередуемый с бегом по инерции при выходе на прямую (50—80 м, 4—8 раз). 2.
Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2—3
шагов (80—100 м, 3—6 раз). 3. Бег по повороту, стремясь наращивать скорость
бега перед выходом на прямую.
Методические указания. Сокращать продолжительность свободного бега по
инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством переключения
интенсивности усилий при беге.
Задача 8. Научить низкому старту на повороте.
Средства. 1. Установка колодок для старта на повороте. 2. Стартовые
ускорения с выходом к бровке по прямой и вход в поворот. 3. Выполнение
стартового ускорения на полной скорости.
Задача 9. Научить финишному броску на ленточку.
Средства. 1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе (2—6
раз). 2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и
быстром беге (6—10 раз). 3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на
медленном и быстром беге индивидуально и группой (8—12 раз).
Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточку,
надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для
поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно
также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для
успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов,
равных по силам, или применяя форы.
Задача 10. Дальнейшее совершенствование техники бега в целом.
Средства. 1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег
по наклонной дорожке с выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной
дорожке. 2. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие
устройства, световой и звуковой лидер и др. 3. Пробегание полной дистанции.
4. Участие в соревнованиях и прикидках.
Методические указания. Техника спринта лучше всего совершенствуется
при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с
ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со
старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной
скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти
всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых
порах следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивности, так
как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче
контролировать свои движения.
С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как
только спринтер почувствует напряженность, закрепощение мускулатуры и
связанность движений, скорость нужно снижать. В результате
совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее,
спринтер будет достигать все большей скорости бега, выполняя движения легко
и свободно.
Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание
необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не
допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал
возвращения бегунов, если кто-то начал бег раньше сигнала.
При описании обучения технике бега на короткие дистанции указано
количество повторений каждого упражнения для одного урока. При включении
большего количества упражнений дозировку следует уменьшить.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я вкратце, на мой взгляд, указала основные задачи, средства и
методы обучения технике бега на короткие дистанции. Также я подробно
проанализировала технику спринтерского бега, без знания которой невозможна
подготовка спортсмена высшей категории. Бегун должен уметь быстро выбегать
со старта, развить высокую скорость в стартовом разбеге, достичь
максимальной скорости во время бега на дистанции и по возможности еще
увеличить ее на финише или сохранить скорость до финишной черты.
В своей работе я указала комплекс упражнений для улучшения техники
бега на короткие дистанции, ознакомила с комплексом упражнений для
совершенствования низкого старта, стартового разбега, бега по дистанции и
финиширования.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. Под
ред.В.И.Козлова.-М.:ФиС,1978
2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия
для студентов: Учеб.пособие.-М.:Изд-во РУДН,1999
3. Иванов Г.Д. Физическое воспитание. Учебник. Алматы: РИК, 1995.
4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.:АО "Аспект Пресс",1995
5. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов вузов.- М.:Высшая школа,1978
6. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с
венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова.-М.:Радуга,1982
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС,1991
8. Приказ Минобразования России "Об организации процесса физического
воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего
профессионального образования" от 01.12.99 N 1025
9. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры:
Учебное пособие/ Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.гос.техн.ун-т.Санкт-
Петербург, 1998
10.Теория спорта/ Под ред.Платонова В.Н.: Киев: Высшая школа,1987
11. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ
12. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под
общ.ред.В.И.Ильинича-М.:Гардарики,1999
13. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под
общ.ред.Волковой Л.М., Половникова П.В.:СПбГТУ,СПб,1998.-153 с.





Реферат на тему: Техника и методика обучения упражнениям по легкой атлетике
Белгородское медицинское училище Юго-Восточной железной дороги



Техника и методика обучения упражнениям по легкой атлетике



г. Белгород
2003 г.
Бег на короткие дистанции

Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4
части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.


БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ


ТЕXНИКА
Набрав максимальную скорости, бегун стремится сохранить ее на всей
дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется
плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых
шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с
активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед-
вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным
загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий
стремиться: бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль
туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен
вперед, дыхание ритмичное.


МЕТОДИКА


1. Пробегание с различной скоростью отрезков 40 — 80 м.
2. Специальные упражнения для овладения техникой:
а) бег у гимнастической стенки;
б) работа рук на месте;
в) бег с высоким подниманием бедра;
г) семенящий бег;
д) бег с захлестыванием голени.
3. Бег с ускорением и нарастанием ритма
4. Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40— 60 м.
5. Бег в полную силу 40 — 60 м.


Методические указания


Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно.
Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После
каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая
устранить их в очередной пробежке. Одновременное указание ученику на
исправление 4 — 5 ошибок не позволит ему устранить и одной.
Основные ошибки:
1) Голова запрокинута назад;
2) Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся
поперек тела;
3) Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед;
4) Постановка ноги с пятки;
5) Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед;
6) Носки развернуты наружу;
7) Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава;
8) Нет активного загребания стопой;
9) Подняты плечи, закрепощаются руки;
10) Толчок направлен вверх, а не вперед.


Бег по виражу



ТЕХНИКА


Техника бега по виражу отличается от бега по прямой дистанции
следующими особенностями:
- при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы
необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим
поворотом влево;
- правая рука движется больше внутрь, левая — наружу;
- выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением
наклона.


Методика


1) Имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой
вовнутрь);
2) Бег змейкой, бег по кругу радиусом 10 –20 м.
3) Бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60 — 70 м. Повторить
ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража;
4) Бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге (1й и 8й дорожке).

Методические указания


Обратить внимание на необходимость бежать свободно и незакрепощенно,
следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением
Движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной
работой правой руки.


НИЗКИЙ СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ


ТЕХНИКА

Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро
начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для
лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки.
Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от
длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей
ноги) устанавливается на расстоянии 35 - 45 см. от стартовой линии (1 — 1,5
столы), а задняя — 70 — 85 см (или на расстоянии длины голени от передней
колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной
стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт)
или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная
площадка передней колодки наклонена под углом 45 — 50°; а задней — 60 -
80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18—20 см.
Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки,
бегун отходит на 2 — 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем
беге. По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставит
руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную
площадку задней колодки, стопой другой ноги — в переднюю колодку, и
опускается на колено сзадистоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки
перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются
на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к
другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую
линию.
По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но
ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки
колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью
соответственно 100 - 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела
распределена на 4 опорные точки.
Стартовый разбег выполняется на первых 7 - 14 беговых шагах. На этом
отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-
х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании.
Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина
шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей
бегуна — силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение
заканчивается, как только длина шага станет постоянной.


МЕТОДИКА


1) Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м.
а) И. П. — стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль
туловища. Выполнение —- падая вперед, начать бег.
б) И. П. — то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади.
Выполнение то же.
2) Научить установке стартовых колодок
3) Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По
команде «Внимание!» научить рационально распределять вес тела на
ноги и руки
4) Научить выбеганию со стартовых колодок
а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;
б) И. П. — упор лежа на согнутых руках. Выполнение — с
одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до
касания коленом груди (628 раз каждой ногой).
в) стать в колодки, поставить руки на расстоянии 60 -70 см впереди от
линии старта. Выполнение —выносить маховую ногу коленом к груди с
одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);
г) стать в колодки, выполнить команду «Внимание!» и, сильно
оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег.
д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м
перед стартовой линией. Стать в колодки, выполнить команду
«Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя вперед, до
падения на маты.
5) Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м
6) То же, фиксируя время


Низкий старт на вираже


Техника

Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что
обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге
внутреннего края. В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по
прямой.

Методика

1) Объяснить и показать рациональное размещение колодок;
2) Старты по виражу с разной скоростью;
3) Использовать средства обучения низкому старту по прямой.


Методические указания

При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного
варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение
веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой
линии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения
выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затем постепенно
переходить к групповым стартам с подачей команд.

Основные ошибки

1) Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина
прогнута;
2) Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;
3) Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.


ФИНИШИРОВАНИЕ

Финиширование — это усилия бегуна на последних метрах дистанции.


Техника

Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую
плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию
пробегают с максимальной скоростью, выполняя на Последнем шаге бросок в
финишном створе грудью или плечом.


МЕТОДИК А

1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад;
2. То же, в спокойном и быстром беге;
3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью


Методические указания

Упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5
человек.

Основные ошибки.

1. Финиширование прыжком;
2. Остановка сразу после финиша;
3. Ранний наклон туловища
После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к
его совершенствованию.


Прыжок в длину «согнув ноги»

Разбег применяется для создания начальной скорости полета тела. Он
характеризуется определенным углом шагов, изменением их длины и темпа,
скоростью бега и общей длиной.
Длина разбега зависит от роста, пола, подготовленности в прыжках и,
главное, способности к ускорению в беге.
Исходное положение и начало разбега должны обеспечить стандартность
шагов по длине. Амплитуда первого шага ограничена, начало движения
характерно падением вперед, т. е. всегда с одинаковыми усилиями и
ускорением. Наивысшая скорость разбега должна быть к моменту отталкивания.
При подборе разбега учащиеся начинают бежать с общей отметки,
установленной учителем, с одной и той же ноги. Наблюдая за местом
отталкивания, учитель указывает, насколько поднести или отнести разбег.
Таким образом, учащийся правильно определяет длину своего разбега. Ступнями
учащиеся замеряют свой разбег и в дальнейшем уточняют его.
Длина разбега может меняться в зависимости от дорожки разбега,
направления ветра, физического состояния прыгающего.
Методика

1. Равномерное пробегание отрезков 20-25 м, начиная бег с высоким
подниманием бедра; то же, с постепенным переходом на ускорение.
2. Бег с высокой частотой движений с переходом на ускорение.
3. Пробегание отрезков 15 - 20 м с ходу с увеличением темпа движений
(без учета времени и на время).
4. Пробегание отрезка 20 - 30 м с ходу на время (по заданию учителя).
5. Выполнение 7 - 11 шагов с увеличением темпа движений в конце и
попаданием толчковой ногой в зону отталкивания 60X60 см.
6. Пробегание через набивные мячи, меняя расстояние между ними.
7. Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий.

Методические указания

Все упражнения заканчивать свободным отталкиванием от грунта. В
упражнении №5 разбег размечается предварительно.
Следить за постановкой стопы (на переднюю часть).
Не закрепощать верхний плечевой пояс.
Мышцы шеи и лица не должны напрягаться.
Отталкивание выполняется очень быстро и резко. Оно сопровождается
согласованными и энергичными движениями маховой ноги и рук: маховая нога,
согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх до горизонтального
положения бедра, плечи поднимаются, руки делают энергичный взмах — одна
вперед и несколько внутрь, другая — в сторону и назад. Отталкивание
заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах.
Нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху, вниз-
назад по отношению к туловищу, ближе к проекции ОЦТ тела, касанием пятки с
быстрым перекатом на носок.
По отношению к грунту нога ставится всегда вниз-вперед, почти прямой,
под углом к дорожке 65-70°. Под действием инерции массы тела происходит
небольшое сгибание ноги в коленном суставе с последующим выпрямлением к
моменту вертикали.
С выпрямлением толчковой ноги маховая активным движением выносится от
бедра вперед-вверх до горизонтального положения бедра. Одноименная к
толчковой ноге рука выносится вверх-вперед, немного вовнутрь, другая — в
сторону, несколько назад.


Методика

1. Из положения стоя толчковая нога впереди на всей стопе, маховая нога
отставлена назад на 30 —40 см, руки опущены. Вынести согнутую в
колене маховую ногу вперед-вверх, поднимаясь на толчковой ноге;
руку, одноименную толчковой ноге, поднять (согнутой в локтевом
суставе) вперед-вверх, другую отвести назад (имитация отталкивания).
2. То же, с одного шага.
3. С 3 - 5 шагов разбега выполнить отталкивание, приняв положение
«шага», приземлиться на маховую ногу с дальнейшим пробеганием.
4. То же, но перед приземлением к маховой ноге подтянуть толчковую и
приземляться на обе в песок.
5. С разбега запрыгнуть на возвышение (на маты, тумбу, коня),
отталкиваясь с 1,5 – 2 м.
6. С разбега 9 – 11 шагов перепрыгнуть через препятствие (вертикальное
и горизонтальное), приземлиться на обе ноги.
7. Прыжки с разбега с доставанием предмета (рукой, головой), с
последующим пробеганием.
8. Прыжки в длину с тумбы (30 см).
9. Прыжки в длину с разбега с приземлением в яму.


Методические указания

1. Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие.
2. Пятка только на миг касается грунта, стопа быстро перекатывается на
носок. Должно быть ощущение, что вы, мгновенно дотронувшись пяткой
бруска, отталкиваете его назад. Затем энергично выпрямляете все
тело.
3. Верхняя часть туловища находится в вертикальном положении,
взгляд направлен вперед.
4. Бедро маховой ноги поднимается до горизонтальной линии (колено
сильно сгибается).
5. Упражнения 3 и 4 не следует выполнять большое количество раз, т. к.
желание сильнее оттолкнуться и прыгнуть дальше может вызвать ошибку
— глубокое подседание на маховой ноге.
6. В упражнениях с запрыгиванием, доставанием следует обозначить место
отталкивания на 1,5 - 215 м в зависимости от уровня подготовки
учащихся. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх.
7. Важно ставить ногу на брусок с напряженными мышцами-разгибателями.
Следить за тем, чтобы к моменту соприкосновения стопы с бруском
нога была почти прямой. В этом случае прыгуну легче справиться с
нагрузкой на опорную ногу, возникающей при переходе от
горизонтального движения к отталкиванию, особенно в момент
постановки ноги на брусок.
Полет

После вылета туловище находится примерно в положении, что и после
отталкивания, нога, находящаяся сзади, подтягивается к маховой, и обе ноги
приближаются к груди. Не следует слишком наклонять туловище в этом
положении. Примерно за 0,5 м до приземления ноги почти полностью
выпрямляются. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вниз-назад. Это
компенсаторное движение способствует лучшему разгибанию голеней перед
приземлением и сохранению устойчивости.

МЕТОДИКА

1. Прыжок «в шаге» с 3 - 5 шагов разбега с приземлением в положении
«шага».
2. Прыжок «в шаге» с 5 - 7 шагов разбега через две линии на расстоянии
до двух метров одна от другой с приземлением на две ноги.
3. То же, перепрыгивая планку на высоте 40 см.
4. Прыжки с мостика способом «согнув ноги».
5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Методические указания

1. При выполнении прыжка не следует торопиться с принятием группировки
для приземления.
2. Больше половины прыжка лететь в положении «шага». При ранней
группировке неизбежно опрокидывание прыгуна вперед и неполноценное
приземление.
3. Необходимо чаще использовать соревновательный метод. Ставить
задачу перед учениками, кто дальше прыгнет, и т. д.

Приземление

При всех способах прыжков в длину с разбега приземляются одновременно
на обе ноги в яму с песком. Приземление заканчивается глубоким
приседанием и выходом вперед или падением вперед - в сторону.

МЕТОДИКА

1. Прыжки с места в длину, возможно больше выбрасывая ноги вперед.
2. Прыжки в длину в шаге с 3-5 шагов разбега. В середине полета вынести
толчковую ногу вперед к маховой, а затем принять правильное
положение перед приземлением. Далее приземлиться и выйти вперед,
сгибая ноги и поднимая руки вперед.
3. Прыжки в длину с короткого разбега через планку на высоте 20-40 см
за 0,5 м до места приземления.
4. Прыжки с короткого разбега через ленту на месте приземления.
5. Прыжки с полного разбега способом «согнув ноги» с правильным
приземлением и выходом из ямы.

Методические указания

1. Как только пятки касаются грунта, ноги мягко сгибаются в
коленях, обе ноги приземляются на одной линии.
2. Приземление будет правильным, если после касания ногами песка
учащийся сможет перемещать тело вперед по прямой линии или выполнить
падение в сторону от нее.
3. Выходить из ямы только вперед.
4. Техника приземления почти не изменяется при переходе к другим
способам прыжка. Поэтому следует многократным повторением закрепить
навык.

Упражнения с малыми мячами.
(ЭТАП НАЧАЛЬНОГО И УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ)

1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками.
То же, ловля одной рукой.
2. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об
пол поймать его:
а) двумя руками;
б) снизу правой (левой) рукой;
3. Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.
4. Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.
5. То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.
6. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши
(перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой.
7. То же, но хлопок после удара мяча об пол.
8. Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между
ног.
9. Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля
мяча:
а) двумя руками;
б) одной
10. То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол
11. Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки.
Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя
руками.
12. То же, но после отскока мяча от пола.
13. Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной
рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами
увеличивается.
14. Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной
рукой после отскока.
15. То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть,
выпрямиться, повернуться кругом.

Метание гранаты (мяча).

Метание гранаты выполняется из различных положений — стоя, с колена,
лежа.
Метение гранаты (мяча) делится на фазы: разбег, финальное усилие
(бросок), торможение.


Техника хвата и выпуска снаряда

Гранату удерживают за нижнюю половину ручки, мизинец находится под ее
основанием, а большой палец расположен вдоль оси снаряда.
Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены
как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения.

1. Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.
2. Бросок мяча вперед в цель.
3. Стоя в шаге, рука с гранатой отведена назад-вверх.


Методические указания

1. Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге,
левая впереди.
2. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается
ниже уха, финальное движение кистью должно быть ускоренным.
3. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и
вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска).

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не
правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога
впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи
незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в локте.
Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая
пятку наружу, подает вперед правую сторону таза с плечом и переносит вес
тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе,
«берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым
движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска
сделать шаг правой ногой вперед — с поворотом носка внутрь и сгибанием ноги
в коленном суставе.


Методика

1. «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом
2. То же, выполняя бросок слитно.
3. Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом
отведена назад, левая согнута перед грудью
4. Метание мяча в цель и на дальность.


Методические указания

1. На счет «раз» — рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая
нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на
счет «два» — поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и
поднимая руку с мячом вперед, примять положение «натянутого
лука», на счет «три» — бросок.
2. Бросок выполнять через плечо с последующим проходом вперед правым
боком, обратить внимание на рывок левой рукой назад.
3. С активной постановкой левой ноги выполнись метание, обратить
внимание на полное разгибание ног, выпрямление туловища с
продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед.
4. Следить за работой таза и хлестом руки, метание выполнять двумя
шеренгами или группами по 8-10 человек.


Техника скрестного шага.

Скрестный шаг начинается энергичным отталкиванием левой и махом правой
ноги. Правая нога быстро выносится вперед ставится с пятки развернутым
носком наружу. В этот туловище отклоняется в сторону, противоположную
разбегу, а плечи поворачиваются направо. Левая нога быстро выносится вперед
и ставится с пятки носком по направлению метания.
Скрестный шаг служит для плавного перехода от разбега к броску.
Методика
Стоя левым боком.
Стоя не левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой.
Стоя левым боком.
То же, но левая нога приподнята.
То же, слитно.
Методические указания
Тяжесть тела на правой ноге, на счет «раз» — перенося тяжесть тела на
левую ногу и оставляя плечи сзади, выполнить скрестный шаг правой, на
«два» — И. П.
Скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую.
На счет «раз» — шаг правой с пятки вперед и отведение и с мячом назад, на
счет «два»—шаг левой в упор.
На счет «раз» — шаг (скачком) левой с отведением правой руки с мячом от
плеча прямо назад, на «два» — шаг правой впереди левой, на «три» — левая
вперед в упор.
То же на счет «четыре» выполнить бросок.
Техника разбега
Разбег состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки (15 –
20 м); от контрольной отметки до планки (7—9 м). В первой части разбега
метатель набирает скорость, во второй части выполняет обгон снаряда и
бросок. Разбег начинается медленным бегом с постепенным ускорением. На
контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой
рукой), после чего начинает отведение и обгон снаряда. Шаги с этой части
принято называть «бросковыми». Их может быть два, четыре, шесть. Отведение
снаряда назад выполняют двумя способами: дугой вперед-вниз-назад или прямо
назад. К моменту окончания постановки левой ноги на контрольную отметку
рука со снарядом полностью выпрямляется. Третий бросковый шаг принято
называть скрестным. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное
положение для выполнения финального усилия (броска).
Методика
Метание

Новинки рефератов ::

Реферат: Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Билеты и ответы по туризму и экскурсиям (Туризм)


Реферат: Моя система оздоровления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Фрактальные свойства социальных процессов (Социология)


Реферат: Рассмотрение судом дел об установлении отцовства в порядке искового производства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Лжедимитрий 1 (История)


Реферат: Анализ операций умножения и деления в конкретной модели АЛУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Декабрьское восстание 1905 года (История)


Реферат: Гидроакустика — инструмент изучения Мирового Океана (География)


Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


Реферат: Реляционное исчисление (Программирование)


Реферат: Березневi статтi (История)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Программирование)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение и наркомания. Подверженность молодежи к алкоголизму (Социология)


Реферат: Сословно-представительная монархия в России в XVII веке (Государство и право)


Реферат: Малошумящие однозеркальные параболические антенны (Радиоэлектроника)


Реферат: Обеспеченность оборотными средствами и финансовая устойчивость сельскохозяйственных предприятий (Деньги и кредит)


Реферат: Оборотные средства предприятия и пути ускорения их оборачиваемости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общий и раздельный имущественный режим супругов (Право)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист