GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия (Философия)




Дипломная работа



"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО:


утрата и обретение целостности бытия.



Научный руководитель:



2000

Содержание

Введение. 3
Стремление к "измерению Иного", к целостности. 7
"Молекулы Мистики" (экзогенные и эндогенные) как элемент связи
материального и духовного. 9
Классификация и описание действия "молекул мистики" 9
Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные природного
нейромедиатора дофамина) 10
Диссоциативные галлюциногены 11
Индольные галлюциногены 12
Бета-карболины 14
Ибогаиновое семейство веществ 14
Механизм действия психоделиков 15
"Молекулы мистики" как способ трансцендентации ЭГО (теория "квантового
резонанса в синапсических полях") 16
Основные виды мистических переживаний. 19
Перинатальные переживания 20
Трансперсональные переживания 22
Экстатические переживания 28
"Вулканический", или "дионисийский" экстаз 28
"Океанический", или "аполлонический", экстаз 29
Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных религиях 30
Шаманизм 31
Исихазм 33
Суфизм 35
Даосизм 39
Индуистская йога и тантризм. 42
Буддизм 45
Архаичная духовность, целостность бытия и психоактивные вещества. 49
Утрата целостности как проявление "Власти над живым" 52
"Культура Партнерства" и "Культура Владычества". Переход к запрещению
психоделиков. 56
Психотерапия с применением "молекул мистики" - один из современных способов
обретения целостности бытия. 61
Литература 66

Введение.

В данной работе будет сделана попытка взглянуть на проблему обретения
целостности бытия ("душевной гармонии", ощущение себя частью некой
надличностной структуры, неразрывности и нерасчлененности структур
сознания) и проблему утраты этой целостности (исчезает упорядоченность
мышления, происходит расщепление сознание, вплоть до ощущения нескольких
личностей в одном теле - возникает проблема самоидентификации; крайний
случай этого - шизофрения).
Я попытаюсь рассмотреть необходимость целостности бытия, причины ее
утраты, а также один из основных путей обретения этой целостности -
посредством выхода за пределы обыденного сознания (трансцендентации ЭГО) -
экстатических переживаний, которые находят свое отражение в различных
религиях, экспериментах с применением гипноза, а также с применением
психоактивных препаратов группы галлюциногенов - "молекул мистики".
Достаточно важной и связанной с проблемой целостности бытия также
представляется мне проблема стремления людей к трансцендентным
переживаниям, и, как следствие, контроля государства над подобными
стремлениями (религиозные табу, политические запрещения и т.д.).

Актуальность проблемы: отсутствие целостности бытия.
Если спросить у прохожих на улице "Чувствуете ли Вы себя счастливым
человеком?", то очень редко можно услышать утвердительный ответ.
Современная наука обладает всем необходимым, чтобы уничтожить большую
часть болезней, справиться с бедностью и голодом, выработать достаточное
количество безопасной и обновляющейся энергии. У нас достаточно ресурсов и
рабочей силой, чтобы реализовать все мечты, которые когда-либо были у
человечества. Если у нас есть средства и технологии, чтобы накормить
население планеты, обеспечить всем приемлемый уровень жизни, справиться с
болезнями, переориентировать промышленность на неистощимые источники
энергии, предотвратить загрязнение окружающей среды, то что же мешает нам
сделать эти важные шаги?
По-видимому, ответ состоит в том, что все вышеперечисленные трудности —
симптомы одного фундаментального кризиса [5]. В конечном счете проблемы, с
которыми мы столкнулись, не являются чисто экономическими, политическими и
технологическими по своей природе. Все они отражают эмоциональное,
моральное и духовное состояние современного человечества. Злобная
агрессивность и ненасытное приобретательство, деструктивные аспекты
человеческой психики — силы, ответственные за невообразимые потери,
связанные с гонкой вооружений. Они препятствуют разумному распределению
ресурсов между людьми, классами и нациями, переориентации на экологические
приоритеты, необходимые для сохранения жизни на нашей планете. Эти
деструктивные и саморазрушительные элементы современного человека
непосредственно отражают его отчуждение от самого себя, от духовной жизни и
духовных ценностей [2, 5].
Цивилизация накормила и одела почти все население планеты, изобрела
телефон и автомобиль, делает все возможное для удобства и удовольствий
человека, а у него все же возникает "дефицит положительных эмоций". Этот
дефицит вызван неудовлетворенностью базисной психологической потребности
человека - потребности в безопасности [17]. Источник единой для большинства
людей тревоги носит фундаментальный характер, хотя часто не осознается как
опасность, а считается очевидной нормой. Отказываясь от представления об
одушевленности окружающей действительности, отказываясь от веры в
сверхъестественное, индивид обрекает свою внутреннюю глубинную сущность
(душу) на отсутствие точек опоры, и, как следствие, на исчезновение. Чем бы
не развлекала такого человека цивилизация, отношение к жизни будет
изначально пессимистичным [40].
Современность ставит перед нами множество проблем. Среди них такие, как
эпидемия наркомании, волны насилия и преувеличенное потребление, проблема
"бегства от реальности" с помощью ухода в виртуальные миры - мир книг,
компьютерных игр, в метареальность, создаваемую средствами массовой
информации. Существует и проблема "метафизического голода", который очень
часто неудачно удовлетворяется с помощью алкоголя, табака и других
наркотиков. Все это угрожает нашей внутренней жизни и мировой экологии.
Люди утрачивают традиции, религию, разочаровываются в догматических
идеологиях (напр., в идее коммунизма или в Американской Мечте).
Человечество стоит перед выбором - близкая катастрофа (термоядерная ли,
экологическая ли, внутренняя экзистенциальная или какая-то другая) или
движение к ноосфере и гармонии [18].
В связи с этим одним из обнадеживающих аспектов современности является
возрождение интереса к древним духовным традициям и мистическому опыту.
Разрушение железного занавеса, Гринпис, психоанализ, рэйв-культура,
сексуальная терпимость - все это признаки возвращения к ценностям
доисторической племенной жизни. "Культура владычества", которую мы имеем на
сегодняшний день, изжила себя и чуть было не довела планету до
самоубийства. "Закон, позволяющий уничтожать природу, контролирующий
средства информации - от природных до электронных, - не указ племени
"мутантов", пускающихся на утлых катерах против авианосцев, начинающих жить
на деревьях, приговоренных к вырубке, танцующих в Гоа и на "Tribal
Gathering", в то время как грустные, застегнутые на все пуговицы "бобби"
охраняют от них покой добропорядочных бюргеров" [14].
Люди, пережившие мощный преобразующий опыт и сумевшие применить его в
своей повседневной жизни, отказываются от деструктивных и
саморазрушительных черт личности, проявляют качества, способствующие
индивидуальному и коллективному выживанию. Пиковые переживания способствуют
устранению внутреннего раскола личности, разобщенности между индивидами,
конфликта между индивидом и миром, ведущего к утрате единства мира. Люди,
имевшие подобные переживания, часто выказывали отчетливую тенденцию к
самореализации и самоактуализации [37].
Люди, вовлеченные в процесс духовного развития, начинают по-новому
ценить и уважать все формы жизни, постигают всеобщее единство, что часто
делает их более терпимыми к другим людям, внимательными к экологии [5].
Общечеловеческие соображения, сострадание всему живому и способность
мыслить в планетарных масштабах становятся важнее узколичностных интересов
семьи, политической партии, потребностей класса, нации и вероучения. То,
что характерно для всех нас, то что связывает нас, становится ценнее
различий, а сами различия обогащают, а не отталкивают. Эти изменившиеся
благодаря духовному развитию установки противостоят нетерпимости,
равнодушию к жизни и моральному банкротству, лежащим в основе глобального
кризиса. Можно надеяться, что растущий интерес к духовному миру и
значительное число спонтанных мистических переживаний предвещают сдвиг в
сознании человечества, который поможет отказаться от нынешнего
саморазрушительного направления развития. Это утверждение подкрепляется
универсальной культурной тенденцией к изменению "естественного" потока
сознания при помощи психоактивных веществ, социально предписанных методов и
условий. В соответствии с гипотезой К.Юнга, это стремление не что иное, как
поиск организмом структурного единства через интеграцию личного "ЭГО" и
истинной самости [21].
Одним из аспектов психического здоровья является интеграция
("нерасщепленность") сознания, поэтому существует необходимость развития
интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам
человеческой природы: телесному, эмоциональному, психическому,
интеллектуальному, духовному и т.п. Не случайно в русском языке синонимом
слова "лечение" являются слова "исцеление", "целительство" (то есть
обретение целостности). Создание интегрирующей практики в современном мире
подобно собиранию мозаики, картинки-головоломки, но только разрозненные
детали собираются здесь со всего света. Сообщения о таком целостном подходе
к человеку есть у греческих философов и их последователей времен Ренессанса
[2].
Появление понятия "целостности бытия" в русской философии обычно
связывают с именем Вл. Соловьева [23]. Мы находим идею целостности бытия
(не-расщепленность, неразрывность, "холономность" - от греч. holos -
"целый") во многих мистических религиозных традициях (как восточных, так и
западных), где искатель духовности сначала обретает этическую добродетель,
а затем дисциплинирует тело, жизненные энергии и ментальные процессы,
прежде чем приступить к медитативной практике, ведущей к единению с Богом
[41]. Сейчас наше общество переживает муки духовной трансформации — от
фактического отрицания трансперсонального опыта (включая как ритуалы и
техники, к нему приводящие, так и герменевтические системы, выявляющие его
значение) до беспорядочного опробования каждого возможного способа
достижения трансперсонального опыта, от психоделиков до гуру Восточной
Индии [36].
По-видимому, одной из причин утраты целостности бытия является то, что
человек осознает себя на уровне собственного ЭГО. Большая часть людей в
обычной жизни существуют на этом уровне сознания, когда человек не
идентифицируется со своим психосоматическим организмом. По разным причинам
он скорее отождествляет себя лишь с более или менее точным мироощущенческим
представлением или картиной своего организма. Иными словами, он
идентифицирован со своим “ЭГО”, или образом себя. Целостный организм
оказывается таким образом расщепленным на лишенную тела душу и тело, а сам
человек непосредственно отождествляется с психикой, сознанием, “ЭГО” и
говорит не “я — это тело”, а “у меня есть тело”, Он полагает, что
существует не как тело, а в теле. Этот уровень почти целиком совпадает с
ментальной картиной целостного психофизического организма, и потому здесь
доминируют интеллектуальные и символические процессы [21]. Поэтому в
буддизме этот уровень называется “интеллектом”, а в индуизме считается, что
здесь “ЭГО” отделяется от грубого тела, а следовательно, оказывается в его
ловушке [37]. Выход же за пределы собственного ЭГО, который часто
проявляется в альтернативных состояниях сознания, приводит к пересмотру
всей жизненной позиции человека и ощущению освобождения от обусловленности
существования. К явлению "трасцендентации ЭГО", характерному для таких
состояний сознания, могут приводить как некоторые медикаментозные препараты
природного и синтетического происхождения, так и немедикаментозные методы,
такие как сексуальные практики, пение, барабанный бой, монотонные танцы,
лишение сна, гипноз и самовнушение, изменение ритма и глубины дыхания,
сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,
электрическая стимуляция определенных зон мозга и др. [24]. Также к
трансцендентации ЭГО часто приводит опыт близости смерти, переживание
клинической смерти [1, 19].
По-видимому, любое измененное состояние сознания опосредуется на
физическом уровне с помощью специфических регуляторов - неких химических
молекул, регулирующих деятельность сознания и восприятия. В частности,
выходы за пределы ЭГО связаны с так называемыми "молекулами мистики", к
которым относятся как вырабатывающиеся в организме (эндогенные вещества)
нейрорегуляторы серотонин и дофамин, так и вводимые в организм извне
(экзогенные вещества) их природные и синтетические аналоги (ЛСД-25;
активный компонент шаманского зелья индейцев Амазонии айяхуаски - ДМТ;
псилоцибин - основной психоактивный компонент "магических грибов"; алкалоид
кактуса пейотля мескалин; каннабиноиды- психоактивные компоненты конопли;
"экстази" и др.), применявшиеся на протяжении тысячелетий в религиозной
практике [25, 27, 30, 35, 36, 38, 39], а также применяющиеся и сейчас для
психотерапии [4, 5, 21, 29] или в других целях (например, молодежью конца
нашего века на рэйвах - музыкальных фестивалях, ставящих своей целью
переживание единства с Природой и между людьми). Поначалу предполагали, что
"молекулы мистики" приводят к психозам, и называли их галлюциногенами или
психотомиметиками (то есть веществами, вызывающими имитацию психоза),
сейчас этот взгляд признан неверным. Их можно скорее рассматривать в
качестве неспецифических усилителей психических процессов, последовательно
открывающих уровни и структуры бессознательного [29].

Стремление к "измерению Иного", к целостности.

По-видимому, существует глубочайшая неудовлетворенность человека своим
положением в мире, тем, что называется людским жребием. Человек ощущает
свою оторванность и отделенность от всего мироздания [16]. Часто ему трудно
даже внятно объяснить природу этой отделенности. но порой он чувствует
себя отрезанным от "чего-то" могучего, "чего-то" совершенно иного, чем он,
порой же – отделенным от некоего вневременного "состояния", о котором у
него не сохранилось четких воспоминаний, но которое он смутно помнит в
глубине своего существа: этим изначальным состоянием он наслаждался до
Времени, до Истории. В этом состоянии (которое можно охарактеризовать как
мистическое) "сознание существует сразу в двух временах одновременно
(совершенное прошлое или будущее сочетается с застывшим настоящим моментом,
то есть наблюдается ускользание всяческих субъект-объектных отношений,
выход за пределы бытия), и за счет этого - появляется внешняя точка опоры,
точка отсчета [6, гл.22].
Эта отделенность приобрела форму разлома, проходящего внутри личности и
затронувшего при этом сущностную основу мира. Это было "падение", не
обязательно в иудео-христианском значении термина, но падение, влекущее за
собой фатальные, роковые последствия для человечества и одновременно –
онтологическое изменение структуры мира. (С определенной точки зрения,
можно утверждать, что многие воскрешают ностальгию по Раю, ностальгию по
парадоксальному состоянию, когда было возможно бесконфликтное существование
оппозиций, проявлявшихся как многообразные аспекты таинственного Единства)
[6, 16].
Существует глубинная потребность "познать самих себя" - продолжить
трещины в сознании, хотя и не настолько, чтобы непоправимо углубить их
("контролируемое безумие"), ибо только на границах трещины и возможна
мысль. В каком-то смысле такое переживание идентично переживанию смерти,
утраты личности, расколу бытия (не говоря уже о том, что переживания смерти
сами по себе часто встречаются в измененных состояниях сознания). Однако
стремление к смерти характерно для человека, ибо только по сравнению со
смертью жизнь представляет какую-то ценность, преодолевая смерть, обретаешь
жизнь. Человеку "требуется именно пустая, недостоверная тщета на краю
ужаса, не имеющая настоящих отношений с миром.... Именно умирая, не имея
никакой возможности бегства, можно заметить разорванность, которая образует
человеческую природу и в которую трансцендируется "то, что существует". Я-
которое-умирает воспринимает то, что его окружает, как пустоту, а себя -
как вызов этой пустоте; Я-которое-живет ограничивается предчувствием
смятения, в котором кончится все. Обольстительность, мощь, суверенность
необходимы этому Я-которое-умирает: нужно быть богом, чтобы умереть. В
определенном смысле смерть есть неизбежная пошлость, но в другом - глубоком
- смысле она недоступна. Животному неведома смерть, хотя она отбрасывает
человека в животность. Идеальный человек, воплощающий разум, остается
посторонним смерти: животность бога присуща ее природе; животность
одновременно грязная (зловонная) и святая. Отвращение и пылкая
обольстительность соединяются, ожесточаются в смерти: это уже не банальное
уничтожение, а тот самый пункт, где сталкиваются последняя ненасытность и
крайний ужас. Страсть, повелевающая такими играми и странными сновидениями,
- это не просто исступленное вожделение быть "Я", это вожделение быть
ничто. В ореоле смерти, и только в нем, "Я" обосновывает свое господство; в
нем пробивается на свет чистота безнадежной настоятельности; в нем
осуществляется надежда я-которое-умирает (умопомрачительная, горячечно-
пламенная надежда, в которой отступают границы мечты)" [1].
Такой "экзистенциальный голод" приводит к появлению идеи Бога, ибо наше
ЭГО не может развиваться и осваивать новые измерения сознания, пока в нем
нет представления о чем-то сверх-естественном или сверх-опытном. Символ
Бога и есть та самая точка, благодаря которой происходит внутренний рост
[23]. Когда ЭГО - комплекс представлений о своей уникальности - занимает
подчиненное положение в сфере сознания человека, "одержимость собой" ему не
грозит; но когда ЭГО убеждено в собственном главенстве в окружающем его
поле смыслов, малейшая провокация обнаруживает его несостоятельность -
возникает раскол сознания.
В конечном счете, перед нами – стремление вновь обрести утраченное
единство, и потому человек жаждет обрести картину мироздания, в которой
противоположности предстанут взаимодополняющими аспектами единой
реальности. Опыт бытия в мире, где противоположности требуют примирения,
породил первые философские и теологические спекуляции. Прежде, чем они
стали основополагающими философскими представлениями, Единое, Единство,
Целостность были чаяниями, которые ищут свое выражение в мифах и
верованиях, ритуалах и мистических техниках. На уровне досистемного
мышления это таинство целостности воплощается в попытках достичь
перспективы, когда все оппозиции разрешаются, Дух Зла обращается Тем, кто
прокладывает путь промыслу Господню, а Демоны предстают лишь ночными,
темными проявлениями Божественности. Тот факт, что эти архаические мотивы и
темы до сих пор живы в фольклоре и продолжают всплывать в снах и фантазиях,
доказывает, что мистерия обретения целостности до сих пор остается
неотъемлемой частью человеческой драмы. Она вновь и вновь оживает в самых
различных проявлениях, на разных уровнях культурной жизни – в мистической
философии и теологии, в мифологии и фольклоре, в снах и фантазиях наших
современников, в созданиях художников.
Стремление к цельности изначально присуще человеку (Целостность= наличие
Цели, смысла бытия), он создает искусственные модели (государство,
виртуальные реальности - в литературе, игры), ищет средства, дающие ему это
ощущение. Это утверждение подкрепляется универсальной культурной тенденцией
к изменению "естественного" потока сознания при помощи психоактивных
веществ, социально предписанных методов и условий [18, 40].
Общество, лишенное непосредственного мистического опыта, вынуждено
создавать какие-то другие структуры. Так, например, возникает
государственная структура как искусственная модель "связного", цельного
мира, наводящая мосты через "трещину", дающая ощущение связности и
цельности, если отсутствует другой способ связи. Как следствие, возникает
противостояние индивидуального - личного, стремящегося к свободе и движению
вперед, и государственного - как поддерживающего стабильность. В живой
природе этот феномен давно известен - это борьба наследственности и
изменчивости - двух свойств любого живого объекта. Наследственность
стремится к сохранению уже имеющегося, в то время как изменчивость отвечает
за приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Так и личное -
проявляет приспособление к условиям, ответственно за создание нового,
"лучше гармонирующего" с внешними условиями, с государственным,
олицетворяющим сохранение и передачу достигнутых умений и навыков.

"Молекулы Мистики" (экзогенные и эндогенные) как элемент связи
материального и духовного.



Классификация и описание действия "молекул мистики"

Свое название эта группа химических веществ получила из-за своей
способности вызывать мистические видения и переживания, связанные с
изменением сознания.
В качестве "молекул мистики" могут выступать эндогенные вещества,
которые вырабатываются самим организмом и участвуют в передаче нервных
импульсов. Одним из таких веществ является серотонин, называемый также
"гормон счастья". Он вырабатывается в организме во время оргазма, в моменты
переживаний экстаза, его уровень повышен во время эйфории и понижается во
время депрессии, видимо, именно это вещество ответственно за возникновение
галлюцинаций при психозах. По всей видимости, иногда уровень серотонина
может повышаться и спонтанно, без каких-то видимых причин. На уровень
серотонина в организме можно влиять также с помощью определенных физических
упражнений, изменения ритма и глубины дыхания, различной пищи и
лекарственных препаратов (например, нейролептиков - аминазина, галоперидола
и др., широко применяющихся в психиатрической практике для устранения
галлюцинаций). Так, мясная и животная пища снижает уровень серотонина,
тогда как отказ от мяса (и от соли), употребление в пищу крупяных и мучных
блюд, шоколада, некоторых пряностей и приправ (например, корицы и гвоздики)
способствует повышению его уровня (видимо, именно с контролем за уровнем
серотонина связаны многие диетические предписания и ограничения в
аскетических практиках большинства религий).
Достаточно широко распространено употребление (как в религиозных, так и
в иных целях) экзогенных (то есть поступающих в организм извне) препаратов
природного или синтетического происхождения, содержащих другие "молекулы
мистики" [27]. Эту группу психоактивных веществ иногда называют
галлюциногены ("рождающие галлюцинации" - этот термин не очень хорош,
поскольку галлюцинации как таковые под воздействием этих препаратов
возникают крайне редко), психотомиметики ("вызывающие состояния, подобные
психозам" - от этого термина впоследствии отказались, так как выявили
множество отличий между психозами и состояниями после употребления
галлюциногенов) или психодислептики ("вызывающие расщепление психики" -
термин крайне неудачный, так как обычно эти препараты вызывают, наоборот,
интеграцию психики), но чаще употребляется термин психоделики (большие и
малые) [38]. Это слово предложил канадский психиатр Хэмфри Осмонд - один из
первых исследователей ЛСД. Буквально оно обозначает "проявляющий'' психику
(от греческих слов psyche - душа и delic - явный, проясняющий).
Исследователи-фармакологи различают галлюциногены и наркотики, поскольку
галлюциногены не вызывают биохимической зависимости, действуют в очень
малых дозах, не вызывают каких-то специфических и определенных
физиологических воздействий (то есть один и тот же препарат оказывает
различное физиологическое действие на разных людей, или даже на одного и
того же человека). Почти все специалисты, изучавшие действие психоделиков,
пришли к заключению, что их лучше всего рассматривать как ускорители или
катализаторы ментальных процессов... [29]. Под действием этих препаратов
человек переживает не "токсический психоз", по существу никак не связанный
с функциями психики в нормальном состоянии, а фантастическое внутреннее
путешествие в собственное бессознательное и сверхсознательное. 'Эти
препараты, таким образом, раскрывают и делают доступным непосредственному
восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, относящихся к
неотъемлемым способностям человеческого ума и играющим важную роль в
нормальной психической деятельности [4].
К психоделическим препаратам обычно относят псилоцин и псилоцибин
(содержится в определенных грибах), мескалин (содержится в мексиканском
кактусе пейотле), марихуану и гашиш (получают из определенных видов
конопли, действующее вещество - ТГК - тетрагидроканнабиолы), гармалин (он
же - банистерин, содержится в гигантской сирийской руте), ДМТ и его
производные (диметилтриптамин - содержится в корневищах гигантского речного
тростника, в некоторых деревьях, морских губках и полипах), ибогаин
(содержится в корневищах кустарника ибога), соединения типа ЛСД (содержатся
в трех родственных видах вьюнков) [38, 40]. Непосредственно ЛСД-25 -
полусинтетический препарат, изготавливаемый из спорыньи - ядовитого грибка,
поражающего зерновые культуры [34]. В ту же группу часто относят и ряд
распространенных синтетических препаратов, сконструированных химиками (в
основном, А- Шульгиным с коллегами- см. работу [38]) во второй половине 20
века, и являющихся производными природных галлюциногенов: кетамин, МДМА
(или "Экстази"), ДОМ (СТП), 2-CB, ТМА, МДА ("Адам"), ММДА ("Ева"), и
множество других, малоизвестных и еще не открытых соединений.

Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные природного нейромедиатора
дофамина)

Мескалин - нетипичный галлюциногсн, так как относится к группе
фенетиламинов. Охарактеризован как вещество, усиливающее цветовую палитру
восприятия, но, в то же время, токсичное и малопригодное для
терапевтической работы. Это вещество вызывает яркий психоделический эффект,
который длится от 8 до 12.часов. В свое время Олдос Хаксли, отведав
мескалин. посвятил немало восторженных строк его описанию ("Врата
Восприятия", [28]). У.Джеймс, первые опыты которого были связаны с закисью
азота, также пробовал бутоны знаменитого кактуса, но пережил неудачный
опыт, после чего не возобновлял эксперименты с мескалином [7]. Пейот,
содержащий этот галлюциноген, до сих пор используется в Центральной и Южной
Америке несколькими легальными религиозными общинами в ритуальных н
лечебных целях [15, 25]. Его психоделическое действие обнаружено
европейцами в конце прошлого века. Мескалин, по сравнению с другими
препаратами, лучше исследован и является как бы стандартом, с которым
сравниваются другие психоделики. Его действующая доза довольно велика. При
приеме внутрь первые признаки появляются через 30 мин. Это физические
симптомы, включающие небольшую тахикардию, повышенное давление крови,
тошноту, иногда рвоту. Они могут сопровождаться беспокойством и тревогой.
Примерно через час появляются изменения в сенсорном восприятии, которые
усиливаются в течении 2-3 часов (физические симптомы при этом убывают),
после чего держатся на одном уровне еще 6-9 часов. Наиболее часто
встречаются следующее изменения в восприятии: мерцание, интенсификация в
цветном восприятии (все окружающее ослепляет яркими, радужными, как бы
промытыми дождем цветами), резкое усиление малейших различий в опенках и
текстуре. Черты лиц окружающих людей также становятся более выразительными,
яркими, а движения подчеркнутыми, театральными. Содержание галлюцинаций
невозможно внушить пациенту, хотя иногда можно повлиять на движение
возникающих образов. Изменения в слуховом восприятии возникает реже, но
также варьируют от элементарных до самых сложных -- порой пациенты слышат
игру оркестра, пение хора, либо целые концерты. Запахи и вкусовые ощущения
также сильно изменяются. Довольно часто мескалин ведет к нарушениям
восприятия собственного тела, появляются ощущение легкости, невесомости,
иногда тело исчезает или утрачивает определенные границы. Аналогично может
изменится и окружающее - предметы вытягиваются, увеличиваются в размерах,
стены раздуваются и т.д. Мышление может замедлить либо ускорить темп. В
одних случаях отмечается богатство представлений и ассоциаций, легкость при
решении задач, в других - наоборот. Из эмоциональных изменений наиболее
часто появляется повышенное настроение, эйфория. Пациенты могут пережить и
состояние, близкое к экстазу, - переживание полной гармонии с окружающим,
чувство посвящения во все тайны природы и вселенной, им кажется, что должно
произойти нечто великое, должны разрешится все их проблемы. Сознание
пациентов, ориентировка в окружающем и собственной личности обычно
сохраняются, так и воспоминания о переживаниях, вызванных приемом
мескалина. Действие мескалина протекает волнообразно, продолжаясь 10-12
часов. В последней стадии галлюцинации отступают на второй план,
сохраняется лишь яркость окраски окружающего и отдельные иллюзии. Вместе с
тем, (что очень важно для психотерапии) появляется необычная
расторможенность, разговорчивость, откровенность. Пациенты могут рассказать
о своих интимных переживаниях и сокровенных планах. После окончания
действия мескалина на некоторое время (12-24 часов) остается повышенная
утомляемость [29].
МДМА (метилен-диокси-метил-амфетамин) или "Экстази", помимо общего
возбуждающего действия, свойственного препаратам этой группы, оказывает
мягкий психоделический эффект, стимулирующий мышление, способствующий
яркому переживанию произведений искусства. "Экстази" вызывает
незначительные изменения восприятия (оживление цветовой и световой
палитры), увеличивая эмоциональную реакцию. В период легального
существования МДМА использовали многие психологи при консультировании
супругов и в семейной терапии, а также, как средство восстановления доверия
к людям у пациентов, подвергшихся сильным психологическим травмам. Действию
препарата сопутствуют спокойствие и симпатия к окружающим, поэтому
"Экстази" еще называют эмпатогеном ("эмпатия" - сопереживание) [38].
Психоделик 2-CB сочетает общее эмпатогенное действие с богатыми
визуальными изменениями, что позволяет поместить этот препарат между ЛСД и
МДМА: 10 мг вызывают эффект "Экстазн", выше 15 мг - эффект ЛСД [38].
Препараты типа ДОМ (СТП) действуют значительно дольше обычных
психоделиков. Их воздействие напоминает персдозировку ЛСД, только эффект
длится не 8-12 часов, а двое суток...[38]

Диссоциативные галлюциногены

К галлюциногенам этого типа относят достаточно широко распространенный
препарат фенциклидин (PCP), а также его производное кетамин (ксталар,
калипсол), которые используются и в медицине в качестве анестетиков и
средств для наркоза. Свое название эта группа препаратов получила из-за
того, что при их применении очень часто возникает эффект "отделения души от
тела" и взгляда на свою личность "со стороны" [29].
Кетамин (кеталар, кетанест, кетаджет) - это полностью синтетическое
вещество, химически родственное известному фенциклидину (PCP, "ангельской
пыли"), анестетику, используемый в ветеринарной медицине и являющемуся
опасным психоделиком, используемым непрофессионалами. Кетамин считается
одним из безопаснейших веществ, вызывающих общую анестезию в хирургии.
Первоначально его назначали сотням тысяч пациентов, нуждающихся в
немедленном хирургическом вмешательстве. Однако, несмотря на биологическую
безопасность, его употребление резко снизилось, поскольку он вызывает так
называемый синдром опасности необычные и весьма значительные изменения
восприятия и эмоций, переживаемые пациентами во время возвращения к
нормальному сознанию. Психиатрические исследования обнаружили, что кетамин
является мощным психоделиком, который в количествах, гораздо меньших, чем
используются в хирургии, может использоваться для психических исследований,
обучения профессионалов и для терапевтических целей. Кетамин
охарактеризован исследователями как наименее интересный с точки зрения
психотерапии препарат, так как человек под воздействием этого вещества в
значительной степени теряет координацию, испытывает трудности вербального
выражения, а также последующего вспоминания своих переживаний. Эффект
препарата в большей степени визуален, чем аналитичен. Это позволяет
некоторым людям использовать кетамин в качестве средства для ухода от
реальности, а не в качестве инструмента для ее изучения [5]. В нескольких
зарубежных и отечественных клиниках кетамин используют для лечения тяжелых
форм алкоголизма [29].



Индольные галлюциногены


Галлюциногены конопли

Марихуана и другие психоактивные продукты конопли (гашиш, гашишное
масло, конопляная пальца) являются наиболее распространенными и хорошо
изученными психоделиками слабого действия (малые психоделики). Однако при
сверхвысокой концентрации ТГК (активные компоненты конопли - тетра-гидро-
каннабинолы) проявляются типичные галлюциногенные свойства этих соединений.
Классический гашиш (желе из очищенной смолы растения), гашишное масло или
"молочко", которое получают, вываривая большой объем конопли в малом
количестве молока. при употреблении способны вызывать значительные
изменения восприятия и сильные эмоциональные реакции, сравнимые с ЛСД и
другими галлюциногенами. Марихуана (сушеные соцветия или листья конопли), а
также твердый гашиш, который смешивают с табаком или курят через кальян,
подобный эффект не вызывают [29]. На Ближнем Востоке, в Африке, Индии,
Китае, Тибете, Северной и Южной Америке и в Карибском бассейне листья,
цветы и смолу различных разновидностей конопли, таких, как Cannabis sativa
и Cannabis indica, люди курили и принимали внутрь под различными
наименованиями - гашиш, киф, харас, бханг, ганджа, марихуана, и делалось
это для удовольствия, целительства и в ритуальных целях. Конопля
обеспечивала таинства столь разнообразных сообществ, как примитивные
африканские племена, индийские брамины, тантрические буддисты Тибета,
некоторые ордена суфиев, древние скифы и растафариане Ямайки [33].

Соединения типа ЛСД

Из всех использованных до настоящего времени психоделиков ЛСД-25
является самым сильным. Шкала эффектов, вызываемых действием ЛСД, необычно
разнообразна и индивидуальна. Через 15-30 минут после перорального приема
препарата появляются предвестники психологических эффектов - вегетативные и
соматические симптомы: расширение зрачков, небольшое учащение пульса,
незначительное увеличение давления крови, повышенное слюноотделение, иногда
тошнота. Вслед за ними появляются и психологические изменения. Они
выражаются в следующем: изменения во всех модальностях восприятия;
изменения в восприятии времени и пространства; увеличивается скорость
ассоциативного мышления, меняется восприятие схемы своего тела; появляются
яркие эйдетические образы, видимые как при закрытых, так и при открытых
глазах; возможны галлюцинации; появляется сенситивное восприятие цветов;
внезапные и частые изменения эмоций и настроения; повышенная внушаемость;
повышенная способность к воспоминаниям; возможна деперсонализация;
растворение "ЭГО"; возможно осознавание внутренних процессов организма,
например, пищеварения, кровообращения и т.д.; ряд других психических
изменений, На уровне личности изменения очень индивидуальны, и реакция на
ЛСД зависит от всего жизненного пути человека, его эмоционального состояния
перед приемом препарата и окружения. Выраженность эффектов постигает
максимума примерно на четвертый час после введения, потом несколько часов
наблюдается плато в действии, а на 6-7 час после введения воздействие
препарата уменьшается. Обычно оно кончается на 8-12 час после введения, в
зависимости от дозы и индивида. Большинство исследователей подчеркивают
важность негаллюциногенных эффектов ЛСД: ощущение раскрытия ума, увеличение
скорости мышления, способность понимать и разрешать сложные вопросы
поведения и структурирования жизни [34, 36, 40].

Триптаминовые соединения (ДМТ, псилоцин и псилоцибин, буфотенин)

Эти галлюциногены широко распространены в различных семействах высших
растений, а псилоцин и псилоцибин встречаются в грибах [14, 38].
Действие ДМТ является самым глубоким, визуально эффектным и в то же
время кратким и нетоксичным. ДМТ - популярный галлюциноген, употребляемый в
ритуальных и целительских целях среди многих племен бассейна Амазонки. Его
получают из сока деревьев Virola (родственных мускатному ореху) или же из
молотых и поджаренных семян стручкового дерева Anadenanthera peregrina.
Имеются сведения о наличии триптаминов в побегах и корнях бамбука,
некоторых видов тростника, в побегах и семенах многих бобовых, множестве
грибов [38].
"Необычайная легкость, с какой ДМТ совершенно разрушает все границы и
переносит в невообразимое и неотразимое измерение Иного, - это буквально
одно из чудес самой жизни. И за этим первым чудом следует второе -
необычайная легкость и простота, с какой системы ферментов человеческого
мозга опознают молекулы ДМТ в синапсах. Всего за несколько сотен секунд эти
ферменты полностью и безо всякого вреда дезактивируют ДМТ, То, что обычные
уровни аминов восстанавливаются столь быстро после приема самого сильного
из всех галлюциногенных индолов, свидетельствует о том, что, возможно,
существовала давняя совместная эволюционная связь между людьми и
галлюциногенными триптаминами" [15].
Два других психотомиметика - псилоцин и псилоцибин - были выделены из
мексиканских "магических" грибов семьи Psilocybe, которые распространены и
в Европе. Они имеют похожую молекулярную структуру и в общем сходны по
своему действию, только псилоцин в 1,4 раза сильнее псилоцибина. Вызываемая
ими картина психических изменений напоминает таковую при введении ЛСД, но
по времени значительно короче (5-8 часов). При приеме внутрь примерно через
20 мин. появляются вегетативные и соматические симптомы (как при приеме
ЛСД), а затем и психические. При небольших дозах переживается приятное
ощущение интеллектуальной и физической релаксации, отрешенности от
окружающего мира. При более высоких дозах появляются изменения в восприятии
пространства и времени, своего тепа. Визуальная гиперсензитивность ведет к
иллюзиям и галлюцинациям, которые выражены сильнее, чем при ЛСД. Возникает
грезоподобное состояние, проживания давно забытых воспоминаний, часто
достигающих раннего детства [29]. Было установлено, что позитивный настрой
(предрасположение) ведет к положительным переживаниям во время сеанса, а
тревога или озабоченность сопровождаются неприятными переживаниями.
Настроение перед приемом препарата является лучшим предсказателем
настроения во время его действия [13].
Очень похож на псилоцин и псилоцибин по химической структуре и по
действию распространенный в животном мире галлюциноген буфотенин, который
был обнаружен в коже некоторых видов жаб (тропической жабы Bufo Bufotus) и
змей, а также в выделениях пауков [27, 38].

Бета-карболины

К препаратам этой группы относят гармин и гармалии (также
тетрогидрогармалин), обладающие галлюциногенным эффектом при дозе, близкой
к токсичной. Встречаются в некоторых видах дикой тропической лозы
Banisteriopsis caapi, произрастающих в Южной Америке, Средней Азии и на
Среднем Востоке, а также в диком табаке (из коммерческих сортов
галлюциногены выводятся). Смесь бета-карболинов с ДМТ является основой
галлюциногенного снадобья айяхуаска или йяге, употребляемого в Амазонии.
Народные целители "айяхуаскеро" прекрасно прижились в современных
бразильских городах, где пользуются не меньшей популярностью, чем доктора
официальной медицины [15, 38, 39]. Бета-карболины малоизученны и: до сих
пор не запрещены законом. При открытых глазах наблюдаются только
вибрирование и раздвоение контуров наблюдаемых предметов и волнистые
движения поверхности стен при более длительной задержке взгляда на одном
месте. При закрытых глазах наблюдаются обильные образы и целые сцены,
спонтанно возникающие в воображении. Они ярко окрашены с преобладанием
красно-зеленых и сине-оранжевых контрастов. Эти длинные видения напоминают
сны, в которых пациенты видят давно умерших близких им людей, путешествуют
во времени и пространстве в состоянии транса, подобно индейским йогам.
Иногда переживаются периоды из своей жизни, и из давно забытого прошлого.
Большинство пациентов проводят 4-8 часов во время сеанса лежа в постели,
поглощены сложными видениями, но без заметных изменений в эмоциональной
сфере и восприятии времени. Главная особенность гармалина как
психологического препарата состоит в том, что он является чистым
галлюциногеном при минимальных психопатологических изменениях [29].

Ибогаиновое семейство веществ

Эти вещества встречаются в двух родственных древесных породах Африки и
Южной Америки. Tabernanthe iboga - куст с желтыми цветами, родственный кофе
и произрастающий в тропиках Западной Африки. Корни ибоги, употребленные в
достаточных дозах, вызывают затяжной психоделический эффект, который
сопровождается значительными изменениями восприятия и длится не менее двух
суток [40]. Сейчас в некоторых западных странах ибогаин рассматривается как
перспективный психотерапевтический препарат. На фармакологическом рынке США
и Голландии появилось новое лекарство под названием "ибогаин". Существуют
серьезные основания предполагать, что оно способно освобождать человека от
наркотической зависимости, а также от других видов лекарственного
привыкания и вредных привычек [2].


Механизм действия психоделиков

Механизм действия психотомиметиков до сих пор окончательно не выяснен.
Исследование этапов передачи импульсов в нервной системы показало, что
некоторые препараты действуют путем усиления или подавления высвобождения
определенных природных веществ - нейромедиаторов. Некоторые нервные клетки
имеют на своей поверхности специальные участки, так называемые рецепторы,
расположенные в местах соединения нервных клеток между собой (в так
называемых синапсах), узнающие определенные молекулы нейромедиаторов
(каждый тип нейромедиаторов, которых сейчас известно около десяти,
распознается своим типом рецепторов; более того, для некоторых
нейромедиаторов существуют несколько разных типов рецепторов - в таком
случае конкретный эффект такого нейромедиатора будет зависеть от того, с
каким именно типом рецепторов произошло взаимодействие молекулы
нейромедиатора). После того, как рецептор связался со своим
нейромедиатором, он передает соответствующий сигнал нервной клетке,
запуская тем самым определенные процессы в организме [38].
Под действием психотомиметиков - производных фенэтилалкиламинов нервные
окончания мозга выделяют дофамин - медиатор, связанный с системами
бодрствования и удовольствия. Под действием ЛСД и других индольных
психотомиметиков нервные окончания мозга вырабатывают другой нейромедиатор
- серотонин, который называют также "гормоном удовольствия". Химическая
структура псилоцибина, буфотенина и диметилтриптамина (ДМТ) очень мало
отличается от структуры серотонина [38].
Ряд научных экспериментов показал, что за расширенное восприятие и
понижение барьера сенсорного восприятия, по-видимому, отвечает один из
типов серотониновых рецепторов (этот тип рецепторов называют 5-HT??-R, что
означает "рецептор к 5-HydroxyTriptamine (таково химическое название
нейромедиатора серотонина) 2-го типа, синергический"). Именно тогда, когда
с этим рецептором связываются молекулы серотонина и его аналогов (например,
ЛСД-25 или ДМТ), практически всегда наблюдаются "мистические" переживания
(тестирование производилось с помощью слежения за радиоактивно мечеными
молекулами) [38]. Любопытно, что с этим же типом рецепторов способны
взаимодействовать некоторые производные дофамина, такие как мескалин или
"Экстази", обладающие галлюциногенным действием - хотя их химическая
структура достаточно сильно отличается от структуры серотонина, однако
достаточно похожей у этих молекул является их квантовая структура, то есть
совпадают частоты колебаний электронов [34, 38].
Серотонин, взаимодействуя с рецепторами в синапсах, очень сильно
активирует нейроны, что приводит к значительному снижению порогового уровня
возбуждения многих зон мозга, ответственных за восприятие окружающих
явлений (видимо, у так называемых экстрасенсов уровень серотонина повышен
от рождения или повышается под воздействием подсознательных импульсов, либо
повышена чувствительность к серотонину [14, 35]). Глаза начинают видеть в
ближних ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне, различаются очень слабые
звуки и другие, обычно недоступные органам чувств, сигналы. Многие
исследователи отмечают в таком состоянии ощущение необычайной ясности и
высокой скорости мышления [40].
На анатомическом уровне важным органом, связанным с выработкой и обменом
серотонина в организме, представляется шишковидная железа.
В 1886г. появились две независимые друг от друга монографии на немецком
и английском языках, доказывающие, что шишковидная железа является на самом
деле третьим глазом и развилась из чувствительного к свету места на лбу,
которое до сих пор встречается у таких рептилий, как туатара в Новой
Зеландии. Это похожее на ящерицу животное обладает шишковидным органом,
представляющим собой маленькую полость, наружная оболочка которой стала
хрусталиком, а внутренняя - сетчаткой, соединенной нервными окончаниями с
мозгом через щель в черепе. Полость покрыта тонким и прозрачным слоем кожи.
У таких видов, как туатара, у многих птиц, рыб и многих мелких
млекопитающих шишковидная железа расположена на макушке, но у высших
приматов и человека мозг прикрыт корой, и шишковидное тело теперь
полускрыто в сердцевине черепной коробки.
Декарт указывал на этот орган, как на вместилище души. Но еще три с
половиной тысячи лет назад, когда появилась индийская литература, в ней
имелось указание на положение высшего источника телесной силы в точке между
бровями. Если бы мы сохранили слой прозрачной кожи, шишковидное тело
оказалось бы чуть повыше точки между глазами, как раз там, где в индусских
изображениях находится Глаз Света [3].
Еще 40 лет назад считали, что шишковидная железа - бесполезный
рудиментный придаток, доставшийся нам в наследство от рептилий. А в 1959г
Арон Лернер из Йельского университета обнаружил, что шишковидное тело
производит гормон, который он назвал мелатонином, и представление о роли
этого органа изменилось: речь идет уже не о вырождении органа, а о
возрождении железы. Сразу же вырос интерес к этому органу, и год спустя
стало ясно, что мелатонин производится из серотонина.
В отличие от наркотиков (таких как этанол, опиаты, барбитураты),
психоделики не способны вызывать зависимости, хотя в популярной литературе
психоделики часто путаются с наркотиками. Все вышеописанные препараты
отличаются от наркотических средств не только своим воздействием, но и тем,
что не вызывают при повторном употреблении физиологического привыкания.
Было показано, что ЛСД, в отличие от опиатов (морфина, героина), не служит
позитивным стимулом для крыс и обезьян, а обследование лиц, регулярно
принимавших ЛСД, не показало какой-либо выраженной симптоматики
физиологической зависимости. Это подтверждают не только работы
академических исследователей, но и Всемирная организация ООН по вопросам
здравоохранения [29, 38].


"Молекулы мистики" как способ трансцендентации ЭГО (теория
"квантового резонанса в синапсических полях")

В настоящее время академическая наука не может дать строгое обоснование
связи явлений трансцендентации ЭГО и активации серотониновых рецепторов
нейромедиаторами (почему взаимодействие серотонина и его аналогов с 5-HT??
-рецепторами приводит к столь радикальным переменам в сознании?), однако
какие-то шаги в этом направлении уже сделаны.
Достаточно интересной (однако носящей умозрительный характер и не
подтвержденной, хотя, впрочем, и не опровергнутой, данными строгой науки)
представляется теория "квантового резонанса в синапсических полях",
предложенная известным этнофармакологом Теренсом Маккенной (1946-2000)
несколько лет назад.
"В академических научных кругах не спешат отказываться от привычного
определения сознания как продукта работы мозга. Отчасти •так оно и есть
(мозговые травмы влекут нарушения сознания), но лишь отчасти: наряду с
такой трактовкой индивидуальное сознание можно также представить и
продуктом работы над-индивидуального Сознания в биологической ткани мозга.
Иллюстрацией может послужить такой пример, как телевизор. Качество
изображения и звука строго зависит от правильности работы всех компонентов,
а неисправность или поломка какого-то из них приведет к весьма
специфическим искажениям... Никто из нас не увидит в этом научного
доказательства того, что программа должна генерироваться в телевизоре,
поскольку телевизор - искусственная система и все функции хорошо известны-
А ведь как раз такой по типу вывод получен механистической наукой в
отношении мозга и сознания" [3] (это высказывание можно сравнить с
суфийской притчей о свече и зеркалах - см. главу о суфизме).
Попробуем рассмотреть весь мир как поток метафизических вибраций (под
термином "вибрация" метафизика понимает совсем не то, что физика и
механика, под вибрацией понимается не колебание вокруг положения
равновесия, а отрицание состояния покоя вообще: всё находится в состоянии
движения в любой системе любого иерархического уровня - вплоть до самой
субстанции: это сумма поступательного, вращательного, колебательного и
любых других типов движения; в чистом виде любой тип движения не
существует: вибрации любого уровня - это результат наложения и
взаимодействия разных типов движения) [12]. Надо заметить, что такая точка
зрения вполне согласуется с данными современной науки, в частности, с
представлениями квантовой физики, в соответствии с которыми все как макро-,
так и микро- объекты представляют собой наложение вибрирующих полей и
обладают волновой природой, и с теорией голографической структуры Вселенной
(более подробно это описано в работах физиков Ф.Капры [8] и в ряде научно
популярных работ Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, например, в
опубликованной на русском языке книге [20]). Если встать на такую точку
зрения, то трансцендентацию ЭГО можно связать с восприятием неких особых
вибраций, недоступных сознанию в обычном состоянии. Экстаз часто описывают
как проявление мощных вибраций, являющихся следствием резонанса между
индивидуальным ЭГО-сознанием и над-индивидуальным Сознанием [36], то есть в
момент экстаза происходит совпадение частот вибраций Внутреннего и Внешнего
миров. Но, поскольку в обычном состоянии такой резонанс не наблюдается, то,
значит, в момент экстаза происходит "подстройка частоты колебаний"
индивидуального ЭГО-сознания, то есть на исходную частоту вибраций
индивидуальной "души" накладываются некие дополнительные колебания, и
частота такого "суммарного" колебания как раз совпадает с частотой
колебания над-личностного Сознания. На роль источника таких дополнительных
вибраций могут претендовать какие-либо химические молекулы, атомы которых
вибрируют с необходимой частотой (эти вибрации, кстати, можно зафиксировать
с помощью современных физико-химических методов), например, обсуждавшиеся
выше "молекулы мистики", либо комплекс какой-либо "молекулы мистики" с
соответствующим рецептором нервной клетки [14]. В пользу этой теории
свидетельствует уже упоминавшийся факт, что вещества, сильно отличающиеся
по химическому строению, но имеющие похожую квантовую (то есть
колебательную) структуру (галлюциногенные фенэтилалкиламины, с одной
стороны, и индольные галлюциногены, с другой), способны вызывать сходные
мистические переживания.
Таким образом, согласно этой гипотезе "квантового резонанса в
синапсических полях", мы имеем следующую картину: Сначала экзогенная
молекула галлюциногена попадает в организм человека или прямо в организме
вырабатывается эндогенная молекула серотонина или дофамина, далее такая
молекула взаимодействует с одним из серотониновых рецепторов, в результате
чего происходит наложение (интерференция) колебаний этой молекулы (или ее
комплекса с рецептором) на поток вибраций ЭГО-сознания. В конечном итоге
частота колебаний ЭГО-сознания изменяется и совпадает с одной из частот
вибраций надличностного Сознания - возникает резонанс, который осознается
как Божественный Экстаз, а весь мир в таком состоянии кажется
одухотворенным и исполненным смысла, поскольку отсутствуют границы
индивидуального сознания - ЭГО растворяется в надличностном Сознании [14].
Поскольку надличностное Сознание (в некоторых религиозных традициях
называемое Богом) существует вне времени, не ограничено пространственными
рамками и едино для всех личностей, то нет ничего удивительного в том, что
субъект в состоянии подобного трансперсонального переживания вспоминает
какие-либо эпизоды из собственного раннего детства, эмбрионального
развития, жизни своих предков (в том числе и предшественников на
эволюционном развитии), других объектов (других людей, животных, растений,
планет, звезд, сверхчеловеческих и мифологических существ и т.п. - описания
см. в главе "Основные виды мистических переживаний"), событий из прошлого и
будущего [5].

Основные виды мистических переживаний.

"Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание
представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него
отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой
перегородкой... Наше представление о мире не может быть полным, если мы не
примем во внимание и эти формы сознания" [7].
Если изобразить внутренний мир личности в виде паутины смысловых
взаимоотношений, сотканной вокруг главной экзистенциальной позиции
человека, то измененное состояние сознания (ИСС) - это смещение последней,
влекущее перестройку стереотипов самоосознавания - личностную трансформацию
[24].
Представим себе наблюдателя, стоящего на лесной поляне и пытающегося
определить направление своего дальнейшего движения. Все, что он видит, -
это кромка леса, опоясывающая небосвод. Однако, достаточно залезть на
высокое дерево, чтобы увидеть далекую панораму и выбрать путь. Внутренняя
реальность человека такой же дремучий лес, а измененное состояние сознания
- вид этого леса с новой точки зрения, отличной от предыдущей. Согласно
этой метафоре, путешествуя по жизни, мы все периодически пользуемся
подобными способами ориентирования, хотя стремимся найти такие места, где
окружающее будет просматриваться на много лет вперед.
Иными словами, измененные состояния сознания обладает познавательной
ценностью, и в определенных обстоятельствах может быть успешно использовано
для достижения внутреннего покоя и равновесия. ИСС - это экзистенциальный
сдвиг смысловых связей, вызванный изменением позиции "наблюдателя" в
сознании человека (разотождествлением с ЭГО), временным выходом души из
привычных ролевых позиций. Если перестройка происходит осознанно, то есть,
человек понимает цели и смысл расставания с прошлой реальностью, то он
расширяет свое сознание за счет утверждения новой личностно-ролевой позиции
- душа обновляется [5].
В практике психотерапевтического применения ЛСД часто описываются случаи
задержки внутреннего перерождения. Если человек не достаточно глубоко
анализирует себя, чтобы понять смысл происходящих перемен, формирование
новой личностно-ролевой позиции и его сознании будет протекать болезненно.
В такие мгновения человека может охватить паника, ощущение собственной
пустоты, "потерянность" или глубокая депрессия. На нашем примере с
наблюдателем в лесу это может выглядеть следующим образом: забравшись на
высокое дерево, он с ужасом обнаруживает, что безнадежно заблудился, и его
знаний явно не достаточно, чтобы выбраться.
Существует множество специальных методов для достижения измененных
состояний сознания, хотя и без этого ИСС занимают видное место в динамике
внутренней жизни полноценного человека. Любая перестройка важных смысловых
комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение
свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание
людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная
трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.
ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и
пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,
гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),
сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,
наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти
процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и
способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,
вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,
вызванных различными немедикаментозными средствами [24].


Перинатальные переживания

Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами
биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,
умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами
человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно
сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому
опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его
прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что
он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство
рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее
концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания
[4].
Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается
как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так
и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний
смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -
"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])
Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время
посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из
скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].
Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан
(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин
создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со
старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы
ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)
металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в
классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и
даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае
речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой
человек через приобщение ей

Новинки рефератов ::

Реферат: Манифест 1810 года (История)


Реферат: Качественный метод социологических исследований (Социология)


Реферат: Бытовые и военные яды (Физкультура)


Реферат: Т.Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории (Доклад) (Социология)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Карибский кризис 1962 (История)


Реферат: История ОВД (История)


Реферат: Федотов (Искусство и культура)


Реферат: Время в культуре (Культурология)


Реферат: Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их отражение в социально-философских, публицистических и художественных текстах (История)


Реферат: Права русскоговорящих жителей в Эстонии (Международные отношения)


Реферат: Выдающиеся отечественные и зарубежные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие и становление информатики (Программирование)


Реферат: Владимиро-Суздальская твердыня (История)


Реферат: Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Мюнхенский сговор (История)


Реферат: Источники права (Теория государства и права)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Доказывание и доказательства в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: The Adverse Effects of Green Lawns (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист