GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология управления (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология управления (Социология)




Содержание


Введение

1. Предмет и объект социологии управления

2. Руководитель в системе управления

3. Проблема управления трудовым коллективом

Заключение

Список литературы



Введение

В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для
управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут
преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы
управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что
изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен
быть менеджер, как он должен руководить.



1.1. Предмет и объект социологии управления
1. Предмет социологии управления

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и
методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для
достижения определенной цели.
Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется
термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь
социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой
менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много
общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и
людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-
экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере
управления, технико-организационные и социальные аспекты управления
производством и людьми. Социальный аспект управления производством и
людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления
совпадают с менеджментом.
Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и
научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации
управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений
руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации,
необходимая для осуществления управленческой деятельности.



Научный метод управления.



Гипотеза

Не верна



Гипотеза

верна



Теория и направление управления.
Исследуются два трансформационных процесса:
. материальные процессы;
. информационные процессы, в которых управление рассматривается как
информационное воздействие.

Эти два процесса отражают две стороны управления:
o содержимое;
o форма или метод изучения процесса.

Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой
процесса управления занимаются управленческие науки — менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном
итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и
информационных потоков.

2.Руководитель в системе управления

2.1.Типы руководителей.

Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать
менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями,
особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми.
Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в
большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блейк
и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей.


|9 | | | | | | | | | |
|8 | | | | | | | | | |
|7 | | | | | | | | | |
|6 | | | | | | | | | |
|5 | | | | | | | | | |
|4 | | | | | | | | | |
|3 | | | | | | | | | |
|2 | | | | | | | | | |
|1 | | | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |


1) 9,1 - диктатор
2) 1,9 - демократ
3) 1,1 - пессимист
4) 9,9 - организатор
5) 5,5 - манипулятор

1) Стиль управления, полностью ориентирован на производство и
уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в
таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из
подчинения.
2) Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем
месте. Принцип: "Надо быть всегда самим собой". Работнику обстановка
нравится, о польза небольшая, весь пыл - в дебаты.
3) Девиз "Не вмешиваться в ход событий". Случайные люди, назначенные
кем-то.
4) Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также
людей. Важнейшая характеристика - устремленность к инновациям, нацеленность
на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но
такое почти не реально.
5) Менеджера этого типа удовлетворяет средняя производительность.
Девиз: "Не хватать звезд с неба". Манипулирование людьми.


2.2.Основные черты современного менеджера

В зависимости от характера работ менеджеру предъявляются различные
требования.

Требования к руководителям по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические
силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто
занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об
изменяющемся содержании работы руководителя.
Эти обобщения позволили авторам книги "Раскрепощенный менеджер" М.
Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые
требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов,
которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие
десятилетия.
1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере
присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых
менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим
временем.
2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству
личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров
требуется способность прояснить свои личные ценности.
3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется
четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все
возможности для обучения, требующиеся современному руководителю.

Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный
рост и развитие.
5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как
средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность
решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой
управленческих навыков.
6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и
прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное
приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и
способны гибко реагировать на изменения ситуации.
7. Традиционные, иерархические отношения затрудняются. Поэтому
эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на
окружающих, не прибегая к прямым приказам.
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои
возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего.
Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и
многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
9. Большие затрат и трудности связаны ныне с использованием наемных
работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое
использование людских ресурсов.
10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов
и борьбы с возможностью собственного "устаревания". По этому менеджерам
требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении
практических навыков.
11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий
нескольких людей, совместно осуществляющих их решение.
Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы,
способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они
хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.



2.3. Менеджер и требования, предъявляемые к нему.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных
подразделений или программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений(
управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования.

Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

1. Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли
производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей
деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных
сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе
согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение
участия каждого в их исполнении. Так как принятие управленческого решения
- это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.

Основные стадии подготовки и
методы принятия управленческих решений.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления
направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления.
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
1) Сбор информации.
2) Анализ полученной информации.
3) Выяснение актуальности.
4) Выяснение, определение условий при которых эта проблема будет
решена.
2. Составление плана решения.
1) Разработка альтернативных вариантов решения.
2) Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися
ресурсами.
3) Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям.
4) Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности.
5) Составление программ решения.
6) Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
1) Доведение решений до конкретных исполнителей.
2) Разработка мер поощрений и наказаний.
3) Контроль за выполнением решений.

Методы принятия управленческих решений

Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть
решена проблема.
1) Декомпозиция
Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.
2) Диагностика
Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую
очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3) Экспертные оценки
Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются,
сравниваются.
4) Метод Делфи
Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с
решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения
большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его
опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются
меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор,
пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что
выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется
для достижения эффективности.
5) Метод неспециалиста
Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной
проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6) Линейное программирование.
7) Имитационное моделирование.
8) Метод теории вероятности.
9) Метод теории игр.
Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
10) Метод аналогий.
Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других
объектов управления.


2. Менеджер инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и
технологий, чем постоянно ремонтировать оборудование.

3. Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров
выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят
большую часть своего времени на установление
контактов.

Важнейшие функции менеджера
Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть
психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В
этом во многом поможет язык жестов и телодвижений.
Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем
они обоснован, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это
самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому
другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и
учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим
слушать других...и это только для начала. Он должен знать в совершенстве
своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения
конкретной поручаемой им работы.
Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников,
защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять
неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования
фирмы.

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом я бы
хотел остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера -
делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это
значит сотрудничество, а не запугивание.
Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он
стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других
менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти
время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями
подчиненных.



3. Проблемы управления трудовым коллективом


Управление предприятием в современных условиях должно осуществляться
на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав
собственника на использование своего имущества.
Собственник может реализовать свои права по управлению предприятием
непосредственно или через уполномоченный им орган. Таким органом в
соответствии с Уставом предприятия может служить совет или правление
предприятия.
Совет предприятия состоит из равного числа представителей, назначаемых
собственником имущества предприятия и избираемых трудовым коллективом.
Численность совета предприятия и срок его полномочий определяются уставом
предприятия. Заседание совета проводит председатель, который избирается из
числа членов совета открытым или тайным голосованием.
Совет предприятия вырабатывает общее направление экономического и
социального развития предприятия, устанавливает порядок распределения
чистой прибыли, принимает решение о выпуске ценных бумаг по представлению
руководителя предприятия, о покупке ценных бумаг других предприятий, решает
вопросы создания и прекращения деятельности филиалов, дочерних предприятий
и других обособленных подразделений.
На совете предприятия решаются вопросы входа и выхода в ассоциации и
объединения, устанавливается направление внешнеэкономической деятельности,
рассматриваются и разрешаются конфликтные ситуации, возникающие между
администрацией и трудовым коллективом предприятия, а также другие
хозяйственно - экономические вопросы, предусмотренные уставом предприятия.
Совет предприятия на своих заседаниях рассматривает и решает вопросы,
отнесенные к его компетенции, однако в оперативно-распорядительную
деятельность администрации деятельность совета не допускается. Все вопросы
оперативной деятельности предприятия решают руководитель предприятия и
назначенные им заместители, руководители подразделений аппарата управления
, цехов, отделов, участков и т.д., а также мастера.
Назначение руководителя предприятия является правом собственника
имущества предприятия и реализуется им либо непосредственно, либо через
совет предприятия. При назначении руководителя на должность с ним
заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и
ответственность руководителя, условия его материального обеспечения и
возможного освобождения от должности с учетом определенных гарантий.
Решения по социально-экономическим вопросам деятельности предприятия
вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового
коллектива на общем собрании или конференции.
На общем собрании трудового коллектива рассматриваются вопросы о
необходимости заключения коллективного договора с администрацией и его
содержания , вопросы о выкупе имущества предприятия, предоставляются
полномочия профсоюзному комитету или другому органу действовать от имени
трудового коллектива. Коллективным договором регулируются производственные
и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального
развития коллектива, здоровья его членов. На общем собрании трудового
коллектива избираются (или отзываются) представители в совет предприятия,
заслушиваются отчеты об их деятельности.
По решению общего собрания может быть образован совет трудового
коллектива и определенны его функции.
Там, где собственником является трудовой коллектив, как, например, на
арендном предприятии, можно было бы ограничится одним советом, который
совмещал бы функции как совета предприятия, так и совета трудового
коллектива.
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом,
что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях
взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом
использовать трудовые и материальные ресурсы.
Примерная структура аппарата управления крупного предприятия,
имеющего развитое энергетическое хозяйство показана на рис. ниже.



Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что социология управления играет
большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при
решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.
д.
С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения
вопросов, возникающих в процессе производства.
И в заключении хочу привести систему правил убеждающего воздействия Д.
Карнеги:
Правило 1.
Единственный способ одержать верх в споре - это уклонится от него.
Правило 2.
Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите
собеседнику что он не прав.
Правило 3.
Если вы неправы признайте это быстро и решительно.
Правило 4.
С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Правило 5.
Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".
Правило 6.
Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
Правило 7.
Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
Правило 8.
Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего
собеседника.
Правило 9.
Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
Правило 10.
Взывайте к более благородным мотивам.
Правило 11.
Драматизируйте ваши идеи, подавайте их эффектно.
Правило 12.
Бросайте вызов, задевайте за живое.



Список литературы:



1. Гуров Социология, 1996

2. Кибанов Управление персоналом организации.
3. Мескон Альгфред Основы менеджмента, 1995
4. Травин В.В, Дятлов В.В Основы кадрового менеджмента. М, 1995.
5. Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.

5.Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.
6.И.Н. Герчикова "Менеджмент", М-1994 ,издательское объединение "Юнити"
7.Основы управления персоналом / п.р. Генкин Б.М. М, 1996.



-----------------------
Реализация принятия решений

Наблюдения (сбор и анализ информации)

Ремвантная информация

Формирование гипотез и установление зависимостей

Проверка правильности сформулированной гипотезы






Реферат на тему: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Социология. Социология Эмиля Дюркгейма»
Авторизованный реферат по курсу
«Социология »



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель) проф. Борисова О.А.
Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2001 год

Содержание


Содержание 2


Введение 3


О принципах социологии и ее истории 5


Значение для социологии ее истории 6


Общество 9


Социология в системе социальных наук 12


Социология Эмиля Дюркгейма 15

Биография 15
Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
17
«Социологизм» как философское обоснование социологии
20
В поисках социальной солидарности: от теории
разделения труда к теории религии 26
Общая схема дюркгеймовского описания механической и
органической солидарности в соответствии с
определенными типами обществ (по С. Люксу) 27
Итоги и выводы 33

Литература: 37



Введение

Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука
описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир,
употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия,
капиллярности энергии и множество других терминов, которые вы усвоили из
школьного курса. Они описывают предмет физик.
А как представляет общество современная социология? Его основой служит
социальная структура – совокупность социальных институтов, социальных ролей
и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия,
собственность, государство – фундаментальные институты общества, возникшие
в глубокой древности и существующие по сию пору. В зачаточной форме семья
появилась у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась
на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40
тысяч лет назад, армия и государство – 10 тысяч. Приблизительно в то же
время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, в
начале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним
институтом считается производство – ему около 2 миллионов лет. Именно тогда
предок человека взял в руки орудие труда.
У общества, как и у людей, множество потребностей. Но всегда
потребности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое
происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удовлетворяются
при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей,
специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств
существования, обучение молодого поколения, защита общества от врагов,
воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка – фундаментальные
потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения.
Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться. Стандартизованная форма
осуществления социальной функции для поддержания общественного
воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности
называется социальным институтом.
Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать,
воспроизводить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель,
передающий свои знания ученикам, - это не только конкретный человек, но и
социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди,
выполняющие ту или иную функцию, но сама она остается. Социальных ролей у
одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен,
рабочий, муж, родитель. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки
миллионов – в роли учителя, сотни тысяч – в роли офицера. Меняются люди, но
роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус – социальное
положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от
рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе
социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус
президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что
статус банкира выше статуса почтальона.
У одного человека множество разных статусов, но точно так же один
статус может занимать множество людей. Сколько в российском обществе прежде
было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов
Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и
выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется,
меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России
такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли
– космонавт, тракторист, стюардесса.

О принципах социологии и ее истории

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и
состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело
и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и
эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология
глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов
и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой
коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных
дисциплин принадлежит и история социологии.
В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история
отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При
каких обстоятельствах? Почему?
Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы – значит
дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об
обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом
думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка
социологии – просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.
Задача эта, однако, отнюдь не просто. Даже ответ на первый из
перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как
определить, что относится к этой науке, что – к другой, а что вообще к
науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории,
методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории
социологии, а какие нет?
Очевидно, что представление о том, что такое история, социологии, явно
или неявно предполагает представление о том, что такое собственно
социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы
очерчиваем ее пространственные и временные границы, т.е. определяем, где и
когда имеет место ее история.

Значение для социологии ее истории

Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки,
вследствие которой история играет в ней значительно более важную роль, чем
в науках естественных. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы
здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если
речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то
невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит
социологию и, шире, гуманитарное знание с искусством, с художественным
творчеством, где также невозможно выстраивать произведения разных эпох на
разных ступенях некой единой лестницы достижений, утверждая, например, что
Пикассо «выше» Рафаэля, Лев Толстой «глубже» Шекспира и т.п.
Ничто значительное в социологии не умирает. Оно может «впадать в сон»,
иногда даже в «летаргический», надолго выпадая из сферы актуального
научного знания. Но наступает время, когда научное сообщество вновь
обращается к, казалось бы, навсегда похороненным идеям, и они вновь
пробуждаются к жизни, актуализируются, становятся современными. А многие из
очень старых идей вообще постоянно находятся в научном обращении. Идеи
«социологов» такого далекого прошлого, когда еще и социологии, собственно,
не было, по сей день остаются актуальными, действующими, работающими.
Например, идеи Аристотеля (IV в. до н.э.), Августина Блаженного (IV-V вв.),
Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.), Ш.Монтескье (XVII-XVIII вв.) и сегодня
представляют отнюдь не только «исторический» интерес. Очевидно, что каждая
эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует,
«прочитывает» старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они
все-таки остаются самими собой.
Из сказанного следует, что именно история социологии не только
позволяет «жить» старым идеям, не только не дает им «умереть», но и
«омолаживает» их. Благодаря истории безгранично расширяется диапазон
социологических знаний, понятий, теорий, методов, из которых может
осуществляться выбор в процессе научной деятельности. Решая какую-то
научную проблему, социолог всегда, осознанно или неосознанно, соотносится с
определенной традицией социологической мысли. История помогает ему делать
это осознанно, позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или
плохо забытое старое и как с помощью того и другого решать научные
проблемы.
Таким образом, историко-социологическое знание, будучи самоценным, в то
же время играет эвристическую роль, служит средством получения нового
знания и способствует формированию науки будущего. Здесь еще раз
подтверждается справедливость утверждения Байрона: «Прошлое – лучший пророк
будущего».
Более того. Если исходить из того, что наука – это весь массив научного
наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших
глазах, то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии –
это сама социология.
История социологии исследует различные формы изменений научного знания:
эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы, и
революционные, связанные со сменой парадигм в социологии. Она прослеживает
не только инновационные процессы в сфере научного знания, но и процессы
рационализации знания, приводящие к становлению научной классики.
Конкуренция и конвергенция социологических теорий недавнего и отдаленного
прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия – все
это входит в предмет истории социологии.
История социологии изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы
развития социологического знания. Среди вненаучных следует особо выделить
разнообразные социальные факторы.
Социально-историческая обстановка, социальные группы, нормы, ценности,
институты оказывают прямое и косвенное влияние на процесс социологического
познания. Поскольку социология непосредственно включена в объект своего
изучения - общество и представляет собой средство, с помощью которого оно
познает само себя, исследование социальных факторов социологического
познания особенно важно. Отсюда тесная связь и частичное совпадение истории
социологии с такими дисциплинами, как социология познания и социология
социологии.
Основополагающую роль в развитии науки, в частности социологии, играет
личность ученого. Поэтому значительное место в истории социологии занимает
изучение комплекса факторов, связанных с этой личностью. К ним относятся
особенности его биографии, психологические черты, ценностные ориентации и
т.д. Разумеется, главное в истории социологии – логика самого
познавательного процесса, а не обстоятельства жизни и свойства личности
того или иного социолога. Но и без знания отмеченных обстоятельств и
свойств эту логику часто трудно или невозможно понять.
Английский философ А.Уайтхед утверждал, что наука, которая не может
забыть своих основателей, погибла. Этим он хотел подчеркнуть, что наука не
может заниматься повторением старых истин, что она всегда представляет
собой творчество, в результате которого рождается новое знание. Безусловно,
это так. Но наука, забывшая своих основателей, также обречена на гибель.
Вот почему она нуждается в собственной истории, которая является своего
рода биографией, коллективной памятью науки.
История социологии – это коллективная память науки об обществе.
Амнезия, потеря памяти, означал бы, что эта наука прекратила свое
существование или «впала в детство». История в социологии составляет один
из важнейших элементов ее научного, профессионального сознания.
Выше утверждалось, что представление об истории социологии основано на
определенном видении того, что такое социология. Но не менее справедливо и
противоположное утверждение: представление о том, что такое социология,
определяется тем, как осмыслена ее история.

Общество

Термин «общество» используется для обозначения самых различных реалий.
В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное
значение. И как отмечал Г.Зиммель, оно имеет смысл очевидно только в том
случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных
людей. Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой
происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила
возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения
витальных потребностей людей им придать жизнедеятельности индивидов свои
неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и
природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в
котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между
индивидами.
Второй отличительной чертой общества является его способность
поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних
взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества,
социологи расходятся в объединении ее основополагающих причин.
Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в
«коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию
губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество
сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством
населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной
жизнедеятельности. Э.Шиллз убежден, что общество как таковое существует
только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей
территорией и насаждающей общую культуру.
Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На
ранних этапах человеческой истории она достигалась, прежде всего, за счет
межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства,
строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном
влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис
назвал общество, базирующееся на таких принципах, общинной.
Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше
поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным
стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в
социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения.
Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности. Их
отличительной особенностью является функциональная целесообразность, то
есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная
независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами,
институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или
профессиональная роль судьи присутствует в обществе постоянно или на
протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие
функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.
Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они
– результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих
первоначально на основе межличностных контактов и взаимодействий. Они –
результат целерационального отбора оптимальных принципов и норм
регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно
решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс
становления государственности у всех народов растянулся на столетия, прежде
чем принял очертания сложившихся институционных структур, способных
выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.
Общество приобретает устойчивость благодаря, прежде всего, таким
свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и
функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и
воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт
денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-
профессиональные общности, поддерживающие разделение труда. Все в
совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно
воспроизводство социальных связей.
Третей отличительной чертой общества является его автономность и
высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его
многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия
для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять
последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только
в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью,
зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и
одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и
познакомиться с достижениями науки и культуры. Общество может предоставить
ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину
социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той
самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять
свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации
жизни, которые облегчают им достижение личных целей.
Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в
отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и
управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании
тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого.
Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его
самостоятельность независимо от размера.
В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно
социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся
систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря
указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо
органично вбирает в себя новые социальные преобразования, институты, нормы,
обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди,
связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры,
происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность
использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам,
создает неповторимую. Атмосферу духовного единения.
Итак, общество – это универсальный способ организации социальных связей
им социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных
потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и
самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания,
упрочнения социальных связей, появление особых институтов, поддерживающих и
развивающих эти связи.

Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную
широкоразветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с
политической экономией, этнография – демографией и т.д. Для всех наук
характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых
проблем социальной жизни.
Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-
либо специфические, присущие лишь для конкретной сферы общественной жизни
явления. Данное обстоятельство определяет не только широту охвата, объем
социологического видения, но и его глубину. Ведь для социологического
познания также характерно стремление постичь природу социальных связей
между людьми по поводу чего бы они ни возникали, законов взаимного
приспособления людей друг к другу, отношений функционирования общества как
целого проявляющегося в любых областях социальной жизни, возникающих как
спонтанно, так и преднамеренно. Речь идет об изучении своеобразных
«первокирпичиков» социальной жизни, из которых выстраиваются затем
отдельные общественные строения, каждое со своей специфической
конфигурацией, функцией.
Во-первых, социология (в данном случае ее конкретные разделы) изучает
процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с
точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе
говоря, происходит отнесение (осмысление) частных социальных явлений к
целому обществу. Обращая внимание на эту особенность социологического
подхода, выдающийся американский социолог Т.Парсонс отмечал, что
социология, в отличие от других социальных наук, «изучает структуры и
процессы, имеющие отношение к интеграции» социальных систем, общества в
целом.
Благодаря этому общество, а точнее, акцент на интеграции, присутствует
в социологическом анализе, как своеобразный определитель смысла,
происходящего в отдельных социальных процессах. Социолога будет
непосредственно интересовать, если он бросит взгляд на экономику, не нормы
прибыли, а то, какую роль экономика играет в функционировании общества в
целом, или какова роль денег в регулировании социальных ценностей, норм,
психолог должен сосредоточить свое внимание преимущественно на роли
воображения, памяти. Социолог же концентрируется на изучении того,
насколько усваиваемые нормы связаны с социальным статусом, социальными
ролями, выполняемыми личностью в обществе.
Во-вторых, исследуя конкретную сферу жизни общества, социолог остается
социологом, прежде всего потому, что он изучает, как здесь преломляются
общесоциальные свойства, связи, механизмы. Социальные действия и
взаимодействия, социальные институты и общности, социальные регуляторы,
ценности, социальные роли и статусы – вот лишь некоторые своеобразные
«хрусталики», через фокус которых социолог стремится взглянуть на процессы,
происходящие в политике или образовании, в семье и экономике.
В-третьих, социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их
потребностей, ожиданий, предпочтений и настроений. Взять, к примеру,
проблему легитимности (законности) власти. Для правоведа это проблемы
изучения закона, законности в той форме, в которой они возникли исторически
(обычное право, феодальное право, конституционное право и т.д.). Он
анализирует внутреннюю логику эволюции форм законности, наличие
противоречий в законах, их совершенство и т.д. Для социолога же проблема
легитимности это, прежде всего проблема признания людьми власти, насколько
она выражает интересы людей, какие социальные группы, страты заинтересованы
в утверждении этой власти, что способствует и, наоборот, затрудняет
признание людьми этой власти. Иначе говоря, изучает ли социолог проблемы
политики или образования, демографии или экономики, он на все смотрит
сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и
ожиданий, борения идей и судеб. Социология во всех случаях стремится,
прежде всего, обнаружить смысл, контекст, пораженный общественной природой
существования человека.
Высказанные мысли о свойствах социологического знания позволяют
сказать, что положения социологии в системе социальных наук, в какой-то
мере аналогично месту физики в системе естественных наук. Думается, отнюдь
не случаен тот факт, что О.Конт, выдвигая идеи о новой науке, об обществе,
на первых порах использовал термин, введенный еще Т.Гоббсом – «социальная
физика».
Итак, подведем итоги нашего анализа того, каковы же особенности и
достоинства социологии как науки:
1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это
проявляется:
. Непосредственно, когда общество изучается как система;
. В том, что в социологии все социальные явления и процессы
анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции
общественного целого;
. В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи,
институты, общности («первокирпичики»), независимо от сферы
социальной жизни, тем самым, раскрывая человеческий контекст
процессов, происходящий в этих сферах. Иначе говоря, из недр
социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих
подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других
социальных наук. Вместе с тем эта всеобщность не носит
умозрительного характера, что связано со следующими свойствами,
отличающими социологию от социальной философии.
2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой
конкретным содержанием, внутренне многообразной и
дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных
конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей,
вовлеченных в социальные процессы.
3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о
социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно, благодаря
широкому использованию наряду с теоретическими эмпирическими
методами конкретносоциологических исследований, нацеленных на
получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с
научными процедурами.
Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность
анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление
познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первооснов.

Социология Эмиля Дюркгейма



Биография

Одним из создателей социологии как науки, как профессии и предмета
преподавания был Эмиль Дюркгейм. Он родился 15 апреля 1858 года в Эпинале
на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В
детстве будущего автора социологической теории религии готовили к
религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и
Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию.
Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение
оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал
склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь
сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой
(изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов;
это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и
процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком
Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца
жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и
нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и
социальную науку - в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу
в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ
Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с
которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной
школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога
оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру.
Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся
серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за
что товарищи прозвали его «метафизиком».
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет
преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в
научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований
и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на
него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом,
основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и
педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в
1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую
кафедру социологии во Франции.
С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический
ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы
дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название
«Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива
занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х
годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки
о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и
социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и
многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был
блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они
отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили
характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма,
но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода
общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и
либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных
рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом
движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского
толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма,
считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в
результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он
стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая
социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Будучи человеком долга, прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился
соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской
этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его
научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной
и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское
общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти
XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с
Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он
активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее
«сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая
необходимость национального согласия на республиканских, светских и
рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась
Третья республика.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар, но Французской
социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой
социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах
воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и
социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына
ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в
Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из
задуманного.



Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников
Дюркгейма следует отметить, прежде всего, трех его соотечественников:
Декарта, Монтескье и Руссо.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм
- французская национальная традиция, начало которой положил Декарт.
«Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического
метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом
перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна
цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю
постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и
общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само
понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного
методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть
«Рассуждения о методе».
Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм
считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он
обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной
науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в
развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального
объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и
гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника
социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной
реальности.
Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует
указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О.
Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею
социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой
науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической
форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи
контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно
Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.
Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд
положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии и
подчеркивал, предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая
обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и
материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время
вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал
родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал
естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм
воспринял также контовский подход к изучению общества как органического,
солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был
принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию
Кота и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В
противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в
научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно
искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился
сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом
был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он
отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего
предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными
путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно
всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо
ошибочном постулате».
Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде
всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю
теорию основателя Французской социологической школы.
Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели
взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности,
его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими
рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в
человеческом существовании и необходимости ее научного исследования,
стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с
представлением о его долге и зависимости, но отношению к другим индивидам.
Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от
государства, производственных кооперативов, усиление роли государства в
установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в
государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на
интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.
Но меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в.
оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э.
Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как
ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные
институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество
Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого
влияния.
Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера
и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно
«негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции
Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя.
Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей
Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне
социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором
каждый институт играет определенную функциональную роль), и к
эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог
рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность
использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых,
определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому
материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также
строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь
на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все
социальные мыслители, так или иначе, обращались к марксизму, становясь его
горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним
полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние
на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности.
Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социаль

Новинки рефератов ::

Реферат: История призрения детей в России (Педагогика)


Реферат: Проблемы наркомании среди молодежи и способы ее профилактики (Педагогика)


Реферат: Диффузионный CO2 лазер ВЧЕ-разрядом (Технология)


Реферат: Застава у цивільному праві (Право)


Реферат: Жизнь во Вселенной (Астрономия)


Реферат: Крепость Кодак как предтеча Днепропетровска (История)


Реферат: Определения суда первой инстанции (Гражданское право и процесс)


Реферат: Линейный ускоритель (Физика)


Реферат: Борьба за власть в СССР (Политология)


Реферат: Программирование алгоритмов линейной структуры (Компьютеры)


Реферат: Антропология (шпаргалка) (Социология)


Реферат: Особенности психологических особенностей дружеских отношений (Психология)


Реферат: Объекты промышленной собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: АПК Республики Беларусь (Право)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Металлургия титана (Металлургия)


Реферат: Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности (Педагогика)


Реферат: Косово 1999 (История)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Сельское хозяйство)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист